С.А. Баширова
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Ключевые слова: дети-сироты, дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах.
В Республике Дагестан (РД) идет серьезная работа по реализации «Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2020 года». Ряд правовых актов принят в целях поддержки детей-инвалидов и семей, воспитывающих таких детей, профилактики детской инвалидности.
Весьма печальным является то обстоятельство, что число бедствующих граждан в РД составило 470 тыс. чел., или 22,4 % от общей численности населения. В основном это семьи, имеющие большое число иждивенцев, детей-инвалидов, больных и одиноких престарелых граждан. В тяжелом положении оказались около 2000 семей в Республике, возглавляемых престарелыми членами семей (бабушками, дедушками). Длительно отсутствующие родители детей из этих семей не лишены родительских прав, однако они не оказывают им материальной поддержки, не участвуют в воспитании детей. Решением проблем детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике занимается социально-реабилитационный центр и приют для несовершеннолетних.
Значительное число семей пытается улучшить свое материальное положение разными способами, работая по совместительству, торгуя на улице, трудясь на своих огородных и садовых участках, выезжая на заработки в другие регионы страны. Дополнительная занятость родителей, выезды их за пределы Республики в поисках заработка, возвращение в семью многих видов работ, выполняемых ранее сферой услуг, накапливающаяся усталость и неуверенность в завтрашнем дне затрудняют реализацию семьей своих воспитательных функций.
По традиции дагестанского народа взаимопомощи малообеспеченным, многодетным семьям помогают джамааты сел. Существенную поддержку семье и детям окажет программа демографического оздоровления в стране, предложенная в Послании В.В. Путина Народному собранию РД, где предлагаются значительные финансовые инвестиции в семью различной направленности.
По данным Министерства образования Республики Дагестан, число образовательных учреждений составляет 2300, всеми формами обучения охвачено 460 272 детей, 46,6 % образовательных учреждений расположено в горной, 16,5 % - в предгорной зонах. За последние годы в Республике создано 51 инвалидное учебное заведение, воспитанники которых отличаются стабильно высоким уровнем знаний. Разрабатываются новые учебные программы, учебники, учебно-методические пособия для дагестанских школ с привлечением вузов Республики и Института педагогики. Учреждения образования Республики работают в режиме внедрения государственных образовательных стандартов, в том числе и по предметам национально-регионального компонента. Нестабильное финансирование негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах, детских домах, педагогических колледжах и других образовательных учреждениях.
© Баширова С.А., 2013
Однако можно отметить позитивную тенденцию по созданию в Республике ряда учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
- Центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
- приют для несовершеннолетних;
- два центра помощи семье и детям;
- 237 отделений специализированной срочной социальной помощи.
С целью социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе Кризисного центра для женщин и Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, создан Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, оказавший экстренную помощь в течение только одного года более 140 детям, 47 из них определены в дома ребенка (гг. Махачкала и Буйнакск), 24 усыновлено и 4 возвращено в семью [3]. В приют для несовершеннолетних ежегодно прибывает до 100 детей. Это дети группы риска, попавшие в сложные жизненные обстоятельства, оставшиеся без попечения родителей. Дети, оказавшиеся в приюте, обычно физически ослаблены, у многих хронические заболевания, поэтому прежде всего им помогают пройти углубленное медицинское обследование и лечение в стационарах [7]. Особое внимание уделяется детям-инвалидам. Центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов решает проблемы социальной, психологической, педагогической, трудовой, медицинской реабилитации и адаптации не только детей-инвалидов, но и семей, в которых они воспитываются.
Ежегодно в Махачкалинский центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей доставляется более 700 детей и подростков, а за последний год в нем содержалось 750 несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи и оставшихся без попечения родителей. Резкое сокращение количества клубов, спортивных секций, кружков, закрытие детских комнат и сокращение педагогов-организаторов по месту жительства вызвало к жизни множество негативных явлений: безнадзорность, правонарушения, преступления [5]. В любом обществе особую тревогу вызывают дети-преступники, дети-правонарушители. В Дагестане наметилось снижение числа преступлений, совершаемых детьми. Сокращение общей преступности произошло на территории 18 городов и районов Республики. Уменьшилось число несовершеннолетних, совершивших преступления на 26,6 % (за 2 последних года). Но в некоторых городах и районах отмечается рост преступности среди несовершеннолетних.
Одной из острейших социальных проблем является проблема инвалидности. В последние годы в Республике Дагестан наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В структуре причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, а также органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы.
В детском доме-интернате «Забота» на государственном обеспечении находятся (170 детей с умственными и физическими отклонениями), а также в специализированных учреждениях Министерства образования, Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
Для решения проблем социально незащищенных детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах и требующих особого педагогического внимания, в том числе лишившихся в силу различных причин родительского попечения, инвалидов, мигрантов, Республикой принимаются посильные меры, которые в основном охватывают проблемы
медицинские, юридические, финансовые, материальные и в меньшей степени социально-педагогические, социально-психологические и т.д. Такие социально опасные явления, как большое количество детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, распространение в детской среде наркомании, токсикомании, алкоголизма, которые зачастую сопровождаются противоправными действиями, требуют таких усилий, которые должны быть направлены на профилактику социального неблагополучия детей и оказания помощи, в том числе и педагогической, в первую очередь тем семьям с детьми, которые уже оказались в трудных условиях [3].
