занятия способна вложить в студента те навыки и умения, которые потребуются ему в его профессиональной жизни в современных условиях.
Не менее эффективным показал себя метод «Создание командного продукта». Этот метод состоит в том, что команда получает кейс с заданиями. Каждый такой кейс содержит в себе индивидуальные задания для каждого участника в отдельности и одно общекомандное задание, составленное из ответов индивидуальных задач. Заранее учащиеся не знают, какое же общее задание им предстоит выполнять, поскольку составить они его могут лишь из ответов своих примеров.
В такой технологии индивидуальная работа каждого участника группы напрямую влечет за собой итоговый результат. Здесь также четко включается принцип «равные обучают равных». По итогам такого занятия педагог оценивает работу команды и каждого участника в отдельности. Наивысший балл получает та команда, которая раньше остальных справляется с заданием своего кейса.
Эти технологии помогают студентам выработать навыки и умения по предмету. Разработанные инструменты, необходимые для проведения занятий, помогают не только выработать навыки и умения по математике, но и подготовить студентов к изучению специальных профильных дисциплин, адаптировать студентов к системе обучения в вузе. Во время занятий у студентов формируются навыки взаимопомощи, чувство ответственности, умение работать в команде, коммуникабельность, стрессоустойчивость и другие личностные качества, необходимые им как будущим профессионалам.
Список литературы
1. Крутова И.А., Стефанова Г.П. Методическая подготовка студентов к решению профессиональных задач учителя при обучении в вузе // Преподаватель XXI, 2014. Т. 1. № 3. С. 99-105.
2. Стефанова Г.П., Крутова И.А., Валишева А.Г. Инновационный подход к формированию методов решения типовых профессиональных задач у будущих инженеров // Alma mater (Вестник высшей школы), 2011. № 8. С. 48-51.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Парпиева Н.Т.1, Якубова У.Ш.2
'Парпиева Нодира Тулкуновна — доцент, кафедра общей математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный университет им. Низами; 2Якубова Умида Шухратовна - старший преподаватель, кафедра высшей математики, факультет информационной технологии в экономике, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена проблемному обучению в вузах. Рассматривается важность проблемного обучения.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемное изложение материала, процесс обучения, традиционное обучение, деятельность преподавателя.
В XX столетии в обучение начало проникать так называемое проблемное обучение. Оно оценивается как наиболее эффективное. «Процесс обучения, моделирующий процесс мышления и носящий поисковый исследовательский характер, можно назвать обучением проблемным или способом создания и разрешения проблемных ситуаций» [1].
Начальным моментом мыслительного процесса обычно бывает проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него проявляется потребность что-то понять. Исследования показали, что задачи развития мыслительной активности в учебном процессе успешнее решаются при помощи решения проблем. Иначе - под проблемным обучением следует понимать организацию преподавателем целенаправленных проблемных ситуаций. Они призваны преодолеть мыслительные затруднения. Проблемное обучение, прежде всего, учитывает это положение. Представление о сущности проблемного обучения довольно полно может быть почерпнуто из следующего. Проблемное обучение состоит в создания и разрешения проблемных ситуаций. Психология и дидактика определяют проблемную ситуацию
как психологическое состояние, требующее поиска новых знаний, открытий. Это момент, когда обучающийся осознаёт неизвестность результата, способа решения поставленной задачи или неясно их представляет. Она настраивает человека действовать в определённом направлении, вызывает у него усиленную мыслительную деятельность. Анализируя деятельность педагога и обучающегося при традиционном и проблемном обучении, можно прийти к таким схемам:
Таблица 1. Традиционное обучение
Преподаватель Студент
Сообщает готовые положения, выводы науки, задачи, показывает их решения. Использует готовые рецепты в известных ситуациях.
Как видно из таблицы 1, в традиционном обучении мало возможностей для развития мыслительной активности. Студент находится во власти негативных факторов обучения.
Таблица 2. Проблемное обучение
Преподаватель Студент
Создаёт проблемные ситуации, организует их решение. Воспринимает проблемные ситуации, решает возникшие проблемы.
В этом случае обучающийся пользуется методами научного познания, активно работает.
Есть четыре основных этапа в проблемном обучении, которыми следует руководствоваться при организации. Перечислим их:
1. Возникновение самой проблемы и первых побудительных стимулов к её решению.
2. Глубокое осознание (понимание) и «принятие» её человеком.
3. Процесс поисков ответа на проблему - анализ условий проблемной задачи, актуализация старых знаний и умений, выдвижений гипотез, их обсуждение и проверка.
4. Получение окончательного результата и его всесторонняя оценка с точки зрения требований, предъявляемых условием поставленной задачи, которая и составляет проблему.
В этой же работе отношение преподавателя и учащегося к проблеме и решению характеризуется такими положениями:
1. Преподаватель ведет проблемное изложение, в процессе которого им воспроизводится поиск, показывается возникновение проблем, выдвигается гипотеза нахождения решения и оценки результатов.
2. Преподаватель создает проблемные ситуации и решает их совместно с учащимися.
3. Преподаватель создает проблемные ситуации, а решают их учащиеся.
4. Учащиеся сами усматривают проблемы и намечают пути их решение.
Рассмотрим, как осуществляется проблемное обучение на лекциях. Лекция - динамическая форма обучения. Она требует серьезного внимания в разработке способов активизации познавательной деятельности. Различают три типа проблемных лекций:
1. Лекции проблемного изложения.
2. Лекции проблемного усвоения. Они характерны полным или частичным решением студентами проблем, поставленных перед ними.
3. Комбинированные проблемные лекции.
Целесообразно оставлять некоторые проблемы для решения во внеаудиторное время. Такими проблемами весьма полезно начинать следующую лекцию. Такова сущность проблемного лекционного обучения в высшей школе.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.:
Изд-во МГУ, 2003. 416 с.