УДК 159.922.7
В. П. Кузьмина
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ
В статье представлены теоретические подходы к проблеме детско-родительских отношений, их влияние на формирование эмпатии у детей и результаты исследования выделенных конструктов, установления взаимосвязи между ними, а также ряд рекомендаций по оптимизации отношений между родителями и ребенком, усиления в них эмпатий-ной направленности.
The article is devoted to theoretical approach to the problem of parent-child relationship; their influence on forming children's empathy; results research; establishment of their interaction; some recommendations on optimization of parent-child relationshi p reinforcement of empathy tendency.
Ключевые слова: эмпатия, детско-родительские отношения, отношения в семье, внутренний мир ребенка, тактика семейного воспитания, сотрудничество, диктат, опека, сотрудничество, мирное сосуществование.
Keywords: empathy, child-parental relations, relations in a family, private world of the child, tactics of family education, cooperation, dictatorshi p, guardianship, cooperation, peaceful co-existence.
Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций, являясь «ядерным» образованием личности и играя важнейшую роль в жизни детей. Ребенку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризи-руются же обозначенные проявления посредством общения ребенка с близким взрослым и сверстниками. Необходимо отметить, что общение ребенка со взрослыми и сверстниками имеет единую природу, но с родителями генетически оно возникает раньше и является как бы каналом, благодаря которому оказывается влияние не только на развитие его личности, но и на становление сферы отношений с другими людьми.
Ключевой аспект нашего анализа - выявить влияние детско-родительских отношений на формирование эмпатии у детей. Должны сразу же заметить, что исследований, посвященных изучению обозначенной проблемы, крайне мало. В то же время нельзя отрицать тот факт, что многие исследователи так или иначе обращались к этой сфере в связи с изучением смежных про-
КУЗЬМИНА Валентина Петровна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ВятГГУ
© Кузьмина В. П., 2009
блем, прежде всего общей проблемы отношений.
Особую значимость для нашего исследования представляют известные разработки В. Н. Мяси-щева, в основе которых заложен подход к личности как к системе отношений: «Личность -система отношений, характеризуя личность ее направленностью, мы тем самым характеризуем и ее отношения» [1].
Развивая далее свою идею, Мясищев пишет, что отношения - это «избирательная, осознаваемая связь человека со значимым для него объектом» [2].
В русле концепции В. Н. Мясищева принято рассматривать отношения как субъективную, основанную на индивидуальном опыте избирательную связь человека с различными сторонами действительности, со значимыми объектами. Каждый человек с момента рождения оказывается включенным в систему взаимоотношений. При этом отношение к кому-либо имеет разное психологическое содержание.
Из контекста исследований Л. С. Рубинштейна мы взяли идею, созвучную нашей проблеме: «Эмпирически в жизни человека, у ребенка отношения других людей к нему определяет его отношение к ним и формирует его самосознание» [3]. Лейтмотив взглядов Л. С. Рубинштейна - гуманизация отношений, определение их как источника формирования гуманных чувств у ребенка. Данное положение особенно актуально в наши дни, так как именно гуманные отношения с другими людьми вызывают у детей положительные эмоциональные реакции, связанные с побуждением их закрепить.
В свете высказанных суждений уместно привести распространенную точку зрения В. А. Су-хомлинского о воспитании гуманных отношений у детей: «Если человека учат добру, учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - в результате будет зло»
[4].
На всех этапах возрастного развития ребенок находится в системе отношений с окружающими - семьей, учителями, сверстниками и другими людьми.
Анализируя работы зарубежных авторов (К. Кафка, В. Штерн, 3. Фрейд), исследователь Л. Ф. Обухова пишет о том, что для развития человека главное значение имеет другой человек, его отношения с ним и его переживания в связи с ним [5]. В контексте взглядов 3. Фрейда Л. Ф. Обухова выделяет положение о стадии развития ребенка (5-12 лет) как готовности к «установлению дружеских отношений со сверстниками и взрослыми» [6]. Эта готовность может иметь любую форму, может стать прочной и стабильной и как результат - принять форму ус-
тойчивых эмоциональных отношений, выражающихся в симпатии, сопереживании, сочувствии, сострадании.
