ли сдать власть земству, угрожая расстрелом бодай-бинских большевиков, содержащихся в Иркутске, и направлением войск»19. Получив такой ответ, рабочие решили восстание не поддерживать.
Тем временем 26 января во второй половине дня один из скрывшихся офицеров штабс-капитан З. Жуков явился в казарму 2-й роты, скомандовал «в ружье» и повел оставшихся верными присяге солдат на тюрьму, где освободил арестованных офицеров20. После прибытия же в Бодайбо по железной дороге 1-й роты и отряда «Желтая ласточка», состоящего из служащих Надеждинского прииска, белые начали операцию по подавлению восстания и аресту участников. В скоротечной схватке был убит повстанец П. Поздняков, остальных арестовали.
Уже 29 января 1919 г. восставших судил военно-полевой суд под председательством исполняющего обязанности начальника Бодайбинского гарнизона капитана Нестерова. За покушение на государственный порядок 19 человек приговорили к расстрелу, еще 55 - к каторжным работам от 10 до 25 лет. Приговор о расстреле был приведен в исполнение 1 февраля. Осужденные же к каторге были отправлены в Иркутск по льду рек Витим и Лена. В Иркутск привели 25 человек, остальные бежали по дороге. Отличившийся
штабс-капитан Жуков 31 января 1919 г. был назначен начальником гарнизона Бодайбо, а затем произведен в капитаны. Бодайбинская местная команда к лету
1919 г. была развернута в Бодайбинский местный батальон во главе с капитаном Жуковым. К ноябрю 1919 г. батальон был свернут в роту.
Структура местных войск Восточной Сибири на 1 июля 1919 г.: два местных батальона - Бодайбинский и Якутский; четыре местные роты - Александровская, 1-я Иркутская, 2-я Иркутская, Канская; семь местных команд - Ачинская, Балаганская, Иркутская (Заиркут-ная), Канская, Красноярская, Киренская, Нижнеудин-ская 1. Объединяло эти части Управление Иркутской местной бригады во главе с генерал-майором Никан-дром Петровичем Наперстковым2 . К 1 ноября 1919 г. его состав изменился: 1-й и 2-й Иркутские местные батальоны, Александровская, Бодайбинская, Енисейская и Минусинская местные роты, Ачинская, Балаганская, Киренская и Нижнеудинская местные команды. Бодайбинская рота при этом насчитывала 4 офицера и 324 солдата, из последних 170 считались «обученными»23.
После поражения колчаковских войск в начале
1920 г. местные части Восточной Сибири были расформированы.
Новиков П.А. Гражданская война в Восточной Сибири. М.: Центрполиграф, 2005. С.144. 20 ГАИО, ф. Р-2, оп. 1, д. 387 (особо ценное 17).
21 Российский гос. Военный архив (РГВА), ф. 39515, оп. 1, д. 332, лл. 13-23.
22 Волков Е.В., Егоров Н.Д., Купцов И.В. Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны: биографический справочник. М.: Русский путь, 2003. С.145.
23 РГВА, ф. 39515, оп. 1, д. 76, лл. 20-21.
Библиографический список
1. Волков Е.В., Егоров Н.Д., Купцов И.В. Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны: биографический справочник. М.: Русский путь, 2003.
2. Вольский З. Вся Сибирь. Справочная книга. СПб., 1908.
3. Мунгалов Н.Н. Ленские золотые прииски (1846-1920 гг.): исторический очерк. Кн. I. 2-е изд. Иркутск: ООО «Репро-центр А 1», 2006.
4. Мунгалов Н.Н. Ленский расстрел 1912 г.: исторический очерк. Иркутск: ООО «Репроцентр А 1», 2008.
5. Новиков П.А. Восточно-Сибирские стрелки в Первой мировой войне: 2-й, 3-й и 7-й Сибирские армейские корпуса в 1914-1918 гг. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008.
6. Новиков П.А. Гражданская война в Восточной Сибири. М.: Центрполиграф, 2005.
7. Ращупкин Ю.М. Иркутский военный округ во второй половине XIX - начале XX веков: формирование, специфика и деятельность. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2003.
УДК 314.015
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© Е.С. Пеляничко1, К.Л. Ястребов2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается и изучается демографическая политика как фактор стабильности и развития национальной экономики. Тенденции изменения состава населения в Иркутской области на современном этапе рассматриваются на фоне общего социально-экономического кризиса. Рассматривается и анализируется Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. Анализируется демографическая ситуация в Иркутской области. Рассматриваются и анализируются демографические проблемы Иркутской области, выдвигаются и предлагаются решения основных из них. Отмечается, что в современных условиях требуется совершенствование федеральной нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодей-
1Пеляничко Елена Сергеевна, магистрант, тел.: 89501375511. Pelyanichko Elena, Graduate Student, tel.: 89501375511.
