_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_39
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2021. Т. 31, вып. 1
УДК 179, 159.99
Л.О. Пузырёва, С.Ю. Жданова
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ1
В статье представлен теоретический анализ истории оформления и становления на современном этапе относительно новой отрасли научного знания - биоэтики. Рассматриваются различные подходы к определению причин и предпосылок появления биоэтики. Указываются ключевые события общественной, морально-этической и научной жизни общества, оказавшие влияние на появление и выделение направления биоэтики. Авторы статьи выделяют ряд существенных актуальных проблем, на решение которых в настоящее время обращено внимание исследователей биоэтических вопросов современности. В статье теоретически осмысляются центральные концепты биоэтики: биоэтическое сознание, биоэтические воспитание, биоэтические образование, выделяются основные функции биоэтического сознания. Показано усиление роли биоэтического воспитания и биоэтического образования в подготовке современных высококвалифицированных специалистов любого профиля.
Ключевые слова: биоэтика, биоэтическое сознание, биоэтические воспитание, биоэтическое образование.
Б01: 10.35634/2412-9550-2021-31-1-39-44
Введение
Современное состояние научного знания характеризуется возрастанием значимости сферы биоэтики, воплощающем в своем содержании позитивные знания о человеческом существовании [4]. Несмотря на то что этические, нравственные, моральные проблемы взаимодействия людей между собой и с окружающим их миром не теряют свей значимости на протяжении длительного периода существования обширного ряда научных направлений, сам термин «биоэтика», как и содержание данной сферы и основных ее понятий, требует уточнения.
Актуальность теоретического анализа существующих направлений исследований биоэтики и биоэтического сознания обусловлена тенденциями и процессами, происходящими в обществе и научной среде. Среди таких процессов следует назвать расширение взаимовлияния и взаимосвязи различных культур, активное внедрение инновационных технологий, междисциплинарность и проблемную ориентацию исследований, единовременное использование комплекса методов различных наук, дискуссии относительно нормативного сопровождения деятельности человека.
Несмотря на активное обращение исследователей к анализу проблемного поля биоэтики, отмечается отсутствие единой методологической базы, единого понимания предмета, объекта и принципов. В связи с этим цель настоящей работы - теоретический анализ развития представлений о биоэтическом сознании и формирования его проблемного поля.
Теоретический анализ истории становления биоэтики
Как самостоятельная область научного знания биоэтика возникла относительно недавно, являясь закономерным результатом развития науки XX века. В это время методы традиционно устоявшегося знания уже не могли помочь решить актуальные проблемы. Иными словами, возникновение биоэтики выступает как результат интеграции опыта, который в течение длительного периода был наработан целым комплексом отраслей. Как указывает Н.Н. Исланова, среди таких отраслей наибольший вклад внесли биология, медицинские науки, психология, антропология, социология, этика, философия [4]. Это был ответ на необходимость комплексного, всестороннего изучения человека с учетом анализа жизненных ситуаций с позиции нравственных оценок в рамках новых форм гуманизма. В связи с этим ключевым моментов биоэтики становится нравственный, морально-этический аспект (в отличие от других наук).
Анализируя причины появления биоэтики как отдельной сферы знания, Т.В. Мещерякова отмечает, что в литературе традиционно главной причиной рассматривают прогресс в медицине и появление инно-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 19-413-590009 р_а.
вационных биомедицинских технологий, которые начали вызывать опасения в среде ученых с точки зрения экзистенциальных, морально-нравственных и этических проблем [12; 14]. Однако данный факт можно назвать лишь одной из множества предпосылок к выделению и актуализации биоэтики.
