стклассической философии. (Минск, 23-25 мая 1998 г.) материалы / Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО «Пропилеи», 1998. - 212 с.
7. Шпарага О.Н. Другой в интерсубъективном мире. С. 159.
8. Мерло-Понти М. „Временность”. - Санкт-Петербург: Наука, 1999. - 248 с.
9. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 56.
10. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 89.
11. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 146.
12. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 215.
13. Мерло-Понти М. „Временность”. С. 99.
14. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - Москва: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. -
237 с.
15. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. С. 161.
16. Довгополова О.А. Природа разграничения уровней отторжения в картине мира раннего Нового времени // VERBUM. / Санкт-Петербургск. гос. ун-т, 2008. - Вып. 10.
С. 9-25.
17. Вальденфельс Б. Феномен Чужого и его следы в классической греческой философии / Б. Вальден-фельс // Топос. - 2002. - №2. - С. 4-21.
18. Вальденфельс Б. Феномен Чужого и его следы в классической греческой философии. С. 8.
19. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Критика диалектического разума. - Москва: Республика, 2000. - 348 с.
20. Пигалёв А.И. Проблема оснований общественного бытия в философии М. Хайдеггера / А.И. Пига-лёв // Вопросы философии. - 1987. - № 1. - С. 141-149.
21. Фурс В.Н. Эпистемологические импликации постмодерного состояния (посильные размышления) / В.Н. Фурс // Топос. - 2000. - № 1. - С. 97-113.
22. Мамардашвили М.К. Феноменология - сопутствующий момент всякой философии: выступление / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. - 1980. - № 12. - С. 55-59.
УДК 371.39 КВАНТОВО-ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Злобин Александр Дмитриевич, старший преподаватель
Международный университет природы, общества и человека «Дубна», г. Дубна, Россия
zlohin_3719@mail.ru
Квантово-виртуальный метод дистанционного обучения (КВМДО) используется на кафедре менеджмента в течение 10 лет. Он не имеет аналогов, патентно чист; его эффективность проверена на 10 поколениях студентов Университета «Дубна». При этом ведётся эффективный контроль качества образования, учебного процесса и обретаемых знаний. Учебные модули используются при подготовке кадров спортивного туризма в турфирме «Братья Говор». На Всероссийском образовательном форуме молодёжи «Селигер-2009» за восемь дней 106 человек из 35 городов прошли обучение по базовому уровню туристской подготовки и по итогам аттестации получили сертификат Туристско-спортивного союза России.
Ключевые слова: КВМДО; учебные модули; контроль знаний; интерактивный режим; учебный модуль.
THE QUANTUM-VIRTUAL METHOD OF REMOUT-TEACHING Zlobin Alexandr Dmitrievitch, senior teacher
International University of the nature, society and man ”Dubna”, Dubna, Russia
zlohin_3719@mail.ru
The quantum-virtual method of remout-teaching (QVMRT) has been developed on the Turing's test for artificial intellect 10 years ago. He is patent cliar. The access to information and the resulting new knowledge is organized in the interactive mode, virtually. A knowledge quantum includes the following set: the thesis, the question, five triplets of answers together with the respective reference marks. For this reason the method is termed the quantum -virtual of remout-teaching.
Keywords: QVMRT; Turing's test; patent clear; the interactive mode; virtually; knowledge quantum; reference marks; the quantum-virtual of remout-teaching.
Концептуальное представление о квантово-виртуальном методе дистанционного обучения
КВМДО универсален, позволяет организовать непрерывный образовательный процесс: школа - колледж - вуз - обучение в течение всей жизни. Он позволяет распространять знания в Интернете по любым видам деятельности, в частности, вести экспресс обучение специалистов по лучевой диагностике в медицине, волонтёров, действующих при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, туристов - экстремалов и допризывников по безопасной жизнедеятельности в природной среде. Базовый учебный модуль на основе электронного учебника по заявке заказчика может быть оперативно скорректирован с учётом изменений в законодательстве, либо адаптировать для проектно-модульного изучения новых технологий.
