УДК 316.6:378:36
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС, В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Т.А. Чертушкина
В данной статье рассматриваются два аспекта - профессиональная подготовка социальных работников и выявление степени социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас. Приведены основные технологии данной адаптации, описаны методы и формы работы со студентами в процессе подготовки.
Ключевые слова: Социальная адаптация; военнослужащие, уволенные в запас; социальный работник; профессиональная подготовка
Начало XXI века в РФ отмечено резким сокращением общей численности военнослужащих, офицерских должностей, ликвидацией прапорщиков и мичманов, в связи с чем увеличилось число военнослужащих, уволенных в запас. Помимо мероприятий, связанных с проведением реформы Вооруженных Сил, ежегодно увольняются офицеры по выслуге лет и контрактники в связи с окончанием срока действия контракта.
И.А.Липский считает, что объектами социальной работы являются, как правило, представители трех специфических групп населения: военнослужащие (офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы), семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, бывшие военнослужащие [2]. Данным категориям граждан необходимо адаптироваться к условиям гражданской жизни. Остро встает вопрос обеспечение военнослужащих, уволенных в запас, жильем, трудоустройство как самих военнослужащих, так и членов их семей, предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях и др. Помочь им призваны специалисты по социальной работе.
Изучением вопроса профессиональной подготовки социальных работников в целом, и ориентированных на деятельность с военнослужащими, уволенными в запас, в частности, занимались и занимаются такие ученые как В.Г.Бочарова, Л.С.Выготский, Л.Г.Гуслякова, А.Ф.Евченко, Е.В.Коврижкина,
И.А.Липский, Б.А.Маршанина, А.П.Мухина, В.П.Петрова, Д.П.Павленок, Ю.В.Савинова, Л.В.Топчий, В.С.Торохтий, Н.М.Филиппов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, Н.Б.Шмелева и др.
Во многих исследованиях под адаптацией (от позднелат. adaptatio -приспособление) понимается процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды [1]. В зависимости от ситуации в адаптации выделяют различные виды, среди которых наиболее значимыми для военнослужащих, уволенных в запас являются социальная и профессиональная адаптации. Социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, неразрывно связана с профессиональной адаптацией, таким образом, правильнее говорить о социально-профессиональной адаптации данной категории граждан. К ее особенностям относится необходимость преодоления противоречия между социально-экономическими (зарплата, удаленность места работы) и психологическими (уже сложившиеся профессиональные интересы и способности) факторами выбора человеком новой деятельности. Учитывая, что офицеры запаса - это лица, как правило, имеющие высшее образование, а вакансии предлагают в основном на рабочие профессии, данное противоречие оказывается весьма актуальным для военнослужащих, уволенных в запас.
Для граждан, уволенных с военной службы на пенсию и вследствие этого имеющих определенную финансовую поддержку, приобретение новой профессии не является самоцелью, а может рассматриваться как средство адаптации к гражданской жизни. Профориентационная работа с этой категорией граждан должна быть ориентирована на получение информации о возможностях, предоставляемых государственными органами в обеспечении
работой, об использовании военных специальностей в гражданской жизни. В этот момент необходимо дать военнослужащему информацию о существовании родственных и смежных специальностей, которые имеют связь с его военной профессией и помочь ему разобраться в том, что ему наиболее подходит и не требует от него больших усилий при трудоустройстве.
Для граждан, уволенных с военной службы в запас, получение новой профессии приобретает совершенно иное значение. В отличие от военнослужащих, уволенных на пенсию, эти люди уволены из армии без какой-либо финансовой поддержки, поэтому получение новой профессии для них является основой последующего благополучия. Военнослужащие, уволенные в запас, стремятся к более углубленному изучению профессии, которой им предстоит заниматься в гражданской жизни. С целью определения степени социальной адаптации данной категории граждан было проведено исследование, в котором приняли участие 34 респондента - бывших военнослужащих в возрасте от 33 до 57 лет. Это были люди, завершившие свою службу в армии в званиях от рядового до полковника, служба для которых закончилась от 1 года до 5 лет назад. Для многих причиной ухода из Вооруженных Сил Российской Федерации стало сокращение, связанное с проведением реформ последних лет, состоянием здоровья и достижения предельного возраста.
Для 71% участников жизненно важно пройти переобучение. Выбирая специальности, по которым респонденты хотели бы пройти переподготовку они выделяют следующие параметры: гарантированное трудоустройство, надежность - 53%, высокий заработок - 47%, сохранение социального статуса - 35%, доступность освоения курса - 26%. Переподготовку респонденты хотели бы пройти в учебных центрах при службе занятости - 35%, на базе ВУЗов - 26%, в учебных центрах на предприятии - 18%, в номинации «не имеет значение место прохождения переподготовки» - 12%; на базе коммерческих организаций - 9%. Наиболее привлекательны для
переподготовки являются такие специальности, как «специалист информационных технологий» - 32%, «юрист» - 26%, «экономист» - 18%, «преподаватель ВУЗа» - 12%. Большинство участников опроса хотели бы получить диплом о втором высшем образовании - 62%, повысить квалификацию по имеющейся гражданской специальности - 24%. Наиболее оптимальными сроками переобучения для респондентов является: шесть месяцев - 76%, один год - 15%, два года - 9%.
