НАУКА-ОБРАЗОВАНИЮ
YAK 373.1(470+571) ББК 74.244.3(2Рос)
B.C. ЛАЗАРЕВ
V.S. LAZAREV
ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТИ ШКОЛ К РАЗВИТИЮ И ПРОГРАММА ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ
THE PROBLEM OF SCHOOLS' CAPACITY TO DEVELOP AND THE PROGRAMME OF ITS IMPROVEMENT
Введение новых ФГОС общего образования требует от школ радикально модернизировать свою образовательную деятельность, осуществив переход от ЗУНовской модели построения учебно-воспитательного процесса к модели, построенной на системно-деятельностных принципах. В статье показывается, что существенным ограничением для успешного решения этой задачи является низкая способность основной массы школ к развитию. Предлагается программа улучшения этой способности, посредством выращивания в школе новой практики инновационной деятельности.
Introduction of new FSES (Federal State Educational Standards) of compulsory education requires from schools to bring up to date their educational activities by the way of transition from the knowledge-and-skills model of organisation of education-and-bringing-up process to the model based on system-activity principles. In the article it is emphasized that the low level of capacity of the greater part of schools to develop prevents from realising this task. The programme of the capacity increase by means of implementation of new innovation activity process is offered in the article.
Ключевые слова: развитие педагогической системы, инновационная деятельность, качество инновационной деятельности, способность школы к развитию, инновационный потенциал педагогической системы, модернизация инновационной деятельности.
Key words: pedagogical system development, innovation activity, the quality of innovation activity, school's capacity to develop, innovation potential capacity of pedagogical system, innovation activity modernization.
1. Понятие способности школы к развитию
Практический опыт и специальные исследования свидетельствует, что образовательные учреждения в разной степени успешности выявляют объективные потребности улучшения своей образовательной деятельности и с разной интенсивностью и эффективностью осуществляют изменения в ней. То есть они демонстрируют разную способность к развитию.
Развитие образовательного учреждения - это процесс качественных изменений в структуре и компонентах его педагогической системы (образовательных программах, технологиях, кадрах, материально-технической базе и др.), вследствие чего она приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования.
Целенаправленные изменения в педагогических системах производятся путем введения в них каких-то новшеств. Новшество - это любая педагогическая разработка, организационная форма, техническое средство и др.
введение которых в педагогическую систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы. Новшество - это средство возможного повышения эффективности образовательной системы. Но возможное не всегда становится действительным.
Реализованное изменение называют нововведением. Его также называют инновацией (лат. ш - в, novus - новый). Новшество и нововведение (инновация) существуют в разных пространствах. Новшество находится одновременно на внешней границе многих педагогических систем, оно как бы предлагает им себя. Нововведение существует внутри конкретных педагогических систем, освоивших новшество.
Деятельность, в ходе осуществления которой производятся целенаправленные изменения в образовательной и управленческой системах образовательного учреждения, приводящие к повышению его эффективности, называют инновационной.
В содержание инновационной деятельности входит:
- выявление актуальных потребностей изменений в образовательной деятельности (выявление проблем);
- выявления существующих разработок, использование которых потенциально могло бы повысить качество образовательной деятельности на каких-то ее участках (выявление возможностей развития);
- самостоятельная разработка новшеств;
- проектирование желаемого будущего и способа движения к нему;
- проектирование частных нововведений;
- практическое осуществление нововведений.
Способность образовательного учреждения к развитию, или иначе -его инновационный потенциал я понимаю как такое его (образовательного учреждения) качество, которое определяет, насколько оно эффективно выявляет проблемы своей образовательной деятельности, находит и использует возможности для их решения.
Способность образовательного учреждения к развитию - это интегра-тивное качество. Я выделяю в ней четыре составляющие:
1) чувствительность образовательного учреждения к проблемам;
2) его восприимчивость к возможностям развития;
3) продуктивность целеполагания;
4) внедренческая продуктивность.
Составляющую инновационного потенциала, проявляющуюся в качестве выявления проблем образовательной деятельности, будем называть чувствительностью к проблемам.
Составляющую инновационного потенциала, проявляющуюся в качестве выявления возможностей развития повышения эффективности образовательной деятельности, будем называть восприимчивостью к возможностям развития.
