Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 76-80.
А. А. Морозова
ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Статья опубликована при поддержке Фонда перспективных научных исследований ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Уточняется понятие текста и коммуникации в социальных сетях. На основе анализа текстов социальной сети «ВКонтакте» и проведенного среди ее пользователей социологического опроса обозначаются основные проблемы коммуникативного взаимодействия аудитории, возникающие в пространстве социальных медиа.
Ключевые слова: коммуникация, текст, проблемы коммуникации, социальные медиа, социальная сеть, «ВКонтакте», Интернет.
Социальные медиа сегодня представляют собой как средство массовой информации, так и инструмент массовой коммуникации. Отличительной особенностью данных ресурсов является то, что деятельность по сбору, интерпретации и распространению информации принимает на себя множество акторов (в теории - каждый пользователь социальной сети). Социальные медиа построены как на принципе взаимодействия пользователей между собой, так и на основе создания и трансформации аудиторией информационного контента, включающего обсуждение информации, формирование коллективного мнения и общественных норм, развитие общественного диалога. Возможность участия пользователей в массово-коммуникативном процессе на любом его этапе порождает моментальное и практически не контролируемое распространение информации, а значит, и определенные проблемы коммуникативного взаимодействия пользователей в пространстве социальных медиа. Одной из разновидностей социальных медиа (наряду с блогами, форумами, сайтами отзывов и знакомств, фото- и видеохостин-гами, геосоциальными сервисами) являются социальные сети, поэтому в нашей статье мы будем использовать понятия «социальные медиа» и «социальные сети» в качестве синонимов.
По мнению О. А. Пичугиной, с одной стороны, «социальные сети подразумевают, что медийные каналы стали социальными по своей сути - <.. .> аудитория вовлечена в процесс производства и тиражирования информации». С другой стороны, в социальных сетях проис-
ходит демассификация, то есть «дифференциация социальной структуры служит отправной точкой для сегментации аудитории по интересам, ценностям, убеждениям, образу жизни» [8. С. 271]. Следовательно, «пересечение различных культур, взглядов, точек зрения создает определенное поле напряжения в интернет-пространстве <...> Возникает необходимость нормализации и гармонизации общения для успешного ведения коммуникативного процесса и избегания ситуаций коммуникативных неудач» [9. С. 4].
Таким образом, целью нашего исследования является выявление и изучение основных проблем коммуникативного взаимодействия в социальных сетях.
Проблемные аспекты коммуникации в социальных сетях находят отклик в исследованиях психологов, педагогов, социологов, философов, лингвистов, филологов и др. Например, Д. Н. Карпова [2] рассматривает онлайн-зави-симость как последствие возможности непрерывной интернет-коммуникации; И. А. Боб-кова [1] и Л. М. Мкртчян [6] выделяют кон-тентные риски социальных сетей и угрозы социальной безопасности личности, связанные с интенсивным развитием сетевой коммуникации. К. Н. Обухов [7] рассматривает Интернет как социальную структуру общества на основании модели сетевой коммуникации в теории М. Кастельса.
В своей научной работе педагог А. С. Крапивенский [5] выделяет несколько направлений, с точки зрения которых может происходить нанесение ущерба социокультурной безопасности пользователей в социальных сетях:
а) побуждение к совершению противоправных действий (разрушение правовой культуры);
б) призывы к насилию и жестокости;
в) использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов;
г) возбуждение ненависти (вражды), унижение достоинства человека (или группы лиц) по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе;
д) герменевтическая аберрация (смысловое искажение) образов произведений искусства и исторических персонажей;
е) разрушение основ национальной языковой культуры.
Из этого можно заключить, что изучение коммуникативного процесса в социальных сетях происходит с различных ракурсов научного знания, а проблемы коммуникативного взаимодействия представляются разноаспект-ными.
