вызывается психологическими, социальными и физиологическими причинами. Последний фактор в агрессии взрослого человека такой большой роли не играет.
Как правило, скрытая агрессия не является типичной для ребенка. Ребенок отдает предпочтение прямой, вербально выраженной агрессии. Речевая агрессия выражается с использованием всех уровней языка: фонетического, лексического, синтаксического, текстового. Особое место в детской речевой агрессии занимают бранные слова, которые интегрируются в речевой акт оскорбления, угрозы, такие формы детского фольклора как дразнилки, обзывалки, и просодические средства: высота и сила голоса.
Библиографический список
1. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / М.Р. Битянова. - 2-е изд., перераб. -СПб. : Питер, 2010. - 368 с.
2. Блонский, П.П. Педология [Текст] : Кн. для преподавал и студ. высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский; под ред. В.А. Сластенина. - М. : ВЛАДОС, 1999.
- 288 с.
3. Девкин, В.Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской [Текст] : учеб. пособие / В.Д. Девкин. - М. : Высш. шк., 1981. - 160 с.
4. Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы [Текст] : Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник. - 5-е изд. - СПб. : Петроглиф, М. : Изд-во КДУ, 2007. - 352 с.
5. Иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. / авт.-сост. Е.А. Гришина. - М. : АСТ: Астрель, 2008.
- 319 с.
6. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - 5-е изд. -М. : Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.
7. Казарцева, О.М.Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] : учеб. пособие /
О.М. Казарцева. - 2-е изд. - М. : Флинта, Наука, 1999.
- 496 с.
8. Койн, И. Девочка, с которой детям не разрешали водиться / И. Койн // Das Madchen, mit dem die Kinder
nicht verkehren durften. - М. : Прогресс, 1982. - 216 с.
9. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) [Текст] / К. Лоренц; пер. с нем. - СПб. : Прогресс, Универс, 1994. - 272 с.
10. Лемяскина, Н.А. Развитие языковой личности и ее коммуникативного сознания: на материале речевого поведения младшего школьника [Текст] : дис... д-ра филол. наук : 10.02.19 / Н.А. Лемяскина. - Воронеж, 2004. - 469 c.
11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997. - 944 с.
12. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся [Текст] А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 61-68.
13. Психология детства [Текст] / под ред. член-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 350 с.
14. Торндайк, Э. Процесс учения у человека [Текст] / Э. Торндайк; пер. с англ. под ред. проф. С.Е. Гайсино-вича и со вступительными статьями проф. П.П. Блонского и проф. С.Е. Гайсиновича. - М. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. - 160 с.
15. Die Leseinsel: 14 starke Freundschaftsgeschichten [Text]. - Munchen : Ars-Ed., 2000. - 119 S.
16. Farber, W. Total klasse! Klassenfahrt mit Stolper-steinen / W. Farber // Mit Bildern von Elisabeth Holzhau-sen.- Munchen : Ars-Ed (Kanguru : Lesenabenteuer in Far-be), 2002. - 89 S.
17. Hartling, P. Oma [Text] / P. Hartling. - Weinheim und Basel : Beltz Verlag, 1991. - 68 S.
18. Hartling, P. Jette [Text] / P. Hartling - Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 1998. - 137 S.
19. Kotthoff, H. Witz komm raus! Komik und Humor bei Kindern : ein Uberblick [Text] / H. Kotthoff // TELE-VIZION. - 16/2003/1. - S. 4-11.
20. Nostlinger, Ch. Neue Schulgeschichten vom Franz [Text] / Ch. Nostlinger. - Hamburg : Verlag Friedrich Oe-tinger, 1996. - 64 S.
21. Pressler, M. Wenn das Gluck kommt, muss man ihm einen Stuhl hinstellen [Text] / M. Pressler. - Weinheim : Beltz&Gelberg, 1998. - 210 S.
