УДК 378
Отаршинов валерий николаевич
Череповецкий государственный университет [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИООЛЕДОВАТЕЛЬОКОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье проведен анализ распределения времени профессорско-преподавательского состава в процессе педагогической деятельности. Проанализированы проблемные вопросы планирования, представлены возможные пути решения проблемных вопросов организации учебной и научно-исследовательской работы студентов. Ключевые слова: нагрузка преподавателя, научная деятельность студентов.
В настоящее время изучение проблем высшей школы принимает более глубокий и системный характер. Ведутся поиски наиболее рациональных форм и методов обучения, расширяется внедрение в учебный процесс активных технологий овладения знаниями.
Для рационального распределения времени преподавателя и обеспечения оптимального выполнения большого и сложного комплекса работ в общей системе организации деятельности существенную роль играет четкое планирование, разработка соответствующей документации и распределение времени на учебный год по видам деятельности.
Основным документом, в котором планируется и учитывается работа преподавателя, является его индивидуальный план. При разработке индивидуального плана возникают различные трудности. Во-первых, необходимо определить вид деятельности преподавателя, подлежащий учету. Во-вторых, нужны объективные нормы расхода времени на различные виды деятельности. Основная трудность в данном случае состоит в установлении расчетных норм времени на не регламентируемые и трудно контролируемые виды деятельности.
В результате проведенного нами анализа статистического материала, полученного на примере военного вуза, данные по средней годовой загруженности преподавателей по разным видам деятельности представлены на рисунке 1.
Общая годовая нагрузка у всех категорий профессорско-преподавательского состава военного вуза практически одинакова. Она составляет около
8 часов в день, считая, что учебный год включает 46 недель. При этом следует иметь в виду, что индивидуальный план не включает некоторые виды деятельности, которые дополнительно требуют значительного времени. Как показано на рисунке 1, 45% времени занимает учебная деятельность, 16% - методическая деятельность, 33% - личная подготовка, 6% - научно-исследовательская деятельность.
На рисунке 2 представлено распределение времени для работников университета, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, в пределах которого преподавателями выполняется учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, и воспитательная работа, планируемая в часах.
На основе проведенного анализа видно, что наибольшее время в нагрузке уделяется учебной и методической работе.
Рассматривая распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава вузов, видно, что на научно-исследовательскую деятельность уделяется 6-15% всего бюджета времени. В свою очередь эти же 6-15% подразделяются на индивидуальную и кафедральную научную деятельность (написание учебных пособий, подготовка монографий, статей, рецензии и участие в НИР кафедры, вуза или заказных и др. виды деятельности). В итоге на научную работу со студентами у преподавателя остается еще меньше времени. В связи с этим перед вузами становится актуальный вопрос по подготовке студентов к научно-исследовательской
Научно-исследовательская
Методическая
Рис. 1. Диаграмма распределения загруженности профессорско-преподавательского состава по видам деятельности в военном вузе
Методическая
Рис. 2. Диаграмма распределения загруженности профессорско-преподавательского состава по видам деятельности в гражданском вузе
© Старшинов В.Н., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014
209
и проектной деятельности и формированию профессиональных компетенций.
Организация научно-исследовательской работы студентов во многом зависит от преподавателя в его компетенции, желании и возможности работать.
В процессе реализации программ подготовки специалистов, в соответствии с требованиями ФГОС 3 поколения, выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в проектной и научно-исследовательской деятельности.
В соответствии с разработанными положениями в вузах об организации НИРС, научно-исследовательская работа подразделяется: на НИРС в учебное время, и НИРС во внеучебное время.
В процессе изучение проблем научно-исследовательской и проектной деятельности студентов вуза было изучено более 200 отзывов от выпускников за период с 2008-2013 года, произведен устный и письменный опрос преподавателей вузов - 80 человек, студентов - 350 человек.
В процессе изучения отзывов было уделено внимание следующим видам деятельности, которыми должен обладать выпускник: организационно-управленческая; проектно-конструкторская; научно-исследовательская; производственно-технологическая; эксплуатационная.
Изученный материал по данным поступивших отзывов показывает, что общими недостатками в служебной деятельности выпускников являются: недостаточные навыки самостоятельной работы (27,28%), слабое знание руководящих документов (50%), недостаточные практические навыки при работе на штатной технике (аппаратуре) и обслуживанию (36,36%), недостаточный уровень методических навыков (36,36%).
Важнейшим элементом формирования соответствующих компетенций будущего специалиста является активное участие в научно-исследовательской деятельности. Именно в рамках самостоятельной (под руководством преподавателя) научно-исследовательской работы возникает положительная мотивация сту-
дента на достижение реальных результатов, создается основа для формирования системы знании, умении и навыков.