Также необходимо уточнить понятие «коммуникация». Оно имеет множество интерпретаций в зависимости от науки, в которой этот термин изучается. Так, профессор С. А. Аза-ренко полагает, что под коммуникацией понимается «тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен <...>, коммуникацию следует отличать и от диалога, поскольку его целевой причиной является слияние личностей, участвующих в нем, и от общения, ибо последнее имеет дело прежде всего с общими механизмами воспроизводства социального опыта и порождения нового. Между тем, вопросы, связанные с коммуникацией, исторически поднимались и развивались в рамках проблематики диалога и общения» [4].
Зачастую термин «коммуникация» подразумевает общение адресанта с адресатом, передачу во время данного процесса определенных сведений. Мы склонны полагать, что такое определение достаточно локально и подходит для узких отраслей науки. В широком же смысле слова «коммуникация - это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента» [3].
Таким образом, под коммуникацией в социальных сетях мы будем понимать любые дей-
ствия пользователей, связанные как непосредственно с общением, так и распространением информации различного содержания, предполагающие все возможные способы передачи данных.
Основой коммуникации является текст. Под текстом в социальных медиа мы будем понимать совокупность вербальных и невербальных единиц информационно-коммуникативных произведений, существующих в онлайн-среде (словесных публикаций, сообщений и комментариев, аудиовизуальных материалов, фотографий и иных изображений).
Материалом исследования послужили тексты социальной сети «ВКонтакте», а также данные социологического опроса, респондентами которого выступили 400 человек, являющиеся пользователями интернет-ресурса «ВКонтакте». С целью выявления тех или иных проблем, возникших в процессе коммуникации, были опрошены как мужчины, так и женщины в возрасте от 15 до 60 лет в соответствии с целенаправленной квотной выборкой. В большинстве вопросов предоставлялась возможность выбора нескольких ответов из множества, поэтому зачастую общая сумма процентов оказывается более 100 %.
Согласно данным одной из ведущих компаний по измерениям показателей интернет-пространства, социальные сети посещает около 56 миллионов интернет-пользователей, что составляет 85 % от общей численности пользователей Интернета в России. При этом социальная сеть «ВКонтакте» занимает первое место среди остальных ресурсов (49,2 млн. уникальных посетителей в месяц) [10], что дает нам весомый аргумент использовать данный сайт в качестве материала исследования.
В процессе коммуникации в социальных сетях аудитория сталкивается с определенными проблемами, обусловленными как особенностями функционирования социальных медиа, так и спецификой онлайн-среды в целом. Сами пользователи выделяют следующие сложности общения:
- неверное понимание выраженной мысли (например, я пытался пошутить, а собеседник понял шутку как сарказм и т. п.) - 55 %;
- троллинг (размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, оскорбления) -35 %;
- одностороннее общение (отсутствие ответов как на личные сообщения, так и на публично размещенные записи) - 29,5 %;
- полное отсутствие взаимопонимания при общении - 15 %;
- непринятие собеседником мнения коммуникатора - 7 %;
- оскорбления в свой адрес - 6,5 %.
Также опрашиваемые отмечают безграмотность пользователей соцсетей как с точки зрения содержания речи, так и формы выражения мыслей; большое количество «ненужной» информации, отсутствие коммуникативной цели приватного или публичного сообщения.
Результаты опроса подтверждает анализ текстов социальной сети «Вконтакте». Так, из 200 проанализированных записей на стенах различных сообществ около 40 содержат провокации, унизительные высказывания; около четверти комментариев к ним содержат оскорбления, нецензурную лексику, а более половины комментариев написаны с грубыми нарушениями орфографических, пунктуационных и лексических норм.
В целом, пользователи сталкиваются с теми или иными трудностями осуществления коммуникации достаточно часто: каждый день или через день данная проблема встает перед 30 % опрошенных, а не замечают данных проблем всего 6,5 %. Большая часть опрошенных со сложностями общения сталкивается несколько раз за одну-две недели (более 50 %).
