Научная статья на тему 'Проблематика романа М. Брэгга «Хрустальные покои»'

Проблематика романа М. Брэгга «Хрустальные покои» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМАТИКА / ПРОБЛЕМАТИКА / МАСС-МЕДИА / КОМПОЗИЦИЯ / ДИККЕНС / СЮЖЕТ / СУДЬБА / ВОЙНА / ОЛЬСТЕР / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсупова Патимат Джамалудиновна

В статье анализируется роман современного английского писателя М. Брэгга «Хрустальные покои», который, по мнению национальной критики, представляет собой портрет современной жизни Англии в разных аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика романа М. Брэгга «Хрустальные покои»»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Шабанова Шахназ Гилаловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, ДГПУ, г. Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Махмудова Нелли Абдурахмановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков, ДГПУ, г. Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Оздеаджиева Тамара Мусаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков, ДГПУ, г. Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.01.2016 г.

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Shakhnaz G. Shabanova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of English, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Nelli A. Makhmudova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Romano-Germanic and Oriental Languages, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] Tamara M. Ozdeadzhieva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Romano-Germanic and Oriental Languages, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Article was received 22.01.2016.

Филологические науки / Philological Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 82.09 / UDC 82.09

Проблематика романа M. Брэгга «Хрустальные покои»

© 2°i6 Юсупова П. Д.

Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Резюме. В статье анализируется роман современного английского писателя М. Брэгга «Хрустальные покои», который, по мнению национальной критики, представляет собой портрет современной жизни Англии в разных аспектах.

Ключевые слова: тематика, проблематика, масс-медиа, композиция, Диккенс, сюжет, судьба, война, Ольстер, телевидение, журналистика, бизнес.

Формат цитирования: Юсупова П. Д. Проблематика романа M. Брэгга «Хрустальные покои» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 98-102.

The Subject Matter of "The Crystal Rooms"

novel by M. Bragg

© 2016 Patimat D.Yusupova

Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Abstract. The author of the article analyzes "The Crystal Rooms" novel by M. Bragg, the modern English writer. According to the national criticism, it is a portrait of modern life in England in different aspects.

Keywords: issues, subject matter, mass media, composition, Dickens, story, fate, war, Ulster, television, journalism, business

For citation: Yusupova P. D. The subject matter of "The Crystal Rooms" novel by M. Bragg. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 98-102. (In Russian)

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

М. Брэгг доказывает своими романами последних лет: в неисчерпаемую тему любви всегда можно внести что-то новое, свое, главное, чтобы за этим стоял живой, достоверный опыт, донесенный до читателя умело и интересно, способный вызвать отклик в его душе.

Залог успеха поздних романов писателя - искренность и высокий эмоциональный накал, мастерское владение техникой повествования, структурой и композицией романного действия, психологически точно выверенной логикой поступков персонажей.

В романе "Хрустальные покои" (1992) палитра тем и художественных приемов снова расширяется: как справедливо отмечает национальная критика, это портрет современной жизни Англии в разных аспектах. При этом главными остаются социальные ракурсы обстановки в стране, мир "масс-медиа", который автор знает не понаслышке, мир, который все больше становится законодателем нравов, вытесняющих многовековую традиционную мораль. В этом романе не обойдена и тема любви.

Верность социальной проблематике -характерная черта поэтики Брэгга, в которой по-прежнему сохраняется как доминирующий критерий реалистическое видение окружающего мира. Писатель вновь касается всегда волновавшей его темы социальной обделенности северных рабочих районов страны, в общем темы социального неравенства, неизжитой национальной болезни, отчего особенно страдают дети - аспект, в котором она рассмотрена в данном романе. Не забыта и столь больная для Британии последних десятилетий тема войны в Ольстере, вовлекшая в свою орбиту судьбу одного из ведущих персонажей, тележурналиста Марка Армстронга.

В действие романа вовлечено большое количество персонажей из самых разных слоев населения - люди, близкие к "коридорам власти", империи ТУ и простые смертные, буквально прозябающие в нищете. Широка и география действия: Лондон -Север Англии - США - Белфаст, что связано с причастностью многих персонажей романа миру "масс-медиа", а также весьма напряженными явлениями сегодняшнего мира.

