DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.004 YÄK 316.74:378 ББК 74.480.0
А.А. НОВИКОВА А.А. МЕХРИШВИАИ
ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ СОиИААЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
A.A. NOVIKOVA L.L. MEHRISHVILI
DEVELOPMENT PROBLEMS OF STUDENTS' SOCIAL COMPETENCE IN HIGH SCHOOL
Социальная компетентность личности формируется в социокультурном пространстве страны, в поле национальной культуры и традиций, в рамках специфики семейных отношений и многообразных интеракций в разных сферах жизнедеятельности.
Однозначного определения социальной компетентности, принятого научными школами, изучающими её с точки зрения разных парадигм, не существует, поэтому исследователи чаще выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта. В научном дискурсе стала прослеживаться четкая интерпретация сущности феномена «социальная компетентность» как интегративное качество личности, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной реальности, социальные знания и умения, субъектные качества и личностные характеристики, связанные с успешной реализацией социальных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.
С целью определения уровня развитости социальной компетентности обучающихся в школе, средних и высших учебных заведениях, выявления возможных проблем, целесообразно учитывать национально-культурную специфику формирования личности молодого человека, уровень сформированности социального интеллекта, мотивационно-деятельностный и личностно-субъектные компоненты личностной структуры.
Person's social competence is formed in the socio-cultural space of the country, in the field of national culture and traditions, within the framework of the family relationships specifics and the diverse interactions in different spheres of life.
A precise definition of social competence, adopted by all schools of thought, studying it from different subjects' point of view, does not exist, so they often emit some problems that are solved with the help of this construct. In scientific discourse a clear interpretation of the «social competence» phenomenon essence, as an integrative quality of personality that combines the axiological understanding of social reality, social skills and knowledge, subjective qualities and personality characteristics associated with successful implementation of social technologies in all spheres of human activity has become appeared.
In order to determine the level of students' social competence development in school, secondary and higher education institutions, and to identify potential problems, it is advisable to take into account the cultural identity of young person's formation, the level of social intelligence formation, motivation and activity, and personal-subjective components of the personality structure.
Ключевые слова: социальная компетентность, социальный интеллект, методики выявления уровня развитости социальной компетентности обучающихся вузов.
Key words: social competence, social intelligence, determination methods of the level of students' social competence development.
Введение. Сущностное понимания феномена «социальная компетентность», а также уровень её сформированности и степень развитости, имеют разные критерии и характеристики [2, с. 52].
На основании изучения и анализа теоретико-методологических источников, апробации и интерпретации результатов собственного социологического исследования, авторы статьи выявляют и обосновывают следующие базовые компоненты структуры социальной компетентности (рис. 1): социальный интеллект (социальные знания, умения, навыки; принятие социальной реальности и социальное прогнозирование, социальная адаптация, социаль-
ная интуиция и влияние на других людей), мотивационно-деятельностный и личностно-субъектный компоненты [2, с. 67].
Социальная компетентность
I + I
Социальный интеллект Мотивационно-деятельностный Личностно-субъектный
(когнитивный компонент) компонент компонент
- социальные знания, умения, навыки;
- социальное прогнозирование;
- адекватное восприятие социальной реальности;
- социальная адаптация
- мотивация на социально-полезную деятельность;
- эффективное взаимодействие во всех сферах
жизнедея тельности;
- позитивная направленность на «другого» человека, избежание конфронтации
- мотивация достижения
- эмпатия;
- умение принимать решения;
- ответственность за деятельность, результаты деятельности;
- критичность;
- ценностные ориентации, принятие норм и соблюдение законов;
- профессионализм;
- саморазвитие и образованность;
- саморегуляция и самоконтроль;
- креативность;
- творчество;
- здоровый образ жизни;
- гуманность;
- умение находить компромисс;
- коммуникативность;
- мобильность, восприимчивость к инновациям
Рис. 1. Структура социальной компетентности
В контексте исследования социальной компетентности личности необходимо сознавать, что базовой платформой ее формирования являются ментальные, культурные характеристики развивающей среды. Системообразующим элементом самобытной идентичности любого общества, влияющим на все подсистемы, безусловно, является её ценностно-культурная база. Культурное воздействие, которое реализуется в ценностном компоненте, выражается как на макросоциальном, микросоциальном, так и на индивидуальном уровнях [4].
В свете происходящих социально-коммуникативных трансформаций в современном обществе проблематика «социальной компетентности» является актуальным научным направлением, детерминированным нарастанием виртуализации социальной интеракции. Вытеснение традиционной, «высокой» культуры массовыми, развлекательными образцами приводит к необходимости выявления аспектов формирования и развития «социальной компетентности» в структуре личности молодого человека, с учетом ментальных различий и характеристик даже в рамках единого социума.
