ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
1. Borisenko A.Ju. Vospitanie lichnostnoj pozi-cii starsheklassnikov v otnoshenii k problemam okruzhajushhej sredy: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 1996.
2. Glazachev S.N. Jekologicheskaja kul'tura mira - prioritet bezopasnosti planety // Zelenyj mir. 2003. № 9-10. S. 17-20.
3. Zahlebnyj A.N. Na jekologicheskoj trope. M.: Znanie, 1986.
4. Zverev I.D. Uchebnye issledovanija po jeko-logii v shkole: Metody i sredstva obuchenija. M., 2008.
5. Lihachev B.T. Jekologija lichnosti // Pedago-gika. 1993. № 2. S. 19-21.
6. Naranova L.V. Stanovlenie jekologicheskoj kul'tury starshego shkol'nika v kontekste burjatskih nacional'nyh tradicij: dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2004.
7. Sokolova T.Ju. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov v uslovijah dopolni-tel'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk. Kirov, 2006.
8. Suravegina I.T. Jekologicheskoe obrazovanie v shkole // Sovetskaja pedagogika. 1990. № 12. S. 4749.
9. Federal'nyj gosudarstvennyj standart osnov-nogo nachal'nogo obrazovanija № 1897 ot 17.12.2010 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://stan-dart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (data obrashhenija: 12.05.2017).
10. Hohlova E.V. Teorija i praktika formirova-nija jekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov (na materiale sel'skoj shkoly). Stavropol', 2001.
Development of ecological culture of younger schoolchildren in secondary school
The article deals with the issue of formation of the ecological culture of younger schoolchildren in a secondary school, describes the essence and contents of the concept "ecological culture", highlights the components and means of formation of the ecological culture in school.
Key words: ecological culture, younger schoolchildren, environmental world, secondary school.
(Статья поступила в редакцию 26.07.2017)
с.е. горшкова, т.в. бабушкина, л.я. мещерякова, Б.и. чибисов
(Тверь, Москва)
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассматриваются возможности использования проблемно-диалогической технологии как части эвристического метода обучения при изучении темы «Крещение Руси» с учащимися 10-12 лет. Особое место уделяется работе с разными типами источников, а также процессу организации дискуссии в малых группах.
Ключевые слова: эвристический метод, проблемно-диалогическая технология, Крещение Руси, Владимир Святославич, основы православной культуры.
Одной из важных тем, связанных с циви-лизационным выбором на Руси и интересующих как педагогов, так и учащихся, остается Крещение Руси. К этой теме обращаются и на уроках истории, и на уроках литературы. однако особое звучание она приобретает на уроках по основам православной культуры (в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» или факультативного курса).
Нами изучен опыт ведения соответствующих занятий в воскресных школах Русской православной церкви на территории Тверской митрополии, в ЧОУ «Городенская православная гимназия» и общеобразовательных школах твери и тверской области. наиболее продуктивной является такая форма занятий, как факультатив, поскольку педагог более свободен в отношении количества и структурирования разработанных занятий. Факультатив может проводиться как в светской, так и в церковной школе. Вполне понятна цель, которую ставит перед собой учитель, - охарактеризовать Крещение Руси как исторически значимое явление в контексте развития отечественной духовной и материальной культуры. При изучении темы «Крещение Руси» могут использоваться как традиционные методы (словесные, наглядные и практические), так и те, которые
© Горшкова С.Е., Бабушкина Т.В., Мещерякова Л.Я., Чибисов Б.И., 2017
* *
*
ИЗВЕСТИЯ вгпу
стали частью обязательных требований ФГОС (например, проблемно-диалогическая технология как часть эвристического метода на материале сопоставительного анализа первоисточников).
В современном интерактивном обучении дискуссия рассматривается и как метод, и как технология обучения. В практике обучения дискуссия имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами. По мнению исследователей, дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Кроме того, она имеет «долгосрочный эффект, т.к. активное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, заставляет задуматься над своими установками. Среди достоинств дискуссионного метода можно отметить и то, что активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе; позволяет понять правильность своих убеждений и установок» [5, с. 9].
Мы рекомендуем использовать различные виды раздаточного материала, который был разработан нами специально для уроков в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучающихся: это тесты, презентации, карточки с индивидуальными заданиями, опросники для самоконтроля, сценарий экскурсии, работа с историческими и научными источниками. О последнем виде деятельности учащихся мы хотели бы поговорить подробнее (приведенные ниже материалы были апробированы на базе воскресной школы при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Ржева в октябре - декабре 2016 г.).
