УДК 130 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ «ДРУГОЙ» В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Закревский Владимир Энгельсович, заместитель директора по научной работе,
старший научный сотрудник, кандидат философских наук, докторант отдела социальных проблем высшего образования и воспитания студенческой молодежи Института высшего образования
Национальная академия педагогических наук Украины, г. Одесса, Украина Национальная академия педагогических наук Украины, г. Киев, Украина
zve-od@mail. ru
В статье осуществлен анализ описательно-объяснительных характеристик понятия «Другой» в философствовании Э. Гуссерля, М. Понти, Э. Левинаса, Ж. Дерриды, Г. Марселя, Ж.П. Сартра, Б. Вальден-фельса, а также ряда исследователей Союза Независимых Государств. Выявлено одно из сущностных противоречий современного этапа цивилизационного процесса, заключающееся в неадекватности познания и интерпретации образов «Других» этнокультурных общностей, как на индивидном уровне, так и в широком социальном контексте иных жизненных пространств. Сделан вывод о том, что предпосылкой гуманизации мирового социально-политического процесса является более тесная социально-этическая интеграция этно-национальных общностей, минуя государства как исторически дискредитировавшие себя социальные институты.
Ключевые слова: «Другой»; «Чужой»; интерсубъективность; социальная динамика.
PROBLEM FIELD «ANOTHER» IN THE EXISTENTIALISM
Zakrewsky Vladimir Engelsovich, Deputy Director for Science, Senior Researcher, PhD,
a doctoral student of social problems of higher education of students of the Institute of Higher Education
National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Odessa, Ukraine National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kiev, Ukraine
zve-od@mail.ru
The article made an analysis of the descriptive and explanatory characteristics of the concept of "Other" in philosophizing E. Husserl, M. Ponti, E. Levinas, J. Derrida, G. Marcel, Z.P. Sartre, B. Waldenfels, as well as a number of researchers of the Union of Independent States. Revealed one of the essential contradictions of the present stage of civilization process, is the inadequacy of knowledge and interpretation of images of "Other" ethno-national communities, both on individual level and in the broader social context of other living spaces. It is concluded that the premise of the humanization of the world socio-political process is closer social and ethical integration of ethno-national communities, bypassing the state as a historically discredited social institutions.
Keywords: "Other"; "Alien"; intersubjectivity; social dynamics.
Другой!!! Как много в этом звуке... для всех нас заключено. Другие - друзья и враги, любимые и ненавистные, приковывающие к себе мысленные взоры и оставляющие и безразличными. У каждого из нас стереотипно-уникальный функционально-ролевой комплекс, включающий контрагентов, с которыми мы взаимодействуем ежедневно, на протяжении десятков лет, а также и почти виртуальных субъектов, являющихся для нас образцами жизненных стратегий. Из всех жителей земли нам достаточно, для одновременного разнодистантного взаимодействия, семьдесят - сто пятьдесят человек - ближний круг; литературные герои, деятели культуры, гении, пророки - «дальний круг». Периодически обновляя содержательное наполнение этих «кругов» мы с оптимизмом и верой в будущие чудеса стабильно продвигаемся по извилистой тропинке жизни к её неизбежному финалу. Такова «суровая» правда индивидуальной экзистенции.
Экзистенциал «Другой» в разное время был предметом исследований философов: Европы - Э. Левинаса, Ю. Хабермаса, Ж. Лиотарда, Ж.П. Сартра, Г. Марселя, Ж. Дерриды, Ж. Делеза, К. Хюбнера. Б. Вальден-фельса, П. Тиллиха, М. Бубера, О.Ф. Больнова, Х.Г. Гадамера, Х.Э. Керлота, М. Мосса, П.Л. Энтральяго, И. Ковальського и др.; Беларуси - О.Н. Шпараги, А.Я. Сарны, Н.С. Семенова, И.М. Наливайко, А.П. Пигалева и др.; Украины - О.Г. Волкова, В.Н. Суковатой, Е.В. Уханова, Н.Е. Шопухо, О.А. Довгополовой, Д.Ю. Кобрин-ского, К.Ю. Райды, А.Л Богачова и др.; России - Б.Л. Огибенина, Л.Ю. Соколовой, Г. Тавризяна, А.А. Грица-нова, Н.Л. Слободянюк и др.
