УДК 343 .72 Дмитрий Владимирович Долгов,
ББК 67.408.121.2 начальник отдела уголовного розыска МВД России «Сараевский»
Д64 (УМВД России по Рязанской области)
E-mail: dmi90577@ yandex.ru.
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ МОШЕННИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
Реферат: в последнее время в российской прессе публикуются статьи о появлении новых видов преступных деяний, которые не вписываются в стандартные рамки Уголовного кодекса Российской Федерации.
Способы обмана в сфере мобильной связи разнообразны, при этом они ежедневно обновляются. Однако все же имеют место схожие или типичные варианты причинения ущерба, наиболее часто встречающиеся из них:
1) вынужденные звонки на платный номер. Данное деяние характеризуется тем, что с неизвестного номера поступает звонок, сбрасывающийся до того, как прозвучит ответ, или сообщение с просьбой «перезвонить»;
2) клонирование или использование сотовых телефонов-двойников;
3) обман с мобильным контентом. Мобильный контент представляет собой информационные услуги (игры, развлечения, новости, справки и консультации), а также sms и mms сервисы (sms-чаты, sms-игры, реалити шоу, знакомства, загрузка мелодий, логотипов, картинок и др.);
4) сочетание обмана с мобильным контентом и вирусными технологиями. На телефон абонента приходит сообщение о том, что для него поступило mms-сообщение, и дается ссылка на сайт, где он может его посмотреть;
5) имитация работы сервисного центра оператора сотовой связи;
6) обман с использованием Интернета. В настоящее время пользователем Интернета является многомиллионная аудитория. Преступники используют данный канал воздействия на пользователей Интернета и одновременно обладателей мобильного телефона. Для названного обмана появилось название фи-шинг (от англ. - phishing, password - пароль и fishing - рыбная ловля, выуживание) - вид причинения ущерба, цель которого - получить идентификационные данные пользователей.
Утверждение о том, что действия фрикеров не подпадают под действие статей УК РФ, необоснованно. В то же время следует отметить, что не всегда возможно привлечь к ответственности телефонных пиратов. Это связано с латентностью их действий из-за нежелания граждан обращаться в правоохранительные органы и подчас малозначительностью ущерба (ст. 14 УК РФ).
Ключевые слова: телекоммуникации, мобильная связь, мошенничество, фрикеры, фишинг, предмет преступления, электронная почта, малозначительность ущерба, телефонное пиратство, состав преступления.
С момента зарождения телекоммуникаций появились и преступники, использующие эти коммуникации на благо себе, а иногда во вред другим. В этом виде причинения ущерба, чтобы завладеть чужим имуществом, необходимо его обладателей ввести в заблуждение, а владельцы уже по собственной воле передадут вышеозначенное имущество преступнику, пребывая в полной уверенности, что последний имеет право его получить.
В последнее время в российской прессе публикуются статьи о появлении новых видов преступных деяний, которые не вписываются в стандартные рамки Уголовного кодекса Российской Федерации [1, с. 26]. Иначе говоря, есть действия, наносящие ущерб потерпевшему, но нет соответствующей статьи в УК РФ для их квалификации.
Авторы [2, с. 106] приводят примеры так называемого мобильного мошенничества (фрикерства), для которого якобы нет формализованной уголовно-правовой нормы об ответственности. Между тем нельзя забывать о том, что, если причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием не может быть квалифицировано по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» ввиду отсутствия признаков хищения, не исключено применение ст. 165 УК РФ. Данные составы схожи между собой в первую очередь по способу совершения, и часто у правоприменителя возникают проблемы при их разграничении. При совершении преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»), отсутствуют в своей совокупности или отдельно
такие обязательные признаки мошенничества, как противоправное, совершенное с корыстной целью безвозмездное окончательное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или пользу других лиц.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» отмечается, что «при решении вопроса о том, имеется ли в действиях лица состав преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 165 УК РФ, суду необходимо установить, причинен ли собственнику или иному владельцу имущества реальный материальный ущерб либо ущерб в виде упущенной выгоды, то есть неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено путем обмана или злоупотребления доверием».
