УДК 37.013
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2
М. А. Харлов
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
В условиях рыночной трансформации радикально меняется вся система социально-экономического развития России. При этом одной из важнейших становится проблема характера, направлений и способов взаимодействия традиционных форм жизнеобеспечения, которые были исторически выработаны локальными сообществами и находятся во взаимосвязи с местными природно-географическими особенностями, социальными, экономическими и экологическими условиями, и новых рыночных механизмов. Рыночные преобразования нарушили сложившиеся ранее социально-экономические механизмы, не создав новых, что привело к разрушению системы функционирования малых территориальных образований.
Первым решительным шагом на пути разрешения обозначенной проблемы стала «Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономических реформ» (Постановление Правительства РФ от 28.06.1996 г. № 762).
«Основная цель Программы — обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений» [1, с. 10].
В частности в ней отмечалось: «В условиях промышленного спада, когда значительная часть градообразующих предприятий сократила объемы производства, восстановление реального сектора экономики, развитие новых субъектов рынка является основным фактором социально-экономического развития малых городов» [1, с. 3]. Как следствие, большое значение в программе уделялось соответствующему профессиональному кадровому обеспечению этих целей, «...поддержке и развитию в условиях рыночной экономики учреждений культуры и образования малых и средних городов» [1, с. 10].
В контексте нашего исследования следует отметить и следующий важный аспект данной программы. А именно, то, что она предлагает разрешение существующих проблем, прежде всего, через «.формирование в малых и средних городах механизмов саморазвития» [1, с. 10] (в том числе в области профессионального образования).
К сожалению, в 2000 г. программа, несмотря на протесты ряда политических партий и общественности, была свернута, оставив без решения большинство стоящих перед ней задач.
Более того, появилась другая, совершенно противоположная, крайняя точка зрения. «Население большей части малых моногородов законсервировано, возможности для восстановления его потенциала нет. Число жителей не растет, институты социализации отсутствуют. Развивать малые города бесперспективно. Надо идти другим путем: создавать общие условия для ускоренной миграции населения из малых моно-
© М. А. Харлов, 2012
профильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. ... Пришло время решать сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние годы потеряла более 20 000 населенных пунктов, или сосредоточить ресурсы для привлечения инвестиций и модернизации. ... Надо развивать большие города и городские агломерации» [2, с. 8].
В противовес этой радикальной точке зрения, 2-3 февраля 2011 г. состоялся Всероссийский форум «Модернизация, инновационное и технологическое развитие малых городов — путь в будущее» и начата подготовка «Национальной общественно-государственной программы модернизации, инновационного и технологического развития малых городов и регионов» и концепции «Основные положения государственной политики устойчивого развития малых и средних городов Российской Федерации».
В этих перспективных документах под стратегией развития малого города понимается «комплексный документ, устанавливающий цели, задачи и показатели развития территории, направления их достижения на среднесрочную и долгосрочную перспективы в виде системы региональных и муниципальных программ и проектов, реализуемых под руководством местных органов самоуправления» [3, с. 1]. Без такой стратегии не представляется возможным управлять происходящими в малых городах социально-экономическими процессами.
«Сущность управления малыми городами в современных условиях при сокращении внешних источников развития видится в самостоятельном определении и регулировании направления, темпов и характера развития, для чего необходимы соответствующие управленческие механизмы» [4, с. 4].
Но что особенно важно, интеллектуальная компонента социально-экономического развития малых городов видится одним из основных факторов их развития. А научно-образовательная инфраструктура — особым инструментом организации и управления социально-экономическими процессами, одним из национальных ресурсов обновления и развития малых городов России и страны в целом [3, 4].
Такая позиция согласуется с Лиссабонской стратегией Европейского Совета, принятой в марте 2000 г. Заключения Лиссабонского саммита продемонстрировали возрастание значения образовательной политики в ЕС в 2000-2010 гг. «Система образования и профессиональной подготовки определены стратегией в качестве: необходимой составляющей общей политики ЕС; средства реформирования социально-экономической сферы ЕС; средства повышения конкурентоспособности ЕС в мире» [5, с. 87]. Система образования в Европе воспринимается как социальная ценность и средство сохранения традиций и культурного разнообразия европейских стран. Кроме того, образовательная политика видится одним из действенных государственных инструментов для политической социализации, формирования идентичности, обеспечения демократической стабильности и экономического преуспевания.
Образование в общемировой практике повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, касается ли это малых территориальных образований, или страны в целом.
Как следствие, сформировались следующие общепризнанные цели образовательных политик:
— политические;
— социальные;
— экономические.
Квинтэссенцией данных целей является: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства (малого города), социально-экономического развития страны (малого города), рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их уровня и профессиональной мобильности, что обеспечит конкурентоспособность страны (малого города) или прилегающей территории.
