каза МФ РФ от 06.04.2015 № 57н) [Электронный ресурс]: некоммерческая интернет-версия Консультант-Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=179199&dst=0&mb=L АШ&а№=ЬАШ&ВА8ЕШБЕ=2018038487°/<М408120101 7&80КТТУРЕ=0&1М=214990.1798725274&8ЕМ='^& рМ&5=%7с365&84=%7с1505&9=Ь%2с%е£е1°/' 3/2010.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп., в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ) [Электронный ресурс]: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consul tant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=200929&dst=42 9 4967295&req=doc&rnd=214990.268469663.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.
Холкин Анатолий Владимирович, кандидат экон. наук, доцент, Вятский ГАУ, [email protected]; Беспятых Александр Васильевич, канд. экон. наук, доцент, Вятский ГАУ, [email protected].
RF ot 06.04.2015 № 57n) [Ehlektronnyj resurs]: nekom-mercheskaya internet-versiya Konsul'tantPlyus. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n= 179199&dst=0&mb=LAW&div=LAW &BASENODE=2018038487%2d4081201017&SORTTYPE =0&rnd=214990.179 8725274&SEM=%2d&opt= 1&5=%7c 365&84=%7c 1505 &9=b%2c%ef%e 1%f3%2010.
13. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (s izm. i dop., v red. Federal'nogo zakona ot 03.07.2016 № 249-FZ) [Ehlektronnyj resurs]: nekommercheskaya internet-versiya Konsul'tantPlyus. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=200929&dst=4294967 295&req=doc&rnd=214990.268469663.
14. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vse-narodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zakono-datel'stva RF, 04.08.2014, № 31.
Kholkin Anatolii Vladimirovich, Candidate of Economics, Assistant Professor, Vyatka SAU, [email protected]; Bespyatyh Alexsander Vasilievich, Candidate of Economics, Assistant Professor, Vyatka SAU, [email protected].
Статья поступила в редакцию 30 марта 2016 г.
УДК 378 ГРНТИ 14.37.27
А.В. Кандаурова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальные изменения, происходящие сегодня в мире и оказывающие влияние на все сферы человеческой деятельности, представляют актуальную исследовательскую проблему. Она заключается не столько в распознавании и реагировании на происходящие изменения, сколько в подготовке человека к перманентным изменениям в его жизни. Действительно, человек, оказавшись в сети постоянных изменений, находится в состоянии неопределенности, ситуации риска, что вызывает напряженность, снижение эмоционального фона и работоспособности. В современном гуманитарном научном знании имеются теоретико-методологические основы изучения социальных изменений, однако для исследования изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности их недостаточно. Вместе с тем, именно у этой проблемы особое значение. Среди субъектов образовательных отношений педагог менее других лоялен и мобилен, менее других готов к изменениям, это негативно сказывается на профессиональной деятельности и деструктивно - на социальном взаимодействии. Поиск, обоснование методологических подходов к изучению изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности позволит изучить характер, механизмы, направление, динамику изменений и определить векторы изменения самого педагога, готового к новым взаимодействиям в меняющемся мире. В статье обосновываются методологические подходы в логике поэтапного исследования проблемы изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности: системный, социокультурный, стратификационный, социально -антропологический, потребностно-информационный, этогенический, интерпретативный, андрагогиче-ский, антрополого-акмеологический, субъект-деятельностный, прогностический.
Ключевые слова: социальные изменения, изменение социального взаимодействия, изменения в педагогической деятельности, методологические подходы к изучению изменений.