Респонденты в качестве сообществ, чаще других распространяющих свои взгляды и идеи, называют следующие: группы, преследующие культуроформирующие задачи, то есть группы, продвигающие идеи, связанные с музыкой, кино, театром и т. п. (77,5 %); сообщества философской направленности (59 %) - имеется в виду распространение определенных мировоззренческих положений; более половины опрошенных (58,5 %) сталкивается с популяризацией политических взглядов (продвижение идей о превосходстве своей страны/ чужой страны над другими странами, создание культа руководителя страны); 37 % опрошенных встретилась популяризация определенных научных идей; 26 % сталкиваются с националистическими сообществами (продвижение превосходства одной расы/национальности над другой); 21 % - с религиозными (продвижение различных религиозных направлений); только 9 % опрошенных вообще не встречали подобных сообществ. Также в качестве приоритетных пользователи называют идеи экологического характера (защита окружающей среды, животных, вегетарианство и так далее),
эстетического (призывы разделить общепринятые стандарты внешнего вида), географического (как правило, это доказательство превосходства столиц над провинциальными городами), идеи о превосходстве людей определенного пола и возраста над другими половозрастными группами, разжигание ненависти в отношении ЛГБТ-сообществ.
Продвижение тех или иных идей происходит в равной степени как через публичные страницы/сообщества, так и при помощи записей пользователей на стене личной страницы, а также репостов (переносов записи со стены профиля либо сообщества без изменения самого поста с возможностью добавить свой комментарий). К тому же более 80 % опрошенных регулярно встречают в социальных сетях недостоверную, «навязчивую» и опасную информацию, противоречащую этике и морали, а также законам РФ.
При этом, как правило, коммуникативные механизмы распространения идей внутри подобных сообществ имеют агрессивный характер: практически в половине случаев (41,5 %) происходит продвижение исключительно своей точки зрения, имеет место агрессия по отношению к «другим»; отстаивание исключительно своей точки зрения, но с лояльностью к определенным группам пользователей наблюдают 28,5 % опрошенных; отстаивание исключительно своей точки зрения, но в доброжелательной форме - 12,5 %; толерантность ко всем, несмотря на полную уверенность в правоте своих взглядов и идей, - 8,5 %; уважение и поддержка любого мнения, продвижение своей идеи наряду с другими составляет всего 9 %.
Наибольшее влияние на успешное продвижение определенных идей через тексты социальных сетей, по мнению респондентов, оказывают:
- авторитет источника публикации / известность в широких массах главы сообщества -
34 %;
- язык как мощный инструмент воздействия на мышление и сознание читателя - 34 %;
- количество распространяемой информации - 13,5 %;
- соответствие продвигаемых идей менталитету нашей страны - 8 %.
К размышлению призывает крайне низкая озабоченность респондентов тотальной безграмотностью пользователей: наличие жаргонизмов, сленга, нецензурной лексики и так далее беспокоит всего 7,5 % опрошенных. Таким
образом, еще раз подтверждается мысль об отсутствии культуры общения в социальных сетях. Подобные материалы способны набрать за сутки до нескольких тысяч репостов. В целом, нарушение языковых норм встречается в каждом втором тексте.
К тому же пользователи социальных сетей выделяют такие приоритеты продвижения определенных взглядов, как достоверные факты, доказательства распространяемых сведений и соответствие распространяемых идей уже сложившимся взглядам аудитории.
В целом, аудитория достаточно неоднозначно относится к социальным медиа и считает, что они объединяют людей по одним признакам, а по другим разделяют во взглядах (63 %), еще 21,5 % опрошенных считают, что соцсети объединяют пользователей по общим интересам, 14 % сходятся во мнении, что данные ресурсы никак не способствуют взаимопониманию внутри общества. И только 1 % респондентов указывает на то, что социальные медиа способствует расколу общества на различные группы по тем или иным признакам.
