Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С. 20—27.
УДК 330.59 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10303
ББК 65.9
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
И. Д. Колмакова1, Е. И. Байкова2
1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 2 Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Костанай, Казахстан
Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня жизни населения Казахстана. В современном мире, несмотря на появление новых вызовов и угроз экономической безопасности государства, в качестве значимой внутренней угрозы остается низкий уровень жизни населения, имущественная дифференциация. Государство осуществляет свою социальную функцию по отношению к гражданам через систему социальных стандартов, одним из которых является величина прожиточного минимума, определяемая стоимостью минимальной потребительской корзины. Авторами обоснована необходимость внесения изменений в методику расчета прожиточного минимума, что будет способствовать снижению существующего разрыва между принятыми стандартами и фактическим потреблением материальных благ и услуг и росту уровня жизни населения. Представлен анализ государственных расходов на социальную защиту в ряде стран с разным уровнем человеческого развития.
Ключевые слова: уровень жизни, социальные стандарты, прожиточный минимум, потребительская политика, бедность, государственная социальная политика.
Одной из наиболее актуальных проблем в любой стране является повышение уровня жизни населения. Однако при всей актуальности проблемы в настоящее время в мировой практике отсутствует единство взглядов на содержание и оценку слагаемых уровня жизни. Сравнительный анализ теоретических подходов к определению уровня жизни населения позволил выделить его наиболее существенные характеристики (рис. 1).
Прежде всего уровень жизни традиционно рассматривается с позиции концепции благосостояния как уровень обеспеченности населения материальными и нематериальными благами. Определение уровня жизни — достаточно сложный процесс, с одной стороны, зависящий от состава и величины потребностей общества, а с другой — ограничивающийся возможностями по их удовлетворению.
В настоящее время получила распространение другая трактовка уровня жизни — как характеристики уровня человеческого развития. Ее возникновение во многом связано с научными трудами таких авторов, как индийский экономист Амартья Кумар Сен и пакистанский экономист Махбуб-уль-Хак. В отличие от рассмотренной концепции благосостояния концепция человеческого развития не только делает акцент на экономический рост, а определяет, что развитие — это «как процесс
расширения человеческого выбора, так и достигнутый уровень благосостояния людей». Доход в рамках данной концепции рассматривается уже не как цель экономики, а как средство расширения человеческого выбора.
Показателем, позволяющим измерить человеческое развитие, является индекс человеческого развития (ИЧР; до 2013 г. назывался индекс развития человеческого потенциала), который отражает достижения страны в достигнутой продолжительности жизни, уровне образования и уровне доходов (ВВП на душу населения). По значению ИЧР выделяют страны с очень высоким уровнем развития, высоким, средним и низким уровнями.
Казахстан в 2017 г. оказался на 58-м месте из 189 государств мира с индексом человеческого развития 0,8, что соответствует очень высокому уровню развития [4].
Уровень жизни определяет направленность и темпы экономических преобразований в стране. Уровень жизни является также важным критерием оценки эффективности социально-экономической политики. Если государство не может обеспечить гражданам достойный уровень жизни, то это формирует, кроме всего прочего, отрицательный миграционный баланс в форме «утечки мозгов». Национальные интересы государства в социальной сфере находят свое выра-
I
Экономико-географические
Факторы, определяющие динамику уровня жизни
I ? г
Экономические
Социальные
Социально-культурные
I
Инфокоммуникационные
X
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Достаток — потребление благ, обеспечивающих всестороннее развитие человека
У
Нормальным уровень — рациональное потребление по научно обоснованным нормам
Бедность — потребление на уровне сохранения работоспособности
Благосостояние населения —
уровень обеспеченности материальными и нематериальными благами
Нищета — минимальное потребление, дающее возможность лишь поддержать жизнеспособность
Человеческое развитие —
расширение выбора, совершенствование возможностей человека
Стоимость минимальной потребительской корзины
Денежные доходы в среднем на душу населения
Величина прожиточного минимума
Минимальный размер заработной платы
1......1.