В современной ситуации основной целью становятся стабилизация и активизация государственной политики в отношении повышения качества жизни детей, обеспечения полного соблюдения их прав и интересов. Республика Дагестан как субъект Федерации, обеспечивая практическое осуществление социальной политики в отношении детей, в условиях бюджетного дефицита первостепенное внимание уделяет вопросам поддержки тех категорий детей и семей, которые находятся в особо трудных условиях, социально не защищены и требуют особого педагогического внимания. Это, прежде всего, дополнительная социальная поддержка малообеспеченных семей с детьми, введение льгот для отдельных категорий детей и семей с детьми, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков, организация летнего отдыха социально не защищенных детей, нуждающихся в особом внимании государства (детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, детей безработных) [1].
С целью экологического просвещения школьников на базе Республиканского эколого-биологического центра осуществляются занятия в экологической школе под девизом «Кавказ - наш общий дом», смотры-конкурсы библиотек по экологическому просвещению населения.
Государственным комитетом Республики Дагестан по спорту в рамках реализации Конвенции ООН о правах ребенка ежегодно в детских дошкольных учреждениях проводится спартакиада «Чебурашка». Ведется работа по охвату всех учащихся, относящихся к специальной медицинской группе, систематическими занятиями физической культурой, начаты мероприятия по переводу групп начальной подготовки ДЮСШ, ДЮСШОР в общеобразовательные школы [2].
Государственным заказчиком Республиканских программ «Дети-сироты» является Министерство образования РД. Они направлены на формирование системы комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на создание условий их социальной адаптации. Следуя многовековым народным традициям дагестанской семьи, детей-сирот берут под опеку семьи родственников. Так, из 1400 детей-сирот - 981 ребенок живет в семье родственников. Поэтому поддержка семей, взявших на себя заботу о детях-сиротах, дает наибольшую социальную защиту.
Вызывает тревогу наркомания, особенно среди молодежи и подростков. Если около тридцати лет назад в Дагестане было зарегистрировано пять наркоманов, сегодня их количество перевалило за семь тысяч семьсот человек. Более того, по данным МВД и Минздрава Республики, десять процентов населения периодически употребляют наркотики, а еще двадцать процентов пробовали их хотя бы один раз. Среди наркоманов преобладает молодежь. А из тридцати тысяч зарегистрированных преступлений 2135 совершено в состоянии наркотического опьянения; 70 % наркоманов не имеют никаких доходов, а значит, являются потенциальными преступниками, так как для того, чтобы добыть средства на приобретения наркотиков они не остановятся ни перед чем.
Предупреждение преступлений представляет собой социальный процесс, систему различных по уровню, масштабу и содержанию мер, направленных на обеспечение соблюдения гражданами уголовных запретов, на нейтрализацию причин и условий преступности. Среди субъектов, реализующих предупреждение преступлений несовершеннолетних, различают три группы: органы, для которых борьба с этими преступлениями является основной функцией; правоохранительные органы, решающие профилактические задачи в ходе осуществления более широкой деятельности по борьбе с преступностью; организации, выполняющие профилактические функции наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию несовершеннолетних [6].
В настоящее время только в 24 районных, городских управлениях образования имеются штатные инспектора по охране прав детей, а в остальных районах эти функции выполняют совместители. Решениями глав администраций в некоторых районах Республики в школах утверждены общественные инспектора по охране прав детства, которые проводят основную работу по выявлению, учету, дальнейшему обучению и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. Предметом особой заботы стали беженцы из Азербайджана, среднеазиатских государств, Чечни, других городов и регионов РФ и СНГ, которые в городе Дербенте и других городах Дагестана занимаются попрошайничеством, бродяжничеством, заставляют своих детей заниматься поборами с водителей автомашин на перекрестках, на рынках, вокзалах, автостанциях, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Заинтересованные в повышении морально-нравственных устоев воспитанников сотрудники приемника-распределителя часто приглашают для встреч и бесед с несовершеннолетними представителей христианской, протестантской церквей, мусульманской мечети.
Таким образом, проблема социализации и адаптации в окружающий социум социально незащищенных детей особенно остро стоит в Дагестане. В силу тяжелых условий экономической, финансовой, политической жизни в Республике не сложились обстоятельства, которые позволили бы государственным и общественным организациям и объединениям руководить процессом воспитания, адаптации и социализации, и потому возрастает роль организаций и учреждений, готовых и способных взять на себя хотя бы часть этих проблем.
Библиографический список
1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Гуманистическая педагогика. Пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. - Орел, 1994. - 138 с.
2. Молодежь Дагестана: правовые гарантии и меры государственной поддержки // Проблемы воспитания и экономики. - Махачкала: КПДМиТ, 1997. - 54 с.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - Пенза: ИПК ПРО, 1997. - 365 с.
4. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении / И.А. Невский. - М.: Просвещение, 1990. - 216 с.
5. О положении детей в Российской Федерации // Государственный доклад за 1995 год. - М., 1996.
6. Сластенин В.А. Социальный педагог: учебно-методические материалы / В.А. Сластенин, В.В. Грачев. - М.: Педагогика, 1991. - 316 с.
7. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. - 272 с.