The problem of the interaction of secular and spiritual principles in education
Makareev N.
Проблема взаимодействия светского и духовного начал в образовании
Макареев Н. А.
Макареев Николай Александрович /Makareev Nikolai — студент, факультет истории, коммуникации и туризма, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы г. Гродно, Республика Беларусь
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные аспекты и вопросы взаимодействия религиозного и светского факторов в сфере образования на всех ступенях образования в различных учреждениях образования; приводятся примеры взаимообусловленности христианского и мирского (светского) наполнений образовательных стандартов и программ; излагаются примеры выхода из кризисных ситуаций, возникающих во время соотношения религии и науки.
Abstract: the article considers the current aspects and issues of interaction between religious and secular factors in education at all levels of education in the various educational institutions; are examples of the interdependence of the Christian and the worldly (secular) fillings educational standards and programs; sets the output examples of crisis situations arising during the relation of religion and science.
Ключевые слова: христианство, педагогика, богословие, семья, духовность. Keywords: Christianity, education, theology, family, spirituality.
Как воспитать нравственную, мотивированную на созидание своего благого для общества продукта и добра личность? Ответ на этот вопрос не прост и требует детального рассмотрения, а затем разъяснения. Современность показывает обществу, насколько сегодня для множественных масс социума, фактически для каждого из нас, важны Христианство и Религии, исповедуемые нами. Пример тому, это сопровождение церковью людей на протяжении всего процесса их жизненной социализации, а именно: процесса получения индивидуумом способностей и навыков для дальнейшей его жизнедеятельности, сюда относится - Крещение, Посещения Церкви в обычные и праздничные дни (Покаяние, Причащение, восприятие проповедей и т.д.) и, наконец, отпевание. Как видим, церковь сопровождает человека по его судьбе на протяжении всей жизни. Христианство, насчитывающее более чем 2000-летнюю историю своей миссии на планете земля, по сей день является особенной, стимулирующей составляющей во взаимосвязи человека (Индивидуума или групп людей) с окружающей средой. Эти связующие нити определяются: 1. Законом Божьим, через Библию (Священнические тексты и т. д.). 2. Личностные ориентиры каждого из нас (Общение, дружба), индивидуальные особенности отдельного человека [1, с. 34].
Связь человека с Богом или её возможность составляют основу Христианского мировоззрения. Пример тому - анализ земной жизни Иисуса Христа - Библейский Новый Завет [1, с. 34].
Тем самым, происходит определение точки отсчёта всего и вся в мире. Данное выше определение периода Земной жизни Христа сводится к Божественному откровению, Слову -Логосу, высшему разуму и духу. И вот благодаря этому слову, мы познаём своё духовное начало, т.е. саморазвиваемся, проходим процесс воспитания, обучения. И всё это нацелено на возвышение духовного начала в человеке. Духовное же начало меряется или связывается с творческим созиданием человека, его характера, отношением к окружающей действительности, приобщением к культуре и образу (образованию), становлением последнего нравственной личностью. К слову, нравственная мораль, её трактовка даны нам для постижения в Ветхом и Новом заветах [1, с. 34].
Древнегреческие философы первыми в западноевропейской педагогической мысли, на фоне языческих воззрений, посеяли семена научных знаний включающих в себя духовный аспект божества. В Христианской же традиции, трактовка этих постулатов наиболее чётко отображается в средние века. Христианское богословие явилось в тот средневековый период основой внутреннего мира человека, оно стало предтечей, стремлением человека к совершенству. Выражалось это стремление посредством веры, идеи Бога. В повседневности же это берёт своё начало из форм нравственного воспитания. Христианские ценности,
корректируют мировоззренческие принципы и структурные связи человека с внутренним миром и социальной действительностью.
Исследователь теологии С. Л. Франк отмечает, «что грехом явится то, в познании светском, педагогическом, что будет ущемлять или выгонять в небытие начала религиозные заложенные в образовании». Это станет общечеловеческим, мирским «моральным злом», что принесёт обществу лишь негативные тенденции в развитии. Поэтому Евангелические принципы становятся кардинальной ориентацией человека к нравственно-созидательной деятельности [1, с. 35].