Составляющую инновационного потенциала, проявляющуюся в качестве проектирования целей ее развития (проектирования желаемого будущего), будем называть продуктивностью целеполагания.
Составляющую инновационного потенциала, проявляющуюся в качестве планирования и осуществления нововведений, будем называть внедренческой продуктивностью.
Если представить себе, что существует некоторое множество объективно необходимых изменений (которые субъект инновационной деятельности может знать или не знать), то та часть, которую он знает, характеризует качество выявления проблем. Точно так же можно выделить множество объективно существующих возможностей улучшения педагогической системы образовательного учреждения и ту часть этих возможностей, которая известна субъекту. Пересечение выявленных субъектом недостатков и известных ему возможностей для их устранения образует пространство потенциальных возможностей улучшения педагогической системы образовательного учрежде-
ния. То, какая часть этой потенциальной возможности используется, характеризует инновационный потенциал образовательного учреждения.
Исходя из этого, уровень инновационного потенциала образовательного учреждения (уровень его способности к развитию) можно определить как отношение между необходимыми, потенциально возможными и фактически реализуемыми изменениями в его педагогической системе.
2. Необходимость повышения инновационного потенциала школ
Опыт 90-х годов прошлого и первого десятилетия нынешнего столетий, а также специальные исследования показывают, что в массе школы демонстрируют не высокую способность к развитию, и что механизмы инновационной деятельности в них нуждаются в существенной модернизации. Назову основные проблемы качества инновационной деятельности в системе общего образования.
Проблема адекватности стратегической ориентации школ. Сегодня обнаруживается четыре основных типа стратегии поведения образовательных учреждений в изменяющейся среде их существования: пассивно-приспособительная, активно-приспособительная (ситуативная), опережающая (лидерская) и преобразующая.
Образовательные учреждения, реализующие пассивно-приспособительный стиль адаптационного поведения характеризуются запаздывающей реакцией на изменяющиеся требования к их деятельности и проводят изменения лишь тогда, когда не реагировать уже нельзя. Как правило, эти учебные заведения не ведут самостоятельных разработок новшеств и не проявляют активности в их поиске. Изменения в педагогической системе, которые они производят, либо навязываются им «сверху», либо это разработки, идеи, хорошо зарекомендовавшие себя во многих других образовательных учреждениях, и для массовой практики уже давно не обладающие новизной. Эти изменения в подавляющем большинстве случаев не предполагают глубоких преобразований в учебно-воспитательной деятельности.
Образовательные учреждения, реализующие активно-приспособительный стиль адаптации, стремятся выделиться среди других учебных заведений. Основное их отличие от школ с пассивно-приспособительным типом стратегической ориентации состоит в том, что они ищут и внедряют новшества по собственной инициативе, стараясь уловить запросы различных групп населения, создать свой имидж как учебного заведения не похожего на других. Это достигается за счет введения различных усовершенствований в педагогическую систему, учитывающих интересы учащихся и их родителей. Такие образовательные учреждения ориентируются, в основном, на запросы сегодняшнего дня. Внедряемые ими новшества призваны усовершенствовать педагогическую систему школы на каких-то участках, но не предполагают системных и радикальных изменений.
Опережающий или лидерский стиль адаптации к будущему реализуют школы, ориентированные на создание новой педагогической системы, учитывающей прогнозные оценки будущего профессионального образования. Педагогические коллективы этих учебных заведений внимательно следят за всеми новыми идеями и тенденциями развития образования, критически относятся к практическому опыту и различным способам частных усовершенствований. При построении своей педагогической системы такие школы тесно сотрудничают с наукой. Ориентация на требования будущего, наличие концепции целостной педагогической системы развития, основанной на современных достижениях педагогической и других наук, системность в осуществлении инновационной деятельности - главные признаки учебного заведения с опережающим, лидерским типом адаптации к будущему.
