Научная статья на тему 'Проблемные аспекты конфликтогенных зон в образовательной среде'

Проблемные аспекты конфликтогенных зон в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ЗОНЫ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / CONFLICTOGENE ZONES / CONFLICT SITUATIONS / TEACHER / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STRESS RESISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Елена Викторовна, Пряжникова Елена Юрьевна, Соколова Наталия Леонидовна, Сергеева Марина Георгиевна

В данной статье рассматривается проблематика исследования конфликтологенных зон в образовательных учреждениях. Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «конфликтогены», «конфликтогенные зоны», а также выделяются ключевые условия и факторы, влияющие на данный процесс. Наиболее полно представлен анализ понятия «образовательная среда» с точки зрения общенаучных и практических подходов. Авторы рассматривают конфликт в современной образовательной среде как острый способ разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия. На основе глубокого теоретического анализа в статье определена роль конфликтов в образовательной среде. Авторы знакомят с результатами эмпирического исследования, в ходе которого были выявлены основные причины конфликтных ситуаций в четырех типах конфликтогенных зон и уровни стрессоустойчивости педагогов. Авторами отмечаются проблемные аспекты, имеющие место в различных конфликтологенных зонах образовательного учреждения. Предложены рекомендации, направленные на проведение работы с педагогами, имеющими различный уровень стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Елена Викторовна, Пряжникова Елена Юрьевна, Соколова Наталия Леонидовна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF CONFLICTOGENIC ZONES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In this article the problems of research of konfliktologennyh zones in educational institutions are considered. Attention is drawn to the basic components and structure of the concept of "konfliktogeny", "prone zone", and the key conditions and factors influencing the process are highlighted. The analysis of the concept of "educational environment" in terms of general scientific and practical approaches is most fully presented. The authors consider the conflict in the modern educational environment as an acute way of resolving contradictions in the process of social interaction. On the basis of deep theoretical analysis, the article defines the role of conflicts in the educational environment. The authors familiarize themselves with the results of empirical research, which revealed the main causes of conflict situations in the four types of conflictogene zones and the levels of stress teachers. The authors note the problematic aspects that occur in different konfliktologennyh zones of the educational institution. The recommendations directed on carrying out of work with teachers having different level of stress are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты конфликтогенных зон в образовательной среде»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОГЕННЫХ ЗОН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Е.В. Анохина, Е.Ю. Пряжникова, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева

Аннотация. В данной статье рассматривается проблематика исследования конфликтологенных зон в образовательных учреждениях. Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «конфликтогены», «конфликтогенные зоны», а также выделяются ключевые условия и факторы, влияющие на данный процесс. Наиболее полно представлен анализ понятия «образовательная среда» с точки зрения общенаучных и практических подходов. Авторы рассматривают конфликт в современной образовательной среде как острый способ разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия. На основе глубокого теоретического анализа в статье определена роль конфликтов в образовательной среде. Авторы знакомят с результатами эмпирического исследования, в ходе которого были выявлены основные причины конфликтных ситуаций в четырех типах конфликтогенных зон и уровни стрессоустойчивости педагогов. Авторами отмечаются проблемные аспекты, имеющие место в различных конфликтологенных зонах образовательного учреждения. Предложены рекомендации, направленные на проведение работы с педагогами, имеющими различный уровень стрессоустойчивости.

Ключевые слова: конфликтогенные зоны, конфликтные ситуации, педагог, образовательная среда, стрессоустойчивость.

PROBLEMATIC ASPECTS OF CONFLICT OGENIC ZONES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Е. Anokhina, Е. Pryazhnikova, N. Sokolova, M. Sergeyeva

Abstract. In this article the problems of research of konfliktologennyh zones in educational institutions are considered. Attention is drawn to the basic components and structure of the concept of "konfliktogeny", "prone zone", and the key conditions and factors influencing the process are highlighted. The analysis of the concept of "educational environment" in terms of general scientific and practical approaches is most fully presented. The authors consider the conflict in the modern educational environment as an acute way of resolving contradictions in the process of social interaction. On the basis of deep theoretical analysis, the article defines the role of conflicts in the educational environment. The authors familiarize themselves with the results of empirical research, which revealed the main causes of conflict situations in the four types of conflictogene zones and the levels of stress teachers. The authors note the problematic aspects that occur in different konfliktologennyh zones of the educational institution. The recommendations directed on carrying out of work with teachers having different level of stress are offered.

Keywords: conflictogene zones, conflict situations, teacher, educational environment, stress resistance.