При этом полярность мнений и взглядов в обществе, по мнению пользователей, с наибольшей вероятностью покажет многообразие форм и мнений общественной жизни (64 %) и позволит каждому найти в жизни свой путь (27,5 %), хотя более трети опрошенных уверены в негативных последствиях данного феномена: 15 % полагают, что полярность представленных мнений вызовет раскол общества или приведет к продвижению опасных идей (16,5 %).
Особого внимания заслуживает тот факт, что сегодня более половины опрошенных людей в меньшей степени испытывает проблемы с коммуникацией в реальной жизни, чем в социальных сетях. Ранее в различные годы было проведено множество исследований, доказывающих обратное: пользователи чувствовали себя комфортнее в Интернете, поскольку в Сети легче выразить свою индивидуальность, войти в доверие, избежать сложных отношений, проще обсудить интимные темы и так далее. Но сегодня, спустя 3-4 года, аудитория в большей степени вне зависимости от возраста (показатели в разновозрастных группах были практически равны друг другу) начинает осознавать проблемное поле интернет-коммуникации.
Мы пришли к выводу, что сегодня на пути к коммуникативному взаимодействию в виртуальной реальности социальных сетей существуют различные препятствия, которые зави-
сят, прежде всего, от функциональных особенностей сайта и самой специфики онлайн-обще-ния. «ВКонтакте», будучи глобальным, практически не контролируемым интернет-ресурсом с неограниченными информационно-коммуникативными возможностями, является как площадкой распространения любых взглядов и идей, так выражения реакций пользователей на данные материалы. Но зачастую общение при помощи письменной речи приводит к возникновению недопонимания собеседников, реальное отсутствие перед пользователем адресата и анонимность порождают излишнюю агрессию и интолерантность.
Исходя из результатов исследования, мы можем выделить некоторые проблемные аспекты коммуникативного взаимодействия пользователей интернет-пространства социальных сетей:
- лингвоэкологический: аудитория прибегает к использованию нецензурной лексики, демонстрируют пренебрежительное отношение к нормам языка, в текстах соцсетей отсутствует такая важная и обязательная категория, как информативность;
- психолингвистический: авторы комментариев используют приемы речевого манипулирования, элементы речевой агрессии, в том числе провокации, что приводит к еще большей активности пользователей в обсуждении тех или иных тем, но в котором, как правило, отсутствует аргументация, при этом такие дискуссии, часто эмоционально заряженные, имеют большую воздействующую силу на мышление и сознание оппонента;
- культуроформирующий: пользователи полностью пренебрегают нормами культуры общения, наблюдается отсутствие взаимопонимания между собеседниками, непринятие собеседником мнения коммуникатора, открытые конфликты между участниками диалога.
Но в норме социальная сеть, как и реальная жизнь, подразумевает ведение диалога в конструктивном и толерантном ключе. Акт коммуникации должен осуществляться посредством ориентации на среднестатистического пользователя и в любом случае находиться в рамках культуры речевого поведения.
Список литературы
1. Бобкова, И. А. Виды рисков для пользователей социальных сетей [Электронный ресурс] // Математика. Компьютер. Образование.
URL : http://www.mce.su/rus/archive/sect128328/ doc150831.
2. Карпова, Д. Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи // Вестн. МГИМО-Университета. 2013. № 5 (32). С. 208-212.
3. Коммуникация [Электронный ресурс] // Новейший философский словарь. URL: http://enc-dic.com/new_philosophy/ Kommunikacija-596.html
4. Коммуникация // Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. Лондон ; Франкфурт-на-Майне ; Париж ; Люксембург ; М. ; Минск, 1998. С. 414.
5. Крапивенский, А. С. Вербальный аспект культурной безопасности молодежи в социальных сетях и блогосфере рунета // Соврем. проблемы науки и образования. 2012. № 2.
6. Мкртчян, Л. М. Риски и угрозы социальной безопасности личности в сетевом коммуникативном пространстве: к постановке проблемы // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 8. С. 149-155.
