Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / несовершеннолетние / административное правонарушение / КоАП РФ / комиссии по делам несовершеннолетних / штраф / обязательные работы / законные представители / administrative responsibility / minors / administrative offence / CAO RF / commissions on juvenile affairs / fine / compulsory works / legal representatives

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Л. Боренштейн, К Г. Балашов

по умолчанию несовершеннолетние позиционируются как одна из наиболее уязвимых категорий населения ввиду своей физиологической и психологической незрелости, а также из-за множества деструктивных факторов извне. Вместе с тем реалии таковы, что подростковая преступность стала злободневной проблемой для всей России, решение которой находится в эпицентре внимания законодателя, уполномоченных властных структур и самих правоприменителей. В настоящей статье акцент сделан на институте административной ответственности несовершеннолетних. Отмечено, что данный институт выступает в роли особого вида юридической ответственности, которому присущ ряд особенностей: позиционирование состояния несовершеннолетия как смягчающего обстоятельства, упор на воспитательное воздействие на несовершеннолетних, недопустимость применения некоторых видов административных наказаний – и некоторые иные, выделяемые в научной литературе. Сделан вывод о том, что, несмотря на пристальное внимание к проблемам административной ответственности несовершеннолетних, практика в изобилии представлена коллизиями и пробелами в отношении отдельных аспектов применения положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Среди наиболее очевидных проблем выделены следующие: многочисленность и разрозненность нормативного материала; отсутствие обособленной главы в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, посвященной вопросам административной ответственности несовершеннолетних; отсутствие терминологической унификации (прежде всего в отношении ключевого понятия «несовершеннолетний»); несоответствие установленного возраста административной ответственности запросам сегодняшнего дня; недостаточная эффективность существующих мер административной ответственности. В завершение приведены рекомендации по устранению выявленных проблем и максимизации воспитательного и превентивного потенциала механизма административной ответственности несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А Л. Боренштейн, К Г. Балашов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL RESPONSIBILITY OF MINORS

by default, minors are positioned as one of the most vulnerable categories of the population due to their physiological and psychological immaturity, as well as due to many destructive factors from the outside. At the same time, the reality is that juvenile delinquency has become a topical problem for the whole of Russia, the solution of which is in the epicenter of attention of the legislator, authorized government agencies and law enforcement officers themselves. In this article, the emphasis is placed on the institution of administrative responsibility of minors. It is noted that this institution acts as a special type of legal responsibility, which has a number of features: positioning the condition of a minor as a mitigating circumstance, emphasis on educational impact on minors, the inadmissibility of the use of certain types of administrative penalties – and some others highlighted in the scientific literature. It is concluded that, despite close attention to the problems of administrative responsibility of minors, practice is abundantly represented by conflicts and gaps in relation to certain aspects of the application of the provisions of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. Among the most obvious problems, the following are highlighted: the multiplicity and fragmentation of normative material; the absence of a separate chapter in the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation devoted to the issues of administrative responsibility of minors; lack of terminological unification (primarily with regard to the key concept of «minor»); inconsistency of the established age of administrative responsibility with the demands of today; insufficient effectiveness of existing administrative liability measures. In conclusion, recommendations are given to eliminate the identified problems and maximize the educational and preventive potential of the mechanism of administrative responsibility of minors

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL RESPONSIBILITY

OF MINORS

УДК 342.922

А.Л. БОРЕНШТЕЙН,

кандидат юридических наук, доцент (Юго-Западный государственный университет,

Россия, Курск) [email protected]

К.Г. БАЛАШОВ

(Юго-Западный государственный университет,

Россия, Курск) [email protected]

ANNA L. BORENSHTEJN,

Candidate of Law, Associate Professor (Southwest State University, Kursk, Russia)

KONSTANTIN G. BALASHOV

(Southwest State University, Kursk, Russia)

Аннотация: по умолчанию несовершеннолетние позиционируются как одна из наиболее уязвимых категорий населения ввиду своей физиологической и психологической незрелости, а также из-за множества деструктивных факторов извне. Вместе с тем реалии таковы, что подростковая преступность стала злободневной проблемой для всей России, решение которой находится в эпицентре внимания законодателя, уполномоченных властных структур и самих правоприменителей.

