Научная статья на тему 'Приоритетное направление совершенствования института административной ответственности несовершеннолетних'

Приоритетное направление совершенствования института административной ответственности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / административная ответственность / несовершеннолетние / административное правонарушение / administrative law / administrative responsibility / minors / administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т А. Амелина

актуальность темы исследования обусловлена тем, что защита прав и интересов несовершеннолетних всегда были в центре внимания российского государства и всех его общественных институтов. В настоящее время острой проблемой является административная ответственность несовершеннолетних. Рост правонарушений, совершаемых в возрасте до шестнадцати лет, носит резонансный характер и все чаще привлекает внимание широких слоев общественности и средств массовой информации. Это послужило основанием для изучения мнений представителей научного сообщества как за, так и против изменений административного законодательства в части снижения возраста привлечения к ответственности. Предметом исследования являются действующие нормы административного законодательства России, Германии и Республики Беларусь, а также уголовного российского законодательства, регламентирующие возрастные критерии субъекта правонарушения. Целью написания научной статьи выступает поиск оптимального предложения по совершенствованию института административной ответственности несовершеннолетних. Аргументированные предложения автора выступают основой предложенных дополнений норм административного законодательства, что значительно обогатит теоретическую базу института административной ответственности. Методы исследования: материалистическая диалектика, философская концептология, логико-юридический, системно-структурный, формально-юридический методы. Выводы, представленные в статье, обоснованы опубликованными научными работами по тематике исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Т А. Амелина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priority direction of improving the institute of administrative responsibility of minors

the relevance of the research topic is due to the fact that the protection of the rights and interests of minors has always been the focus of attention of the Russian state and all its public institutions. Currently, the administrative responsibility of minors is an acute problem. The increase in offenses committed under the age of sixteen is resonant and increasingly attracts the attention of the general public and the media. This served as the basis for studying the opinions of representatives of the scientific community both for and against changes in administrative legislation regarding lowering the age of accountability. The subject of the study is the current norms of the administrative legislation of Russia, Germany and the Republic of Belarus, as well as Russian criminal legislation regulating the age criteria of the subject of the offense. The purpose of writing a scientific article is to find the optimal proposal for improving the institution of administrative responsibility of minors. The author’s reasoned proposals serve as the basis for the proposed additions to the norms of administrative legislation, which will significantly enrich the theoretical basis of the institute of administrative responsibility. Research methods: materialistic dialectics, philosophical conceptology, logical-legal, systemic-structural, formal-legal methods. The conclusions presented in the article are justified by published scientific papers on the subject of the study

Текст научной работы на тему «Приоритетное направление совершенствования института административной ответственности несовершеннолетних»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ _2024 ' 4

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) науки

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

THE PRIORITY DIRECTION OF IMPROVING THE INSTITUTE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

УДК 342.9

Т.А. АМЕЛИНА, TATYANA A. AMELINA,

кандидат юридических наук Candidate of Law

(Белгородский юридический институт (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

МВД России имени И.Д. Путилина, Interior of Russia,

Россия, Белгород) Belgorod, Russia) [email protected]

Аннотация: актуальность темы исследования обусловлена тем, что защита прав и интересов несовершеннолетних всегда были в центре внимания российского государства и всех его общественных институтов.

В настоящее время острой проблемой является административная ответственность несовершеннолетних. Рост правонарушений, совершаемых в возрасте до шестнадцати лет, носит резонансный характер и все чаще привлекает внимание широких слоев общественности и средств массовой информации. Это послужило основанием для изучения мнений представителей научного сообщества как за, так и против изменений административного законодательства в части снижения возраста привлечения к ответственности.

Предметом исследования являются действующие нормы административного законодательства России, Германии и Республики Беларусь, а также уголовного российского законодательства, регламентирующие возрастные критерии субъекта правонарушения.

Целью написания научной статьи выступает поиск оптимального предложения по совершенствованию института административной ответственности несовершеннолетних. Аргументированные предложения автора выступают основой предложенных дополнений норм административного законодательства, что значительно обогатит теоретическую базу института административной ответственности.

Методы исследования: материалистическая диалектика, философская концептология, логико-юридический, системно-структурный, формально-юридический методы.

