Научная статья на тему 'Проблемные вопросы освобождения земельного участка от древесно-кустарниковой растительности в целях строительства'

Проблемные вопросы освобождения земельного участка от древесно-кустарниковой растительности в целях строительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древесно-кустарниковая растительность / леса / земли сельскохозяйственного назначения / линейные объекты / рубка деревьев / реализация древесины / woody and shrubby vegetation / forests / agricultural lands / linear objects / tree felling / timber sales

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизинцев Павел Владимирович

Настоящая статья посвящена проблематике, связанной с освобождением земельного участка от различного вида древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к лесам и произрастающей за границами земель лесного фонда. Автор исследует действующее правовое регулирование процедур, связанных с оформлением рубки (сноса) такой растительности и порядком последующего распоряжения полученной древесиной на примере подготовки строительства линейно протяженной транспортной и энергетической инфраструктуры. На основе проведенного исследования автор высказывает мнение о необходимости оперативной регламентации отдельных элементов комплекса мероприятий по расчистке строительной площадки от рассматриваемой растительности в целях устранения избыточных административных барьеров при подготовке к проведению строительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сизинцев Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic Issues of Clearing a Land Plot from Woody and Shrubby Vegetation for Construction Purposes

This article is devoted to the issues related to the clearing of a land plot from various types of trees and shrubs that are not related to forests and grow beyond the boundaries of forest fund lands. The author examines the current legal regulation of procedures related to the formalization of the felling (demolition) of such vegetation and the procedure for the subsequent disposal of the obtained timber using the example of the preparation for the construction of a linearly extended transport and energy infrastructure. Based on the conducted research, the author expresses an opinion on the need for operational regulation of individual elements of the complex of measures for clearing the construction site from the vegetation in question in order to eliminate excessive administrative barriers in preparation for construction work.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы освобождения земельного участка от древесно-кустарниковой растительности в целях строительства»

5.1.2 Публично-правовые

(государственно-правовые) науки (юридические науки)

Public Law (State Law) Sciences

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-38-47 УДК: 34

ГРНТИ: 10.55.01 EDN: ALOVYI

Проблемные вопросы освобождения земельного участка от древесно-кустарниковой растительности в целях строительства

П.В. Сизинцев ©

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблематике, связанной с освобождением земельного участка от различного вида древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к лесам и произрастающей за границами земель лесного фонда. Автор исследует действующее правовое регулирование процедур, связанных с оформлением рубки (сноса) такой растительности и порядком последующего распоряжения полученной древесиной на примере подготовки строительства линейно протяженной транспортной и энергетической инфраструктуры. На основе проведенного исследования автор высказывает мнение о необходимости оперативной регламентации отдельных элементов комплекса мероприятий по расчистке строительной площадки от рассматриваемой растительности в целях устранения избыточных административных барьеров при подготовке к проведению строительных работ.

Ключевые слова: древесно-кустарниковая растительность, леса, земли сельскохозяйственного назначения, линейные объекты, рубка деревьев, реализация древесины

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-38-47

Problematic Issues of Clearing a Land Plot from Woody and Shrubby Vegetation for Construction Purposes

P.V. Sizintsev

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. This article is devoted to the issues related to the clearing of a land plot from various types of trees and shrubs that are not related to forests and grow beyond the boundaries of forest fund lands. The author examines the current legal regulation of procedures related to the formalization of the felling (demolition) of such vegetation and the procedure for the subsequent disposal of the obtained timber using the example of the preparation for the construction of a linearly extended transport and energy infrastructure. Based on the conducted research, the author expresses an opinion on the need for operational regulation of individual elements of the complex of measures for clearing the construction site from the vegetation in question in order to eliminate excessive administrative barriers in preparation for construction work.

Key words: woody and shrubby vegetation, forests, agricultural lands, linear objects, tree felling, timber sales

ВВЕДЕНИЕ

Создание и модернизация линейно протяженной инфраструктуры в области транспорта, энергетики, связи обеспечивает решение важнейших стратегических задач в сфере обороны и безопасности, энергетической и экономической безопасности Российской Федерации, а также социально-экономического развития регионов. На территории России в настоящее время протяженность: магистральной нефтетранспортной инфраструктуры превышает 70 тыс. км; железнодорожных путей общего пользования - 87 тыс. км; тепловых сетей - 170 тыс. км; газотранспортной системы -179 тыс. км; линий электропередачи только высокого класса напряжения (110-750 кВ) - более 490 тыс. км и т.д. Следует заметить, что строительство линейных объектов является одной из наиболее трудоемких с правовой точки зрения задачей, решение которой находится на стыке различных отраслей законодательства, прежде всего гражданского, экологического законодательства, законодательства о градостроительной деятельности.

Большая протяженность и особенности прокладки линейных объектов такие как правовой режим пересекаемых зон, земель, территорий и объектов, виды (породы) произрастающей растительности, форма собственности на земельные участки, существующие обременения объектов недвижимости и другие обуславливают необходимость решение всего возможного многообразия проблемных вопросов действующего

регулирования, с которыми сталкиваются застройщики при оформлении разрешительной документации. В этой связи имеется объективная необходимость в установлении преференциальных режимов и различных изъятий из общего регулирования в отраслях экономики, связанных с эксплуатацией линейной инфраструктуры. Опережающее развитие строительного и топливно-энергетического комплекса, период которого наблюдается в настоящее время, является локомотивом экономики страны и одновременно требует, чтобы в фокусе повышенного внимания законодателя находилась сфера экологического, природоохранительного регулирования.