Удержать обилие интересующих писателя проблем и судьбы большого количества персонажей в рамках простой композиции

и неспешно, в линейной последовательности развивающегося действия было бы довольно затруднительно. Композиция романа "Хрустальные покои" - сложно переплетающиеся пласты повествования со своими ведущими персонажами и смысловыми центрами; непросто сочетаются в книге и временные пласты: действие свободно передвигается назад в прошлое и также непринужденно, но строго мотивированно возвращается в настоящее - и яснее становятся поступки главных героев, повороты в их судьбах. Иной раз появляется возможность бросить взгляд и в их будущее, остающееся за гранью повествования, но создающее объемную репрезентативную картину происходящего.

Итак, композиция романа сложна, но эта сложность обусловлена описанием движения судеб героев произведения, связанных друг с другом, и автор удачно справляется с этим "переключением регистров" - его художественное мастерство растет от романа к роману.

И сама авторская манера на протяжении романа неоднородна, и разброс тональности велик: от строгой, почти документально-жесткой интонации - до романтических описаний. Английская критика оказала М. Брэггу честь, сравнивая его с Диккенсом, который так же "прихотливо сочетал журнализм с сентиментальностью" (В. Гленди-нинг).

Из Диккенса взят и эпиграф к роману: "Таков вечный закон: он гласит, что Зло нередко истощается и его носитель погибает, но Добро - никогда". Эпиграф этот, как камертон, выявляет основную тональность романа: все происходящее в нем описывается прежде всего с точки зрения соответствия критерию нравственности - принцип, прямо скажем, не частый в сегодняшней британской прозе. Заслуга Брэгга в том, что приоритет этого критерия ничуть не "сушит" назидательность: напротив, занимательность изложенных событий, их умелая вязь и органичное сочетание "нравственного" и "событийного" уровней - большая удача писателя, демонстрирующего зрелое мастерство, тонкую наблюдательность и умение передать впечатление в адекватном словесном воплощении.

Пожалуй, наиболее "романтична" история провинциальных сирот, брата и сестры Гарри и Мэри, она же богата и увлекательными сюжетными поворотами: с одной

стороны, суровое существование, даже жестокость, с которой сталкиваются несчастные дети, с другой - благополучный, "рождественский" исход их нелегкой судьбы. Кстати, само действие, если отодвинуть все дополнительные пласты и перебросы во времени, в основном укладывается в несколько предрождественских недель.

Итак, бедные Гарри и Мэри (им лет по одиннадцать-тринадцать), рано потеряв мать, живут у злой тетки Фионы, которая, не выдержав тягот жизни, велит однажды своему любовнику отвезти Гарри в Лондон и оставить его одного у роскошного кафе "Хрустальные покои", авось кто-нибудь сердобольный да подберет (в действительности мальчика едва не "подобрал" бордель для гомосексуалистов). Чувство страха, которое испытывают дети, особенно Гарри, остро чувствующий, что его везут в Лондон, вовсе не для того, чтобы развлечь, вообще бедственное положение брата и сестры, попавших в зависимость от недоброй тетки, - все это вызывает в памяти картины, описанные в романах XIX в., как будто имеющие мало общего с сегодняшней благополучной Англией.

Конечно, Фиона с трудом сводит концы с концами в этом мрачном северном городке, где уровень жизни низок, как нигде в стране, но бросить мальчика на произвол судьбы...

Позже, когда колесо фортуны повернется так, что Гарри и его сестре повезет - их судьбой заинтересуются Никлас де Лойт, член парламента, Джен Лукач, известная журналистка и очень богатая женщина, Марк Армстронг, тележурналист, - Фиона без малейших колебаний "уступит" им детей за солидный куш. Да, нищета и нравственность уживаются друг с другом плохо...

В этом северном городке, где так несчастливо протекало детство Гарри и Мэри, где рано угасла, так и не познав радостей жизни, их мать Валери, все действительно поражает неблагополучием. Всюду следы социальной запущенности, промышленность в развале, уровень безработицы чрезвычайно высок, молодежь болтается без дела, криминальная атмосфера так и висит в воздухе. Никлас де Лойт, человек честный и совестливый, который именно этот район представляет в парламенте, испытывает острое чувство стыда, когда, приехав в городок для "беседы" с Фионой, видит, в каких

условиях живут там люди. Он откровенно признается себе самому, что «индустриальный север известен ему гораздо хуже, чем Европа, и вызывает такое же изумление, как Индия» [8, С. 162].