По мнению Л. Д. Гаухмана, предмет данного преступления может существенно отличаться от предмета мошенничества. Это положение вытекает из буквального толкования диспозиции ст. 165 УК РФ («при отсутствии признаков хищения»). Соответственно, помимо реально существующих на момент совершения преступления имущественных ценностей, предметом преступления может являться упущенная выгода [3, с. 306]. С этим не соглашается Н. В. Перч, который полагает более точным использовать в уголовном праве термин «неполучение должного», а не понятие «упущенная выгода». Под неполучением должного он понимает «упущенную выгоду, возникшую вследствие незаконного обращения и (или) удержания виновным тех объектов экономического оборота, которые он должен был передать кредитору в силу закона или иного нормативно-правового основания» [4, с. 7].
Как отмечает А. А. Бакрадзе, данные преступления различаются по субъективной направленности обмана и злоупотребления доверием: при мошенничестве они служат средством незаконного и безвозмездного завладения чужим имуществом, а при совершении преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ, средством незаконного удержания у себя имущества, подлежащего передаче лицу, имеющему право на это имущество, благодаря чему виновный не только причиняет имущественный ущерб собственнику или владельцу, но и извлекает определенную имущественную выгоду для себя или для других лиц [5, с. 52].
Таким образом, по мнению ряда авторов, причинение имущественного ущерба путем непередачи должного (преступная экономия) при определенных условиях может квалифицироваться по ст. 165 УК РФ.
Способы обмана в сфере мобильной связи разнообразны, при этом они ежедневно обновляются. Однако имеют место схожие или типичные варианты причинения ущерба. Систематизируем наиболее часто встречающиеся.
1. Вынужденные звонки на платный номер. Данное деяние характеризуется тем, что с неизвестного номера поступает звонок, сбрасывающийся до того, как прозвучит ответ, или сообщение с просьбой «перезвонить» или более интригующего содержания -«перезвонить и познакомиться с симпатичной девушкой/молодым человеком». Как правило, звонки на такие номера тарифицируются по специальным завышенным тарифам, а перезванивающий из любопытства на другом конце провода никакого знакомого или нового знакомства не обнаруживает. В Японии подобное действие назвали wan-giri («один звонок») [6, с. 315].
К числу схожих действий можно отнести звонки якобы представителей сервисных центров оператора мобильной связи или их сообщения, содержание которых примерно таково: «Позвони на номер ... и получи на свой счет 100 рублей». При этом доверчивые граждане набирают указанный номер и иногда даже путем мобильного перевода получают искомые 100 рублей, хотя сам звонок им обходится в 200-300 рублей.
2. Клонирование или использование сотовых телефонов-двойников. Наиболее дорогостоящий и трудоемкий способ причинения ущерба, рассчитанный на слабые технологические участки мобильной системы и требующий наличия у нарушителей некоторых начальных технических знаний и способностей (хотя после обнаружения слабых мест системы информация о них часто быстро распространяется в форме, понятной и для технически не образованных людей). Мобильные телефоны сотовой связи фактически являются сложной миниатюрной приемо-передающей радиостанцией. Каждому сотовому телефонному аппарату присваивается свой электронный серийный номер (ESN), который кодируется в микрочипе телефона при его изготовлении и сообщается изготовителями аппаратуры специалистам, осуществляющим его обслуживание. Кроме того, некоторые изготовители указывают этот номер в руководстве для пользователя. При подключении аппарата к сотовой сети в микрочип телефона заносится еще и мобильный идентификационный номер (MIN). Вся территория, обслуживаемая сотовой системой связи, разделена на отдельные прилегающие друг к другу зоны связи, или «соты». Телефонный обмен в каждой такой зоне управляется базовой станцией, способной принимать и передавать сигналы на большом количестве радиочастот. Периодически
(с интервалом 30-60 мин) базовая станция излучает служебный сигнал. Приняв его, мобильный телефон автоматически добавляет к нему свои MIN-и ESN-номера и передает получившуюся кодовую комбинацию на базовую станцию. В результате этого осуществляется идентификация конкретного сотового телефона, номера счета его владельца и привязка аппарата к определенной зоне, в которой он находится в данный момент [7, с. 14-15]. Клонирование основано на том, что абонент использует чужой идентификационный номер (следовательно, и счет) в корыстных целях. Схема такова: с помощью сканеров перехватывают идентифицирующий сигнал чужого телефона, которым он отвечает на запрос базовой станции, выделяют из него идентификационный номер и перепрограммируют этим номером микрочип своего телефона. В результате стоимость разговора с этого аппарата заносится базовой станцией на счет того абонента, у которого эти номера были похищены. Однако без физического доступа к сотовому телефону данный способ причинения ущерба невозможен. Если телефон был отдан в ремонт или потерян, а потом найден, тогда у него может появиться двойник. При этом характерной чертой клонирования являются сбои в работе связи.
