Научная статья на тему 'Формирование культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе'

Формирование культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗНЫХ КУЛЬТУР / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / DIFFERENT CULTURES REPRESENTATIVES / FORMATION / INTERNATIONAL TOURISM / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Э. П., Башар Абдул Хусейн

Рассматриваются методологические основы формирования культуры толерантности иностранных студентов международного туризма с представителями разных культур, описываются компоненты культуры толерантности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TOLERANCE FORMATION OF FOREING STUDENTS IN INTERNATIONAL TOURISM TO DIFFERENT CULTURES REPRESENTATIVES

The paper describes methodological grounds of cultural tolerance formation tourism to different cultures representatives; structural components of the training are described

Текст научной работы на тему «Формирование культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе»

УДК 378.026

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ВУЗЕ

Э.П. Комарова, Абдул Хусейн Башар

Рассматриваются методологические основы формирования культуры толерантности иностранных студентов международного туризма с представителями разных культур, описываются компоненты культуры толерантности

Ключевые слова: международный туризм, культура толерантности, представители разных культур,

формирование культуры толерантности

Актуальность проблемы формирования культуры толерантности иностранных

студентов международного туризма обусловлена потребностью общества в

конкурентоспособных специалистах в разных странах в области туризма. В связи с этим возникает потребность в новых тенденциях обучения, что ставит перед международным туристическим образованием задачи совершенствования международной

профессиональной туристической подготовки специалистов. В современных вузах проблема формирования культуры толерантности

иностранных студентов целостно и комплексно не рассматривалась, поэтому требуются глубокое переосмысления процесса подготовки студентов международного туризма в вузе.

Методологическими основами настоящего исследования явились основные положения

системного, личностно-деятельностного и

гуманистического подходов. Системный подход позволяет представить формирование культуры толерантности иностранного

студента как многоуровневое образование, формирование которого обусловлено

различного рода детерминантами [1].

Соответственно, процесс формирования

культурны толерантности иностранного

студента в вузе при подготовки специалистов международного туризма представляет собой совокупность взаимосвязанных,

взаимообусловленных элементов обучения и воспитания, представляющих единое целое и направленных на достижение качественной подготовки студента, и включает: цель,

содержание, организационные формы и методы обучения; педагогические условия [2].

Систематизированные в тему

исследования личностно-деятельностный и

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected], тел. (473) 253-10-81

Абдул Хусейн Башар - ВИВТ, аспирант, тел. (473) 253-10-81

гуманистический подходы указали на теоритические основы процесса формирования культуры толерантности иностранного студента в вузе. В рамках личностнодеятельностного подхода личность студента рассматривается как ценность, цель, результат и эффективность процесса формирования культуры толерантности иностранного студента при подготовке специалиста международного туризма, а так же как активный участник образовательной деятельности [3]. Гуманистический подход

подчеркивает необходимость признания и уважения личности каждого студента, его способности к творческому саморазвитию и самореализации, ориентирует на использование субъектных технологий обучения [2; 4].

Под толерантностью понимается «терпимость» к иностранной культуре, знаниям, умениям, ценностям, для успешной учебной деятельности во взаимоотношении друг с другом и развитии личности студентов в целом. Для выявления содержания понятия культуры толерантности иностранных студентов в вузе изучались следующие

сопряженные с ней понятия: «общение»,

«коммуникация», «модель»,

«моделирование»[2].

С учетом поставленной цели и

сформулированных в исследовании задач реализована и апробирована модель

формирования культуры толерантности иностранных студентов при подготовке

специалистов международного туризма,

отражающая взаимосвязь и

взаимообусловленность ее элементов: цель

(формирование культуры толерантности иностранных студентов в вузе при подготовке специалистов международного туризма);

методологические подходы (гуманистический, личностно-деятельностный, системный).

На основе анализа педагогической и психологической литературы выявлены

основные компоненты в структуре культуры

толерантности иностранных студентов в вузе: когнитивный (целостное представление о межкультурном общении, картина мира,

познание различных культур и толерантности, их своеобразие); ценностный (отношения и особенности разных культур, ценностные ориентации, владение культурой мышления, адаптация к постоянно меняющимся условиям); деятельностный (соблюдение социальных норм и требований к общению и взаимодействию в

межкультурной среде); аксиологический

(адаптивность, стрессоустойчивость,

коммуникативность).

Были выявлены показатели культуры толерантности иностранных студентов в вузе: знание элементов различных культур, их особенностей (история, обычаи, традиции, религия, психология (когнитивный);

идентификация себя как представителя данной культуры, восприятие других культур (ценностный); наличие навыков общения с представителями разных культур

(деятельностный); модально-субъективный показатель, оценка своих знаний (аксиологический).

Уровни культуры толерантности

иностранных студентов при подготовке

специалистов международного туризма

(низкий, средний, высокий); содержательнотехнологическое обеспечение (электронное пособие); формы (лекции, семинары, тренинги, практические занятия, дискуссии, интернет-встречи); методы (наглядность, поисковый метод проектов, культурный ассимилятор) и средства (электронное пособие, мультимедиа,

телекоммуникации, видеозаписи, проблемная ситуация).

При формировании, прогнозировании конечного результата мы опирались на важное методологическое замечание Н.В. Кузьминой о том, что в любой индивидуальной деятельности есть три вида результатов: психологические (сформированная культура толерантности иностранных студентов в вузе и развитие их личности); функциональные (композиция педагогических форм, методов, технологий); сопутствующие, которые в исследовании проявлялись в росте психолого-педагогической культуры обучающихся, в том числе в области толерантности и поведения [3].

Апробация разработанной модели

осуществлялась в рамках опытноэкспериментальной работы по реализации модели формирования культуры толерантности иностранных студентов в вузе при подготовке специалистов международного туризма.

Литература

1. Беспалько, В.Г. Системно-методологическое

обеспечение учебно-воспитательного процесса

подготовки специалиста: учебно-методическое пособие / В.Г. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш.шк. - 1989. -144с.

2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные

парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М. -1998. - 231 с.

3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности

преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш.шк., 1990. - 117с.

4. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное

образование / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - С.16-

20.

Воронежский государственный технический университет Воронежский институт высоких технологий

CULTURAL TOLERANCE FORMATION OF FOREING STUDENTS IN INTERNATIONAL TOURISM TO DIFFERENT CULTURES REPRESENTATIVES.

E.P. Komarova, Abdul Husejn Bashar

The paper describes methodological grounds of cultural tolerance formation tourism to different cultures representatives; structural components of the training are described

Key words: different cultures representatives, formation, international tourism, tolerance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.