Ведущим специалистом по образованию Европейского фонда профессиональной подготовки (ETF) П. Салбергом [6] обобщены результаты сравнения факторов конкурентоспособности стран и проводимых образовательных реформ. Они представлены в нашей интерпретации с учетом специфики исследований на рис. 1. При этом П. Сал-берг подчеркивает: «Для экономической конкурентоспособности необходимы не только конкуренция между образовательными системами, образовательными учреждениями и обучающимися, а построение социальных сетей (networking), более тесное сотрудничество и открытый обмен идеями на всех уровнях» [6, с. 1].
Экономические условия
Рис. 1. Факторы экономической конкурентоспособности стран и проводимых образовательных реформ.
Более того, «система образования в современных условиях смены типов культур и экономического развития призвана решать проблему перехода общества к новой модели устойчивого развития, которая связывается с управлением социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и образованного общества» [7, с. 26].
«В этой модели устойчивого развития человечества ведущим законом становится закон опережающего развития качества образовательных систем в обществе и качество общественного интеллекта. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с ее нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющей "методологией циклично-волнового освоения будущего", которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования» [8, с. 18].
При этом во всех случаях важна роль государственного финансирования систем образования. В этой связи нельзя обойти вниманием результаты исследований взаимосвязей экономического роста стран и расходов на модернизацию образовательных систем.
«Проводимые исследования показывают, что в прошедшее столетие периоды значительного экономического роста наблюдались в тех западных странах, где благодаря значительным бюджетным вливаниям в образовательную систему в момент стагнации, предшествующей экономическому росту, осуществлялось накопление человеческого капитала.
Теория эндогенного экономического роста, получившая свое развитие в 1990-е годы, реабилитировала роль государства в финансировании процесса накопления человеческого капитала. Большинство промышленно развитых стран увеличили свои расходы на образование и науку, что является непременным условием устойчивого экономического роста и конкурентоспособности стран и территорий» [9, с. 38].
Благодаря постоянному потоку информации и гармонизации образовательных политик путем распространения глобальной практики обмена лучшим опытом в сфере образования, образовательные реформы в различных странах основаны на схожих предпосылках, ценностях и характеристиках. С учетом этого и в Российской Федерации подготовлен ряд документов, определяющих направления модернизации профессионального образования, а также формирования ее конкурентной среды.
Так «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) констатирует: «В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.
Начавшаяся реализация национального проекта в области образования позволила значительно модернизировать эту сферу, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций.
Главные цели национального проекта «Образование» в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу» [10, с. 4].
Российская экономика, в целом, экономика малых городов, в частности, оказалась перед долгосрочными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Концепция определяет их: «Первый вызов — усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого капитала.
Второй вызов — ожидания новой волны технологических изменений.
Третий вызов — возрастание человеческого капитала как основного фактора экономического развития» [10, с. 9].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью является достижение уровня
экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции.
При этом подчеркивается, что предлагаемый инновационный социально-ориентированный тип экономического развития РФ имеет ряд качественных и количественных характеристик.
Среди этих характеристик для целей исследования важно выделить: «Формирование новой экономики — экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. Под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования и др.
Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5-7 % валового внутреннего продукта в 2020 г.
Развитие человеческого капитала предполагает с одной стороны создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой — повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики» [10, с. 17].
В заключение в Концепции утверждается: «Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг» [10, с. 36].
«Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 г.» [11] формулирует принципиальные требования к стратегии и политике в образовательной сфере и содержит ряд новаторских предложений по реформированию системы образования и обеспечения персональных гарантий граждан на получение профессионального образования.
В частности, «образование будущего должно отличать:
— адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий как в общероссийском контексте, так и в региональном и локальном измерениях;
— международный характер образования, более органичное сочетание в его содержании и организации лучших отечественных традиций с подходами и принципами, утверждающимися в мировой практике» [11, с. 10].
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 г.», созданная по поручениям Президента РФ от 17.03.2008 Пр. № 427, п. 3 и Правительства РФ от 22.03.2008 № ВЗ-П45-1745, п. 3, конкретизирует положения Концепции и Доктрины, в частности через изменение принципов управления образованием:
«Изменение принципов управления образованием:
— общественность участвует в управлении и контроле качества образования;
— учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности.;
— возрастание роли самоуправления» [12, с. 4].
В своем выступлении на заседании «Правительственного часа» в Государственной Думе РФ 08.05.2009 «О мерах предпринимаемых Правительством РФ по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг» министр образования и науки А. Фурсенко заявил: «Трансформация образования будет возможна только в новых организационно-экономических условиях и на новых принципах управления» [13, с. 5].
«Современный мир, включая Россию, уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства» [14, с. 1].
