УДК 347.6 ББК 67.404.4
Н.Ф. Звенигородская
проблема социального сиротства на примере
ЛУжСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
причины, следствия, пути решения
Анализируются нормы международного и российского права в области защиты прав детей, устанавливаются причины и следствия современной проблемы российского общества - социального сиротства, приводятся правовые последствия для родителей, устранившихся от воспитания своих детей, определяются формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова:
договор о приемной семье, лишение родительских прав, опека, социальное сиротство.
В 1999 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 г. и приняла на себя обязательство привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции. Согласно ст. 3 Конвенции, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно быть уделено наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Указом Президента России 2008-й год был объявлен Годом семьи, а 2009-й - Годом молодежи. Научно-практический интерес в этой связи представляет исследование вопроса о социальном сиротстве и защите прав ребенка. Рассмотрим его с точки зрения культурно-исторических особенностей на примере Лужского района Ленинградской области.
Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и
понимания. Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.
В советское время семья считалась ячейкой общества, являлась серьезным инструментом в формировании молодого человека, в получении им фундаментальных профессиональных знаний, в т.ч. и высшего образования, приобретения необходимых жизненных качеств. Тогда и семьи были большими. В них входили не только муж, жена и дети, но и родители супругов, - бабушки и дедушки. Все жили интересами молодой семьи и всячески ее поддерживали.
В 1960 г. на 100 свадеб приходилось лишь 12 разводов, а в 2006 г. - уже 58 разводов. В санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2007 г. было зарегистрировано браков: 44500 и 12000 соответственно, а расторгнуто - 25800 и 8300. Уровень разводов в Ленинградской области значительно превышает уровень разводов в Санкт-Петербурге. Если в Санкт-Петербурге на 100 браков приходится 58 разводов (как и общероссийский показатель), то в Ленинградской области - 69 разводов [1, с. 135]. Это объясняется более низкой оценкой населением глубинки значимости института семьи.
Во все времена в социальной структуре общества важная роль принадлежала семье как одной из устойчивых малых групп людей, социальная необходимость которой обусловлена ее потребностями. Вы- ¡2 полняя различные социальные функции, Ц. семья играет свою ведущую роль в обще- ^
ственном развитии, обеспечивая при этом ряд важнейших социальных функций. От стабильности такой малой социальной группы в обществе, ее крепких социально-экономических и нравственных устоев, напрямую связанных с благополучным развитием экономики, социальной сферы общества, зависит, какое поколение будет ею «поставляться».
Многообразие причин, порождающих не только сиротство в прямом смысле слова, но и социальное сиротство, их тесная связь с проблемами общегосударственного масштаба объясняют существование разных по своему содержанию мер соблюдения прав детей-сирот. Одни из них призваны предотвратить такое явление, как сиротство, в любых его проявлениях. Их именуют мерами охраны. Другие предназначены для защиты уже нарушенных прав ребенка.
В науке и на практике разграничивают два вида сиротства: полное, когда по тем или иным причинам у ребенка отсутствуют биологические родители, и социальное сиротство, когда число безнадзорных и беспризорных детей пополняется из семей (полных или неполных), в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем.
В России (и в Лужском районе) резко увеличивается число неполных семей. Растет число «гражданских» браков. Сегодня среди молодежи до 25 лет половину всех партнерских союзов можно назвать неформальными. У тех, кому за 30, незарегистрированный брак - у каждой 5-6 пары. Это говорит о нежелании возлагать на себя семейные обязанности, о неспособности ответственно решать вопрос о рожденных детях. Каждый третий ребенок рождается вне брака и попадает в группу риска. Дети плохо вписываются в сегодняшний стиль жизни. Только по российским детским домам их свыше 700 тыс. [1, с. 135].
Однако, как установлено ст. 124 Семейного кодекса РФ (далее - СК), приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление или удочерение. В соответствии со ст. 145 СК опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с фе-
деральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской федерации, по договору о пат-ронатной семье (патронате, патронатном воспитании). При отсутствии возможности передать детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, они подлежат передаче в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК).
Вообще, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается в соответствии с п. 1 ст. 121 СК на органы опеки и попечительства.