В исследовании Т. П. Гавриловой эмоциональное отношение личности к людям и самой себе рассматривается в контексте эмпатии [7]. Возникает логическая посылка: сплав «эмоциональные отношения» и «эмпатия» есть эмпатические отношения как особый вид взаимодействия.
Основания для нашего утверждения мы находим и в работах других авторов (Л. П. Выгов-ская, О. И. Цветкова). Следовательно, отношения являются специфическим каналом, посредством которого оказывается влияние на формирование эмпатии и эмпатических отношений. При этом предполагается, что эмпатийные отношения включают в себя процессы адекватного представления и коммуникации. Правильно представить -значит воспринять, что происходит внутри другого человека, что он переживает. Этот процесс требует достаточно тесного контакта взаимодействующих субъектов. Исследователь Л. П. Выгов-ская пишет: «В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм, лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и прежде всего, с родителями» [8].
Согласно 3. Фрейду и некоторым его последователям отношение ребенка к другим людям напрямую зависит от детско-родительских отношений в семье. Вместе с тем своеобразие личности самого ребенка во многом обусловливается тем местом, которое он занимает в системе семейных отношений (А. А. Бодалев, Б. В. Столин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.).
Эмпатическое отношение к детям определяется, как правило, любовью к ним, доверием, способностью понять и принять внутренний мир ребенка. Равнодушие родителей к внутренней жизни детей рождает у них чувство обиды, одиночества, представления о себе как о нелюбимом ребенке.
Мы разделяем точку зрения ряда исследователей (Е. Н. Васильева, Л. П. Выговская, Т. П. Гав-рилова, Е. Г. Гуцу, Р. В. Овчарова и др.) на сущность родительских эмпатических отношений как системы разнообразных чувств, направленных на ребенка, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности детей, их поступков и поведения в целом.
Именно потому вполне правомерным и логическим является следующий шаг нашего анализа: изучение связи между эмпатийным отношением к ребенку и воспитательными воздействиями в семье.
А. В. Петровский описывает четыре тактики семейного воспитания:
1) диктат;
2) опека;
3) мирное сосуществование;
4) сотрудничество.
Автор утверждает, что четкой границы между тактиками нет, есть множество переходных, стертых, промежуточных модификаций и вариантов.
Диктат исследователь сравнивает с улицей с двухсторонним движением. При такой тактике ребенок может быть и «объектом» и «субъектом» «диктатуры».
Опека как воспитательная тактика предполагает заботу, ласковое участие, ограждение от трудностей, что нередко приводит к отрицательному результату в воспитании ребенка.
Мирное сосуществование описывается с позиций невмешательства, где мир взрослых обособлен от мира ребенка.
Сотрудничество рассматривается автором как оптимальная тактика семейного воспитания. При этом отмечается, что сотрудничество предполагает «соучаствование», то есть включенность в дела и отношения другого человека, оказания ему помощи, проявления сопереживания и сочувствия [9].
Таким образом, роль семейных взаимоотношений является исключительно важной для становления личности ребенка, особенно его эмоциональной сферы. Родители во взаимодействии с детьми должны ориентироваться, прежде всего, на эмоциональную сторону отношений, поскольку только через принятие ребенка возможны доверие и открытость со стороны последнего.
Благотворным в данном контексте являются исследования, посвященные изучению особенностей осознания ребенком своего положения в системе семейных отношений, оценки воздействий со стороны близких взрослых [10]. С. П. Тищен-ко, рассматривая вопрос о формировании направленности переживаний ребенка, высказывает мысль о том, что под влиянием оценочных воздействий родителей у детей проявляются либо уверенно-оптимистические, либо тревожно-пессимистические ожидания. Первые способствуют формированию положительной направленности на близких взрослых в условиях одобрения себя как личности [11].
В связи с этим Г. Т. Хоментаускас выделяет восприятие ребенком отношения к себе родителей и самоотношение в контексте следующих позиций:
1. Я нужен и любим, и я люблю всех тоже.
2. Я нужен и любим, и вы существуете ради меня.
3. Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.
4. Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Под влиянием первых двух позиций у ребенка формируются уверенно-оптимистические ожидания оценочных воздействий родителей, под влиянием вторых - тревожно-пессимистические ожидания.
Проведенный анализ типов детско-родитель-ских отношений показал, что только «принятие» родителями ребенка можно отнести к понятию «благополучные отношения, с положительным фоном». Причем, если «холодность» родительских отношений сочетается с авторитарностью, то ребенок вряд ли способен понять чувства и переживания другого человека и тем более посочувствовать ему, то есть проявить эмпатию. При таком отношении родители требуют от ребенка беспрекословного исполнения и послушания, соблюдения общепринятых норм, но их мало беспокоит, добр ли их ребенок, способен ли отказываться от собственного удовольствия ради благополучия другого человека. Можно предположить, что в таких семьях у ребенка не складывается осознание ценности другого человека и он не способен к эмпатии, но не потому, что не хочет действовать в ущерб своим интересам, а от того, что не получил действенного сочувствия в рамках семейного воспитания. Отсутствие необходимого эмоционального фона в родительских отношениях приводит к неприятию ребенка и деформации развития его личностных качеств, в том числе и эмпатии. Если общение между ребенком и родителями носит эмпатическую направленность, между ними складывается личностное общение высшего уровня, в котором каждый из партнеров воспринимает другого как личность со своим неповторимым внутренним миром. В таком общении родитель принимает участие в проблемах ребенка, а соучастие выражается в понимании, сопереживании, сочувствии и содействии ему.
Эматическая направленность детско-родитель-ских отношений должна базироваться на определенных правилах:
- включенность в мир ребенка, уважение и доверие к нему;
- развитие у детей умения видеть положительное в другом человеке;
- развитие умения поставить себя на место другого человека, понимать и учитывать его состояние;
- обучение и упражнение ребенка в поступках, где проявляются внимание, забота, соучастие к другим людям.
Поскольку у ребенка с особой силой «срабатывает» механизм подражания, то формирование у него способности к эмпатии имеет реальную основу - эмпатическое отношение к нему со стороны родителей. Яркое действие механизма подражания возможно объяснить тем, что у
детей способность к критическому анализу поведения окружающих развита еще недостаточно, благодаря чему личный пример родителей становится сильнейшим средством формирования эмпатии как личностного образования. Причем влияние родителей должно не сводиться к проявлению отдельных актов поведения, а представлять собой определенный сплав чувств и знаний, направленных на ребенка. В связи с этим положением эмпатия экстериоризируется посредством взаимодействия между родителями и детьми.
Выделенная нами проблема, на наш взгляд, заключается в понятии «эмпатийной связанности», которую можно представить следующей цепочкой: эмпатийное отношение к ребенку в семье 6 формирование эмпатии у последнего как личностного образования 6 эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и другим людям, в том числе и к сверстнику (прямая связь). В представленной схеме отражены «ступени передачи» эмпатии от родителей к ребенку посредством трансформации внешних проявлений во внутреннее образование и в обратном порядке: из внутреннего во внешнее.
Бесспорно, что эмпатия как характеристика психической и социальной отзывчивости формируется в непрерывном взаимодействии со средой и основным источником этого взаимодействия являются родители ребенка. Совершенно правомерно искать условия развития «эмпатийной связности» в эмоциональной сфере. Именно на основе эмоциональной близости и формируются эмпатия и эмпатийные отношения.
Таким образом, определив родительские эмпатийные отношения к ребенку в качестве детерминанты развития эмпатии у детей как личностного образования, мы обозначили выделенную цепочку понятием эмпатийной связности и связали его с развитием социальных чувств, которые питаются сферой взаимоотношений со средой.
Эмпирическое изучение взаимоотношений между родителями и детьми, их влияние на формирование эмпатии у последних базировалось на ряде положений:
- для развития личности ребенка имеет первостепенное значение не столько объективная сторона отношений в семье, сколько его переживания по этому поводу;
- специфика включенности ребенка в сферу детско-родительских отношений выступает фактором, определяющим развитие у него как содержательных, так и динамических характеристик эмпатии;
- формирование эмпатии у детей во многом определяется наличием и содержанием эмпатий-ной связности в отношениях между родителями и ребенком в семье.