С учётом накопленного опыта представляется целесообразным приступить к реализации опыта на основе Центра дистанционного обучения Университета, руководствуясь исследованием рынка образовательных услуг. Центр дистанционного обучения может вести обучение русскоязычного населения в России и за рубежом, вести подготовку специалистов по программам инновационных проектов и экспресс обучение добровольцев, привлекаемых к тушению пожаров, спасению людей при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Концепция КВМДО, технология дистанционного обучения, разработка учебных модулей и программного продукта создавались в Университета «Дубна» на основе междисциплинарных учебных программ. Накоплен опыт обучения студентов по регионоведению, туристическому менеджменту и маркетингу, спортивно-оздоровительному туризму и экологии.
Цель КВМДО: создать концепцию учебного процесса на основе использования информационных, коммуникационных и педагогических технологий с учётом знаний о психологии и экологии человека.
Задача: создать алгоритмы и программы обучения с дружественным интерфейсом на основе квантово-виртуального представления информации с контролем усвоения знаний на каждом шаге в режимах, как обучения, так и экзамена.
Технология обучения: квант знания: тезис, пять единичных вопросов с разным информационным
весом, триад - ассоциативных ответов из трех единичных, экспертных оценок пяти триад. Поскольку знание, как информация, интерпретируется как база знаний, то метод её представления квантово-виртуальный, на основе созданных фреймов и программного продукта.
Алгоритм усвоения нового знания: прочесть и понять изучаемый тезис, запомнить ключевые слова, вникнуть в суть вопроса, понять суть ответов и оценить их информационную весомость, три наиболее весомые ответа включить в триаду и по экспертной шкале оценок узнать оценку своей триады. Пяти триадам даются оценки в баллах в пропорции, близкой к Золотому сечению. Если триада оценена максимально (20 баллов) -- обучаемый понимает тезис как эксперт и приступает к изучению следующего кванта. Если ниже 20 баллов, то надо разобраться и понять причину разномыслия с экспертом. Так в режиме обучения на каждом шаге контролируется усвоение кванта знаний (Рис. 1).
Контроль усвоения знаний: при завершении каждой сессии (включении программы для обучения) предстоит пройти контроль усвоения изученных модулей. Если оценка 4 и 5, то оценки фиксируются в журнале успеха автоматически, если хуже - надо пройти тест повторно. Этот результат фиксируется в журнале успеха.
Контроль качества обучения: самоконтроль, зачёт по всем квантам знания, зачёт - марафон по изучаемому курсу, рейтинг обучаемых по усвоению знаний, рейтинг качества учебных модулей. На рис. 2. дан вариант настройки режим «экзамен».
Обучение: Организация СП и СПТ | сэ |ГВ~1! £3
Экзамен Обучение Администратор... Настройка О программе Выход
Вопрос 1 из 34 Возможные ответы и и
№№ Вопрос № 1: Как Вы понимаете самодеятельный спортивный поход (СП)? 1. Я сам планирую и организую СП. 2 Сам разрабатываю график движения на маршруте. 3 Это полное самообслуживание в СП. 4 Сам комплектую группу 5 Сам оформляю маршрутные документы ж 7 134 ;
13 124 -
20 123 *
0 145 *
5 234 ;
Референтный текст: Самодеятельный спортивный поход (СП) - когда все проблемы решают сами участники: выбирают район путешествия, прорабатывают маршрут, план-график движения, контрольные сроки, экскурсионные объекты на маршруте, места дневок и стоянок. Т акая организация СП предполагает наличие должного опыта походов у руководителя и участников, их готовность к преодолению ожидаемых препятствий Это обуславливает требования к возрасту, здоровью. Физическому развитию и технической подготовки в избранном виде туризма из 9 возможных Т акие походы организуют с помощью клубов туристов. Центров детско-юношеского туризма и спортивных туристских организаций (СТО). В учебных заведениях МП организуются с учетом Приказа
Клавиши: Епкег, Ебс, стрелки.
Рис. 1. Квант знания на мониторе компьютера
УШ Тема экзамена
Пеоиш воемени: оті.. до 1 . .