Понятие «конфликтогенные зоны» совсем недавно появилось в научной литературе и стало предметом научно-исследовательских работ в области социологии, психологии.

Как утверждает В.П. Шейнов, главную роль в возникновении конфликтов занимают «конфликтогены», именно те слова, действия, а порой и бездействие, способствующие конфликту [9, с.12].Данным автором предложена следующая типология конфликтогенов: стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма [9, с.18].

Актуальность исследования

конфликтогенных зон в образовательной среде определяется тем, что среди объектов научного исследования системы образования проблема конфликтов, психологического сопровождения конфликтов, оказания психолого-педагогической

помощи субъектам педагогического

взаимодействия в их преодолении занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено, в первую очередь, очевидными структурными и содержательными изменениями в

образовательной среде. Выявление сущности происходящих в ней явлений способствует пониманию факторов, запускающих механизм конфликтного поведения, а также основных направлений психопрофилактической работы, направленной на предупреждение конфликтов в образовательной среде.

Важным аспектом научного анализа является уточнение сущности основных категорий проблемного поля исследования в контексте современных тенденций развития современного образования. Отдельной проблемой выступает необходимость анализа понятия «образовательная

среда». В психолого-педагогических

исследованиях сформировалась традиция, в контексте которой феномен образовательной среды либо интерпретируется как неотъемлемое условие, фактор образования и развития (Л.А. Боденко, В.Г. Воронцова, В.А. Козырев, СД Дерябо, В.И. Панов, В В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.), либо выступает собственно предметом изучения (М.Я. Басов, Г.Ю. Беляев, Э.Д. Днепров и др.).

В общенаучном и практическом аспектах образовательная среда, как правило, рассматривается как часть социокультурной среды. Поэтому при решении прикладных проблем данное понятие определяется через целевой или функциональный аспект. В этом случае образовательная среда - «педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения

иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности» [2, с.16].

Существует и другое понимание этого феномена. В частности, образовательная среда представлена совокупностью условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность и в которой происходит осознание и принятие требований общества к личности и деятельности педагога; выполняются цели, задачи и функции представителей педагогического сообщества; осуществляется педагогическое взаимодействие с другими субъектами образовательной среды; формируются личностная и профессиональная Я-концепция педагога [1, с.56].

При научном рассмотрении психолого-педагогических проблем школы важно учитывать такие характеристики образовательной среды, как её технологичность и вариативность обусловленные интенсивным развитием и использованием инновационных

инфокоммуникационных технологий, а также изменением субъектной структуры, системы и содержания коммуникаций, ценностно-смысловых доминант, методических и технологических компонентов, управленческой культуры [2, с. 17].

В этой связи на первый план выступает не только проблема профессиональных

компетенций педагога, но и его способность к постоянному обучению, направленному на рост профессионализма личности и деятельности, развитие коммуникативной гибкости, умение эффективно реагировать в конфликтных ситуациях, отвечать на вызовы современности. И это не случайно, так как структурное и технологическое усложнение образовательной деятельности изменяет её психологическую

структуру. В частности, известный российский психолог Маркова А.К. отмечает, что для деятельности педагогических коллективов характерна высокая степень напряжённости, которая коррелирует с психологической напряжённостью её субъекта - личности, что потенциально обусловливает возможность возникновения конфликтов в образовательной среде[7, с.67].

Конфликт в современной образовательной среде рассматривается как острый способ разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия, заключающегося в стратегии межличностного общения между участниками образовательного пространства и выходящего за пределы данного пространства, непосредственно в социум. Конфликтная ситуация становится проблемой общества в целом,считает автор Вишнякова Н.Ф. и данные размышления отражены в книге «Конфликтология» [1, с.44].

Как считают Десслер Г. и Дойч М., основными причинами высокой

конфликтологической опасности в современной школе являются:

1. Недостаточное внимание к проблемам создания комфортного психологического климата в образовательной среде.

2. Недостаточное внимание администрации образовательных организаций к проблемам, связанным с причинами и последствиями конфликтов в школе [3, с.351].

3. Отсутствие профессиональной психологической и конфликтологической поддержки участников образовательного пространства, определяющей объективное состояние психологического здоровья участников межличностного взаимодействия [4, с.40].

4. Низкая конфликтологическая компетентность субъектов образовательной среды; эту причину выделяют Завалкевич Л., Косик В. [5, с.88].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные причины высокой

конфликтологической опасности в школе на современном этапе для дальнейшего их исследования.

