Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД АНАЛИЗА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД АНАЛИЗА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ проблем / стратегия / метод / problem analysis / strategy / method

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Череванченко Е. И.

В статье рассматривается метод анализа проблем. Требования к системным изменениям в образовательной системе. Вопросы, возникающие в ходе поиска проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ANALYSIS AS A KEY METHOD FOR ANALYZING COMPLEX SYSTEMS IN EDUCATIONAL

The article discusses the problem analysis method. Requirements for systemic changes in the educational system. Questions that arise during the search for problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД АНАЛИЗА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 007

Череванченко Е.И. аспирант

Научный руководитель: Черноморец А.А., профессор, д.т.н.

доцент

кафедра прикладной информатики и информационных технологий Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, Белгород.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД АНАЛИЗА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: В статье рассматривается метод анализа проблем. Требования к системным изменениям в образовательной системе. Вопросы, возникающие в ходе поиска проблем.

Ключевые слова: анализ проблем, стратегия, метод

Cherevyanchenko E.I. graduate student

Scientific supervisor: Chernomorets A.A. professor, doctor of technical

sciences, associate professor Russia, Belgorod

PROBLEM ANALYSIS AS A KEY METHOD FOR ANALYZING COMPLEX SYSTEMS IN EDUCATIONAL

Abstract: The article discusses the problem analysis method. Requirements for systemic changes in the educational system. Questions that arise during the search for problems.

Key words: problem analysis, strategy, method

Смысл современных стратегий развития образования в России состоит в осуществлении системных изменений в образовательных системах. Происходит это за счет опережающего развития регионального стратегического потенциала, развития человеческих ресурсов, системной модернизации управления и системы повышения квалификации кадров. Системные изменения предполагают наличие обширных и многообразных знаний, которые нужны для выработки стратегии. Тип анализа, разрабатываемый в рамках стратегий, является абсолютно необходимым.

Иccлeдoватeли, занимающиеся анализом проблем в контексте стратегических cиcтемных изменений в образовании и других областях,

полагают, что проблемы должны формулироваться с учетом следующих требований:

• конкретность (оперативность) и конструктивность формулирования проблем;

• прогностичность при постановке проблем, акцент на формулирование последующих проблем;

• наличие причинного объяснения проблемы;

• структурирование проблем, понимание взаимосвязи между разными проблемами системы;

• ранжированность проблем, выделение приоритетных проблем для первоочередного решения.

Анализ проблем системы всегда является инверсным, значит ведется от конца к началу. Такой ход анализа был известен давно и трактовался в словаре В. И. Даля как «Аналитика в логике - разбор, способ решения вопроса от следствий к началам, от действия или явления к причинам». В ходе анализа участники ищут ответы на основные вопросы. Первый - это какие реальные результаты системы образования не соответствуют требуемым результатам, не удовлетворяют требованиям. Важным дополнением к общей схеме анализа на этом шаге является представление конечных устремлений или ожидаемых результатов системы в виде взаимосвязанных категорий - продукты, суммарные выходы и итоги (социальные вклады и последствия) системы. Второе - какие дефекты, недостатки процессов, протекающих в системе, возникли. Что нужно изменить в этих процессах, чтобы обеспечить достижение требуемых результатов. Третье - недостаток каких условий и ресурсов объясняет выявленные дефекты процессов. Четвертое - какие недостатки в деятельности обеспечивающих служб мешают снабдить систему необходимыми ресурсами должного качества и в необходимом количестве. Пятое - какими недостатками в управлении системой можно объяснить существующие дефекты в ресурсном обеспечении и образовательных процессах, а также итоговые, общие проблемы всей образовательной системы в целом. Итогом этой напряженной нелинейной работы является выстраивание первичного комплекса проблем системы и их причин, с которыми затем идет большая работа вплоть до перехода от проблем к стратегии изменений в системе.

Анализ проблем, как показывает мировая и отечественная практика, дело не только весьма перспективное, но и достаточно трудное. Для его успеха аналитики должны преодолеть многие сложившиеся стереотипы управленческого мышления, освоить системный подход, расширить концептуальные представления об анализируемой сложной системе, собрать множество сведений о ее состоянии в данный момент. Иногда трудным в психологическом плане само признание того факта, что в работе вообще есть проблемы, так как в прежние эпохи считалось, что наличие проблем - вещь нежелательная, а их признание свидетельствует о слабости. В познавательном

плане приходится многое размышлять о том, что же должно являться результатами работы системы. В итоге при освоении метода анализа проблем зачастую возникают ошибки, знание которых поможет избежать их повторение в практической работе.

Итак, что важно знать о методе анализа проблем, это то, что он предполагает строго определенное понимание проблемы, такое, которое предельно четко нацеливает на изменение прежде всего результатов жизнедеятельности системы образования и основано на понимании закономерных связей между компонентами образовательной системы. При ином понимании проблемы происходит подмена предмета анализа, поэтому в контексте данного метода это считается некорректным и недопустимым. Для применения анализа проблем необходимо собрать массу информации о системе, провести ряд аналитических исследований и что выявление проблем - не начало и не конец аналитической работы. Реализация предполагает сознательное выполнение определённой логической последовательности действий с использованием различных, но не любых, а адекватных методических средств и инструментов. Выявленные проблем должны быть преобразованы в идеи обновления системы образования и ее компонентов, в конкретные цели и задачи конкретных субъектов образования. Правильное выполнение анализа, сохраняющее направленность на результаты и экономящее время исследователей, предполагает движение от проблем к их причинам, которые последовательно обнаруживаются в недостатках образовательного процесса и среды, недостатках ресурсов и ресурсного обеспечения, дефектах управления системой.

Использованные источники: 1. Александр Моисеев, Ольга Моисеева Анализ образовательных систем: концептуальные основы и методы [Ы^:/Мро-

journal.ru/pablik/Moiseev/moiseev-10.pdf ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.