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения
I
Денежные расходы в среднем на душу населения
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
I
Число больничных коек на 10 000 населения
I
Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах
I
Индекс развития человеческого потенциала
Основные индикаторы уровня жизни
Рис. 1. Содержание понятия «уровень жизни»
жение в динамике денежных доходов населения, уровне потребления.
В настоящее время к угрозам безопасности в социальной сфере относят высокий уровень безработицы, низкий рост доходов населения, снижение реальных доходов, расслоение общества.
Решение проблем повышения уровня жизни требует от государства реализации политики, в центре которой был бы человек, расширение его возможностей, его благосостояние.
Казахстан в этом вопросе не является исключением, поэтому забота о благосостоянии граждан — одна из стратегических задач страны, что нашло отражение в документе «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства», где говорится о необходимости установления минимальных социальных стандартов и гарантий, которые должны напрямую зависеть от роста экономики и бюджета [14]. Актуальность проблемы повышения уровня жизни населения страны отмечается и в ежегодных посланиях президента. «Благополучие казахстанцев зависит в первую очередь от стабильного роста доходов и качества жизни», — отметил Н. А. Назарбаев
в послании народу Казахстана от 5 октября 2018 г. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» [10].
Реализуемые в настоящее время программы Правительства направлены на повышение уровня доходов населения, расширение мер социальной защиты отдельных категорий населения:
— с 1 января 2019 г. по поручению Президента Республики Казахстан повышен размер минимальной зарплаты в 1,5 раза (с 28 тыс. до 42 тыс.) [5];
— в целях поддержки работающих казахстанцев с относительно низким размером заработной платы (не более 25-кратного размера минимального расчетного показателя в месяц) с 1 января 2019 г. снижена налоговая нагрузка в 10 раз — до 1 % [7];
— внесены изменения в проект Закона РК «Об обязательном социальном страховании», направленные на повышение социальной защищенности граждан, в частности на повышение размеров социальных выплат в случаях утраты трудоспособности и потери кормильца из Государственного фонда социального страхования на 5 %, что обусловило повышение среднего размера социальных
выплат в случае утраты трудоспособности с 15,9 тыс. до 16,6 тыс. тенге, среднего размера социальных выплат в случае потери кормильца — с 20,6 тыс. до 21,7 тыс. тенге [9].
Планируется разработка социальных карт по каждому региону (с учетом его специфики), с включением конкретных мероприятий в области обеспечения жильем, доступа к образовательным и медицинским услугам и др.
Уже работает ипотечная жилищная программа «7 — 20 — 25», позволяющая приобрести собственное жилье. Данная программа в отличие от подобных программ, разработанных коммерческими банками, предлагает более благоприятные условия: процентная ставка 7 % годовых, сумма первоначального взноса 20 %, срок ипотеки — до 25 лет.
Вместе с тем по многим направлениям экономики, несмотря на принятие множества законов, решений Правительства, положительные изменения так и не достигнуты, — имеются проблемы, решение которых позволило бы повысить уровень жизни населения.
В частности, осознание бедности как угрозы экономической безопасности страны, тем не менее, требует решения целого ряда теоретических и методических проблем.
Для оценки уровня бедности в мировой практике используют абсолютный, относительный и субъективный подходы.
Абсолютный подход основывается на определении размера дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей населения (величины прожиточного минимума). Относительный подход относит к категории бедных тех, чей доход меньше признанного в этом государстве стандарта потребления. Субъективный подход предполагает оценку уровня жизни самими гражданами страны [8].
Если для развитых стран характерно использование концепций относительной и субъективной бедности, то в Казахстане определение уровня бедности базируется на концепции абсолютной бедности — основывающейся на величине прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в Республике Казахстан представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг [13].
Оценка экономической безопасности Казахстана по уровню бедности в сравнении с Россией представлена на рис. 2.