Усиление воздействия профессионального образования на экономический рост страны и территорий видится: «За счет повышения профессиональной квалификации и деловой активности рабочих и специалистов, которые не просто восполнят убыль трудоспособного населения, но и удвоят, утроят производительность труда» [15, с. 6].
Социально-экономическая ситуация в малых городах особенно требует создания четкого представления о механизмах формирования результативных образовательных систем, так как это позволяет акцентировать внимание на самом существенном в образовательной деятельности и значительно повысить педагогическую эффективность. При этом акцент в соответствии с мировыми тенденциями, как считает О. Н. Арефьев, должен быть сделан на следующем:
— превращение современных учреждений профессионального образования в эпицентры программирования регионального развития, причем развития, понимаемого не только в экономическом, но и шире — в социальном, культурном, экологическом смысле;
— тенденции становления новой, инновационно-предпринимательской модели учреждения профессионального образования;
— приближение достаточно радикального изменения всей традиционной идеи профессионального образования, связанного с «образованием длиною в жизнь» и «образованием шириною в жизнь» [16, с. 146].
Управление же образованием осуществляется тем успешнее, чем активнее происходит взаимодействие с общекультурными нормами, тенденциями и моделями. Подобный обмен результативен как с содержательной, так и с организационной стороны в деле образовательного реформирования.
Анализ научных публикаций (И. В. Зиновьева, А. А. Лейбович, А. М. Новиков, П. Н. Новиков, В. А. Поляков, И. П. Смирнов, Л. Г. Соломко, Е. В. Ткаченко, Л. Д. Федотова, В. А. Ярошенко и т. д.) показывает, что, несмотря на разработанность теоретических исследований адаптации системы профессионального образования к рыночной экономике, в настоящее время существует недостаток научных и методических разработок, нормативных материалов по этому вопросу. Пути формирования и развития региональных систем отражены лишь в немногочисленных публикациях и диссертационных исследованиях (А. Т. Глазунов, Л. А. Гаранин, В. И. Грибанов, З. Г. Данилова, Ф. Е. Довжко, В. Б. Золотарев, В. Г. Казаков, Б. Е. Сивриков, Е. В. Ткаченко).
Однако, указанные выше научные изыскания пока ориентированы лишь на решение отдельных проблем регионализации образования и не могут служить достаточной
базой для формирования целостной модели управления учреждениями профессионального образования в малых городах России, которая позволяет прогнозировать региональные приоритеты образовательной политики в современных условиях.
Вместе с тем, в ходе осуществляемой в России децентрализации управления все острее ощущается потребность выработки обоснованных научно-педагогических подходов, позволяющих определить оптимальные методы планирования, размещения или перепрофилирования существующих профессиональных образовательных учреждений в малых городах с учетом таких факторов, как наличие потенциальных потребителей образовательных услуг, популярность профессий, уровень востребованности кадров, а также управления их развитием.
Литература
1. Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономических реформ: Постановление Правительства РФ от 28.06. 1966 № 762. URL: http // www.smgrf.ru (дата обращения 6.10.2011)
2. Рухмалев С. И. Будущее за агломерациями? // Магнитогорский металл. 2010. № 11. С. 6.
3. Национальная общественно-государственная программа модернизации, инновационного и технологического развития малых городов и регионов. URL: http://www.sakha.gov.ru/ node/27965 (дата обращения: 6.10.2011).
4. Концепция «Основные положения государственной политики устойчивого развития малых и средних городов Российской Федерации». URL: http://www.sakha.gov.ru/node/27965 (дата обращения: 6.10.2011)
5. Ломакина И. С. Новая форма управления в системе образования и профессиональной подготовки Европейского Союза. Педагогика. 2010. № 3. С. 86-95.
6. Salberg P. Education Reform for Raising Economic Competitiveness // Journal of Educational Change. 2006.
7. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. 460 с.
8. Субетто А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. СПб., М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 42 с.
9. Белая книга российского образования 4.1. М.: МЭСИ, 2000. 344 с.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М.: Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация», 2008. 35 с.
11. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года. М.: МО РФ, 2000. 15 с.
12. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы». М.: МО РФ, 2008. 28 с.
13. Фурсенко A. А. «О мерах предпринимаемых Правительством РФ по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг: доклад на заседании Государственной Думы РФ от 08.05.2009 URL: http://www.prikrmk.sfender.ru/fed/254 (дата обращения: 6.11.2011)
14. Беретенева О.А. Стратегические ориентиры образовательной политики государства. «Программа развития образования Новороссийской области». Новороссийск: ОЦИТ, 2008. 8 с.
15. Филиппов В. М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. № 2. С. 4-11.
16. Арефьев О.Н. Самоорганизация как основа развития колледжа: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2007. 365 с.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.