3. Обман с мобильным контентом. Мобильный контент представляет собой информационные услуги (игры, развлечения, новости, справки и консультации), а также SMS и MMS сервисы (SMS-чаты, SMS-игры, реалити шоу, знакомства, загрузка мелодий, логотипов, картинок для сотовых телефонов). Продажа этих видов мобильного контента приносит контент-провайдерам (то есть компаниям, предоставляющим пользователям услуги информационного или развлекательного характера) значительные доходы. При этом в их ассортименте имеются такие функциональные услуги, как GPS-навигация (например, для наблюдения за ребенком), мобильная почта или проверка состояния банковских платежей. Для получения мобильного контента необходимо отправить SMS на короткий номер, состоящий из 4-5 цифр. Этот номер операторы сотовой связи предоставляют контент-провайдеру. Оказание услуг по продаже контента организуется по принципу оферты, то есть потребитель при заказе игры или логотипа заранее соглашается на условия договора, в котором, кстати, не гарантируется доставка контента конечному пользователю (при этом технический сбой может действительно произойти по вине операторов сотовой связи). В итоге пользователь оказывается абсолютно беззащитным: фактически, отдавая деньги, он покупает лишь вероятность (пусть даже и немалую) получения контента. На рынке данных
услуг существует немало недобросовестных контент-провайдеров, которые заведомо вводят в заблуждение пользователей и совершают следующие обманные действия:
- некорректное предоставление информации о цене при рекламе услуги. В таком случае абоненты вводятся в заблуждение относительно реальной стоимости услуги, предоставляемой контент-провайдером. Способ прост - реальная цена контент-услуги указывается незаметно мелким шрифтом или не указывается вообще. Либо рекламный баннер сообщает, что стомость услуги 10 рублей, а в сноске мелким шрифтом указывается, что это плата за один запрос, одни сутки пользования услугой и т. д. На самом деле плата взымается сразу за несколько десятков запросов, за месяц пользования услугой и т. д., то есть в итоге расходы абонента за получение услуги существенно увеличиваются. Один из ярких примеров: в Перми доверчивым гражданам предлагалось «открыть секреты SMS-бизнеса» за 139 рублей + НДС - цена услуги и тот факт, а что «услуга считается предоставленной после отправления SMS-сообщения, и претензии не принимаются» в рекламе прочитать было сложно;
- многоразовая тарификация услуг для абонентов. Абонент заказывает услугу, отправив SMS-сообщение на короткий номер, а в ответ получает просьбу что-либо дополнительно подтвердить (возраст или желание воспользоваться сервисом). Такой дополнительный запрос означает, что каждое отправленное сообщение также тарифицируется и абонент теряет деньги;
- платные SMS-рассылки. Заказывая контент у провайдера, абонент автоматически соглашается с условиями договора об обслуживании (договора оферты), который в рекламное объявление не может поместиться и, как правило, размещен на сайте провайдера. Нередко, заказав всего лишь одну картинку, абонент дает добро на получение регулярной подписки несущественного содержания, которая приходит на телефон в виде входящего тарифицируемого SMS-сообщения (платит за него абонент, а не отправитель). Попытка отписаться от такого навязчивого сервиса обходится еще в некоторую сумму.
