УДК -377
А.В. Кандаурова Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина
ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ (по материалам диссертационных исследований)
В статье анализируются современные диссертационные исследования по гуманитарным научным дисциплинам, проблематика которых обусловлена социальными изменениями действительности, оказывающими влияние на педагогическую деятельность. В результате проведенного анализа научных исследований определяются ведущие тенденции в исследованиях, что позволяет выделить проблемные поля в современном социальном взаимодействии в педагогической деятельности. Определение тенденций научных исследований и проблемных полей в практике организации современного социального взаимодействия в педагогической деятельности актуально для системы дополнительного профессионального образования и является основой построения концепции подготовки педагогов к социальному взаимодействию на современном этапе. Ключевые слова: социальное взаимодействие, педагогическая деятельность, социальные изменения, проблемные поля.
Социальные изменения, масштабность, динамичность и скорость которых оказывает влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности, наиболее деструктивными оказываются для системы образования. Данное положение подтверждается несколькими аргументами. Во-первых, образование как социальный институт традиционно характеризуется определенной консервативностью к любого рода изменениям, что, с одной стороны, позволяет ему сохранять традиции, но с другой - проявлять очевидное отставание от развития социально-экономического и научно-технологического секторов. Во-вторых, социальное взаимодействие как система человеческих отношений, связей, лежащее в основе функционирования социального института - образования, в наибольшей степени испытывает деструктивное влияние от происходящих социальных изменений. В-третьих, поскольку миссия образования заключается в подготовке следующего поколения к плодотворной жизни в обществе, в обеспечении ему успешной социализации, в демонстрации модели социальной жизни, постольку сила трансформаций, деструкций, обусловленных динамичными и перманентными социальными изменениями российской действительности, ослабляет профессиональное кредо образования.
Итак, если в основании педагогической деятельности лежит социальное взаимодействие (связь, отношения, совместная деятельность всех субъектов образования, определяемые ценностями, целями, потребностями), то именно социальное взаимодействие оказывается наиболее уязвимо влиянию социальных изменений. При этом, под социальными изменениями, интегрируя классические определения, мы понимаем необратимые изменения состояния (компонентов, функций, др.) системы (социальной организации, общности, социального института, др.) в течение некоторого времени. Так, в Российской социологической энциклопедии социальное изменение определяется как «переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения» [1]. Э. Хоули под социальными изменениями понимает любую необратимую перемену социальной системы, рассматриваемую как целостность [2]. Г. И. Козырев под социальными изменениями понимает происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образах мышления и образцах поведения [3]. Л. Н. Москвичев пишет, что «...социальные изменения обозначают различные социальные перемены, происходящие в
течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе» [4, С.606].
Изменения в обществе, социальные изменения, изменения социального взаимодействия характерны не только для нашего времени, они, по выражению П. Штомпки, «отражают одно из основных свойств природы вообще, являясь отражением и выражением вечного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего» [2, С. 274]. В своих работах П. Штомпка приводит несколько определений социального изменения, трактуя понятие социального изменения как «различие между состоянием социальной системы в определенный момент и состоянием той же самой системы в другой момент, на другом отрезке времени» [2, С.445].
Таким образом, изменение социальной системы может характеризоваться изменением структуры взаимодействия компонентов, изменением ценностей, норм, функций. Очевидно, что изменения в социальном взаимодействии в профессиональных отношениях и в повседневной жизни являются следствием и показателем нарастающих социальных изменений.
Закономерным показателем происходящих изменений является показатель неопределенности, вызывающий напряженность в любой социальной системе (обществе, организации, институте). Независимо от характера и направления социальных изменений, в обществе под воздействием изменений нарастает напряженность на фоне противоречия между новой и старой социальными системами, меняется привычная система социальных взаимодействий. Именно данная позиция объясняет высокую актуальность исследовательского внимания к педагогической деятельности, ее структуре и ее специфике на современном этапе, подтверждающую необходимость решения возникающих проблем для педагогической науки и практики. Так, в педагогических исследованиях последних лет, посвященных изучению различных аспектов социального взаимодействия в педагогической деятельности, прослеживается тенденция зависимости возникающих проблем от происходящих социальных изменений. Одним из важнейших путей решения таких проблем и развития современного образования в целом большинство ученых называют подготовку педагога нового типа, готового эффективно работать в новых социальных условиях (E. H. Глубокова, В. И. Горовая, А. Ю. Козырева, Е. В. Пискунова, Л. С. Подымова, Н. Н. Суртаева и др.).