Особую актуальность решению проблемы индивидуализации процесса подготовки выпускников с высшим образованием придает обостряющаяся конкуренция на рынке труда, те особенности современной профессиональной деятельности, которые диктуют необходимость постоянного самообучения, повышения квалификации, совершенствования полученных в вузе компетенций.
На рисунке 3 представлены основные формы участия студентов в научно- исследовательской деятельности.
Повышение процента участия студентов происходит на старших курсах, данный факт связан с тем, что студенты вынуждены заниматься исследованиями, после определения темы выпускной квалификационной работы.
Основная проблема вовлечения студентов на младших курсах связана с рядом проблемных вопросов: слабый школьный уровень подготовки, низкая мотивация студентов и преподавателей, загруженность, отсутствие навыков самостоятельного анализа материала, отсутствие баз данных о проводимых ранее исследованиях.
Проблема активизации научно-исследовательской работы студентов, прежде всего, связана с правильностью выбора формы исследовательской деятельности, а задача преподавателя - грамотно сопоставлять возможности и интересы студентов с требованиями учебного плана. Решение задачи возможно лишь в том случае, если студенты проявят заинтересованность и активность, и, соответственно, будет реализация проведенного исследования. Мотивация студентов, прежде всего, закладывается преподавателем в ходе лекций, групповых и практических занятий, включающая в себя развитие, расширение и обновление знаний. Теоретические знания студенты получают из научной литературы. Профессиональные знания и на-
45-1 403530 25201510 50
%
35
12 —д
42
30
15
Написание Участие в Участие в Участие в Участие в Написание виды НР рефератов кружке НИР конференции олимпиаде статьи
□ Вид НД
Рис. 3. Основные виды участия студентов в НИД
5
выки студентов формируются путем подготовки к занятиям, участия в научно-исследовательской и проектной деятельности. Основную роль играет самостоятельность студентов в процессе подборки и анализе информации. В процессе проведенного исследования установлено, что 70% студентов имеют низкий уровень компетентности в научно-исследовательской деятельности, а 30 % - средний уровень. Высокий уровень характеризуется интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности и пониманием ее значимости. Средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности. Низкий уровень характеризуется слабым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить исследование.
В процессе подготовки квалифицированного специалиста необходимо уделить внимание задачам, целям и понятиям научной деятельности, которые стоят перед вузом, в каких направлениях производятся исследование. По итогам проделанной работы студенты будут наделены необходимым объемом знаний и компетенций, которые в дальнейшем помогут им для развития самостоятельных навыков для научного поиска.
На основе анализа вытекающих проблемных вопросов можно сделать вывод, что необходимо более качественно подходить к планированию и организации научно-исследовательской работы студентов. Задача любого вуза заключается в повышении уровня подготовки качества специалиста.
В процессе реализации программ подготовки ФГОС ВПО 3 поколения возникает необходимость пересмотра процесса формирования и привития научно-исследовательских и проектных компетенций выпускникам.
Один из возможных вариантов решения проблемы может быть реализован через вовлечение студентов в НИД по средствам интеграции учебной и научно-исследовательской работы.
Проведенный анализ исследований по проблеме интеграции позволяет сделать заключение о том, что в выполненных работах рассматриваются проблемы межпредметных связей в основном внутри одной или между двумя учебными предметами. Чаще всего за основу реализации межпредметных связей берутся единичные элементы системы научных знаний: факты, явления, процессы, понятия и законы. Практически нет работ, в которых исследовалась бы методика реализации межпредметных связей предметов естественного цикла на основе обобщающего элемента естественнонаучных знаний.
Однако для выявления и успешного функционирования внутрипредметных, межпредметных интеграционных связей необходимо не только
определять последовательность передачи учебной информации, а также формулировать цели обучения по этапам в виде умений, знаний и навыков. Необходимо сделать научно-обоснованный отбор содержания учебного материала с учетом специализации; продумывать систему методов, способов и средств, соответствующих каждому этапу обучения, и учитывать такие факторы, как уровень развития познавательного интереса, условия обучения и множество других факторов, влияющих на качество подготовки. Это означает, что применение внутрипредметных, межпредметных связей в реальном учебном процессе зависит от многих факторов, без учета которых нельзя строить процесс обучения на интеграционной основе.
Таким образом, проблема исследования состоит в решении задач интеграции учебной и научно-исследовательской работы в области внутрипред-метных, межпредметных, и межцикловых связей учебных дисциплин при подготовке квалифицированного специалиста. При этом необходимо учитывать множество факторов, влияющих на качество подготовки специалиста, а также провести оценку эффективности всех действий, направленных на развитие профессиональных компетенций при подготовке студентов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии противоречия между приобретенными студентами за период обучения в вузе и зафиксированными в реальности знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна их успешная профессиональная деятельность.