2Ястребов Константин Леонидович, доктор технических наук, профессор кафедры мировой экономики, тел.: 89086476118, e-mail: [email protected]
Yastrebov Konstantin, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of World Economy, tel.: 89086476118, e-mail: [email protected]
ствие медицинских и образовательных учреждений по вопросам школьной медицины и укрепления здоровья подрастающего поколения. Разработка комплексных программ экономического и социального развития должна включать в себя разделы по демографическим программам. Их решение должно способствовать развитию населения с наименьшими демографическими потерями. Табл. 11. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: демографическая политика; национальная экономика; демографическая ситуация; демографические проблемы.
PROBLEMS OF DEMOGRAPHIC SITUATION IN IRKUTSK REGION E.S. Pelyanichko, K.L. Yastrebov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers and studies population policy as a factor of national economy stability and development. Current trends of changing the composition of Irkutsk region population are considered in connection with the general socioeconomic crisis. The subject of the analysis is the regulatory and legal framework of family functioning, social protection of the family, motherhood and childhood as well as the demographic situation in the Irkutsk region. Having considered the demographic problems of the Irkutsk region the authors introduce and propose the solutions for the main ones. It is noted that present conditions require the improvement of the federal regulatory and legal framework governing the interaction of medical and educational institutions regarding the issues of school medicine and health promotion of the younger generation. The elaboration of the integrated programs on economic and social development should include sections on demographic programs. Solution of the last will contribute to population development with the lowest demographic losses. 11 tables. 9 sources.
Key words: population policy; national economy; demographic situation; demographic problems.
Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав; это наука о семейных правоотношениях - общественных отношениях, урегулирования норм семейного права.
Решения проблем демографических ситуаций основываются на развитии Нормативной правовой базы функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. Основным нормативным правовым документом, регулирующим семейно-правовые отношения в России, наряду с Конституцией РФ является Семейный кодекс (СК) РФ. Действующий СК РФ пришёл на смену Кодексу о браке и семье РСФСР. Целью СК РФ является закрепление основных принципов построения семейных отношений, прав и обязанностей членов семьи, гарантий защиты их прав и интересов.
В СК РФ отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В СК РФ введены новые для российского законодательства правовые институты [1,2]. К ним относятся:
- возможность заключения брачного договора, который позволяет супругам самостоятельно определять свои имущественные права и обязанности как в период брака, так и на случай его расторжения;
- упрощение процедуры расторжения брака по взаимному согласию супругов;
- включение норм, регулирующих семейные правоотношения с участием иностранцев и лиц без гражданства.
Правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов
по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Под принципами семейного права понимают закрепленные действующим семейным законодательством основополагающие начала, руководящие идеи, которые определяют сущность права и имеют общепризнанное значение. Они зафиксированы в п. 1 ст. 1 СК РФ. К ним относятся следующие принципы:
1. Признание брака, заключаемого только в органах ЗАГС. Брак, заключенный по религиозным обрядам, фактические брачные отношения не влекут возникновение взаимных прав и обязанностей супругов.
2. Добровольность брачного союза. Этот принцип означает право каждого вступающего в брак самостоятельно определить своего избранника, недопустимо чье-либо воздействие на волю вступающих в брак при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, - обязательное условие заключения брака.
3. Единобрачие (моногамия). СК РФ не допускает заключения брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
4. Равенство супругов в семье. Принцип вытекает из положений Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, о свободе выбора места пребывания и места жительства, рода занятий, о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих несовершеннолетних детей.
5. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Данный принцип выражается в предоставлении членам семьи возможности свободно определять свои взаимоотношения внутри семьи. Он конкретизирован в п. 2 ст. 31 СК РФ, в соответствии с
которым вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей решаются супругами совместно, исходя из принципа равноправия.
6. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Нормы семейного законодательства устанавливают, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Кодексом закреплен целый ряд прав несовершеннолетних. Статья 54 особо выделяет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, так как именно семейное воспитание в большей степени даёт возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом особенностей его личности.
7. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии со ст. 2 СК РФ предметом регулирования в семейном законодательстве являются:
- условия и порядок вступления в брак;
- прекращение брака и (или) признание его недействительным;
- личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами; форма и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Имущественные отношения - это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов, бывших супругов, других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.
Личными неимущественными отношениями являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.
В семейном праве основными являются личные отношения. Они во многом определяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения.
Выделяют следующие специфические черты отношений, регулируемых семейным законодательством:
- семейные отношения (как личные, так и имущественные) возникают из своеобразных юридических фактов: родство, материнство, отцовство, усыновление, принятие ребенка на воспитание в приемную семью;
- семейные отношения являются длительными и связывают между собой не посторонних людей, а близких родственников: супругов, родителей, детей;
- для семейных отношений характерны строгая индивидуализация их участников, их незаменимость в данных отношениях другими лицами, в том числе и иными членами семьи и, как следствие, неотчуждаемость семейных прав и обязанностей, семейные права и обязанности являются непередаваемыми ни в
порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон;
- по своему содержанию семейные отношения являются преимущественно личными и лишь затем имущественными, им присущ особый лично-доверительный характер, поскольку главное место в них занимают именно личные связи членов семьи.