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Казахстан в среднем за 2015—2017 гг. составляет 2,6 %, что более чем в 2,5 раза ниже порогового значения экономической безопасности. В то же время в 2016 г. реальные доходы населения Республики Казахстан сократились на 4,5 %, показав самое значительное снижение за 16 лет. За первые три квартала 2017 г. падение реальной заработной платы составило примерно 2 % [12].
Для сравнения, в России показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет в среднем 13,3 %.
Величина прожиточного минимума в четвертом квартале 2017 г. в целом по Российской Федерации установлена в размере 9786 р. на душу населения, в первом квартале 2018 г. — 10 038 р. (55 290 и 57 116 тенге соответственно). В Республике Казахстан величина прожиточного минимума в 2017 г. — 24 459 тенге, в 2018 г. — 28 284. Важно отметить, что многие цены на товары народного потребления находятся практически в одном ценовом диапазоне. Возникает вопрос обоснованности величины прожиточного минимума в Республике Казахстан.
Также нужно отметить, что если в других странах, использующих абсолютную оценку бедности, в частности в России, понятия «прожиточный минимум» и «черта бедности» не разграничиваются, то в Казахстане черта бедности определена как 40 % величины прожиточного минимума. Для 2018 г. черта бедности составляет 11 314 тенге. Для сравнения, стоимость минимальной потребительской корзины определена равной 16 970 тенге, средний размер заработной платы в 2017 г. составлял 152,4 тыс. тенге.
В мировой практике, в целях международного сравнения, Всемирным банком установлена между -
■ пороговое значение Казахстан ■ Россия
2015 г. 2016 г. 2017 г.
Рис. 2. Уровень бедности в Казахстане и России, 2017 г.
народная черта бедности. Для региона СНГ рекомендуется черта бедности 4,3 долл. на 1 чел. в день.
В табл. 1 проведено сравнение черты бедности, определяемой в Костанайской области, с международной чертой бедности. Как видно из табл. 1, из года в год происходит увеличение черты бедности, но, несмотря на это, в 2017 г. значение показателя отстает от мирового стандарта (2,15 долл. США) в 2,4 раза и в 4,8 раза по сравнению с чертой бедности, рекомендуемой для стран СНГ.
Оценка уровня бедности на основе величины прожиточного минимума не лишена недостатков по причине несовершенства методики ее расчета. Чтобы рассматриваемый минимальный социальный стандарт соответствовал понятию «прожиточный минимум», необходимо, чтобы не только были учтены физиологические потребности людей в питании, но и чтобы был достигнут определенный уровень социальных и духовных потребностей человека, расширен перечень непродовольственных потребностей населения страны, таких как расходы на образование и здравоохранение, здоровое питание, удовлетворение интеллектуальных и информационных запросов.
По мнению экспертов, величина прожиточного минимума в Казахстане занижена практически в 2—3 раза. В настоящее время ее величина не должна быть менее 50 тыс. тенге. И если основываться на этой величине прожиточного минимума, то бедных в стране будет не 2,5 %, как констатирует официальная статистика, а возможно все 60 % [6].
Кроме того, экспертами отмечается и несоответствие современным потребностям населения потребительской корзины, на основе которой и производится расчет прожиточного минимума. Состав потребительской корзины и ее структура были утверждены в 2015 г., но фактически последние
изменения в методику расчета потребительской корзины были внесены в 2005 г.
В связи с этим авторами предлагается методика расчета прожиточного минимума исходя не из минимальной, а из оптимальной потребительской корзины, рассчитываемой для каждого региона с использованием метода оптимизационного моделирования.
В табл. 2 представлены принципиальные различия методик формирования минимальной и оптимальной потребительских корзин.
Применяя понятие «оптимальная корзина», авторы имеют в виду обязательное использование для ее расчета методов оптимизационного моделирования, позволяющих определить наилучшие параметры потребительской корзины в зависимости от ряда условий, например от социально-экономического развития региона. Оптимальная потребительская корзина позволит определить величину прожиточного минимума с учетом удовлетворения физиологических потребностей человека и минимизации расходов на эти цели [1].