То- Количество вопросов, задаваемых каждому экзаменующемуся А всего их там: |26
600 Время в секундах на обдумывание одного вопроса или 0, если не ограничено
55 Процент баллов, достаточный для получения оценки "3"
75 Процент баллов, достаточный для получения оценки "4"
ЭО ■ Процент баллов, достаточный для получения оценки "5" X Отмена |
1 - имя Файла, содержащего учебное пособие у ок
Рис. 2. Настройка режима проверки знаний при обучении по КВМДО
Журнал успеха: индивидуальное досье для регистрации каждого обращения к учебному модулю, с фиксацией оценок (баллов) и времени работы. Данные пользователь может анализировать графически, отмечая успехи. При зачёте можно узнать рейтинг каждого пользователя в учебной группе. Это важный стимул для обучаемых в состязательности по развитию интеллекта. При оценке отлично, например, пользователи могут иметь спектр баллов от 90% максимальной суммы и до 100% и разные рейтинги. Программный анализ процесса усвоения наний объективен, протокол экзамена ведётся автоматически. Это позволяет:
• Объективно и единообразно оценивать знания испытуемых; Выявлять их компетенции, креативность и интеллектуальный потенциал;
• Определять темы «лёгкие» и «трудные» для студентов и корректировать их контент;
• Определять рейтинг в учебной группе по баллам триад, «пятёркам» и компетентности.
Сравнивая данные текущего и выходного контроля, можно оценивать качество учебного процесса
(длительность работы за компьютером, качество лекций и эффективность семинаров). При текущем контроле итогов текущего и выходного контроля знаний на графике видны успехи каждого студента. Это тоже важный фактор для мотивации их ритмичной работы в семестре. Передача компьютеру права выставлять оценки студентам и преподавателям исключает субъективизм и предпосылки для коррупции
Анализ оценок обучаемых: программно выставляемые оценки воспринимаются объективно при оценке усвоения учебных модулей. Учебный модуль, содержит от 20 до 50 квантов. Если расположить N радиусов с шагом 3600 / N и на каждом в масштабе отложить оценку в баллах КВМДО, то получится годограф, отражающий наглядно знания обучаемого. Если поделить баллы на время, затраченное при зачёте -получится показатель креативности. Если его поместить на годографе, то он будет отличаться от годографа баллов. По двум этим критериям можно судить о компетентности, склонности студента к определённому роду деятельности, способности применять знания, по оперативности принятия решений. Можно составлять прогноз с учётом темперамента студента для рода профессиональной деятельности и выбора направления карьерного роста на основе личного интеллектуального потенциала. Вопросы в режиме «экзамен» назначаются генератором случайных чисел. Оценка «три» принимается к зачёту-марафону, хотя это бывает редко (Рис. 3).
Ведомость контроля знаний
№ Фамилия Оценки при зачёте по темам 3 4 5
1 Бабурина 4 5 5 4 5 4 5 4 5 4 5 3 4 4 4 5 1 8 7
2 Борисова 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 2 14
3 Злубко 4 5 4 5 3 5 4 4 5 5 3 5 5 5 5() 5
4 Калинина 4 4 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 4 4 5 5 11
5 Калыхан 5 4 5 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4 4 5 5 11
6 Катырёва 5 5 5
7 Козлова 4 5 5 4 5 4 4 5 5 4 5 4 5 4 4 5 4 12
8 Комолова 5 4 4 5 5 3 5 5 5 5 5 4 5 4 4 3 1 5 10
9 Кузнецов 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 2 14
10 Лашкова 4 3
11 Михайлова 5 5 5 4 5 4 4 5 5 4 5 4 5 5 4 5 6 10
12 Павлова 4 3
13 Черномазова 5 4 5 4 5 4 5 5 5 4 5 4 4 4 4 5 8 8
14 Бурова 5 5 4 4 5 4 4 5 4 4 5 4 5 5 5 3 1 7 8
15 Берендеев 4 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5 4 5 5 5 4 11
16 Козлов 5 4 5 5 5 5 5 5 4 5 5 4 5 4 5 4 11
17 Кундик 5 4 4 5 5 3 5 5 5 5 5 4 5 4 4 3 1 6 9
18 Овчинникова 5 4 4 5 5 4 5 5 5 5 5 4 5 4 4 3 1 6 9
19 Огнёва 4 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 3 1 3 12
20 Орлова 5 5 5 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 3 1 2 13
21 Почтаренко 5 5 5 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 2 13
22 Прохоров 5 4 4 4 5 5 4 5 4 4 5 5 5 5 5 4 7 9
23 Растаускас 4 4 5 5 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 4 12
24 Спиродонова 5 4 5 5 5 5 4 5 5 5 5 4 5 5 5 5 4 12
25 Фадеева 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 12 5
26 Чистякова 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 2 14 5
Оценка 3 1 1 1 5
Оценка 4 8 13 7 9 4 9 6 2 3 9 1 14 2 8
Оценка 5 1 5 10 16 14 18 14 17 21 20 14 21 11 2 11 12 2
1 С
_|_и 14
±41 2
10
_|_и о ■ Ряд1
о г _ ■ Ряд2
О Л 1 ■ □ □
1 ^ ™ С _ 1 1 □ □ 1 1 _| □ □ _і Ряд3
Г 1 1 3 п 1 □ 1 1 1 А І □ 1 1 □ 1
1 2 3 4 5 о 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 І 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Рис. 3. Анализ итогов зачёта.
