5 Проблемы народного представительства в Российской Федерации. С. 6.
6 Примечательно, что один из классиков концепции народного представительства, Д. Милль, исходил из того, что представительное правление пригодно для народа с высоким культурным развитием: «Представительные учреждения окажутся малоценными и будут служить только простым орудием деспотизма или интриг, если большинство избирателей недостаточно заинтересовано в управлении для того, чтобы участвовать в выборах, а если и подает свой голос, то не руководствуется соображениями общественного блага, а продает свои голоса за деньги или вотирует по напущению влиятельных лиц, расположить в свою пользу которых они желают по каким-нибудь своим частным соображениям. Такого рода народные выборы,
вместо того чтобы быть обеспечением против дурного правительства, служат только лишним колесом в этом механизме» (Милль Д.С. Представительное правление. СПб.,1 907. С. 68, 84, 101).
7 Парламентское право : учеб. пособие. М., 2003. С. 48. Оговорка о том, что «тем не менее социальный фактор все же учитывается при формировании части депутатского корпуса по принципу партийности, поскольку, как правило, политические партии в своей деятельности пользуются поддержкой определенных слоев населения, которые и составляют их электорат, лишь усиливает отмеченную позицию.
8 Червонюк В.И. Законодательная власть в зарубежных странах : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1: Организация законодательной власти. М., 2009. С. 102.
ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ С ОПЛАТОЙ ПО МОБИЛЬНОМУ ТЕЛЕФОНУ
С.А. СОЙНИКОВ, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. Развитие интернета значительно повысило уровень торговли, ее качество. Процесс покупок, совершаемых с помощью сети «Интернет», обладает рядом существенных преимуществ. Возможны разные варианты оплаты покупок, в том числе с оплатой по мобильному телефону через посылку SMS. Законодателем, правоохранительными органами, операторами сотовой связи принимаются определенные меры, направленные на урегулирование интернет-торговли.
Ключевые слова: интернет-магазин, оператор сотовой связи, интернет-торговля с оплатой по мобильному телефону через посылку SMS, контентные услуги, короткий номер.
PROBLEMS OF AN ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF INTERNET TRADE WITH PAYMENT BY A MOBILE PHONE
S.A. SOJNIKOV,
candidate of Jurisprudence, the Associate Professor
Annotation. The development of the Internet has considerably increased trade level, its quality. Process ofpurchases made by means of the Internet network has a number of essential advantages. The different variants of payment are possible, including the payment by a mobile phone through sending SMS. The legislator, law-enforcement agencies, the operators of cellular communication take the certain measures directed on settlement of the Internet trade.
Key words: internet shop, the operator of cellular communication, Internet trade with payment by a mobile phone through SMS, content services, short number.
Радикальные перемены, начавшиеся в России в 1990-х гг., существенно затронули все сферы общества, среди которых политика, экономика, идеология. Научно-техническое развитие, переход к рыночным отношениям сформировали конкурентный рынок операторов, оказывающих услуги сотовой связи.
Научно-техническое развитие отразилось на формировании нового информационного пространства - интернета. Переход к новому информационному пространству увеличил ценность информа-
ции для человека, заставил искать новые формы ее получения, хранения и передачи. Интернет стал важным средством сбора информации, поддержания связи с друзьями и коллегами, деловыми партнерами, а также купли-продажи товаров. Появление интернета вызвало радикальные изменения в сфере торговли, в результате которых уровень торговли и его качество повысились.
С помощью интернета совершаются миллионы транзакций, имеющих реальное финансовое значение. Все это можно назвать коммерцией в ин-
тернете. Размещение рекламной коммерческой информации, прайсов и других материалов принято называть е-бизнесом.
Основное преимущество покупок через интернет очевидно. Это экономия времени. Не выходя из офиса или дома, вы можете обойти сотни магазинов, сравнить цены, почитать обзоры и выбрать необходимый вам товар. В интернет-магазине предоставлено максимум сервисов покупателям: обзоры, видеоролики о товаре, комментарии пользователей, которые приобрели продукцию. Интернет-магазин работает круглосуточно. С интересующей продукцией могут ознакомиться лица, которые по определенным причинам не могут посетить традиционный магазин. Как правило, товар доставляют покупателю домой, при его получении покупатель передает курьеру деньги.