© Кандаурова А.В., 2016
A. V. Kandaurova
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF CHANGES SOCIAL INTERACTION
IN PEDAGOGICAL ACTIVITY
The social changes taking place in the modern world and have an impact on all spheres of human activity represent actual research problem. In this case the problem is not so much in recognizing and responding to the changes taking place, but in the human preparation for permanent changes in his life. Indeed, a person being in a network of permanent changes in a state of uncertainty, risk situations that cause tension, reducing the emotional background and performance. In today's humanitarian scientific knowledge there are no theoretical and methodological foundations for the study of social change, including - the study of changes in social interaction in educational activities. However, it is the problem of studying the social interaction of changes in educational activities is of particular importance. Among the subjects of the educational relationship is the teacher of other less loyal and mobile, less prepared for other changes that adversely affects the professional activity and destructive to social interaction. Search, study methodological approaches to the study of social interaction of changes in the educational activities will allow to study the nature, arrangements, direction, dynamics of changes and to identify changes in the vectors of the teacher, ready for a new change in the interaction in a changing world. The article substantiates the methodological approaches in the logic of a phased study problems of social interaction changes in teaching activities: systemic, socio-cultural, stratification, socio-anthropological, need-information, etogenichesky, interpretive, andragogical, anthropological and akmeologicheskij, the subject-activity, predictive approaches.
Keywords: social change, a change in social interaction, changes in the teaching activities, the methodological approaches to the study of change.
Введение
Изменения, охватившие сегодня все сферы жизнедеятельности современного человека, представляются сущностной характеристикой самой современности. Безусловно, изменения есть суть функционирования и развития социума. П. Штомпка подчеркивает, что изменения отражают и выражают «основное свойство природы вообще, поиск, борьбу и стремление человечества к лучшей жизни» [1]. Вместе с тем, по мнению социологов, для современного этапа развития общества характерны беспрецедентные по масштабности, динамичности и скорости социальные изменения.
В свое время работа Э. Тоффлера «Шок будущего» появилась как реакция на неслыханный темп современных культурных и политических изменений. По мнению автора, человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество [2]. Анализ современных научных исследований в гуманитарной области (социология, педагогика, психология, философия) подтверждает озабоченность специалистов проблемой влияния происходящих социальных изменений на жизнедеятельность человека, прежде всего на его профессиональную деятельность, не только будущего, оно актуально в настоящем. Человек под воздействием перманентных социальных изменений, влияющих на все сферы его жизнедеятельности, находится в ситуации неопределенности, нестабильности, риска. Очевидно, что в таком состоянии он малоэффективен в профессиональной деятельности и тревожен, не уверен в своей повседневности. Проблема отношений человека и социальных изменений впервые была поднята в социологии, получила развитие в социальной психологии, на сегодняшний день это важнейшая проблема гуманитарного научного знания (П. Штомпка, П. Сорокин, Г.М. Андреева, А Щюц, Э. Тоффлер и др.).
В частности, Г.М. Андреева подчеркивает, что в ситуации социальных изменений степень понимания человеком происходящего, его адекватная интерпретация являются важнейшими условиями его выживания [3, с. 7].
Следовательно, в области гуманитарного научного знания актуальна задача изучения социальных изменений, их влияния на повседневную жизнь и профессиональную деятельность современного человека. Между тем, обоснованных методологических подходов и однозначных исследовательских программ для изучения влияния социальных изменений на профессиональную деятельность, в том числе педагогическую, не предложено. Более того, имеющиеся методологические схемы ориентированы в основном на стабильные социальные системы, что ограничивает возможность их применения в условиях динамичных изменений.
Объекты и методы
В анализе влияния социальных изменений на профессиональную деятельность особое место занимает педагогическая деятельность, которая в своей системе социального взаимо -действия обращается ко всем трем измерениям времени - прошлому как основной миссии, заключающейся в передаче культурно-исторического наследия и традиций; настоящему, где осуществляется собственно образовательный процесс и непосредственное социальное взаимодействие субъектов образования, и будущему, представляющемуся идеалом и результатом педагогической деятельности в целом.
Остановимся на анализе методологических подходов к изучению изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности (как виду профессиональной) под влиянием происходящих социальных изменений на всех уровнях классического понимания методологии исследования. Базируется методология исследования на принципах как стратегических ориентирах исследовательской деятельности, а именно принципах: социетального сотрудничества, социокультурного баланса, эволюции; антропосоциентального взаимодействия, субъектности и ее активности, инициативности и ответственности в разрешении различного рода жизненных и профессиональных противоречий, исследования эффективной педагогической деятельности и ее субъекта, развития человека в профессии, социальной обусловленности личности, учета базовых потребностей, возможности семантического перевода теоретического объяснения социальных явлений и других. Принципы в свою очередь определяют возможность применения методологических подходов, разработки совокупности методов исследования или формирования понятийного поля. Любое явление, в том числе и педагогическое, может стать объектом исследования различных научных направлений; методология решает задачу интеграции имеющихся принципов, подходов, методов или разработки принципиально новых. Методология, по мнению Э.Г. Юдина, является наукой о методе (исследования) [4]. Она определяет направление научного исследования, путь, способ научного познания, методологические подходы как ведущие исследовательские стратегии (Е.В. Бережнова, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, А.Г. Здравомыслов, Б.М. Кедров, В.В. Краевский, А.П. Тряпицына А.И. Стерелюхин, ВН. Ярская).
