Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 78-80.
Н. Н. Исаченко
ПРОБЛЕМА ЗАВИСТИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
Рассматривается проблема формирования зависти. В процессе исследования определены две основы ее возникновения: природная и приобретенная. Сделан вывод, что зависть как морально-этический концепт, формирующийся на основе эгоизма и социального неравенства, является атрибутом человеческого общества. Внесены предложения по решению этой проблемы.
Ключевые слова: концепт зависти; моральный релятивизм; человеческие пороки; добро;
Тысячи лет человечество двигалось к духовному развитию, но мир так и не достиг совершенства. Несовершенство современного мира объясняется наличием в нем природного, физического, социального, морального зла, разрушающего бытие. Масштабно распространяясь в современном обществе, зло укореняется в мыслях и поступках, сокращая «пространство» добра. Проблема борьбы добра и зла представляется сегодня наиболее актуальной в философском дискурсе в связи с проявлением морального релятивизма, поддерживающего зло в современном обществе. В общественном сознании, точнее, в религиозной философии и этике, понятие 'зло' чаще всего отождествляется с понятием греха. В религиозно-этической традиции грех представляет собой нарушение доминантных морально правил, норм, установившихся в обществе. Христианские богословы выделяют семь грехов: зависть, гордыня, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние. Но на первое место они ставят зависть, рассматривая её как самый тяжкий человеческий порок.
В проповедях подчеркивается, что среди всех страстей, то есть чувств, которые полностью захватывают личность, нет более пагубной, нежели зависть; она разъедает душу подобно тому, как ржавчина разъедает железо. Григорий Богослов усматривает в зависти причину самых страшных человеческих трагедий: «Зависть обагрила землю кровью пророков, из Иуды сделала предателя, <...> произвела Пилата - Христоубийцу»1. Основными морально-психологическими факторами, порождающими зависть, с точки зрения христианских мыслителей являются гордость и эгоизм.
Нет сомнений в том, что человечество в определенной степени подвержено зависти.
Зависть свойственна человеку независимо от пола, темперамента, характера, ей подвержены все люди, независимо от сословия, статуса, привилегий, возраста. Зависть неоднократно играла роковую роль в истории человечества, она была причиной преступлений и войн. Как справедливо отмечал ещё И. Ильин, зависть в истории человечества нередко «становилась главным движущим фактором», а «в наши дни зависть становится воздухом, которым дышит современная масса»2.
В философии зависть рассматривается как глобальное, универсальное явление, которое выражается в стремлении индивида обладать тем, что принадлежит другому. Зависть зарождается тогда, когда растет благополучие другого. В отличие от прочих негативных страстей зависть оказывает мощное разрушительное воздействие на самого индивида. Это обстоятельство, по-видимому, связано с тем, что она - одна из тех негативных эмоций, в наличии которой стараются не признаваться даже себе.
Платон, Аристотель, Р. Декарт считали зависть человеческим пороком. А. Шопен-гауэр3 относил зависть к тем порокам, которые служат основанием для формирования человеконенавистничества. Р. Декарт, характеризующий зависть как «природное извращение», соотносил понятие 'зависть' со страстью4. И. Кант рассматривал зависть как нарушение долга перед самим собой и перед другими5.
Философы, социологи и психологи, исследующие этот феномен, выделяют три уровня в развитии зависти. На начальном этапе зависть проявляется как осознание своих личных недостатков или своего низкого положения. Далее - на уровне эмоционального переживания - оно перерастает в чувство досады
Проблема зависти в философском дискурсе
79
и злобы. И на конечном уровне - на уровне поведения - зависть направляет индивида на устранение предмета зависти. Ученые выдвинули две версии возникновения зависти: по одной, она имеет врожденную (природную) основу; по другой - возникает в процессе социализации. Согласно первой версии, зависть - это генетическая программа, которая передается от предков и закрепляется в процессе эволюции. Сторонники природной теории убеждены, что наши предки, благодаря зависти, имели больше шансов выжить. В. Л. Леви утверждал, что природная основа зависти заключается во внутривидовой биологической конкуренции. Он рассматривает её как один из древнейших механизмов индивидуального выживания и убежден, что проявления зависти можно наблюдать и в животном мире, и в человеческом обществе. С возрастом склонность к зависти не проходит; она, по его мысли, просто маскируется и как бы вытесняется в глубину души. Зависть подобна «острой боли, которая может длиться долго, производить, как заноза, воспаление крови, заражение души»6. При этом Леви признает, что в обществе природная завистливость обретает множество социальных и психологических разновидностей. Близкую позицию занимает испанский биолог Д. Медина. В книге «Гены и семь смертных грехов» он доказывает, что сопротивляться грехам и бороться с завистью бесполезно; наши проступки можно объяснить отголосками животных инстинктов, которые живут в человеческом сознании и могут передаваться по наследству.
Мы принимаем теорию «социального научения», сторонники которой считают, что зависть формируется в процессе социализации. Мы считаем, что зависть возникает под влиянием окружающей среды и на основе сравнения человека с другими людьми. Так, Г. Шёк, называя зависть «базовой антропологической категорией», социально-психологическим явлением, убеждает, что она является неустранимым элементом человеческих отношений. Эта эмоция является источником возникновения радикальных социалистических движений. По его убеждению, «институционализированная зависть является одним из главных препятствий на пути экономического роста развивающихся стран»7.