В коммуникативной версии философского постмодерна понятие «Другой» имеет различные вариации: «бытие-с» (М. Хайдеггер); «бытие-друг-с-другим» (Л. Бинсвагер); отношение Я-Ты» (М. Бубер); «преодоление отчаяния благодаря данности Ты» (О.Ф. Больнов); «подлинность отношения Я и Ты» (П. Тиллих); «событие с Другим» (Ж.П. Сартр); опыт «Ты» и «свободное перетекание Я в Ты» (Х.Г. Гадамер); «Бог Не - Другой. Это Бог» (Р. Гвардини) [1, с. 250-252]
Сущностные характеристики модели Другого Э. Гуссерля раскрываются через следующий понятийнотерминологический компендиум - «субъект этого мира», «чуждый - чужой», «интерсубъективность», «апп-резентация - делание - сонастоящее», «трансцендентальная редукция», «межсубъектная интенция», «эксплицитная и имплицитная интенциональность», «на Чужое направленная интенциональность», «эго-согласованный опыт чуждого», «конституирование смысла Другого», «смысл Другого». Феномен «Другой»
Э. Левинасом распредмечивается следующими смысловыми конструктами: единство существующего и существования; интенциональность - открытость, в которой не отрицается инаковость; любовь как сохранение инаковости; отношение к любимому, как не трансцендируемая имманентность; одиночество - мужество, гордость, независимость, связанность «Я» с самим собой; этический субъект, этическое отношение к Другому; парадоксальность, непроницаемость смерти - трансцендентный Другой (неужели Бог?) [2].
Атеистическая ветвь экзистенциализма отказывает Богу именоваться Другим. По этому поводу приводим философский анекдот: «Бог умер». Ф. Ницше. - «Ф. Ницше умер». Бог). Субъективно для человека истинно не то, что действительно истинно, а то во что он верит. И, социокультурная феноменология этнона-циональных общностей планеты, и в целом культура человечества изобилует многочисленными артефактами материальной и духовной культуры, само возникновение которых /храмы, литература, музыка, живопись, скульптура и пр./ было обусловлено верой в Бога. Представляется целесообразным в социально-философском разрезе говорить не о том - существует или не существует Бог, а о том, что существует вера в него миллиардов людей, о том, что последняя - мощная духовно-нравственная детерминанта социальной динамики. Даже гипотетически, изъяв всю социальную активность, инспирированную религиями мира, мы единовременно, и, слава Богу, что только мысленно, разрушим величественное здание культуры человечества, так как разрушим ее фундамент.
Постановка проблемы. По существу темы статьи проблема в социогуманитарном знании поставлена давно. И заключается она в пока не неразгаданной тайне межлюдского взаимодействия. Введение в научный оборот смыслового конструкта «Другой» будет оправдано только в том случае, если последний приблизит социальную философию к познанию детерминант и системных закономерностей проблемного поля «Я»-«Ты». В данной работе мы ставим задачу проанализировать определяющие описательно-объяснительные характеристики понятия «Другой» в работах отцов основателей экзистенциализма. Особый интерес представляет эволюция данного экзистенциала в исследованиях философов Западной Европы и СНГ.
Рассмотрение темы начнем с Э. Гуссерля, что будет оправданным исторически и методологически. Онтологически заданную интенцию субъекта на Другого Э. Гуссерль определяет как «латентную науку», имманентную сущностным силам человека. Естественно, что одним из важнейших объектов перцептивного поля субъекта является Другой. Д. Хусман следующим образом характеризует роль и значение Другого для жизнедеятельности субъекта: «Ни во мне, ни вне меня нет более ни в себе, ни для себя; Другой участвует в моем «чувствовать» и составляет совсем как «Я» - систему с миром”» [3, с. 83]
Дефиниции экзистенциализма не строги - носят приблизительно-расплывчатый литературнопсихологический характер и значительно уступают четко выверенному терминологически-понятийному аппарату классической философии. Так словосочетание, Э. Гуссерля «объективный мир» на языке рациональной философии именуется «объективной действительностью». Например, представляя в данном контексте объективную реальность только как « ...универсум Другого бытия», Э. Гуссерль автоматически исключает из нее природу. [4, с. 234] «Продукты интерсубъективного» - результирующая социальной динамики, включающей как индивидуальных так и коллективных субъектов [5, с. 136]. Упорное избегание Э. Гуссерлем употребления термина «Другой» во множественном числе свидетельствует о категорическом исключении из сферы экзистенциального дискурс социального. Из чего следует, что в понятие «Другой» либо включены априори все означаемые социальной действительности, либо, оный мыслится только как уникальный индивид неопределенными содержательным и смысловым параметрами. Главное для Э. Гуссерля интерсубъективность - Другой, всего лишь Субъект, репрезентатор социального, удостоверяющий его бытийность, всеобщность и безусловную значимость для Нас.