Помимо усыновления (удочерения) в Лужском районе используются все предусмотренные законом формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК): опека и попечительство, приемная семья. В крайнем случае, при отсутствии возможности передать детей в семью на воспитание, они передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК).
Под влиянием новых рыночных, социально-политических и правовых отношений появился новый вид сиротства -скрытый. Скрытое сиротство обусловлено тем, что из-за резкого ухудшения материального положения семьи, падения ее нравственных устоев изменяется отношение к детям: они становятся практически беспризорными.
В различные исторические периоды в Лужском районе Ленинградской области преобладали разные виды сиротства. Так, в послевоенные периоды (Первая мировая, Гражданская, Великая Оте-
чественная войны) «лидировало» полное сиротство, т.к. многие дети остались без родителей, которые погибли на фронтах этих войн, пропали без вести, умерли от ранений или жизненных лишений. Так, в 1918 г. в Саратове принято из Петрограда 5000 детей - полных сирот. В 1943 г. в порядке реализации мер борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью вновь в Саратов было эвакуировано 18 детских домов с контингентом 2650 чел. (в т. ч. и дети из Ленинграда) [3, с. 15]. На Волгу, в более хлебный район сирот направляли преимущественно из города, т.к. в глубинке, в сельской местности таких безнадзорных детей-сирот поднимали всем миром. Поэтому архивные данные содержат сведения об устройстве городских детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что население Лужского района, славящееся своими добрыми традициями, не оставалось безучастным к проблемам несчастных детей и принимало их в свои семьи, некоторых усыновляли, других брали под опеку или попечительство.
На 01.01.2009 г. в Лужском районе полных сирот, не имеющих родителей - 37, из них - 12 девочек. Социальных сирот в 8 раз больше. Современный период развития характеризуется преобладанием социального сиротства, которое вызывает наибольшую тревогу. Социальное сиротство - постсоветское явление. Ребенок становится сиротой при живых родителях. Социальное сиротство является следствием устранения родителей и неучастия их в выполнении своих обязанностей по отношению к детям. Число социальных сирот в Лужском районе неуклонно растет. Это объясняется нестабильностью социально-политической обстановки, инфляцией, безработицей, снижением жизненного уровня большинства семей, вынужденной миграцией населения. Только за 3 года (с 1999 по 2001) из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область в результате сделок с недвижимостью в жилищной сфере прибыли 4317 семей с 6049 несовершеннолетними детьми, часть из них поселилась в Лужском районе. Среди прибывших в район семей преобладают многодетные и неблагополучные. Взрослые члены семей нигде не работают, систематически пьянствуют, воспитанием детей не занимаются. Дети, не получая должного воспитания, прогуливают занятия в школе или вообще не учатся. Безнадзорные подростки из этих семей образуют группы асоциальной направленности, которые нарушают по
ночам покой и отдых добропорядочных граждан, а также совершают набеги на пустующие в холодное время года дачные участки. Так, 5 % от совершенных несовершеннолетними в 2008 г. преступлений - это умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ). По этой категории уголовных дел наблюдается рост в сравнении с 2007 г.1
Демографическая ситуация в России почти всеми исследователями в целом оценивается как сложная, а в регионе она вызывает большую тревогу. Так, если сравнивать демографию Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то положение Ленинградской области, в т.ч. Лужско-го района, - удручающее, т.к. показатели рождаемости ниже, а смертности - значительно выше. Так, на 100 тыс. населения в
2007 г. в Санкт-Петербурге пришлось 9,4 рождений, в Ленинградской области - 8,3, а смертей, соответственно, - 14,8 и 18,2 [1, с. 135]
Социологические опросы населения показывают, что причиной низкой рождаемости являются нищета, маленькие зарплаты и пособия. А 35 % опрошенных заявляют, что о молодых семьях, их жилищных проблемах, трудоустройстве государство заботы не проявляет.
Ситуация с детской беспризорностью и безнадзорностью остается тяжелой. Ежегодно находится в розыске от 50 до 55 тыс. несовершеннолетних, самовольно ушедших от родителей либо из детских воспитательных учреждений. Ежегодно милиция ставит на учет более 100 тыс. неблагополучных семей и около 170 тыс. несовершеннолетних [4].