Материалы исследования. Социальную компетентность как признак социальной зрелости личности рассматривают Б.А. Жиганов, Н.В. Калинина, где акцентируется духовно-личностная составляющая личности [1, с. 5]. Социальный аспект ключевых компетенций исследуется в работах Л.П. Алексеевой, В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Л.А. Петровской и др. Р. Сельман определяет социальную компетентность как социальный успех, ориентацию на сотрудничество [11], Л. Роза - Kгasnoг - как способность достигать желаемых результатов, умение выбирать социальные ориентиры и действовать адаптивно,
поддерживая при этом позитивные отношения с другими [9, р. 116-118]; Р. Ульрих и М.Р. Ульрих как характеристики человека, которые позволяют ему принимать решения относительно себя самого, правильно понимая ожидания и требования других [13]; Дж. Спивак, Д. Харрис как систему знаний о социальной действительности, систему социальных умений и навыков взаимодействия сценариев поведения в типичных социальных ситуациях [11]. В работе Л.Н. Шабатуры представлена структурная модель социальной компетентности, которая включает аксиологический, гностический, прагматический (праксиологический) компоненты [7, с. 17].
В рамках исследования феномена «социальная компетентность», которые проводят социологические, психологические российские научные школы, можно выделить следующие подходы: а) социальные знания и включение в социальные процессы; б) мультисистема социальной интеракции; в) социальный интеллект; г) специфика и новообразования личностной структуры человека.
В разных культурах сущность конструкта «социальная компетентность» имеет специфические основания, поскольку свойства национальной культуры, ментальности и психологии, заложенные в системе интеракции, способствуют формированию характерных особенностей её базовых структурных компонентов. Универсальные ценности в процессе мониторинга жизнедеятельности людей одной национальности могут не совпадать и иметь свои особенности у людей другой национальности. Например, «социальный интеллект», являющийся базовым компонентом в структуре социальной компетентности, имеет ряд характерных отличий в понимании и интерпретации различных культур. Данный фактор целесообразно учитывать при выявлении уровня развитости социальной компетентности личности молодого человека.
Определение «социальный интеллект» связано с интегральной интеллектуальной способностью, определяющую успешность общения и социальной адаптации [12]. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики. В современных психологической, социологической доктринах существует разнообразие аспектов выявления «социального интеллекта», методик его определения [3].
Д.В. Ушаков, анализируя складывающиеся в зарубежной и российской психологии теоретические представления о социальном интеллекте, выделил три относительно самостоятельных направления [6, с. 20-22].
1. Социальный интеллект интерпретируется как вид познания, как особая интеллектуальная способность наряду с такими способностями, как вербальные, пространственные, математические и т. д., и отличается от них спецификой своего объекта (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд).
2. Социальный интеллект рассматривается как компетентность в сфере коммуникации, как знания, умения и навыки, приобретенные в течение жизни (Р. Стернберг).
3. Социальный интеллект осмысливается в качестве специфичной черты личности, которая определяет успешность социального взаимодействия [6, с. 22].
Для изучения социального интеллекта, а, следовательно, и степени развитости социальной компетентности целесообразно использовать разнообразные методики, среди которых:
1. Тест социального интеллекта Гилфорда-Салливен.
2. Фрустрационный тест Розенцвейга.
3. Тест социальных установок, социальной перцепции и самооценки Фидлера-Ясюковой.
4. Тест толерантности для подростков Ясюковой [8].
5. Опросник жизнестойкости С. Мадди: методика изучения жизнестойкости.
6. Методика личностного дифференциала ((ЛД) Д.А. Марьяненко и
другие.
В целом, мотивационно-деятельностный и личностно-субъектный компоненты, включающие в себя общественно одобряемые нормы, правила поведения, интуитивное понимание социально-психологических социальных механизмов могут быть оценены посредством выявления уровня развитости коммуникативной толерантности индивида. Методики оценки эмоционального интеллекта личности позволяют выявить такие составляющие конструкта социальной компетентности, как: умение управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоции других, уровень эмпатии, мотивации и самомотивации. Поведенческий компонент может быть выявлен через изучение интерактивного потенциала индивида, с помощь методик определения установок, ценностных ориентаций и личностных качеств индивида.