В своих работах исследователи проблем биоэтики, такие как Т.В. Мещерякова, 2010; П.Д. Ти-щенко, 2006; Е.В. Савощикова, 2015; А.Н. Чумаков, 2005; Л.В. Коновалова, 1998; О.В. Летов, 2019; Т.М. Богданова, Е.В. Филоненко, 2018; В.И. Моисеев, 2018; З.Э. Абдулаева, 2020, выделяют обширный ряд ключевых предпосылок, подготовивших почву для появления биоэтики. Среди них можно отметить «подрыв авторитета науки в решении мировоззренческих проблем» [12; 18]. Наблюдался рост недоверия к научному знанию и безграничным возможностям человеческого разума и технологий в решении проблем в связи с осознанием угроз и опасностей, исходящих от них.
Кроме того, значительное влияние оказал кризис этики XX века - невозможность применения философских учений и теоретических понятий морали к существующим вопросам, реальным ситуациями и практике человеческого поведения, взаимодействия и жизни [2; 19]. К этическим проблемам можно отнести и последствия достижений в медицине, появление новых биомедицинских технологий, которые возвели вопросы человеческой жизни, ее границ на новый уровень осмысления.
Другими социальными причинами можно отметить процессы глобализации, развитие мировой экономики и становление международной рыночной системы, появление социальных движений. Нельзя также не упомянуть мировые войны, гонки вооружений и появление новых видов оружия, в том числе и ядерного. Широкое распространение и повышение значимости средств массовой информации и современных технологий способствовали облегчению коммуникации, преодолению информационных границ во всем мире, увеличению скорости передачи информации и влияния на людей.
Таким образом, как показывает анализ, совокупность указанных предпосылок определила появление и выделение биоэтики, основной задачей которой изначально представлялась защита прав и достоинства человека [12]. Возникновение биоэтики можно рассматривать как индикатор развития общества в целом. Для того чтобы сформировать целостное представление о биоэтике как о концептуальном поле и научном направлении, а также о ее содержании, необходимо далее выделить актуальные направления исследований.
Анализ актуальных проблем биоэтики
В настоящее время сферы науки, политики и экономики продолжают поиск новых граней, сторон и аспектов проблем биоэтики. В этом плане вопросы биоэтики не теряют своей актуальности и значимости в современном мире, в том числе и при принятии решений на государственном уровне.
Биоэтика оказывает влияние на все уровни общественного бытия, охватывая обширный спектр сложных этических противоречий и моральных дилемм. Являясь так называемой прикладной этикой, она требует новых знаний и опыта людей из разных сфер деятельности: философии, права, теологии, медицины, общественных наук и т. д. Биоэтика направлена на размышления о фундаментальных ценностях, таких как человеческая жизнь, достоинство людей, справедливость здравоохранения и медицины, способность принимать разумные решения.
Анализ существующих материалов по данной проблеме позволил выделить ряд актуальных тем и аспектов биоэтики. Так, в научных работах наиболее часто поднимаются и рассматриваются такие этические категории и концепты, как принцип свободы выбора человека, информированное согласие пациента, характеристики и поведение испытуемого, принимающего участие в экспериментах, процесс интернализации и др. [8].
В историческом аспекте отмечается, что если раньше медицинские услуги оказывались и анализировались в рамках традиционной иерархической системы, которая строго контролировалась сверху, а врачи, как правило, сообщали своим пациентам только минимум информации касаемо их диагноза, то в последнее время вектор внимания в осмыслении процесса взаимодействия в медицине сместился от врача к пациенту. И.Р. Камалиева (2019) в своем исследовании взаимоотношений врача и пациента отмечает несоответствие возможностей современной медицины и социального запроса в гуманном отношении к человеку, пребывающему в состоянии болезни. Кроме того, происходит трансформация отношений «врач - пациент» из-за относительной доступности информации, касающейся медицинской помощи и заболеваний, в сети Интернет и за счет развития и появления различных средств коммуникации. Другую сторону данной проблемы поднимает в своих работах В.С. Не-велева, ставя вопрос о ситуации дефицита доверия в сфере медицины.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2021. Т. 31, вып. 1
Характеризуя степень изложения проблем биоэтики в современных исследованиях, следует отметить, что наблюдается повышенный интерес ученых к изучению ценностных ориентаций биоэтического характера как идеологических основ профессионального поведения и деятельности работников в сфере медицинской практики (К.В. Зорин, 2019; К.Г. Гуревич, 2018; Н.В. Кудрявая, 2015; Ю.А. Евельсон, 2010). Подчеркивается необходимость развития духовно-нравственных компетенций, рефлексивности, гуманности и желания развиваться. Также нередко в исследованиях ставятся вопросы биоэтических представлений о жизни в целом и возможностях медицинских манипуляций с живым организмом (О.В. Попова, 2019; Т.Г. Светличная, 2015, 2016).