Так, за последние годы приняты значительные меры, направленные на обеспечение модернизации природоохранного регулирования, в том числе в сфере ликвидации накопленного вреда, предупреждения экологического вреда посредством разработки и утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и регламентации правил эксплуатации отдельных производственных объектов, создания лесопарковых зеленых поясов и установления режима осуществления хозяйственной деятельности на данной территории, ведения федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды, лесовосстановления и других. Законодательство о градостроительной деятельности также было существенно обновлено, например, в сфере архитектурно-строительного проектирования, ценообразования и сметного нормирования, а также

саморегулирования в области градостроительной деятельности, планировки территории и комплексного развития территории и т.д.

Однако некоторые весьма чувствительные вопросы, связанные с подготовкой территории строительства до сих пор остаются без должного внимания законодателя и Правительства Российской Федерации. Так, для каждого инвестиционного проекта, связанного с выполнением строительно-монтажных работ, требуется проведение различного объема подготовительных мероприятий, в том числе, связанных с рубкой деревьев и кустарников, что обуславливается в т.ч. значительной протяженностью проектов по созданию линейной инфраструктуры, которые могут достигать нескольких тысяч километров. Так, например, протяженность одного только проекта строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» составила более 3000 км.

В связи с этим, проблематика, связанная с нормативным регулированием рубки древесно-кустарнико-вой растительности, не относящейся к лесам и землям гослесфонда (далее - древесно-кустарниковая растительность, ДКР), находится в периметре регулирования целого ряда федеральных законодательных актов, включая гражданское, земельное, градостроительное регулирование, законы о мелиорации1, об автодорогах2 и железнодорожном транспорте3. Подлежащая применению нормативная специфика определяется с учетом таких критериев как категория земель, на которой произрастает ДКР, наличие зон с особым режимом использования, территорий с особым режимом природопользования, возраст и количество деревьев и другие. Таким образом, исследуемая проблематика является межотраслевой и многокомпонентной.

Регулирование правил рубки лесных насаждений не является предметом настоящего исследования (однако, для целей данной статьи обозначенная тематика будет затронута далее), вместе с тем следует заметить, что в данной части отечественного законодательства имеется целостное (не лишенное, однако, отдельных «шероховатостей») и годами апробированное регулирование, которое на сегодняшний день не вызывает непреодолимых затруднений. Совсем иначе дело обстоит с ДКР, наличие которой на занимаемой территории является весьма частым явлением. К примеру, в зависимости местности размещения линейного объекта чаще могут встречаться агролесомелиоративные насаждения, если работы проводятся в южных регионах страны, а вблизи крупных населенных пунктов могут встречаться земли промышленности, на которых произрастает ДКР и т.д.

Распространенными являются случаи производства работ на участках из состава земель промышленности, встречающихся независимо от региона и обладающие наиболее подходящим правовым режимом для разме-

1 Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 142.

2 Федеральныйзаконот08.11.2007№ 257-ФЗ«Обавтомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Там же. 12.11.2007. № 46. Ст. 5553.

3 Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорож-

ном транспорте в Российской Федерации»//Там же. 13.01.2003.

№2. Ст. 169.

щения транспортной и энергетической инфраструктуры, что зачастую также требует расчистки земельных участков, заросших древесно-кустарниковой растительностью. Учитывая, что страна имеет весьма развитую и разветвленную транспортную сеть, размещение новых линейных объектов зачастую осуществляется в условиях сближения или пересечения новых коммуникаций с существующими авто- и железнодорожными магистралями и требует, соответственно, рубки древесно-кустарниковой растительности в границах придорожных полос автомобильных дорог и полос отвода железных дорог.

Ю.И. Шуплецова отмечает, что «впервые в законодательстве категория земель государственного лесного фонда была закреплена в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., и именно с этого момента в научной литературе ставится вопрос о правовом регулировании отношений, связанных с использованием лесов, расположенных на иных, нежели земли государственного лесного фонда, категориях земель. Примерно в то же время в советском лесном законодательстве была выделена группа насаждений, не входящих в лесной фонд. В состав данной группы входили: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках» [7].

Справедливо будет заметить, что на сегодняшний день какого-либо последовательного и структурированного регулирования правил сноса древесно-кустар-никовой растительности не создано в отечественном правовом поле, несмотря на столь длительный период осмысления данной проблематики и интенсивного масштабирования линейной инфраструктуры, являющейся основой социально-экономического роста страны.

Застройщики в ходе реализации проектов по развитию промышленной либо гражданской инфраструктуры при наличии в границах осваиваемой территории растительности, препятствующей выполнению строительно-монтажных работ, соблюдению требований технических регламентов или промышленной безопасности, заинтересованы в освобождении участков от деревьев. При этом, как правило, рубка такой растительности не сопряжена с каким-либо коммерческим интересом, поскольку профильные виды деятельности «линейных» компаний не связаны с развитием лесного комплекса. Процедура сноса ДКР является комплексной и не ограничивается только лишь спиливанием, срезанием стволов деревьев и складированием полученной древесины в штабеля. В рамках решения задачи по расчистке территории от ДКР применению подлежит широкий перечень нормативных предписаний, включая экологические, санитарные, противопожарные требования, правила мелиорации земель, также возникают имущественные отношения, связанные с оборотом или уничтожением получаемой древесины и т.д. Однако, именно такими мероприятиями как рубка и складирование ДКР, наверное, хотели бы ограничиться

застройщики. В действительности же в нормативных правовых актах необходимо регламентировать более широкий круг вопросов, конечной целью которых является подготовка строительной площадки к выполнению строительно-монтажных работ. Минимально необходимыми являются: процедура оформления непосредственно рубки древесно-кустарниковой растительности с выдачей разрешения уполномоченного органа; правила складирования получаемой древесины с учетом требований пожарной и санитарной безопасности; правила передачи древесины собственнику земельного участка; правила последующей реализации получаемой древесины на открытом рынке.