Интеграция присущих Мне и Другому Нечто в интерсубъективной коммуникации творит жизненный мир. Но оказывается, что субъект изначально, еще до осуществления активности вовне, направленной на Другого, уже обладал неким латентным смыслом. Наличие последнего у Другого просто постулируется. Другой для Меня не равен мне, так как в своей идеальной идентичности он не может, по определению, быть идентичным Мне, единственному и уникальному. Данная методологическая установка наталкивает на мысль о том, что возможно все зло мира (враждебность, насилие и т. п.) из-за неадекватного восприятия, неправильного понимания Другого - (Других): «Гуссерль спрашивает о том, может ли Другой (Другое «Я») дано мне так же, как дан мне Я сам? [6, с. 49]
Уместным будет продолжить развитие темы Другого, опираясь на работы М. Понти - верного последователя Э. Гуссерля. Как же мыслится присутствие Другого в жизненном мире в концептуальной версии экзистенциализма М. Понти? Своеобразно характеризуется М. Понти отзеркаливание Другого, Других субъектом: „В восприятии Другого. я преодолеваю в интенции ту бесконечную дистанцию, которая будет всегда
отделять мою субъективность от другой. Я преодолеваю концептуальную невозможность для меня Другого «для себя»». [7, с. 159] В работе «Временность» М. Понти дает такое определение роли Другого в экзистенции Субъекта: „Теперь, когда мы лучше разобрались в понятии наличного бытия, связали наличное бытиё у себя с наличным бытием в мире и отождествили cogito с вовлеченностью в мир, мы лучше понимаем - как можно обнаружить Другого у виртуального начала его видимых поступков. Несомненно, Другой никогда не будет существовать для нас так же, как мы сами. Это всегда наш меньший брат, в нем мы никогда не соучаствуем, как это происходит в нас самих, в напоре темпорализации». [8, с. 56] Из данного тезиса, помимо его объяснительно-интерпретационной составляющей, целесообразно было бы выделить трудно улавливаемую социальную переменную.
Весьма ценное напоминание о том, что наличное бытие с необходимостью включает мою собственную активность и некий круг субъектов планеты Земля, доступно для усвоения уже старшеклассниками. Более перспективной видится интерпретация «выхода» экзистенциальной концепции в социальное пространство всеобщего опыта. М. Понти провозглашает « ... открытость моей экзистенции иным экзистенциям, не проживаемым мной временностям и способность обладать социальным горизонтом». [9, с. 173] Первую часть данного тезиса можно оспорить следующим образом. Принципиальная невозможность Моей абсолютной ассоциации в жизненном мире Другого очевидна. Но разве познание жизненного пространства и духовного мира Другого, и, соответственно Его самого возможно только таким способом? Видимо, нет. Предложение такого механизма интерсубъективной коммуникации предпринято, видимо, только для того, чтобы противопоставить его рациональному освоению социальной реальности. Единодушно табуируемая экзистенциализмом тема взаимодействия личности и общества получает в концепции М. Понти, якобы совершенно новое звучание: „Мой мир оказывается увеличенным до размеров коллективной истории, которую моя частная экзистенция осваивает и подхватывает». [10, с. 89] М. Понти останавливается перед содержательным анализом социального, продуцируемого индивидуальными экзистенциями.
Методологическая установка М. Понти позволяет признавать наличие Другого, но закрывает путь анализа деятельности коллективных субъектов, оказывающих решающее воздействие на содержание и качество глобальной социальной динамики, безусловно воздействующей на жизнедеятельность «трепетной» индивидуальной экзистенции.