Когда меняется мировоззрение человека и общества, то последние структуры социума (человек, группа людей) могут строить уже определённые выводы и решения, находя эти выводы и решения в образовательном поле сегодняшнего дня (школы, вузы и т.д.) Тем самым, происходит процесс видимого отношения личности к своему внутреннему миру, а затем и обществу. Так вот отношение человека к окружающей его социальной действительности, определятся либо его любовью к миру, либо злом, равнодушием. Исходя из этого, задача светского образовательного начала заключается в совместных действиях с церковью по решению вопросов взаимоотношения религии и педагогики, разрешения конкретных задач. Однако двух элементов школа - церковь бывает порой недостаточно. Поэтому в этот список включаем обязательно ещё и семью с её ценностями и идеалами.
Семья является связью между духовным миром индивидуума и социальными институтами (школа, церковь). Как отмечал тот же С. А. Франк: «...Всякая жена и мать, вносящая какой-то свой нравственный стиль в семейной жизни, есть уже творец.» [5, с. 3-4].
Значит именно показатель степени духовности человека, зависит от реализации нравственных ценностей семьи, наряду с образованием. Достоинство человека, проявляется в стремлении познать самого себя, познать Бога. Однако наиболее успешно, сделать это человек сможет лишь в тесной взаимосвязи с образом, образностью, идеалом, образованием, познанием. «Лукавую душу, не постигнет премудрость, не будет оная обитать и в теле, которое отдано греху» (так говорили в древности). Значит каждый из нас, должен быть хотя бы склонным к выделению в своей жизни доминант добра и любви. Так вот именно комплексное, незамысловатое отношение человека к самому себе, формируют такие качества как: ценность жизни, совесть, воля. Те процессы, которые складываются во внутриличностном развитии человека, связаны с образностью его мышления и отношения к миру. Скелетом, опорой, фундаментом всего вышесказанного, является Христианское и Светское воспитание. Как говорил Кирилл Туровский: « .внимай своему образу и житию.».
Поэтому в системе образования должна всегда быть информированность о Христианских ценностях, которые определяют отношения человека с внешней средой. Каким образом нужно понимать благое духовное состояние человека как Христианскую ценность?
Феномен «Духовность», как видно из приведённого, занимает центральное место среди ключевых ценностей человека. Значит и эффективность воспитания современной молодёжи, зависит от духовного педагогического опыта общества. Ведь как показывает жизненная практика, без морально -этических ценностей, педагог, тем паче молодой специалист, просто будет фактически обезоружен в борьбе с негативным влиянием общества на молодое поколение. Недаром отмечается, что нигилист, равнодушный ко всякому делу и не только ко всякому, но и к отдельным доминантам этого дела, допустим не впущение Христианства в воспитательную практику учащихся, формалист по сути, который не может статься как педагог [5, с. 3].
Известный русский учёный, писатель - Владимир Иванович Даль, определял «духовность» как результат интеллектуальных усилий человека над самим собой. Примером может послужить то, что люди, построившие свою жизнь в негативном ключе по отношению к обществу иначе злые люди, учились в тех же школах, что и те, которые совершают добрые дела и преуспевают в них [5, с. 4].
Обратившись к образовательной парадигме XXI столетия, отметим, что, к сожалению, образование в современном, динамично меняющемся мире превратилось в простую маркетинговую деятельность. Иными словами, стало определённой сферой услуг. Здесь и возникает проблема взаимодействия светского и духовного начал в образовании, а точнее возникает вопрос - необходимо ли сотрудничество церквей и школ именно на такой основе? [5, с. 4].
Но не будем приводить негативные тенденции в образовательной сфере мира, приведём лишь слова исследователя М. Монтеня, который отметил: «... тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред.» И тут же пример. Даже, по сути, государственные
дела без человека, без состояния его здоровья, души, намерений, интеллекта и т. п., никому будут не нужны, они потеряют всякий рационализм и смысл. Обратиться в качестве примера можно к сущности педагога как личности, вносящий в клад в развитие человечества на примере «этикета». Педагогическая этика - это уровень духовности человека, педагога [5, с. 5].
Святитель Василий Великий, посетив Антиохийское училище, изложил взгляды от увиденного там в своём учении - «Положение духовного самовоспитания». Итак, как педагогический феномен, «Духовность» - это природно-генетически и социально обусловленное, интегрированное динамическое образование в структуре личности человека. Не менее значима и культурная составляющая личности.