Образовательные учреждения с преобразующим стилем адаптации к будущему во многом схожи с теми, кто реализует лидерский стиль. Они также ориентированы на требования будущего и осуществляемые в них преобра-
зования имеют системный и глубокий характер, хотя и не всегда столь же радикальны, как у учебных заведений с лидерским стилем адаптации. Их главное отличие в том, что они не только адаптируются к изменениям в среде, а стремятся воздействовать на свое окружение и, по возможности, сделать его более благоприятным для своей деятельности. Такие учебные заведения проводят глубокий и многоаспектный анализ не только своей педагогической системы, но и социальной ситуации в ближайшем окружении. Меры, которые они планируют и реализуют, направлены на изменения как в своем учебном заведении, так и в окружающей его социальной среде. Они становятся социокультурными центрами развития территорий, на которых они действуют.
Основная масса российских школ реализуют стратегии поведения двух первых типов.
Проблема чувствительности образовательных учреждений к актуальным потребностям развития своей педагогической системы (чувствительности к проблемам). Уровень чувствительности к проблемам определяется качеством аналитической работы в образовательных учреждениях. В большинстве школ функция анализа выполняется формально, и он оказывается малополезным. Анализ образовательной деятельности фрагментарен. Не анализируются причинно-следственные связи недостатков в результатах образования и недостатков педагогической системы. Проблемы, если и выделяются, то в большинстве случаев связываются с действием внешних факторов, не зависящих от образовательного учреждения (недостаток финансирования, дети не хотят учиться, родители устраняются от воспитания своих детей, и т.п.). Проблемы определяются неконкретно.
Проблема восприимчивости образовательных учреждений к возможностям своего развития. В способности образовательных учреждений находить и адекватно оценивать разработки, использование которых потенциально может улучшить результаты их образовательной деятельности, также существуют сегодня существенные различия. Многие учреждения не проявляют активности в поиске разработок, внедрение которых могло бы повысить эффективность образовательной деятельности, слабо информированы о тех возможностях для своего развития, которые существуют вовне.
Проблема планирования развития образовательных учреждений. Часть (хотя и небольшая) образовательных учреждений вообще не имеет планов своего развития. У основной массы образовательных учреждений, имеющих планы (программы) развития, они обладают существенными недостатками, не позволяющими им быть эффективным инструментом управления изменениями педагогической системы. Основной недостаток большинства программ развития - их несистемность. Разработчики программ еще до проведения всякого анализа принимают одну-две идеи и вокруг них выстраивают концепцию будущего своего образовательного учреждения. Причины этого - размытость целей образования, отсутствие серьезного анализа состояния педагогической системы; слабая информированность о существующих научных разработках и передовом опыте; неумение планировать и проектировать. Наряду с несистемностью, самыми распространенными недостатками программ развития образовательных учреждений являются неконкретность и нереалистичность их целей.
Проблема мотивации участия педагогов в инновационной деятельности. Без активного участия педагогов в решении задач развития образовательного учреждения невозможно рассчитывать на успех в этом деле. Сегодняшняя ситуация дает достаточно поводов, чтобы признать ее неблагоприятной.
Введение нового стандарта образования ставит школы перед необходимостью принципиального изменения своей образовательной деятельности.
В отличие от действовавшего прежде, новый стандарт устанавливает требования к:
- результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным;
- структуре основной образовательной программы;
- условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Как справедливо отмечается в [3], лежащий в основе ФГОС общего образования системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Стандарт ориентирует на достижение качественно иных результатов образования и переход от ассоциативно-репродуктивной модели обучения к модели, построенной на деятельностных принципах.
Уже требования к предметным результатам качественно отличаются тем, что устанавливают необходимость приобретения учащимися опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Требования же к достижению метапредметных результатов в большей части устанавливаются впервые.
Введение нового стандарта образования требует взаимосвязанных качественных изменений во всех компонентах образовательной системы школы, т.е. необходимость ее системной модернизации. Но наличие названных, и других проблем качества инновационной деятельности в школах свидетельствует о необходимости модернизации ее механизмов. Инновационная деятельность нуждается в изменениях не менее, чем образовательная. Проблема повышения качества инновационной деятельности сегодня не менее актуальна, чем проблема повышения качества самого образования. Более того, без решения первой невозможно решить вторую.