Население Лужского района составляет около 80 тыс. чел., детей в возрасте до 18 лет на 01.01.2009 г. - 12789 чел., в неполных семьях воспитывается 302 чел., в т.ч. - 83 девочки, из них состоят на учете в отделении по делам несовершеннолетних Лужского отдела внутренних дел 152 чел, в т.ч. - 42 девочки. Такая статистика говорит, что половиной детей из неполных семей, так называемыми социальными сиротами, родители не занимаются, и вполне закономерно они попали в категорию правонарушителей. За 12 месяцев
2008 г. несовершеннолетними и при их участии на территории Лужского района совершено 99 преступлений, что на 22 проявления меньше аналогичного периода 2007 г. (по нашему мнению следует делать скидку и на латентный характер преступности несовершеннолетних). В
3 ю О
совершении правонарушений участвовало 60 несовершеннолетних, что на 9 чел. меньше в сравнении с 2007 г. Распространенными остаются преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении граждан, т.е. кражи (ст. 158 УК). Они составляют 59,6 % от общего числа совершенных преступлений. Но в настоящее время несовершеннолетние похищают мобильные телефоны, плееры - т. е. атрибуты современного мира, - в чем и прослеживается тенденция изменяющейся со временем привлекательности предметов для несовершеннолетних (в 1948 г. милицейские сводки содержат сведения о хищении совсем других ценностей! Так, например, 03.12.1948 г. 4 учащихся ремесленного училища, организовавшись в преступную группу, под угрозой ножа сняли пиджак с мальчика, а 08.12.1948 г. напали на гр-на К. и отобрали у него часы и фуражку). За кражами следуют угоны автомобилей или иных транспортных средств (ст. 166 УК) и открытые хищения чужого имущества (ст. 161 УК). Они составляют по 9,2 % от общего числа совершенных преступлений.
Особенностью подростковой преступности в условиях социальной и экономической нестабильности во все времена и во всех местностях является тенденция к организованности и стабильности противоправных группировок. Несовершеннолетними в Лужском районе в 2008 г. совершено 60 групповых преступлений, -на 33 меньше, чем в 2007 г. Удельный вес групповой преступности составляет 60,6 % при среднеобластном показателе 57,2. Однако следует отметить положительную тенденцию к снижению не только групповых преступлений, но и к значительному снижению удельного веса групповых преступлений на территории Лужского района в сравнении со среднеобластными показателями. Такое соотношение составляет 16,3 областных 1,6 %2.
Представляется, что в этом заключается также результат работы органов милиции по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Милиция не раз выступала зачинателем широких общественных движений, направленных на устранение причин, порождающих детскую безнадзорность и преступность несовершеннолетних. Следует вспомнить историю. Первый декрет, положивший начало проведению в жизнь социального воспитания несовершеннолетних, был подписан 31.12.1917 г. Считается, что с этого дня
против средне-
государство взяло заботу о детях на себя. Однако какого-то отдельного подразделения, занимавшегося этими вопросами, создано не было. Результатом неэффективности работы с несовершеннолетними явилось то, что в 1921 г. детская преступность и беспризорность возросла в 60 раз по сравнению с 1918 г. и неуклонно возрастала. Обнаружив опасную тенденцию, в 1919 г. на Всероссийском съезде по защите детства была рассмотрена проблема беспризорности, а в 1921 г. была создана Де-ткомиссия, которую возглавил Ф.Э. Дзержинский [2, с. 156]. История в основном с благодарностью оценивает личный вклад Дзержинского в дело борьбы с беспризорностью. Но существовала объективная необходимость в организации работы по борьбе с детской преступностью, в создании нормативной базы для нее, специальных органов, постоянно занимающихся этими проблемами на профессиональной основе, в привлечении к решению указанной важной государственной задачи общественности.
31.05.1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Оно стало основой всей последующей нормативной базы по профилактике и пресечению противоправной деятельности подростков. В составе органов милиции впервые были созданы специализированные службы, куда вошли наиболее подготовленные сотрудники. Этот день и принято считать днем рождения отделов по делам несовершеннолетних (далее - ОДН) при МВД России.