22. Prinz Poldi und die Kolner Schweinemafia: Kinder erzahlen uber Koln [Text] / hrsg. von der Buchhandlung Thalia. - Koln : Kiepenheuer&Witsch, 2006. - 159 S.
УДК 81’27 ББК 81’27
А.В. Зайцева
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ФРГ
В статье рассматриваются коммуникативные стратегии и тактики экологического дискурса ФРГ. Несмотря на возросший в последнее время интерес ученых к экологическому дискурсу как к культурно-социальному феномену, с лингвистической точки зрения он исследован пока недостаточно. Результаты исследования могут внести определенный вклад в развитие теории дискурса и эколингвистики, а также могут быть использованы при рассмотрении
проблем, связанных с экологией и защитой окружающей среды, в различных институциональных дискурсивных практиках.
Ключевые слова: понятие коммуникативной стратегии; коммуникативной тактики; интенций адресата; экологический дискурс; полевое строение; типы экологического дискурса
A.V Zaitseva
COMMUNICATIVE STRATEGIES IN THE ENVIRONMENTAL DISCOURSE IN FRG
The article deals with communicative strategies and communicative tactics in the enviromental discourse in FRG. I argue that the latter lacks adequate scholastic coverage from the linguistic point of view. An appropriate research project could contribute to the development of the theory of discourse and eco-linguistics, and could also be used in dealing with problems of the environment and, in particular, protection of the environment voiced in a variety of institutional discourse practices.
Key words: notion of communicative strategy; communicative tactics; addressee’s intentions; ecological discourse; field structure; types of the ecological discourse
Под экологическим дискурсом принято понимать совокупность устных и письменных текстов различных функциональных стилей и жанров, обусловленных ситуацией общения на экологические темы [Иванова, 2007, с. 4]. Однако следует пояснить, что понятие «дискурс» более объемное, чем понятие «текст».
В.И. Карасик определяет дискурс как «речемыслительный процесс, объективированный в некотором множестве текстов, связанных друг с другом общими когнитивными стратегиями порождения и понимания, имеющих согласующуюся с этими стратегиями внутреннюю организацию и служащих для передачи и генерирования смысла», а также для «декодирования других текстов» [Карасик, 2002, с. 44].
Ключевым концептом и темой экологического дискурса является природа и защита окружающей среды. Экологический дискурс является объектом исследования эколингвистики - новой области языкознания, возникшей в 70-е гг. XX в. на Западе и объединившей экологию и лингвистику. Проблемами эколингвистики занимались такие зарубежные ученые, как А. Хауген, А. Филл, М. Хэллидей, М. Деринг, В. Трампе, И. Шторк, П. Мюль-хойслер, Дв. Болингер, М. Юнг, У. Хасс и др. В России данное направление языкознания не приобрело пока той популярности, какой оно пользуется у зарубежных лингвистов. Тем не менее, проблемы эколингвистики рассматриваются в монографии В.Ф. Нечипоренко, в диссертациях З.И. Ломининой, Н.А. Красильниковой, Ю.Ю. Колесникова, Е.В. Ивановой, А.В. Созинова.
Для анализа любого дискурса принципиальное значение имеют
коммуникативные интенции, т. е. цели и намерения адресата. Под интенцией обычно понимают общую установку, направленность дискурса на реализацию определенного результата, например, информирование или убеждение реципиентов в чем-либо, предписание или побуждение к действиям и т. д. Установлено, что цель адресанта (прагматическая интенция) связана с его мотивацией, которая, в свою очередь, ситуативно обусловлена, т. е. возникает в конкретной ситуации общения, в широком социальном контексте как результат предварительной оценки данного контекста адресантом [Голоднов, 2011, с. 103]. Достижение вышеперечисленных целей осуществляется при помощи соответствующих коммуникативных
стратегий.