В настоящей статье акцент сделан на институте административной ответственности несовершеннолетних. Отмечено, что данный институт выступает в роли особого вида юридической ответственности, которому присущ ряд особенностей: позиционирование состояния несовершеннолетия как смягчающего обстоятельства, упор на воспитательное воздействие на несовершеннолетних, недопустимость применения некоторых видов административных наказаний - и некоторые иные, выделяемые в научной литературе.

Сделан вывод о том, что, несмотря на пристальное внимание к проблемам административной ответственности несовершеннолетних, практика в изобилии представлена коллизиями и пробелами в отношении отдельных аспектов применения положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Среди наиболее очевидных проблем выделены следующие: многочисленность и разрозненность нормативного материала; отсутствие обособленной главы в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, посвященной вопросам административной ответственности несовершеннолетних; отсутствие терминологической унификации (прежде всего в отношении ключевого понятия «несовершеннолетний»); несоответствие установленного возраста административной ответственности запросам сегодняшнего дня; недостаточная эффективность существующих мер административной ответственности.

В завершение приведены рекомендации по устранению выявленных проблем и максимизации воспитательного и превентивного потенциала механизма административной ответственности несовершеннолетних.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние, административное правонарушение, КоАП РФ, комиссии по делам несовершеннолетних, штраф, обязательные работы, законные представители.

Для цитирования: Боренштейн А.Л., Балашов К.Г. Проблемы административно-правовой ответственности несовершеннолетних // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 2. - С. 11-15.

Abstract: by default, minors are positioned as one of the most vulnerable categories of the population due to their physiological and psychological immaturity, as well as due to many destructive factors from the outside. At the same time, the reality is that juvenile delinquency has become a topical problem for the whole of Russia, the solution of which is in the epicenter of attention of the legislator, authorized government agencies and law enforcement officers themselves.

2024'2

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

In this article, the emphasis is placed on the institution of administrative responsibility of minors. It is noted that this institution acts as a special type of legal responsibility, which has a number of features: positioning the condition of a minor as a mitigating circumstance, emphasis on educational impact on minors, the inadmissibility of the use of certain types of administrative penalties - and some others highlighted in the scientific literature.

It is concluded that, despite close attention to the problems of administrative responsibility of minors, practice is abundantly represented by conflicts and gaps in relation to certain aspects of the application of the provisions of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. Among the most obvious problems, the following are highlighted: the multiplicity and fragmentation of normative material; the absence of a separate chapter in the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation devoted to the issues of administrative responsibility of minors; lack of terminological unification (primarily with regard to the key concept of «minor»); inconsistency of the established age of administrative responsibility with the demands of today; insufficient effectiveness of existing administrative liability measures.

In conclusion, recommendations are given to eliminate the identified problems and maximize the educational and preventive potential of the mechanism of administrative responsibility of minors.

Keywords: administrative responsibility, minors, administrative offence, CAO RF, commissions on juvenile affairs, fine, compulsory works, legal representatives.

For citation: Borenshtejn A.L., Balashov K.G. Problems of administrative and legal responsibility of minors // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 2. -P. 11-15.

Вопросы административной ответственности подростков традиционно занимают нишу одной из самых острых проблем в реалиях современной России. Это выступает закономерным следствием ряда тенденций, отчетливо проявившихся за последние годы:

1. Планомерное увеличение числа правонарушений, фигурантами которых являются несовершеннолетние лица. В данном отношении показательно, что в 2022 году было зафиксировано более 170 тыс. эпизодов совершения административных правонарушений с непосредственным участием подростков. Кроме того, по верному замечанию С.С. Нехорошевой, на учете в полиции состоят более 175 тыс. лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста и у которых проявляются очевидные склонности к антиобщественному поведению [1, с. 14].

2. Несовершенство нормативного правового регулирования в анализируемой сфере, что неизбежно порождает потребность в частном внесении различных корректив. Вряд ли это способствует согласованности и унификации правоприменительной практики.

Прежде чем освещать ключевые проблемные аспекты административной ответственности несовершеннолетних, целесообразно обратиться к специфическим чертам последней, которая неизбежна ввиду особого статуса субъекта производства по делу об административном правонарушении. Так, в соответствии со ст. 4.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) законодатель счел необходимым трактовать несовершеннолетний возраст как обстоятельство, смягчающее ответственность последних. Кро-

ме того, как часто отмечается в юридической литературе, итоговая цель административной ответственности, заключающаяся в превентивном воздействии на самого правонарушителя и всех третьих лиц, применительно к несовершеннолетним лицам достигается при акцентировании внимания на ином аспекте морального характера: речь идет о превалировании воспитательного воздействия на правонарушителей над сугубо карательным началом. Более того, некоторые репрессивные меры априори недоступны в отношении анализируемой категории лиц (например, административный арест).