Феноменирование субъекта вовне возможно посредством языка. Именно язык делает Субъекта различимым для Других. Языковое поведение - необходимое условие трансцендирования субъектных потенций, средство порождения «конкретной теории духа» и социокультурной динамики. В межсубъектной коммуникации рождается менталитет социума, формируется «Тело» его культуры, причем основой тут выступают попеременно меняющиеся местами «Я - Другой», «Другой-феномен-Я-феномен». При этом предполагается, что Другой не безликий фрагмент социальной реальности, а тем более, упаси Боже, не объект, а единственно возможный источник порождения моих смыслов и значений: « .мой уникальный жизненный опыт», состоящий из перцептивных или лингвистических компонентов, трансформируется вовне в символической форме. [11, с. 146].
Основополагающими свойствами «человеческого» М. Понти считает способность выражения себя, демонстрации Другим собственных уникальных смыслов. Способ самовыражения определяется индивидуальностью субъекта, стилем его жизни. Плодотворными, но отнюдь не инновационными, являются мысли о том, что культура представляет собой систему символов, интегральное единство индивидуальных способов отношения к миру всех человеческих «монад».
В этой связи уместно отметить, что М. Понти, как, впрочем, и иные видные экзистенциалисты, отдает предпочтение уникальным социальным индивидам, оставляя за рамками рассмотрения коллективных субъектов. Мы не вправе укорять его за это, просто очерчиваем границы предметного поля его теоретического универсума. Отмеряя временной отрезок жизненного пути человека в мире, М. Понти вполне справедливо указывает на его исходную точку - рождение. Жизнь начинается с жизнеобеспечения, в ходе которого складывается опыт взаимодействия с Другим, в данном случае, с матерью. Обрисовывая характер связи с Другим, М. Понти утверждает не идентичность меня и Другого.
Если рассмотреть в этой связи обусловленность экзистенции Субъекта экзистенцией его матери, начиная с самого рождения, то надо признать абсолютную зависимость растущего Субъекта от уже «ставшей» матери. Приведенный пример взаимосвязи и одновременной зависимости моей младенческой экзистенции от Другой - матери, опровергает справедливость данного тезиса М. Понти. Инвариантное ядро человеческих сущностных сил - величина постоянная; вариативная их составляющая не может быть определяющей. А поскольку понятие «экзистенция» не распредмечено детально у М. Понти, то уместно говорить о «глобальной» идентичности индивидуальных экзистенций. Проще говоря, в чем-то сущностном все люди идентичны, а в чем-то особенном и единичном - разнятся.
Для матери младенец /Другой/ является сверхценностью и первые месяцы существования «напор тем-порализации» подчинен задаче его жизнеобеспечения при почти полном забвении уникальности и свободы экзистенции матери. Можно обвинить автора в выискивании тривиальных примеров, однако тема рождения,
как начала экзистенции поднята самим М. Понти. И потому мы вправе развивать её в предложенном смысловом пространстве. М. Понти под индивидуальной экзистенцией подразумевает зрелого социального индивида. Схематично-абстрактное очерчивание жизненного пути человека содержится в тезисе М. Понти о том, что рождение есть естественное условие и возможность « .достичь полноты абсолютного индивида». [12, с. 215] Если оставаться полностью в предлагаемом философом понятийно-терминологическом континууме, то можно предположить, что имеется в виду физическое совершенство Тела, поскольку толкование общенаучного термина «индивид» не может означать ничего другого, как биолого-физиологический субстрат человека. В таком случае, налицо незавершенность понятийного тезауруса концептуальной версии экзистенциализма М. Понти, так как он просто вынужден заимствовать у «рацио» его же термины и наделять их своими смыслами.
В отношении же нашего утверждения о взаимосвязи экзистенции младенца и матери можно добавить следующее. Претензии М. Понти на предельную обобщенность, вынуждающие употреблять понятия, раскрывающие якобы абстрактно-универсальную сущность человеческого существа, не могут исчерпать до конца всех возможных экзистенций, а тем более их взаимодействия с Другими.
