Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения студентов математике'

Инновационные технологии обучения студентов математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / СТУДЕНТЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / НАВЫКИ И УМЕНИЯ / КАЧЕСТВА / КЕЙСЫ С ЗАДАНИЯМИ / РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедова Гулчехра Рихсибаевна

В данной статье на основе уже имеющихся данных в области инновационных технологий обучения математике в вузе автор предлагает свои методы и формы проведения занятий по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения студентов математике»

перенесению высоких физических нагрузок и очень существенно повлияет на уровень профессиональной деятельности по задержанию правонарушителей

Список литературы

1. Киселев Ю.А. Влияние спорта на формирование личности. М.: Знание, 1981.

2. Колюков В.Г., Невзоров О.А. Методика физической подготовки сотрудников подразделений специального назначения ОВД. «Спецназ». № 1, 1999. С. 7-9.

3. Орлов В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников специальных подразделений криминальной милиции МВД России. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

МАТЕМАТИКЕ Мухамедова Г.Р.

Мухамедова Гулчехра Рихсибаевна — доцент, кафедра общей математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье на основе уже имеющихся данных в области инновационных технологий обучения математике в вузе автор предлагает свои методы и формы проведения занятий по математике.

Ключевые слова: математика, студенты, методы обучения, технологии, навыки и умения, качества, кейсы с заданиями, развитие умений.

Современное общество развивается настолько стремительно, что подчас классические формы обучения школьников и студентов не приносят того результата, которого ждет от выпускника современная действительность. В достижении результативности обучения педагогика сегодня стремится к поиску новых форм и методов обучения. Для достижения целей современного образования необходимо разработать и внедрить методики подготовки студентов, овладевших обобщенными методами решения типовых профессиональных задач учителя [1] с применением различных технологий активизации познавательной деятельности студентов. Применение инновационных технологий в образовании занимает ключевое место в работе многих педагогов, и я в этом смысле не первооткрыватель, а всего лишь один из тех, кто активно внедряет в образование нестандартные идеи обучения.

Изучив опыт работы своих коллег в этой области, я сконструировала свои формы проведения занятий у студентов по математике. Целью моих занятий стало активизировать у них потребность в получении знаний, столь необходимых для современного выпускника, поэтому у первокурсников необходимо организовать занятия по математике с применением нестандартных форм обучения.

Цель настоящей статьи охарактеризовать и проанализировать некоторые методы, которые предлагаю применить на занятиях по «Алгебре и теории чисел» со студентами первых курсов.

Одной из высокоэффективных форм проведения занятия, по моему мнению, является «Битва методов». Для проведения такого занятия студенты делится на малые группы (3-4 человека), которые получают свой кейс с заданиями и образцами методов решения. Члены одной команды выполняют индивидуальные задачи и одну общекомандную. Положительный результат не может быть достигнут без сплоченности команды, без работы основного принципа в такой форме обучения, как «равные обучают равных». После завершения работы над заданиями своего кейса команда приступает к подготовке презентации по защите своего метода. Для такой формы занятия предлагается несколько вариантов заданий, которые сформированы в кейсы. В ходе занятия студенты используют мультимедийные технологии для подготовки защиты своей работы. На каждом занятии студенты случайным образом делятся на команды. Никто из них заранее не знает, в какой команде и с кем им сегодня предстоит работать. Баллы по итогам занятия выставляются за решение всего командного кейса, поэтому студенты стремятся сделать не только свое задание, а принимают решение работать сообща и помочь слабому члену команды. Безусловно, такая форма

занятия способна вложить в студента те навыки и умения, которые потребуются ему в его профессиональной жизни в современных условиях.

Не менее эффективным показал себя метод «Создание командного продукта». Этот метод состоит в том, что команда получает кейс с заданиями. Каждый такой кейс содержит в себе индивидуальные задания для каждого участника в отдельности и одно общекомандное задание, составленное из ответов индивидуальных задач. Заранее учащиеся не знают, какое же общее задание им предстоит выполнять, поскольку составить они его могут лишь из ответов своих примеров.

В такой технологии индивидуальная работа каждого участника группы напрямую влечет за собой итоговый результат. Здесь также четко включается принцип «равные обучают равных». По итогам такого занятия педагог оценивает работу команды и каждого участника в отдельности. Наивысший балл получает та команда, которая раньше остальных справляется с заданием своего кейса.

Эти технологии помогают студентам выработать навыки и умения по предмету. Разработанные инструменты, необходимые для проведения занятий, помогают не только выработать навыки и умения по математике, но и подготовить студентов к изучению специальных профильных дисциплин, адаптировать студентов к системе обучения в вузе. Во время занятий у студентов формируются навыки взаимопомощи, чувство ответственности, умение работать в команде, коммуникабельность, стрессоустойчивость и другие личностные качества, необходимые им как будущим профессионалам.

Список литературы

1. Крутова И.А., Стефанова Г.П. Методическая подготовка студентов к решению профессиональных задач учителя при обучении в вузе // Преподаватель XXI, 2014. Т. 1. № 3. С. 99-105.

2. Стефанова Г.П., Крутова И.А., Валишева А.Г. Инновационный подход к формированию методов решения типовых профессиональных задач у будущих инженеров // Alma mater (Вестник высшей школы), 2011. № 8. С. 48-51.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Парпиева Н.Т.1, Якубова У.Ш.2

'Парпиева Нодира Тулкуновна — доцент, кафедра общей математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный университет им. Низами; 2Якубова Умида Шухратовна - старший преподаватель, кафедра высшей математики, факультет информационной технологии в экономике, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена проблемному обучению в вузах. Рассматривается важность проблемного обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемное изложение материала, процесс обучения, традиционное обучение, деятельность преподавателя.

В XX столетии в обучение начало проникать так называемое проблемное обучение. Оно оценивается как наиболее эффективное. «Процесс обучения, моделирующий процесс мышления и носящий поисковый исследовательский характер, можно назвать обучением проблемным или способом создания и разрешения проблемных ситуаций» [1].

Начальным моментом мыслительного процесса обычно бывает проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него проявляется потребность что-то понять. Исследования показали, что задачи развития мыслительной активности в учебном процессе успешнее решаются при помощи решения проблем. Иначе - под проблемным обучением следует понимать организацию преподавателем целенаправленных проблемных ситуаций. Они призваны преодолеть мыслительные затруднения. Проблемное обучение, прежде всего, учитывает это положение. Представление о сущности проблемного обучения довольно полно может быть почерпнуто из следующего. Проблемное обучение состоит в создания и разрешения проблемных ситуаций. Психология и дидактика определяют проблемную ситуацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.