7. Обухов, К. Н. Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Кастельса // Вестн. Урдмурт. ун-та. 2008. Человек и об-во. № 1. С. 107-110.
8. Пичугина, О. А. Трансформация массовой коммуникативной реальности в эпоху социальных медиа // Вестн. Рос. гос. гуманитар. ун-та. 2013. Политология. Социал.-коммуника-тив. науки. № 1. С. 268-276.
9. Селютин, А. А. Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве: на примере анализа текстов социальных сайтов : дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2009. 247 с.
10. Russians Spend over 6 hours a Month on Odnoklassniki [Электронный ресурс]. URL: http://www.comscore.com/Insights/Data-Mine/ Russians-Spend-over-6-hours-a-Month-on-Od-noklassniki.
References
1. Bobkova, I. A. "Vidy riskov dlya pol'zovateley sotsial'nykh setey" [=Types of risks for social net users], in: Matematika. Komp'yuter. Obrazovanie [=Mathematics. Computer. Education], available at: http://www.mce.su/rus/archive/ sect128328/doc150831 (in Russ.).
2. Karpova, D. N. (2013) "Internet-kommuni-katsiya: novye vyzovy dlya molodezhi" [=Internet communication: new challenges for youth], in:
Vestnik MGIMO Universiteta [=Joumal of MGI-MO Univercity]. № 5 (32). pp. 208-212 (in Russ.).
3. Kommunikatsiya [=Communication], in: Noveyshiy filosofskiy slovar' [=The latest philosophical dictionary], available at: http://enc-dic. com/new_philosophy/Kommunikacij a-596.html (in Russ.).
4. Kommunikatsiya (1998) ^Communication], in: Sovremennyyfilosofskiy slovar' [=Mod-ern philosophical dictionary], pod red. V. E. Kem-erova, London, Frankfurt am Main, Paris, Luxembourg, Moskow, Minsk, p. 414. (in Russ.).
5. Krapivenskiy, A. S. (2012) "Verbal'nyy aspekt kul'turnoy bezopasnosti molodezhi v sotsial'nykh setyakh i blogosfere runeta" [=Verbal aspect of cultural safety of youth in social nets and blog sphere of RuNet], in: Sovremennye problemy nauki I obrazovaniya [=Modern problems of science and education], Volume 2. (in Russ.).
6. Mkrtchyan, L. M. (2013) "Riski i ugrozy sotsial'noy bezopasnosti lichnosti v setevom kom-munikativnom prostranstve: k postanovke proble-my" [=Risks and threats of social safety of person in net communicative space: on the problem], in: Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike [=Priority scientific directions: from the theory to practice], № 8, pp. 149-155 (in Russ.).
7. Obukhov, K. N. (2008) "Set' kak sotsial'naya struktura: model' setevoy kommunikatsii v teorii M. Kastel'sa" [=Net as a social structure: model of net communication in theory of M.Kastels], in: Vestnik Urdmurtskogo universiteta [=Bulletin of Udmurt University], № 1, pp. 107-110 (in Russ.).
8. Pichugina O. A. (2013) "Transformatsiya massovoy kommunikativnoy real'nosti v epokhu sotsial'nykh media" ^Transformation of mass communication reality in the epoch of social media], in: Vestnik RGGU [=Bulletin of Russian State University for the Humanities], № 1, pp. 268-276 (in Russ.).
9. Selyutin, A. A. (2009) Kommunikativnaya tolerantnost' v virtual'nomprostranstve: naprim-ere analiza tekstov sotsial'nykh saytov [=Commu-nicative tolerance in virtual space: by the example of textual analysis of social sites], Chelyabinsk, 247 p. (in Russ.).
10. Russians Spend over 6 hours a Month on Odnoklassniki [=Russians Spend over 6 hours a Month on Odnoklassniki], available at: http:// www.comscore.com/Insights/Data-Mine/Rus-sians-Spend-over-6-hours-a-Month-on-Odnokla-ssniki (in Russ.).