Но полноценный электронный бизнес начинается тогда, когда пользователь может совершить покупку, не отходя от клавиатуры. И на пути к распространению интернет-магазинов возникает проблема доступности и надежности оплаты услуги, соответствие предлагаемой услуги (товара) рекламируемому, гарантия на получение услуги (товара), последующее использование и т.д.
Способы оплаты через интернет можно условно разделить на три основных вида: 1) управление счетом через интернет; 2) использование электронных денег (электронных денежных обязательств); 3) оплата по мобильному телефону.
Для приема оплаты товара по банковским карточкам магазин должен зарегистрироваться в системе электронных платежей. Он оформляет заявку, которая по электронной почте отправляется на сервер системы электронных платежей. В результате интернет-магазину присваивают личный код. Кроме того, организация должна заключить с банком договор эквайринга, по которому ей открывают счет, куда будут поступать платежи по кредитным картам покупателей. Банк ежедневно направляет интернет-магазину выписку о проведенных операциях. На ее основании продавец отгружает товар покупателю. Для получения оплаты товара таким способом магазин после регистрации в одной из платежных электронных систем должен разместить на сайте реквизиты электронной системы, чтобы покупатель мог ею пользоваться.
Покупатель, который желает расплатиться через интернет, должен быть зарегистрирован в той же электронной системе, что и продавец. Перед тем как отправиться за покупками в виртуальный магазин, покупатель пополняет свой электронный кошелек. Сделать это он может несколькими способами, например купить и активировать специальную карточку (наподобие оплаты мобильного телефона), перечислить деньги почтовым или банковским переводом, внести с кредитной карточки.
Получив от покупателя заказ, интернет-магазин обращается к администратору электронной системы платежей. По требованию продавца администратор перечисляет деньги на его банковский счет. За эту операцию с магазина берется комиссия. Ее бухгалтерский и налоговый учет ведется так же, как и учет банковских комиссий.
Стремительно развивается интернет-торговля с оплатой по мобильному телефону через посылку SMS. Это очень популярный вид торговли, интенсивно набирающий обороты. Существует мнение, что это незаконно, ибо нарушает договор между абонентом сотовой связи и мобильным провайдером, так как SMS должно стоить столько, сколько оговорено в тарифе, тем не менее никто не возражает против такой торговли в интернете.
Договор - соглашение между оператором и абонентом о возмездном оказании услуг, заключенное в соответствии с правилами оказания услуг связи и в соответствии с тарифным планом.
Тарифный план - условия договора, определяющие стоимость услуг, методы расчетов, особенности тарификации, которые определяются оператором самостоятельно в установленной форме.
При заключении договора в соответствии с правилами оказания услуг связи абонент указывает выбранный им из предлагаемых оператором тарифный план. Он содержит тарифы (цены) на услуги, порог соединения, единицы тарификации услуг, порядок оплаты неполной единицы тарификации услуг связи, сведения о сроке и территории его действия. Перечень услуг, их объем и качество определяется выбранным абонентом тарифным планом.
Н.В. Перевозникова, анализируя услуги, предлагаемые операторами сотовой связи по принципу обязательного представления, делит их на основные и дополнительные. Основные услуги определяют профиль и специализацию организации, а дополнительные позволяют повысить качество и конкурентоспособность основной услуги или конкурентоспособность организации. Дополнительные услуги сотовой связи - это все услуги сотовой связи, которые не связаны с телефонией (передачей речи между абонентами)1.
Все дополнительные услуги сотовой связи разделяют на потребительские (сервисные) и технологические. Потребительские услуги - это все дополнительные услуги, предоставляемые компанией-оператором, которые напрямую не связаны со стандартом связи, в котором она работает. Технологические услуги - это услуги, которые непосредственно связаны с возможностью стандарта связи, в котором работает компания-оператор2. Одним из основных отличий дополнительных технологических услуг от по-
требительских является то, что потребительские услуги зачастую предоставляются бесплатно.