Как уже отмечалось, определенные меры по повышению уровня жизни населения и снижению уровня бедности принимаются. Также осознается необходимость совершенствования методики расчета прожиточного минимума. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поднят вопрос о необходимости пересмотра прожиточного минимума, акцентируется внимание на том, что прожиточный минимум должен соответствовать реальным потребительским расходам казахстанцев [11].
Казахстан провозглашен социально ориентированным государством, что подразумевает приоритетное финансирование социальных нужд.
Таблица 1
Сравнение черты бедности по Костанайской области с мировыми стандартами
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017
Стоимость потребительской корзины (прожиточный минимум) в месяц, тенге 16 449 17 907 18 350 20 109 21 991
Черта бедности в месяц, тенге 6579,6 7162,8 7340 8043,6 8796,4
Черта бедности в день, тенге 219,32 238,76 244,67 268,12 293,21
Черта бедности в день, долл. 1,44 1,33 1,1 0,78 0,9
Соотношение с чертой абсолютной бедности (1,25 долл. США), доли 1,15 1,07 0,88 0,63 0,72
Соотношение с чертой умеренной бедности (2,15 долл. США), доли 0,67 0,62 0,51 0,36 0,42
Соотношение с чертой бедности рекомендуемой для стран СНГ (4,3 долл. США), доли 0,34 0,31 0,26 0,18 0,21
Таблица 2
Критериальные условия формирования минимальной и оптимальной потребительских корзин Костанайской области
Критерий Минимальная потребительская корзина (2017) Оптимальная потребительская корзина
Критерий оптимальности Отсутствует Минимальная стоимость продовольственной корзины
Соотношение продовольственной и непродовольственной частей 60 % — продовольственная корзина, 40 % — непродовольственная корзина 43 % — продовольственная корзина, 57 % — непродовольственная корзина
Состав продовольственной корзины Хлебопродукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), картофель, овощи, фрукты, мясопродукты, рыба, яйца, молочные продукты, масло растительное, сахар и кондитерские изделия, прочее (чай, соль) Хлебопродукты (хлеб, и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), картофель, овощи, фрукты, мясопродукты, рыба, яйца, молочные продукты, масло растительное, сахар и кондитерские изделия, прочее, бутилирован-ная вода
Структура продовольственной корзины Углеводистого типа, с пониженным потреблением мяса, фруктов, овощей Структура продовольственной корзины Канады
Энергетическая ценность продовольственной корзины, ккал/день 2175 2670
Используемый инструментарий Путем суммирования стоимостей продовольственной и непродовольственной корзин исходя из средних розничных цен на продукты питания Экономико-математическое моделирование с критерием оптимальности — минимум стоимости продовольственной корзины
В табл. 3 приведены данные, характеризующие государственные расходы на социальную защиту в ряде стран с разным уровнем человеческого развития.
Таблица 3
Государственные расходы на социальную защиту,% ВВП
В целом расходы на социальную защиту (в процентах от ВВП) в Казахстане являются низкими по сравнению с развитыми странами (в среднем ниже на 10 п. п.). Также следует отметить, что они ниже и по сравнению со странами СНГ. Кроме того, если в России доля государственных расходов увеличилась с 11,1 % ВВП в 1995 г. до 15,6 % ВВП в 2015 г., а в Республике Беларусь с 16,7 —
до 19,4 % ВВП, то в Республике Казахстан наблюдается снижение на 2,6 п. п. Таким образом, можно сделать вывод, что государственные расходы на социальное развитие и развитие человеческого потенциала в Казахстане остаются на невысоком уровне.
Очень часто считается, что в период кризисов сокращение государственных расходов неизбежно. Но, по мнению специалистов МОТ, у правительств есть варианты по расширению бюджетного маневрирования, к которым они относят: перераспределение государственных расходов, увеличение налоговых поступлений, повышение взносов на социальное обеспечение, заимствование или реструктуризацию долга, сокращение незаконного движения финансовых средств [2].