Экспресс — зачёт: при зачёте по всему курсу может быть, например, 20 модулей по 50 квантов в каждом, т.е. около 1000 квантов и 5000 ответов. Их запомнить невозможно, а на выборку нужных не хватит времени. Надо понимать суть. Чтобы не создавать перенапряжения пользователям по каждому модулю проводится зачёт по 10 квантам. На 100 квантов потребуется около 2000 секунд. Это около получаса. Программно составляются годограф, рейтинг оценок по темам и рейтинг обучаемых в группе (Рис. 4). Поскольку максимальная сумма баллов около 2000, то одинаковых баллов в группе почти не бывает. Кроме того в рейтинге учитывается коэффициент креативности. При конкурсном отборе или рекруитенге сразу выявляется группа сильнейших по знаниям. 1
Рис. 4. Г одограф баллов и креативности на основе журнала успеха.
Презумпция честности: новая интеллектуальная элита должна воспитываться и аттестоваться по объективным критериям, программно, чтобы исключить коррупцию. Если этот метод применить для ЕГЭ, то это сберегло бы значительные средства, затрачиваемые на «секретность» экзаменов, а усилия педагогов и родителей позволило направить на повышение эффективности учебного процесса. При этом преподаватели не могут влиять на оценки подопечных. По статистике оценок можно судить о качестве преподавания и эф-
31
фективности педагогических технологий. Преподаватель и члены комиссий могут своё особое мнение записывать в протокол аттестации вручную только после распечатки файла.
Куррикулум учебного центра - это программный пакет: электронный деканат со всей рабочей документацией и делопроизводством, учебными планами и программами, списками, расписанием и методическими разработками.
Разработка учебных модулей: это процесс алгоритмичный и потому планируемый. На разработку и оформление одного кванта тратится 10 - 15 минут, на 50 квантов 3 - 4 месяца. Студенты на изучение кванта тратят около 4 минут времени на компьютере и 15 секунд для ответа при зачёте. Время для зачёта по 150 квантам около 40 минут. Вопросы и ответы должна быть логически связаны и однозначно восприниматься людьми разного типа мышления (визуального, аудиального, тактильного, кинестетического, лево и правополушарного).
Идентификация пользователя: доступ к учебному модулю возможен по списку, логину и паролю пользователя. Использование видеокамеры не планируется при ведении журнала успеха. При достаточной информации и наработке 3 - 4 часов на учебный модуль материал фактически усвоен и поэтому аттестация может вестись дистанционно с контролем по случайной выборке.
Протокол экзамена: регистрируется фамилия, имя, отчество, группа, дата экзамена, баллы КВМДО, длительность зачёта, оценка и дата для повторного экзамена в случае неудачи. Счётчик баллов показывает общую сумму после каждого ввода ответа, а таймер - оставшееся время.
Время контроля ответа при экзамене: на ответ даётся 15 секунд и кроме этого даётся лимит времени на все вопросы учебного модуля. Это исключает пользование сторонними источниками информации. Разрешается доступ к тексту тезиса: за подсказку снимается 5 баллов независимо от получаемых баллов. Подсказка заставляет думать и принимать решение.