Результаты и научная новизна. Рассматривая содержание и особенности такого структурного элемента социальной компетентности как «социальный интеллект», следует учитывать ментальное различие его проявления в разных культурах. В русском менталитете, например, понятия интеллект и интеллигентность - разводятся. Интеллект, как правило, соединяет в себе все познавательные процессы индивида, такие как воображение и восприятие, ощущение, память, мышление и т. д., в то время, как интеллигентность - проявление морально-этического состояния, связанного с высокими внутренними качествами личности, включая образованность, интеллект. Конструкт «интеллект» в английском языке передаётся одним словом: «intelligence» и содержит рациональные элементы, связанные с познавательной деятельностью, объёмом знаний и определённым мировоззрением -т. е. с когнитивными характеристиками [5]. В американской культуре в понятие «интеллект» включается: способность к практическому, рациональному решению проблем; коммуникативные, вербальные способности; адаптивное принятие другого человека.
Таким образом, целесообразно применять методики выявления ценностных ориентаций и жизненных установок личности, проводя корреляцию с личностно-субъективными характеристиками, с целью определения культурной среды формирования личности молодого человека. Полученные показатели напрямую будут коррелировать с выявленными оценками «социального интеллекта».
Методики выявления уровня развитости социальной компетентности и критерии в настоящее время постоянно совершенствуются и пополняются, что связано с отсутствием единого общепринятого понимания самого конструкта.
В аспекте социологического конструкта социальной компетентности авторы статьи разработали инструментарий определения уровня сформи-рованности социальной компетентности обучающихся вуза, включающий в себя выявление как психологических, так и социальных характеристик личности, интегрируя политическую, социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, личностно-субъектную, информационно-инструментальную компетентности. Авторская методика направлена на оценку следующих компетенций: «умение работать в команде», «мотивации, достижения», «уверенности в своих силах, действиях», «умение реагировать на критику», «уровень самоконтроля, стрессоустойчивости», «умение принимать решения», «креативность, творчество», «коммуникативная компетенция», «социальная активность, понимание политического, социально-экономического развития», «потребность личностного роста, саморазвития», «взаимодействие с представителями других культур», «информационно-инструментальные умения», «личностные качества».
Суть исследования заключается в том, что, с помощью опросников: метод самооценки (анкета), оценка «другого» - представителя «малой группы» (анкета) и оценка «эксперта», «работодателя» (интервью), выявить уровень
сформированности определенных компетентностей, связанных со структурными элементами социального интеллекта, мотивационно-деятельностным и личностно-субъектным компонентами. В процессе определения уровня развитости социальных компетенций авторы методики считают целесообразным учитывать культурную среду формирования личности молодого человека, наряду с определением ценностных ориентаций, установок личности.
Оценка уровня сформированности социальной компетентности личности определяется на основании разработанных авторами шкал, с представленными критериями, посредством определения среднеарифметического значения всех продиагностированных показателей, выявленных посредством анкетирования респондентов (самооценка), оценки «другого, представителя малой группы», методики определения ценностных ориентаций и установок личности. Результаты исследования позволяют ранжировать сформированные социальные компетенций по уровням: «высокий», «средний», «низкий». Данная методика была апробирована среди 1200 студентов-респондентов ведущих вузов Тюменского региона: Тюменского индустриального университета, Тюменского государственного университета и их филиалов в возрасте 18-24 лет. Авторское исследование выявило «средний», ближе к нижнему рангу уровень сформированных социальных компетентностей студентов. Низкие пороговые показатели были определены в таких компетенциях, как: мотивация саморазвития, уровень стрессоустойчивости, деловая активность, умение принимать решения, умение брать на себя ответственность, умение реагировать на критику. Полученные показатели коррелируют с «оценкой эксперта». В качестве экспертов было опрошено 50 представителей руководящего состава промышленных, производственных, образовательных структур Тюменской области в городах: Югорске, Тюмени, Тобольске, Надыме, Ям-бурге, Ноябрьске с целью выявления компетентного мнения, удовлетворенности качеством профессиональной подготовки, сформированными социальными компетентностями и личностными качествами выпускников вузов. Подавляющее большинство экспертов считают, что социально-политическая, экономическая и социально-коммуникативная компетентности сформированы у работающих выпускников в недостаточной степени, что демонстрирует целесообразность улучшения качества социально-гуманитарного образования в образовательном пространстве высшей школы. Вместе с формированием профессионализма, эксперты акцентируют внимание на необходимости развития социальных, личностных качеств обучающихся - будущих выпускников вузов, включая образованность, мобильность, умение реагировать на критику, креативность и т. д.