обычно педагоги недооценивают возможности работы с историческими источниками различных жанров, считая, что для восприятия учащихся 10-11 лет данный материал сложен. Мы предлагаем следующую систему работы с историческими и научными источниками различных эпох. Для проведения анализа используемых источников класс делится на три группы (по желанию). Первая группа работает с фрагментами летописи (текст 1), вторая - с отрывками из трудов историков XIX в. (тексты 2-3), третья знакомится с фрагментами научных статей современных исследователей (тексты 4-7).
Перед началом работы предлагаем учащимся выделить в каждом из фрагментов позицию автора по отношению к Крещению Руси как важному историческому факту. При этом следует обратить внимание на объяснение да-
тировок, наличие легендарных мотивов, сопровождающих историческое событие, мотивацию поступков участников событий, а также на язык источника. особую значимость приобретает доминирование политического, религиозного или эстетического аспектов.
После прочтения и обсуждения текстов в группе представители каждой из них делают краткие сообщения, в которых рассказывают о том, как воспринимает события конца Х в. летописец, как эти события трактуются учеными XIX в., какие версии существуют в современной науке в отношении событий Крещения Руси.
При обсуждении различных версий учитель не дает оценку, не предлагает готовые выводы, что вполне созвучно эвристическому методу обучения. Учащиеся выбирают ту версию, которая кажется им наиболее убедительной. Итогом обсуждения может стать коллективно обоснованная (со ссылками на проанализированные тексты) версия. Далее мы приводим используемый на занятиях материал без сокращений, т.к. считаем, что правильный выбор текстов для работы является решающим фактором успешного использования проблемно-диалогической технологии с учащимися 5-го класса. Указанная технология обычно используется в старших классах средней школы.
Ф р аг ме нт ы ле т о пис и
Текст 1. Адаптированным перевод фрагмента «Повести временных лет» [7, с. 205207]. В лето 986. Пришли болгары-магометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала Владимиру на сердце мысль креститься, но он хотел еще разузнать о всех верах...
В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:
- Вот, приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответите?
И сказали бояре и старцы:
- Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.
Избрали мужей славных и умных и сказали:
- Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.
Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам.
Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев... и обратился к послам:
- Говорите перед дружиною.
Они же сказали:
- Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе мы или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.
В лето 988. Пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились кор-суняне в городе... Владимир же осадил город.
Владимир, подготовив войско свое, приказал делать насыпь к городским стенам. Но корсуняне, подкопав стену городскую, выкрадывали насыпанную землю, носили ее к себе и ссыпали посреди города...
И вот муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, написав на ней: «За тобою с востока колодцы, из них вода идет по трубам в город. Перекопай колодцы и перейми воду».
Владимир тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал к царям греческим сказать:
- Вот, взял я ваш город славный. Слышал же я, что у вас есть сестра девица; если вы не отдадите ее за меня замуж, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу.
И услышав это, опечалились цари. И послали Владимиру весть такую: «Не пристало христианок выдавать замуж за язычников. Если крестишься, то и сестру нашу получишь, и с нами единоверен будешь».
Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей:
- Скажите царям так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение...
Рады были цари, услышав это, и послали к Владимиру, говоря:
- Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе.
Ответил же Владимир:
- Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня.
И стали цари просить сестру свою, Анну, идти за Владимира, чтобы избавить Греческую землю от войны.
И едва принудили ее цари. Она же села в корабль, с плачем попрощалась с ближними своими и пошла через море.
Епископ Корсунский с царицыными попами крестил Владимира.
Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов Корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы. Корсунь же отдал Грекам... а сам пришел в Киев.
Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров - одних велел изрубить, а других предать огню... Затем послал Владимир по всему городу сказать:
- Если не придет кто завтра на реку креститься - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом.
Услышав это, с радостью пошли люди... о тр ыв к и из т р у до в ис то р ик о в XIX в.
Текст 2. Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина [2, с. 154-158].
Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в Земле Козарской... присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение... Наконец безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии...
Владимир... собрал бояр и градских старцев; объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. «Государь! - сказали бояре и старцы. - Ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли - испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству». И великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужения с обрядами... без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь.... Император... приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство ал-
тарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян... Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском.