СК РФ формулирует материальные и формальные условия фиксации брачных отношений и препятствия к заключению брака. Соблюдение условий заключения брака необходимо для того, чтобы брак был признан действительным и, следовательно, приобрел правовую силу.
Большая часть российского семейного законодательства посвящена праву ребёнка жить и воспитываться в семье. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном их развитии. Согласно ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования и создать условия для получения дальнейшего образования.
При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в установленном законом порядке. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Помимо СК РФ вопросы государственной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральными законами от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законами субъектов РФ. К примеру, в Москве таким правовым актом является Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».
В целях организационно-правового обеспечения реализации комплекса мер по защите прав и интересов детей 26 марта 2008 г. Президентом РФ был подписан Указ № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Указ направлен на создание названного Фонда в целях реализации комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Осуществление полномочий учредителя Фонда от имени Российской Федерации возложено на Мин-здравсоцразвития РФ.
Основной целью деятельности Фонда является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемых в соответствии со стратегическими целями и основными направлениями демографической и семейной политики РФ.
Деятельность социальных служб регулируется следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный Закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки многодетных семей»;
- Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы»;
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 31 августа 2012 г. № 1248 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике».
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки многодетных семей» новым направлением в осуществлении мер государственной поддержки семьи, материнства и детства является предоставление единовременной материальной помощи, которая получила название «материнский капитал».
Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.
Право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
а) женщин, родивших второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
б) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если они ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
в) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если
решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. и заканчивая 31 декабря 2016 г. [5].
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал выносится территориальным органом ПФР в месячный срок, отсчитываемый от даты приёма заявления. Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. По данным ПФР в 2010 г. размер материнского капитала составлял 343 тыс. 378 руб. 80 коп. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объёме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для матери.
Распоряжаться средствами материнского капитала становится возможным по истечении трёх лет со дня рождения (усыновления) ребенка. После принятия закона реальные выплаты начались только с 2010 г. Бюджетом РФ в 2010 г. на эти цели было предусмотрено^ млрд руб. По данным мониторинга за период с 2007 по 2010 г. право на материнский капитал получили около 1 млн россиянок.
Необходимость приоритетной работы с молодой семьей обусловлена:
1) недостаточным по финансовым показателям уровнем жизни молодой семьи (так, согласно статистике уровень жизни молодой семьи в 1,5 раза ниже среднего уровня жизни в семье по РФ) [2];
2) трудностями, связанными с появлением детей: увеличение материальных затрат, недостаточная информированность и неопытность молодых родителей в вопросах, касающихся обеспечения условий полноценного физического и психического развития ребенка [3];
3) сложностями в адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни [4].
Одним из принципов государственного семейного права в отношении молодой семьи является дифференцированный подход. Исходя из этого принципа государством учитываются особенности социально-экономического развития регионов России, социокультурные традиции, определяющие специфические потребности молодых семей, проживающих на определенной территории, структура семей, образ жизни, источники доходов, потребности и возможности их реализации. Дифференцированный подход к молодым семьям предполагает осуществление адресной поддержки и социальной защиты следующих категорий семей: неполных семей, состоящих из матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми; разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми; семей военнослужащих с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми-инвалидами.
Важное место в создании комплексной системы
государственной поддержки молодых семей в Российской Федерации отводится решению жилищной проблемы, которая реализуется в следующих формах:
- предоставление субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;
- компенсация части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;
- выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности);
- предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
- организация в субъектах РФ новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодёжным жилищным комплексам и жилищностроительным кооперативам.
Утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Государственным заказчиком подпрограммы является Минрегион России. Подпрограмма была рассчитана на восемь лет и выполнялась поэтапно.
На первом этапе (2003-2004 гг.) были реализованы следующие мероприятия:
- разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- организация экспериментальных площадок на территориях отдельных субъектов РФ по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия исполнителей подпрограммы;
- создание системы мониторинга реализации подпрограммы.
На втором этапе (2005-2010 гг.) осуществлялось:
- совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учётом хода их выполнения в субъектах РФ;
- начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации подпрограммы в практику субъектов РФ с учетом региональных особенностей.
В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы» предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия средств федерального бюджета.
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., составляет 173,4 млрд руб., в том числе 0,5 млрд руб. из федерального бюджета, 68,8 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, 104,0 млрд руб. из средств предприятий и
других внебюджетных источников, из них 43,3 млрд руб. - личные средства граждан (молодых семей).