Результаты исследований
Итак, изменения в профессиональной педагогической деятельности, профессиональных отношениях являются результатом и следствием происходящих социальных изменений. Образовательное пространство, включающее профессиональную деятельность и систему отношений субъектов образования - компонент социального пространства наряду с экономическим, культурным, политическим и другими пространствами, которые связаны воедино социальным взаимодействием (Н.Л. Виноградова). Следовательно, какого бы компонента социального пространства ни касалось изменение, оно непременно влияет на социальное взаимодействие, которое в свою очередь отражает данное изменение на другие компоненты.
Как уже отмечалось, образовательное пространство играет особую роль в системе социального взаимодействия и социальных отношений. Это подчеркнуто активным вниманием государства, а также других социальных групп, оказывающих влияние на образовательную политику. Так, продолжительное время в системе российского образования происходят масштабные процессы реформирования и модернизации. В рамках государственной политики в области образования редактируются и появляются новые нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральные государственные образовательные стандарты, Профессиональный стандарт педагога и другие, в которых подчеркнуты новые требования к педагогу в условиях изменяющегося мира. О педагоге, готовом работать в новых условиях, педагоге нового типа, о его новых функциях в условиях изменяющегося мира пишут А.Г. Асмолов, И. А. Колесникова, Е.В. Пискунова, С.Д. Поляков, Е.А. Ямбург и другие [5-9]. К изменениям, оказывающим влияние на педагогическую деятельность и ее субъекта - педагога, авторы относят процессы глобализации, информатизации, интенсивно развивающиеся науку и технологии, социально-экономические, социально-политические процессы мирового и государственного уровня и многие другие. Действительно, в современном мире меняется многое и современный педагог должен отвечать этим требованиям. Но что должно измениться в педагоге, чтобы он соответствовал
требованиям измененного и изменяющегося мира? Этот вопрос и представляется актуальной педагогической проблемой теоретического и методологического характера.
Таким образом, следуя логике рассуждения, если ответить на вопрос, что меняется в социальном взаимодействии и в педагогической деятельности под влиянием происходящих изменений, то можно будет определить вектор изменений педагога как субъекта педагогической деятельности, ориентированного в будущее, эффективно выполняющего важную социальную функцию - подготовку следующего поколения в настоящем. Для решения поставленной задачи в первую очередь необходимо определиться с методологическими подходами изучения изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности.
Поиск методологических подходов к изучению изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности на первом этапе предполагает обращение к социологии. Социальные изменения в настоящее время изучаются в рамках многих традиционных теорий (теория трансформации, циклическая, модернизационная теория, а также современных теорий и концепций: теория и концепция постмодернизма, концепция глобализации и концепция виртуализации). Теории, концепции, парадигмы основываются на применении подходов: традиционных в социологии - эволюционном, циклическом, конфликтологическом, функционалист-ском (структурно-функционалистском) и подходов, используемых в современных теориях изменений: социокультурном, процессуально-деятельностном, функциональном, стратификационном, социально-критическом.
Поиск, выбор и обоснование возможных методологических подходов к изучению изменений педагогической деятельности продиктованы поэтапной логикой исследования данной проблемы.
