УДК 007
Череванченко Е.И. аспирант
Научный руководитель: Черноморец А.А., профессор, д.т.н.
доцент
кафедра прикладной информатики и информационных технологий Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, Белгород.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД АНАЛИЗА СЛОЖНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: В статье рассматривается метод анализа проблем. Требования к системным изменениям в образовательной системе. Вопросы, возникающие в ходе поиска проблем.
Ключевые слова: анализ проблем, стратегия, метод
Cherevyanchenko E.I. graduate student
Scientific supervisor: Chernomorets A.A. professor, doctor of technical
sciences, associate professor Russia, Belgorod
PROBLEM ANALYSIS AS A KEY METHOD FOR ANALYZING COMPLEX SYSTEMS IN EDUCATIONAL
Abstract: The article discusses the problem analysis method. Requirements for systemic changes in the educational system. Questions that arise during the search for problems.
Key words: problem analysis, strategy, method
Смысл современных стратегий развития образования в России состоит в осуществлении системных изменений в образовательных системах. Происходит это за счет опережающего развития регионального стратегического потенциала, развития человеческих ресурсов, системной модернизации управления и системы повышения квалификации кадров. Системные изменения предполагают наличие обширных и многообразных знаний, которые нужны для выработки стратегии. Тип анализа, разрабатываемый в рамках стратегий, является абсолютно необходимым.
Иccлeдoватeли, занимающиеся анализом проблем в контексте стратегических cиcтемных изменений в образовании и других областях,
полагают, что проблемы должны формулироваться с учетом следующих требований:
• конкретность (оперативность) и конструктивность формулирования проблем;
• прогностичность при постановке проблем, акцент на формулирование последующих проблем;
• наличие причинного объяснения проблемы;
• структурирование проблем, понимание взаимосвязи между разными проблемами системы;
• ранжированность проблем, выделение приоритетных проблем для первоочередного решения.
Анализ проблем системы всегда является инверсным, значит ведется от конца к началу. Такой ход анализа был известен давно и трактовался в словаре В. И. Даля как «Аналитика в логике - разбор, способ решения вопроса от следствий к началам, от действия или явления к причинам». В ходе анализа участники ищут ответы на основные вопросы. Первый - это какие реальные результаты системы образования не соответствуют требуемым результатам, не удовлетворяют требованиям. Важным дополнением к общей схеме анализа на этом шаге является представление конечных устремлений или ожидаемых результатов системы в виде взаимосвязанных категорий - продукты, суммарные выходы и итоги (социальные вклады и последствия) системы. Второе - какие дефекты, недостатки процессов, протекающих в системе, возникли. Что нужно изменить в этих процессах, чтобы обеспечить достижение требуемых результатов. Третье - недостаток каких условий и ресурсов объясняет выявленные дефекты процессов. Четвертое - какие недостатки в деятельности обеспечивающих служб мешают снабдить систему необходимыми ресурсами должного качества и в необходимом количестве. Пятое - какими недостатками в управлении системой можно объяснить существующие дефекты в ресурсном обеспечении и образовательных процессах, а также итоговые, общие проблемы всей образовательной системы в целом. Итогом этой напряженной нелинейной работы является выстраивание первичного комплекса проблем системы и их причин, с которыми затем идет большая работа вплоть до перехода от проблем к стратегии изменений в системе.
Анализ проблем, как показывает мировая и отечественная практика, дело не только весьма перспективное, но и достаточно трудное. Для его успеха аналитики должны преодолеть многие сложившиеся стереотипы управленческого мышления, освоить системный подход, расширить концептуальные представления об анализируемой сложной системе, собрать множество сведений о ее состоянии в данный момент. Иногда трудным в психологическом плане само признание того факта, что в работе вообще есть проблемы, так как в прежние эпохи считалось, что наличие проблем - вещь нежелательная, а их признание свидетельствует о слабости. В познавательном
плане приходится многое размышлять о том, что же должно являться результатами работы системы. В итоге при освоении метода анализа проблем зачастую возникают ошибки, знание которых поможет избежать их повторение в практической работе.
Итак, что важно знать о методе анализа проблем, это то, что он предполагает строго определенное понимание проблемы, такое, которое предельно четко нацеливает на изменение прежде всего результатов жизнедеятельности системы образования и основано на понимании закономерных связей между компонентами образовательной системы. При ином понимании проблемы происходит подмена предмета анализа, поэтому в контексте данного метода это считается некорректным и недопустимым. Для применения анализа проблем необходимо собрать массу информации о системе, провести ряд аналитических исследований и что выявление проблем - не начало и не конец аналитической работы. Реализация предполагает сознательное выполнение определённой логической последовательности действий с использованием различных, но не любых, а адекватных методических средств и инструментов. Выявленные проблем должны быть преобразованы в идеи обновления системы образования и ее компонентов, в конкретные цели и задачи конкретных субъектов образования. Правильное выполнение анализа, сохраняющее направленность на результаты и экономящее время исследователей, предполагает движение от проблем к их причинам, которые последовательно обнаруживаются в недостатках образовательного процесса и среды, недостатках ресурсов и ресурсного обеспечения, дефектах управления системой.
Использованные источники: 1. Александр Моисеев, Ольга Моисеева Анализ образовательных систем: концептуальные основы и методы [Ы^:/Мро-
journal.ru/pablik/Moiseev/moiseev-10.pdf ].