На региональном уровне нормативное правовое регулирование вопросов реализации программ поддержки молодой семьи осуществляется органами по делам молодежи и органами социальной защиты населения. К их компетенции относятся [3]:
- оценка реальных потребностей молодых семей в улучшении жилищных условий;
- определение возможности молодых семей по улучшению жилищных условий и необходимой степени их поддержки;
- разработка и реализация способов бюджетной, внебюджетной и организационной поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы с учетом степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровня материального достатка, наличия и количества детей, работы в бюджетных учреждениях отраслей городского хозяйства и других факторов;
- разработка и формирование системы, включающей социальные и рыночные механизмы решения жилищной проблемы молодых семей.
На сегодняшний день потребность развития новых форм социальной работы с населением, молодыми семьями, семьями, имеющими детей, возрастает. Такие задачи определены функционалом различных ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В структуре органов исполнительной власти ответственным за реализацию государственной социальной политики в отношении семьи, материнства и детства на федеральном уровне является Мин-здравсоцразвития РФ. Межведомственный характер задач, стоящих перед государством по осуществлению поддержки и защиты семьи, материнства и детства, предусматривает участие других министерств в соответствии со сферами их ведения. К ним относятся: Минрегион России, Минобрнауки России, Минкуль-туры России, Минспорттуризма России, МВД России.
Финансово-экономическое обеспечение мер государственной поддержки семьи осуществляют Минфин России, Минэкономразвития России. Вопросы правового обеспечения относятся к сфере деятельности Минюста России. Развитие законодательной базы координируют в установленном порядке Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ.
Новых нормативов и регламентов требуют следующие направления развития российской семейной политики:
- экономика и планирование семьи;
- разработка индикаторов оценки материального благополучия семьи;
- вариативность форм улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей;
- легитимность в отношении новых форм семейной жизни;
- совершенствование форм поддержки и защиты неполных семей;
- развитие системы равных возможностей и адресной поддержки семей с детьми-инвалидами;
- профилактика насилия в семье и криминализации детства;
- правовая и социальная защищенность детства вне зависимости от формы семьи;
- обеспечение равного доступа детей к современным информационным, образовательным ресурсам и программам социального лифта;
- безопасность воспитательной, образовательной и информационной среды, обеспечивающей становление и развитие личности ребенка;
- защита детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях (трудной жизненной ситуации);
- создание образовательно-творческих коллективов семейного типа;
- развитие форм участия родителей в системе самоуправления территорий и учреждений;
- развитие системы частно-государственного партнерства по вопросам семьи, материнства и детства.
Перечисленные направления совершенствования работы с семьей, помимо нормативного правового обеспечения, требуют конкретизации в разработке и принятии новых проектов и программ. Их реализация позволит вывести на качественно новый уровень систему жизнеобеспечения общества со стороны государства, будет способствовать решению социальных проблем в комплексе с динамикой развития экономического потенциала страны и, что немаловажно, окажет содействие активному вовлечению самих граждан и их объединений в решение вопросов дальнейшего социального развития.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. В 2007 году утверждена Концепция демографической политики, разработанная на период до 2025 года. В Концепции даётся оценка современной демографической ситуации в Российской Федерации и называются основные задачи демографической политики Российской Федерации:
- сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
- повышение уровня рождаемости;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Помимо демографического фактора, большую роль играют причины социально-экономического характера, вызывающие повышенную смертность от болезней, жизненной неустроенности, военных конфликтов, роста преступности, производственного травматизма, разного рода природных и техногенных катастроф, несчастных случаев, ухудшения качества окружающей среды. В результате численность населения снижается, это явление называют депопуляцией. Депопуляция - уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли. И наоборот, при демографическом взрыве наблюдаются высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Численность населения страны за 2000-2010 годы сократилась на 3,5 млн человек и к началу 2010 года составила 141 млн человек.
Большую часть населения Российской Федерации составляют русские, украинцы, буряты, татары и белорусы. В период с 2004 по 2010 г. наблюдается высокая рождаемость (табл. 1).
В 2010 году в стране родилось 37548 тыс. человек, что на 9486 тыс. человек больше, чем в 2000 году. Число умерших за 8 лет сократилось на 5470 тыс. человек. В настоящее время в Российской Федерации в среднем на 1 женщину приходится 1,2 рождений при уровне, необходимом для простого воспроизводства населения, в 2,15.
Ситуация с рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачностью. По сравнению с 2000 годом общий коэффициент брачности в 2002 году снизился почти на треть. Молодые пары всё чаще отказываются от официальной регистрации брачных отношений. Как результат - распространение добрачных сожительств и не оформленных юридически браков. В 2000 году каждый четвёртый ребёнок рождался вне брака. В 2002 году рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России.
Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины.
Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше уровня смертности в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в трудоспособном возрасте из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин (табл. 2, 3).
