Научная статья на тему 'Проблемное поле мероприятий по оценке качества среднего общего образования'

Проблемное поле мероприятий по оценке качества среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
316+373 / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL SECONDARY EDUCATION / EVALUATION OF EDUCATION'S QUALITY / MONITORING / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL SERVICES / NATIONAL RESEARCHES OF EDUCATION'S QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милосердова Оксана Юрьевна

Раскрыта проблема оценки качества современного образования, как одной из приоритетных задач российской системы образования. Рассматриваются мероприятия по оценке качества образования различного уровня. Приводится опыт компетентных международных исследований PISA, TIMSS и PIRLS в области оценки качества среднего общего образования. Дается краткая характеристика оценочных процедур, проводимых на федеральном уровне. Автор обращает внимание на проводимые в Тамбовской области мониторинговые исследования начального и основного уровней образования по методике Г.С. Ковалевой с использованием кластерного подхода при описании результатов. Особое внимание уделяется Национальным исследованиям качества образования (НИКО), которые проводятся в России с 2014 г. и в рамках которых планируется проведение регулярных исследований качества образования на всех его уровнях. Описываются наиболее важные параметры, определяющие качество образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией. Выделяются важные факторы, влияющие на оценку качества среднего общего образования в региональных исследованиях, а также доказывается необходимость проводимых процедур по оценке качества образовательных услуг не только для принятия управленческих решений, но и для информирования потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милосердова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM FIELD OF EVENTS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION QUALITY’S EVALUATION

The problem of modern education quality evaluation as one of priority tasks of Russian system of education is revealed. The events on quality of education evaluation of different level are considered. The experience of competent international researches PISA, TIMSS and PIRLS in the sphere of general secondary education’s quality evaluation is given. The short characteristics of evaluating procedures, carried out at federal level are presented. The attention is paid to the carried out in Tambov region monitoring researches of primary and basic levels of education according to the methods of G.S. Kovaleva with the use of cluster approach at description of the results. The special attention is paid National Researches of Education’s Quality (NREQ) which was carried out in Russia from 2014 and within the framework of which the carrying out of regularly researches of education’s quality at all levels is planned. The most important parameters, defining the quality of educational services, provided by educational organization are described. The important factors, influencing the evaluation of quality of general secondary education in regional researches and also the necessity of the carried out procedures on educational services evaluation not only for taking managing decisions but for informing the consumers are marked.

Текст научной работы на тему «Проблемное поле мероприятий по оценке качества среднего общего образования»

УДК 316+373

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Оксана Юрьевна МИЛОСЕРДОВА

аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Раскрыта проблема оценки качества современного образования, как одной из приоритетных задач российской системы образования. Рассматриваются мероприятия по оценке качества образования различного уровня. Приводится опыт компетентных международных исследований - PISA, TIMSS и PIRLS - в области оценки качества среднего общего образования. Дается краткая характеристика оценочных процедур, проводимых на федеральном уровне. Автор обращает внимание на проводимые в Тамбовской области мониторинговые исследования начального и основного уровней образования по методике Г.С. Ковалевой с использованием кластерного подхода при описании результатов. Особое внимание уделяется Национальным исследованиям качества образования (НИКО), которые проводятся в России с 2014 г. и в рамках которых планируется проведение регулярных исследований качества образования на всех его уровнях. Описываются наиболее важные параметры, определяющие качество образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией. Выделяются важные факторы, влияющие на оценку качества среднего общего образования в региональных исследованиях, а также доказывается необходимость проводимых процедур по оценке качества образовательных услуг не только для принятия управленческих решений, но и для информирования потребителей.

Ключевые слова: среднее общее образование; оценка качества образования; мониторинг; образовательная деятельность; образовательные услуги; Национальные исследования качества образования

В современном образовательном пространстве уделяется огромное внимание вопросам и проблемам, связанным с оценкой качества образования в целом, и показателям качества в системе среднего общего образования. Причем следует отметить, что данная проблема актуальна как с теоретической точки зрения среди представителей научного сообщества, так и в рамках практико-ориен-тированных задач среди руководителей в сфере образования, учителей и преподавателей, родителей и учеников, являющихся потребителями образовательных услуг.