Первый этап предполагает изучение и доказательство изменений современного образовательного пространства под влиянием происходящих социальных изменений. Понимание образовательного пространства как системно-функционального компонента социального пространства, зависящего от изменений как самого социального пространства, так и его компонентов, предполагает применение системного, социокультурного, стратификационного подходов. В рамках данных подходов феномен изменения рассматривается в соответствии с принципами целостности, иерархичности строения социальной системы, ее структуризации и функционирования, многомерности стратификационных изменений. Поскольку системный, социокультурный, стратификационный подходы достаточно представлены в социологической литературе, позволим себе не останавливаться на их характеристике в рамках статьи.
На втором этапе необходимо изучение собственно содержания, сущности и структуры социального взаимодействия, которое, по мнению Н.Л. Виноградовой, «связывает воедино все ткани социальности» [10]. Социальное взаимодействие является формой существования собст -венно социального пространства, которое обусловлено социокультурными факторами изменений. Следовательно, изучение изменений социального взаимодействия опирается на принципы: взаимопроникновения культуры и социальности; социетального сотрудничества; социокультурного баланса; эволюции в процессе развития общества, активности социального субъекта. Методологическими подходами, отвечающими данным принципам, выступают системный, социокультурный, социально-антропологический. Коротко остановимся на последнем.
Социально-антропологический подход к изучению изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности усиливает антропологическую составляющую, подчеркивает роль человека как активного субъекта в социальных процессах и социально-культурных изменениях. Позволяет изучать характер изменений самого человека, его реакцию на изменения, что является мерой социальных изменений в антропологическом контексте.
На третьем этапе необходимо выявить степень и характер влияния изменений социального взаимодействия на педагогическую деятельность. Проникновение изменений социального взаимодействия в педагогическую деятельность обусловлено активностью субъекта взаимодействия, который выступает автором и носителем изменений. Следовательно, изменения происходят на уровне субъекта взаимодействия в педагогической деятельности (учитель, родитель, ученик); образовательной организации (гетерогенная совокупность субъектов); профессиональной группы (гомогенная совокупность субъектов). Исследование на данном этапе отвечает принципу антропосоциентального взаимодействия, позволяющему определить движущие силы
эволюции общества и роль homo activus в этом процессе; принципу антропосоциетального соответствия как совместимости личностно-поведенческих характеристик в обществе (как единства культуры и социальности), инициативы субъекта (принцип открытости) [11]; принципу субъекта деятельности. Также необходим учет: принципа социальной обусловленности личности, отражающего необходимость разрешения противоречий между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями, желаниями, способностями, особенностями; принципа учета базовых социально значимых потребностей учителей, учащихся, родителей в их единстве и противоречивости для обеспечения их удовлетворения в социальном взаимодействии; принципа возможности семантического перевода теоретического объяснения социальных явлений на язык, открытый для понимания обычными людьми, непосредственно вовлеченными в изучаемую социальную реальность; принципа понимания переменных социального взаимодействия, обусловленных индивидуально-субъектными особенностями, интерпретацией субъекта (субъектов), который, интерпретируя социальную ситуацию, использует свой тезаурус и систему значений. Данным принципам отвечают методологические подходы:
- антрополого-акмеологический, позволяющий рассматривать развитие и изменения человека в процессе его образовательной и профессиональной деятельности;
- интерпретативный, впервые предложенный М. Вебером, изучающим влияние социокультурных изменений на социальную жизнь. Его применение заключается в объяснении, интерпретации, истолковании изучаемого феномена (явления, контекста, дискурса) (В.В. Семенова). Вместе с тем, интерпретативный подход при всей ценности в исследовании социокультурных явлений имеет существенные методологические ограничения в части систематизации и концептуализации полученных результатов интерпретаций.
Возможность компенсации различий в понимании происходящих явлений обеспечивается применением этогенического подхода. Этогеника понимается как часть дискурсивной концепции, включающая умения читать тексты социального окружения, что позволяет адаптироваться к социальным изменениям (Р. Харре). Так, возникающие проблемы социального взаимодействия, вызванные изменениями, разрешаются при обсуждении, обговаривании, анализе каждого эпизода измененного социального взаимодействия до взаимопонимания сторон.