В настоящее время на территории Российской Федерации в 5 республиках, краях, 10 областях и 8 автономных округах проживают около 200 тысяч человек, относящихся к 30 коренным малочисленным народам Севера. Однако общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.
Таблица 3
Таблица 1
Распределение населения регионов Сибирского федерального округа _по основным возрастным группам на 1 января 2009 года_
Регион Всё население, тыс. человек Удельный вес возрастных групп в общей численности населения, процентов
моложе трудоспособного трудоспособное старше трудоспособного
Российская Федерация 141904,0 15,9 62,9 21,2
Иркутская область 2505,6 18,6 63,3 18,1
Алтайский край 2496,8 15,9 63,0 21,1
Забайкальский край 1117,0 20,5 63,8 15,8
Красноярский край 2889,8 16,8 64,8 18,4
Кемеровская область 2821,9 16,4 63,2 20,4
Новосибирская область 2639,9 15,3 63,3 21,3
Омская область 2014,1 16,2 64,0 19,8
Томская область 1038,5 15,9 65,9 18,2
Республика Алтай 209,2 23,9 62,4 13,7
Республика Бурятия 960,7 20,5 63,6 15,9
Республика Тыва 313,9 28,9 61,7 9,4
Республика Хакасия 538,1 17,9 63,8 18,3
Таблица 2
Характеристика динамики прироста/убыли населения_
Год На 1000 населения Число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся
родившихся умерших естественный прирост/убыль (-)
2004 11,8 16,5 -4,7 15,4
2005 12,3 16,9 -4,6 13,7
2006 12,4 16,5 -4,1 12,6
2007 11,9 17,0 -5,1 12,5
2008 12,3 15,1 -2,8 11,8
2009 13,8 14,0 -0,2 10,7
2010 15,0 14,1 0,9 9,4
Демографические изменения населения
Год Всего, тыс. человек
родившиеся умершие из них умершие в возрасте до 1 года естественный прирост/убыль (-)
2004 30454 42698 465 -12244
2005 31559 43364 429 -11805
2006 31683 42222 398 -10539
2007 30266 43202 382 -12936
2008 31039 38159 363 -7120
2009 34711 35157 365 -446
2010 37548 35359 344 2189
На 1 января 2010 года численность населения Иркутской области составляет 2502691 человек, городского населения - 1972215 человек, сельского -530476 человек. Основным фактором сокращения остаётся превышение числа умерших над числом родившихся. Пик естественной убыли населения пришёлся на 2009 год, составив 12,6 тыс. человек.
Основная часть сельского населения проживает в Усть-Ордынском Бурятском округе (25,5%), Иркутском (11,5%), Братском (6,9%), Тулунском (5,3%) и Куйтун-ском (4,7%) районах.
В результате административно-территориальных преобразований 3 посёлка городского типа включены в состав г. Братска, 4 - преобразованы в сельские по-
селения, 1 - включен в состав г. Усть-Кута и 2 - преобразованы из сельских населенных пунктов в посёлки городского типа.
Число проживающих в районах крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, увеличилось на 2208 человек; численность городского населения в 2010 году уменьшилась на 1815 человек, сельского населения - на 393 человека.
Важным показателем социально-демографических процессов является изменение половой структуры населения. Численность женщин в Иркутской области на начало 2009 г. составила 2505,6 тыс. человек, мужчин - 1976,5 тыс. человек, то есть женщин на 529,1 тыс. человек больше, чем мужчин [7-9].
Средний возраст жителей Иркутской области немного моложе, чем возраст населения России и Сибирского Федерального округа: в регионе чуть выше доля лиц моложе трудоспособного возраста и ниже удельный вес старшей возрастной группы (табл.4).
Одной из характеристик возрастной структуры населения является показатель демографической нагрузки - соотношение численности лиц нетрудоспособного и трудоспособного возрастов (табл. 5). На 1000 человек трудоспособного возраста в 2011 году приходится 579 нетрудоспособных. Моложе трудоспособного возраста 293 человека, старше трудоспособного - 286 человек. На 1000 женщин приходится 813 мужчин, в старших возрастах эта разница значительно выше: для населения области старше 65 лет на 1000 женщин приходится 423 мужчины. Рождаемость в Иркутской области значительно ниже черты простого воспроизводства населения (это примерно 2,15 рож-
дений в расчёте на одну женщину в течение её жизни), хотя и выше среднероссийской.
Всё больше детей рождается вне официально зарегистрированного брака (в 1990 г. - 13%, 2006 г. -23%). Растёт удельный вес детей, родившихся у матерей-одиночек. В 1990 г. по заявлению матери было зарегистрировано 11% от общего числа родившихся детей, в 2006-2008 гг. - 22%. Такая ситуация во многом обусловлена долгое время снижавшимся количеством регистрируемых браков и их непрочностью, ростом числа разводов. Несмотря на неравное соотношение полов, количество браков (разводов) увеличивается, исключением является 2008 год. Число официально зарегистрированных браков в Иркутской области выросло в 1,7 раза, с 2007 года сократилось на 8,8%. В 2008 году разводов на 8,1 тысячу меньше, чем браков. На 1000 браков приходится 605,9 разводов (табл.6).