Быстрыми темпами развиваются контентные услуги- справочные иинформационно-развлекательные дополнительные услуги сотовой связи, реализованные с помощью разных технологических решений. Наибольшее развитие получили кон-тентные услуги на базе технологии SMS. SMS -технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. Контент-услуги - справочные и информационно-развлекательные услуги, реализованные с помощью разных технологий.
Потребность в развитии дополнительных услуг появилась у операторов в связи с приближением рынка сотовой связи к насыщению и обострением конкуренции. Дополнительные услуги стали оказывать значительное влияние на маркетинговую деятельность компаний-операторов и их коммуникационную политику. В ряде регионов ассортимент дополнительных услуг стал конкурентным преимуществом операторов сотовой связи.
Отдельным направлением мобильного маркетинга является работа с короткими номерами. Короткий номер - специальный телефонный номер, имеющий меньшую длину, чем стандартные номера телефонной сети. Короткий номер используется в основном для вызова экстренных, справочных служб, службы точного времени, такси, оказания платных услуг. В сотовой сети короткие номера часто применяются разными коммерческими структурами.
Стоимость звонков на короткие номера варьирует от бесплатной до значительно превышающей международные тарифы. За соответствующий звонок платит звонящий. SMS, отправленная на короткий номер, попадает вначале в SMS-центр оператора, который отдает ее внешней стороне. Пришедший ответ доставляется обратно отправителю. Плата взимается, как плавило, за факт отправки SMS отправителем, а не за получение им ответа. Цель использования коротких номеров -прибыль от входящих вызовов и SMS.
Определенный сегмент интернет-магазинов занимают магазины, торгующие цифровой музыкой. Альтернативу им составляют операторы мобильной связи, а также компании, работающие с музыкой на смежных рынках, - контент-провайдеры. В отличие от интернет-магазинов сотовые операторы имеют обратную связь, например SMS. В интернете же пользователь сам ищет то, что ему нужно.
Операторы мобильной связи заключают договор с контент-провайдерами. Тот предоставляет платные услуги. Оператор мобильной связи в соответствии с тарифным планом списывает платеж
за услуги соединения, а контент-провайдер - за свою услугу. Ответственность за содержание услуги, качество и оперативность предоставления сервиса несет контент-провайдер.
Контент-провайдер обеспечивает соответствие содержания услуг нормам законодательства, в том числе об охране авторских и иных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также законов о рекламе, действующих на территории России, и международного права. Операторы сотовой связи осуществляет передачу запроса в виде SMS-сообщения или голосового вызова абонента контент-провайдеру и тарификацию запросов.
Рынок дополнительных услуг сотовой связи постоянно развивается, объем рынка ежегодно увеличивается. Растет доля доходов от дополнительных услуг в общих доходах операторов, что и привлекает правонарушителей. Создается новая среда для совершения правонарушений.
Управление «К» МВД России предупреждает о ряде мошеннических схем, использующих возможности операторов сотовой связи. Одним из основных видов преступлений в телекоммуникационной среде является телефонное мошенничество, которое стремительно набирает силу и превращается в настоящую эпидемию. Жертвами мошенников становятся все без исключения: и бизнесмены, и чиновники, и звезды шоу-бизнеса, и обычные граждане3.
Существует несколько видов телефонного мошенничества. К основным схемам относятся так называемый случай с родственником, розыгрыш призов, SMS-просьба, платный код, штрафные санкции оператора, ошибочный перевод средств, предложение получить доступ к SMS-переписке и звонкам абонента. Участились случаи недобросовестной рекламы услуг с оплатой через SMS на короткий номер: мошенники указывают цены за услуги, в десятки раз меньше реальных.