Переходя к рассмотрению отдельных проблемных вопросов, касательно расчистки территории от ДКР следует заметить, что по состоянию на 01.01.2024 площадь территории, не относящейся к категории го-слесфонда и занятой ДКР, составила более 26 млн га согласно государственным статистическим данным4. Кроме того, в государственной отчетности о состоянии окружающей среды5 отмечено, что Россия - одна из богатейших стран по объему древесины. На 2022 г. древесной растительностью, в том числе лесной, занято 1188,2 млн га территории страны, из которых к лесной растительности относится 766,0 млн га. Таким образом, площадь лесов составляет менее, чем 2/3 всей территории, покрытой ДКР, соответственно, площадь территории, занятой деревьями, не относящимися к лесам, составляет порядка 422,2 млн га.

Вместе с тем, как справедливо замечают ученые-правоведы: «в современном лесном законодательстве не определено, какие насаждения являются лесом и какие правовые последствия влечет отнесение к лесам тех или иных территорий» (Ю.И. Шуплецова). Свою позицию автор усиливает, отмечая, что «на протяжении всего советского периода шла дискуссия о том, является ли некая совокупность растений лесом или «не лесом», ответ на который Г.Н. Полянская, например, считала имеющим «существеннейшее» правовое значение. Однако недостатки местного законодательства 1950-х гг. позволили ей заключить, что вопрос об отношении древесной растительности к категории «леса» или «не леса» в ряде случаев оставался открытым» [4].

РУБКА ДКР НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ИЗ СОСТАВА ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Для формирования общего представления о масштабах существующей проблематики необходимо снова обратиться к статистическим данным госдоклада о состоянии земель в России, согласно которым на 01.01.2024 площадь территории, занятой ДКР, при общей площади земель сельскохозяйственного на-

4 Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2023 году». М., 2024. URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/16-upr/Doc_Nation_ report_2023(l).pdf (дата обращения: 17.10.2024).

5 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году». URL: https:// www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_ doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_ rossiyskoy_federatsii_v_2022_/ (дата обращения: 23.10.2024).

значения почти в 375 млн га, составляет без малого 33 млн га (порядка 8,77%). В соответствии с федеральным земельным законом, на сельхоз землях разрешается строительство линейных сооружений, в т.ч. дорог, линий электропередач, связи, а также нефте-, нефте-продукто-, газопроводов. Учитывая приведенную статистику, при прокладке линейной инфраструктуры на сельскохозяйственных землях вопросы рубки дре-весно-кустарниковой растительности на практике возникают регулярно. Наиболее распространенные виды древесно-кустарниковой растительности на сельскохозяйственных землях:

1) леса;

2) мелиоративная лесная растительность;

3) ДКР, естественного произрастания, которая в силу установленных требований законодательства не может быть отнесена к лесной растительности6 и объем которой при этом не свидетельствует о нарушении требований по освоению участка сельхоз назначения7;

4) плодово-ягодные деревья и иные многолетние культуры на частных участках граждан и предпринимателей в сфере агропромышленного комплекса.

Снос лесных деревьев, как уже отмечалось, не предмет настоящего исследования. При расчистке территории от плодовых сельскохозяйственных культур на сегодняшний день такие вопросы решаются в частно-правовом порядке в соответствии с требованиями гражданского законодательства8 и поэтому в настоящей статье также не рассматриваются.

Во-первых, сталкиваясь с необходимостью сноса агролесомелиоративных насаждений, следует в первую очередь обратиться к нормам специального законодательства и, в частности, Закона о мелиорации, определяющего правила проведения мелиорации и использования мелиорированных земель. Исходя из положений ст. 30 указанного Федерального закона разрешается строительство на мелиорированных территориях. Вместе с тем, установленные правила выполнения таких работ весьма ограничены. В частности, не определен документ, подтверждающей право застройщика выполнять строительные работы на данной территории, а также не регламентирована процедура оформления сноса соответствующей растительности. Указанной нормой, предусмотрено только, что выполнение указанных работ не должно ухудшать качества земель, их водный и воздушный режим, ограничивать возможность использования существующих мелиоративных

6 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 к лесам, произрастающим на землях сельскохозяйственного назначения, относится древесно-кустарни-ковая растительность, расположенная на земельном участке площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5ми лесным растительным покровом, составляющим более 75% площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8-1 при одновременном наличии вышеперечисленных признаков.

7 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ» древесно-кустарниковой растительностью может быть занято до 50% площади земельного участка сельскохозяйственного назначения.

8 Статья 261 Гражданского кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

систем и т.д. В процедурной части требований к выполнению строительных и иных работ имеется лишь отсылочная норма к подзаконному акту Минсельхоза России, который на момент написания настоящей статьи ответственным федеральным органом не принят, что в значительной степени осложняет выполнение работ, в том числе по реализации инфраструктурных проектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях.

Ретроспективный анализ закона о мелиорации земель показывает, что ранее (до 01.09.2023) его ст. 30 в ч. 3, признанной утратившей силу, содержала прямое указание, на возможность создания вышеуказанной линейно протяженной инфраструктуры на рассматриваемых землях по результатам процедуры согласования работ с уполномоченными организациями и региональными органами исполнительной власти. В этой связи М.В. Пономарев, В.В. Попов, И.Г. Иутин, A.C. Широбоков отмечают, что в отдельных регионах существует практика, когда функции федерального органа исполнительной власти (Минсельхоза) в части согласования размещения линейной инфраструктуры на рассматриваемых землях переданы федеральным учреждениям [5]. А.Р. Лаврентьев, C.B. Тищенко также отмечают: «В-третьих, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О мелиорации земель» вырубка на землях сельскохозяйственного назначения лесной растительности, не относящейся к защитным лесам, допускалась только при проведении культуртехнической мелиорации земель, которая состоит в проведении комплекса мероприятий по коренному улучшению земель, в том числе расчистке мелиорируемых земель от травянистой растительности, кочек, пней и мха» [3].