В Луге служба по борьбе с подростковой беспризорностью и преступностью работает с 1935 г. В настоящее время в ОДН Лужского отдела внутренних дел на ниве профилактики и борьбы с правонарушениями несовершеннолетних работает 10 сотрудников милиции. Все они помимо юридического имеют педагогическое образование. Можно констатировать, что проблемы нехватки или недостаточной квалификации кадров у этой службы нет. Полученные юридические знания помогают сотрудникам ОДН профессионально и грамотно осуществлять свои служебные обязанности, а педагогические знания -подбирать правильные методы воспитания трудных подростков с учетом их индивидуальных особенностей. Полученное сотрудниками образование более чем необходимо в общении с родителями неблагополучных детей, которых также ставят
на учет и ведут с ними соответствующую работу. Такие родители не раз были замечены в игнорировании своих родительских обязанностей. Работа с родителями несовершеннолетних детей представляет значительные трудности. Если на трудного подростка еще оказывают влияние воспитательные беседы профилактического характера, к нему еще можно найти подход, вызвать его на откровенный разговор, то родители в подавляющем большинстве - личности асоциальные, равнодушные не только к судьбе ребенка, но и к своей собственной.
ОДН в связи с неисполнением родителями трудных подростков своих родительских обязанностей было направлено в 2008 г. 10 материалов о лишении родительских прав родителей, состоящих на учете, профилактическая работа с которыми положительных результатов не дала. По 4 из них в соответствии со ст. 69 СК родители были лишены родительских прав. Вопросов по ограничению родительских прав в порядке ст. 73 СК ОДН не поднимало, что свидетельствует о непопулярности и незначительной эффективности данной правовой нормы в правоприменительной практике.
Следует отметить снижение возраста преступности несовершеннолетних. Это свидетельствует о тревожной тенденции криминализации молодого населения страны. В этой связи усиливается роль и влияние родителей, государства, общества в целом на подростка, которого следует вовремя остановить и предупредить совершение им правонарушений в дальнейшем.
Территория Лужского района достаточна обширна, плотность населения невелика, правоохранительные органы сосредоточены в районном центре, а в глубинке совершается наибольшее количество преступлений. Так, на территории Оредежс-кого и Ям-Тесовского сельских поселений совершено наибольшее количество преступлений - по 27, а в Луге, где проживает большая часть населения района - 22, всего на этих территориях совершено подростками 76 % всех преступлений.
Среди несовершеннолетних участников преступлений из 60 чел. 33 - в возрасте 14-15 лет, а 27 - в возрасте 16-17 лет. 76 % преступлений совершено в вечернее и ночное время и лишь 8 % в утренние часы.
В этой связи следует напомнить положительный опыт борьбы в Ленинграде с
правонарушениями несовершеннолетних, заключающийся в усилении надзора за несовершеннолетними в вечернее время. Строго исполнялось Постановление Ленинградского городского совета депутатов трудящихся о запрещении нахождения на улице детей до 12 лет без родителей после 21-00. Возвращение современной законодательной практики к прошлому эффективному средству борьбы учитывает сегодняшние реалии: 1) поднят возрастной рубеж с 12 до 14 лет; 2) время пребывания в общественных местах несовершеннолетних без надзора продлено до 22-00; 3) расширен круг лиц, с которыми после установленного времени может находиться ребенок до 14 лет.
Для формирования современной тактики профилактики и борьбы с правонарушениями несовершеннолетних будет полезным изучение исторического опыта. Безусловно, одним только правоохранительным органам решить задачу по пресечению преступности невозможно. Требуется участие общественных организаций, не безучастных к судьбе страны и будущему ее граждан. В свое время значительный вклад в это вносили комсомольские организации. Так, после принятия в 1947 г. Постановления ЦК ВЛКСМ об участии комсомольских организаций в улучшении работы детских домов и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в Лужском районе были созданы комсомольские звенья, которые начали деятельную работу по изъятию с улиц беспризорных и безнадзорных детей. Они обходили вокзалы, рынки и др. места, где было выявлено и задержано несколько десятков беспризорных и безнадзорных детей. Над детскими домами устанавливалось шефство различных трудовых коллективов.