На государственном уровне об оценке качества образования прописано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, в ст. 95 «Независимая оценка качества образования» основные акценты делаются именно на внешнюю независимую оценку качества с учетом потребностей физических и юридических лиц, в интересах которых и осуществляется образовательная деятельность той или иной организации [1]. 15 апреля 2014 г. была создана Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., одной из целей которой является «обеспечение высокого качества российского образо-

вания в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики», а в перечисленных задачах планируется «создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия» [2].

В связи с этим сегодня одним из направлений модернизации российского образования является разработка и внедрение комплекса мероприятий по оценке качества среднего общего образования.

Для начала следует дать характеристику самому понятию качества образования.

Одно из первых определений качества образования появилось в документах ЮНЕСКО, а точнее, в докладе Международной комиссии по развитию образования «Учиться жить: Мир образования сегодня и завтра». В документе утверждалось, что улучшение качества образования возможно лишь в таких системах образования, в которых созданы возможности для познания принципов научного развития и всеобщего прогресса в формате локального социокультурного контекста обучения [3, с. 9].

Сегодня, говоря о качестве образования, можно определить его как одну из характеристик результатов образовательной деятельности, основу которой составляют параметры соответствия этой деятельности действующим образовательным стандартам, а также интересам потребителей услуг в сфере образования.

Формирование системы оценки качества образования в России только набирает обороты. Если учесть, что при старой советской системе образования оценка его качества практически отсутствовала, то в данных вопросах следует ориентироваться на опыт западных стран. Единое советское образовательное пространство не имело богатого опыта в данном направлении, так как система среднего общего образования в СССР была строго стандартизирована, вплоть до определения единых учебников на всей территории страны и отсутствия выбора образовательных программ. Впоследствии это привело к так называемым «ножницам» между средним общим образованием и высшим профессиональным. Выяснилось, что между этими уровнями образования существует определенный разрыв в знаниях, получаемых на выходе из средней общеобразовательной школы и на вхождении в высшее учебное заведение.

Современные школы в соответствии со ст. 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» имеют больше возможностей в выборе образовательных программ: «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное» [1]. Также в указанном законе прописаны и формы реализации образовательных программ, к которым относятся, в том числе, и инновационные - с использованием информационных технологий (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение).

В мировой практике оценки качества среднего общего образования имеется опыт по проведению мероприятий, выявляющих не только уровень подготовки учащихся в различных предметных областях, но и качество получаемого образования. Речь идет о

наиболее компетентных международных исследованиях - PISA, TIMSS и PIRLS, - в которых принимали участие, в том числе, и российские общеобразовательные организации. Несколько слов об этих исследованиях.

Мониторинг качества образования PISA проводится в школах по четырем учебным направлениям, являющимися основными в освоении школьной программы: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. PISA проводится один раз в три года. Тест ориентирован на подростков в возрасте 15 лет [4].

Исследование по программе TIMSS дает возможность сравнивать уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4 классов начальной школы и учащихся 8 классов в различных странах мира. На основе полученных результатов выявляются различия в национальных системах образования. Россия участвовала во всех циклах исследования TIMSS, а в 1995 г. в данном исследовании участвовали только российские школьники 7-8 и 11 классов [5, с. 3].

В рамках исследования PIRLS предоставляется возможность для сравнения уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, что также позволяет выявить различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично -один раз в пять лет [4].

Следует отметить, что общеобразовательные организации Тамбовской области, попавшие в выборку, принимали участие в международных исследованиях TIMSS-2015 и PISA-2015 - 2770 учащихся (TIMSS - 1842 учащихся, PISA - 928 учащихся) [6].

Что касается российской системы оценки качества среднего общего образования, то можно выделить один из главных ее критериев - показатели Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Однако ЕГЭ, несмотря на то, что является важным элементом в оценке качества образования, тем не менее, не дает о нем полной картины. В связи с чем в России был разработан собственный инструментарий для оценки качества образования, дополняющий результаты ЕГЭ. Одним из таких мероприятий в области оценки качества образования является НИКО - Национальные исследования качества образования. Соглас-

но данным, расположенным на официальном сайте НИКО, в России в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора начата реализация программы Национальных исследований качества образования.