Какую цель преследовал законодатель, принимая законодательный акт, исключающий единственную процедурную норму, регламентирующую правила размещения линейных объектов на рассматриваемых землях, не ясно, поскольку из пояснительных материалов к данному закону ответа на данный вопрос не следует, равно как и намерения восполнить образовавшийся пробел законодательства.

На сегодняшний день упоминание об указанном прежнем правовом механизме размещения линейной инфраструктуры на мелиорируемых (мелиорированных) землях сохранилось в законе об административных правонарушениях9, ч. 3 ст. 10.10 которого предусматривает ответственность за прокладку линейной инфраструктуры на мелиорированных землях без согласования профильного ведомства или организации.

При этом, при планировании хозяйственной деятельности следует учитывать сохраняющую актуальность позицию Пленума ВС РФ10, который указал, что на агролесомелиоративные деревья распространяется установленная уголовным законом ответственность за незаконную рубку и уничтожение, повреждение насаждений, относящихся к лесам вплоть до лишения

9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1. Ст. 1.

10 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. 31.10.2012. № 251.

свободы. Обращая внимание на возможную ответственность, связанную со сносом мелиоративных лесных систем, в 2012 г. суд обозначил возможную процедуру расчистки соответствующей территории на законных основаниях. В частности, суд указал, что не станет уголовным правонарушением осуществление сноса таких деревьев на сельскохозяйственных землях, если заинтересованный правообладатель участка обеспечил разработку и утверждение установленным порядком проекта культуртехнической мелиорации. Таким образом, суд постановил, что обоснование и оформление рубки агролесомелиоративных насаждений возможно через подготовку проекта мелиорации земель, о чем позднее говорили А.Р. Лаврентьев, C.B. Тищенко

Упоминание рубки агролесомелиоративных насаждений Пленумом ВС РФ при отсутствии правил реконструкции таких защитных насаждений в действующих нормативных правовых актах, особенно, когда такая потребность обоснована строительством объектов энергетической инфраструктуры, безусловно следует поприветствовать, однако, все же необходимо заметить, что задачи мелиорации земель и, соответственно, разработки проектов мелиорации совершенно иные. Мелиоративные работы проводятся для улучшения качества земель, их продуктивности, защиты от неблагоприятных природных явлений, вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот и для целей производства продукции сельского хозяйства.

В связи с изложенным, по мнению автора, отсутствие легального механизма рубки или реконструкции агролесомелиоративных насаждений, соответствующего целям и задачам развития линейной инфраструктуры, не должно игнорироваться поскольку выполнение таких работ на практике является востребованной процедурой, при том, что нарушение требований законодательства, в том числе в сфере мелиорации земель несет существенные риски для правоприменителей.

Во-вторых, в отношении полезащитных (мелиоративных) лесных насаждений в законодательстве по крайней мере создан механизм их учета федеральными и региональными органами, уполномоченными в сфере мелиорации, который обеспечивает сбор и обработку данных о таких насаждениях, включая сведения о площадях, местонахождении, качественных и количественных характеристиках.

Иными словами, действующее регулирование позволяет обеспечить строительный комплекс сведениями о местоположении агролесомелиоративных насаждений, об их количественных и качественных характеристиках, что уже помогает планировать в каком-то виде оформление разрешительной документации на расчистку территории, чего нельзя сказать об иных видах ДКР, произрастающих на сельхоз землях (кроме лесных).

Рубка ДКР требует предварительного выявления правовой природы такой растительности, поскольку в случае ее отнесения к лесам принципиально меняется применимое регулирование. Так, для указанной цели устанавливаются площадь территории, занятой ДКР, возраст, сомкнутость крон, высота деревьев и другие. Анализ обозначенных данных позволит установить возможность использования соответствующей территории для размещения линейных объектов

по правилам лесного законодательства11, которым процедура рубки ДКР предусмотрена, либо даст понимание, что требования лесного законодательства в данном случае не применимы. Затруднения возникают, если растительность не соответствует критериям, установленным Правительством РФ для ее отнесения к лесным насаждениям. Согласно установленной процедуре, в таком случае правообладатель получит от уполномоченного органа указание о недопустимости нецелевого использования и зарастания сельхоз земель. Данное законоположение корреспондирует требованиям федерального земельного закона (ст. 13 ЗК РФ), устанавливающим обязанность правообладателей участков сельхоз угодий их целевого использования, предотвращения зарастания, сохранения мелиоративных систем и уровня плодородия. Санкция, обеспечивающая соблюдение данного требования содержится в законе об административных правонарушениях (ст. 8.8 КоАП РФ), привлечение к ответственности по которой грозит дальнейшим изъятием участка частной собственности по причине его ненадлежащего использования (ст. 284 ГК РФ).