Выводы, представленные в статье, обоснованы опубликованными научными работами по тематике исследования.

Ключевые слова: административное право, административная ответственность, несовершеннолетние, административное правонарушение.

Для цитирования: Амелина Т.А. Приоритетное направление совершенствования института административной ответственности несовершеннолетних // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 4. - С. 37-42.

Abstract: the relevance of the research topic is due to the fact that the protection of the rights and interests of minors has always been the focus of attention of the Russian state and all its public institutions.

Currently, the administrative responsibility of minors is an acute problem. The increase in offenses committed under the age of sixteen is resonant and increasingly attracts the attention of the general public and the media. This served as the basis for studying the opinions of representatives of the scientific community both for and against changes in administrative legislation regarding lowering the age of accountability.

The subject of the study is the current norms of the administrative legislation of Russia, Germany and the Republic of Belarus, as well as Russian criminal legislation regulating the age criteria of the subject of the offense.

The purpose of writing a scientific article is to find the optimal proposal for improving the institution of administrative responsibility of minors. The author's reasoned proposals serve as the basis for the proposed additions to the norms of administrative legislation, which will significantly enrich the theoretical basis of the institute of administrative responsibility.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Research methods: materialistic dialectics, philosophical conceptology, logical-legal, systemic-structural, formal-legal methods.

The conclusions presented in the article are justified by published scientific papers on the subject of the study.

Keywords: administrative law, administrative responsibility, minors, administrative offense.

For citation: Amelina T.A. The priority direction of improving the institute of administrative responsibility of minors // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 4. - P. 37-42.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед государством, выступает поиск способов снижения роста числа совершаемых несовершеннолетними административных правонарушений и преступлений. Рассматривая подобную масштабную задачу, направленную на снижение числа противоправных деяний, необходимо учитывать, что при отсутствии административных правонарушений в сознании подростка формируется осознанный на правовом уровне подход к пониманию своих действий. Именно такой результат позволяет рассчитывать на то, что человек в будущем не позволит себе совершить общественно опасные деяния (преступления), что приведет к снижению их числа как среди несовершеннолетних, так и в общем удельном весе преступности.

Существует множество причин, по которым необходимо контролировать поведение несовершеннолетних.

Связано это прежде всего с тем, что формирование устойчивых привычек в поведении происходит в раннем возрасте. Они формируются не только за счет влияния, оказываемого со стороны родителей, которые стараются оградить несовершеннолетнего от негативного влияния, но и знакомых, находящихся в его близком окружении, а также за счет средств массовой информации, приложений и социальных сетей развлекательного формата, из-за которых поток поступающей информации несовершеннолетнему становится сложно контролировать. Все это в совокупности подчас несет угрозу формирования у несовершеннолетних ложных представлений о смысле жизни и главных ее ценностях [1]. В силу возрастных изменений подростки приобретают ряд внутренних установок и ошибочных суждений о мире, которые тем или иным образом искажают представление о действительной реальности [2, с. 11].

Кроме того, ввиду существующей эмоциональной подростковой нестабильности, небольшого жизненного опыта подросток может попасть под негативное влияние товарищей с деструктивной, агрессивной манерой поведения, чье авторитетное мнение порой подталкивает подростков к совершению противоправных

деяний. Пример подобного рода вседозволенности выступает основой формирования собственной модели делинквентного поведения несовершеннолетнего.

В подтверждение представленному положению можно отметить выступление Советника Председателя Государственной Думы Российской Федерации, ведущего научного сотрудника сектора теории права и государства Института государства и права Российской академии наук В.Н. Плигина, в котором он акцентировал внимание на том, что «возрастная группа с 14 до 16 лет оказывается в некой «темной» зоне: трудные подростки уже способны совершать проступки, представляющие серьезную общественную опасность, но из сферы законодательства об административных правонарушениях они выпадают. Это подчас порождает у них чувство безнаказанности, а безнаказанность ведет к намного более страшным преступлениям»1.