Не менее актуальным предметом внимания является обсуждение закономерных и естественных прав человека на жизнь и на смерть, в связи с чем в современном обществе актуализируются биоэтические проблемы эвтаназии и врачебной жестокости [5]. Рассматриваются правовые и морально-этические рамки «достойной» смерти, отношение к допустимости эвтаназии и смежных практик и т. д. (К.М. Беликова, 2020; М.Г. Руднев, 2019; Т В. Вавилина, 2014).
Кроме того, в последнее время такое направление, как молекулярная генетика, переживает бурное развитие, что привело к появлению генной инженерии и биотехнологий (В.О. Абрамова, 2020; Ф.Г. Майленова, 2019; А.А. Пестрикова, 2018). Становятся возможными терапия некоторых заболеваний с применением указанных технологий и получение идентичных генетических копий живых организмов [11]. Соответственно, данные аспекты становятся предметом этических дискуссий. Хотя обсуждения не утихают, все же подавляющее большинство ученых поддерживают продолжение исследований в данном направлении, однако только при условии того, что главной их целью будет лечение болезней, а не улучшение природы человека [11].
Таким образом, обширная часть проблем биоэтики касается вопросов медицины, внедрения новых технологий в области здравоохранения, взаимодействия врачей и пациентов и подготовки студентов-медиков к выполнению профессиональных задач на высоком уровне (Е.Г. Трубецкова, 2020; А.Е. Шишкин, 2019; Н.А. Насонова, 2019; И.В. Силуянова, 2019; А.Л. Осипова, 2019). Однако следует отметить, что данные аспекты изучаются изолированно, предметом исследований в каждом случае являются новые стороны проблем биоэтики.
Развитие компьютерных технологий и технический прогресс привнесли новые биоэтические вопросы для осмысления, такие как роботизация и технологизация процессов производства и оказания услуг, проблема искусственного интеллекта и отношения людей к подобным «искусственно созданным мыслящим существам» [21]. Рассматриваются проблемы законодательства в рамках указанных проблем, этические аспекты взаимодействия человека и робота, формирование биоэтического подхода, регулирующего применение технологий (А.П. Писаренко, 2018; Ю.С. Шарыпов, 2017; Е.О. Родин, 2017). Данные аспекты можно выделить в отдельное направление исследований биоэтики.
Наряду с прочими называются и такие острые, актуальные и серьезные аспекты современного мира, как неравномерное распределение мировых пищевых, водных и сырьевых ресурсов, рост численности населения и перенаселение территорий, биоэтические аспекты распределения знания, смешение сфер биоэтики и искусства др. Данное направление сосредоточено на анализе общечеловеческих, культурных и экологических проблем жизни человека. В связи с вышесказанным биоэтика становится предметом интереса многих представителей сфер деятельности, направлений исследований и отраслей знания.