Необходимость пересмотра приоритетов бюджетных расходов с акцентом на социальном секторе, безопасности и инфраструктуре отмечена президентом РК Н. А. Назарбаевым: «.. .в течение пяти лет необходимо довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10 % от ВВП» [11].
Сложившаяся в настоящее время в Казахстане социально-экономическая ситуация, требует корректировки государственной политики. В стране, где основой экономики является сырьевой сектор, устойчивого развития быть не может.
Страна 1995 2015 Рост (Г), снижение (!)
Норвегия 22,5 23,9 т
Швеция 30,6 26,7 !
Германия 25,2 25 !
Великобритания 18,3 21,5 т
Канада 18,4 17,2 !
США 15,1 19 т
Россия 11,1 15,6 т
Казахстан 8 5,4 !
Беларусь 16,7 19,4 т
ЮАР 6,8 10,1 т
Чад 3,1 1,3
Источник: составлено на основании [3].
К числу основных мероприятий следует отнести:
— разработку системы обоснованных социальных стандартов, обеспечивающих достойный уровень жизни населения Казахстана;
— реализацию мер по сокращению бедности;
— реализацию мер по развитию реального сектора экономики и изменению сырьевой направленности экспорта.
Таким образом, рост уровня жизни населения, преодоление бедности и снижение уровня социальной дифференциации являются необходимыми условиями обеспечения экономической безопасности страны. Повышение уровня жизни населения приведет к увеличению экономической безопасности Казахстана как государства в целом.
Список литературы
1. Байкова, Е. И. О показателях повышения уровня жизни населения Казахстана / Е. И. Байкова, Н. Н. Вардиашвили // Проблемы прогнозирования. — 2015. — № 5. — С. 152—161.
2. Доклад о социальной защите в мире 2014/15: обеспечение экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. — М. : МОТ, 2015. — 436 с.
3. Доклад о социальной защите в мире в 2017—2019 годах. Обеспечение всеобщей социальной защиты для достижения Целей в области устойчивого развития / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. — М. : МОТ, 2018. — 490 с.
4. Доклад ООН «Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные статистические данные 2018» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_ statistical _update_ru.pdf.
5. Зарплаты и пенсии повысили в Казахстане с 1 января [Электронный ресурс]. — URL: https://www. nur.kz/1771345-zarplaty-i-pensii-povysili-v-kazahstane-s-1-anvara.html.
6. Исабаева, С. Бедность в Казахстане: лукавая статистика [Электронный ресурс] / С. Исабаева // Респуб-ликан. обществ.-полит. газ. Central Asia Monitor. — 2017. — 2 июня. — URL: https://camonitor.kz/27022-bednost-v-kazahstane-lukavaya-statistika.html.
7. Налоговая нагрузка будет снижена для казахстанцев с низкой зарплатой — Президент РК [Электронный ресурс] // Астана. Казинформ. — URL: https://lenta.inform.kz/en/nalogovaya-nagruzka-budet-snizhena-dlya-kazahstancev-s-nizkoy-zarplatoy-prezident-rk_a3174367.
8. Нюхня, И. В. Бедность как угроза экономической безопасности государства: методические аспекты и системные реалии [Электронный ресурс] / И. В. Нюхня // Соц.-экон. явления и процессы. — 2015. — № 10. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bednost-kak-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva-metodicheskie-aspekty-i-sistemnye-realii.
9. Повышение доходов населения и усиление мер социальной поддержки: с 1 января 2019 г. казахстанцев ждут социально-экономические изменения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан. — URL: https://primeminister.kz/ru/news/all/povishenie-dohodov-naseleniya-i-usilenie-mer-sotsialnoi-podderzhki-s-yanvarya-2019-kazahstantsev-zhdut-sotsialno-ekonomicheskie-izmeneniya.
10. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г. Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. — URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_ of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g.
11. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. — URL: http://www.akorda.kz /ru/addresses/addresses_of_president/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g.
12. Реальные доходы 75 % казахстанцев оказались ниже среднего [Электронный ресурс] // КPKZ Комсомольская правда Казахстан. — URL: http://www.kp.kz/6903-realnie-dokhody-75-kazakhstantsev-okazalis-nizhe-srednego.