В этой связи, при наличии в створе размещения линейно протяженной инфраструктуры на сельхоз землях ДКР, которая по своим характеристикам (количественным и качественным) не может быть отнесена к лесной, застройщик сталкивается с проблемой определения ее правовой природы, требующей дополнительного осмысления с учетом установленных Правительством РФ признаков ненадлежащего использования участков категории земель сельскохозяйственного назначения12. В частности, древесно-кустарниковая растительность на участках сельскохозяйственного назначения может вполне легально занимать до 50% земельного участка, что еще раз подтверждает существенный характер обозначенной проблематики. Так, если зарастание участка превышает 50% его площади данное обстоятельство может квалифицироваться в качестве признака неиспользования, а в случае, если данный показатель не достигнут, то ее правовой статус попросту не может быть идентифицирован.

Вместе с тем, и в одном, и в другом случае последовательной процедуры рубки такой нелесной растительности, для целей строительства линейных объектов в действующем регулировании также не закреплено.

А.Р. Лаврентьев, C.B. Тищенко подтверждают изложенное, отмечая, что «Наличие леса на землях сельскохозяйственного назначения вынуждало собственников уничтожать этот лес самыми простыми способами: выжиганием, что причиняло значительный ущерб окружающей среде и плодородию земель: незаконной вырубкой неучтенных лесов, вывозом и сбытом лесозаготовителям деловой древесины, за что предусмотрена и уголовная ответственность, и возмещение матери-

11 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. 28.09.2020. № 39. Ст. 6081.

12 Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Фе-

дерации»//Тамже. 28.09.2020.№ 39. Ст. 6059.

ального ущерба, рассчитываемого по таксационным показателям деловой древесины, на десятки миллионов рублей».

РУБКА ДКР

НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Участки категории земель промышленности предназначены в т.ч. для размещения объектов автомобильного, железнодорожного, трубопроводного и иных видов транспорта (ст. 90 ЗК РФ). Действующее регулирование предусматривает вариативность при выборе способа оформления земельных правоотношений для строительства линейно протяженных объектов. Так, учеными отмечалось, что «до введения публичного сервитута самым распространенным видом прав на публичный земельный участок для размещения линейных объектов была аренда» [2].

Регулирование отношений, связанных с пользованием земель промышленности, положительно отличается от регулирования правил использования сельскохозяйственных земель в части сноса ДКР, поскольку фрагментарное регулирование данного вопроса закреплено на уровне Правительства РФ13. В частности, возможность осуществления рубки на участках данной категории земель при необходимости может быть закреплена федеральным органом исполнительной власти в качестве условия при оформлении аренды, права безвозмездного пользования либо сервитута в соответствующих соглашениях.

Однако предусмотренные правила являются весьма ограниченными по функционалу, поскольку:

1) распространяются исключительно на участки, находящиеся в собственности РФ, и неразграниченные участки земель;

2) регулируют только случаи оформления прав на землю на условиях аренды, безвозмездного пользования и сервитута, когда как наиболее востребованным и универсальным способом размещения линейных объектов сегодня является публичный сервитут;

3) применяются только при оформлении участков категории земель промышленности;

4) не определяют процедуру последующего распоряжения полученной древесиной, в том числе в части ее складирования, хранения, передачи собственнику, реализации;

5) направлены на применение органами, которые не вправе осуществлять согласование рубки дре-весно-кустарниковой растительности, поскольку предоставление федеральных земельных участков земель промышленности, как правило, осуществляется федеральным органом, реализующим функции

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // Там же. 06.05.2019. № 18. Ст. 2248.

по управлению федеральным имуществом14, кроме случаев предоставления таких земельных участков, а также участков неразграниченной собственности, например, для размещения автодорог15 или железнодорожной инфраструктуры16. Данный тезис об отсутствии, в частности, у Росимущества полномочий по выдаче разрешений на снос ДКР и реализации древесины, полученной на землях промышленности, подтверждается практикой Верховного Суда России17.

Справедливости ради следует отметить, что указанный механизм, установленный Правительством Российской Федерации (являющийся по сути не работающим), не является единственным, так как возможность рубки также упоминается в нескольких других актах. В частности, механизм использования земель и участков без их оформления, на основании распорядительного акта органа власти18, установленный федеральным земельным законом, предусматривает, что соответствующее решение органа власти должно содержать согласование сноса ДКР, расположенной на испрашиваемой территории из состава земель промышленности, обороны и безопасности. Таким образом, из перечня вопросов, связанных с рубкой ДКР и требующих нормативной регламентации, единственным вопросом, имеющим решение в законодательстве, является согласование сноса ДКР, произрастающих на промышленной территории, при условии применения указанных правил использования участков без их предоставления, что также находит подтверждение в практике Верховного Суда России19. Однако, описанный инструмент земельного права по ряду причин не является универсальным. Во-первых, перечень случаев, когда он может быть

14 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Собрание законодательства РФ. 06.05.2019. № 18. Ст. 2248.

15 Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» // Там же. 02.08.2004. № 31. Ст. 3264.

16 Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» //Там же. 09.08.2004. № 32. Ст. 3344.

17 Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2022 № 307-ЭС22-9801 по делу № А05-2992/2021. Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения Межрегионального территориального управления Росимущества (МТУ Росимущества) об отказе в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельных участков (земли промышленности); об обязании устранить нарушения. Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку у МТУ Росимущества отсутствуют полномочия на выдачу разрешений на вырубку. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано (документ опубликован не был).

18 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности»//Собрание законодательства РФ. 08.12.2014. № 49. Ст. 6951.

19 Определение Верховного Суда РФ от 07.08.2023 № 304-ЭС23-12951 по делу № А45-11249/2022. Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, обязании устранить нарушение прав. Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части изменения договора аренды, поскольку произрастающая на участке растительность не позволяет осуществлять

добычу полезных ископаемых; в остальной части в удовлетворении требования отказано, так как порядок предоставления разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности не установлен. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано (документ опубликован не был).

