DOI: 10.24143/2073-5537-2019-2-72-81 УДК 330.564.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА
С. Ю. Абдулова1, О. А. Гаврилова2
1 Министерство экономического развития Астраханской области, Астрахань, Российская Федерация
2 Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация
В результате финансового кризиса и роста инфляции в течение длительного времени в России наблюдается снижение уровня реальных доходов населения, сопровождаемого ежегодным «сжатием» потребностей и сбережений. Проведён анализ структуры доходов населения России, подтвердивший рост доли заработной платы при сокращении доходов от использования имущества, предпринимательских доходов, социальных выплат. Обозначены тенденции к изменению уровня доходов по отраслям и регионам Российской Федерации. Определён средний уровень доходов населения Астраханского региона, отмечена динамика доходов за период с 2016 по 2018 гг. Исследованы тенденции к изменению отдельных составляющих доходов населения Астраханской области: оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, от использования имущества и собственности, социальные выплаты. Установлен показатель среднемесячной оплаты труда по региону (в номинальном и реальном исчислении) и темпы его изменения за исследуемый период. Проведена оценка размера социальных выплат населению Астраханского региона. Основную долю в общем объёме социальных выплат населению области занимают пенсии (74, 8 %). Представлены критерии прожиточного минимума как в стране, так и в регионе. Сделан вывод о том, что прожиточный минимум в стране существенно занижен по сравнению с реальным, что связано с экономией бюджетных средств. В Астраханской области значительная доля населения располагает денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: 16,0 % населения региона находится за чертой бедности. Предложен ряд мероприятий, способствующих сокращению уровня бедности, увеличению доходов населения и повышению качества жизни в соответствии с требованиями социальной рыночной экономики.
Ключевые слова: денежные доходы населения, оплата труда работников, доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты, пенсия, прожиточный минимум, уровень бедности.
Для цитирования: Абдулова С. Ю., Гаврилова О. А. Исследование тенденций уровня доходов населения Астраханского региона // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 72-81. DOI: 10.24143/2073-55372019-2-72-81.
Введение
Качество жизни является одним из важнейших социальных критериев, характеризующих уровень благосостояния, потребности общества и степень их удовлетворения. Это понятие многогранно - оно представляет собой совокупность факторов, отражающих условия жизни и труда населения, безопасности, состояние окружающей среды. Наиболее существенной и весомой составляющей качества жизни является уровень доходов населения [1].
Финансовый кризис 2014 г., спровоцированный введением экономических санкций, снижением цен на энергоресурсы, привёл к значительному ухудшению экономической ситуации в России - обесцениванию рубля, росту инфляции, снижению уровня реальных доходов населения. На протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция к снижению реальных доходов населения, которое имеет затяжной характер и сопровождается ежегодным «сжатием» потребностей и сбережений.
Согласно данным аналитического центра при Правительстве РФ в 2018 г. [1], показатель реальных доходов населения в течение последних пяти лет демонстрировал сокращение, которое с 2013 г. составило 10,8 %. Позитивная тенденция к росту номинальной заработной платы
(в связи с повышением оплаты труда целевых категорий работников бюджетного сектора), увеличение заработной платы в реальном секторе экономики, индексация социальных выплат и двойное повышение минимального размера оплаты труда (с 1 января 2018 г. - с 7 800 до 9 489 руб. [2], 1 мая - до 11 163 руб. [3]) несколько замедлили, но не остановили этот процесс. Во многом сокращению реальных доходов населения способствовали высокий уровень инфляции, рост налоговой нагрузки, процентных ставок по кредитам, а также понижение уровня доходности банковских депозитов. Таким образом, проблема падения реальных денежных доходов населения требует серьёзного анализа и разработки мер, направленных на изменение негативной тенденции к их сокращению.
Анализ общероссийских тенденций в уровне доходов населения
Анализ структуры доходов населения России приводит рост доли заработной платы при сокращении остальных компонентов: доходов от использования имущества, предпринимательских доходов, социальных выплат. По данным Росстата доля выплат в виде заработной платы увеличилась в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом с 65,4 до 66,2 %.