Административную ответственность несовершеннолетних следует рассматривать как часть института административной ответственности, которая имеет все признаки данного института (субъект, объект, субъективною сторону, объективную сторону, содержание правового регулирования и процедуру производства), однако действующее на данный момент законодательство не имеет точного определения данного понятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

На фоне тенденций ранней акселерации, а также растущей детской жестокости многими современными исследователями критикуется положение о минимально допустимых границах субъектов административных правонарушений 3, с. 228], ввиду чего ярким проблем-

1 Почему предлагают снизить возраст наказания подростков в новом КоАП РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2019/05/22/pochemu-predlagaiut-snizit-vozrast-nakazaniia-podrostkov-v-novom-koap.html (дата обращения: 26.10.2024).

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

ным аспектом административно-деликтного законодательства выступает вопрос понижения возраста привлечения к административной ответственности.

Представители научного сообщества высказали мнение о том, что возраст 14 лет вполне соответствует необходимому уровню развития, в границах которого возможно оценить значимость совершаемых действий.

Г.Г. Михалева указала на данный факт, отметив, что «с психологической точки зрения юные правонарушители, которым исполнилось четырнадцать лет, способны понимать фактический характер своих действий, а также в состоянии руководить ими» [4, с. 73].

К.Н. Лобанов, С.А. Москаленко указали на целесообразность снижения возраста административной ответственности до 14 лет, поскольку несовершеннолетние в указанном возрасте в силу своего физиологического и психического развития полностью понимают суть и последствия своих поступков и могут руководить ими [5, с. 52].

Аналогичного мнения придерживается Д.Б. Миннигулова, которая отмечает, что «в возрасте 14 лет подросток отдает отчет своим поступкам, он в состоянии оценить негативный характер своих противоправных действий, а также принять и оценить неблагоприятные последствия, наступающие в случае привлечения к уголовной ответственности» [6, с. 57-58].

Е.В. Ильгова и А.И. Сметанникова полагают, что целесообразно снизить возраст привлечения к административной ответственности до 15 лет, и в пользу представленной позиции авторами указано на то, что «несовершеннолетний в данном возрасте достигает такого уровня правосознания, который позволяет ему понимать существо своих действий и осознавать возможные их последствия» [7, с. 61].

Е.А. Дорожкина пишет о необходимости совершенствования отдельных положений КоАП РФ: «Требуется внести в административное законодательство поправки и изменения, которые были бы эффективны в борьбе с правонарушениями, а равно нежелательны для самих правонарушителей. Важнейшим шагом на пути к данной цели может стать снижение возраста административной ответственности до четырнадцати лет» [8, с. 219].

Исследователи л.В. Акопов и Е.М. Марченко отметили, что «целесообразно, с учетом роста административных правонарушений, совершаемыми подростками, установить в КоАП РФ административную ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет за наиболее опасные административные право-

нарушения» [9, с. 44]. К «наиболее опасным» правонарушениям авторы относят: мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), а также правонарушения, связанные с распитием алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, потребление наркотических и психотропных веществ и появление в состоянии опьянения в общественных местах (ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ).

В своей статье Г.Г. Михалева поддерживает значимость идеи снижения общего возраста административной ответственности с 16 до 14 лет, однако считает, что требуется снизить возрастной ценз лишь по отдельным составам правонарушений [4, с. 73].

Разделяют подобный подход В.И. Попов и Е.С. Гилева, говоря о том, что «четырнадцатилетние подростки уже отлично понимают принятую в обществе недопустимость и вредность таких действий, как насильственные деяния в отношении человека, жестокое обращение с животными, посягательство на чужое имущество, нарушение основных правил дорожного движения как в качестве пешехода, так и водителя мотосредства, велосипеда, требований безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, объектах энергетики, мелкое хулиганство, потенциально опасное использование газового, пневматического оружия» [10, с. 19].

С.В. Гороб полагает, что «снижение возраста привлечения к административной ответственности с шестнадцати до четырнадцати лет благоприятно скажется на состоянии дел по профилактике детской преступности и правонарушений» [11, с. 245].

Также выступила в поддержку дискуссионного вопроса Э.Ф. Байсалуева, указав на то, что «с учетом роста количества противоправных деяний, совершаемых подростками, не достигшими возраста административной ответственности, целесообразно снизить возраст административной ответственности несовершеннолетних за отдельные административные правонарушения, совершенные осознанно, в противоправных целях, с шестнадцати лет до четырнадцати лет» [12, с. 140]. К таким деяниям автор относит составы, предусмотренные ст. 7.17, 7.27, 20.1, 20.3 КоАП РФ.