Экспресс-зачёт: при зачёте по всему курсу может быть, например, 20 модулей по 50 квантов в каждом, т.е. около 1000 квантов и 5000 ответов. Их запомнить невозможно, а на выборку нужных не хватит времени. Надо понимать суть. Чтобы не создавать перенапряжения пользователям по каждому модулю проводится зачёт по 10 квантам. На 100 квантов потребуется около 2000 секунд. Это около получаса. Программно составляются годограф, рейтинг оценок по темам и рейтинг обучаемых в группе (Рис. 4). Поскольку максимальная сумма баллов около 2000, то одинаковых баллов в группе почти не бывает. Кроме того в рейтинге учитывается коэффициент креативности. При конкурсном отборе или рекруитенге сразу выявляется группа сильнейших по знаниям.
Программный продукт должен иметь защиту от несанкционированного доступа.
Контент: группа авторов составляет учебник (твёрдая копия). Его представляют в электронном виде, разделяют на тезисы, проводят квантование: к тезисам программируют вопрос, ответы, триады и оценки к ним. После этого вводят в компьютер, как базу знаний и проводят отладку. После проверки всех режимов программный продукт готов для использования или предъявлению заказчику. При введении на автотранспорте прав категории М для скутеров и мопедов оказалось некому и негде учить таких водителей. За месяц можно создать учебный модуль и люди могут обучаться и сдавать на права в сети через центр дистанционного обучения МВД. Оформление прав может вестись на основании протоколов в местных ОВД.
Рис. 5. Работа в компьютерном классе с учебным модулем в режиме экзамен
Социальный фильтр: при обучении есть жаждущие знания, не желающие учиться, талантливые лентяи или старательные обычные люди. Программно можно предложить пользователям претендовать на оценки отлично, хорошо и посредственно. На основе исходной мотивации пользователь выбирает желаемый уровень оценки, которому соответствует содержание модуля. Если ленивые увидят, что они набирают максимальный балл оценки, то возникает желание стать и отличником. Не желающие учиться получат свои
32
тройки. Так оценки станут и показателем отношения к ценности знаний, что влияет на профориентацию и карьерный рост. Если чиновники будут проходить аттестацию на соискание должности, то такому методу, то основательно изменится штатная расстановка в топ менеджменте.
В разделе безопасность рассматривается не только проблема защиты информации, но и охраны здоровья обучаемых, поскольку пользователи работают интенсивно с большим объемом информации. Из этих соображений определяется число единичных ответов, количество квантов в теме, время ответа на вопрос, время зачёта и зачёта-марафона по теме. Многие студенты предпочитают обучение вести сразу в режиме «экзамен». Имея это в виду, целесообразно давать ответы на вопрос в развёрнутом виде. Таким образом, процесс экзамена сближается с процессом обучения и качество усвоения знаний повышается. В компьютерном классе преподаватель должен иметь возможность задавать разные режимы доступа к информации:
На основе изложенного создаётся структурная радиантная схема метода:
• Единый контент изучаемого модуля- всем студентам;
• Индивидуальные контенты преподаватель - студент;
• Индивидуальный контент - всем студентам для обсуждения.
Рис. 6. Структура КВМДО
Литература
1. Дежкина И.П., А.Д.Злобин. Парадигма компьютерных обучающих систем. Материалы Междунар. н. - п. конфер. "Проблемы экологической безопасности и природопользования"; М.: "Норма", 2005. Вып. 6. Том 2.С. 310 - 315.
2 . Злобин А.Д. Квантово-виртуальный метод дистанционного обучения как отражение теста Тьюринга. Материалы Междунар. н. - п. конфер. "Проблемы экологической безопасности и природопользования"; М.: "Норма", 2005. Вып. 6. Том 2. С. С.324 - 326.
3. Дежкина И.П., Злобин А.Д., Бакаев С.Ю., Пряхин В.Н. Квалиметрия в дистанционном образовании: Материалы VII Международной научно-метод. Конференции "Традиции и педагогические новации в элек-тротехн. образ. (НИТЭ -2006)"/ Под общ. ред. Л.Х.Зайнутдиновой; ФГОУ, 2006. - С.29 - 33.
УДК 159.9.072 ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Зобнина Татьяна Венеровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Россия zoЪnina-tatjana@ramЪler. ги
В статье представлены результаты проведенного автором исследования кризисов, возникающих в профессиональной жизни человека. В исследовании выявляются и анализируются такие аспекты проблемы, как частота возникновения кризисных ситуаций в трудовой биографии человека, причины кризисов, типич-