Подводя итоги анализа специализированной литературы, среди актуальных тем современной биоэтики можно назвать следующие: обсуждение морально-этических норм и принципов, которые связаны с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников; этические основы медицинской деятельности и особенности ее социально-нормативного регулирования; морально-нравственные нормы, правила и принципы профессионального поведения врачей; этическая основа правового статуса пациента; новые биомедицинские исследования и возможности и перспективы применения новых медицинских технологий; сущностные аспекты генетики и трансплантологии; вопросы новых критериев жизни и смерти, эвтаназии и абортов; отношение профессиональное и общества в целом к неизлечимо больным, инвалидам, новорожденным с дефектами развития; проблемы воспроизведения жизни, искусственного зачатия, суррогатного материнства, клонирования. Все указанное - это не только трудности взаимодействия и морально-этического выбора врачей и пациентов, не просто разные стороны рассмотрения здоровья и болезни, лечения и выздоровления, жизни и смерти. Но в более широком аспекте - поиск подлинной сущности человека в его природе, историческом и социальном проявлении [21].
Как указывает В.М. Соколов, биоэтика, как особая форма человеческого знания, выходит на новый, более высокий и широкий уровень мировоззренческих, ценностных и онтологических пред-
ставлений. Нередко в настоящее время биоэтика ставит проблемы, с которыми никогда раньше не сталкивалось не только научное сообщество, но и человечество в целом [17].
Можно сделать вывод, что сущностное содержание биоэтики на сегодняшний день очень обширно. Вполне возможно выделить несколько основных областей биоэтических исследований и дискуссий. Однако эти области не будут иметь четких границ, будут пересекаться во множестве аспектов и дублировать друг друга. Области биоэтики представляют собой некие устойчивые комплексы, которые постоянно порождают новые моральные дилеммы и дискуссии по различным биоэтическим вопросам.
Определение концепта «биоэтическое сознание»
Сознание предполагает отношение субъекта к объективной реальности. Согласно Л.В. Куликову, сознание, т.е. осознание объективной реальности, начинается там, где появляется образ [6]. Из чего можно заключить, что биоэтическое сознание предполагает отношение человека к обширному кругу проблем биоэтики и сформированный в сознании субъекта образ биоэтики как области знания.
На сегодняшний день нет четкого, устоявшегося определения категории «биоэтическое сознание». Данная категория существует скорее как область актуальных вопросов, анализ которых позволяет говорить о функциях, которые она выполняет. В литературе чаще всего можно встретить следующее определение категории «биоэтическое сознание». Анализируя различные подходы и исследования, В.В. Сергеев и др. предлагают понимать биоэтическое сознание как область сознания, которая в обобщенной форме отражает действительность в форме биоэтических знаний, оценочных отношений к биоэтике и практике реализации ее законов, принципов и правил, моральных установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение разумного и нравственного человека в ситуациях морального выбора, связанного с его вмешательством в процессы жизнедеятельности [16].
Среди функций биоэтического сознания можно выделить регулятивную, познавательную и оценочную функции. Регулятивная функция заключается в координации и определении поведения человека на основе морально-этических установок и ценностных ориентаций в значимых с точки зрения биоэтики ситуациях. Оценочная функция предполагает формирование эмоционально-оценочного отношения личности к разным сторонам, аспектам и явлениям жизни, к практической стороне биоэтики, выражающейся в законах, правилах и принципах. И наконец, познавательная функция отвечает за накопление знаний в области биоэтики через активную мыслительную деятельность человека. Данная функция реализуется также в таких явлениях, как биоэтическое образование, биоэтическая подготовка.
Формирование биоэтического сознания - важная задача современной науки и практики, которая должна реализоваться путем биоэтического воспитания, сложность которого заключается в самой цели данного процесса. Суть биоэтического воспитания заключается в том, что правила и принципы биоэтики должны стать личностным знанием и ценностью каждого человека.
Психолого-педагогическая модель биоэтического воспитания личности включает ряд основ, среди которых исследователи выделяют: целенаправленность процесса биоэтического воспитания и наличие установки и конкретной цели воспитательного процесса [10]. Биоэтическое развитие личности и формирование биоэтического сознания предстают как результаты динамических процессов взаимодействия наставников и учеников при активности обеих сторон. Соответственно, каждый компонент взаимодействия должен быть в наивысшей степени активным: носитель биоэтических идеалов, ценностей, моральных принципов и постоянно развивающаяся личность, органично взаимодействующая с окружающим миром.