Остановимся на анализе педагогических исследований последнего десятилетия с целью выявления проблемных полей социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленных влиянием социальных изменений.
Значительная доля педагогических исследований посвящена проблеме формирования и развития навыков социального взаимодействия субъектов образования (обучающихся, студентов, педагогов). М.В. Гуковская (2008) проводит исследование по проблеме формирования компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза. Е.В. Харитонова (2011) изучает возможности формирования опыта социального взаимодействия подростка в учреждении дополнительного образования детей; Гайнутдино-ва И.Р. (2010) - формирование готовности старшеклассников к социальному взаимодействию как условие их успешной социализации.
Л.Г. Осипова (2007), А.С. Молчанов (2001) посвящают свои исследования построению системы взаимодействия учащихся с окружающим миром и людьми посредством освоения новых технологий коммуникации, обусловленных коренными изменениями в современном обществе и образовании, связанных с информатизацией. Развитие активного общения людей посредством телекоммуникационных средств с помощью компьютера становится явлением социальным и представляет собой активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством, накопленным обществом. Процесс социализации учащихся должен обеспечить готовность жить и работать в качественно новой информационной среде. Так, Л.Г. Осипова целью своего исследования ставит выявить и обосновать педагогические условия формирования опыта социального взаимодействия подростков в школьной
информационной образовательной среде. Цель исследования А.С. Молчанова состоит в том, чтобы на основе анализа педагогических инноваций разработать педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования и спроектировать модели их применения в профессиональной подготовке студентов.
Социальная потребность в открытом образовании возникла как следствие масштабных социальных изменений, детерминированных глобализацией, интенсивным развитием экономики, промышленности, техники и науки. Именно открытое образование способно преодолеть разрыв между существующей образовательной системой и рынком труда, считает И.Н. Любин (2006). Цель данного исследования заключается в выявлении влияния процессов открытого социального взаимодействия профессионально-педагогического колледжа с потребителями образовательных услуг на качество подготовки кадров, а также разработки модели управления открытым социальным взаимодействием субъектов образовательной деятельности. «Именно в силу широкого социального взаимодействия с социумом система среднего профессионального образования приобретает способность прогнозировать и учитывать перемены в экономике, отражать изменения в технологии и управлении производством, предоставлять возможность профессионального развития», - пишет автор [5].
Проблемы современного образования, инициированные социальными изменениями, выступают предметом исследования не только педагогики, но и других гуманитарных наук - философии, социологии. Так, А.Ю. Наумова (2013) в своей диссертации «Взаимосвязь ценностной динамики международной интеграции систем образования и социокультурных изменений российского образования» ключевой проблемой видит, что нарастающее взаимодействие разных стран в процессах глобализации ставит ряд проблем интеграции их систем образования, поскольку образование является ключевым фактором формирования личности. Автор анализирует проблемы международных аспектов образовательных реформ в их аксиологическом измерении (соотношения глобального и национального компонентов в образовательных программах; представленности аксиологической основы отечественных и инокультурных традиций в современном образовании; путей и степени социализации личности, подготовленной по разным программам в отличающихся моделях образования и др.). Праксиологическое значение процессов международной интеграции систем образования в работе раскрывается через понятие социального взаимодействия. Анализ аксиологической динамики международной интеграции вскрывает широкий спектр ценностных установок субъектов образования, выделяет разные формы интеграции - оптимальную (созидательно-гармонизирующую) и неоптимальную (в виде манипулятивной, экспансивной интеграции, псевдоинтеграции и даже дезинтеграции предыдущих связей).