Доходы от предпринимательства имеют ярко выраженный отрицательный тренд с 2013 г. Их удельный вес в 2018 г. сократился ещё на 2,7 п. п. и составил 7,5 %. Размер полученных доходов в виде процентов от депозитов, дивидендов, ценных бумаг составил 4,5 % от всех доходов и сформировал минимальный показатель за последние семь лет. Социальные выплаты в структуре доходов устойчиво занимают одну пятую часть - 19,4 % - с небольшой тенденцией к понижению [4].
Рост заработной платы в номинальном выражении в 2018 г. во всех отраслях экономики превышал среднегодовую инфляцию. Отмечен значительный рост заработной платы в бюджетной сфере, что связано с исполнением указов Президента Российской Федерации [5-7].
В области здравоохранения и социальных услуг номинальная заработная плата увеличилась на 23,7 %, в сфере образования - на 14,2 %, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - на 12,5 %, в профессиональной, научной и технической деятельности - на 10,1 % [1]. Наиболее высоким уровень заработных плат был традиционно в финансовой и страховой деятельности.
По данным за 2018 г. реальные денежные доходы населения снизились во всех регионах. Наибольшее снижение реальных доходов отмечено в Костромской области (-8,7 %), Ямало-Ненецком автономном округе (-8,6 %), Ярославской (-7,2 %), Ивановской (-6,8 %) и Магаданской (-6,0 %) областях; максимальный прирост в 2018 г. зафиксирован в Республике Адыгея (+9,1 %), Республике Крым (+7,8 %), г. Севастополь (+6,5 %) [1].
Таким образом, исследование общероссийских тенденций свидетельствует, что в целом по РФ наблюдается небольшой (0,8 п. п.) рост основной составляющей доходов населения - номинальной заработной платы при сокращении доходов от предпринимательства, имущества и социальных выплат.
Оценка уровня и структуры доходов населения Астраханской области
Общая сумма доходов жителей Астраханской области в 2018 г. составила 280,4 млрд руб. и выросла по сравнению с предыдущим периодом на 1,9 % (табл. 1).
Таблица 1
Доходы населения Астраханского региона
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.*
Денежные доходы, млн руб. 278 324 275 141 280 405
Темп роста, % к предыдущему году 94,5 98,9 101,9
* Предварительные данные.
Среднемесячные доходы на одного человека в 2018 г. достигли уровня в 23 тыс. руб. и за год увеличились на 2,1 %, что в абсолютном выражении составило 481,6 руб. Реальные же денежные доходы населения Астраханской области выросли за тот же период на 9,5 %, хотя ниже базового уровня на 3,2 % (табл. 2).
Таблица 2
Денежные доходы на одного человека Астраханского региона
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.*
Доходы на одного человека, руб. в месяц 22 766,9 22 518,8 23 000,4
Доходы на одного человека, в % к предыдущему году 94,5 98,9 102,1
Реальные доходы (на одного человека), в % к предыдущему году 88,4 96,2 96,8
* Предварительные данные.
Базовой статьёй в структуре доходов населения является заработная плата. На протяжении всего исследуемого периода её удельный вес в общей сумме денежных доходов населения региона был максимальным и имел тенденцию к росту: в 2016 г. он составил 33,7 %, а в 2017 г. данный показатель вырос до 35,2 %.
Значительный удельный вес в структуре доходов занимают социальные выплаты - 20,1 % от общей суммы доходов населения в 2016 г. и 20,6 % в 2017 г. Доходы от предпринимательской деятельности оказались гораздо «скромнее» - 12,4 % в 2016 г. и 12,1 % в 2017 г. Уровень доходов от собственности снизился на 0,8 п. п. и составил - 4,2 % в 2016 г. и 3,4 % в 2017 г. Остальные денежные поступления населения составляют 29,6 % в 2016 г. и 28,7 % в 2017 г. (табл. 3).
Таблица 3
Структура денежных доходов населения
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.*
млн руб. в % к общему объёму млн руб. в % к общему объёму млн руб. в % к общему объёму
Денежные доходы (всего) 278 324 100 275 141 100 280 405 -
в том числе: - доходы от предпринимательской деятельности 34 526 12,4 33 250 12,1 - -
- оплата труда наёмных работников 93 723 33,7 96 976 35,2 - -
- социальные выплаты 56 098 20,1 56 766 20,6 - -
- доходы от собственности 11 617 4,2 9 284 3,4 - -
- прочие денежные поступления 82 360 29,6 941 911 28,7 - -
* Предварительные данные.