Программа НИКО определяет следующие цели:

- развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

- содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

- совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

- развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;

- содействие эффективному внедрению ФГОС;

- содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования [7].

В рамках программы НИКО планируется проведение регулярных исследований качества образования. Подобные процедуры проводятся по различным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования не реже двух раз в год. Выборка образовательных организаций - участников НИКО определяется и утверждается Рособрнадзором.

Образовательные организации Тамбовской области являлись участниками процедур НИКО три года подряд: в 2014 г. - в рамках национальных исследований качества математического образования в 5-7 классах (5 класс - 107 учащихся, 6 класс - 100 учащихся, 7 класс - 93 учащихся); в 2015 г. - в национальных исследованиях качества начального образования (4 классы - по одному из трех предметов: математика, русский язык, окружающий мир - всего 375 учащихся) и в 2016 г. - в национальных исследованиях качества иностранного языка в 5 и 8 классах (английский язык: 5 классы - 144 учащихся, 8 классы - 144 учащихся) [6].

Однако не только результаты индивидуальных достижений учащихся, выявленные в

рамках Единого государственного экзамена или в процедурах НИКО, могут дать полную характеристику образовательной организации в оценке качества предоставляемых ею образовательных услуг. Комплексная оценка качества складывается из нескольких параметров. Помимо вышеописанных мероприятий, определяющих уровень знаний учащихся, к наиболее важным параметрам, определяющим качество образовательных услуг школы, можно отнести следующие:

- образовательные программы и учебно-методические комплексы, включая авторские разработки работников образовательной организации. Реализуемые образовательные программы должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ;

- уровень профессиональных компетенций учителей образовательных организаций. В данном вопросе разработаны определенные критерии и механизмы, дающие возможность для проведения аттестации педагогических кадров, а также определен комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня квалификации педагогов. Безусловно, квалификационные характеристики педагога напрямую влияют на достигнутые результаты его учеников;

- оценка материально-технической базы школы, необходимой для организации учебного процесса по реализуемым образовательным программам. Не секрет, что уровень материально-технической оснащенности школ сегодня имеет первостепенное значение в процессе обучения. Внедрение инновационных методов обучения в образовательных организациях предполагает высокий уровень ее информатизации. Этот показатель тесно связан с предыдущим, так как внедрение инноваций невозможно без высококвалифицированных кадров;

- проведение процедур самообследования образовательной организации. Согласно ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: ...проведение самооб-

следования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования...» [1]. Результаты самообследования должны отражаться в локальных актах образовательной организации и выявлять как успешность организации по различным аспектам ее деятельности, так и проблемные области с возможными вариантами их решения. В школах должна функционировать внутренняя система оценки качества образования;

- социальный паспорт образовательной организации. В данном случае речь идет именно о социальных характеристиках самой образовательной организации и контингента учащихся. Здесь определяющую роль будут играть такие факторы, как место расположения школы (сельская местность: районный центр или село, базовая школа или филиал; город и конкретный район города), статус образовательной организации (школы с отбором: лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов; средние общеобразовательные школы; общеобразовательные школы). Дело в том, что если сравнивать общеобразовательную школу (ООШ) и среднюю общеобразовательную школу (СОШ), то такой показатель как ЕГЭ не является определяющим в оценке качества, так как для ООШ все заканчивается результатами девятиклассников, полученными в ходе проведения Основного государственного экзамена (ОГЭ). Следующий социальный показатель - родители учащихся, а точнее, уровень их образования. Вполне закономерно, что родители с высшим образованием более нацелены на высокие результаты в обучении у своих детей. В таких случаях важная роль отводится мотивационным процессам учащихся, установку на которые закладывают именно родители. Социальная среда конкретного класса и школы в целом будет оказывать положительное либо отрицательное воздействие на успешность обучения учащихся. В классе с высоким уровнем знаний в основной массе «слабые» учащиеся более мотивированы на достижение результатов в обучении и наоборот.