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что подавляющее количество противоправных деяний несовершеннолетних связано с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, а также носит преимущественно групповой характер их незаконной деятельности [2, с. 243].

Несмотря на пристальное внимание законодателя, правоприменителей и общественности к проблемам административной ответственности несовершеннолетних, практика в изобилии представлена коллизиями и пробелами в отношении отдельных аспектов применения положений КоАП РФ. Во многом это является следствием плюрализма нормативных правовых актов, регулирующих различные вопросы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, принимаемых на различных уровнях осуществления публичной власти (усложняет ситуацию автономность регионов в контексте регламентации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних) [3, с. 855].

Однако, как видится, наиболее очевидным упущением законодателя является отсутствие в КоАП РФ обособленного раздела для лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста, как это имеет место, например, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), где предусмотрена глава 14, которая посвящена именно вопросам уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Более того, во многих странах такая законодательная практика вполне обыденна (к примеру, в Республике Казахстан КоАП включает в себя гл. 9, посвященную лишь вопросам административной ответственности несовершеннолетних). Внедрение же в КоАП РФ обособленного раздела об административной ответственности указанной категории лиц видится необходимым в аспекте достижения цели систематизации нормативного материала по данному вопросу.

В данной главе необходимо системно отразить цели административной ответственности указанной категории лиц; спектр полномочий субъектов в отношении привлечения несовершеннолетних правонарушителей к ответственности; виды административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, и процедурные аспекты их применения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Усугубляет ситуацию терминологическая несогласованность положений КоАП РФ, поскольку законодатель выборочно оперирует терминами «несовершеннолетний», а также «лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет», что дестабилизирует практику правоприменения. Для унификации применяемого понятийного аппарата целесообразно оговорить в самом тексте закона дефиницию «несовершеннолетнего как физического лица, которое на день совершения административного правонарушения не достигло восемнадцатилетнего возраста» [4, с. 403].

Особенно важно также акцентировать внимание на том, что даже если субъект административного правонарушения к моменту рассмотрения соответствующего дела достиг возраста восемнадцати лет, то аналогично уголовному законодательству производство по делу об административном правонарушении должно подчиняться правилам и изъятиям, установленным в отношении несовершеннолетних лиц.

Как отметили К.Н. Лобанов и С.А. Москаленко, ввиду гипотетической возможности ускоренного психологического и социального развития подростков или, напротив, девиативных тенденций имеет рациональное начало предложение о проведении психолого-психической

экспертизы в отношении несовершеннолетних правонарушителей [5, с. 51].

По итогам экспертных исследований может выявиться, что подросток психологически не соответствует возрасту, с которым законодатель связывает наступление административной ответственности, ввиду чего для справедливого и квалифицированного решения вопроса квалификации содеянного данная мера представляется объективно необходимой и обоснованной.

Особую озабоченность также вызывают ситуации, когда несовершеннолетний правонарушитель имеет гражданство другой страны, но факт противоправного поведения фиксируется в территориальных пределах Российской Федерации. Иллюстративен пример и практики правоприменения, приведенный В.А. Лыковым в своей работе, в котором в отношении Б., являющегося гражданином Республики Таджикистан, должностное лицо Сургутского таможенного поста Ханты-Мансийской таможни вынесло постановление о назначении административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, без составления протокола [6, с. 45]. Данный документ был успешно опротестован Сургутской транспортной прокуратурой ввиду неуполномо-ченности указанного выше должностного лица на применение соответствующих мер.

Дополнительные сложности связаны с отсутствием у Б. законного представительства, а также тем фактом, что место его жительства определено непосредственно в Таджикистане, что не позволяло реализовать положения КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.3, ч. 1 ст. 23.2, ч. 3 ст. 29.5, чч. 1, 5 ст. 25.3) о рассмотрении данного дела комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства такого лица при непосредственном участии его законных представителей.

В целях нивелирования данного законодательного пробела целесообразно предусмотреть возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие законных представителей несовершеннолетнего по месту его фактического пребывания.

Проблемы административной ответственности несовершеннолетних необходимо рассматривать в органическом единстве с вопросом ответственности их законных представителей, поскольку вряд ли будет оспорен тот факт, что именно ненадлежащее воспитание (а равно уклонение от него), привитие антиобщественных установок выступают первичными катализаторами для будущих правонарушителей.