Теперь обратимся к уяснению понятий смысла, бессмысленного и понимания, постулируемых М. Пон-ти в их неразрывной взаимосвязи. Будем исходить из следующей установки М. Понти: « .классическая проблема - понять .в мире отношения смысла и бессмысленного». [13, с. 99]. Рассматривая объяснительную характеристику М. Понти порождения смысла в индивидуальной экзистенции, мы обнаруживаем следующий трюизм, ни в коей мере не имеющий права претендовать на открытие экзистенциализма: «Мир. колыбель значений, смысл всех смыслов» [14, с. 79]. Актуальные индивидуальные Опыты, принадлежат истории, служат источником, стимулом и условием появления смыслов Моего уникального «Я». Следовательно, логично было бы допустить, что определенная часть Опыта Других будет идентична Моему Опыту. И это дает нам право усомниться в абсолютной уникальности социального индивида. Оставим пока открытым вопрос о качественной специфике смыслов моей экзистенции, поскольку они, если мыслить социологически, располагаются в широком диапазоне от стереотипности (типичности) до уникальности (оригинальности).
В процессе мысленной реконструкции жизненного пути индивида, во имя утверждения его адекватной идентичности, Г. Марсель прибегает к опосредованию себя «Другим». На «линии» жизни Г. Марсель выделяет преходящие и константные личностные образования. Последние «обнаруживают присутствие» в трех временных модусах индивидуальной онтологии. Это инвариантное личностное ядро, неизменное на всех этапах жизненного цикла, роднит человека с Вечностью, дарит надежду на «бессмертие».
Гуманизм Г. Марселя, отличающий его от других экзистенциалистов, особенно явно проявился в трактовке феномена смерти. Он считает истинной трагедией смерть Другого, а не свою собственную. Уход дорогого человека оставляет зияющую пустотой душевную рану. Это действительно невосполнимая утрата части Меня, одной из моих значимых интенциональностей, дарившей возможность любить, (быть любимым), умиротворенный покой. Кровно и /или/ духовно родной человек - «ласковая улыбка» зачастую бесприютного жизненного мира, часть Моего душевного комфорта. [15, с. 161]
В последние годы одним из значительных исследований по проблеме Другого-Чужого в Украине является цикл статей, завершившихся докторской диссертацией, О.А. Довгополовой. Данным автором осуществлена удачная попытка конкретизации и распредмечивания одного из достаточно абстрактных смысловых конструктов экзистенциализма (Марсель Г. Трагическая мудрость философии. С. 161)
«Другой» через понятия «Не - Свой», «Свой», «Чужой», «Отторгаемый». Пост-постмодерно онтологи-зируя Другого, О.А. Довгополова под Субъектом подразумевает «Дом - обжитое пространство», а под «Хаосом» - чужое, зловещее. Исторически сформированный в Моей культурной общности жизненный мир привычен, удобен, комфортен, а социальное пространство иных культур непонятно, тревожно, а возможно и опасно. О.А. Довгополова справедливо указывает на социально-психологические механизмы взаимодействия с изначально амбивалентным Образом Чужого - осмеяние, поношение, установление договорных отношений, игнорирование. Такого рода подход к интерпретации Другого - Чужого актуален в силу того, что основным противоречием современного этапа цивилизационного процесса становится этнокультурное. В первой декаде третьего тысячелетия стало совершенно ясно, что локальных социальных пространств в «обжитом мире» глобального социума уже почти не осталось. Человечество поставлено перед необходимостью выработать некую общезначимую, как для «Винни-Пуха» - (индивидуальной экзистенции) так для «Всех-Всех-Всех» картину мира. Диапазон взаимоприемлемости и этическая дистанция между этнонациональными общностями планеты Земля должны быть как никогда ранее близкими.
Для полного теоретического исчерпания феномена «Чужой» в концептуальной схеме О.А. Довгополо-вой предложены понятии - «отторгаемое», «толерантность, «терпимость». Первое понятие ассоциируется со смысловыми конструктами «Чужой», а второе и третье призваны выражать степень принятии «чужести -инаковости» не Своих. Одним из позитивных моментов предложенного О.А. Довгополовой решения проблемы данного экзистенциала является употребление термина «Другой» во множественном числе - «Другие Люди». Это косвенно свидетельствует о пока еще робком социально-философском развитии феноменологиче-
ского экзистенциализма. Автор опирается в теоретических построениях на экзистенциальную социологию (А. Шютц - конструирование социального пространства), что также убеждает в серьезности подхода к развитию, незыблемых с середины прошлого столетия, базовых экзистенциальных смысловых конструктов.