Учитывая все вышеописанные факторы, которые определяют комплексный вектор в оценке качества среднего общего образования, можно отметить, что в исследованиях и анализе качества наиболее оптимальным будет являться кластерный подход. При подоб-

ном подходе образовательные организации относят к определенному кластеру, например, школы, расположенные в сельской местности, составят один кластер. Городские школы, в свою очередь, можно также поделить на кластеры - общеобразовательные школы и школы, находящиеся в статусе лицеев и гимназий, и т. д. Причем деление школ на кластеры в каждом регионе будет иметь свою специфику. Привычное деление школ Тамбовской области на кластеры в зависимости от вида исследования и от особенностей выборки может быть следующим:

- кластер I - городские школы, кластер II - сельские школы;

- кластер I - городские школы - лицеи и гимназии, кластер II - городские общеобразовательные школы, кластер III - сельские общеобразовательные школы.

Такое деление школ на кластеры позволяет сделать более глубокий анализ результатов мониторинговых исследований качества образования.

К слову сказать, мониторинг в образовании является наиболее эффективным инструментом при оценке качества образования. Мониторинговые исследования, проводимые на протяжении длительного времени, позволяют определить закономерности и выявить особенности тех или иных процессов, происходящих в образовательной деятельности и определяющих результаты этой деятельности.

Так, на протяжении нескольких лет в Тамбовской области проводилась сначала апробация, а затем и собственно мониторинговые исследования по определению уровня готовности первоклассников к школе (начало учебного года) и мониторинги достижений обучающихся 1 классов (конец учебного года) по методике Г.С. Ковалевой с выявлением динамики образовательных достижений обучающихся. Успешно применялся в области и мониторинг оценки готовности учащихся 5 классов к обучению на уровне основного общего образования, выявляющей уровень сформированности группы метапредметных результатов в соответствии с ФГОС начального общего образования. Данный вид исследований также разработан Г.С. Ковалевой и позволяет произвести комплексную оценку знаний учащихся сразу по нескольким предметам на основе осознанного чтения (читательской грамотности) [8; 9]. Во всех подоб-

ных мониторинговых исследованиях, проводимых в Тамбовской области, при описании результатов используется кластерный подход, позволяющий, как уже было сказано выше, дать более глубокую оценку качеству образования.

Сегодня особое внимание уделяется уровню сформированности метапредметных умений обучающихся. Обращаясь к букве закона, следует обратить внимание, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предполагают необходимость оценивания не только предметных, но и личностных и метапред-метных образовательных результатов обучающихся. В связи с чем мониторинг по выявлению уровня сформированности мета-предметных умений обучающихся является наиболее актуальным исследованием в оценке качества образования. В освоении учащимися образовательных программ также учитываются показатели обученности и качества.

Таким образом, говоря о системе оценки качества образования, складывающейся в современных условиях, хотелось бы обратить внимание на необходимость проведения мероприятий по оценке качества образования. Результаты оценочных процедур важны не только для принятия управленческих решений и для контроля функционирования системы образования, но и для информирования потребителей образовательных услуг в лице родителей и учащихся. Хотелось бы, чтобы родители при выборе школы для своего ребенка опирались не только на отзывы и рекомендации знакомых, но и на реальные показатели качества образования конкретной школы.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: М1р://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 29.05.2016).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг.: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. URL: httpV/минобр-науки.рф/ (дата обращения: 29.05.2016).

3. Иванов С.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Крутова О.Э. Мониторинг и статистика в образовании. М.: АПК и ППРО, 2007. 128 с.

4. Информация с официального сайта Центра оценки качества образования. URL: http://

www.centeroko.ru/pisa15/pisa15.htm. (дата обращения: 29.05.2016).

5. Ковалева Г.С., Кошеленко Н.Г., Краснянская КА., Смирнова Е.С. Концептуальные подходы к оценке учебных достижений по математике и естествознанию в международном сравнительном исследовании TIMSS. М., 2008. 44 с.

6. Информация с официального сайта ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности» г. Тамбов. URL: http://www.rcoi68.ru/ indexnew.php?menu=3 8&o4=on&l1=on&l2=on &t1=on&t2=on&t3=on (дата обращения: 30.05.2016).

7. Информация с официального сайта НИКО -Национальные исследования качества образования. URL: http://www.eduniko.ru/ (дата обращения: 29.05.2016).

8. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе / под ред. Г.С. Ковалевой. М., 2012. 52 с.

9. Ковалева Г.С. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации (5 класс). М.: Просвещение, 2014. 160 с.