Оценка уровня доходов от предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что в 2017 г. они сократились на 3,7 % и составили 33 249,67 млн руб. (табл. 4).
Таблица 4
Доходы от предпринимательской деятельности
Показатели 2016 г. 2017 г.
Доходы от предпринимательской деятельности, тыс. руб. 34 525 646 33 249 656
Темп роста, % 100,3 96,3
При определении дохода от предпринимательства в общей сумме были учтены следующие их виды:
- доходы от производства и продажи продукции в личных подсобных хозяйствах;
- доходы от продаж товаров частными лицами и индивидуальными предпринимателями;
- доходы, полученные от индивидуального строительства жилья;
- доходы, полученные от оказания транспортных услуг населению и грузовых перевозок;
- доходы от услуг в области физической культуры, спорта и творчества;
- доходы, полученные от юридических услуг и т. д.
Оплата труда наёмных работников имеет самую большую долю в структуре денежных доходов населения. В её состав входят суммы заработной платы за отработанное время и время отпусков, предусмотренное трудовым законодательством. Фонд оплаты труда включает также доплаты
в связи с вредными и тяжёлыми условиями труда, режимом работы, надбавки, премии, оплату питания и проживания. В общую сумму включается денежное довольствие военнослужащих с продовольственным и вещевым обеспечением.
Наибольшее влияние на данный критерий оказывает среднемесячная заработная плата. В целом по РФ этот показатель в 2018 г. достиг уровня в 43,4 тыс. руб., что на 9,9 % выше уровня прошлого года [1]. Среднемесячная начисленная заработная плата работникам организаций Астраханской области в 2018 г. составила в сумме 33, 75 тыс. руб. Таким образом, среднемесячная заработная плата в регионе - примерно три четверти от средней по стране (77,76 %), и Астраханский регион по данному критерию находится явно в аутсайдерах. Положительным фактором является то, что среднемесячная номинальная заработная плата в регионе имеет тенденцию к увеличению -в 2018 г. её прирост составил 10,4 % по отношению к предыдущему периоду (табл. 5). Данный показатель отражает усредненное значение, при расчёте которого учитываются также доплаты работникам в отраслях экономики с вредными и тяжёлыми условиями труда, высокой напряжённостью производственных процессов, с повышенными требованиями к уровню квалификации.
Таблица 5
Соотношение реальной и номинальной оплаты труда в регионе
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 27 423,1 29 427,7 33 748,2
Темп роста, % к предыдущему году 107,0 106,4 110,4
Реальная заработная плата, в % к предыдущему году 100,7 103,2 107,6
Позитивной особенностью региона стал рост показателя реальной заработной платы. С учётом инфляционных процессов с 2016 г. она выросла на 6, 9 п. п., демонстрируя ежегодные темпы прироста: в 2017 г. - 3,2 %, в 2018 г. - 7,6 % от показателей предыдущего года.
Тем не менее, в ряде отраслей значение показателя среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2018 г. оказалось ниже среднего показателя по области. К таким видам экономической деятельности относятся сельское хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство, торговля, туризм, общественное питание, образование и др. Так, среднемесячная номинальная заработная плата работников в 2018 г. составила: в сельском хозяйстве и рыболовстве -17,45 тыс. руб., торговле - 20,66 тыс. руб., общественном питании - 20,16 тыс. руб., образовании - 25,02 тыс. руб., в управлении недвижимостью, финансах и страховании - 25,59 тыс. руб.
Среднемесячная заработная плата работников в 2018 г. сформировалась практически на уровне средней величины по Астраханской области в следующих отраслях: строительство (36,34 тыс. руб.), государственное управление (32,7 тыс. руб.), здравоохранение и социальные услуги (30,83 тыс. руб.). Более высокий уровень оплаты труда был обеспечен в обрабатывающей промышленности - он составил 44,15 тыс. руб. Традиционно самым высоким, в три раза превышающим показатель среднемесячной оплаты по региону, стал уровень оплаты труда в сфере разработки, бурения и добычи полезных ископаемых - 101,4 тыс. руб. (табл. 6).