Возможно, осознание собственной никчемности как политика и приводит его к решению покинуть парламент. Он понимает, что реально ничем не может помочь этим людям. «А ведь было время в его политической карьере, когда Никлас искренне верил, что он может построить мост между разными классами, способствовать исчезновению этих различий, перегородок» [8. С. 280]. Человек порядочный, сентиментальный, по счастью, очень обеспеченный, он видит смысл жизни в том, чтобы сделать счастливыми этих обездоленных детей, которые, что не удивительно, очень привязываются к нему.

И к Джен Лукач, которая в конце концов усыновляет их и собирается выйти замуж за Никласа, с которым ее связывает скорее привязанность к этим детям, нежели истинная любовь друг к другу.

Джен - яркая, сильная натура. Сирота, выросшая в доме приемных родителей, она пробилась к вершинам профессиональной славы и материального благополучия. Стала известной журналистской, брала интервью у Тэтчер. Объездила весь мир. Ее и Марка Армстронга, одного из главных персонажей этого весьма "заселенного" романа, связывали большая любовь и взаимопонимание.

Но Марку не хватило решимости взять на себя ответственность за судьбу Джен - ни до ее отъезда в Америку, ни по ее возвращении, через двадцать лет.

Несмотря на кажущееся благополучие, Джен очень уязвима (неустроенное детство, потеря мужа и сына в катастрофе - американский период жизни). Быть может, поэтому она, баловень судьбы в глазах общества, сохранила в душе теплые чувства, материнское желание оберечь несчастных детей, с судьбой которых ее столкнул случай.

Марк Армстронг во многом напоминает главного героя романа «Любовь и слава». Та же профессия - телережиссер, та же порядочность, личная и профессиональная, даже та же фамилия: словно перед нами вариант судьбы того же героя (в котором, кстати, очень много автобиографического). Марка Армстронга отличает и чувство долга, и

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

мягкость, порой - нерешительность, но только в личной жизни.

Как тележурналист он не ищет легких путей, не стремится к карьерному успеху, как его начальник Бэгшоу, человек глубоко беспринципный. Таких много в мире "масс-медиа", и не только там, с горечью констатирует Брэгг: «Мир телевидения все больше наводняют Бэгшоу, а также и больницы, школы, министерства, бизнес. Этот мир привлекает тех, кого Марк всю жизнь подозревал в корысти: карьерист в армии, мерзкие чиновники в школах, подхалимы-спецы.

Это мир, где лозунги и подобострастие вытеснили живой взгляд и ответственность перед обществом» [8. С. 94-95]. Марк опасается, что воротилы этого мира - «голос будущей Британии» [8. С. 115], что они пришли на смену наследственной аристократии.

Марк Армстронг не желает иметь ничего общего с такими людьми, как Бэгшоу, он хочет писать правду, а не перекраивать информацию по его заказу, а потому рвет с ним контракт. Политическая суета не интересует Марка, его внимание отдано больным общественным проблемам, в частности, Ольстеру. Он постоянно ездит в Белфаст, откуда посылает правдивые репортажи, едва не погибает от пули террориста. Для него политика - не "материал" (как для Марты Поттер), для него это - судьба.

Сродни Бэгшоу, даже крупнее его масштабом, и соответственно пороками, Рудольф Лукач, владелец индустрии компьютеров, мечтающий о создании сверхкрупной телекомпании. Этот человек не просто чужд человеческих чувств - они ему мешают, они смешны. «Сожаления -это для неудачников. Извинения - для пораженцев. Провалы - для жалких трусов» [8. С. 124]. И за такого мерзавца, человека «с улыбкой удачливого убийцы» [8. С. 39], выходит замуж Джен! Правда, этот противоестественный союз быстро распадается. А вообще, в соответствии с правдой жизни Брэгг рисует мир телевидения и связанного

2. Бакли Дж. Г. Роман воспитания от Диккенса до Голдинга. М.: ИНИ0Н. Общественные науки за рубежом, 1976, № 4. С. 76-82.

3. Головенченко А. Ф. Литература Великобритании // История зарубежной литературы XX века

с ним большого бизнеса как беспрерывно вертящуюся адскую карусель: быстро меняющиеся необязательные любовные связи, скольжение вверх и вниз по лестнице успеха, все внимательно наблюдают за всеми, и неудачник, не успев опомниться, быстро слетает с безостановочно крутящегося колеса.