В совершении в 2008 г. преступлений участвовало 60 несовершеннолетних, 7 из них совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения, 1 - в состоянии наркотического и токсического опьянения. Такие цифры вовсе не свидетельствуют, что среди несовершеннолетних преобладает пристрастие к алкоголю над пристрастием к наркотикам. Итоги социологического экспресс-исследования аддиктивных расстройств среди подростков Ленинградской области, проведенного в 2007 г. Правительством, Комитетом по здравоохранению, наркологическим диспансером Ленинградской области (проводятся регулярно с 1998 г. 1 раз в 3 года), подтверждают, что количество
3 ю О
злоупотребляющих наркотиками не снижается, давно превысив по темпам роста количество злоупотребляющих алкоголем. Картина становится удручающей, если учесть постоянное расширение круга потребляемых наркотических веществ и снижение возраста «первой пробы» наркотика. Места потребления наркотиков - в основном места проведения досуга молодежи. Основными местами потребления наркотических средств являются: дискотеки - 46 %. В Лужском районе этот показатель значительно выше среднеобластного - 57,1 %. С 1998 г. этот показатель вырос более, чем вдвое. По данным Ленинградской области 27 % подростков пробуют наркотики в подъездах, 3 % - в учебных заведениях. Названы места, где осуществляется неформальное общение подростков и отсутствует организующая и контролирующая функции со стороны общественности. Половина подростков чаще всего начинают употреблять наркотики в возрасте 13-14 лет.
Алкогольные напитки подростки начинают пробовать чаще в компании друзей (60 %), на дискотеках (38 %) в возрасте 12 лет (30 %). В сравнении с «первой наркотической пробой» возрастной порог здесь снижен с 14 до 12 лет. Молодежь Лужско-го района более предпочитает проводить время с друзьями, «зависать» в Интернете за компьютером, чем читать и заниматься спортом.
По мнению экспертов, проводивших данное исследование, трудно выделить
тип семей, относящихся к «группе риска» наркомании. Проблема наркотиков может затронуть как обеспеченные, так и менее обеспеченные семьи, разница лишь в том, что дети из обеспеченных семей употребляют дорогие наркотики, а дети из бедных семей - те, что дешевле. Однако, если родители курят, имеют пристрастие к алкоголю и наркотикам, это делает более вероятным противоправное поведение и их детей, что мы и имеем на примере социальных сирот.
В заключение добавим, что данная статья не претендует на полноту и всесторонность исследования проблем социального сиротства. Рассмотрение проблемы социального сиротства и защиты прав детей в историческом контексте на примере Лужс-кого района привело к выводу, что сегодня детей-сирот в 2,5 раза больше, чем было в 1945 г., а потому это является острой социальной проблемой, к которой не должен быть безучастным каждый из нас, а государство, общество в целом обязано проявить необходимую заботу о детях, мобилизовав для этого все возможные ресурсы. Представляется полезным использование в учебном процессе данных об истории, состоянии, проблемах и перспективах защиты прав детей и такого явления, как социальное сиротство. Такая информация важна при осуществлении подготовки кадров вузами, которые призваны выполнить свою роль в решении государственной проблемы создания общенациональной системы управленческих кадров.
Список литературы
1. Белозеров Б.П.Российская семья от древности до наших дней: история становления и правовой защиты ее прав и свобод // Проблемы обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов семейных правоотношений: Мат-лы межд. научно-практ. конф. / Под общ. ред. П.П. Глущенко, Б.П. Белозерова - СПб: Изд-во СПб Академии управления и экономики, 2008.
2. Жаркой М.Э. Подросток и семья как объекты карательной политики государства // Проблемы обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов семейных правоотношений: Материалы международной научно-практической конференции / Под общ. ред. П.П. Глущенко, Б.П. Белозерова - СПб.: Изд-во СПб. Академии управления и экономики, 2008.
3. Справочные данные исторического характера о работе комиссии по делам несовершеннолетних Саратовской области. К 90-летию со дня образования // Вопросы ювенальной юстиции.2008,№ 2(16).
4. Фалалеев М. Нургалиев заглянул в семью. МВД предлагает ужесточить наказания за жестокое обращение с детьми // Российская газета. - 2008, № 4621, 26 марта.
ее
с -
ее
£ 1 Статистические данные в динамике по Лужскому району Ленинградской области представлены в январе 2010 г. Школа Е.Т. - начальником отдела по делам несовершеннолетних Лужского РОВД Ле-
го нинградской области
ей 2 По тем же данным.