К глобальным целям экологического дискурса мы предлагаем отнести следующие цели: 1) исследовательскую - исследование актуальных общественных вопросов и проблем, связанных с экологией и загрязнением окружающей среды; 2) агитационно-информационную - воздействие на общественное мнение путем распространения информации в защиту природы как естественной среды обитания; 3) регулятивную - регулирование поведения людей в обществе при помощи закрепления норм взаимодействия с окружающей средой (законов, постановлений и т. п.); 4) активизирующую - убеждение реципиентов в необходимости изменения поведения и повышение их экологического сознания с целью активизации в защиту окружающей среды.
Понятие коммуникативной интенции
тесно связано с понятием коммуникативной стратегии, которое прочно вошло в научный аппарат современной функционально ориентированной лингвистики. Н.В. Глаголев под коммуникативной стратегией текста понимает «поэтапный план реализации коммуникативных намерений его автора, учитывающий объективные и субъективные факторы, условия общения, которые, со своей стороны, определяют внешнюю и внутреннюю структуру текста» [Глаголев, 1985, с. 55]. А.В. Олянич определяет стратегию как «концептуальное мировоззренческое намерение и его действенное осуществление касательно производства содержания коммуникативного процесса, т. е. выбор того или иного типа взаимодействия, того или иного места порождения смысла и, тем самым, одного или нескольких дискурсивных намерений, относительно которых строится дискурс коммуникации» [Олянич, 2004, с. 317].
Известно, что выбор стратегии дискурса зависит от намерений адресата. Проанализировав различные типы текстов экологического дискурса ФРГ, мы пришли к выводу, что к генеральным коммуникативным стратегиям экологического дискурса следует отнести две
- стратегию дискредитирования действий, наносящих вред природе и окружающей среде (Б18кхеёШетп§ umweltschadlicher НапШип-§еп) и стратегию популяризации действий, направленных на бережное отношение к природе и окружающей среде (Popularisierung umweltschonender Handlungen). Коммуникативные стратегии состоят в свою очередь из коммуникативных тактик.
Экологический дискурс ФРГ, как и любой другой, имеет полевое строение. Степень близости или удаленности элементов от ядра поля определяется степенью выраженности целеустановки, направленной на сохранение природы и защиту окружающей среды. Ядро поля образуют субдискурсы и их сегменты, для которых данная целеустановка является основной. К ядру поля мы относим научный и юридический субдискурсы. Ближнюю око-лоядерную зону формирует массмедийный субдискурс, а дальнюю околоядерную зону -художественный субдискурс. К периферии относится бытовой субдискурс [Зайцева, 2013, с. 94-95].
Рассмотрим использование выявленных
нами коммуникативных стратегий на примере различных типов (субдискурсов) экологического дискурса ФРГ
Научный и научно-популярный экологический дискурс, цель которого получение новых знаний в области экологии и привлечение внимания реципиентов к проблемам окружающей среды, реализует обе стратегии - стратегию дискредитирования действий, наносящих вред природе и окружающей среде, и стратегию популяризации действий, направленных на бережное отношение к природе и окружающей среде - при помощи следующих коммуникативных тактик:
1) дискредитирование действий, наносящих вред природе и окружающей среде (Dis-kreditierung umweltschadlicher Handlungen):
а) тактика критической оценки сегодняшнего состояния окружающей среды:
Im Gegensatz zu Tieren und Pflanzen ist der Mensch nicht eng an eine spezifische Umwelt im biologischen Sinne angepasst, sondern past eher umgekehrt (besonders mit Hilfe der Technik) die Umwelt weitgehend seinen Bedurfnissen an. Zu-gleich verandert er aber auch durch willkurliche Eingriffe die naturgegebenen Lebensbedingun-gen. Die nachteiligen Folgen dieser Eingriffe (Storung des okologischen Gleichgewichts, Um-weltverschmutzung u. a.) gehoren zusammen mit der theoretischen Absteckung der Moglichkeiten und Grenzen der Nutzung einer bestimmten Umwelt sowie mit Fragen der Stadt- und Landbe-siedlung und umweltbezogenen Themen der Bev-olkerungswissenschaft zu den Hauptproblemen der humanokologischen Forschung [Eisenhardt, 2008. S. 191].