Культурологические движения в нашем обществе породили изменения во взглядах и отношениях к Религиозному аспекту жизни. Эти изменения затронули и научную, педагогическую мысль. Религиозная жизнь и школа сегодня, не конкурируют, на мой взгляд, как это могло быть и было ранее, в истории. Они взаимодополняют, взаимобуславливают друг друга. Проблема взаимоотношения светского и духовного начал в образовании, далеко не исчерпана и требует дискуссионных взглядов. Установим, в чем же всё -таки проблемы взаимоотношения проявляются даже, на казалось бы, сегодняшнее, стабильное в этом отношении столетие: - недостаточность использования культурного потенциала христианства в образовании; - необоснованность пользы духовно-нравственного аспекта; Что именно необходимо извлекать из христианства для детей, студенчества в процессе их образования? 1. Моральные нормы, идеи, взгляды, позиции, содержащиеся в религиозных текстах, библейских сюжетах, заповедях и т.д. Причём, хотя бы на примитивном уровне, дабы не перегружать детей информацией, есть необходимость давать основы религиоведения со школьной скамьи. 2. Организация подвижнической активности, побуждение к культурологическим делам, объединение людей ради этого. 3. Использование материалов из истории религии, которые на примере будут показывать суть христианскую. 4. На занятиях по литературе есть необходимость изучать отобранные материалы из священных книг, показывать влияние религии на творчество писателей. 5. Использовать на уроках истории более священных текстов, писаний, агиографической информации как исторических источников. . Обществоведческие дисциплины - религия как социальный феномен и роль религии в жизни общества. Есть необходимость также использовать на выбор и предусмотрительность взрослых методы и приёмы оказания теологического влияния на школьников, как на прихожан в храмах. И самое главное, это преодоление тенденции равнодушия по отношению ко всему перечисленному и не только [4, с. 60].
Рассмотрим позиции российских учёных-педагогов: Н. Д. Никандрова, Б. Т. Лихачёва, Б. М. Бим-Бода, Б. С. Гершунского и В. М. Коротова по вопросу взаимосвязи Религии и Светского образования. Мнение Никандрова: - «Религиозное воспитание» и «Просвещение» нельзя сводить в одну плоскость, и необходимо разграничивать. Религия должна сотрудничать со школой, а школа с Религией, ибо это поможет воспитывать у школьников общечеловеческие ценности». [4, с. 61]. - «Для педагога важно религиозное просвещение, потому что зачастую, лишь священники выполняют преподавание, чтение курсов на религиозно познавательные темы и это ещё более отдаляет церковь от системы образования». Мнение Лихачёва: В начале 1990-х гг. указывал на вредность религиозного воспитания в школах. Считал это информационной перегрузкой и насилием над детьми. Лихачёв полагал, что учащимся надо давать культурологические знания, общечеловеческие ценности, а не религиозный идеал. В своем труде «Философия воспитания», Лихачёв рассуждает о душе и об опасности смешения религии и педагогики. Мнение Коротова: отмечал самостоятельность религии, по отношению к педагогике. Мнение Гершунского: считал, в своей работе «Философия образования для XXI столетия», что знания и вера (религия) должны находиться в постоянной гармонии. Он видел то, что эти два начала являются односторонними по своей сути. Гершунский высказывал мнение, что необходима наука в подкрепление истинных парадигм Религии (Веры). Знания и Религия (Вера), должны быть едины, ибо поодиночке они менее смогут проникать в сознание общества и отвечать на вызовы времени.
Мнение Бим-Бода: В своей книге «Педагогическая Антропология», пишет, что любые убеждения человека, это уже есть вера. Например учитель с помощью доказательной базы той либо иной науки, доказал ученику истину чего-либо, убедил ученика, и тот воспринял это как объективную истину. Отсюда следует, что наука и вера не конкурируют, а взаимообогащают друг друга как уже было сказано.
Существует необходимость воспитание религиозного, общественного миросозерцания и уравновешенного сосуществования Религии и Науки. Наука, на мой взгляд, должна при тесном
взаимодействии с религией объяснять характерные черты последней, а не настраивать религию и саму себя против единства. Как говорил известный философ Ильин: «истинная учёность не уводит от Бога, а приводит к нему; под стать этому и выражение Карла Ясперса (из его работы «Философия Веры»): «ни одна книга не может заменить содержание Библии» [4, с. 3].
Не только одно Христианство в нашем понимании складывает систему Религиозного мировоззрения человечества. Наблюдать можно пёструю картину верований. Если западная, восточная, Евразия, Южная и Северная Америка с Австралией преимущественно Христианские регионы, то населения Китая, Индии, Японии и т.д. стоят в ином измерении Религиозного мировосприятия. [4, с. 3].