Практически все опрошенные - 82% - отметили, что нуждаются в квалифицированной консультации специалистов по вопросам занятости. 47% участников опроса считают, что наиболее актуальными являются следующие направления органов службы занятости: подбор постоянной, временной или подходящей работы - 44%, информирование о реальном положении и перспективах респондента на рынке труда - 26%, определение наиболее приемлемых вариантов переобучения - 18%, проведение психологической диагностики - 12%.
Многим уволенным военнослужащим уже далеко за 40 лет, и это добавляет трудности при трудоустройстве. По мнению респондентов, для того, чтобы добиться успехов в профессиональной сфере, необходимо здоровье, хорошая поддержка государства, личностные качества, образование и хорошая, нужная специальность, а также деньги и хорошие связи. К основным технологиям социально-профессиональной адаптации уволенных военнослужащих и психологической поддержки относятся: - профессиональное информирование - ознакомление уволенных военнослужащих с современными видами производства, состоянием и перспективами развития рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и направлениями развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональное консультирование - оказание содействия военнослужащим, уволенным в запас, в профессиональном самоопределении для принятия решения по выбору дальнейшего профессионального пути и развития профессиональной карьеры с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей рынка труда;
- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности военнослужащих, уволенных в запас, с учетом возможности формирования у них индивидуального стиля профессиональной деятельности и недостающих профессионально важных качеств;
- психологическое консультирование - оказание помощи уволенным военнослужащим в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая семейные консультации;
- психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии военнослужащих, уволенных в запас, гармонизацию личности и межличностных отношений;
- профориентационное сопровождение профессиональной переподготовки уволенных военнослужащих - консультирование перед направлением на профессиональную переподготовку, профессиональный отбор, психологическое сопровождение процесса обучения.
Рассматривая технологии социально-профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, нельзя забывать о необходимости профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, так как только квалифицированный социальный работник в состоянии решить проблему данной категории граждан на должном уровне.
Н.Б.Шмелева отмечает тот факт, что одной из действенных форм приобщения студента к будущей профессии, развития у него
профессионального интереса являются встречи-диалоги с людьми, работающими в социальной сфере [4, С. 23]. Не менее эффективными формами и методами работы со студентами на семинарских и практических занятиях по дисциплине «Социальная работа с военнослужащими» можно назвать непосредственное общение с клиентами-военнослужащими.
Основными составляющими семинарских и практических занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие данных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый, среди них можно выделить:
- творческие задания, например «Их именами названы улицы Ульяновска» (студентам рекомендуются рассмотреть биографии и истории подвигов военнослужащих - уроженцев Ульяновской области А.М.Аблукова, Е.Т.Воробьёва, И.С.Полбина и др.);
- работа в малых группах, например, подготовка и защита презентаций на тему «Ульяновск в годы войны» (применяется такая технология, как «ученик в роли учителя», когда студент выступает в роли преподавателя, знакомя сокурсников с новой информацией по изучаемой теме);
- обучающие игры, например, ролевая игра «Социальные проблемы военнослужащих и членов их семей» (на основе информации, полученной из различных источников, создаются «жизненные ситуации», которые предлагаются решить другой группе участников игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста -сотрудника военного комиссариата, тематические экскурсии в воинские части, Ульяновское гвардейское Суворовское военное училище);
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, например, «Женщины-военнослужащие: за и против» (студенты делятся на две группы: «за» и «против» и отстаивают своё мнение, побеждает та группа, которая даст более аргументированные доводы);
- разрешение проблем, посредством технологий «Дерево решений», «Мозговой штурм» и др., например, «Технологии социальной работы с военнослужащими» (в парах распределяются роли: клиент-военнослужащий и социальный работник; студенты выстраивают алгоритм решения задачи и проигрывают ситуацию перед группой; участники семинара слушают, в случае необходимости поправляют и/или дополняют выступающих).
Наблюдение за студентами в процессе проведения занятий с применением интерактивных технологий показало, что качество подобных занятий значительно выше по сравнению с традиционными: студенты чувствуют себя более свободными, уверенными, «примеряют» на себя проблемы военнослужащих, что, несомненно, облегчит им работу с реальными гражданами по завершению обучения в университете.
Источники:
1. Большая психологическая энциклопедия. М.: Издательство: ЭКСМО, 2007. 544 с.
2. Липский И.А. Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество, 1998. № 1. С. 84-95.
3. Менщикова И.Ю. Формирование системы профессиональных ценностей у работников социальной сферы // Казанский педагогический журнал, 2009. № 7-8. С. 34-40.
4. Шмелева Н.Б. Личность - профессионализм - деятельность в социальной сфере. 2-е изд. доп. Ульяновск: УлГУ, 2007. 340 с.
Зарегистрирована: 04.03.2013