Таблица 6
Среднемесячная оплата труда по отраслям
Сфера деятельности 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Всего, тыс. руб. 27,42 29,43 33,75
в том числе по отраслям: - сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 17,08 14,57 17,45
- добыча полезных ископаемых 76,32 85,34 101,4
- обрабатывающие производства 35,41 23,74 44,15
- строительство 25,67 31,63 36,34
- торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 17,63 18,58 20,66
- деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 15,37 16,88 20,16
- государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение 29,88 30,12 32,69
- образование 19,85 21,30 25,02
- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 21,83 23,58 30,83
- предоставление прочих видов услуг 20,49 17,70 25,60
Размер социальных выплат населению Астраханского региона в 2017 г. с учётом пенсий, пособий, стипендий и социальной помощи составил 56,77 млрд руб., что превышает показатель 2016 г. на 4 %. Основную долю в общем объёме социальных выплат занимают пенсии - 74,8 % (выше предыдущего периода на 4.8 п. п.) (табл. 7).
Таблица 7
Динамика и структура социальных выплат
Показатели 2016 г. 2017 г.
млрд руб. в % к итогу млрд руб. в % к итогу
Социальные выплаты 54,59 100 56,77 100
в том числе: - пенсии 39,82 71 43,02 75,8
- пособия и социальная помощь 13,11 26,1 12,12 21,4
- стипендии 0,47 0,8 0,46 0,8
- страховые возмещения 1,2 2,1 1,16 2
Общая сумма пенсионных выплат в 2017 г. составила 43,02 млрд руб., что на 3,2 млрд руб. больше, чем в прошлом периоде; таким образом, прирост составил 8,1 %. Число пенсионеров Астраханского региона в 2017 г. сформировалось на уровне 263 586 человек. Среднемесячный размер пенсионных выплат в 2018 г. составил 12,52 тыс. руб. Темп прироста номинального уровня - 5,8 %, реального с учётом инфляции - 1,2 % (табл. 8).
Таблица 8
Средний размер назначенных пенсий в месяц
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Все пенсионеры, тыс. руб. 10, 97 11, 83 12, 52
Темп прироста, % к предыдущему году 2,7 4,8 5,8
Темп прироста реальной средней пенсии, в % к предыдущему году 1,7 2,7 1,2
Следует отметить, что темпы прироста реальной средней пенсии имели тенденцию к снижению: за последние 2 года они упали в 2,25 раза.
Прожиточный минимум в РФ формируется на основе потребительской корзины, которая не в полной мере отвечает современным реалиям и требованиям. Значение прожиточного минимума по годам растёт более медленными темпами, чем индекс инфляции.
По мнению экспертов-экономистов [1], в настоящее время прожиточный минимум в РФ искусственно занижен по сравнению с реальным. Таким способом снижается социальная нагрузка на бюджет.
В соответствии с законами Астраханской области величина прожиточного минимума пенсионера в регионе, применяемая для установления социальной доплаты к пенсии в 2019 г., установлена в размере 8 352 руб. (104,9 % к 2018 г.) [8], в 2017 г. - 7 961 руб. (103,9 % к 2017 г.) [9].
На основании данных, установленных Правительством Астраханской области за 1-1У кварталы, в 2018 г. величина прожиточного минимума составила 9 538 руб. в среднем на человека в месяц, что ниже общероссийского уровня на 7,28 % (табл. 9).
Таблица 9
Динамика величины прожиточного минимума
Период Всё население, руб. в месяц, в расчёте на душу населения Население по социально-демографическим группам, руб. в месяц, в расчёте на душу населения Соотношение средних денежных доходов с величиной прожиточного минимума, %
Трудоспособное население Пенсионеры Дети
2016 г.
I квартал 8 838 9 268 7 129 9 551 229,7
II квартал 8 987 9 414 7 220 9 783 262,5
III квартал 8 826 9 283 7 119 9 514 256,3
IV квартал 8 730 9 194 7 066 9 345 279,1
Год 8 845 9 290 7 134 9 548 256,7
Окончание табл. 9
Период Всё население, руб. в месяц, в расчёте на душу населения Население по социально-демографическим группам, руб. в месяц, в расчёте на душу населения Соотношение средних денежных доходов с величиной прожиточного минимума, %
Трудоспособное население Пенсионеры Дети
2017 г.
I квартал 9 257 9 741 7 492 9 938 206,5
II квартал 9 639 10 140 7 777 10 382 229,8
III квартал 9 516 10 009 7 657 10 325 227,2
IV квартал 9 040 9 525 7 320 9 710 280,7
Год 9 363 9 854 7 562 10 089 235,6
2018 г.