Всемирно известно, что религиозные составляющие земного шара как конструктивно влияли на развитие общества, так и деструктивно. Христианство - это гуманизм и утешение для европейской цивилизации и других регионов; Ислам - это способность образования государств со специфической формой организации (Халифаты) и высокоразвитой культурой; Восточные религии окрасили в свои оттенки народы Азии. Все эти направления верований, прикрывая благие цели, способствовали порождению и негативных тенденций (войны, еретические движения и т.д.) [5, с. 3].
В современный период развития человечества, проблема Религии, Церкви и Педагогики, соответствует во многом национальным традициям возделываний, трактовок этого вопроса [5, с. 3].
Наблюдается «дистанцирование» светского образования от Христианского (Религиозного наполнения). Церковь и школа в новое и новейшее время стали все менее и менее соприкасаться и понимать друг друга в деле Педагогических основ воспитания молодёжи (особенно в западной Европе, США). Однако, тем не менее, во Франции, например, существует около 15% специализированных католических школ для молодёжи, где регулярно проводятся занятия. Эти школы легко сравнимы с Воскресными школами у нас в России и Беларуси. Подобные школы, а также программы, их заменяющие, в общеобразовательных школах по изучению основ Христианского, религиозного вероучения существуют. Сегодня, есть одна важная консолидирующая светскую и духовную морали составляющая - это гуманистические, совестливые ценности демократического общества. Тем не менее, происходит ослабление действий Католической церкви как на свою паству, так и на общество. Свидетельство этому немногочисленное посещение церкви, а главное элементарное зачастую не понимание происходящего на богослужении.
По мнению идеолога «либерального» католицизма Ж. Маритена (1882-1973), церковь не противостоит как ныне, тому, что обогащает разумом. Она не является противником научных знаний. Многовековую борьбу между светским и религиозным образованием, идеолог объясняет «историческими недоразумениями». Маритен полагает, что наука и религия не могут поколебать друг друга, ибо находятся в различных плоскостях миропонимания [5, с. 4]. Чем же объяснить необходимость «присутствия» религии в школе? Прежде всего, это неустойчивость, противоречивость современных политических идеологий, доктрин, государствообразующих систем; в то время как церковный общественный институт, определятся вечными, устойчивыми принципами, которые указывают обществу основы Христианского вероучения [5, с. 4].
Нравственное воспитание, должно хотя бы в малейших аспектах строиться на религиозной этике. Ведь зачастую, педагог в школе, либо преподаватель в вузе, не могут, и в принципе бывает такое, что и не готовы сформировать у своих подопечных такие вечные качества добродетели как честность, великодушие, терпимость, сопереживание [5, с. 4].
Религиозное воспитание не сегодняшний день - это уже не единственный «Грааль», формирующий у нас с вами моральные качества, ведь недаром и неверующие люди, люди, не познающие Бога, также могут являться высокоморальными личностями. Но мы должны отдать всё же должное Священному Писанию - Библии, которая чёрным по белому, вводит нас в Педагогическое воспитание в «детовождение». Писание содержит множество примечательных педагогических примеров. Здесь достаточно в качестве примера привести 10 заповедей. Это есть основа основ, воспитания из маленького человека (ребёнка) высокоморальную, добродушную личность. Ещё более важной становится ипостась религиозного, Педагогического воспитания тогда, когда Церковные институты и сама церковь активно сотрудничают, взаимодействуют с мирскими нравоучениями, нередко и с политическими, общественными доминантами.
Сегодня, вопрос о «религии и образовании», «церкви и школ» различных ступеней, требует разрешения и аргументированного ответа. Особенно, это становится актуальным после атеистической политики «Советской власти», когда людские массы прониклись данной
негативной идеей, когда «детовождение», педагогическая мысль, проводилось лишь на принципах дехристианизации.
Русская Православная Церковь, стоит на позиции углублении прав верующих детей и их родителей в отношении доступности общего Религиозного образования, и высказывается церковью справедливая, на мой взгляд, озабоченность материалистическим компонентом в образовательном процессе. Тем не менее, в мире существуют и противники религиозного воспитания в учебных заведениях. Родители, не вникающие в суть проблемы взаимодействия школы и церкви.