Как указывает Е.В. Дворецкая, в основе биоэтического воспитания, обучения и формирования биоэтического сознания должны лежать определенные принципы и моральные ценности, принятые в конкретном обществе. Несмотря на то что биоэтика поднимает спорные вопросы морально-нравственного характера и дилеммы, можно определить ценности и принципы, на которых должно базироваться формирование биоэтического сознания. Так, во-первых, воспитание должно быть основано на принципе сострадания и заботы о других. Во-вторых, немаловажным является принцип понимания и прогнозирования последствий действий своих и других людей.
В настоящее время биоэтическое воспитание и образование становятся все более важными для подготовки высококвалифицированных специалистов любого профиля. Эти процессы развивают духовно-нравственную сферу личности, помогают осознать общекультурный контекст любой специфической деятельности, наделяя ее ценностно-мировоззренческим значением. В формировании биоэтического сознания одинаково важны как естественнонаучные, так и специальные дисциплины. С дру-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2021. Т. 31, вып. 1
гой стороны, биоэтическое сознание является интегрирующим ядром всего комплекса научного и культурного знания.
Выводы
Как самостоятельное научное направление биоэтика сформировалась как ответ на актуальные и закономерные вызовы XX века. Изначально центральной проблемой биоэтики выступали морально-нравственные противоречия и вопросы, связанные с применением и внедрением инновационных технологий медицины, или этические аспекты взаимодействия «врач-пациент», но с развитием биоэтической сферы научного знания спектр рассматриваемых проблем существенно расширялся. На сегодняшний день концепция биоэтики затрагивает целый ряд видов человеческой деятельности, включая не только отношения между врачом и пациентом, но и активное участие человека в промышленности и научных исследованиях, изменении климата, а также в таких новых областях, как редактирование генома человека, трансплантация, искусственный интеллект и т. д. Исследования биоэтики важны в области экологии, образования, научных исследований и культурного наследия.
Среди направлений и актуальных вопросов биоэтики отдельно следует выделить категорию «биоэтическое сознание», которое представляет собой все биоэтические знания человека, его отношение к внедрению и применению ее законов, правил и принципов, его нравственные и моральные ценности и этичность действия и поведения. Воспитание, формирование и активное развитие биоэтического сознания носит мировоззренческий, общекультурный и значимый для всех сфер деятельности, а не узкопрофессиональный характер, ибо в центре внимания оказывается человек с его многообразными правами, ценностями, свободами [17]. В связи с этим для формирования биоэтического сознания необходим высокий уровень общей и профессиональной культуры, включающий устойчивое знания в таких областях, как психология, медицинское право, социология [9].
В настоящее время методологию в области биоэтики и биоэтического сознания нельзя назвать четко определенной, наблюдается фрагментарность знаний в научной сфере, разрозненность исследований. Теоретический анализ репрезентации проблем биоэтики и биоэтического сознания в современной науке показал, что чаще всего они изучаются в приложении к сфере медицины. В связи с этим необходимым представляется комплексное исследование актуальных вопросов биоэтики и формирования биоэтического сознания у представителей разных групп населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулаева З.Э. Прогресс человека как проблема биоэтики. О роли философии // Социология. 2020. № 4. С. 240-244.
2. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. 353 с.
3. Евельсон Ю.А., Евусяк О.В. Обеспечение биоэтической направленности профессиональной подготовки студентов-медиков // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 9-12.
4. Исланова Н.Н. Формирование биоэтического мировоззрения: аспекты методологии: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Казань, 2000. 150 с.
5. Королёв М.Г. Право на смерть: некоторые этические замечания // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием (Витебск, 2 декабря 2016 г.). 2016. С. 33-35.
6. Куликов Л.В. Психология сознания. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
7. Летов О. В. Проблемы биоэтики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2019. № 2. С. 97-110.
8. Летов О.В. Актуальные проблемы биоэтики (обзор) // Философия науки и техники. 2018. № 2 (23). С. 131-137.