Неслучайно законодатель предусмотрел ст. 5.35 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность родителей и иных

законных представителей за ненадлежащие исполнение или неисполнение ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав детей.

Не оспаривая высокого гуманистического потенциала данного нормативного положения, укажем на проблему отсутствия конкретики в отношении тех действий, которые формируют объективную сторону данного состава правонарушения.

В некоторой степени этот пробел восполняется за счет законотворчества регионов, где формулировки о ненадлежащем выполнении родителями (а равно иными законными представителями несовершеннолетних) их обязанностей по воспитанию детей более конкретны. Так, достаточно распространена практика установления для них дополнительных обязанностей в виде недопущения нахождения лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, в общественных местах без сопровождения родителей и иных законных представителей в ночное время суток (либо же в иных местах, пребывание в которых без соответствующего сопровождения сопряжено с рисками для их физического или психического здоровья) [7, с. 107].

Как справедливо отмечают сотрудники правоохранительных структур, сам факт противоправного поведения несовершеннолетнего недопустимо трактовать как основание для административной ответственности его родителей и иных законных представителей - необходимо установить их вину1.

Очевидно, что совершение таким лицом административного правонарушения является более чем достаточной причиной для обстоятельного изучения его условий жизни и взаимоотношений с членами семьи в целях выявления возможных причин, побудивших подростка переступить через закон. В то же время вряд ли справедливо придавать статус аксиомы утверждению о том, что любой факт противоправного поведения подростка является следствием упущений его родителей. Вполне возможно, он движим сугубо личными психологическими установками.

Ввиду изложенного имеет смысл рассмотреть вопрос о снижении возрастного порога для ответственности несовершеннолетних - к тому же многие исследователи отмечают, что установленный возраст (16 лет) не согласуется с реалиями сегодняшнего дня, в которых неуклонно растет число правонарушений среди лиц, кото-

1 Информация о мерах ответственности родителей, не исполняющих обязанность по содержанию несовершеннолетних детей [Электронный ресурс]. - URL: http://adm-asovo.ru/ new/ (дата обращения: 06.11.2023).

рые значительно младше. С учетом сказанного звучат предложения об установлении порогового значения на уровне 14 лет [8, с. 168].

Аргументация сводится к тому, что данный возраст уже вполне достаточен для того, чтобы лицо в полной мере осознавало суть совершаемых им действий и их последствия, а также руководило ими сообразно степени своей психологической зрелости. При этом отмечается, что на сегодняшний день дети гораздо быстрее созревают и развиваются, зачастую в антиобщественном русле, ввиду всеобщего доступа к сети Интернет и иным информационным ресурсам, где транслируется информация, способная оказать деструктивное воздействие на их психику. Показательно довольно известное течение, распространенное в сети «ВКонтак-те», условно именуемое АУЕ, под влиянием которого оказались многие подростки России, что поспособствовало их криминализации. Так, еще летом 2018 года получила огласку информация об аресте двух жителей Екатеринбурга по делу об «экстремистском сообществе АУЕ» во «ВКонтакте»2.

В данном аспекте отметим парадокс, состоящий в том, что на законодательном уровне предусмотрено получение паспорта лицом в 14 лет, однако ответственность за его утрату или порчу по правилам ст. 19.16 КоАП РФ для него не наступит, что обесценивает постулат о неотвратимости наказания в принципе. Осознавая недопустимость подобных ситуаций, когда законодательные предписания фактически не способны получить свою практическую объективацию, в целом указанное предложение о снижении возраста административной ответственности следует считать разумным и необходимым.

Однако в качестве наиболее «мягкой и адаптивной альтернативы», как видится, может выступать промежуточная мера, предполагающая выборочное выделение перечня административных правонарушений, ответственность за которые наступает с четырнадцатилетнего возраста. Кроме того, целесообразно заимствовать подход, воспринятый в ч. 3 ст. 20 УК РФ, относительно положений о защите несовершеннолетних, если выявлен диссонанс между их возрастным и психическим развитием в контексте применения оптимальных мер юридического воздействия.

Наконец, требует своего пересмотра система наказаний, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, через призму и

2 АУЕ: Кто стоит за криминализацией подростков, вводит их в преступное пространство, или Хроники новой пионерии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.novayagazeta (дата обращения: 01.11.2023).