Применение потребностно-информационного подхода оправдано необходимостью учета потребностей всех субъектов образовательных отношений и их значительной вариативностью (различные педагогические работники, обучающиеся, родители и лица, их замещающие) (Г.М. Брадик, П.М. Ершов, Г.К. Зайцев, Р.Р. Исмагилова, П.В. Симонов и др.). Например, В.П. Симонов наделял возможности данного подхода междисциплинарным статусом в комп -лексе наук о человеке, рассматривая «поведение человека в системе координат «потребности -возможность их удовлетворения путем взаимодействия с окружающей природой и социальной средой» [12].
Поскольку изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности обращены в будущее, последствия и результат которых зависит от деятельности субъектов социального взаимодействия и педагогической деятельности, то применение прогностического подхода вполне закономерно. Прогнозирование широко используется как научный метод в естественных и экономических науках (Ю.М. Плотинский, Д. Рилер, А.Г. Теслинов, Р. Штайнер), активно развивается социальное прогнозирование (Л.А. Кудринская). Применение подхода в изучении последствий изменения социального взаимодействия позволит конструировать модели конструктивного социального взаимодействия в педагогической деятельности в условиях изменений для различных ситуаций.
На четвертом этапе изучается практика педагогической деятельности в условиях изменений социального взаимодействия. Иными словами, роль субъекта педагогической деятельности в условиях изменений, а также характер изменений самого субъекта. Принципами данного этапа исследования являются: принцип субъектности, ее активность, инициативность и ответственность в разрешении различного рода жизненных и профессиональных противоречий; принцип исследования эффективной педагогической деятельности и ее субъекта (детерминизма, взаимодействия, развития, комплексности, системности); принцип развития человека в профессиональной деятельности (субъектности, активности, рефлексивности). Методологическими подходами на данном этапе, позволяющими изучить изменения непосредственно
на субъектном уровне, могут являться этогенический, интерпретативный, потребностно-ин-формационный.
На пятом этапе исследования обобщаются полученные результаты, выявляются закономерности и тенденции. Концептуализация полученных результатов позволит разработать концепцию подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности, поскольку субъектная обусловленность изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности определяет необходимость непрерывной подготовки педагога к изменениям. Данный этап ориентирован принципами: совместной деятельности обучающих и обучающихся; системности обучения взрослых; самостоятельности и опоры на профессио -нально-индивидуальный опыт обучающихся (педагогов); контекстности обучения; корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний педагогами; индивидуализации и элективности обучения и актуализации результатов обучения как безотлагательного применения новых знаний на практике. Очевидно, что данные принципы определяют применение методологических подходов: антрополого-акмеологичес-кого, субъект-деятельностного, прогностического, интерпретативного, этогенического и андра-гогического. Поскольку часть подходов достаточно представлена в методологии педагогического исследования, часть коротко описана в данной работе, остановимся подробнее на последнем. Андрагогический подход получил признание в педагогике в связи с работой М.Ш. Ноулза «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» [13]. Автором доказывается педагогическая необходимость особого, нового подхода при обучении взрослых людей, особенно педагогов. Процесс обучения взрослых отличается от обу -чения детей: обучающийся взрослый самостоятельно ставит цели обучения, принимает на себя ведущую роль в процессе обучения; он активен, самостоятелен, самоактуален, самоуправляем, в отличие от детей. У взрослого обучающегося большой опыт профессиональный, образовательный и жизненный, на который необходимо опираться при организации образования взрослых.
Заключение
Таким образом, изучение проблемы изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности под влиянием социальных изменений действительности требует разработки методологии, поскольку имеющиеся программы изучения изменений в социологии ориентированы либо на стабильные социальные системы, либо не включают субъектный фактор. Между тем, полученные в ходе исследования и рассуждений результаты и теоретические выводы позволяют заключить, что именно субъектная активность человека, его личное отношение к изменениям (принятие, совладание или сопротивление) играет роль ведущего механизма распространения изменения в системе социального взаимодействия. Особенно актуально исследование субъектных механизмов принятия и трансляции изменений в образовательном пространстве. Так, вполне очевидно, что педагог, сопротивляющийся внедрению новых информационных технологий в обучение, вряд ли будет эффективен в новом образовательном пространстве-времени. Следовательно, основным выводом является доказательство необходимости подготовки педагогов к изменениям как к социально-культурному феномену вообще, охватившему социальное взаимодействие, так и к рефлексии и готовности принятия изменений в конкретной педагогической деятельности, что может найти выражение в разработанной концепции подготовки педагогов к изменениям для системы дополнительного профессионального образования [14].