13. Совместный приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 2 декабря 2005 года № 307/1-п и Агентства Республики Казахстан по статистике от 5 декабря 2005 года
№ 194 «Об утверждении Правил расчета величины прожиточного минимума» // Юрид. газ. — 2006. — 10 марта, № 42—43 (1022—1023).
14. Стратегия «Казахстан-2050» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. — URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs.
Сведения об авторах
Колмакова Ирина Дмитриевна — доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Байкова Елена Ивановна — старший преподаватель кафедры экономики Костанайского филиала Челябинского государственного университета, Костанай, Казахстан. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 3 (425). Economic Sciences. Iss. 64. Pp. 20—27.
PROBLEMATIC ISSUES OF RAISING LIVING STANDARDS OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
I.D. Kolmakova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
Yd Baykova
Chelyabinsk State University, Kostanai Branch, Kostanai, Kazakhstan. [email protected]
The article is devoted to the actual problem-improving the standard of living of the population of Kazakhstan. In today's world, despite the emergence of new challenges and threats to the economic security of the state, as a significant internal threat is the low standard of living, property differentiation. The state carries out its social function in relation to citizens through a system of social standards, one of which is the amount of the subsistence minimum, determined by the cost of the minimum consumer basket. The authors substantiate the need to make changes in the method of calculating the subsistence minimum, which will help to reduce the existing gap between accepted standards and the actual consumption of material goods and services and increase the standard of living of the population. The analysis of public expenditure on social protection in a number of countries with different levels of human development is presented.
Keywords: standard of living, social standards, subsistence minimum, consumer policy, poverty, state social policy.
References
1. Baykova E.I. O pokazatelyah povyisheniya urovnya zhizni naseleniya Kazahstana [On indicators of improving the standard of living of the population of Kazakhstan]. Problemyi prognozirovaniya [Problems of forecasting], 2015, no. 5, pp. 152-161. (In Russ.).
2. Doklad o sotsialnoy zaschite v mire 2014/15: obespechenie ekonomicheskogo vosstanovleniya, inklyuz-ivnogo razvitiya i sotsial'noy spravedlivosti [World social protection report 2014/15: achieving economic recovery, inclusive development and social justice]. Gruppa tehnicheskoypodderzhkipo voprosam dostoynogo truda i Byuro MOTdlya stran Vostochnoy Evropyi i Tsentral'noy Azii [Decent work technical support Group and ILO Office for Eastern Europe and Central Asia]. Moscow, ILO Publ., 2015. 436 p. (In Russ.).
3. Doklad o sotsialnoy zaschite v mire v 2017—2019 godah. Obespechenie vseobschey sotsial'noy zaschityi dlya dostizheniya Tseley v oblasti ustoychivogo razvitiya [Report on social protection in the world in 2017-2019. Universal social protection for sustainable Development]. Gruppa tehnicheskoy podderzhki po voprosam dostoynogo truda i Byuro MOT dlya stran Vostochnoy Evropyi i Tsentral 'noy Azii [Decent work technical support Group and ILO Office for Eastern Europe and Central Asia]. Moscow, ILO Publ., 2018. 490 p. (In Russ.).