Критически оценивается изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями при помощи техники, что приводит к нарушению экологического равновесия в природе, загрязнению окружающей среды и т. д.
б) тактика подтверждения конкретных фактов или выявления конкретных виновников загрязнения окружающей среды:
Jahrlich verliert die Erde 13 Mill. Hektar Wald - eine Flache so grofi wie Ostereich und die Schweiz zusammen. 90% der Entwaldungen finden in den Tropenwaldlandern statt. Die Wald-vernichtung hat verheerende Auswirkungen auf das Klima. Aus ihr resultieren 15 bis 20% aller Treibhausgasemissionen weltweit [Umweltmag-
azin, Juni 2011. S. 64].
Die Gesellschaft ist moistens selbst dafur ve-rantwortlich, wenn von der Umwelt fur sie Ge-fahren ausgehen. Zwei Stichtworte pragen diesen Bereich: Natur- oder technische Katastrophen, die durch Menschen verursacht oder mitverur-sacht werden und die chemischen Verunreini-gungen des Bodens, der Nahrung und der Luft [Eisenhardt, 2008. S. 108].
В качестве конкретных фактов нанесения вреда окружающей среде приводятся конкретные цифры - вырубка 13 миллионов гектаров леса ежегодно, что приводит к увеличению парникового эффекта по всему миру, а также техногенные катастрофы, произошедшие по вине человека, загрязнение земли, воздуха и продуктов питания химикатами.
в) тактика апелляции к мнению ведущих ученых или разуму реципиентов:
Nach der “Gaia-Hypothese” wird die Erde und deren Vorgange als ganzheitlicher lebend-er Organismus (=System) aufgefasst, der einen eigenen Wert besitzt. Deshalb haben, nach Auf-fassung der fundamentalistischen Okologie, alle Teilsysteme und Objekte der belebten und un-belebten Natur einen eigenen Wert: alles ist wert-voll [Eisenhardt, 2008. S. 13].
Die Diskussion uber die Folgen von Klimaan-derungen, besonders durch eine Klimaerwar-mung, beschaftigt Medien und Offentlichkeit seit einigen Jahren. Beobachtungen und Messungen lassen keinen Zweifel, dass das Klima sich an-dert. Auch die Forschung befasst sich mit dieser Thematik unter dem Stichwort “Klimafolgen-forschung” [Eisenhardt, 2008. S. 135].
Упоминается так называемая «гипотеза Геи»*, идеи фундаментальной экологии, научное направление исследования последствий изменения климата.
г) тактика критики безответственного отношения к природе:
Menschliches Verhalten, das ohne Kenntnis der Folgen in Okosysteme eingreift, wird immer mehr zum Risiko, weil die Aktivitaten oft raum-lich grofie undkomplexe Systeme betreffen [Ibid].
Die Konsequenzen der vom Menschen ma-
* Гипотеза Геи (англ. Gaia hypothesis) - теория о Земле как суперорганизме, который в результате саморегуляции способен поддерживать основные параметры среды на постоянном уровне. Так, при различных уровнях энергии, поступающей от Солнца, температура поверхности планеты может оставаться приблизительно на одном уровне. Предложена в 1970-х гг. британским экологом Джеймсом Лавлоком. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// ru.wikipedia.org/wiki/Гипотеза_Геи (дата обращения : 25.08.2013).
nipulierten Umwelt sind noch nie abzusehen. Aus okologischer Sicht warden aber durch die menschlichen Eingriffe Systeme verandert oder zerstort. Dies kann weitreichende und nicht be-herrschbare Folgen haben. Die moglichen Kli-ma- und Wetterveranderungen durch die vom Menschen mitverursachten Anderungen der At-mosphare wirkt auf den Menschen wieder zuruck (erhohte oder reduzierte Niederschlage, Sturme, Uberschwemmungen). Diese Bereiche warden zur Zeit intensive erforscht, weil sie offenkundige Probleme darstellen [Ibid. S. 134].