3. Программно-целевая модель системного развития школы
Для улучшения способности образовательного учреждения к развитию требуется модернизировать его механизмы инновационной деятельности. Чтобы рационально решать эту задачу, необходимо опираться на некую обобщенную теоретическую модель, на основе которой будет строится новая практика. Такая модель 7П (Прогнозирование. Переоценка. Проблемати-зация. Проектирование. Планирование. Побуждение. Преобразование.) была разработана автором на основе синтеза идей организационного развития, системного анализа и программно-целевого управления [1], [2]. Модель 7П предполагает циклическую структуру инновационного процесса в образовательном учреждении. На каждом цикле разрабатывается и реализуется целевая программа развития. Логическая структура ее разработки и реализации включает в себя выполнение следующих этапов:
1. Системный анализ образовательной деятельности и выявление ее актуальных проблем (проблемно-ориентированный анализ).
2. Обсуждение состояния педагогической системы образовательного учреждения и выбор проблем, подлежащих решению в планируемый период.
3. Проектирование желаемой педагогической системы.
4. Разработка стратегии программы развития.
5. Формирование рабочих групп решения частных проблем.
6. Разработка проектов решения частных проблем.
7. Обсуждение и принятие проектов решения частных проблем. Принятие программы развития в целом.
8. Реализация программы.
9. Оценка результатов реализации программы. Институализация изменений в педагогической системе.
Хотя этапы перечислены в линейной последовательности, реальный инновационный процесс имеет не линейный характер.
Процесс развития школы в модели 7П понимается как процесс выявления и решения проблем. Прежде, чем какие-либо изменения станут вводиться, нужно определить, что не удовлетворяет в существующей образовательной системе, что следует изменить? Выявление и обоснование актуальной потребности в изменениях - необходимое условие осуществления всяких преобразований.
Необходимость развития образовательной системы школы возникает тогда, когда достигнутые результаты образования не соответствуют желаемым. Если такого несоответствия нет, то нет и необходимости в изменениях. Но выявлением несоответствия между целями и результатами на выходе образовательной системы или какой-то ее подсистемы, процесс про-блематизации не завершается. Неудовлетворительные результаты чем-то порождаются, что-то является их причиной. Как нельзя эффективно лечить болезнь, обнаружив только ее симптомы, и не поставив диагноз, так и нельзя развивать педагогическую систему школы, не установив причин неудовлетворительности результатов. Выявить проблемы образовательной системы -значит не только выявить наличие несоответствия между фактическими и желаемыми результатами образования, но и установить причинно-следственные связи в системе, обусловливающие это несоответствие.
Проблемы могут быть определены системно и не системно. Введению локальных и модульных изменений предшествует выявление проблем, но это частные проблемы. Системное развитие школы требует системного определения проблемы.
Системно определить проблемы образовательной деятельности школы - значит установить несоответствие между существующей образовательной системой и желаемой образовательной системой (рис. 1).
Решением такой проблемы будет приведение действующей педагогической системы в соответствие с желаемой. Для этого нужно найти и реализовать способ устранения несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется. Применительно к развитию педагогической системы это означает,
во-первых, спроектировать такую систему, которая будет способна достигать желаемых результатов образования, во-вторых, спланировать процесс перехода от фактической к желаемой системе, в-третьих, реализовать действия по построению желаемой системы.
Образ желаемой педагогической системы и план действий по переходу от существующей системы к желаемой представляет собой модель решения проблемы (рис. 2).
Рис. 2. Модель системного решения проблемы
Фактическое решение проблемы (или собственно решение) - это реальный процесс изменения существующей системы с целью перевода ее в желаемое состояние. Фактическое решение может в какой-то момент перестать соответствовать модели решения и это породит новую проблему. Ее устранение потребует разработки скорректированной модели развития образовательной системы.
Модель 7П содержит описание технологий реализации каждого этапа процесса выявления и решения проблем образовательной деятельности школы.
4. Программа модернизации инновационной деятельности школы
Предлагаемая программа улучшения способности школы к развитию на основе освоения ею модели инновационной деятельности 7П предусматривает выполнение следующих действий.
1. Анализ состояния инновационной деятельности в образовательном учреждении и обсуждение его результатов в педагогическом коллективе.
2. Подготовка к введению новой модели системы инновационной деятельности.