Таблица 4
Возрастные группы населения_
Регион Доля возрастных групп в общей численности населения, %
мужчины и женщины до 15 лет мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет мужчины 60 и более лет, женщины 55 и более лет
Российская Федерация 16,0 63,4 20,6
Сибирский федеральный округ 17,2 64,4 18,4
Иркутская область 18,6 64,0 17,4
Таблица 5
Демографическая нагрузка населения трудоспособного возраста (на начало года, чел.)_
Год На 1000 человек трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных
всего в том числе в возрасте
моложе трудоспособного старше трудоспособного
2004 628 354 274
2005 609 337 272
2006 589 321 268
2007 575 308 267
2008 565 298 267
2009 562 291 271
2010 568 289 279
2011 579 293 286
Таблица 6
Распределение населения по основным группам возрастов (на начало года, %)_
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Население, всего 100 100 100 100 100 100
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 20,1 17,4 17,1 16,9 16,9 17,1
трудоспособном 62,6 65,6 65,7 65,5 65,1 64,7
старше трудоспособного 17,3 17,0 17,2 17,6 18,0 18,2
Таблица 7
Суммарный коэффициент рождаемости_
Регион Всё население Городское население Сельское население
2000 2009 2000 2009 2000 2009
Российская Федерация 1,950 1,296 1,766 1,199 2,587 1,611
Сиб. федеральный округ - 1,348 - 1,230 - 1,722
Иркутская область 2,243 1,431 2,051 1,324 3,237 ,928
Стабильный рост рождаемости в Иркутской области наблюдается с 2006 г. Число родившихся в 2008 г. по сравнению с началом тысячелетия увеличилось на 29,2%, по сравнению с 2007 г. - на 7,2% и составило 8,3 тыс. младенцев (табл. 7, 8, 9).
Число новорожденных мальчиков на 5-10% превышает число родившихся девочек. Наибольшее число детей рождается у матерей в возрасте 20-24 года, но в последние два года - в возрасте 25-29 лет (в 2008 г. - 32,3% в общем числе родившихся). При этом в последние годы всё чаще рожают женщины старше 30 лет [5]. Если в 2009 г. у матерей в возрасте до 29 лет родилось на 5,9% детей больше, чем в предыдущем году, и на 12,2% больше, чем в 2000 г., то число детей, родившихся у женщин старше 30 лет, увеличилось соответственно на 10,5% и в 2 раза.
В последние годы наблюдается снижение числа детей, родившихся вне брака: в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился на 1,9 процентных пункта, а по сравнению с 2000 г. - на 3,2 пункта.
Одной из наиболее серьёзных проблем современного демографического развития остаётся высокий уровень смертности. На 28 территориях области коэффициент смертности превышал среднеобластной уровень (14,3). Наиболее высок этот показатель в г. Зиме (20,7), Черемхово (21,2), Тайшетском р-не (19,6). В г. Нижнеудинске, Тайшете, Усолье-Сибирском, в За-ларинском и Зиминском районах он составил 17-18
человек на 1000 населения. Наиболее низкие показатели смертности зарегистрированы на территориях, где население в возрасте старше трудоспособного составляет менее 10% от общей численности (табл.10) [7-9].
В структуре смертности по классам причин первое место традиционно занимают болезни системы кровообращения - 49,8%, затем следуют внешние причины смерти (несчастные случаи, отравления и травмы) и смертность от новообразований - по 14,7% соответственно.
В 2007 г. в Иркутской области умерло 6,9 детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся, в 2008 г. -8,3, в 2009 г. - 9,9 младенцев. Низкая младенческая смертность (6 умерших до 1 года на 1000 родившихся) отмечена в 2004 г.
Вследствие снижения смертности населения, показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2009 г. у женщин составил 72 года, увеличившись по сравнению с 2008 г. на 1 год, у мужчин -59 лет при общей продолжительности жизни 65 лет. По сравнению с 2000 г. этот показатель вырос на 3 года (2 года у женщин, 4 года у мужчин). Процесс устойчивого увеличения доли пожилых и старых людей в общей численности населения специалисты называют демографическим старением населения. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения превышает 7% [6,7].