Критика безответственного поведения человека, который изменяет и разрушает экосистемы, не задумываясь о последствиях и рисках для него самого (имеются в виду изменение климата, увеличение или наоборот уменьшение осадков, ураганы, наводнения).
д) тактика сравнения:
Seit Beginn des letzten Jahrhunderts wird eine zunehmende Klimaerwarmung beobachtet. Seit den 30er Jahren und besonders seit 1980 ver-starkt sie sich besonders auf der Nordhalbkugel. In den nachsten 20 Jahren wird mit einer weit-eren Erwarmung um 2 bis 3 Grad gerechnet. Die Jahren seit 1990 weisen bis heute weltweit einen Temperaturanstieg auf. Der Klimawandel fuhrt zu einem allmahlichen Anstieg des Meeresspie-gels [Ibid. S. 135].
Описывается процесс потепления климата, который с начала прошлого века постоянно ускоряется, особенно в северном полушарии, прогнозируется также потепление климата на 2-3 градуса в ближайшие 20 лет, что приведет к увеличению уровня моря.
е) тактика прогнозирования возможных рисков и опасностей для жизни людей:
In den letzten 100 Jahren hat sich auf der Welt etwa alle 14 Tage eine Naturkatastrophe oder eine technisch bedingte Katastrophe ereignet, in-sgesamt etwa 3000.
Die zukunftigen Trends bei Naturkatastrophen warden dahingehend eingeschatzt, dass weltweit immer haufigere und grofiere Schaden eintreten werden. Die Hauptursache dafur sind die zune-hmende Verstadterung und die Anfalligkeit der modernen Infrastruktur sowie die Klimaanderun-gen durch Umweltveranderungen [Ibid. S. 266].
Приводится факт, что за последние 100 лет произошло 3000 природных и техногенных катастроф, а также делается прогноз, что в ближайшем будущем ожидается увеличение
числа природных катастроф и размеров причиненного ими ущерба вследствие изменения климата и увеличения темпов урбанизации.
2) популяризация действий, направленных на бережное отношение к природе и окружающей среде (Fopularisierung um-weltschonender Handlungen):
а) тактика рациональной аргументации в пользу защиты окружающей среды:
Saubere Luft ist eine wesentliche Lebensgrun-dlage fur uns alle. Doch menschliche Aktivitaten verursachen jede Menge Treibhausgase und Luft-verunreinigungen. Die Hauptursachen dafur sind unser Energieverbrauch, der Strafienverkehr, die Landwirtschaft und die Industrieproduktion.
Zwischen der Luftverunreinigung und der Klimaerwarmung besteht ein engerZusammen-hang. Mafinahmen zurLuftreinhaltung haben de-shalb in der Regel eine positive Wirkung auf den Klimaschutz und umgekehrt [Umweltmagazin, Dezember, 2011. S. 3].
В данном случае происходит обращение к ценностям - чистый воздух как необходимая основа для жизни человека - и применяется доказательство от противного - загрязнение воздуха и потепление климата тесно связаны, значит, мероприятия по поддержанию чистоты воздуха положительно влияют на климат и здоровье людей.
б) тактика сравнения:
Durch die Anwendung der Grenzwerte und emissionsmindernder Mafinahmen in den Be-reichen Industrie, Verkehr und private Haushalte ist die Luftverschmutzung in Deutschland im Ver-gleich zu vergangenen Jahrzehnten zwar deutlich zuruckgegangen. Feinstaub- und Stickstoffdiox-idkonzentrationen uberschreiten aber an bestim-mten Orten noch immer die geltenden Grenzwerte [Ibid. S. 3].
В сравнении с прошлыми десятилетиями в Германии удалось достичь уменьшения загрязнения воздуха за счет введения предельно допустимых показателей загрязнения воздуха и уменьшения выброса загрязняющих веществ в атмосферу в области промышленности, в транспортной сфере и в быту.