I квартал 9 335 9 827 7 557 10 051 214,2
II квартал 9 612 10 101 7 754 10 434 239,4
III квартал 9 622 10 126 7 757 10 461 232,8
IV квартал 9 581 10 047 8 044 10 135 276,0
Год 9 538 10 025 7 778 10 270 241,1
Анализ уровня бедности в регионе свидетельствует о том, что численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 2017 г. составила 162,8 тыс. человек (в 2016 г. - 164,9 тыс. человек), или 16,0 % к общей численности населения (в 2016 г. - 16,2 %).
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10] предусмотрено снижение уровня бедности в РФ в два раза. Таким образом, плановое значение показателя «уровень бедности» по Астраханской области в 2024 г. должно составить 8 % (табл. 10).
Таблица 10
Прогнозные значения показателя «уровень бедности» по Астраханской области
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г 2023 г. 2024 г.
Уровень бедности, % 16,2 16,0 17 16 13,9 12,1 10,6 9,2 8,0
Меры по преодолению отрицательной динамики изменения реальных доходов населения
Таким образом, для ликвидации негативной динамики сокращения реальных доходов населения необходимы срочные меры, которые позволят сократить уровень бедности, увеличить доходы населения и снизить долю граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
Правительством Астраханской области уже предложен ряд мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности, созданию рабочих мест, предоставлению субсидий и др. Так, для повышения уровня доходов от предпринимательской деятельности предложено участие региона в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Изменение вектора сложившихся тенденций структуры и динамики уровня доходов населения Астраханской области возможно в результате принятия и реализации комплекса мер:
1) в области оплаты труда наёмных работников:
- соблюдение уровня заработной платы отдельным категориям бюджетников, предусмотренного указами Президента РФ [5-7];
- проведение индексации заработной платы категориям бюджетников, не охваченным указами Президента РФ [5-7];
- создание новых рабочих мест, реализация инвестиционных проектов и повышение оплаты труда в реальном секторе экономики;
- создание и обеспечение деятельности фонда развития промышленности Астраханского региона;
- предоставление субсидий предприятиям промышленного сектора на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей;
- развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос», созданной на территории муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области (создание резидентами производств);
- активизация мер по борьбе с «серыми зарплатами» и нелегальной занятостью;
2) в области социальных выплат:
- индексация пенсионных выплат;
- пересмотр потребительской корзины для Астраханской области (максимально возможное увеличение в рамках законодательства соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг к стоимости продовольственных товаров);
- увеличение размера федеральной социальной доплаты к пенсии в Астраханской области в связи с увеличением стоимости потребительской корзины и прожиточного минимума;
- ежегодная индексация социальных выплат, а также увеличение числа граждан, имеющих право воспользоваться этими выплатами за счёт роста прожиточного минимума в среднем на душу населения в связи с принятием новой потребительской корзины;
- увеличение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в связи с увеличением региональных стандартов их стоимости из расчёта на одного члена семьи по муниципальным образованиям Астраханской области;
- увеличение максимального размера пособия по безработице в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» с 2019 г. до 8 000 руб. (ранее - 4 900 руб.), минимального - до 1 500 руб. (ранее 850 руб.). Введение новых гарантий для граждан предпенсионного возраста. В связи с изменением возрастных границ предпенсионного возраста планируется установить повышенный максимальный размер пособия по безработице для этой категории граждан в размере 11 280 руб.;
- реализация программ «Земский доктор» (предоставление единовременных выплат врачам, прибывшим на работу в район области, в размере 1 млн руб.) и «Земский фельдшер» (предоставление единовременных выплат фельдшерам, прибывшим на работу в район области, в размере 500 тыс. руб.);
- реализация программы «Земский учитель» с 2020 г. (предоставление единовременных выплат учителям, прибывшим на работу в сельскую местность с численностью жителей до 50 тыс. чел., в размере 1 млн руб.);
- социальная помощь гражданам для преодоления трудной жизненной ситуации на основании социального контракта;
- реализация на территории Астраханской области программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей»;
- принятие дополнительных мер, направленных на снижение процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) до уровня 8 % годовых и менее. Предоставление субсидии из бюджета Астраханской области юридическим лицам на возмещение недополученных доходов в связи с заключением кредитного договора, договора займа, обязательства по которым обеспечены ипотекой в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства Астраханской области»;
3) с целью роста доходов от собственности:
- повышение доступности финансовых услуг для населения, реализация плана мероприятий («дорожная карта») регионального проекта в целях повышения финансовой доступности на отделённых, малонаселённых и труднодоступных районах Астраханской области, а также повышения финансовой грамотности населения.