применен, ограничен п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и не предусматривает размещения линейных объектов капитального строительства, а может быть использован, например, для выполнения инженерных изысканий, капитального ремонта инженерных сооружений, возведения временных или вспомогательных сооружений и т.п. Во-вторых, он требует соблюдения отдельной процедуры по оформлению права (разрешения) пользования на земельный участок и в отличии от публичного сервитута может быть применен только в отношении участков, свободных от прав третьих лиц. Таким образом, данный механизм в целом позволяет обеспечить расчистку зоны размещения объекта капитального строительства, например, в рамках выполнения инженерных изысканий, однако, решает лишь часть вопросов комплексной задачи по расчистке территории строительства, а его применение имеет весьма ограниченный характер.

Также инструментарий освобождения участка от ДКР содержится в градостроительном законе и, в частности, в утвержденном Правительством России перечне20 подготовительных работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на застройку. Одним из видов таких работ определено освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений в границах размещения объекта капитального строительства.

С учетом данного нормативного акта следовало бы полагать, что снос древесно-кустарниковой растительности, не отнесенной к лесам или агролесомелиоративным насаждениям, допускается осуществлять всякий раз, когда это требуется для строительства объектов государственного или муниципального значения. Однако, представляется, что это не совсем так. Прежде всего для реализации данного инструмента также нет необходимых условий (разрешение на снос деревьев, правила складирования, хранения, передачи древесины собственнику и ее последующей реализации) и, кроме того, в указанном акте Правительства Российской Федерации закреплено, что соответствующие мероприятия, включая снос ДКР, осуществляются с соблюдением природоохранных требований, в связи с чем процедура такого сноса ДКР остается неочевидной, поскольку природоохранное регулирование предполагает внесение платы за негативное воздействие на природную среду и, соответственно, требует соблюдения некой процедуры.

РУБКА ДКР В ГРАНИЦАХ ПОЛОС ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И ПРИДОРОЖНЫХ ПОЛОСАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Вопрос рубки данного вида растительности также требует предварительного осмысления ее правовой природы, поскольку в соответствии с лесным законодательством названная растительность отнесена к категории защитных лесов в то время, как отраслевое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1798 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению»// Собрание законодательства РФ. 16.11.2020. № 46. Ст. 7298.

законодательство относит ее к элементам инженерной (дорожной) инфраструктуры.

Так, федеральным лесным законодательством установлено (ст. 114 Лесного кодекса РФ), что деревья в полосах отвода железных и придорожных полосах автомобильных дорог предназначены для защиты транспортной инфраструктуры. В этой связи следует полагать, что рубка таких деревьев должна осуществляться по правилам лесного законодательства, то есть с учетом выполнения таксации, подготовки соответствующей проектной документации и подачи на ее основании заявления об использовании лесов, а также с учетом утвержденных Минприроды России и Правительством РФ правил (заготовки древесины21, пожарной безопасности22 и санитарной безопасности в лесах23, лесовосстановления24 и ухода за лесами25) с последующей реализацией полученной древесины26. С 15 декабря 2023 г. названные правила реализации древесины уточнены - дополнены обязанностью лесопользователя передать на безвозмездной основе полученную древесину Минобороны России в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил России27, то есть теперь ее продажа Росимуществом на открытых торгах осуществляется при условии, что министерством указанная древесина не востребована.

Однако в случае, если указанная древесина не будет принята Минобороны России, иного формализованного способа ее передачи и, соответственно, приемки Росимуществом нормативными правовыми актами не установлено, что является значительным пробелом обозначенного комплексного регулирования рубки лесных насаждений, поскольку результатом оставления древесины в местах проведенных рубок могут быть: утрата потребительских свойств, риск возникновения пожара, хищение федерального имущества, ответственность за которые может быть возложена на лицо, осуществившее рубку лесных насаждений.

21 Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. 18.12.2020.

22 Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» // Собрание законодательства РФ. 19.10.2020. № 42. Ст. 6581.

23 Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» // Там же. 14.12.2020. №50. Ст. 8244.

24 Приказ Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. 11.02.2022.

25 Приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 534 «Об утверждении Правил ухода за лесами»//Там же. 18.12.2020.

26 Постановление Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.07.2009. № 30. Ст. 3840.

27 Постановление Правительства РФ от 14.12.2023 № 2153 «Об ут-

верждении Правил распоряжения находящейся в собственности

Российской Федерации древесиной, которая получена в ходе строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объек-тов»//Тамже. 18.12.2023. № 51. Ст. 9399.

Так, М.В. Фирсов, рассматривая проблематику, связанную с приобретением у Росимущества древесины по документам - без проверки ее фактического качественного и количественного состояния, отмечает, что «несмотря на патовую, на первый взгляд, правовую ситуацию, данная проблема решается в рамках существующего правового поля кардинально и просто: территориальные органы Росимущества принимают волевое решение о заключении договоров приемки и ответственного хранения древесины, при этом такой подход ведет сразу к трем экономически положительным результатам» [6]. Однако, системным указанный подход назвать нельзя, поскольку заключение с территориальным органом Росимущества договора ответственного хранения древесины, полученной при использовании лесов для размещения линейного объекта, является скорее редким исключением, нежели общим правилом, прежде всего поскольку соответствующая обязанность не закреплена в положении о федеральном агентстве28.

