Научная статья на тему 'Проблема стереотипности в структуре изобразительной деятельности ребенка'

Проблема стереотипности в структуре изобразительной деятельности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПНОСТЬ / ГРАФИЧЕСКИЕ ШТАМПЫ / GRAPHIC STAMPS / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / РИСОВАНИЕ / DRAWING / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРАЖАНИЕ / IMITATION / АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ СХЕМЫ РИСОВАНИЯ / ALGORITHMIC DRAWING SCHEMES / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / CHILDREN''S DRAWING / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ART CREATIVITY / STEREOTYPE / DRAWING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдурова Н. В.

В статье анализируется проблема стереотипности детских рисунков – использование ребенком навязчивых образов для создания художественного образа. Рассматриваются факторы, которые способствуют проникновению в рисунки детей и закреплению в них устойчивых штампов, условно разделяя их на положительные – опорные и тормозящие – акреативные и в связи с этим – соотношение творчества и обучения в работе с дошкольниками. Автор ставит вопрос о том, возможно ли управлять процессом создания художественного образа детьми на различных этапах дошкольного возраста или до определенных возрастных пределов следует принимать его как некую данность и считает, что этот вопрос тесно связан с задачами творческого развития детей творчестве и присутствием устойчивых схематических изображений в детских рисунках. Автор акцентирует внимание на одном из методов обучения рисованию, опирающемся на доступные для понимания детей дошкольного возраста алгоритмические схемы, полагая, что они помогут преодолеть малышам преодолеть затруднения в рисовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STEREOTYPE IN THE STRUCTURE OF THE CHILD''S DRAWING ACTIVITY

The article analyzes the problem of stereotypes of children's drawings using the obsessive images to create an artistic image. The factors that contribute the penetration into the drawings and the fixation of stable stamps in them are analyzed and conditionally divided into positive ones supporting and retarding – noncreative, in connection with this, the ratio of creativity and learning in work with preschool children are distinguished. The author raises the question of whether it is possible to manage the process of creating an artistic image by children at various stages of preschool age or up to certain age limits this parameter should be taken as a certainty and believes that this issue is closely related to the tasks of creative development of children's creativity and the presence of stable schematic images in children's drawings. The author focuses on one of the methods of drawing teaching, based on the algorithmic schemes available for understanding children of preschool age, believing that they will help overcome children’s difficulties in drawing.

Текст научной работы на тему «Проблема стереотипности в структуре изобразительной деятельности ребенка»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.053 Шайдурова Н.В.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

ПРОБЛЕМА СТЕРЕОТИПНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье анализируется проблема стереотипности детских рисунков - использование ребенком навязчивых образов для создания художественного образа. Рассматриваются факторы, которые способствуют проникновению в рисунки детей и закреплению в них устойчивых штампов, условно разделяя их на положительные - опорные и тормозящие - акреативные и в связи с этим - соотношение творчества и обучения в работе с дошкольниками. Автор ставит вопрос о том, возможно ли управлять процессом создания художественного образа детьми на различных этапах дошкольного возраста или до определенных возрастных пределов следует принимать его как некую данность и считает, что этот вопрос тесно связан с задачами творческого развития детей творчестве и присутствием устойчивых схематических изображений в детских рисунках. Автор акцентирует внимание на одном из методов обучения рисованию, опирающемся на доступные для понимания детей дошкольного возраста алгоритмические схемы, полагая, что они помогут преодолеть малышам преодолеть затруднения в рисовании.

Ключевые слова: стереотипность, графические штампы, обучение, рисование, изобразительная деятельность, подражание, алгоритмические схемы рисования, детский рисунок, дошкольный возраст, художественное творчество

Shaidurova N.V Altai State Pedagogical University, Barnaul THE PROBLEM OF STEREOTYPE IN THE STRUCTURE OF THE CHILD'S DRAWING ACTIVITY

Abstract

The article analyzes the problem of stereotypes of children's drawings - using the obsessive images to create an artistic image. The factors that contribute the penetration into the drawings and the fixation of stable stamps in them are analyzed and conditionally divided into positive ones - supporting and retarding - noncreative, in connection with this, the ratio of creativity and learning in work with preschool children are distinguished. The author raises the question of whether it is possible to manage the process of creating an artistic image by children at various stages ofpreschool age or up to certain age limits this parameter should be taken as a certainty and believes that this issue is closely related to the tasks of creative development of children's creativity and the presence of stable schematic images in children's drawings. The author focuses on one of the methods of drawing teaching, based on the algorithmic schemes available for understanding children of preschool age, believing that they will help overcome children's difficulties in drawing.