К примеру, множество мыслей, было высказано по этому поводу на «круглом столе», который прошёл в Институте Европы в 2002 году по проблематике: «Наука и Религия в новом тысячелетии». Академик В. Л. Гинзбург отстаивал атеистическую позицию (Гинзбург утверждал, что «будучи астрономом по своей специальности, он пришёл к выводу о том, что религия это опиум для народа и он, не причисляя себя к воинственным безбожникам, выражает свою обеспокоенность в навязывании религиозного мировоззрения повсюду в обществе»). Директор института Европы академик Н. П. Шмелёв занял противоположную позицию по данному направлению мнения Гинзбурга. Шмелёв сожалеет, что человечество игнорировало религиозный фактор при (финансовых) и других проблемных полях общества.
Православный священник Даниил Сысоев, выступил с осуждением Светской науки. Наука, по мнению Сысоева, должна быть «крестьянкой» Богословия. Между учёными и богословами развернулась дискуссия. И вот по поводу преподавания религиозных основ в школах и других учебных заведениях, разговоры не прекращены по сей день. РПЦ, отдаёт дань ответную по этому вопросу лишь в образе добровольности. И каков вывод из всего обозначенного? Вывод таков, что гуманистическое воспитание, на чём бы оно ни строилось (либо на светском нравоучении, либо на религиозном (христианском)), не совместимо с оголтелым атеизмом. Ну так если не совместимо, почему же мы до сих пор, навязываем себе вопрос о введении или невведении религиозных основ в наших школах? Ведь церковь способна сегодня приумножить и обогатить духовный пласт светского образования, а это значит, что мирская педагогическая мысль по природе своей не может и не должна этому мешать.
Для того чтобы понять суть духовно-нравственного воспитания ученика, обратим внимание на социально-педагогические основы взаимодействия Религиозного и светского образования на основе не только Христианских Религий (Православия и Католичества), но и на примере далёких от нас стран Магрибского полу-ва и Республики Дагестан. Такие расхождения в Религиозных догматах и доктринах позволят наиболее объективно и разностороннее подойти к вопросу взаимодействия Христианства и других Религиозных верований [2, с. 106 ].
Социальная помощь нуждающимся, (людям, группам людей и т.п.) всегда была, есть и будет положительным явлением. В связи с этим возникает актуальная потребность обратить внимание на педагогический потенциал благотворительности с точки зрения Ислама и Христианства. Ислам стран Магриба и Дагестана, на сегодняшний день - этно-культурен, традиционен. Следуя процессу секуляризации, исламская традиция верования, секуляризируется ради достижения общих целей со светскостью. Это и являет собой гарант социального воспитания и общинного сосуществования [2, с. 106]. Отсюда имеет место быть система «вакуфов» (имущество, пожертвованное религиозным организациям); На Кавказе данная система «вакуфов» полезна для социальной защиты населения. Однако в связи со сменой власти (приходом Советской власти) «вакуфы» стали закрываться, а вместе с ними закрывались и приходы (Мечети, общества религиозные и т. д.). Уже в постсоветский период система «вакуфов» стала восстанавливаться.
Существовали социальные педагоги при мечетях, т.н. «муршидаты». Чтобы стать муршидатом, нужно было пройти специальную подготовку, сдать устный экзамен и быть высокоморальным человеком. Таким образом, видно, что в странах Магриба и в Республике Дагестан, а также в иных государствах Африканского континента, воспитание, а вместе с тем и образование - это не только дело светской системы образования, но и религии.
В связи с этим существует необходимость в педагогах, которые с одной стороны будут являться наставниками в мечетях, а философы и богословы - проповедниками. Не только в Дагестане, Алжире, но и в Тунисе, религиозные мировоззренческие концепции и педагогические задачи взаимообуславливают друг друга и способствуют воспитанию подрастающего поколения в направлении взаимопонимания, открытости, межкультурному и межконфессиональному диалогу. Так вот именно между Религией и светской моралью обязан проходить диалог для выработки новых профессиональных, практикоориентированных моделей для сферы социально-педагогической деятельности [2, с. 10 8 ].
Со временем, практика вакуфов снижала факторы своего развития и зачастую отходила либо на второй план, либо уходила вовсе. Но при нахождении общих точек соприкосновения в сфере педагогики со светскостью, (путём помощи), институт вакуфов продолжал существовать.
В христианской мысли Педагогическая образность внедряется в социальную прерогативу лишь с XX столетия. Как раз тогда, когда на систему вакуфов обрушивается шквал недоверия со стороны советской власти. Наверное, это и есть истоки с одной стороны, проблемы лишь частичного взаимодавления мусульманской традиции и светскости друг на друга в сфере нравственности. Поэтому важна обоюдная секуляризация и десекуляризация в рамках педагогической модели взаимодействия.