3. Проведение анализа образовательной деятельности школы на основе технологии проблемно-ориентированного анализа.
4. Рефлексия проделанной работы: обсуждение полученных результатов, выявление достоинств и недостатков. Анализ причин недостатков.
5. Корректировка способа и результатов анализа.
6. Проектирование желаемой педагогической системы.
7. Рефлексия проделанной работы: обсуждение полученных результатов, выявление достоинств и недостатков. Анализ причин недостатков.
8. Корректировка способа и результатов проектирования.
9. Разработка стратегии перехода от существующей образовательной системы к желаемой.
10. Рефлексия проделанной работы: обсуждение полученных результатов, выявление достоинств и недостатков. Анализ причин недостатков.
11. Корректировка способа и результатов стратегического планирования.
12. Разработка частных внедренческих проектов.
13. Рефлексия проделанной работы: обсуждение полученных результатов, выявление достоинств и недостатков. Анализ причин недостатков.
14. Корректировка способа и результатов разработки частных внедренческих проектов.
15. Осуществление преобразований.
16. Рефлексия проделанной работы: обсуждение полученных результатов, выявление достоинств и недостатков. Анализ причин недостатков.
17. Корректировка способа осуществления преобразований.
Анализ состояния инновационной деятельности в образовательном
учреждении призван дать ответ на вопрос: что необходимо изменить в механизмах этой деятельности, чтобы образовательное учреждение было способно решать задачи своего развития на более высоком уровне. Анализ выполняется консультантами (внешними агентами изменений), либо специально подготовленными сотрудниками образовательного учреждения (внутренними агентами изменений).
Предметами анализа служат:
- стратегическая позиция и стратегическая ориентация образовательного учреждения;
- механизмы проблематизации;
- механизмы поиска и оценки новшеств во вне;
- механизмы планирования развития образовательного учреждения;
- механизмы контроля и регулирования осуществления нововведений;
- готовность персонала учреждения к участию в инновационной деятельности;
- мотивационная среда инновационной деятельности;
- степень участия общественных органов управления в решении задач развития образовательного учреждения.
В результате анализа должны быть выявлены сильные и слабые стороны каждого из обследуемых предметов.
Стратегическая позиция и стратегическая ориентация школы выявляется в процессе изучения программы ее развития, интервьюирования его руководителей, опроса персонала. Результатом этого должен стать вывод о том, какую позицию занимает образовательное учреждение в конкуренции с аналогичными образовательными учреждениями, в какой мере реализуемая им стратегия движения в будущее соответствует объективно существующим потребностям и возможностям развития образовательного учреждения.
Способность школы выявлять объективно существующие актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности и адекватно оценивать их значимость оценивается в ходе изучения следующих аспектов:
- существуют ли регламентированные процедуры анализа состояния образовательной деятельности и определены ли ответственные за их выполнение;
- по отношению к каким целям оцениваются результаты образования;
- операционально ли определяются недостатки в результатах образования;
- обосновано ли ограничивается анализ по широте;
- операционально ли определяются недостатки компонентов педагогической системы образовательного учреждения;
- как обосновываются выделяемые причины недостатков в результатах образования;
- какое участие принимают педагоги и общественность в анализе состояния педагогической системы образовательного учреждения.
Способность школы качественно реализовать функцию поиска возможностей оценивается в ходе изучения следующих аспектов:
- активность педагогов в разработке предложений по улучшению работы образовательного учреждения;
- доступность для педагогов профессиональной литературы и объем времени, который они тратят на ее изучение;
- интенсивность участия педагогов в организованных формах обмена информацией о новых разработках;
- интенсивность обсуждения в образовательном учреждении педагогических новшеств, разработанных наукой, передового опыта;
- полезность проводящихся обсуждений новых научных разработок, передового опыта;
- степень участия педагогов в поиске решений проблем образовательного учреждения;
- методическая оснащенность оценок предложений о внедрении новшеств.