Кроме того, ранее в научной литературе рассматривалась также проблематика, связанная с передачей срубленных лесных насаждений собственнику, рассуждения по поводу которой актуальны и на сегодняшний день. В частности, ученые-правоведы справедливо подмечали, что «вопрос же хранения такой древесины, например, в границах лицензионного участка до момента заключения договора купли-продажи древесины и ее вывоза покупателем не определен.». По мнению ученых, в сфере нормативного регулирование требуется «установление требований к хранению древесины, полученной при использовании лесов, в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (условия, сроки, ответственный за хранение); определение дальнейшей судьбы древесины, реализация которой оказалась невозможной. Потребуется, в частности, определить орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный организовывать ее переработку либо уничтожение, предусмотреть условия и механизм ее переработки или уничтожения» [1].

При условии, что древесно-кустарниковая растительность в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог рассматривается в качестве лесных насаждений, можно было бы полагать о наличии по большей части необходимого регулирования для ее сноса, за исключением вопросов, связанных с передачей древесины, получаемой в результате рубки деревьев.

Однако, отраслевое законодательство, а также материалы судебной практики говорят об обратном. В частности, согласно нормам железнодорожного законодательства защитные лесополосы вдоль путей и объектов железнодорожной инфраструктуры входят в состав полосы отвода железных дорог. На уровне Правительства Российской Федерации29 также определено, что соответствующие лесополосы, именуемые: изгороди

28 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имущест-вом»//Тамже. 09.06.2008№ 23 Ст. 2721.

29 Постановление Правительства РФ от 23.11.2017 № 1421 «Об утверждении перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004г. № 504»//Тамже. 04.12.2017. № 49. Ст. 7459.

живые, полосы лесные снегозащитные и полезащитные, насаждения по укреплению берегов рек, насаждения овражно-балочные, насаждения по укреплению почв и защите от водной эрозии, полосы лесные прочие, - являются неотъемлемыми технологическими частями железнодорожных путей общего пользования. Кроме того, требование об обустройстве полос отвода железных дорог защитными лесополосами предусмотрено отраслевыми строительными нормами в сфере отвода территории для железных дорог, в силу которых указанные лесонасаждения выполняют защитные функции и подразделяются на снегозадерживающие, ветрозащитные, пескозащитные, почвоукрепительные, защищающие от водной эрозии, озеленительные и ограждающие30.

Изложенное подтверждает, что рассматриваемая растительность предназначена для защиты железнодорожной инфраструктуры от явлений природного характера, обеспечивает безопасность железнодорожных перевозок, способствует снижению затрат на преодоление тяговых нагрузок подвижного состава от негативного воздействия встречных и боковых ветров и др. В связи с этим рассматриваемые насаждения имеют весьма существенное значения для обеспечения функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и, что важно для определения правил распоряжения ею, -являются неотъемлемой частью такой инфраструктуры.

В сфере законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности функции лесных насаждений имеют схожий функционал и назначение.

Так, в силу автодорожного законодательства земельные участки в границах полосы отвода автодороги и ее элементы (дорожное полотно, покрытие и др.) и дорожные сооружения (защитные, искусственные, производственные объекты, элементы обустройства) входят в состав автодороги. При этом к защитным дорожным сооружениям относятся и защитные лесополосы. Согласно отраслевой дорожной методике по озеленению автодорог31 древесно-кустарниковая растительность в границах придорожных полос выполняет снегозащитные, пескозащитные, шумогазопыле-защитные функции и имеет следующие качественные показатели: ширина полосы не менее 10 м; высота не менее: деревьев 7-8 м, кустарников - 1,5-2 м. Таким образом, назначение лесных насаждений в придорожных полосах прежде всего защитное, а в случае произрастания в границах полосы отвода они также относятся к неотъемлемым технологическим элементам соответствующих автодорог.

Отдельные положения, затрагивающие вопросы сноса данного вида ДКР, закреплены в отраслевом законе и предусматривают, что рубки растительности запрещаются, кроме случаев выполнения работ по содержанию полос отвода и ремонту автодорог .

30 ОСН 3.02.01-97. Отраслевые строительные нормы. «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог». Утв. Указанием МПС России от 24.11.1997 № С-1360у. М.: МПС РФ, 1997.

31 ОДМ 218.011-98. «Автомобильные дороги общего пользования. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог». Утв. Приказом ФДС РФ от 05.11.1998№421. М.: ФДС РФ, 1998.

32 Приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утвержде-

нии Классификации работ по капитальному ремонту, ремон-

ту и содержанию автомобильных дорог» // Российская газета. 05.06.2013. № 119.

Данным положениям корреспондируют требования закона об административной ответственности, предусматривающие соответствующий состав правонарушения за рубку деревьев в полосах отвода, кроме выполнения работ по содержанию полосы отвода и ремонту дорог.

При этом, для целей размещения иных линейных объектов, требующих соблюдения режима их охранных зон посредством вырубки просеки, как показывает судебная практика, данные нормы не применимы. Так, например, Арбитражный суд Поволжского округа33 при рассмотрении дела по вопросу вырубки просеки в защитной лесополосе автодороги в целях соблюдения ширины ЗОУИТ линии электропередач обратил внимание на запрет сноса ДКР в полосе отвода дороги и указал, что «нормы Закона об автомобильных дорогах являются специальными по отношению к нормам лесного и земельного законодательства в части их применения при эксплуатации автомобильных дорог». Кроме того, суд отметил, что указанные лесонасаждения относятся к конструктиву автодороги и обеспечивают ее защиту, безопасность дорожного движения.

С учетом данного подхода, рассматривая ДКР в качестве конструктивных элементов дорог, следует полагать, что снос древесно-кустарниковой растительности, выполняющей функции защиты автомобильных и железных дорог, возможен в рамках работ по их реконструкции, в том числе в связи с прокладкой иных линейных объектов государственного значения на основании соглашения («соглашение о компенсации потерь»), заключаемого застройщиком и владельцем существующей автомобильной или железной дороги на основании закона об автодорожной деятельности (ст. 19), градостроительного закона (ст. 52.2) либо установленных особенностей34 регулирования земельных и градостроительных отношений в связи с размещением приоритетных инфраструктурных проектов (ст. 5).