Таблица 8
Соотношение браков и разводов_
Год Всего На 1000 человек населения На 1000 браков приходится разводов
браков разводов браков разводов
2004 3661 2830 6,1 4,7 773
2005 5197 3055 9,0 5,3 588
2006 5696 3267 9,9 5,7 574
2007 6737 3528 11,7 6,1 524
2008 6144 3494 10,6 6,0 569
Таблица 9
Распределение родившихся по полу, чел._
Новорожденные 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 6447 6985 7061 7773 8331
Мальчики 3396 3579 3693 4017 4262
Девочки 3051 3406 3368 3756 4069
В % ко всем родившимся:
мальчики 52,7 51,2 52,3 51,7 51,2
девочки 47,3 48,8 47,7 48,3 48,8
Таблица 10
Число умерших по основным возрастным группам_
Год Всего В том числе в возрасте На 1000 человек населения соответствующего возраста
умерших Моложе Трудо- Старше Всего В том числе в возрасте
трудо- способ- трудо- умерших моложе тру- трудо- старше трудо-
способ- ном способ- доспособного способ- способного
ного ного ном
2004 6194 266 1844 4084 10,5 1,7 4,8 41,1
2005 8687 122 3349 5216 14,5 0,9 9,1 51,1
2006 8826 122 3791 4913 15,2 1,2 9,9 49,7
2007 7937 103 3147 4687 13,8 1,0 8,3 47,2
2008 7773 108 2426 5239 12,6 1,1 6,4 51,8
2009 7361 117 2458 4786 12,7 1,0 6,6 46,3
Таблица 11
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет_
Годы Все население В том числе:
мужчины женщины
2000 62 55 70
2001 62 55 70
2002 62 55 69
2003 61 54 69
2004 61 54 69
2005 60 53 69
2006 63 56 70
2007 65 59 71
2008 66 58 72
2009 67 59 73
Уровень жизни населения Иркутской области в значительной степени зависит от ее экономического развития, поскольку рост производства способствует повышению занятости и денежных доходов, усилению конкуренции среди производителей продукции и замедлению инфляции, насыщению потребительского рынка и удовлетворению спроса на товары и услуги. Экономически активное население делится на занятых в экономике и безработных.
К экономически активному населению относятся лица, которые занимаются экономической деятельностью или не имеют работы, ищут и готовы приступить к ней.
К безработным относятся лица, которые не имеют работы (доходного занятия) и при этом:
- занимаются поиском работы и готовы приступить к ней в течение обследуемой недели;
- нашли работу и приступают к ней в течение 2 недель после обследуемой недели;
- нашли работу и ожидают ответа от администрации или работодателя (при этом срок ожидания ответа не должен превышать одного месяца).
Из общего числа занятых в 2008-2010 гг. 28,5% работали в социальной сфере (образование, здравоохранение, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг), 22% - в промышленности, 10,4% - на транспорте и в связи, 8,9% - в госуправлении, 8,1% - в оптовой и розничной торговле.
Наиболее высокий уровень экономической активности наблюдается в возрасте 30-49 лет (84-85%) и существенно ниже - в самой младшей и старшей группах (до 20 лет и после 60-ти). Экономическая активность жителей области практически не отличается от показателей Сибирского федерального округа.
В городах с высокой долей лиц старшего поколения часто довольно низка доля занятых. Самая критическая ситуация сложилась в Черемхово, где занятых меньше, чем в других городах (34,6%), лиц пенсионного возраста - 20,1% и большие трудности с трудоустройством (на момент переписи из проживающих в частных домохозяйствах 13,7% - безработные). Эти изменения повлекли за собой увеличение среднего возраста занятых - он вырос на 1,2 года и составил 38,7 лет. Преобладающая часть занятого населения
(94,9%) находится в трудоспособном возрасте. На прежнем уровне осталась доля занятых предпенсионного возраста.
Среди трудоспособного занятого населения больше мужчин, чем женщин (соответственно 522 и 478 на 1000 человек). Среди занятых старше трудоспособного возраста женщин больше, чем мужчин, на 87,4% (в целом в этой возрастной группе женщин больше, чем мужчин, в 2,2 раза, что связано с высокой преждевременной смертностью последних). Самостоятельно занятых лиц, работающих не по найму, больше среди мужчин (6,0%), чем среди женщин (4,9%). Более развит этот тип занятости в городской местности - 5,9% от числа занятых (на селе - 3,2%). Но и в городах ситуация складывается по-разному. Высока доля лиц, работающих не по найму, в Иркутске (7,7%) и Усолье-Сибирском (7,0%). Но наиболее высок этот показатель в Тулуне (9,2%), что связано с напряженной экономической ситуацией, остановкой отдельных производств и вынужденной переориентацией жителей в сфере занятости.
За период 2005-2010 гг. отмечается подъём практически во всех сферах деятельности. Этот период отмечен хорошими темпами роста в розничной торговле, чуть сдержаннее рост в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. На протяжении 3 лет наблюдается рост валового регионального продукта за счёт объёмов платных услуг населению.
В 2010 году среднедушевой доход населения Иркутской области составил 13054 рубля - 6-е место в СФО (в 2005 г. область занимала 4 место, уступая Томской, Кемеровской областям и Красноярскому краю).