Заключение
Проведённое исследование уровня доходов населения подтвердило, что на протяжении последних лет наблюдается тенденция к снижению реальных доходов, которая сопровождается ежегодным вынужденным сокращением потребностей и сбережений населения. Снижение реальных доходов оценивается на уровне 10,8 % за последние пять лет, несмотря на рост номинальной заработной платы, в первую очередь бюджетников, индексацию социальных выплат
и повышение минимального размера оплаты труда. Этому процессу во многом способствовали высокий уровень инфляции, рост налогов, процентных ставок по кредитам, снижение уровня доходности банковских депозитов. Таким образом, проблема падения реальных денежных доходов населения требует серьёзного анализа и разработки, серьёзных мер, которые позволили бы сократить уровень бедности, увеличить доходы населения и уменьшить число граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
Правительством Астраханской области уже предложен ряд мероприятий по развитию и поддержке предпринимательской деятельности, созданию рабочих мест, предоставлению субсидий и др. Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит повысить уровень доходов, стимулировать платёжеспособный спрос населения, сократить нарастающее социальное неравенство между слоями населения. Решение этих проблем позволит выйти на более высокий уровень жизни, повысить её качество в соответствии с требованиями социальной рыночной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Динамика и структура доходов населения // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2019. № 46. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/20469.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения: Федеральный закон РФ от 28.12.2017 № 421-ФЗ // Рос. газета. 2018. № 1. Ч. 1. С. 5.
3. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон РФ от 07.03.2018 № 41-ФЗ // Рос. газета. № 50. 2018. С. 1.
4. Овчарова Л. Н., Бирюкова С. С., Селезнева Е. В. Население России в 2018 г.: доходы, расходы и социальное самочувствие // Мониторинг НИУ ВШЭ. 1 квартал. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. 32 с.
5. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 // Рос. газета. 2012. № 102. С. 1.
6. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2019).
7. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 // Рос. газета. 2012. № 302. С. 1.
8. О величине прожиточного минимума пенсионера в Астраханской области, применяемой для установления социальной доплаты к пенсии на 2019 г.: Закон Астраханской области от 26.10.2018 № 101/2018-0З. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2019).
9. О величине прожиточного минимума пенсионера в Астраханской области, применяемой для установления социальной доплаты к пенсии на 2018 г.: Закон Астраханской области от 31.10.2017 № 71/2017-0З. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2019).
10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 01.02.2019).
Статья поступила в редакцию 30.03.2019
ИНФОРМАЦИЯ ОБАВТОРАХ
Абдулова Светлана Юрьевна — Россия, 414000, Астрахань; Министерство экономического развития Астраханской области; канд. экон. наук; начальник отдела мониторинга и поддержки инновационной деятельности; Svet_h@mail.ru.
Гаврилова Ольга Анатольевна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; профессор кафедры производственного менеджмента; дavdiridpo@ yandex.ru.
ANALYSIS OF TENDENCIES IN INCOME LEVEL OF THE POPULATION IN THE ASTRAKHAN REGION
S. Yu. Abdulova1, O. A. Gavrilova2
1 Ministry of Economic Development of the Astrakhan region, Astrakhan, Russian Federation
2 Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation
Abstract. The article dwells upon the continued decrease of income level of the Russian population as a result of the financial crisis and rising inflation, which is followed by yearly contraction of needs and savings. The analysis of the income structure of the Russian people confirmed the growth of the share of wages while reducing income from the use of property, business income, and social benefits. The tendencies to changing the income level in the different industries and regions of the Russian Federation have been identified. The average income level of the population of the Astrakhan region has been defined, the finance dynamics for the period from 2016 to 2018 has been evaluated. The tendencies to changing individual components of the population income in the Astrakhan region have been investigated: wages, business income, employment of property, social benefits. There has been estimated the average monthly wage in the region (in nominal and real terms) and the rate of its changes over the studied period. The estimation of the size of social payments to the population of the Astrakhan region has been made. The main part in the total volume of social payments to the population comes to pensions (74.8%). The criteria of the subsistence minimum both in the country and in the region have been given. It has been inferred that the living cost in the country is greatly underestimated, actually, in half, compared to the real living cost, which is related to saving the budget. In the Astrakhan region a great proportion of the population has incomes below the minimum subsistence level: 16.0% of the region's population is below the poverty line. To reduce the level of poverty, to increase incomes of the population and to reduce the share of citizens with incomes below the subsistence minimum there have been proposed a number of that will help to reach a higher standard of living in accordance with the requirements of the social market economy.