в) тактика пропаганды восстановления равновесия и гармонии человека и природы:
Die Menschen in der industrialisierten Welt haben sich durch ihre anthropozentrische Weltsi-cht von der Natur abgekoppelt, den Menschen zum “Map aller Dinge” gemacht. Sie sehen den Menschen getrennt von der Natur. In den ostlichen
Kulturen dagegen wird der Mensch noch ein Teil der Natur gesehen [Eisenhardt, 2008. S. 15-16].
Die Humanokologie lehrt, dass nicht das Wachstum eines Systemteils (etwa der menschli-chen Technik), sondern nur ein dynamisches Glei-chgewicht zwischen allen Systemteilen langfris-tige Stabilitat begrunden kann [Ibid. S. 191].
Констатируется, что современные западные люди эпохи индустриализации перестали чувствовать себя частью природы и сделали человека «мерой всех вещей». Утверждается, что только равновесие всех экосистем в природе может гарантировать долговременную стабильность.
г) тактика формирования положительного отношения к природе и закрепления норм «экологически безопасного» и «экологически грамотного» поведения:
Aktiver Umweltschutz wird heute zunehm-end als vorsorgender, produktionsintegrierter Umweltschutz und im Idealfall als Unternehm-ensstrategie mit einer ganzheitlichen Betrachtung angesehen. Neben dem produktionsbezogenen Umweltschutz hat auch der produktbezogene Umweltschutz hohe Bedeutung [Umweltmagazin, Juli-August, 2011. S. 47].
Das “Umweltbewufitsein” kann als “Einstel-lung” begriffen werden.ZumUmweltbewufitsein rechen: Umweltwissen, Umwelterleben, Hand-lungsbezug und normativwertende Umweltorien-tierungen (Werte) [Eisenhardt, 2008. S. 268].
Закрепление норм «экологически безопасного» поведения для предприятий происходит в производственных нормах и стратегии предприятий, «экологически грамотного» поведения для граждан - с помощью экологического сознания, включающего экологические знания, переживания, действия и ориентации (ценности).
Эколого-юридический дискурс, целью которого является регулирование поведения людей в обществе при помощи закрепления норм взаимодействия с окружающей средой, реализует следующую особенную тактику - тактику несения юридической ответственности человека за урон природе. Приведем пример из уголовного кодекса ФРГ (29. Abschnitt des Strafgesetzbuchs):
§ 324 Gewasserverunreinigung:
(1) Wer unbefugt ein Gewasser verunreinigt oder sonst dessen Eigenschaften nachteilig veran-dert, wird mit Freiheitsstrafe bis zu funf Jahren oder mit Geldstrafe bestraft.
(2) Der Versuch ist strafbar.
(3) Handelt der Tater fahrlassig, so ist die Strafe Freiheitsstrafe bis zu drei Jahren oder Geldstrafe [Janicke, 1999. S. 227].
За незаконное загрязнение водоемов или нанесение вреда качеству воды в Германии предусмотрено лишение свободы сроком до 5 лет или денежное взыскание. Наказуемой является и попытка загрязнения.
Политический экологический дискурс, преследующий цель воздействия на мнение и поведение реципиентов путем распространения необходимой информации для достижения сформулированных ранее стратегий использует также особенную тактику - тактику поиска новой парадигмы развития общества, обеспечивающей баланс между решением социальных, экономических и экологических проблем:
Auf der Konferenz der Vereinten Nationen fur Umwelt und Entwicklung 1992 in Rio de Janeiro haben sich die Staaten zur nachhaltigen Entwick-lung bekannt. Unter nachhaltiger Entwicklung ist Entwicklung zu verstehen, die den Bedurfnis-sen der heutigen Generation entspricht, ohne die Moglichkeiten kunftiger Generationen zu ge-fahrden. Im Mittelpunkt des Konzepts der Nach-haltigkeit steht die Auffassung, dass soziale Ve-rantwortung, wirtschaftliche Leistungsfahigkeit und der Schutz der naturlichen Umwelt zusam-mengehoren [Eisenhardt, 2008. S. 267].