Полностью разделяем заключение автора о том, что формирование образа «Чужого - Не - Своего» и образа его жизненного мира осуществляется обыденным сознанием на основе поверхностной типизации и примитивной классификации. Полагаем, что это является одной из глобальных проблем, препятствующих взаимопониманию между ментально разнородными этносами, культурами, конфессиями. [16]
Немецкий феноменолог Б. Вальденфельс справедливо указывает на «существовательную» первооснову обращения к опыту Чужого, который для меня, безотносительно к определенной экзистенциальной ситуации, попросту безразличен. Так, на контролируемой исламскими фундаменталистами территории Афганистана, мужчина неминуемо лишается жизни всего лишь за то, что не носит бороду. Такова « .радикальная форма чуждости», проявляемая талибами к представителям иных культур и верований. [17, с. 6] Данный пример лишний раз убеждает нас в том, что к опыту иных культур надо обращаться не только по туристическо-командировочной необходимости.
В современном мире во весь рост встала глобальная социально-этическая проблема приведенеия к общему знаменателю представлений различных этнокультурных общностей о добре и зле. Гармоничное социальное устройство мирового социума возможно, по Б. Вальденфельсу, в случае установления справедливости « .как блага Чужого». [18, с. 87] В однополярном мире, установившемся после развала бывшего СССР, безраздельно господствует либеральная идея и «демократия» американского образца, одним из ярких примеров «восстановления» которой был Ирак. В работе „Критика диалектического разума” Ж.П. Сартр пишет: «Быть отчужденным - это находиться под законом Другого и возвращаться к себе в качестве Другого, чтобы командовать собой». [19, с. 51]. По сути, эта максима должна бы быть социально-этическим кредо современной цивилизации. Однако, как известно, и поныне сильные мира сего стремятся командовать Другими, руководствуясь не законами, а произволом, обеспечиваемым экономическим, военным превосходством, политическим преимуществом.
В заключение имеет смысл хотя бы вскользь коснуться представлений экзистенциалистов об идеальном состоянии человеческой жизни в контексте проблемно-тематического поля «Другой». Как известно, в постмодернистской гносеологической парадигме, проблема Другого адекватно решается в интерсубъективной коммуникации. Мы разделяем точку зрения А.И. Пигалева относительно того, что: «Полнота бытия со всей очевидностью обнаруживается в историческом становлении образов Другого., представляемых как часть сферы «Не-Я». [20, с. 145] Из данного тезиса с необходимостью следует, что как на микро - мезо-, так и на макро социальных уровнях необходимо более внимательное и пристальное отношение к продуктивному социально-этическому диалогу между этнонациональными общностями. В целом подлинность человеческого существования в экзистенциализме всегда в третьем временном модусе - в будущем. [21, с. 102].
Выводы. «Другие», отзеркаливающие для Субъекта смысловые фрагменты социоприродного мира, во многом способствуют познанию последнего. Поскольку «Другие» своеобразны, то в разной степени оказывают влияние на Мою интеграцию в социуме. Однако индивидуальная картина мира в таком случае оказывается относительно истинной в силу субъективности социального индивида. Для реализации своих потребностей и интересов коллективные субъекты конструируют социальное пространство при помощи соответствующих институтов. Качественная специфика социальной динамики обуславливается ценностнонормативным факторами (мораль, духовность, нравственность), определяемыми ментальным разнообразием этнокультурных общностей мирового социума. Г армоничное социальное устройство возможно на пути формирования адекватных образов Других. Мировой «валютой» в таком случае может стать ДОВЕРИЕ.
В силу ряда обстоятельств (в первую очередь произвольно-нестрогое отношение к выработке понятийно-терминологического аппарата), полное рассмотрение которых требует отдельной исследовательской работы мы, как впрочем В.Н. Фурс, М.К. Мамардашвили и ряд других философов, не склонны считать экзистенциально-феноменологический постмодерн академической философией. [22]
Литература
1. Постомодернизм. / А.А. Грицанов [и др]. - М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1147 с.