Данное противоречие обостряется стремительным развитием наукоемких технологий, которые предъявляют возросшие требования к специалистам и к содержанию их подготовки. В этих условиях студенту приходится одновременно быть воспитанным и компетентным управленцем, технологом, программистом, инженером-исследователем, наладчиком специальной аппаратуры, конструктором. Подготовить такого специалиста непросто.
Во-первых, он должен обладать разным сочетанием знаний, умений и навыков, а также набором компетенций, позволяющих ему реализовать результаты своего труда.
Во-вторых, необходимо выявить состояние проблемы интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке специалистов.
В-третьих, необходимо определить методологические подходы в интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке студентов.
В-четвертых, разработать и обосновать модель формирования готовности к научно-исследовательской работе студентов и разработать рекомендации по повышению эффективности интеграции
учебной и научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке специалистов.
В виду сложности и многоплановости вытекающих задач, принципиальным является положение о том, что созрела необходимость создания конкретных проектов подготовки студентов на основе проведенных исследований, а также объединения усилий специалистов как гуманитарного, так и технического профилей в совместном поиске резервов повышения качества подготовки выпускников.
Библиографический список
1. Клейман И.С., Ладейщикова Л.Н., Кя-шин Ю.И., Тиунов В.В. Развитие научного творчества студентов в процессе профессионально-направленной целевой фундаментальной подготовки // Развитие творческой активности сту-
дентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. - М.: МГУ, 1990. - С. 98-107.
2. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений ВПО РФ. Министерство образования и науки РФ Москва 2012г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/новости/2775/ файл/1265/12.10.31-Мониторинг_Результаты.pdf (дата обращения 20.10.2014)
3. Подготовка научных кадров и формирование научно- исследовательских компетенций / под ред. д.и.н. М.В. Новикова. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. -211 с.
4. Тюлю Г.М., Неробова В.А. Исследование систем управления: учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ, 2013. - 252 с.
УДК 78.01
заболотная людмила ивановна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста
Обоснованы педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста, выявлена специфика понимания музыкального произведения на основе герменевтического похода. Представлена музыкально-педагогическая проекция феномена «интерпретация» применительно к процессу обучения в музыкально-исполнительском классе. Проанализирована система общепедагогических и специальных принципов, обеспечивающих целостность понимания музыкального текста исполнителем.
Ключевые слова: герменевтический подход, музыкальный текст, интерпретация, общепедагогические и специальные принципы.
Обращение к проблеме интерпретации музыкального текста всегда было актуально для музыкальной педагогики и теории исполнительства. Попытки найти методы, помогающие расшифровать смысл, заключенный в музыкальных звуках и реализовать интерпрета-торские мысли и идеи в музыкально-исполнительской деятельности требуют для нового прочтения музыкального текста не только традиционных музыкально-педагогических и исполнительских ориентиров. Сегодня актуально рассмотрение возможностей герменевтики, науки, задача которой - понимание, интерпретация текстов, знаковых систем, символов. Герменевтический подход включает такой набор методов, процедур и правил, которые способствуют логико-познавательному и иррациональному истолкованию (постижению) и пониманию смысла музыкального текста.
Поэтому поиск педагогических путей для достижения точного прочтения авторского текста и понимания музыкального произведения во всей его содержательно-смысловой полноте целесообразно осуществлять в контексте герменевтического подхода, способного обеспечить целостность понимания музыкального текста «как целостности субъективной и объективной информации, содер-
жащейся в нотном тексте» [8, с. 18], а также позволяющего расширить диапазон познания исполнителем музыкально-художественной информации, заложенной в композиторском тексте, реализовать идеи и творческие замыслы интерпретатора.
Значение термина «интерпретация» определяется в словарях как «толкование», «разъяснение», «раскрытие смысла». Применительно к гуманитарным наукам это понятие используется для обозначения процедуры интерпретации художественного произведения, смысл которого заложен в тексте. Иными словами, раскрытие содержания текста, освоение его смысловой, идейно-эстетической и эмоциональной информации путем воссоздания авторского видения и познания действительности есть интерпретация текста [11].
Правилами истолкования текстов, представлениями о понимании и интерпретации занимается наиболее обстоятельно специальная философская дисциплина - герменевтика. Важно отметить, что герменевтический подход к интерпретации складывается с позиций рационально-логических и иррациональных начал, которые сводятся, с одной стороны, к логико-грамматическому анализу текста, а с другой - к психологическому исследованию мотиваций автора и выявлению субъективного
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014
© Заболотная Л.И., 2014