За контент-услугой может скрываться услуга по разблокированию компьютера. После закачки определенного файла компьютер блокируется, появляется сообщение о том, что для разблокирования необходимо отправить SMS по определенному короткому номеру без указания цены, в случае неотправки SMS указывается угроза удаления программного обеспечения и личных данных. Сумма достигает значительных размеров, однако в большинстве случаев даже если и отправляется такая сумма, ситуация не меняется. Подобный вариант оплаты четко характеризует уровень защищенности мошенников и уровень недостаточности законодательного урегулирования подобных ситуаций.
В последнее время операторами сотовой связи приняты определенные меры в этой связи.
10 ноября 2009 г. компания «МТС» запустила
сервис «Инфоконтент» для уточнения стоимости контентных услуг, с помощью которой абоненты смогут самостоятельно уточнить стоимость контентных услуг, предоставляемых по SMS- и MMS -запросам на короткие номера.
Директор по продуктам и услугам П. Ройтберг компании «МТС» отмечает: «Мы заинтересованы в том, чтобы наши абоненты могли легко ориентироваться в большом рынке контентных услуг и выбирать удобные варианты проверки их стоимости, а также были в курсе того, кто поставляет услуги и каким образом можно получить техническую поддержку. Мы планируем развивать сервис «Инфоконтент», в частности, в ближайшем будущем предоставим абонентам возможность уточнять стоимость звонков по коротким номерам голосовых контентных услуг и стоимость GPRS-трафика при использовании интернет-ссылок с премиум-тарификацией».
Компания «МегаФон-Москва» разместила перечень коннект-провайдеров, название услуги, короткий номер, тип услуги, тариф, ссылку на сайт компании.
Управление «К» МВД России в целях профилактики распространяет рекомендации о том, как уберечься от телефонных мошенничеств. Ряд рекомендаций принят операторами сотовой связи. Вместе с тем эти меры не являются исчерпывающими и исключающими в полной мере совершение правонарушений, используя возможности сотовой связи, осуществляя покупку с помощью SMS-сообщения.
Все сделки, заключаемые через интернет, не имеют правовой базы. Сейчас активно ведется работа над законопроектами, которые должны поставить интернет в рамки закона4.
Законопроект «Об интернете» разработан группой экспертов под руководством А. Тедеева по заказу думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Разработчики законопроекта подразделяют отношения в интернете на две группы - гуманитарные и экономические. В законопроекте отмечается, экономические отношения, возникающие в интернете (интернет-торговля, банковские услуги), требуют защиты прав их участников. В случаях, когда нарушаются любые права граждан, в том
числе экономические, в дело вступят нормы УК, НК, КоАП.
А. Тедеев считает, что под санкции УК или КоАП могут попасть владельцы любого ресурса, независимо от того, в какой стране зарегистрирован сайт и гражданином какой страны является его собственник. Спорным остается вопрос: под какие конкретно статьи УК и КоАП должны подпадать правонарушения в интернете? Возможно, придется создавать отдельный нормативный документ, устанавливающий ответственность за преступления и правонарушения в интернете.
Таким обоазом, необходимы:
$ детальная разработка законодательства и общих принципов, которыми должны руководствоваться лица, осуществляющие торговлю с помощью сети «Интернет», правоохранительные и регламентирующие органы, население;
развитие международного сотрудничества в этом направлении;
включение в законодательство административных мер, позволяющих своевременно принимать надлежащие меры по предупреждению, пресечению, процессуальному обеспечению и наказанию за правонарушения, совершенные с помощью сети «Интернет»;
законодательное установление базовых рамок, регулирующих подобные операции в сети «Интернет»;
установление оптимальных стандартов деятельности и административных требований регулирования операций в сети «Интернет»;
$ установление единых международных требований в этом направлении, так как интернет не имеет границ;
установление оперативного обмена данными и опытом.
1 Перевозникова Н.В. Рынок дополнительных услуг сотовой связи: направления и перспективы развития (на примере Дальнего Востока) : автореф. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2007.
2 Ершов О.В. Сотовая связь в зеркале услуг. URL: www. sotovik.ru.
3 URL: http://www.mvd.ru/struct/upravleniek/ 10000287/ 10000320/.
4 РГ-Бизнес. 2009. № 697.