В процессе диагностики уровня развитости социальной компетентности авторы статьи выявили корреляцию показателей компетенций социального интеллекта с культурной средой формирования личности обучающихся в высшей школе Тюменского региона, так, большая часть респондентов, проживающих в сельской местности, районах Крайнего Севера, Кавказском регионе демонстрируют невысокий уровень социальной адаптации, социальной интуиции, умения влиять на других, что связано с культурно-национальной спецификой и социокультурными особенностями среды формирования личности.
Выводы. Реалии современного социума констатируют актуальность исследования сущности конструкта «социальная компетентность», поскольку происходящие социально-политические, культурные, трансформационные процессы вызывают и ментальные, интеракционные изменения в жизнедеятельности человека, определяют новые критерии успешности личности. Образовательная среда призвана аккумулировать научный опыт в представленном психолого-социологическом направлении, включать инновационные техники и разработки в учебно-воспитательный процесс с целью формирования личности с развитыми социальными компетенциями.
Литература
1. Квитчастый А.В. Особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 24 с.
2. Новикова А.А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. 120 с.
3. Пушкарева Т.Г. Личностные ресурсы и социальная компетентность // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 7. C. 73-79.
4. Ружгис П. Культура и интеллект: кросскультурное изучение имплицитных теорий интеллекта [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/article/ kultura-i-intellekt-krosskulturnoe-izuchenie-implicitnyh-teoriy-intellekta (дата обращения: 25.05.2019).
5. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность [Электронный ресурс]. URL: https://e-libra.ru/read/245588-russkie-stereotipy-povedeniya-tradicii-mental-nost.html (дата обращения: 15.03.2019).
6. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.
7. Шабатура Л.Н. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования: автореф. дис. ... к.ф.н. Омск, 1997. 25 с.
8. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. Российская академия наук, Институт психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. 181 с.
9. Rose-Krasnor L. Social Development. 1997. V. 6. № 1. Pp. 112-135.
10. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. N.Y.: Askad. Press, 1980. 343 p.
11. Spivac G. The cognition of social adjustment: Interpersonal cognitive problem-thinking. N.Y.: Plenum. 1982. V. 5. Рp. 323-372.
12. Thorndike E.L. Intelligence and its use // Harper's Magazine. Рр. 227-235.
13. Ulrich R., Ulrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer S^rungen. Das Assertiveness-Trainings-Programme ATP. München: Pfeiffer, 1980.
References
1. Kvitchastni A.V Features of the socio-psychological competence of different levels of education subjects. Abstract of dissertation Ph.D. the psych. sciences. M., 2012. 24 p.
2. Novikova A.A. Formation of students' social competence in modern conditions. Tyumen: Tyumen Oil-gas Univ., 2014. 120 p.
3. Pushkareva T.G. Personal resources and social competence // Nauchnie proble-mi gumanitarnich issledovanii [scientific problems of humanitarian researches], 2012, no.7, pp. 73-79 (in Russian).
4. Ruzhdiz P. Culture and intelligence: Cross-cultural investigations of intelligence implicit theories. Available at: HYPERLINK "https://hr-portal.ru/article/%20kul-tura-i-intellekt-krosskulturnoe-izuchenie-implicitnyh-teoriy-intellekta"https:// hr-portal.ru/article/ kultura-i-intellekt-krosskulturnoe-izuchenie-implicitnyh-teoriy-intellekta (accessed 25 May 2019).
5. Sergeeva A.V. Russian: behavioral patterns, traditions, mentality. Available at: https://e-libra.ru/read/245588-russkie-stereotipy-povedeniya-tradicii-mental-nost.html (accessed 15 March 2019).
6. Ushakov D.V Social intelligence as a type of intelligence. Social intelligence: Theory, measurement, research. M.: Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2004. 176 p.
7. Shabatura L.N. Social competence formation of the person in the process of humanization of professional education. Abstract of dissertation Ph.D. the phil. sciences. Omsk, 1997. 25 p.
8. Yasyukova L.A., Belavina O.V Children's social intelligence and adolescents. Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology. M.: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2017. 181 p. (in Russian).
9. Rose-Krasnor L. Social Development. 1997, V. 6, № 1, pp. 112-135.
10. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. N.Y.: Askad. Press, 1980. 343 p.
11. Spivac G. The cognition of social adjustment: Interpersonal cognitive problem-thinking. N.Y.: Plenum, 1982, Vol. 5, pp. 323-372.
12. Thorndike E.L. Intelligence and its use // Harper's Magazine, pp. 227-235.
13. Ulrich R., Ulrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Stauungen. Das Assertiveness-Trainings-Programme ATP. München: Pfeiffer, 1980.