4. Сочетание обмана с мобильным контентом и вирусными технологиями. На телефон абонента приходит сообщение о том, что для него поступило MMS-сообщение, и дается ссылка на сайт, где он может его посмотреть. Соответственно абонент, используя свой мобильный телефон, посещает данный сайт, где говорится, что есть сообщение и его необходимо его «загрузить». Если на вопрос: «Хотите ли вы это сделать?» - абонент отвечает
«да», то на его телефон загружается исполняемое java-приложение, которое в фоновом режиме, то есть незаметном для абонента, отправляет сообщение на короткий номер стоимостью в 300 или 170 рублей - в зависимости от номера, оплачиваемое со счета абонента в безакцептном порядке, то есть принудительно. Данный метод опустошения счета появился в 2009 г. Он является выгодным и для недобросовестных контент-провайдеров, получающих свое партнерское вознаграждение от изготовителя java-приложения, и более всего для производителей таких платных приложений.
5. Имитация работы сервисного центра оператора сотовой связи. На телефонный номер абонента поступает звонок от человека, представляющегося сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи, для перехода на новый более выгодный тариф). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лже-сотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет злоумышленников. Возможность пополнения баланса другого абонента предусмотрена у большинства операторов - именно это действие и реализует команда, а деньги уходят на чужой счет.
6. Обман с использованием Интернета. В настоящее время пользователями Интернета являются 5 млн человек. Преступники используют данный канал воздействия на пользователей Интернета и одновременно обладателей мобильного телефона следующим образом.
Во-первых, путем распространения вирусов, блокирующих работу компьютера, предлагая разблокировку через SMS: после «вирусной атаки» пользователям персональных компьютеров предлагается для их разблокировки отправить на короткий номер SMS, стоимость которого составляет 300—500 рублей.
Во-вторых, предложения через электронную почту технологий бесплатного пользования мобильной связью и других услуг. В таком случае на сайтах-однодневках злоумышленники представляются сотрудниками сотовых компаний, которым якобы известны «секретные технологии» настройки телефона для бесплатного использования любых услуг оператора. За 300-600 рублей данные лже-сотрудники предлагают купить у них программу, позволяющую бесплатно пользоваться сотовой связью, читать SMS-сообщения в чужом телефоне, узнать адресную книгу, историю вызовов другого пользователя и т. д. Как правило, сообщение содержит подробную инструкцию по использованию продукта, список операторов мобильной связи и телефонов, с которыми такая программа работает. Переслав мошенникам требуемую сумму, абонент получает в лучшем случае ссылку на несуществующий интернет-сайт, а еще чаще ответ и совсем не приходит.
Для названия обмана с использованием Интернета появилось название «фишинг» (от англ. -phishing, password - пароль и fishing - рыбная ловля, выуживание) - вид причинения ущерба, цель которого - получить идентификационные данные пользователей. Организаторы фишинг-атак используют массовые рассылки электронных писем от имени популярных брендов, таких как банки или платежные системы. В эти письма они вставляют ссылки на фальшивые сайты, являющиеся точной копией настоящих. Если на таком сайте вы попытаетесь ввести свои данные (например, логин и пароль), то они будут сохраняться злоумышленниками и могут использоваться ими, например, для попытки украсть деньги со счета.
Таким образом, утверждение о том, что действия фрикеров не подпадают под действие статей УК РФ, необоснованно. В то же время следует отметить, что не всегда возможно привлечь к ответственности телефонных пиратов, что связано с ла-тентностью их действий из-за нежелания граждан обращаться в правоохранительные органы и подчас малозначительностью ущерба (ст. 14 УК РФ).
Список литературы
1. Завидов Б. Д. Правовой анализ отдельных действий, наносящих потерпевшим ущерб в сфере высоких технологий (фрикерство, хакерство и радиопиратство) // Рос. следователь. 2002. № 10. С. 26.
2. Алиева Д. Н. Мошенничество: уголовно-правовой и криминологический анализ : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005.
3. Уголовное право. Общая часть / под общ. ред. Л. Д. Гаухмана, Л. М. Колодкина, С. В. Максимова. М., 1999.