Keywords: stereotype, graphic stamps, teaching, drawing, drawing activity, imitation, algorithmic drawing schemes, children's drawing, preschool age, art creativity.

Статья изъята

Статья изъята

Статья изъята

Статья изъята

Статья изъята

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.173 Глузман Н.А.

ORCID: 0000-0002-2752-6315, доктор педагогических наук, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Евпаторийский институт социальных

наук (филиал)

КАТЕГОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация

Обоснована педагогическая технология формирования основ профессионализма будущих педагогов основой реализации, которой выступает научно-методическая система педагогической подготовки в единстве мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического и рефлексивного компонентов, поэтапно реализуемая при изучении студентами учебных курсов обогащенных профессиональным контекстом. Осуществлен ретроспективный анализ и исследовано современное состояние проблемы развития профессионализма будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки; охарактеризована сущность и структура основ профессионализма будущего педагога как научная категория.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная подготовка, будущий педагог, педагогическая технология формирования основ профессионализма будущих педагогов.

Gluzman N.A.

ORCID: 0000-0002-2752-6315, PhD in Pedagogy, FSAEI HE "V.I. Vernadsky Crimean Federal University" Evpatoria Institute of Social Sciences (branch) CATEGORY OF PROFESSIONALISM IN THE PREPARATION OF A FUTURE TEACHER

Abstract

The article substantiates the pedagogical technology of professionalism formation in future pedagogical projects with the scientific and methodical system of pedagogical preparation carried out in the unity of the motivational, value, cognitive, technological and reflexive components and is gradually realized when students attend courses enriched with professional context. Retrospective analysis was carried out and the current state of the problem of professional development of future educators in the process of vocational training was studied; the essence and structure of the professionalism foundations among future teachers as a scientific category are characterized.

Keywords: professionalism, professional training, future teacher, pedagogical technology of professionalism formation among future teachers

Научный интерес к вопросам формирования профессионализма будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки вызван кардинальными изменениями в социально-экономической сфере Российской Федерации, которые проходят на фоне глобальной интеграции в мировое образовательное пространство и существенной модернизации системы образования. Это актуализирует потребность в высокообразованных педагогических кадрах, способных эффективно использовать потенциал специальных дисциплин в различных сферах профессиональной деятельности.

Проблема профессионального развития специалиста, становление его профессионализма в контексте современных гуманистических подходов успешно разрабатывается в психологии труда, акмеологии, профессиональной педагогике, находит свое отражение в научном наследии А.А. Деркача [1], Т.В. Зобниной [2], Ю.П. Поваренкова [3], В.А. Романова, В.Н. Кормаковой, Е.Н. Мусаелян [4], В.Д. Шадрикова [5] и др. Объектом исследований теории профессионализма стали различные стороны педагогической деятельности и личности различных категорий работников образовательно-воспитательной сферы (А.А. Вербицкий [6]), среди которых наибольшее внимание уделяется проблемам профессиональной компетентности (Н.А. Глузман [7; 8], Н.Г. Масюкова [9]), педагогического творчества (К.А. Виноградов, А.Ю. Галиченко, Н.В. Посохова [10]), педагогической культуры (И.В. Колмогорова [11]).

Таким образом, в современных условиях существуют широкие перспективы научно-методической разработки проблемы профессионализма педагога не только как предпосылки, показателей и результатов высококачественной педагогической деятельности, но и как пролонгированной цели, задач и системообразующего фактора профессиональной подготовки современных педагогических кадров.

В связи со сказанным была обоснована, разработана и поэтапно реализована педагогическая технология формирования основ профессионализма будущих педагогов с использование мультимедийных технологий.

Подготовительный этап предусматривал реализацию первого условия - формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к овладению основами профессионализма учителя и обеспечивал формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.