Качество планирования нововведений - это характеристика инновационной деятельности, отражающая ее способность формировать образ своего желаемого будущего (с учетом выявленных проблем и возможностей их решения), а также разрабатывать структуры действий, выполнение которых приведет к достижению желаемых результатов. Качество планирования нововведений оценивается в ходе изучения следующих аспектов:
- наличие и определенность целей развития образовательного учреждения и проекта желаемой в будущем педагогической системы;
- информированность педагогов о перспективах изменений педагогической системы образовательного учреждения ;
- методическая оснащенность перспективного планирования (планирования развития);
- наличие у разрабатываемых планов внедрения новшеств и планов экспериментальной работы свойств, необходимых, чтобы служить средством управления инновационным процессом;
- обоснованность оценок инновационных проектов, программ экспериментов;
- степень участия персонала в планировании изменений.
Качество мотивации участия персонала в инновационной деятельности - это характеристика того, в какой мере существующие в образовательном учреждении условия способны побуждать его сотрудников активно участвовать в решении задач развития его педагогической системы. Качество мотивации участия персонала в инновационной деятельности оценивается в ходе изучения следующих аспектов:
- наличие четко определенных результатов, ожидаемых руководством от участия каждого педагога в инновационной деятельности
- наличие форм материального и морального поощрения инновационной деятельности персонала;
- информированность персонала о формах, условиях и порядке поощрения за продуктивную инновационную деятельность;
- ценность для педагогов используемых поощрений;
- субъективные оценки педагогами справедливости распределения поощрений за участие в инновационной деятельности;
- субъективные оценки педагогами заинтересованности руководства в их участии в инновационной деятельности;
- отсутствие значительных перегрузок при занятиях инновационной деятельностью;
- отношение коллег к инноваторам.
Качество исполнения планов - это характеристика способности коллектива школы организовать согласованное выполнение действий по реализации запланированных изменений и обеспечивать своевременное и квали-
фицированное исполнение этих действий. Качество исполнения планов оценивается при изучении следующих аспектов:
- способа координации действий исполнителей;
- дисциплины исполнения;
- согласованности действий исполнителей;
- способов разрешения разногласий между исполнителями;
- объема контроля со стороны руководства;
- соответствия квалификации исполнителей задачам, решаемым в инновационной деятельности.
После обсуждения результатов анализа и оценки состояния инновационной деятельности в педагогическом коллективе начинается этап подготовки к введению новой модели инновационной деятельности.
Задача этого этапа - создать условия для запуска цикла разработки и реализации программы развития образовательного учреждения.
Подготовка к введению новой модели инновационной деятельности включает в себя выполнение следующих действий:
- представление руководству, педагогическому коллективу и органам общественного самоуправления результатов анализа состояния инновационной деятельности в образовательном учреждении и оценки его способности к развитию;
- планирование мер по совершенствованию механизмов развития образовательного учреждения;
- представление плана руководству образовательного учреждения на утверждение;
- формирование органов общественного управления образовательным учреждением (при их отсутствии);
- реализация учебных программ для персонала с целью повышения информированности педагогов о возможностях улучшения их образовательной деятельности;
- разработка новых положений о порядке и формах стимулирования участия персонала в инновационной деятельности.
Освоение новых способов решения задач инновационной деятельности в образовательном учреждении будет происходить в ходе разработки и реализации программы развития школы. На каждой стадии этого процесса будут решаться две задачи: во-первых, получение результата соответствующего модели 7П, во-вторых, освоение участниками способов выполнения каждой стадии инновационной деятельности.
Реализация каждой стадии начинается с предварительного обучения персонала методам ее выполнения. На каждой стадии разработки и реализации программы развития школы реализуется следующая логическая схема:
1. Постановка практической задачи на выполнение соответствующей стадии разработки или реализации программы развития образовательного учреждения.
2. Представление исполнителям способа решения практической задачи.
3. Решение практической задачи.
4. Представление рабочими группами результатов решения практической задачи.
5. Критическая оценка результатов работы групп, другими участниками инновационной деятельности.
6. Рефлексия способа получения результатов и причин их недостатков.
7. Корректировка способов и результатов решения практических задач.
Литература
1. Лазарев, В.С. Системное развитие школы [Текст] : практическое пособие для руководителей / В.С. Лазарев. - М. : Педагогическое общество России, 2002.
2. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе [Текст] : учебное пособие / В.С. Лазарев. - М. : Центр педагогического образования, 2008.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмо-лов [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 158 с.