Беспринципность - лучшее средство выжить в этом мире, доказывает всеми своими поступками журналистка Марта Пот-тер, отличающаяся убойной целеустремленностью. Ей удается стать любовницей Лукача - такова тактика погони за "успехом".

В романе много описаний сексуальных отношений героев - порой автор явно, "злоупотребляет" этим, хотя это не в его стилистике. Правда, в намерение Брэгга входило представить нравы этого, для посторонних столь привлекательного, мира телевидения, где секс - движущая пружина любой карьеры: "купленный секс, секс-насилие, секс-притворство, подавленный секс" [8. С. 76] - с болью думает Никлас, чудом оставшийся на периферии этой безумной круговерти.

Нравы "масс-медиа", коррумпированность, коммерциализация этого мира обрисованы Брэггом жестко, точно, убийственно. Вспомним, как он начинал это - уже с пафосом разоблачения - в романе "За городской стеной", и принципиально его отношение к этому миру, хотя он сам к нему причастен, как уже говорилось, - не изменилось.

"Хрустальные покои" - роман-калейдоскоп, как и сама современная жизнь. Но быстрая смена событий, перипетий судеб персонажей, декораций действия не размывают главного в творчестве английского писателя: его зоркого, пристального, неравнодушного внимания к происходящему в мире, к судьбе человека, воссозданном реалистически, в согласии с духом неумирающей традиции нравственной, гуманистической литературы.

4. Затонский Д. В. Борьба методов и направлений в литературе современного Запада. Киев: Наукова думка, 1986. 232 с.

Литература

1. Андреев Л. Г. Зарубежная литература XX века. М.: Высшая школа, 1996. 575 с.

/ под ред. В. Н. Богословского. М.: МПУ, 1996. С. 145-152.

5. Ильин И. П. "Постмодернизм": проблема соотношения творческих методов в современном романе Запада. М.: Наука, 1990. 279 с.

6. Красавченко Т. Н. Английская литературная критика XX века (основные направления). Авто-реф. дисс. ... д-ра филолог. наук. М., 1995. 54 с.

ka [Foreign literature of the 20th century]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1996. 575 p. (In Russian)

2. Buckley J. G. Roman vospitaniya ot Dikkensa do Goldinga [The bildungsroman from Dickens to Golding]. Moscow, INION. Social Sciences abroad, 1976, no. 4, pp. 76-82. (In Russian)

3. Golovenchenko A. F. Literature of Great Britain. Istoriya zarubezhnoy literatury XX veka [History of foreign literature of the 20th century] / ed. by V. N. Bogoslovsky. Moscow, MPU Publ., 1996, pp. 145-152. (In Russian)

4. Zatonsky D. V. Bor'ba metodov i napravleniy v literature sovremennogo Zapada [Fighting of methods and trends in the literature of the modern West]. Kiev: Naukova Dumka Publ., 1986. 232 p. (In Russian)

5. Ilyin I. P. "Postmodernizm": problema soot-nosheniya tvorcheskikh metodov v sovremennom

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Юсупова Патимат Джамалудиновна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, ДГПУ, г. Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.02.2016 г.

7. Сорокина В. В. Роль традиций в английском романе // Современные проблемы романа в советском и зарубежном литературоведении. М.: ИНИОН, 1984. С. 116-128.

8. Bragg M. Crystal Rooms. L.: Hodder & Stoughton, 1993. 416 p.

the relation of creative techniques in the modern novel of the West]. Moscow, Nauka Publ., 1990. 279 p. (In Russian)

6. Krasavchenko T. N. Angliyskaya literaturnaya kritika XX veka (osnovnye napravleniya) [English literary criticism of the 20th century (main trends)]. Extended abstract of dissertation for Doctor of Philology. Moscow, 1995. 54 p. (In Russian)

7. Sorokina V. V. The role of tradition in the English novel. Sovremennye problemy romana v so-vetskom i zarubezhnom literaturovedenii [Modern problems of the novel in the Soviet and foreign literature]. Moscow, INION, 1984. P. 116-128. (In Russian)

8. Bragg M. Crystal Rooms. L.: Hodder & Stoughton, 1993. 416 p.

AUTHOR INFORMATION

Affiliation

Patimat D. Yusupova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Literature, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Article was received 09.02.2016.

References

1. Andreev L. G. Zarubezhnaya literatura XX ve- romane Zapada ["Postmodernism": the problem of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.