2. Левинас Э. Путь к Другому. Санкт-Петербург: изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006. - 246
с.
3. Соколова Л.Ю. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти / Конференция посвящённая 60-летию А.С. Колесникова (Санкт-Петербург, 24-25 авг., 2000 г.) : материалы / Санкт-Петербург: изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2000. - 186 с.
4. Деррида Ж. Введение // Э. Гуссерль. Начала геометрии. - Москва: Ad Мэд^тет, 1996. - 326 с.
5. Деррида Ж. Введение // Э. Гуссерль. Начала геометрии. С. 136.
6. Шпарага О.Н. Другой в интерсубъективном мире (проблематизация Другого в Пятой картезианской
медитации Гуссерля) / Международный семинар От Я к Другому. Проблемы социальной онтологии в по-
стклассической философии. (Минск, 23-25 мая 1998 г.) материалы / Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО «Пропилеи», 1998. - 212 с.
7. Шпарага О.Н. Другой в интерсубъективном мире. С. 159.
8. Мерло-Понти М. „Временность”. - Санкт-Петербург: Наука, 1999. - 248 с.
9. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 56.
10. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 89.
11. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 146.
12. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 215.
13. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 99.
14. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - Москва: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. -
237 с.
15. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. С. 161.
16. Довгополова О.А. Природа разграничения уровней отторжения в картине мира раннего Нового времени // VERBUM. / Санкт-Петербургск. гос. ун-т, 2008. - Вып. 10.
С. 9-25.
17. Вальденфельс Б. Феномен Чужого и его следы в классической греческой философии / Б. Вальден-фельс // Топос. - 2002. - №2. - С. 4-21.
18. Вальденфельс Б. Феномен Чужого и его следы в классической греческой философии. С. 8.
19. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Критика диалектического разума. - Москва: Республика, 2000. - 348 с.
20. Пигалёв А.И. Проблема оснований общественного бытия в философии М. Хайдеггера / А.И. Пига-лёв // Вопросы философии. - 1987. - № 1. - С. 141-149.
21. Фурс В.Н. Эпистемологические импликации постмодерного состояния (посильные размышления) / В.Н. Фурс // Топос. - 2000. - № 1. - С. 97-113.
22. Мамардашвили М.К. Феноменология - сопутствующий момент всякой философии: выступление / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. - 1980. - № 12. - С. 55-59.
УДК 371.39 КВАНТОВО-ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Злобин Александр Дмитриевич, старший преподаватель
Международный университет природы, общества и человека «Дубна», г. Дубна, Россия
zlobin_3719@mail.ru
Квантово-виртуальный метод дистанционного обучения (КВМДО) используется на кафедре менеджмента в течение 10 лет. Он не имеет аналогов, патентно чист; его эффективность проверена на 10 поколениях студентов Университета «Дубна». При этом ведётся эффективный контроль качества образования, учебного процесса и обретаемых знаний. Учебные модули используются при подготовке кадров спортивного туризма в турфирме «Братья Говор». На Всероссийском образовательном форуме молодёжи «Селигер-2009» за восемь дней 106 человек из 35 городов прошли обучение по базовому уровню туристской подготовки и по итогам аттестации получили сертификат Туристско-спортивного союза России.
Ключевые слова: КВМДО; учебные модули; контроль знаний; интерактивный режим; учебный модуль.
THE QUANTUM-VIRTUAL METHOD OF REMOUT-TEACHING Zlobin Alexandr Dmitrievitch, senior teacher
International University of the nature, society and man ”Dubna”, Dubna, Russia
zlobin_3719@mail.ru
The quantum-virtual method of remout-teaching (QVMRT) has been developed on the Turing's test for artificial intellect 10 years ago. He is patent cliar. The access to information and the resulting new knowledge is organized in the interactive mode, virtually. A knowledge quantum includes the following set: the thesis, the question, five triplets of answers together with the respective reference marks. For this reason the method is termed the quantum -virtual of remout-teaching.
Keywords: QVMRT; Turing's test; patent clear; the interactive mode; virtually; knowledge quantum; reference marks; the quantum-virtual of remout-teaching.