рования товаропроизводителей о качестве принимаемого продукта и о технологии, обеспечивающей его. На взгляд автора, целесообразно пересмотреть и направления кредитования мелкого и среднего бизнеса в пользу организаций и индивидуальных предпринимателей, готовых соответствовать стандартам.
Сложившаяся ситуация, с одной стороны, требует дополнительных инвестиций и усилий по развитию товаропроводящей инфраструктуры рынка, с другой — успешное решение этой задачи будет благоприятствовать развитию в нескольких направлениях: рост доходов населения; развитие малого и среднего бизнеса; увеличение доли отечественных продуктов на рынке, возможность отслеживания происхождения товара, что в свою очередь повысит безопасность продуктов; рост налоговых сборов.
Необходимым условием достижения пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности является стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественного сельского хозяйства. В качестве возможности реализации данного предложения можно рассматривать, к примеру, инициативу Правительства Москвы по смене политики поддержки социально незащищенных слоев населения. Суть предложений состоит в переориентации с социальных магазинов на «продуктовые талоны», которые можно будет отоварить продукцией только отечественного сельского хо-
зяйства. Альтернативными путями стимулирования спроса на отечественное продовольствие могут быть государственные заказы для школьного питания или нужд Министерства обороны РФ. С одной стороны, это будет содействовать устойчивому спросу на отечественное продовольствие, с другой — стимулировать дальнейшее развитие сельского хозяйства.
Государственное регулирование в условиях присоединения России к ВТО на переходном этапе должно способствовать повышению продовольственной независимости и укрепления продовольственной безопасности России. Достижение поставленных целей возможно через стимулирование производства зерна, как основы экспортного потенциала России и кормовой базы животноводства, внедрение современных технологий производства продукции животноводства, развитие товаропроводящей инфраструктуры продовольственного рынка и обеспечение спроса на продукцию отечественного сельского хозяйства.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. — 2010. — 3 февраля.
2. Зельднер, А.Г. Государственный протекционизм в условиях системного кризиса (продовольственный аспект): науч. Доклад / А.Г. Зельднер. — М.: Ин-т экономики РАН, 2009. — 50 с.
УДК 330.322.5:001 Т.И. Ашмарина
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ПРОБЛЕМА ВОСПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
Одной из ключевых проблем модернизации сельского хозяйства является продовольственная безопасность, которая во многом зависит от степени оснащенности сельского хозяйства техникой, ее новизны, продолжительности использования, скорости обновления. Воспроизводство сельскохозяйственной техники — комплексное целенаправленное развитие технического потенциала, позволяющее достичь устойчивых положительных сдвигов в уровне продовольственной безопасности, качестве продовольственного обеспечения населения страны и жизни сельского населения.
Цели модернизации установлены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-
ственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы постановлением правительства в 2012 году. Объем бюджетных ассигнований государственной программы для подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предусматривает 23 696 025, 94 тыс. р.
Проблема воспроизводства сельскохозяйственной техники находится в центре внимания многих ученых как в России, так и за рубежом.
Для решения проблем модернизации и воспроизводства сельскохозяйственной техники необходимы следующие условия:
• готовность экономики к инновационному варианту развития;
Динамика наличия техники в сельскохозяйственных организациях, тыс. шт.
Вид техники Год 2010 г. к 1990 г. «+», « — » 2010 г. к 2000 г., «+», «—»
1990 2000 2005 2009 2010
Тракторы Зерноуборочные комбайны Кормоуборочные комбайны Свеклоуборочные комбайны Картофелеуборочные комбайны 1365,6 407.8 120.9 25,0 32,3 746.7 198.7 59,6 12,5 10,0 480,3 129,2 33,4 7,2 4,5 330,0 86,1 21,4 3,6 3,0 305.0 80.0 20,0 3,3 2,8 -1060,6 -327,8 -100,9 -21,7 -29,5 -441,7 -118,7 -39,6 -9,2 -7,2
• состояние технической оснащенности сельского хозяйства;
• мировой рынок сельскохозяйственной техники;
• соотношение экспорта и импорта техники;
• последствия вхождения в ВТО.
Анализируя техническую оснащенность сельскохозяйственных организаций (таблица), наблюдается тенденция к снижению численности сельскохозяйственной техники, так, с 1990 г. произошло уменьшение в 3 раза, а с 2000 г. — 1,3 раза.
В сравнении со странами, обладающими высоким развитым сельским хозяйством (Германия, США, Канада, Аргентина), в России на 1000 га пашни приходится всего 4 трактора. В 1990 году — 10,6 ед. на 1000 га. Обеспеченность зерноуборочными комбайнами упала с 7 ед. в 1990 году до 3 ед. в 2010 году.
Существующий парк сельхозтехники в России изношен физически на 70 %, а доля устаревшей техники превышает 90 %. По данным Минпромтор-га РФ, 85 % тракторов, 58 % зерноуборочных и 41 % кормоуборочных комбайнов работают за пределами оптимальных сроков эксплуатации.
В связи с высокой изношенностью техники возникла проблема ее утилизации. Правительство с 2012 г. внедрило программу утилизации старой сельхозтехники, это позволяет сельхозтоваропроизводителям сдать в утиль старую технику и купить новую с 15 %-й скидкой. Программа рассчитана на три года и потребует около 3,5 млрд р. бюджетных средств на год.
В России увеличилось выделение средств на разработку и создание новой техники. Так, с 2003 по 2011 г. количество новых российских разработок выросло в 5 раз. Если в 2005 году российские машиноиспытательные станции проверили около 35 новых моделей, то в 2011 году — 185 новых образцов.