Выделим основные конфликтологенные зоны в образовательном учреждении:

1. Конфликтогенная зона в диаде «педагог-педагог».

2. Конфликтогенная зона в диаде «педагог-родитель».

3. Конфликтогенная зона в диаде «педагог-ученик».

4. Конфликтогенная зона в диаде «педагог как классный руководитель-ученик».

Интересными являются размышления Козер Л. о том, что сами педагоги не видят или не хотят видеть какие-то свои ошибки, связанные с построением коммуникативной ситуации, и не могут (или не пытаются) найти самостоятельно выход из сложившейся ситуации. Основной причиной данной ситуации является негативное влияние стрессового фактора, отрицательно сказывающегося на поведенческих реакциях педагогов. При наличии недостаточной психологической поддержки со стороны психологической службы школы, педагог остаётся один на один со своими проблемами, радостями и переживаниями. Он самостоятельно вынужден ежедневно справляться с возникающими трудностями, а также должен постоянно контролировать себя и своё общение как с обучающимися, так с их родителями и коллегами. Всё это приводит к ситуации чрезмерной перегрузки психики педагогических работников, что, в свою очередь, приводит к развитию конфликтных ситуаций, имеющих разнонаправленный характер [6, с.200].

Собственный опыт работы в образовательной сфере позволяет нам утверждать, что конфликтных ситуаций можно избежать, если своевременно оказывать работникам

педагогического коллектива психологическую помощь и поддержку, проводить превентивные

методы по снижению конфликтных тенденций в поведении педагогов. С этой целью на базе образовательного учреждения ГБОУ «Школа №2006» г. Москвы нами было проведено психологическое диагностическое обследование 30 педагогов, направленное на выявление у них преобладающего уровня выраженности стрессоустойчивости как неотъемлемого элемента, способствующего или

препятствующего самостоятельному совладанию педагогов со стрессовыми ситуациями, возникающими ежедневно; а также был проведен опрос по выявлению причин конфликтных ситуаций в четырех конфликтогенных зонах.

В ходе проведения исследования нами применялась методика «Оценка нервно-психического напряжения» (НПН) Т.А. Немчина, направленная на выявление уровня стрессоустойчивости каждого педагога нашего педагогического коллектива [8]. Цель диагностического обследования - выявление педагогов, испытывающих постоянную готовность к развитию стрессовой ситуации и обучение их способам адекватного реагирования на сам стресс, а также способам самостоятельного совладания со стрессовыми ежедневными ситуациями.

Результаты диагностики педагогов представлены в табл. 1. и на рис. 1

Уровень стрессоустойчивости

Количество педагогов

Примечание

Высокий

15 (50%)

Наличие подобного показателя свидетельствует о преобладании у работников педагогического коллектива повышенной готовности к стрессовой ситуации, что, в свою очередь, может привести к развитию конфликтных ситуаций. При наличии подобного показателя необходимо оказание психологической поддержки работникам педагогического коллектива в виде проведения индивидуальных психологических консультаций и групповых тренинговых занятий, направленных на снижение степени выраженности стрессового фактора на поведение в целом_

Средний

12 (40%)

Это именно та группа педагогов, которые в настоящее время могут и не испытывать стрессовых переживаний, но они легко поддаются настроению и состоянию окружающих людей и невольно могут попадать под их негативное влияние. В связи с этим, данная группа испытуемых подвержена негативному влиянию стресса на их психические поведенческие проявления, а конфликт в подобной ситуации может стать неизбежностью, так как данные респонденты не могут самостоятельно принимать решения и реагируют по инерции: проецируют ту или иную ситуацию, опираясь на своих коллег. В подобной ситуации необходима индивидуальная проработка с данными педагогами их внутриличностных и личностных проблем, а также необходимо проведение психологических консультаций, направленных на формирование образа себя в различных жизненных ситуациях, так как именно эта группа испытуемых нуждается в постоянной психологической поддержке_

Таблица 1. - Выявление уровня стрессоустойчивости работников педагогического коллектива

Рисунок 1. - Графическое представление уровня стрессоустойчивости педагогов

Продолжение табл.1

Уровень стрессоустойчивости Количество педагогов Примечание

Низкий 3 (10%) Это именно та группа испытуемых, которые могут самостоятельно справляться со стрессами. Именно эти испытуемые могут быть помощниками для администрации школы, так как они не вовлекаемы в конфликты. Обстановка и психологический климат в их классах не вызывают особого беспокойства, так как они умеют предвидеть конфликт и легко предупреждают его возникновение

При проведении опроса среди учителей и руководителей образовательного учреждения ими были названы наиболее частые причины конфликтных ситуаций в четырех конфликтогенных зонах:

1. Конфликтогенная зона в диаде «педагог-педагог»: невыполнение своих профессиональных обязанностей, конфликты связанные с учебной нагрузкой, отсутствие уважения со стороны коллег младших по рангу, некомпетентность коллег, методика преподавания, личная неприязнь.