Анализ полученных данных показал значительную связь между сформированностью эмпатии у детей и детско-родительскими отношениями в семье. Полученные данные свидетельствуют:
•Эмпатия проявляется у детей неустойчиво, избирательно в зависимости от значимости для них реальных взаимоотношений с родителями как основной микросредой ребенка.
• Выявленные характеристики эмпатии созвучны с детско-родительскими отношениями в семье. Мы получили убедительные данные, свидетельствующие о наличии зависимости между эм-патией у детей и стилем отношений в семье. Признаки этой зависимости достаточно стабильны во всех выполненных измерениях, проводимых в течение нескольких лет (1999-2008 гг.).
• Между родителями и детьми ярко выражена межличностная дистанция, так как первые принимают ребенка на рациональном уровне, а эмоционально его отвергают. Эмоциональное отвержение ярко проявилось в безучастности, отвержении и пренебрежении к внутреннему миру ребенка, непринятии его чувств (73% испытуемых родителей), в отсутствии стремления оказать помощь и поддержку ребенку при переживании им внутреннего конфликта (82% родителей), в неспособности адекватно предсказать поведение детей, его образ мыслей и переживаний (72%). Низкие показатели эмпатийной связности между родителями и детьми усиливаются и такими характеристиками, как «излишняя требовательность» и «чрезмерная опека» со стороны родителей по отношению к ребенку. Ни о каком позитивном эмоциональном контексте, единении родителя и ребенка и речи не может быть при таком к нему отношении. Принятие родителями ребенка связывается, в основном, с заботой о его здоровье и поведении в различных социальных институтах.
Безусловно, есть родители, которые знают мир переживаний своего ребенка (27%), понимают и принимают его чувства (27%), готовы оказать ему помощь и поддержку (17%), способны адекватно предсказать поведение, содержание переживаний (27%), но, увы, их процент незначителен. Отсюда основную проблему детско-родительских отношений и их влияния на формирование эмпатии у детей мы видим в том, что большинство детей оказывается в эмоциональной изоляции от родителей, вне развивающего эмоционального контакта с ними.
Не претендуя на всестороннюю систематизацию трудностей в детско-родительских отношениях, мы выделили наличие эмоционального отвержения ребенка, его неприятие наряду с чрезмерной опекой и излишней требовательностью к нему, что в значительной степени связывается
нами с отсутствием эмпатических отношений между родителями и детьми в большинстве семей.
Для успешного становления эмпатии как личностного образования необходимо выделить перспективы ее развития, которое мы видим в формировании эмпатической связности в детско-ро-дительских отношениях. Основные положения формирования эмпатийной связности представлены в следующей схеме:
6 родитель понимает внутренний мир ребенка, сопереживает и сочувствует ему, проявляет соучастие и оказывает содействие;
6 ребенок на основе «включенности» механизма подражания интериоризирует родительские эмпатические воздействия, «присваивая» их содержание себе и проявляя в личностном образовании - эмпатии;
6 ребенок экстериоризирует эмпатию на других людей, в том числе и на родителей;
6 родитель постоянно «подкрепляет» формирование эмпатии у ребенка, проявляя к нему эм-патическое отношение, оказывая доверие ему, понимая и принимая его.
Данная модель «эмпатийной связности» может стать основой для углубленного анализа отношений и эмпатии, а также факторов, ее определяющих. При построении данной цепочки мы ориентировались на известное положение о том, что существуют определенные условия, приемы и методы, способствующие эффективному эмпа-тийному взаимодействию в отношениях между ребенком и родителям, которые базируются на ряде положений:
1) ориентация не только на актуальный уровень развития ребенка, но и его «зону ближайшего развития», которая предполагает углубленную парадигму развития;
2) принцип включенности родителей и детей в различные совместные и возрастные формы деятельности;
3) принцип сонастроенности на положительный совместный результат.