В качестве новой парадигмы развития политики и ученые из разных стран на Конференции OOH по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. выдвинули так называемую концепцию устойчивого развития, под которой понимается развитие, соответствующее потребностям сегодняшнего поколения, при этом не подвергающее опасности возможности будущих поколений. В основе концепции лежит понимание, что социальная ответственность, экономическая эффективность и защита окружающей среды составляют единое целое.
Массмедийный экологический дискурс призван оказывать воздействие на максимально широкую аудиторию посредством ее информирования и оценивания сообщаемой информации о проблемах окружающей среды и происходящих вокруг природных катаклизмах, а также агитировать реципиентов в защиту окружающей среды и формировать их экологическое сознание. Кроме названных ранее
тактик он использует следующие тактики:
а) тактику гиперболизации отрицательных оценочных характеристик:
Hochwasser in Australien: In Flut und Chaos
Verheerende Flut an der australischen Ost-kuste: Der Zyklon “Tasha”, der im Dezember 2010 uber Australien fegte, brachte heftigen Regen mit sich. Die Wassermassen uberschwem-mten weite Teile des Bundesstaates Queensland. Hunderttausende musstenfliehen, viele Menschen starben. [Hochwasser in Australien, 2011].
Прилагательные, имеющие отрицательную коннотацию, например, «verheerend» (разрушительный, опустошительный), «heftig» (сильный, бурный), существительные «Chaos» (хаос), «Hochwasser» (наводнение), «Flut» (потоп), а также глаголы «fegen» (нестись, мчаться), «uberschwemmen» (затопить), «fliehen» (спасаться бегством), «sterben» (умирать) в сочетании с числительными «hunderttausende» (сотни тысяч) и местоимением «viele» (многие) вызывают прилив сильных отрицательных эмоций у реципиентов и вселяют ужас.
б) тактику формирования отрицательного отношения к действиям, наносящим урон окружающей среде:
AlGore, der laut BBC«Umweltschutzheuchler» genannt warden darf, weil er in den Vereinigten Staaten mit seinen privaten Swimmingpools und seinem extreme hohen Stromverbrauch zu den grofiten privaten Energieverschwendern des Landes zahlt, hatte selbst immer wieder in private Klimaprojekte investiert, die er dann auf interna-tionalen Umweltkonferenzen vorantrieb [Ulfkotte, 2011].
Словосочетания «extrem hoher Stromverbr-auch» (чрезвычайно высокий расход электроэнергии), «der groBte private Energieverbr-aucher des Landes» (самый крупный частный энергопотребитель страны), метафоры «Um-weltschutz-heuchler» (лицемер, прикрывающийся учением о защите окружающей среды) и «Energieverschwender» (расточитель энергии) рисуют яркий образ человека, обманывающего народ и наносящего своими действиями урон окружающей среде.
в) в рекламе используется тактика презентации положительных оценочных характеристик (с точки зрения экологии):
Ein Erfolg fur Sie. Ein Gewinn fur die Umwelt. IFAT ENTSORGA: Die Weltleitmesse fur Wasser-, Abwasser-, Abfall- und Rohstoffwirtschaft [Umweltmagazin, Oktober-November, 2011. S. 3].
Nichts geht uber einen gesunden Kreislauf. CURRENTA - vom Schadstoff zum Wertstoff [Umweltmagazin, Juli-August, 2011. S. 47].
Для презентации положительных оценочных характеристик используются положительные оценочные слова и словосочетания «Erfolg» (успех), «Gewinn» (польза), «gesunder Kreislauf» (здоровый кругооборот), «Wertstoff» (полезное вещество, сырье) и т. д.