ВЫВОД

Исследование существующего регулирования, научной литературы и судебной практики, посвященных анализируемым вопросам, показывает наличие

33 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2021 № Ф06-495/2021 по делу № А49-6221/2019. Требование: О признании незаконным действия уполномоченного органа, выразившегося в запрете на выполнение работ по вырубке просек до ширины охранной зоны. Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в согласии на расширение охранной зоны, ссылаясь на запрет вырубки лесных насаждений в границах полос отвода автомобильных дорог. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в данном случае вырубка полностью или частично лесных насаждений недопустима в силу прямого законодательного запрета, оспариваемые действия соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя (документ опубликован не был).

34 Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31. Ст. 5013.

значительного пробела в регулировании правил рубки ДКР, а также противоречия действующих правил использования и сноса ДКР в полосах отвода железных дорог и придорожных полосах автодорог.

На сегодняшний день требуют регламентации случаи осуществления рубок указанных видов растительности, правила оформления соответствующей разрешительной и при необходимости проектной документации, требования к складированию, хранению и передаче полученной древесины собственнику, порядок ее реализации, а также случаи, когда полученная древесина подлежит уничтожению в целях соблюдения пожарной и санитарной безопасности. Кроме того, необходимо определить особенности расчета стоимости сноса указанных насаждений, которая должна учитывать не только ущерб окружающей среде, затраты на посадку и выращивание лесных насаждений, но и полезные функции для сельскохозяйственного производства, экономики и безопасности железнодорожного и автомобильного транспорта. При этом следует заметить, что соблюдение баланса частных и публичных интересов осложняется тем, что соответствующие насаждения могут быть созданы как искусственным, так и естественным путем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявленные нормативные пробелы оказывают прямое негативное влияние экономического характера. В частности, отсутствие административных барьеров в сфере оформления разрешительной документации способствует скорейшей реализации инфраструктурных проектов и наполнению бюджетов за счет налоговых отчислений. В то же время наличие препятствующей производству работ растительности на арендуемых публичных участках создает прецедент судебных споров и несет риски невнесения арендных платежей, учитывая правила встречного исполнения обязательств, которым подчиняются арендные отношения, а также обязанность арендодателя предоставить имущество, соответствующее его назначению и условиям договора.

Изложенное подтверждает необходимость скорейшего восполнения имеющихся пробелов и закрепления не фрагментарных нормативных предписаний, а целостных процедур оформления рубки древесно-кустарнико-вой растительности, произрастающей на землях промышленности, землях сельскохозяйственного назначения, в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, а также гармонизации лесного и отраслевого законодательства в данной части.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакаев В.В., Зуев А.Г., Киржиманов М.Г. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2012. М.: МАКС Пресс, 2013.148 с.

2. Жаркова O.A. Оформление прав на линейные объекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 12. С. 43-55.

3. Лаврентьев А.Р., Тищенко C.B. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства // Экологическое право. 2021. №6. С. 22-25.

4. Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1959. С. 197.

5. Пономарев М.В., Попов В.В., Иутин И.Г. и др. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (постатейный) / под ред. М.В. Пономарева. М.: Юстицинформ, 2010.152 с.

6. Фирсов М.В. Роль Росимущества в совершенствовании административно правовых аспектов распоряжения древесиной // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 42-46.

7. Шуплецова Ю.И. Особенности правового регулирования использования лесов на землях различных категорий // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 120-133.

REFERENCES

1. Bakaev V.V., Zuev A.G., Kirzhimanov M.G. et al. Control and supervisory activities in the Russian Federation. Analytical report 2012. Moscow: MAKS Press, 2013.148 p.

2. Zharkova O.A. Registration of rights to linear objects. Property Relations in the Russian Federation. 2019. No. 12. Pp. 43-45. (In Rus.)

3. LavrentievA.R., Tishchenko S.V. Forests located on agricultural lands: Problems of implementing legislative innovations. Environmental Law. 2021. No. 6. Pp. 22-25. (In Rus.)

4. Polyanskaya G.N. The right of state ownership of forests in the USSR. Moscow, 1959. P. 197.

5. Ponomarev M.V., Popov V.V., Iutin I.G. et al. Commentary to Federal Law No. 4-FZ of January 10, 1996 "On land reclamation" (article by article). M.V. Ponomarev (ed.). Moscow: Justicinform, 2010.152 p.

6. Firsov M.V. The role of the Federal Property Management Agency in improving the administrative and legal aspects of wood disposal. Administrative Law and Process. 2021. No. 5. Pp. 42-46. (In Rus.)

7. Shupletsova Yu.I. Features of legal regulation of the use of forests on lands of various categories. Journal of Russian Law. 2020. No. 9. Pp. 120-133. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 82,86%

Рецензент: Выпханова Г.В., доктор юридических наук; профессор, кафедра экологического и природоресурсного права; Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Статья поступила в редакцию 27.09.2024, принята к публикации 21.10.2024 The article was received on 27.09.2024, accepted for publication 21.10.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сизинцев Павел Владимирович, аспирант, кафедра экологического и природоресурсного права; Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГЮА); г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 1269519; SPIN-код: 9628-8323; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Pavel V. Sizintsev, postgraduate student, Department of Environmental and Natural Resources Law; Kutafin Moscow State Law University (MSAL); Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 1269519; SPIN-code: 96288323; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.