В целом при разработке психолого-педагогических рекомендаций мы исходили из принципа гуманизации всей совокупности отношений между взрослым и ребенком.
Данные положения позволяют выделить основные направления в работе с родителями:
1) просвещение, которое заключается в сообщении знаний о возрастных и психологических особенностях личности детей, в формировании представлений о динамике их развития в онтогенезе, возможных отношениях в развитии и поведении, в общении;
2) практическая работа, состоящая в привлечении родителей и детей к участию в различных видах психологического тренинга, развивающе-
Н. А. Низовских. Жизненные принципы и ценностные ориентации мужской студенческой группы
го эмпатические отношения посредством включения в ситуацию, которая требует понимания и принятия другого человека.
Таким образом, цель первого направления заключалась в повышении психолого-педагогической компетенции родителей, обогащении их знаний о психическом развитии ребенка.
Цель второго направления состояла в формировании адекватного поведения в отношениях между родителями и детьми в семье, а также формировании у детей положительной направленности на сверстников.
При реализации первого направления решаются следующие задачи:
1) обогащение родителей знаниями об особенностях психического и возрастного развития младших школьников;
2) формирование понимания у родителей исключительной значимости в развитии личности ребенка эмоциональной сферы, в частности эм-патических отношений.
Мы учитывали мнение А. В. Петровского о том, что активность человека, в том числе, побуждается как интуитивными способами познания, так и когнитивными.
Мы также полагаем, что знание особенностей эмпатических отношений может являться своего рода мотивом развития эмпатических тенденций в семейном взаимодействии.
Примечания
1. Мясищев В. Н. Психологическая личность и неврозы. Л., 1960. С. 35.
2. Там же. С. 147.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 334.
4. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1983. С. 120.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 44-72.
6. Там же. С. 71.
7. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственного чувства. М.: Знание, 1984. С. 12.
8. Выговская Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. Т. 17. № 4. М., 1996. С. 55.
9. Петровский А. В. Психология в каждом из нас. М.: Изд-во Российского Открытого ун-та, 1992. 332 с.
10. Тищенко С. П. Особенности переживаний детьми отношения к ним взрослого // Воспитание дошкольников в семье: Вопросы теории и методики / под ред. Т. А. Марковой. М., 1979. С. 62-76; Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.
11. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственного чувства. М.: Знание, 1984.
УДК 316.752-057.875
Н. А. Низовских
ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Жизненные принципы студентов-юношей исследуются при помощи авторского метода ретроспективной анкеты установок. Проводится анализ структуры и содержания ценностных ориентаций, содержащихся в жизненных принципах респондентов. Результаты обсуждаются в рамках авторской концепции жизненных принципов как средства личностного саморазвития.
The author uses her own method to analyse the life principles of male students by means of the retrospective set questionnaire. The analysis of the structure and contents of the value orientation is carried out. The life principles of the respondents are еxamined. These results are discussed within the bounds of the authors conception of life principles as a means of self-development.
Ключевые слова: жизненные принципы, ценностные ориентации, личностное саморазвитие.
Keywords: life principles, value orientation, self-development.
Принцип-центричный подход осознается в современном мире как все более актуальный, способный обеспечить полнокровную, гармоничную и достойную человека жизнь [1]. Прин-цип-центричность, понимаемая как следование в своей жизни определенным правилам, является одной из продуктивных идей для психологии саморазвития [2]. Жизненные принципы являются феноменом обыденного сознания и как психологическое явление представляют собой некоторые ценностные суждения, идеи, избранные человеком в качестве руководящих, что позволяет рассматривать их как одно из средств личностного саморазвития [3].
Значение слова «принцип» (от лат. principium - начало, основа) раскрывается как «основанье, правило, основа, от которой не отступают» [4], «руководящее правило» [5], а также как «внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности» [6]. Синонимичны «принципу» слова «воззрение», «закон», «правило» [7]. Приведенные выше определения указывают на основополагающую роль принципов в жизни человека.
О существующем в российском обществе интересе к феномену жизненных принципов свиде-
НИЗОВСКИХ Нина Аркадьевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии ВятГГУ © Низовских Н. А., 2009