Итак, приведенные выше примеры реализации различных тактик позволяют действительно выделить в экологическом дискурсе ФРГ исследовательскую, агитационно-информационную, регулятивную и активизирующую цели, которые лежат в основе генеральных стратегий экологического дискурса
- стратегии дискредитирования действий, наносящих вред природе и окружающей среде, и стратегии популяризации действий, направленных на бережное отношение к природе и окружающей среде. Одна и та же функция объединяет совершенно разные текстовые структуры. Большинство текстов стремятся воздействовать на общественное мнение путем распространения той информации о природе и окружающей среде, в которой заинтересованы адресаты, способствовать повышению экологического сознания граждан Германии и их активизации в защиту окружающей среды, что, в конечном счете, должно привести к изменениям в окружающем мире.
Библиографический список
1. Глаголев, Н.В. Вычленение семантических элементов коммуникативной стратегии в тексте [Текст] / Н.В. Глаголев // Филологические науки. - 1985. - № 2.
УДК 811.11 - 112 ББК 81.00
- С. 55-62.
2. Голоднов, А.В. Риторический метадискурс: основания прагмалингвистического моделирования и социокультурной реализации (на материале современного немецкого языка) : монография [Текст] I А.В. Голоднов.
- СПб. : Астерион, 2011. - 244 с.
3. Зайцева, А.В. K проблеме типологии текстов экологического дискурса ФРГ [Текст] I А.В. Зайцева II Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2013. - № 7, ч. 2. - С. 92-96.
4. Иванова, Е.В. Метафорическая концептуализация природных катастроф в экологическом дискурсе: на материале медийных текстов [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук. I Е.В. Иванова. - Челябинск, 2007.
- 24 с.
5. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] I В.И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
6. Олянич, А.В. Презентационная теория дискурса [Текст] I А.В. Oлянич. - Волгоград : Парадигма, 2004.
- 506 с.
7. Eisenhardt, T. Mensch und Umwelt: die Wirkun-gen der Umwelt auf den Menschen [Text] I T. Eisenhardt.
- Frankfurt am Main: Internationaler Verlag der Wissen-schaften Peter Lang GmbH, 2008. - 313 S.
8. Hochwasser in Australien 2011 [Electronic resource].
- URL : http:IIwww.spiegel.deIthema/hochwasser_in_aus-tralien_2011I (дата обращения: 17.02.2013).
9. Janicke, M. Lem- und Arbeitsbuch Umweltpoli-tik: Politik, Recht und Management des Umweltschutzes in Staat und Unternehmen [Text] I M. Janicke, P. Kunig, M. Stitzel. - Bonn : Dietz, 1999. - 432 S.
10. Ulfkotte, U. Eiszeit beim Klimawandel - Statt Klimaerwarmung rollt die Kaltewelle [Electronic resource]. - URL : http:IIinfo.kopp-verlag.deIhintergruendeIenthuellungen/udo-ulfkotteIeiszeit-beim-klimawandel-statt-klimaerwaermung-html (дата обращения: 27.04.2013).
11. Umweltmagazin. Das Entscheider-Magazin fur Technik und Management. - Dusseldorf: Springer VDI-Verlag, Juli-August 2011. - S. 47.
Т.В. Иванова
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗНАКА-СИТУАЦИИ BLACKMAIL
В статье рассматривается феномен blackmail как знак-ситуация с ярко выраженной прагматической составляющей, в которой основными компонентами выступают фигуры шантажирующего и шантажируемого. Данный знак входит в пространства категоричности и некатегоричности и характеризуется особенностями (семантико-синтаксической репрезентацией, прагматическими характеристиками), присущими вышеназванным явлениям.
Ключевые слова: шантаж; знак-ситуация; речеповеденческая ситуация; социальная ситуация
T. V Ivanova
ON A PRAGMATIC CONSTITUENT OF THE SIGN-SITUATION «BLACKMAIL»
The article focuses on blackmail as a sign-situation, in particular, on its salient pragmatic aspect which manifests two main constituents - the blackmailer and the blackmailed. This sign-situation en-