Владимир мог бы креститься и в собственной столице, где уже давно находились церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия при сем важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла Владимиру унизиться. Он вздумал... завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.
Собрав многочисленное войско, великий князь пошел на судах к греческому Херсону... Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели не сдадутся: но граждане отвергли его предложения; старались уничтожить все работы осаждающих. К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас: сей человек пустил россиянам стрелу с надписью: за вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду хер-сонцам через подземные трубы; вы можете отнять ее. Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам.
Завоевав славный и богатый город... российский князь... через послов объявил императорам, Василию и Константину, что желает быть супругом сестры их, Анны; в случае отказа возьмет Константинополь... Империя по смерти Цимисхия была жертвою мятежей и беспорядка... Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и Царство Небесное. Владимир. с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры... прислали сестру свою... Горестная царевна отправилась в Херсон на корабле... В летописи сказано, что великий князь разболелся тогда глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься; и что он прозрел в самую ту минуту, когда святитель возложил на него руку. Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совер-
шили сей обряд торжественный, за коим следовало обручение и самый брак царевны с Владимиром.
Наставленный херсонским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна... привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские... шли креститься, -и народ, лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра.
Текст 3. Из «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева [10, с. 52]. Христианство было уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности... Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими. Митрополит Ила-рион, свидетельство которого как почти современное не подлежит никакому сомнению, ни слова не говорит о посольствах для изве-дывания вер... Ближайшее знакомство с христианством, с Грецией, приплыв бывальцев в Константинополе должны были ослабить языческую ревность и склонить дело в пользу христианства... Удобный случай представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятие христианства... Все это предание очень верно обстоятельствам в своих подробностях и потому не может быть отвергнуто.
Ф р а г м е н т ы и з н а у ч н ы х р а б о т исследователей ХХ-ХХ1 вв.
Текст 4. Из работы Г. Промпта «Второе крещение» [9, с. 131-141]. «Повесть...» относит крещение к 988 г. Известные византие-веды В. Василевский и В. Розен, сопоставляя византийские и арабские хроники (Лев Диакон, Яхьян Антиохийский), установили, что записи о взятии Владимиром Корсуня попадают в них между упоминаниями о каких-то «огненных столпах», появившихся в небе; «столпы» предвещали, по мнению Льва Диакона, падение Херсонеса, а комета - большое землетрясение.
При хронологической неопределенности средневековых источников такие сведения весьма важны. Их обычно удается датиро-
вать. Так было и в этом случае: «столпы» -7 апреля 989 г., комета - 27 июля, последовавшее землетрясение в Константинополе -25 октября того же года. Следовательно, в этом промежутке Владимиром взят Корсунь, после чего и были крещены киевляне. Тогда Крещение можно датировать не ранее конца лета - начала осени 989 г.
Важный источник, который также позволяет датировать Крещение Руси, - это «Память и похвала Владимиру». Она написана монахом Киево-Печерского монастыря Иаковом в конце 12, может быть, в начале 13 в. Иаков Мних, как обозначил себя составитель памятника, отделяет факт крещения самого Владимира от Крещения Руси. По тексту «Памяти и похвалы», поход на Корсунь состоялся тогда, когда сам Владимир был уже окрещен. После крещения же, пишет Иаков, Владимир прожил 28 лет. Князь умер в 1015 г., что дает нам дату его личного крещения -987 г. «Крестился же, - уточняет Иаков, - в 10-е лето по убиении Ярополка». То есть спустя девять полных лет. Это опять же 987 г. Там же дана хронологическая канва последующих событий. «На другое лето по крещении к порогам ходил» - это 988 г.; на следующий год - это 989 г. - «Корсунь взял».
Текст 5. Из работы А. Поппэ «Политический фон крещения Руси» [8, с. 202-240].
Тяжелое военное поражение и еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 г. побудили Василия II пересмотреть политику Византии по отношению к болгарам... Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии. А спустя несколько месяцев, когда византийская аристократия, подстрекаемая неудачами императора, открыто выступила против Македонской династии, у Василия не было иного выхода, кроме как в корне пресечь ее политические амбиции.
Весть о тяжелом поражении армий Василия болгарами вызвала новый мятеж Вар-ды Склира в декабре 986 г.
Во время переговоров между Василием и Владимиром обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь империи.