Аксиологический аспект социального взаимодействия в педагогической деятельности под влиянием изменений анализирует также Е.Н. Кузнецова (2013) в своем исследовании «Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия». Автор доказывает актуальность своей работы на основе противоречия между современными условиями развития общества, ориентированного на мультикультурность, планетарную глобальную интеграцию в единую целостность, расширение информационного пространства и преобладание интерактивного виртуального общения над реальным, и необходимостью продуктивного существования общественных связей и отношений, основанных на гуманности, толерантном сознании, взаимопонимании, сотрудничестве, диалоге культур, потребности в мирном сосуществовании в поликультурном пространстве и собственном культурном самоопределении в нем. Решение данного противоречия исследователь видит в обращении к Человеку как аксиологической доминанте социального взаимодействия на фоне постоянно возрастающей необходимости в педагогическом обеспечении оптимизации взаимодействия между участниками образовательного процесса.
И.И. Калина (2012) в своей докторской диссертации рассматривает проблему ценностей современной педагогической деятельности, детерминированной социальными измене-
ниями (модернизацией образования) - «Аксиологические основания модернизации педагогического образования». Концептуальным основанием развития современного российского образования на фоне происходящих социальных изменений посвящена докторская диссертация В.И. Гама (2009): «Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании».
Происходящие в современной России социальные процессы, такие как миграция, социальная стратификация, интеграция, инклюзия, безусловно, оказывают влияние на характер социального взаимодействия в педагогической деятельности, что находит отражение в направлениях диссертационных исследований. Социальный портрет современного школьника, современной семьи значительно изменился, состав категорий субъектов образования стал шире, что предъявляет новые требования к организации социального взаимодействия с педагогом.
М.В. Дюжакова (2009) в исследовании на соискание степени доктора педагогических наук по теме «Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов» подчеркивает, что на современном этапе «развития страны в контексте расширяющихся миграционных процессов, возникает объективная потребность в новых подходах, моделях, сценариях подготовки отечественных педагогов к профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности — в ситуации возникновения непрогнозируемых проблем, связанных с развитием миграционных процессов» [6].
А.В. Смирнова (2013) в работе «Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей» доказывает необходимость профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к взаимодействию с современной семьей, обусловленную трансформацией российского общества, ростом числа детей, не получающих должного воспитания и развития в семье.
И.В. Кощиенко (2012) также разрабатывает педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей, считая, что на современном этапе социальное взаимодействие семьи и образовательной организации требует переосмысления и развития идей участия родителей в жизни образовательной организации.
Изменение характера субъектов социального взаимодействия в педагогической деятельности по причине социальных изменений требует новых сценариев подготовки педагогов к работе с новыми категориями детей и родителей. В работе Б.В. Белявского (2012) «Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности» доказывается, что социальные изменения привели к деструкции социального взаимодействия различных категорий детей, и прежде всего наиболее социально незащищенных, к каковым относятся дети с умственной отсталостью. Автор пишет, что «процесс социального взаимодействия является приоритетным в ходе социализации индивида и рассматривается в отечественной и зарубежной философии, психологии и педагогике как основное условие усвоения индивидом социально-культурного опыта, предполагающее овладение человеком трудовыми навыками, знаниями, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, традициями, накапливаемыми и передаваемыми от поколения к поколению» [7]. Однако выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к такому взаимодействию не готовы, что требует разработки педагогической технологии, направленной на обучение социальному взаимодействию детей с нарушением интеллекта в процессе школьного обучения.
Поскольку именно педагог проводит и реализует все изменения в свою профессионально-педагогическую деятельность, в том числе и в социальное взаимодействие, значительное число современных исследований посвящено изменениям профессиональных функций самого педагога.
И.Н. Смирнов в работе «Проектное обучение как фактор системных изменений профессионально-педагогической деятельности» (2012) пишет: «Сфера образования испытыва-
ет потребность в педагоге-профессионале, способном проектировать ситуации развития своих учеников средствами своей профессии и осуществлять системные изменения профессионально-педагогической деятельности» [8]. Социокультурную обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя изучает Е.В. Писку-нова (2005); С.М. Ефименко разрабатывает педагогические условия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора (2011); С.И. По-здеева презентует Концепцию развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе (2005); А.М. Кириченко рассматривает особенности профессиональной самореализации учителя в условиях трансформирующегося российского общества (2005); Е.А. Верещагина осуществляет социологическое исследование по теме «Педагоги общеобразовательных школ как социально-профессиональная группа в условиях модернизации социального института образования» (2011).