Обращая внимание на представленную дискуссионную тему, А.П. Солдатов и С.Н. Брата-новский отметили, что «с учетом произошедших изменений целесообразно понизить возраст наступления административной ответственности с 16 до 14 лет» [13, с. 59].

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Одновременно с этим существуют и позиции авторов, не разделяющих общую тенденцию по снижению возраста административной ответственности.

Так, противником данного подхода является О.А. Федотова, которая указала на то, что «привлечение к административной ответственности несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, негативно сказывается на превентивной составляющей производства, а иногда и делает невозможным установление истины по делу» [14, с. 242].

Разнообразие мнений свидетельствует об актуальности рассматриваемого вопроса. Аккумулируя представленные тезисы, полагаем, что оптимальным вариантом совершенствования отдельных положений административной ответственности несовершеннолетних выступает предложение, связанное с определением перечня правонарушений, за совершение которых необходимо привлекать лицо, достигшее на момент их совершения 14-летнего возраста. Данная практика выступает аналогичной существующей политике уголовного законодательства, где ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует перечень составов преступлений, по которым субъектом считается лицо, достигшее 14-летнего возраста.

На то что отдельные составы правонарушений требуют понижения возраста ответственности, указывал в своем выступлении В.Н. Пли-гин: «...подростки в возрасте от 14 до 16 лет совершали побои в отношении сверстников. Подобные правонарушения носили системный характер, а ситуация оценивались как невозможная для предотвращения, в силу отсутствия правовых рычагов реагирования»2.

По нашему мнению, целесообразно выделить следующую составы административных правонарушений, ответственность по которым должна наступать с 14 лет: ст. 6.8, 6.1.1, 7.17, 7.27, ч. 2 ст. 8.52, 9.7, 11.1, 12.7, 12.29, 12.33, 19.3, 19.13, 20, 20.3.1, 20.18, 20.20, 20.21, 20.27, 20.29, 20.31 КоАП РФ.

В настоящее время перечень не является исчерпывающим и при более детальном анализе может быть дополнен необходимыми нормами КоАП РФ.

Кроме того, вести речь о реформировании административно-деликтного законодательства без изучения потенциала административных норм, регламентирующих возраст привлечения к ответственности, закрепленных в законода-

2 Почему предлагают снизить возраст наказания подростков в новом КоАП РФ [электронный ресурс]. - uRL: https:// rg.ru/2019/05/22/pochemu-predlagaiut-snizit-vozrast-nakazaniia-podrostkov-v-novom-koap.html (дата обращения: 26.10.2024).

тельстве зарубежных стран, преждевременно. Наличие опыта зарубежных государств является неотъемлемой частью современных административно-правовых исследований.

В Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь ст. 4.2 «Возраст, с которого наступает административная ответственность» закреплен возраст привлечения к ответственности с 14 лет за отдельные составы правонарушений3.

Законодательство Германии содержит нормативные акты, регулирующие деликты, не подпадающие под положения об уголовной ответственности, при этом возрастной порог, соответствующий административной ответственности, начинается с 14 лет, вместе с тем предусматривается возможность привлечения к ответственности родителей, однако при наличии обязательного условия - совершение административно-правового деликта совместно или, как регламентируется в законе, в «соучастии» [15, с. 55].

Представляется обоснованным заимствование законодательного опыта иностранных государств для совершенствования российского ад-министративно-деликтного законодательства.

Полагаем также, что при внесении подобного рода изменений в КоАП РФ в индивидуальных случаях требуется устанавливать уровень развития несовершеннолетнего. Речь идет о ситуациях, при которых лицо, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, объективно полагая, что несовершеннолетний правонарушитель имеет несоответствие фактическому возрасту, признаки задержек и отклонений в развитии (как психологическом, так и интеллектуальном), не связанных с психическими заболеваниями, обязано назначать судебно-психологическую экспертизу с целью установления фактического уровня развития подростка. Данный шаг направлен на недопущение необоснованного привлечения к ответственности лица, фактически не обладающего развитием, соответствующим возрасту административной ответственности.

Обобщая представленную информацию, мы полагаем, что в целях обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних требуется понизить возраст привлечения к административной ответственности до 14 лет за совершение отдельных составов правонарушений.