Было чрезвычайно важно точно установить даты выполнения достигнутых соглашений... Соглашение... было достигнуто не позже чем в сентябре, что давало Владимиру достаточно времени набрать корпус для от-
правки на юг, как только для этого будут благоприятные условия, а именно в конце апреля или в мае, когда благодаря высокому уровню воды будет возможным относительно легкое продвижение тяжело груженных военных кораблей. Движение вниз по Днепру заняло бы от двадцати до тридцати дней, каботаж по Черному морю - шесть дней. Быстроходная военная флотилия могла пройти расстояние от Киева до Константинополя за 26-30 дней и. войти в Босфор в июне.
Выбор даты крещения Владимира и его подданных... не представлял особого труда... Некоторые византийские послы остались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения. до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее это могло произойти летом 988 г.
Поскольку обе стороны были кровно заинтересованы заключить соглашение не откладывая, русское свадебное посольство должно было отбыть в Константинополь той же осенью. Договор должен был быть утвержден самим императором в присутствии русских послов... То, что они прибыли в столицу империи в октябре или, самое позднее, в начале ноября, может быть определено по тому факту, что весть об успешности матримониальных переговоров Владимира достигла дворов Западной Европы в январе 988 г.
Реконструируя последовательность событий, связанных с обращением Руси в христианство, невозможно не заметить некоторых совпадений с данными «Памяти и похвалы Владимиру», в которой сказано: «После же святого крещения блаженный князь Владимир прожил 28 лет. На второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий - взял град Корсунь». Если эти 28 лет отнять от даты смерти Владимира (1015 г.), то датой его обращения в христианство будет 987 г. Этот же самый год следует из записи о том, что Херсонес был взят на третий год после крещения Владимира... Существует и другая запись в «Памяти и похвале.», также указывающая на 987 г. как на время принятия Владимиром христианства: «Крестился же князь Владимир в десятый год после убиения брата его Ярополка». Смерть последнего, согласно этому источнику, следует отнести к 978 г.
987 г. как год крещения Владимира оказывается надежно обоснованным...
Остается выяснить смысл загадочного сообщения о путешествии Владимира к днепровским порогам.
Что могло заставить Владимира предпринять этот поход, который определенно состоялся в первой половине 989 г.? Были высказаны предположения, что он предпринял его, чтобы обеспечить отряду, идущему на поморщь к Василию, переправу через пороги под прикрытием, учитывая возможность нападения печенегов. Нельзя отвергать этого предположения решительно, хотя думается, что военный отряд в несколько тысяч человек едва ли нуждался в подобном прикрытии. Но могла существовать другая причина: русский князь мог выступить навстречу своей невесте и обеспечить безопасную переправу через опасные днепровские пороги.
Было бы также затруднительно объяснить длительность соглашения и отсрочку самого крещения Владимира, пропуск такого дня, как Богоявление, который был исключительно подходящ в силу его символического смысла для крещения властелина. Если все аргументы говорят в пользу 988 г., то 6 января 988 г. оказывается наиболее вероятным днем, когда совершено это таинство. Зато массовое крещение киевлян в водах Днепра происходило на Пятидесятницу (27мая 988 г.).
Текст 6. Из работы протоиерея К.А. Ко-стромина «Крещение Руси: Киев, Херсонес, Тмутаракань» [3]. Сегодня исследователи практически единодушно уверены в том, что сюжет «выбора веры», описанный в «Повести временных лет» под 986 (6494) и 987 (6495) годами, является в известной степени символическим изображением длительного процесса, продолжавшегося с переменным успехом по меньшей мере в течение 120 лет. Причем участие иностранных миссионеров и посольства с «поиском веры» действительно чередовались, хотя нужно отметить, и в том, и в другом случае инициатором религиозного выбора была сама Русь... Будучи неудовлетворенным результатами языческой реформы 980 года и вынужденный выбирать новую религию из числа наиболее влиятельных (по современной терминологии - мировых) князь Владимир, вероятно, предпринимал определенные усилия для окончательного выбора, наиболее склоняясь, как когда-то его бабка княгиня Ольга, к восточно-христианской традиции. Однако решение его подстегнули события в Византии 987 года, когда начавший восстание Вар-да Фока, племянник византийского императора Никифора Фоки, доместик схол Востока, дошел с армией от Антиохии до Константинополя, покорив себе практически всю Малую Азию. В то же самое время болгарский царь
Самуил, также начавший войну против Византии (планируя кампанию 989 года, он, вероятно, находился в сговоре с Фокой), также перешел границу и захватил ключевой на пути к Фессалоникам город Верию. Константинополь и лично император Василий II с соправителем императором Константином оказались в весьма тяжелом положении и, как всегда в подобных ситуациях, подключили к решению проблемы мощный византийский дипломатический корпус. «Побудила его нужда послать к царю русов - а они его враги, - чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении».