С 2006 года в отрасли сельскохозяйственного машиностроения осуществлялась реализация Программы Союзного государства России и Беларуси «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200...450 л.с. на 2006—2009 годы». В рамках выполнения Программы российскими пред-
приятиями был выполнен ряд НИОКР на общую сумму 211,8 млн р. (из бюджета Союзного государства — 103,5 млн р., собственных средств предприятий — 108,3 млн р.) [1]. Из общего объема российских инвестиций в НИОКР 90 % выполнены двумя заводами — Ростсельмаш и Кировский тракторный завод*.
Производство тракторов в России серьезно пострадало в результате мирового финансового кризиса 2008 года. Так, в 2008 году производство сельскохозяйственных тракторов, по данным АСМ-Холдинг, составило 12 300 ед., а уже в 2009 году объемы выпуска снизились до 6091 ед. техники. В 2010 году российские производители немного увеличили выпуск — до 7566 ед. тракторов. В 2011 году российские предприятия произвели 14 646 ед. техники.
Объем импорта в России в десятки раз превышает объем экспорта. Так, в 2011 г. импорт приблизительно составил 11 тыс. (тракторы, произведенные иностранными компаниями), в то время как экспорт в течение нескольких последних лет не превышает 500 ед. Объем импорта тракторов в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 48,9 % в количественном выражении. Экспорт в 2010 г. — 600 тракторов, в 2011 г. было вывезено 250 ед.
Процессы импортозамещения, протекающие сейчас на рынке сельхозтехники, происходят из-за того, что российская техника уступает по потребительским характеристикам импортной из-за недостаточного уровня инвестиций в модернизацию производства, НИОКР, подготовку кадров и пр.
Но вступив в ВТО, Россия будет вынуждена соблюдать соглашения по субсидиям, защитным мерам, государственным закупкам, стандартам и др.
Российские сельскохозяйственные товаропроизводители и без того имеют значительно меньшую государственную поддержку в виде всевозможных дотаций и субсидий, нежели зарубежные предприятия. Механизмы по стимулированию спроса — суб-
* Годовой отчет Министерства промышленности и торговли РФ за 2010 год / hffp://www.minpromforg.gov. т/щес1а1/2010/0
59
сидии аграриям на покупку техники отечественного производства, субсидии на техническое перевооружение предприятиям сельскохозяйственного машиностроения и прочие субсидии могут быть отменены, так как они не отвечают правилам ВТО.
При существующем техническом и технологическом уровне развития сельского хозяйства и сельхозмашиностроения российские предприятия будут не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями.
Вступление в ВТО требует от любой страны, включая Россию, снижения барьеров входа на внутренние рынки экспортных субсидий, а также общего уровня поддержки сельскохозяйственного сектора. При этом все направления поддержки разделены на четыре корзины. Так, меры «красной корзины» запрещены (квотирование на ввоз и т. д.). Меры «желтой корзины» (прямая поддержка цен и доходов производителей) сокращаются на согласованную величину. Субсидии, относящиеся к обязательствам по сокращению производства, переводятся из «желтой корзины» в «голубую» и в целом разрешаются. Применение остальных мер, относящихся к «зеленой корзине» (поддержка науки, образования, инфраструктуры и др.), разрешается без ограничений.
Процесс мировой глобализации продолжается, он уже значительно реализовался в сельскохозяйственном машиностроении путем консолидации отрасли и появления нескольких крупнейших мировых компаний, занимающих значительную часть рынка.
Группа компаний «Ростсельмаш» входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. В состав группы компаний входит 13 предприятий. Производственные площадки расположены на территории Канады, России, США, Украины и Казахстана.
Продуктовую линейку Ростсельмаш составляют более 20 типов сельскохозяйственной техники, более 100 моделей и модификаций. Продажа осуществляется в 26 странах мира. Дилерская сеть составляет более 500 сервисных центров и филиалов во всем мире.
Сегодня сельскохозяйственное машиностроение России располагает производственной и научной базой, но перед отраслью стоит немало крупных проблем, требующих безотлагательного решения. Необходимо машиностроителям консолидировать усилия и развивать межрегиональную кооперацию (эффективно развивать горизонтальные связи) не в собственном узком пространстве, а в рамках комплексного инвестиционного проекта.
Для процесса модернизации воспроизводство сельскохозяйственной техники необходимо:
• субсидировать НИОКР, подготовку квалифицированных юристов, изучающих деятельность предприятий в условиях свободного торгового пространства, что не противоречит требованиям ВТО;
• содействовать в приобретении активов за рубежом по примеру Ростсельмаш (в том числе с целью импорта современных технологий);
• привязать субсидию к расходам по оплате труда основного и вспомогательного производственного персонала, задействованного в производстве сельхозтехники (что не противоречит правилам ВТО). Субсидировать производителей, а не покупателей сельхозтехники.
Список литературы
1. Туболев, С.С. Развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения на примере производства специальной техники для картофелеводства и овощеводства / С.С. Туболев, Н.Н. Колчин. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. — 68 с.
УДК 631.173.4:338.46
А.А. Цибирев, канд. экон. наук
Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОСНОВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
С
ельскохозяйственные предприятия самостоя- вой) и результаты труда предполагают формиро-
тельно выполняют большинство ремонтно-тех- вание таких экономических отношений, которые
нических работ, которые являются товаром на рын- способствовали бы эффективной хозяйственной
ке услуг. Собственность на факторы производства деятельности сельскохозяйственного предприятия
(в форме индивидуальной, акционерной, доле- и наиболее полному удовлетворению потребностей