Таким образом, сквозь призму социального воспитания есть возможность наладить диалог и стремление к общим сторонам соприкосновений Мусульманского понятийного аппарата воспитания и Христианского (Православного в нашем случае).
Проанализировав источниковедческую базу по освещаемому мною докладу, я пришёл к выводу, что в средних школах, вузах, ссузах и иных учебных заведениях расположенных на территории исторической Руси, (России, Украине, Беларуси) определяющим началом, почвой, живым корнем поиска Бога внутри себя и саморазвития, образования, является православие, а также православные этические принципы и нормы. «Ведь что же человечество может выдумать выше того, что уже есть в Евангелие»?.. (Риторический Вопрос Н. В. Гоголя из его работы: «Предсмертные записки и Духовная проза») [13, с. 47].
Для того чтобы преобразовать наше общество в лучшую сторону, архиважно сотрудничество Церкви (Христианства) и Школы, иначе духовный кризис общества трудно преодолим. Нравственные понятия в нашем сегодняшнем восприятии, тяготеют к Евангелическому идеалу.
Время требует активизации творческого мышления. В мире, где информации становится все более и более, человек не успевает анализировать её и выбирать наиболее важное и актуальное.
Переосмысление религиозной проблематики, отражено в трудах следующих основателей современной педагогики: Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци,
H. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и П. Ф, Каптерева. Перечисленные учёные-педагоги, обращались к земной жизни Христа, для описания Педагогических процессов. Целью Педагогики Нового времени является: - Осмысление идей Христианства, в составе индивидуальных начал человека. Пример. У педагогов Коменского, Ушинского и Локка -интегральная добродетель, У Песталоцци - самостоятельность, у Пирогова - человечность; у Толстого - человеколюбие, у Каптерева - общественность; Таким образом можно сказать, что закон Божий - это не система, данная для заучивания людьми, это «руководство к жизни». Писатель Л. Н. Толстой считал, что светская наука, должна впитать себя и распространять религиозные истины, или (от себя добавлю) хотя бы их доминанты, доминанты истин; Высшая ступень развития общества - это общество человеческого рода под властью отца небесного.
Литература
I. Булатова-Закаригаева П. М. Социально-педагогические основы взаимодействия религиозного и светского образования (на примере стран Магриба и Республики Дагестан) // Педагогика, 2010. № 4. С. 106-110.
2. Вульфсон Б. Религия, церковь и образование // Педагогика, 2007. № 4. С. 3-9.
3. Гликман И. Вера, Религия и педагогика // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002. № . С. 59-98.
4. Глебова М. В. Духовные доминанты современного Отечественного образваония // Педагогика, 2009. № 6. С. 45-48.
5. ДереченникВ. А. Школа и церковь: заповеди крепкой семьи // Народная асвета, 2008. № 11. С. 94-96.
6. Лагуновская Е. А. «Духовно-нравственные ценности Христианства в Университетском гуманитарном образовании» // Вышсая школа, 2014. № 5. С. 34-38.
7. Морар В. А. Соборность как педагогическое явление // Литература в школе, 2008. № 9. С. 2 -30.
8. Митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и Всея Руси). Православие и образование // ПОЛИС, 2008. № 2. С. 9-16.
9. Наумчик В. Н. Духовность как педагогический феномен / В. Н. Наумчик // Сацыяльна-Педагапчная работа, 2012. № 8. С. 3-8.
10. Никандров Н. Д. Светское образование и духовное просвещение: проблема взаимодействия: (выступление на XVIII Международных Рождественских чтениях) // Педагогика, 2010. № 3. С. 9-14.
11. Пухальская М. Духовное саморазвитие учащихся // Праблема выхавання. Серыя «У дапамогу педагогу», 2009. № 1. С. 44-47.
12. Санюкович Л. Н. Школа и церковь: возродим духовность вместе?!: дебаты / Л. Н. Санюкович // Весшк адукацьп, 2014. 6. С. 52 - 58.
13. Хорик Т. А. Образ и образование (о работе по духовно нравственному просвещении. Педагогов и учащихся) / Т. А. Хорик // Юраванне у адукацып. У дапамогу педагогу, 2011. № 9 8. С. 45-48.
14. Янушкевич Т. Я. Взаимодействие учреждений образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви в вопросах нравственного развития и воспитания подрастающего поколения / Т. Я. Янушкевич // Веснж адукацып, 2014. № 7. С. 56-61.