Дальнейшие реконструкции событий слегка расходятся. Большинство историков предполагает, что стороны довольно быстро достигли соглашения, и Владимир выслал свои войска в Константинополь. Шеститысячный отряд руссов сражался под Абидосом и вынудил Варду Фоку отсупить. Условием оказания военной помощи, выдвинутым князем Владимиром, была женитьба на сестре императоров Василия и Константина Анне. Византийцы вынуждены были выдвинуть контрусловие: Владимир должен был принять крещение. Если верить Мниху Иакову и Яхъе, который не знал о походе на Корсунь, а также оговорке «Повести временных лет»: «Крести же сявъ церкви святое Софьи, и есть церкви та стояще в Корсуни граде, на месте посреде града, идеже торгъ деють корсуняне... Се же не сведуще право, глаголють, яко крестился есть в Кыеве, инии же реша - в Василеве, друзии же реша инако сказающе», свидетельствующей о том, что крещение не было публичным и спустя 130 лет никто точно уже и не помнил, где и как оно произошло, князь крестился сразу после окончания переговоров.
Однако среди исследователей нет единства в решении вопроса: зачем был нужен князю Владимиру поход на Корсунь, которого почти никто, кроме автора «Повести временных лет» и Мниха Иакова, не заметил. Выдвигались разные аргументы в пользу версии, изложенной в «Повести временных лет», и опровергающие ее, однако вопрос так и не был решен. Две взаимоисключающие трактовки событий исходят, соответственно, из того, что либо Херсонес находился в руках восставших, и тогда его захват Владимиром был произведен в рамках исполнения условий договора с византийскими императорами, либо Херсонес стал городом-заложником, чтобы выполнить заупиравшихся византийских политиков
выполнить свои пункты договора, особенно в отношении брака Владимира с Анной.
Текст 7. Из работы А.В. Назаренко «Русская церковь в X - первой трети XV века»
[6, с. 40]. В 987 г. Византийская империя была охвачена мятежом, который поднял полководец Варда Фока. Ввиду смертельной опасности император Василий II отправил посольство в Киев к князю Владимиру с просьбой о помощи. Владимир дал согласие, ценой которого должна была стать рука Анны, сестры византийского императора, что, естественно, предполагало крещение князя. В 988 г. в Византию отправилось шеститысячное русское войско, которое и помогло Василию II нанести мятежникам два решительных поражения в январе - апреле 989 г. Брак багрянородной принцессы с «варваром» был вопиющим нарушением норм византийской политической идеологии и дипломатического протокола, поэтому, получив желанное воинское подкрепление, император, очевидно, не торопился с отправкой на Русь невесты для своего союзника. В ответ Владимир осадил Корсунь, город в Крыму, центр византийской провинции Херсо-нес и в 989 или 990 г. захватил его, после чего Анна прибыла в Корсунь, где и состоялось ее бракосочетание с Владимиром. Такова приблизительная картина, вырисовывающаяся из совокупности всех источников. Легко видеть, что она допускает крещение Владимира как в Киеве (в 987 / 988 г.), так и в Корсуни (после прибытия туда Анны в 989 / 990 г.).
Как показала апробация, учащиеся с интересом отнеслись к предложенной форме работы. Выбранные нами тексты в целом были понятны по содержанию и вполне подходили в качестве материала для построения дискуссии для учащихся 10-12 лет. Многие из учащихся впервые обратили внимание на то, что один и тот же исторический факт может по-разному трактоваться в зависимости от исторической эпохи, воззрений автора и других обстоятельств.
Летописное повествование отличается подробным описанием событий, предшествующих моменту крещения Владимира. Знаменитый сюжет «Избрание веры» наполнен легендарными мотивами, которые ставятся под сомнение историками. Однако интересно, что Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского», следуя версии летописного повествования, выдвигает на первый план именно религиозный и эстетический компоненты. Историки XX века отдают предпочтение полити-
ческим мотивам, приводят различные факты, определяя даты, связанные с крещением Владимира и Крещением Руси.