References

1. Russian Federation. Federal Law № 273-FZ of 29 December, 2012, Ob obrazovanii v Rossiy-skoy Federatsii [On education in Russian Federation]. Available at: http://minobr-nauki.rf/ (accessed 29.05.2016).

2. Russian Federation. Decision of Government of Russian Federation № 295 of 15 April, 2014, Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 20132020 gg. [State program of Russian Federation "Education development" for 2013-2020]. Available at: http://minobr-nauki.rf/ (accessed 29.05.2016).

3. Ivanov S.A., Pisareva S.A., Piskunova E.V., Krutova O.E. Monitoring i statistika v obrazovanii [Monitoring and statistics in education]. Moscow, APK i PPRO Publ., 2007. 128 p. (In Russian).

4. Informatsiya s ofitsial'nogo sayta Tsentra ot-senki kachestva obrazovaniya [Information from official site of Assessment centre of education quality]. Available at: http://www.centeroko.ru/ pisa15/pisa15.htm. (accessed 29.05.2016).

5. Kovaleva G.S., Koshelenko N.G., Krasnyan-skaya K.A., Smirnova E.S. Kontseptual'nye podkhody k otsenke uchebnykh dostizheniy po matematike i estestvoznaniyu v mezhdunarod-nom sravnitel'nom issledovanii TIMSS [Conceptual approaches to the evaluation of learning achievements on Mathematics and Science Studies in International comparative investigation

made by TIMSS]. Moscow, 2008. 44 p. (In Russian).

6. Informatsiya s ofitsial'nogo sayta TOGKU «Tsentr ekspertizy obrazovatel'noy deyatel'nosti» g. Tambov [Information from the official site of TRSPE "Examination centre of educational activity" in Tambov]. Available at: http://www. rcoi68.ru/indexnew.php?menu=38&o4=on&l1= on&l2=on&t1=on&t2=on&t3=on (accessed 30.05.2016).

7. Informatsiya s ofitsial'nogo sayta NIKO -Natsional'nye issledovaniya kachestva obra-zovaniya [Information from the official site of NIEQ - National investigation of education quality]. Available at: http://www.eduniko.ru/ (accessed 29.05.2016).

8. Rekomendatsii po izucheniyu gotovnosti pervok-lassnikov k obucheniyu v shkole [Recommendations on studying first-form pupils' readiness to schooling], ed. G.S. Kovaleva. Moscow, 2012. 52 p. (In Russian).

9. Kovaleva G.S. Metapredmetnye rezul'taty. Stan-dartizirovannye materialy dlya promezhutoch-noy attestatsii (5 klass) [Metadisciplinary results. Standard materials for interim attestation (5th form)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2014. 160 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 26.06.2016 г. Received 26 June 2016

UDC 316+373

PROBLEM FIELD OF EVENTS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION QUALITY'S EVALUATION Oksana Yurevna MILOSERDOVA

Post-graduate Student, Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]

The problem of modern education quality evaluation as one of priority tasks of Russian system of education is revealed. The events on quality of education evaluation of different level are considered. The experience of competent international researches PISA, TIMSS and PIRLS - in the sphere of general secondary education's quality evaluation is given. The short characteristics of evaluating procedures, carried out at federal level are presented. The attention is paid to the carried out in Tambov region monitoring researches of primary and basic levels of education according to the methods of G.S. Kovaleva with the use of cluster approach at description of the results. The special attention is paid National Researches of Education's Quality (NREQ) which was carried out in Russia from 2014 and within the framework of which the carrying out of regularly researches of education's quality at all levels is planned. The most important parameters, defining the quality of educational services, provided by educational organization are described. The important factors, influencing the evaluation of quality of general secondary education in regional researches and also the necessity of the carried out procedures on educational services evaluation not only for taking managing decisions but for informing the consumers are marked.

Key words: general secondary education; evaluation of education's quality; monitoring; educational activity; educational services; National researches of education's quality

Информация для цитирования:

Милосердова О.Ю. Проблемное поле мероприятий по оценке качества среднего общего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 3 (7). С. 56-61.

Miloserdova O.Yu. Problemnoe pole meropriyatiy po otsenke kachestva srednego obshchego obrazovaniya [Problem field of events of general secondary education quality's evaluation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchest-vennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 56-61. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.