4. Doklad OON "Indeksyi i indikatoryi chelovecheskogo razvitiya: Obnovlennyie statisticheskie dannyie 2018 " [UN report "Human development Indices and indicators: updated statistics 2018"]. Available at: http://www.hdr. undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
5. Zarplatyi i pensii povyisili v Kazahstane s 1 yanvarya [Salaries and pensions have increased in Kazakhstan since January 1]. Available at: https://www.nur.kz/1771345-zarplaty-i-pensii-povysili-v-kazahstane-s-1-an-vara.html, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
6. Isabaeva S. Bednost' v Kazahstane: lukavaya statistika [Poverty in Kazakhstan: crafty statistics]. Respub-likanskaya obschestvenno-politicheskaya gazeta Central Asia Monitor [Republican socio-political newspaper Central Asia Monitor], 2017, no. 2. Available at: https://camonitor.kz/27022-bednost-v-kazahstane-lukavaya-statistika.html, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
7. Nalogovaya nagruzka budet snizhena dlya kazahstantsev s nizkoy zarplatoy — Prezident RK [The tax burden will be reduced for Kazakhstanis with low wages — President of Kazakhstan]. Astana. Kazinform [Astana. Kazinform]. Available at: https://lenta.inform.kz/en/nalogovaya-nagruzka-budet-snizhena-dlya-ka-zahstancev-s-nizkoy-zarplatoy-prezident-rk_a3174367, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
8. Nyuhnya I.V. Bednost' kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva: metodicheskie aspektyi i sistemnyie realii [Poverty as a threat to the economic security of the state: methodological aspects and system of realities]. Sotsial 'no-ekonomicheskieyavleniya iprotsessyi [Socio-economic phenomena and processes], 2015, no 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/bednost-kak-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva-metodicheskie-aspekty-i-sistemnye-realii, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
9. Povyishenie dohodov naseleniya i usilenie mer sotsial'noy podderzhki: s 1 yanvarya 2019 g. kazahstant-sev zhdut sotsialno-ekonomicheskie izmeneniya [Increase of income of the population and strengthening of measures of social support: from January 1, 2019, Kazakhstan citizens will face socio-economic changes]. Ofitsial'nyiy sayt Premer-Ministra Respubliki Kazahstan [Official website of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan]. Available at: https://primeminister.kz/ru/news /all/povishenie-dohodov-naseleniya-i-usilenie-mer-sotsialnoi-podderzhki-s-yanvarya-2019-kazahstantsev-zhdut-sotsialno-ekonomicheskie-izmeneniya, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
10. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana. 5 oktyabrya 2018 g. Rost blagosostoyaniya kazahstantsev: povyishenie dohodov i kachestva zhizni [Message Of The President Of The Republic Of Kazakhstan N. Nazarbayev to the people of Kazakhstan. October 5, 2018 growth of welfare of Kazakhstan citizens: increase of income and quality of life]. Ofitsial'nyiy sayt Prezidenta Respubliki Kazahstan [Official website of the President of the Republic of Kazakhstan]. Available at: URL: http://www.akorda.kz/ru/ addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta -respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
11. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.Nazarbaeva narodu Kazahstana. "Tret'ya modernizatsiya Kazahstana: globalnaya konkurentosposobnost'" [Message of the President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev to the people of Kazakhstan. The third modernization of Kazakhstan: global competitiveness]. Ofitsial'nyiy sayt Prezidenta Respubliki Kazahstan [Official website of the President of the Republic of Kazakhstan]. Available at: URL: http://www.akorda.kz /ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-re-spubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
12. Realnyie dohodyi 75 % kazahstantsev okazalis' nizhe srednego [The real income of the 75 % of people in Kazakhstan were below average]. KR.KZKomsomol'skayapravda Kazahstan [KP.KZ Komsomolskaya Pravda Kazakhstan]. Available at: http://www.kp.kz/6903-realnie-dokhody-75-kazakhstantsev-okazalis-nizhe-sred-nego, accessed 20.02.2019. (In Russ.).
13. Joint order of the Ministry of labour and social protection of population of the Republic of Kazakhstan from December 2, 2005 No. 307/1-p and the Agency of the Republic of Kazakhstan according to the statistics from December 5, 2005 № 194 "On approval of Rules of calculation of the subsistence minimum"]. Yuridiches-kaya gazeta [Legal newspaper], 2006, no. 42-43 (1022-1023), March 10. (In Russ.).
14. Strategiya "Kazahstan-2050" [Strategy "Kazakhstan-2050"]. Ofitsial'nyiy sayt Prezidenta Respubliki Kazahstan [Official website of the President of the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://www.akorda. kz/ru/official_documents/strategies_and_programs, accessed 20.02.2019. (In Russ.).