Key words: monetary income of the population, salaries of workers, business activity revenues, social payments, pension, minimum subsistence level, poverty level.
For citation: Abdulova S. Yu., Gavrilova O. A. Analysis of tendencies in income level of the population in the Astrakhan region. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019;2:72-81. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2019-2-72-81.
REFERENCES
1. Dinamika i struktura dokhodov naseleniia [Dynamics and structure of incomes of the population]. Biul-leten' o tekushchikh tendentsiiakh rossiiskoi ekonomiki, 2019, no. 46. Available at: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/20469.pdf (accessed: 01.02.2019).
2. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti povysheniia mini-mal'nogo razmera oplaty truda do prozhitochnogo minimuma trudosposobnogo naseleniia [On Amendments to separate legislative Acts of the Russian Federation in terms of raising the minimum wage to the subsistence minimum of the working age population]. Federal'nyi zakon RF ot 28.12.2017 № 421-FZ. Rossiiskaia gazeta, 2018, no. 1, part 1, p. 5.
3. O vnesenii izmeneniia v stat'iu 1 Federal'nogo zakona «O minimal'nom razmere oplaty truda» [On amendments to Article 1 of the Federal Law "On the Minimum Wage"]. Federal'nyi zakon RF ot 07.03.2018 № 41-FZ. Rossiiskaia gazeta, no. 50, 2018, p. 1.
4. Ovcharova L. N., Biriukova S. S., Selezneva E. V. Naselenie Rossii v 2018 g.: dokhody, raskhody i sot-sial'noe samochuvstvie [Population of Russia in 2018: income, expenses and social well-being]. Monitoring NIU VShE. 1 kvartal. Moscow, Izd-vo NIU VShE, 2018. 32 p.
5. O meropriiatiiakh po realizatsii gosudarstvennoi sotsial'noi politiki [On measures to implement the state social policy]. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 597. Rossiiskaia gazeta, 2012, no. 102, p. 1.
6. O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gg. [On the National Action Strategy of children protection for the period 2012-2017]. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 01.02.2019).
7. O nekotorykh merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere zashchity detei-sirot i detei, ostavshikhsia bez popecheniia roditelei [On measures to implement the state policy in the field of protection
of orphans and children left without parental care]. Ukaz Prezidenta RF ot 28.12.2012 № 1688. Rossiiskaia gazeta, 2012, no. 302, p. 1.
8. O velichine prozhitochnogo minimuma pensionera v Astrakhanskoi oblasti, primeniaemoi dlia ustanovleniia sotsial'noi doplaty kpensii na 2019 g. [On size of subsistence minimum for a pensioner in the Astrakhan region for establishing social supplement to retirement pension in 2019]. Zakon Astrakhanskoi oblasti ot 26.10.2018 № 101/2018-0Z. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 01.02.2019).
9. O velichine prozhitochnogo minimuma pensionera v Astrakhanskoi oblasti, primeniaemoi dlia ustanovleniia sotsial'noi doplaty kpensii na 2018 g. [On the size of the subsistence minimum for a pen-sioner in the Astrakhan region used to establish the social supplement to the pension in 2018]. Zakon Astrakhanskoi oblasti ot 31.10.2017 № 71/2017-0Z. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 01.02.2019).
10. O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 g. [On the national goals and strategies of development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (accessed: 01.02.2019).
Abdulova Svetlana Yurievna - Russia, 414000, Astrakhan; Ministry of Economic Development of the Astrakhan Region; Candidate of Economics; Head of the Department of Monitoring and Support of Innovative Activity; Svet_h@mail.ru.
Gavrilova Olga Anatolievna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Professor of the Department of Production Management; gavdiridpo@ yandex.ru.
The article submitted to the editors 30.03.2019
INFORMA TION ABOUT THEAUTHORS