Однако полагаем, что предшествовать этому должно широкое общественное обсуждение

3 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2021 [Электронный ресурс]. - URL: https:// pravo.by/document/?guid=12551&p0=HK2100091 (дата обращения: 26.10.2024).

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

2024'4

представленных новаций, а также проблем, которые могут сопутствовать ее применению, подготовка научно-обоснованной концепции.

Совершенствование положений административного законодательства находит свое отражение в изменении отдельных положений КоАП РФ. Для этого необходимо дополнить частью 1.1 ст. 2.3 КоАП РФ в следующей редакции: «1.1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста четырнадцати лет при совершении деяния, предусмотренного ст. 6.8 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» КоАП РФ, ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, ст. 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества» КоАП РФ, ст. 7.27 «Мелкое хищение» КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.52 «Несоблюдение требований к содержанию животных» КоАП РФ, ст. 9.7 «Повреждение электрических сетей» КоАП РФ, ст. 11.1 «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене» и ст. 12.7 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством» КоАП РФ, ст. 12.29 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения» КоАП РФ, ст. 12.33 «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» КоАП РФ, ст. 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере

миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации» и ст. 19.13 «Заведомо ложный вызов специализированных служб» КоАП РФ, ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ, ст. 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» КоАП РФ, ст. 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» КоАП РФ, ст. 20.18 «Блокирование транспортных коммуникаций» КоАП РФ, ст. 20.20 «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах» КоАП РФ, ст. 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» КоАП РФ, ст. 20.27 «Нарушение правового режима контртеррористической операции» КоАП РФ, ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» КоАП РФ, ст. 20.31 «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» КоАП РФ».

Таким образом, усматривается необходимость в совершенствовании административного законодательства в части ответственности несовершеннолетних правонарушителей, что позволит предотвратить увеличение количества таких правонарушений посредством повышения степени ответственности подростков за содеянное.

Литература

1. Дизер О.А. Правовые и организационные проблемы противодействия правонарушениям в области общественной нравственности // Административное право и процесс. - 2012. - № 6. - С. 36-40.

2. Абрамова Ю.М., Зяблицева А.С. Современные тенденции криминологической характеристики личности несовершеннолетнего преступника / Актуальные проблемы публичного права: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции; под. ред. О.Н. Дядькина [и др.]. Том 1. Выпуск 9. - Владимир: Шерлок-Пресс, 2019. С. 10-13.

3. Боренштейн А.Л. Административные правонарушения несовершеннолетних: причины и способы минимизации // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2023. - Т. 29. - № 3 (90). - С. 224-230.

4. Михалева Г.Г. Вопросы совершенствования административно-юрисдикционной деятельности полиции по привлечению несовершеннолетних к административной ответственности // Аграрное и земельное право. - 2023. - № 6 (222). - С. 72-74.

5. Лобанов К.Н., Москалекно С.А. К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2015. - № 1. - С. 48-53.

6. Миннигулова Д.Б. Административная ответственность несовершеннолетних: правовые коллизии // Право и государственность. - 2024. - № 3 (4). - С. 55-58.

7. Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - № 5 (124). - 2018. - С. 58-61.

8. Дорожкина Е.А. Снижение возраста административной ответственности: за и против / Актуальные проблемы публичного права: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции; под ред. О.Н. Дядькина [и др.]. Том 1. Выпуск 9. - Владимир: Шерлок-Пресс, 2019. С. 217-220.

2024'4

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

9. Акопов Л.В., Марченко Е.М. Административная ответственность несовершеннолетних // Экономика и социум. -2015. - № 6-2 (19). - С. 41-45.

10. Гилева Е.С. К вопросу о совершенствовании юрисдикционной деятельности КДН и ЗП / Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: в ракурсе «траектория профессионального развития современного педагога»: материалы X Всероссийского научно-практического форума для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2023. С. 17-20.

11. Гороб С.В. Снижение возраста привлечения к административной ответственности как мера профилактики последующих правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Бизнес в законе. - 2007. - № 3. - С. 244-245.

12. Байсалуева Э.Ф. Некоторые проблемы реализации административной ответственности несовершеннолетних и пути их преодоления // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 1 (47). - С. 134-141.