Список литературы References
1. Штомпка П. Социология социальных изме- 1. Shtompka P. Sotsiologiya sotsialnyih izmeneniy : нений : пер. с англ. / под ред. В.А. Ядова. М. : Аспект per. s angl. / pod red. V.A. Yadova. M. : Aspekt Press, Пресс, 1996. 416 с. 1996. 416 s.
2. Тоффлер Э. Шок будущего : пер. с англ. М. : 2. Toffler E. Shok buduschego : per. s angl. / Издательство ACT, 2002. 557 с. E. Toffler. M. : Izdatelstvo ACT, 2002. 557 s.
3. Андреева Г.М. Конструирование социального 3. Andreeva G.M. Konstruirovanie sotsialnogo мира - компонент психологии созидания // Антология mira - komponent psihologii sozidaniya // Antologiya современной психологии конца XX века. Казань, 2001. sovremennoy psihologii kontsa XX veka. Kazan, 2001. С. 6-18. S. 6-18.
4. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. 444 с.
5. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопр. образования. 2008. № 1. С. 65-86.
6. Колесникова И.А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 12-23.
7. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 324 с.
8. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Педагогический поиск, 2007. 176 с.
9. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
10. Виноградова Н.Л. Диалогическая сущность социального взаимодействи : автореф. дис. ... д-ра философ. наук. Волгоград, 2007. 42 с.
11. Бермус А.Г. Введение в гуманитарную методологию. М. : Канон+, 2007. 336 с.
12. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987. 269 с.
13. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. М., 1980.
14. Кандаурова А.В. Готовность педагогов к социальным изменениям действительности // Ом. науч. вестн. Сер. Общество. История. Современность. Омск, 2014. № 5 (132). С. 124-126.
Кандаурова Анна Валерьевна, кандидат пед. наук, доцент, Тарский филиал Омского ГАУ, [email protected].
4. Yudin E.G. Metodologiya nauki. Sistemnost. Deyatelnost. M., 1997. 444 s.
5. Asmolov A.G. Strategiya sotsiokultumoy mo-demizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdanskogo obschestva // Vopr. obrazovaniya. 2008. № 1. S. 65-86.
6. Kolesnikova I.A. Otkryitoe obrazovanie: pers-pektivyi, vyizovyi, riski // Vyisshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 7. S. 12-23.
7. Piskunova E. V. Sotsiokulturnaya obuslovlennost izmeneniy professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti uchitelya : monografiya. SPb. : Izd-vo RGPU im. A.I. Ger-tsena, 2005. 324 s.
8. Polyakov S.D. Pedagogicheskaya innovatika: ot idei do praktiki. M. : Pedagogicheskiy poisk, 2007. 176 s.
9. Yamburg E.A. Chto prineset uchitelyu novyiy professionalnyiy standart pedagoga. M. : Prosveschenie, 2014. 175 s.
10. Vinogradova N.L. Dialogicheskaya suschnost sotsialnogo vzaimodeystviya : avtoref. dis. ... d-ra filosof. nauk. Volgograd, 2007. 42 s.
11. Bermus A.G. Vvedenie v gumanitarnuyu meto-dologiyu. M. : Kanon, 2007. 336 s.
12. SimonovP.V. Motivirovannyiy mozg. M., 1987.
269 s.
13. Noulz M.Sh. Sovremennaya praktika obrazovaniya vzroslyih. Andragogika protiv pedagogiki. M., 1980.
14. Kandaurova A. V. Gotovnost pedagogov k sotsi-alnyim izmeneniyam deystvitelnosti // Om. nauch. vestn. Ser. Obschestvo. Istoriya. Sovremennost. Omsk, 2014. № 5 (132). S. 124-126.
Kandaurova Anna Valer'evna, Ph.D., Associate Professor, Tarski branch FGBOU IN Omsk SAU, [email protected].
Статья поступила в редакцию 11 марта 2016 г.