По сравнению с 2007 годом средний доход в реальном выражении вырос на 10,6%. Он в 2,9 раза превышает величину прожиточного минимума, в 5,9 раза - стоимость минимального продуктового набора. За чертой бедности - 17,0% населения (в 2005 г. -21,7%).
Средняя заработная плата в области по сравнению с 2007 годом в реальном выражении выросла на 7,3%. Она в 3,8 раза превышает величину прожиточного минимума (в 2005 г. - в 3,1 раза).
К 2020 году численность женщин в возрасте 15-44 лет в Иркутской области по сравнению с 2006 годом
сократится примерно на 58 тыс. (на 9%), а к 2025 году - на 74-75 тыс. человек (на 12,5-13%). В результате даже при сохранении достаточно высокой интенсивности рождаемости абсолютное число рождений заметно снизится: если по наиболее благоприятному прогнозу число рождений в 2015 году может составить около 37 тысяч, то по неблагоприятному - 29-29,5 тысячи.
Вторая проблема - очень высокий уровень смертности. Для Иркутской области характерен крайне высокий уровень сверхсмертности мужчин. По отдельным возрастным группам - 45-50 лет и 55-59 лет -смертность мужчин превышает смертность женщин аналогичных возрастов в два-три раза. Численность населения будет сокращаться. К 2025 году в регионе число трудоспособного населения может сократиться на 250 тысяч человек.
При сохранении сложившегося положения число смертей к 2015 году может вырасти до 40 тысяч случаев, а к 2020 году - до 40,5 тысячи. Даже при условии снижения возрастных коэффициентов смертности на 1,5% ежегодно число смертей в 2015 году превысит 37 тысяч, а в 2020 году составит около 36 тысяч случаев.
Третья проблема - активная миграционная политика. В Иркутской области баланс между убывшими и прибывшими сейчас отрицательный. Из региона уезжает больше людей, чем приезжает. Из тех, кто выехал из области, приблизительно 73% трудоспособных, из тех, кто приехал, 72% трудоспособных.
В Иркутскую область активнее всего едут из Республики Бурятия и Забайкальского края. В основном, Иркутскую область покидают люди трудоспособного возраста (до 40 лет). При учёте всех прогнозов становятся очевидными серьёзные риски для дальнейшего экономического развития области в среднесрочной перспективе.
Все сегодняшние демографические проблемы Иркутской области и России, идёт ли речь о низкой рождаемости или высокой смертности, о суженном воспроизводстве населения или новых тенденциях процессов формирования и распадения семей, связаны с
историческими изменениями в условиях жизни людей, происходящими во всех странах с высоким уровнем индустриализации и урбанизации.
Для улучшения демографической ситуации в Иркутской области и в целом по России необходимо оказать в первую очередь малоимущим семьям материальную поддержку, которая в разных условиях и жизненных ситуациях компенсирует падение уровня жизни в результате рождения ребёнка.
За последние пять лет в нашей стране принят ряд законодательных актов и программ по социальной поддержке семей, имеющих детей, обеспечению дополнительным питанием беременных женщин, кормящих матерей, улучшению санаторно-курортной, реабилитационной помощи детям, по поддержке многодетных, малоимущих, приёмных, студенческих семей и т.д. То есть можно сказать, что на сегодня создана целостная система социальной защиты детства.
В Иркутской области для поддержки демографической ситуации созданы различные национальные проекты. Так, в рамках реализации проекта «Наша новая школа» необходимо разработать государственную программу, направленную на оснащение образовательных учреждений типовым спортивным оборудованием. Реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование», Концепции демографической политики показала эффективность целевого подхода к решению проблем в социальной сфере.
В современных условиях требуется совершенствование федеральной нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие медицинских и образовательных учреждений по вопросам школьной медицины и укрепления здоровья школьников.
Стоящие перед нашей страной задачи обновления должны затронуть и решение демографических проблем. Разработка комплексных программ экономического и социального развития должна включать в себя разделы по демографическим программам. Их решение должно способствовать развитию населения с наименьшими демографическими потерями.
1. Копылов В.А. География населения: учеб. пособие. М. Маркетинг, 2002.
2. Российский статистический ежегодник. Стат.сб./ Росстат. М., 2010.
3. Соколин В.Л. Реформирование Российской статистики в интересах гражданского общества и государства // Вопросы статистики. 2010. №12.
4. Семья в центре социально-демографической политики России. М.: Независимый институт социальной политики, 2009.
Библиографический список
5. Тимофеева С.С., Янченко Н.И. Демография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012.
6. «О Всероссийской переписи населения»: Федеральный закон от 25 января 2002 года №8-ФЗ
7. Холостова Е.И. и др. Семейное воспитание и социальная работа. М.: Дашков и К0, 2010.
8. Холостова Е.И. и др. Семьеведение. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 403 с.
9. Черняк Е.М. Семьеведение. М., 2009.