13. Солдатов А.П., Братановский С.Н. Административная ответственность несовершеннолетних в России: вопросы теории и практики // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (63). - С. 52-61.

14. Федотова О.А. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Общество и право. - 2016. - № 1 (55). - С. 239-242.

15. Жукова Н.А., Полуляхов А.В. Сравнительный анализ административной ответственности несовершеннолетних в России и зарубежных странах // The Scientific Heritage. - 2021. - № 68-4 (68). - С. 54-57. - DOI 10.24412/9215-0365-2021-68-4-54-57.

References

1. Dizer O.A. Pravovye i organizacionnye problemy protivodejstviya pravonarusheniyam v oblasti obshchestvennoj nravstvennosti // Administrativnoe pravo i process. - 2012. - № 6. - S. 36-40.

2. Abramova Yu.M., Zyabliceva A.S. Sovremennye tendencii kriminologicheskoj harakteristiki lichnosti nesovershennoletnego prestupnika / Aktual'nye problemy publichnogo prava: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; pod. red. O.N. Dyad'kina [i dr.]. Tom 1. Vypusk 9. - Vladimir: Sherlok-Press, 2019. S. 10-13.

3. Borenshtejn A.L. Administrativnye pravonarusheniya nesovershennoletnih: prichiny i sposoby minimizacii // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. - 2023. - T. 29. - № 3 (90). - S. 224-230.

4. Mihaleva G.G. Voprosy sovershenstvovaniya administrativno-yurisdikcionnoj deyatel'nosti policii po privlecheniyu nesovershennoletnih k administrativnoj otvetstvennosti // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2023. - № 6 (222). - S. 72-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. LobanovK.N., Moskalekno S.A. K voprosu ob administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2015. - № 1. - S. 48-53.

6. Minnigulova D.B. Administrativnaya otvetstvennost' nesovershennoletnih: pravovye kollizii // Pravo i gosudarstvennost'. -2024. - № 3 (4). - S. 55-58.

7. Il'govaE.V., SmetannikovaA.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - № 5 (124). - 2018. - S. 58-61.

8. Dorozhkina E.A. Snizhenie vozrasta administrativnoj otvetstvennosti: za i protiv / Aktual'nye problemy publichnogo prava: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; pod red. O.N. Dyad'kina [i dr.]. Tom 1. Vypusk 9. - Vladimir: Sherlok-Press, 2019. S. 217-220.

9. Akopov L.V., Marchenko E.M. Administrativnaya otvetstvennost' nesovershennoletnih // Ekonomika i socium. - 2015. -№ 6-2 (19). - S. 41-45.

10. Gileva E.S. K voprosu o sovershenstvovanii yurisdikcionnoj deyatel'nosti KDN i ZP / Bezopasnoe detstvo kak pravovoj i social'no-pedagogicheskij koncept: v rakurse «traektoriya professional'nogo razvitiya sovremennogo pedagoga»: materialy H Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo foruma dlya studentov, magistrantov, aspirantov, prepodavatelej i specialistov. - Perm': Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2023. S. 17-20.

11. GorobS.V. Snizhenie vozrasta privlecheniya k administrativnoj otvetstvennosti kak mera profilaktiki posleduyushchih pravonarushenij i prestuplenij, sovershaemyh nesovershennoletnimi // Biznes v zakone. - 2007. - № 3. - S. 244-245.

12. Bajsalueva E.F. Nekotorye problemy realizacii administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih i puti ih preodoleniya // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. - 2019. - № 1 (47). - S. 134-141.

13. SoldatovA.P., BratanovskijS.N. Administrativnaya otvetstvennost' nesovershennoletnih v Rossii: voprosy teorii i praktiki // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2022. - № 3 (63). - S. 52-61.

14. Fedotova O.A. Zadachi i principy proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Obshchestvo i pravo. - 2016. - № 1 (55). - S. 239-242.

15. Zhukova N.A., PolulyahovA.V. Sravnitel'nyj analiz administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih v Rossii i zarubezhnyh stranah // The Scientific Heritage. - 2021. - № 68-4 (68). - S. 54-57. - DOI 10.24412/9215-0365-2021-68-4-54-57.

(статья сдана в редакцию 09.0B.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.