4. Перч Н. В. Неполучение должного как вид имущественного ущерба (на примере ст. 165 УК РФ) : понятие, влияние на ответственность и квалификацию : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
5 Бакрадзе А. А. Отличие мошенничества от причинения ущерба путем обмана или злоупотребления доверием // Рос. следователь. 2009. № 1. С. 52.
6. Инджиев А. А. Энциклопедия мобильной связи. М., 2008.
7. Адаменко М. В. Секреты сотовых телефонов. 2-е изд., стер. М., 2004.
Dolgov Dmitry Vladimirovich, Head of the Criminal Investigation Department, Interior Ministry of Russia «Sarayevsky», Ryazan region, Russia E-mail: dmi90577 @ yandex.ru.
CHARACTERISTICS OF FRAUDULENCE MADE WITH THE HELP OF MOBILE
COMMUNICATION FACILITIES
Abstract: in recent years the Russian press constantly speaks about the appearance of new kinds of criminal acts that do not fit into the standard framework of the Criminal Code of the Russian Federation.
There are diverse ways of cheating in mobile communications, which are regularly updated. However, they have similar typical features. Most common are:
1. Forced calls on the toll number. In this case one receives a call from an unknown number, which resets before you hear a response, or a message asking «callback».
2. Cloning, or cell phone-doubles use.
3. Cheating by means of mobile content. Mobile content is an information service (such as games, entertainment, news, information and advice), as well as sms and mms services (sms-chat, sms-game reality show, dating, download ring tones, logos, images, etc..).
4. Mobile content and virus technologies used in combination. A subscriber gets an sms-message informing that he has received a mms. An sms contains a link to a site where a subscriber can see an mms-message.
5. Imitation of a provider's service center work.
6. Cheating with the usage of Internet. Internet has been currently use by millions of people. Criminals take advantage of this to affect Internet users and mobile phones owners. This type of fraud is called «phishing» (it comes from the English «password» and «fishing»), that is a kind of damage aimed at getting the identity of a user.
That's not right that phreakers actions cannot be subjected to the articles of the Criminal Code. At the same time it should be noted that it is not always possible to prosecute mobile phones «pirates» due to the following factors: their actions are frequently latent; people are reluctant to apply to law enforcement agencies; damage caused by criminals is sometimes insignificant (Art. 14 of the Criminal Code).
Key words: telecommunications, mobile communications, fraud, phreakers, phishing, subject of a crime, email, insignificance of damage, telephone piracy, crime.
References
1. Zavidov B. D. Pravovoj analiz otdel'nyh dejstvij, nanosjashhih poterpevshim ushherb v sfere vysokih teh-nologij (frikerstvo, hakerstvo i radiopiratstvo) [Legal analysis of individual actions that cause damage to the victim in high-tech (frikerstvo, hacking radiopiratstvo)]. Rossijskij sledovatel' - Russian investigator, 2002, no. 10, p. 26.
2. Aliyev D. N. Moshennichestvo: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij analiz [Fraud criminal law and criminological analysis]. Makhachkala, 2005, p. 106.
3. Ugolovnoe pravo. Obshhaja chast' [Criminal Law. The general part]. Under total. Ed. L. D. Gaukhman, L. M. Kolodkina, S. V. Maksimov. Moscow, 1999, p. 306.
4. Perch N. V. Perch N. V. Nepoluchenie dolzhnogo kak vid imushhestvennogo ushherba (na primere st. 165 UK RF) : ponjatie, vlijanie na otvetstvennost' i kvalifikaciju [Failure to obtain proper as a kind of property damage (for example, Art. 165 of the Criminal Code): definition, impact on the responsibilities and qualifications]. Moscow, 2003, p. 7.
5. Bakradze A. A. Otlichie moshennichestva ot prichinenija ushherba putem obmana ili zloupotreblenija do-veriem [Difference fraud from damage by fraud or breach of trust]. Rossijskij sledovatel' - Russian investigator, 2009, no. 1, p. 52.
6. Injiev A. A. Jenciklopedija mobil'noj svjazi [Encyclopedia of mobile]. Moscow, 2008, p. 315.
7. Adamenko M. V. Sekrety sotovyh telefonov [Secrets Cell phones]. Moscow, 2004, pp. 14-15.