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

2024'2

превентивного, и воспитательного потенциала. Дело в том, что, например, административный штраф и предупреждение, являющиеся наиболее распространенными мерами ответственности для таких лиц, не оказывают на последних должного воздействия.

Как справедливо отмечает О.М. Юнусова, с большой вероятностью несовершеннолетние правонарушители не будут располагать собственным источником дохода, в силу чего бремя выполнения данной финансовой обязанности будет в полной мере возложено на их родителей или законных представителей [9, с. 43].

Более эффективной мерой были бы, например, обязательные работы (не более двух часов в день), поскольку выполнять их будет вынужден непосредственно сам правонарушитель, что по умолчанию окажет на него более сильное воспитательное воздействие и поспособствует социализации личности [10, с. 27].

Подводя итог, укажем, что повышенное внимание государства и общественности к институту административной ответственности несовершеннолетних вполне объяснимо и обоснованно ввиду настораживающих тенденций роста числа противоправных деяний с их участием и повышения их общественной опасности. Говорить о бездействии законодателя в данном отношении будет несправедливо, но в то же время очевидно, что нормативная регламентация вопросов административной ответственности несовершеннолетних довольно фрагментарна и непоследовательна, а также в ряде аспектов не отвечает запросам сегодняшнего дня. По нашему мнению, рассмотрение приведенных выше рекомендаций позволило бы решить некоторые проблемы в анализируемой сфере и достичь ключевой цели административной ответственности - перевоспитания несовершеннолетних и предупреждения совершения ими новых правонарушений в будущем.

Литература

1. Нехорошева С.С. Совершенствование административно-правового статуса несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Вестник ВИ МВД России.- 2019. - № 4. - С. 14-19.

2. Попова Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - 343 с.

3. Дарбинян С.А., Павлов Н.В. К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних // Синергия наук. -2020. - № 42. - С. 854-858.

4. Павлов Н.В., Бельчик А.М. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Бюллетень науки и практики. - 2019. - № 6. - С. 402-406.

5. Лобанов К.Н., Москаленко С.А. К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - № 1. - С. 51- 58.

6. Лыков В.А. Административная ответственность несовершеннолетних иностранцев // Законность. - 2018. - № 10 (936). - С. 42-49.

7. Пономарев А.В. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - № 2. - С. 101-110.

8. ПоляковаН.В., АнтоноваЛ.Б. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. - 2016. - № 1. - С. 167-174.

9. Юнусова О.М. Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Республике Таджикистан: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2015. - 205 с.

10. Аристов Е.В., Фахрутдинова Г.Г. Совершенствование законодательного регулирования административной ответственности несовершеннолетних // Административное право и практика администрирования. - 2019. - № 2. - С. 25-30.

References

1. Nehorosheva S.S. Sovershenstvovanie administrativno-pravovogo statusa nesovershennoletnih: problemy i perspektivy // Vestnik VI MVD Rossii. - 2019. - № 4. - S. 14-19.

2. Popova N.F. Administrativnoe pravo: uchebnik i praktikum dlja vuzov. - 6-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Jurajt, 2023. - 343 s.

3. Darbinjan S.A., Pavlov N.V. K voprosu ob administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Sinergija nauk. - 2020. - № 42. -S. 854-858.

4. PavlovN.V., Bel'chikA.M. Problemy administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Bjulleten' nauki i praktiki. - 2019. -№ 6. - S. 402-406.

5. Lobanov K.N., Moskalenko S.A. K voprosu ob administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2019. - № 1. - S.51- 58.

6. Lykov V.A. Administrativnaja otvetstvennost' nesovershennoletnih inostrancev // Zakonnost'. - 2018. - № 10 (936). - S. 42-49.

7. PonomarevA.V. Problemy administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Vestnik jekonomiki, prava i sociologii. - 2020. -№ 2. - S. 101-110.

8. Poljakova N.V., Antonova L.B. Problemy administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2016. - № 1. - S. 167-174.

9. Junusova O.M. Administrativno-pravovoe regulirovanie zashhity prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnih v Respublike Tadzhikistan: dis. ... kand. jurid. nauk. - Moskva, 2015. - 205 s.

10. Aristov E.V., Fahrutdinova G.G. Sovershenstvovanie zakonodatel'nogo regulirovanija administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Administrativnoe pravo i praktika administrirovanija. - 2019. - № 2. - S. 25-30.

(статья сдана в редакцию 17.01.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.