Разнообразие текстов дает возможность детям аргументировать разные точки зрения в отношении изучаемой проблемы. Создается поле дискуссии, в котором эвристический метод может быть использован как доминирующий. В результате происходит закрепление изученного ранее материала, активно развивается речь учащихся (навык ведения дискуссии), пополняется их словарный запас.
Вполне понятно, что учитель должен быть хорошо подготовлен к ведению подобной дискуссии, обладать определенной суммой теоретических знаний. В ходе подготовки к занятию мы рекомендуем использовать материалы православной энциклопедии [1] и монографию Н.И. Милютенко [4].
Список литературы
1. Владимир (Василий) Святославич // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2004. Т. 8. С. 690-718.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 4 кн. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. Кн. 1.
3. Костромин К.А., прот. Крещение Руси: Киев, Херсонес, Тмутаракань [Электронный ре-сур] // Санкт-Петербургская православная духовная академия и семинария. URL: http://spbda.ru/ publications/svyaschennik-konstantin-kostromm-kre-schenie-rusi-kiev-hersones-tmutarakan/ (дата обращения: 21.06.2017).
4. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008.
5. Мусаева У.А. Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 9-11.
6. Назаренко А.В. Русская церковь в Х - 1-й трети XV века // Православная энциклопедия. М.: Православная энцикл., 2000. Специальный том: Русская Православная Церковь. С. 38-60.
7. Повести Древней Руси: сб. М.: Эксмо, 2009.
8. Поппэ А. Политический фон Крещения Руси // Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1989.
9. Прошин Г. Второе крещение // Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1989.
10. Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. 1: История России с древнейших времен. М.: Голос, 1993.
* * *
1. Vladimir (Vasilij) Svjatoslavich // Pravoslav-naja jenciklopedija. M.: Pravoslavnaja jenciklopedija, 2004. T. 8. S. 690-718.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
2. Karamzin N.M. Istorija gosudarstva Rossij-skogo: v 4 kn. Rostov n/D.: Feniks, 1997. Kn. 1.
3. Kostromin K.A., prot. Kreshhenie Rusi: Kiev, Hersones, Tmutarakan' [Jelektronnyj resur] // Sankt-Peterburgskaja pravoslavnaja duhovnaja akademija i seminarija. URL: http://spbda.ru/publications/svya-schennik-konstantin-kostromin-kreschenie-rusi-kiev-hersones-tmutarakan/ (data obrashhenija: 21.06.2017).
4. Miljutenko N.I. Svjatoj ravnoapostol'nyj knjaz' Vladimir i Kreshhenie Rusi. SPb.: Izd-vo Olega Abysh-ko, 2008.
5. Musaeva U.A. Diskussionnoe obshhenie kak tehnologija interaktivnogo obuchenija // Problemy i pers-pektivy razvitija obrazovanija: materialy vIII Mezh-dunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral' 2016 g.). Krasnodar: Novacija, 2016. S. 9-11.
6. Nazarenko A.V. Russkaja cerkov' v X - 1-j tre-ti Xv veka // Pravoslavnaja jenciklopedija. M.: Pravo-slavnaja jencikl., 2000. Special'nyj tom: Russkaja Pravoslavnaja Cerkov'. S. 38-60.
7. Povesti Drevnej Rusi: sb. M.: Jeksmo, 2009.
8. Poppje A. Politicheskij fon kreshhenija Rusi // Kak byla kreshhena Rus'. M.: Politizdat, 1989.
9. Proshin G. Vtoroe kreshhenie // Kak byla kreshhena Rus'. M.: Politizdat, 1989.
10. Solov'ev S.M. Sochinenija: v 18 kn. Kn. 1: Istorija Rossii s drevnejshih vremen. M.: Golos, 1993.
Dialogic technology when studying the theme "Christianization of Rus" in optional classes on the fundamentals of the Orthodox culture
The article deals with potential of the dialogic technology as a part of the heuristic teaching method when studying the theme "Christianization of Rus" with 10-12 year-old students. Special role is given to the work with different types of sources as well as the process of organizing the discussions in small groups.
Key words: heuristic method, dialogic technology, Christianization of Rus, Vladimir Svyatoslavich, the fundamentals of the Orthodox culture.
(Статья поступила в редакцию 04.08.2017)