Нам близка позиция, которую озвучили И. Ильин, П. Куттер, считающие одним из
главных факторов формирования зависти социальное расслоение и осознание человеком своего низкого положения. По убеждению И. Ильина, источником обостренной зависти является абсолютная зависимость неимущего человека от имущего. Он считал, что на основе социальной несправедливости «должна вспыхнуть массовая зависть», из которой «родится доктрина безбожия, безнравственности». Нет сомнения в том, что рост богатства и благосостояния одних «рождает все возрастающую зависть других, бедных» (И. Ильин). Под воздействием зависти происходит деформация личности: сначала появляется чувство собственной неполноценности, затем чувство злости, переходящее в ненависть. А ненависть, как известно, - предвестник мести, которая может подтолкнуть индивида к совершению низких поступков или преступления.
П. Куттер, утверждая, что зависть произрастает на почве социальной несправедливости, уверен, что она приводит к формированию цинизма, к самобичеванию, к осознанию неполноценности своего существования. Интенсивное самобичевание, по убеждению ученого, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков8. Чему мы находим множество подтверждений и в современном обществе.
В рамках социально-политической концепции зависть рассматривается как социальное чувство, характерное для класса неимущих. О. Шпенглер, Ф. Ницше, именно в зависти находят объяснение действий людей, направленных на экспроприацию частной собственности. Они убеждены, что из нее возникает «стремление к свержению несправедливого строя»9. Мы убеждены в том, что зависть представителей власти одного государства к богатству и благополучию другого приводит к политическим конфликтам, войнам. Примером этого являются Первая и Вторая мировые войны.
Характеризуя представителей современного общества, уместно сослаться на точную характеристику И. Ильина: «люди утрачивают духовный хребет, одержимые завистью и жадностью, расталкивают друг друга, добиваются "большего", затаптывая слабых и беззащитных». По его мнению, именно люди, одержимые завистью, дают миру «большое количество предателей, преступников, отступников, врагов благочестия, истребителей праведности, откровенных лжецов, закулис-
80
Н. Н. Исаченко
ных властолюбцев» (И. Ильин).
В процессе исследования мы определили, что зло подрывает моральные основы, ставит под сомнение идеалы о справедливости и порядке. Источником зла является зависть, сущность которой заключается в сравнении себя с другими людьми; стремление человека к первенству и власти; социальная несправедливость. Чувство зависти уродует личность, возбуждает негативные эмоции, желания, чтобы другой потерпел неудачу.
Социально-философский анализ процесса формирования зависти приводит к однозначному выводу о том, что зависть присутствовала всегда в истории человечества, это своего рода атрибут человечества. Она как один из пороков упоминается в вероучениях, описывается в мифологии, исследуется в психологии, социологии, философии. Зависть называют ведущим мотивом поведения, направляющим на захватнические войны Нерона, Наполеона, Гитлера. Теория классовой борьбы свой источник видит в зависти, марксистско-ленинское учение, фашизм, расизм формировались на зависти. Зависть как негативная эмоция выявляется на всех ступенях социального положения и этапах духовного развития социума. Все исследователи отмечают, что зависть - очень сильное чувство, подвигающее человека на самые разнообразные действия. Она может быть стимулом движения вперед, а может всецело управлять человеком, диктуя ему определенные действия, толкающие его на совершение преступления10.
Социум устроен таким образом, что с рождения формирует в человеке умение сравнивать людей, отмечая достоинства одного и недостатки другого в семье, в школе, в искусстве, в спорте. Анализ концепций, исследующих проблему возникновения зависти, позволил сделать вывод о том, что зависть - это морально-этический концепт, характеризующий один из худших человеческих пороков, формирующихся у человека на основе эгоизма, тщеславия и на почве социальной несправедливости. Зависть может быть источником ненависти, враждебности, она заключает в себе разрушительный смысл и может привести к социальным конфликтам, войнам. Поэтому перед философией стоит задача формировать нравственного человека, способного своевременно нейтрализовать зачатки зависти, не давая ей стать мотивирующей отри-
цательной силой, формирующей зло. С этой целью, полагаем мы, следует избегать постоянного сравнения. Продуктивным способом избавления от зависти является рефлексия. Осознанное зло не должно распространяться, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы оно перерастало в сознательное добро. Для этого необходимо формировать в себе чувства любви к ближнему, что, по утверждению Тихона Задонского, исцеляет индивида от зависти и спасает от совершения зла. В целях борьбы с завистью необходимо формировать чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах, постоянно самосовершенствоваться, ставить перед собой реальные цели и достигать их.
Чувства социального неравенства и несправедливости являются источниками социальных конфликтов, протестных явлений, революций, в ходе которых формируется зло, выражающееся в ненависти, мести. Поэтому другой очень важной задачей, стоящей перед современным обществом, является преодоление социального расслоения, улучшение благосостояния граждан общества.
Примечания
1 Библиотека отцов Церкви. Святитель Василий Великий. Беседа 11. О зависти [Электронный ресурс]. URL : http://www. azbyka.ru.
2 Ильин, И. Путь духовного обновления. М. : АСТ, 2006. С. 151.
3 Шопенгауэр, А. Об основе морали // Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность. М. : Республика, 1992. С. 126.
4 Декарт, Р. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / под ред. В. В. Соколова. М. : Мысль, 1989. С. 509.
5 Кант, И. Основы метафизики нравственности // Кант, И. Сочинения : в 6 т. Т. 4. М. : Мысль, 1965. С. 229.
6 Леви, В. Л. Искусство быть другим. М. : Знание, 1980. С. 81.
7 Шёк, Г. Зависть. Теория социального поведения. М. : Мысль : ИРИСЭН, 2010. С. 251.
8 Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / пер. С. Панков. СПб. : Б.С.К, 2004. С. 68.
9 Ницше, Ф. Генеалогия морали / пер. В. Вейн-шток. СПб. : Азбука-Аттикус, 2011. С. 102.
10 Исаченко, Н. Рессентимент в структуре общественного сознания : монография. Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. 152 с.