9. Лихобабина Л.В. Биоэтическое сознание в освоении духовной объективной реальности // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур: материалы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой». 2016. С. 126-130.
10. Магомедова А.Н., Харченко Л.Н. Обоснование педагогической категории «Биоэтическое воспитание личности в системе образования» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 92-94.
11. Мельнов С.Б. Этические аспекты генетических исследований // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием (Витебск, 2 декабря 2016 г.). 2016. С. 43-47.
12. Мещерякова Т.В. Причины появления биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Серия Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12). С. 90-100.
13. Моисеев В.И. От биоэтики к биофилософии // Философские проблемы биологии и медицины: сб. статей. М.: Социально-гуманитарные знания, 2018. Вып. 12. С. 6-18.
14. Поттер Ван Р. Биоэтика: мост в будущее / под ред. С.В. Вековшининой, В.Л. Кулиниченко. Киев, 2002. 216 с.
15. Савощикова Е.В. Многогранность биоэтики как понятия, правовые аспекты регулирования // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С. 256-258.
16. Сергеев В.В. Биоэтика / В.В. Сергеев, В.Н. Наследков, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин, А.В, Ан-тимонов, Н.Н. Аськов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.
17. Соколов В.М. Специфика формирования биоэтической ответственности личности в условиях медицинской профессиональной школы // Современные проблемы науки и образования [электронный журнал]. 2014. № 4.
18. Тищенко П. Д. Биоэтика как теоретическое основание оразования членов этических комитетов // Национальные и локальные комитеты по биоэтике: опыт Центральной и Востояной Европы. Материалы международных научных конференций по биоэтике / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича, Г.В. Годовальникова, Д. С. Денисова. Минск, 2006. С. 27-32.
19. Тищенко П. Д. Угроза множественности и идея гуманитарной экспертизы // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2. М.: ИФРАН, 2008. С. 102-129.
20. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Обоснование педагогической категории «Биоэтическое воспитание личности в системе образования» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 92-98.
21. Цаценко Л.В. Биоэтика и основы безопасности. СПб.: Лань, 2016. 96 с.
Поступила в редакцию 18.01.2021
Пузырёва Любава Олеговна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития философско-социологического факультета E-mail: puzireva.l@gmail.com
Жданова Светлана Юрьевна, доктор психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой психологии развития философско-социологического факультета
E-mail: svetlanaur@gmail.com
Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
L.O. Puzyreva, S.Yu. Zhdanova
THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF BIOETHICAL CONSCIOUSNESS
DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-1-39-44
This article presents a theoretical analysis of the history of the formation and existence of a relatively new branch of scientific knowledge - bioethics - at the present stage of its development. Different approaches to the definition of the causes and prerequisites for the emergence of bioethics are analyzed. The key events of the social, moral, ethical and scientific life of society that have influenced the emergence and identification of the direction of bioethics are indicated. The relevance and importance of bioethics in the modern world is demonstrated. The authors of the article have analyzed existing materials on this problem and identified a number of significant problems, the solution of which is currently being addressed by researchers of bioethical issues of our time. Moreover, the article presents a theoretical analysis of such important concepts of bioethics as bioethical consciousness, bioethical upbringing and education. The main and most important functions of bioethical consciousness are highlighted. It is shown that bioethical upbringing and education is becoming extremely important today for the training of highly qualified specialists of any profile.
Keywords: bioethics, bioethical consciousness, bioethical upbringing, bioethical education, development of scientific knowledge.
Received 18.01.2021
Puzyreva L.O., Candidate of Psychology, Associate Professor at Department of Developmental Psychology E-mail: puzireva.l@gmail.com
Zhdanova S.Yu., Doctor of Psychology, Head of the Department of Developmental Psychology E-mail: svetlanaur@gmail.com
Perm State University, Faculty of Philosophy and Sociology Bukireva st., 15, Perm, Russia, 614990