2. Конфликтогенная зона в диаде «педагог-родитель»: несправедливое отношение к ребенку, занижение оценок, оскорбление детей, завышенные требования, неравномерное отношение к детям.

3. Конфликтогенная зона в диаде «педагог-ученик»: несправедливое выставление оценок, слишком большое количество требований, отсутствие единства требований, наличие «любимчиков» в классе, неумение принимать детей такими, какими они есть, личностные качества педагога, неумение признать свои ошибки.

4. Конфликтогенная зона в диаде «педагог (как классный руководитель)-ученик»: поведение учеников, успеваемость, пропуски и опоздания, внешний вид учеников.

Как свидетельствуют недавние события, происходящие в отдельных школах нашей страны, наибольшую опасность для педагога имеют конфликты с учащимися, ввиду повышенной агрессивности подростков, все чаще приводящей к физической расправе над педагогами и учащимися, которые в тот момент оказались рядом. Поэтому наибольшее внимание педагогам следует уделить именно этой группе причин, проанализировать их на примере отдельных классов, стараться не допускать конфликтных ситуаций по этому поводу, уметь тактично и корректно решить проблему, не унижая учащихся и не доводя до конфликта, реагируя на эмоциональное состояние детей, проводя индивидуальную работу с отдельными учащимися, применяя нестандартные подходы и задействуя все свое педагогическое мастерство. Если педагог чувствует, что не справится с конфликтной ситуацией в одиночку, то ему следует обратиться за помощью к школьному психологу, социальному педагогу, более опытным коллегам, администрации, а также педагогической литературе и сети Интернет.

Таким образом, анализ полученных результатов диагностического обследования позволяет наметить пути профилактики конфликтности в образовательной среде, предложить программу психологической

коррекции поведения педагогов с низким уровнем стрессоустойчивости и испытывающим трудности преодоления конфликтных ситуаций в коллективе. На базе образовательных учреждений необходимо создать условия для оказания квалифицированной психологической помощи педагогам, так как именно педагоги являются наиболее уязвимым звеном образовательной среды.

Оказание психологической поддержки возможно, в виде проведения индивидуальных

психологических консультаций по личному запросу педагогов, а также в виде проведения групповых семинаров или занятий с элементами психологического тренинга, направленных на снижение как синдрома эмоционального выгорания у педагогов, так и на снижение степени выраженности стрессоустойчивости, и формирование на этой основе способов самостоятельного совладания со стрессом и преодолением конфликтных ситуаций в образовательной среде.

Литература:

1. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Мн.: Университетское, 2012. - 246 с.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. / Пер с нем. - // Социологические исследования. - 2014. - №5. -С. 67-82.

3. Десслер Г. Управление персоналом. / Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 2014. - 432 с.

4. Дойч М. Разрешение конфликта. / Пер. с нем. // Социально-политический журнал. - 2014. -№7. - С. 40-52.

5. Завалкевич Л., Косик В. О гибких

технологиях разрешения управленческих конфликтов. // Персонал. - 2013. - №7. - С. 61-66.

6. Козер Л. Функции социального конфликта. / Пер. с англ. - М.: Идея-пресс, 2010. - 208 с.

7. Криворучко Е. Профилактика межличностных конфликтов на предприятиях. // Персонал. - 2013. - № 8. - С. 67-69.

8. Немчин Т.А. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (НПН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/ site/test300m/npn

9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Мн.: Амалфея, 1997.- 288 с.

Сведения об авторах:

Анохина Елена Викторовна (г. Москва, Россия), педагог ГБОУ «Школа 2006», магистрант ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: [email protected]

Пряжникова Елена Юрьевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: e [email protected]

Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Anokhina (Moscow, Russia), teacher of Gbou "School 2006", magistrant State University of Psychology & Education, e-mail: [email protected]

E. Pryazhnikova (Moscow, Russia), Doctor of Psychologyical sciences, professor, Moscow StateUniversity for Psychology and Pedagogy, e-mail: [email protected]

N. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philological sciences, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: [email protected]

M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.