Таким образом, проведенный анализ выборки диссертационных исследований позволяет очертить проблемные поля социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленные изменениями современного этапа в первом приближении.
В первую очередь, к проблемам современного социального взаимодействия в педагогической деятельности относятся изменения самих субъектов социального взаимодействия (детей, родителей, семей, педагогов, социальных партнеров, др.). Эти изменения вызваны различного характера социальными изменениями: социальной стратификацией, миграционными процессами, демографическими особенностями российского общества и т.д. В числе контингента обучающихся растет число детей-мигрантов, детей с ОВЗ, детей девиантного поведения, что требует от педагога освоения новых социальных ролей, и реализации новых сценариев социального взаимодействия.
Выявленное проблемное поле созвучно одному из четырех глобальных вызовов российскому образованию, выделенных группой экспертов «Новая школа», работающих по поручению Правительства Российской Федерации над уточнением Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (Стратегии-2020) [9]. Первый вызов, по мнению экспертов, связан с эрозией модели взросления, которая требует переоформления отношений школы и семьи, создания специальных инструментов социального взаимодействия с семьями по причине изменения самих семей.
Вторым проблемным полем следует назвать изменение в целях и ценностях социального взаимодействия в педагогической деятельности под влиянием социальных изменений. Именно данному полю проблем посвящены исследования аксиологических аспектов социального взаимодействия в педагогической деятельности, проблем интеграции образования на фоне глобализации мира, роли образования в реализации изменений. Совокупность названных проблем экспертами определена как второй глобальный вызов образованию - утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию. В качестве решений данной группы проблем исследователями предлагается модернизация содержания образования, расширение границ формального образования за счет интеграции неформального, информального, активного взаимодействия с другими социальными институтами, когда школа выполняет функцию координатора образования и социализации с использованием ресурсов всех других социальных институтов.
Третьим проблемным полем социального взаимодействия в педагогической деятельности следует назвать совокупность проблем, связанных с расширением функций педагога, изменением его социальных функций, статусов, ролей на фоне системных изменений педагогической деятельности. И, соответственно, третий вызов российскому образованию, по мнению группы экспертов под названием «Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов», связан с усилением культурной неоднородности российского общества, социальной, культурной интеграцией, глобализацией мирового сообщества, что, безусловно, требует специального подготовки педагогических кадров.
Наконец, проблемным полем современного социального взаимодействия в педагогической деятельности следует назвать изменения условий и ситуации социального взаимодействия, обусловленных стремительным развитием науки, техники. «Становлением нового технологического уклада» называют четвертый вызов образованию эксперты. Современная жизнь требует нового уровня технологической компетентности, которая может быть сформирована только в высокотехнологической информационно-образовательной среде.
Таким образом, мы выделяем четыре основных проблемных поля социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленных социальными изменениями -изменениями субъектов; изменениями целей и ценностей социального взаимодействия; изменениями функций, статусов, ролей педагога; изменениями условий и ситуации социального взаимодействия в педагогической деятельности. Выделенные проблемные поля социального взаимодействия в педагогической деятельности на современном этапе согласовываются с глобальными вызовами образованию по материалам экспертной группы, а также соответствуют структурным компонентам социального взаимодействия, что позволяет сделать вывод о достоверности результатов проведенного анализа. Выявленные проблемные поля можно рассматривать как тенденции изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности. В свою очередь, тенденции изменений социального взаимодействия могут служить основанием для разработки концепции подготовки педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Подготовка педагогов к организации измененного социального взаимодействия в педагогической деятельности является актуальной задачей современной педагогической практики. Педагог на современном этапе должен уметь организовать социальное взаимодействие с различными категориями детей, родителей, социальных партнеров, владеть техниками и технологиями конструктивного межкультурного взаимодействия, информационными технологиями, чтобы обеспечить оптимальный процесс обучения, воспитания и социализации нового поколения в постоянно меняющемся мире.
Библиографический список
1. Российская социологическая энциклопедия, общ. ред. Г.В. Осипова. - М. : Норма-Инфра-М, 1998. -
672 с.
2. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка - пер, с англ, под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с
3. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии / Г.И. Козырев. - М. : Форум, Инфра-М, 2008. - 240
с.
4. Осипов, Г.В. Социология. Основы общей теории. / Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. и др. -Москва, Норма, 2008. - 912c.
5. Любин, И.Н. Управление открытым социальным взаимодействием как фактор качества образования в системе среднего профессионального образования : дисс. ... канд. пед. наук / И.Н. Любин. - Чита, 2006. - 186 с.
6. Дюжакова, М.В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов : дисс. докт. пед. наук / М.В. Дюжакова. - СПб, 2009. - 433 с.
7. Белявский, Б.В. Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности : дисс. ... канд. пед. наук / Б.В. Белявский - Екатеринбург, 2012. - 163 с.
8. Смирнова, И.Н. Проектное обучение как фактор системных изменений профессионально-педагогической деятельности : дисс. ... канд. пед. наук / - Ставрополь, 2012. - 225 с.
9. Группа экспертов «Новая школа»: Какой из сценариев развития российской системы образования наиболее желателен? Обсуждаем вместе! [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ug.ru/insight/120
A.V. Kandaurova
Tarski branch of Omsk State Agrarian University. P.A. Stolypin PROBLEM FIELDS OF SOCIAL INTERACTION IN TEACHING ACTIVITIES,
DUE TO SOCIAL CHANGE (Based on dissertation research)
The article analyzes the current doctoral research on humanitarian disciplines, problems which are caused by social changes actually influencing the teaching career. The analysis highlighted the leading research trends in the research, which enables us to problem fields in modern social interaction in educational activities. Identification of trends research and problem fields in the practice of modern organization of social interaction in educational activities relevant to the system of additional professional education and is the basis for the construction of the concept of training teachers for social interaction at the present stage.
Key words: social interaction, educational activities, social change, problem fields.
References
1. Rossijskaja sociologicheskaja jenciklopedija [The Russian sociological encyclopedia]; Society. ed. G.V. Osipova. - Moscow, 1998. - 672 p.
2. Shtompka P. Sociologija social'nyh izmenenij [Sociology of social change]. - Translated from English, ed. V.A. Poisons. - Moscow, 1996. - 416 p.
3. Kozyrev G.I. Osnovy sociologii ipolitologii [Principles of Sociology and Political Science]. Moscow, 2008. -
240 p.
4. Osipov G.V., Moskvichev L.N., Kabyscha A.V. Sociologija. Osnovy obshhej teorii [Sociology. The general theory]. Moscow, 2008. - 912c.
5. Lubin I.N. Upravlenie otkrytym social'nym vzaimodejstviem kak faktor kachestva obrazovanija v sisteme srednegoprofessional'nogo obrazovanija: Diss. ... cand. ped. nauk [Management of open social interaction as a factor in the quality of education in secondary vocational education]. Chita, 2006. - 186 p.
6. Dyuzhakova M.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v uslovijah razvitija migracionnyh processov: Dis. doct.. ped. nauk [Teacher education in terms of migration processes]. St. Petersburg, 2009. - 433 p.
7. Bielawski B.V. Obuchenie detej s narusheniem intellekta social'nomu vzaimodejstviju v processe modeliruemojpedagogom dejatel'nosti: Diss. ... cand. ped. nauk [Education of children with intellectual disabilities in the process of social interaction modeled teacher activities]. Ekaterinburg, 2012. - 163 p.
8. Smirnova I.N. Proektnoe obuchenie kak faktor sistemnyh izmenenij professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti : Diss. ... cand. ped. nauk [Project-based learning as a factor in systemic change professional-pedagogical activity]. Stavropol, 2012. - 225 p.
9. Gruppa jekspertov «Novaja shkola»: Kakoj iz scenariev razvitija rossijskoj sistemy obrazovanija naibolee zhelatelen? Obsuzhdaem vmeste! [The Expert Group "New School": Which of the scenarios of the Russian education system is more desirable? Discuss together!] [Electronic resource] - Mode of access: http://www.ug.ru/insight/120
Автор статьи - Анна Валерьевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
С.В. Кривых, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
Н.Г. Милованова, доктор педагогических наук, профессор, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.