УДК 364 ББК 60.561.7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 1990-е
ГОДЫ
ТАВСИФИ УМУМИИ НИЗОМИ МУ^ОФИЗАТИ ИЛ>ТИМОИИ А^ОЛЙДАР ЦУМ^УРИИ ДОГИСТОН ДАР СОЛ^ОИ 1990-УМ
GENERAL CHARACTERISTIC OF SOCIAL PROTECTION SYSTEM IN REGARD TO POPULATION IN DAGESTAN REPUBLIC IN THE 90-IES
Шахбанов Ахмед Магомедкамилович,
к.и.н., доцент филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» в г. Хасавюрте (Российская Федерация)
Шахбанов Ахмед Магомедкамилович,
дотсенти бахши догистонии муассисаи федералии давлатии буцавии таълимоти оли «Донишгоуи давлатии ш. Хасавюрт» (Федератсияи Русия)
Shakhbanov Akhmed Magomedkamilovich,
candidate of historical sciences, Associate Professor of the branch attached to the Federal state budget educational establishment of higher education «Dagestan State University» Russia, Dagestan autonomous republic, Khasavyurt E-MAIL: ahmed77.77@mail. ru
Ключевые слова: социальная защита населения, социальные службы, малоимущие
граждане, инвалиды, ветераны, многодетные семьи, дети-сироты.
90-е гг. ХХ века характеризуются формированием инновационной модели системы социальной поддержки и социального обслуживания различных категорий населения. За короткий исторический период времени была проведена значительная работа, направленная на создание качественно новых институтов социальной защиты населения. В законодательном порядке была введена концепция адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Наравне с этим, на фундаментально новой основе было разработано концептуальное положение о социальной защите материнства, отцовства и детства. Накопленный практический опыт требует выработки мер по модернизации основных направлений социальной политики государства. Актуальность проблем, которые раскрываются в данной статье, детерминирована наличием большого количества острых вопросов в социальной сфере, и, в этой связи, возникает необходимость в создании действенного механизма социальной защиты различных категорий населения. В статье рассматривается функционирование системы социальной защиты населения в 90-е годы ХХ века в Республике Дагестан. Впервые на основе интерпретации фундаментальных направлений деятельности социальных служб и учреждений, занимающихся оказанием помощи, поддержкой и обслуживанием граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях, сделана попытка исследовать
характерные для новейшей истории региона механизмы социальной защиты различных категорий населения.
Калидвожа^о: му^офизати ицтимоии ауолй, умур ицтимой, шаурвандони камбизиот,
маъюбон, собицадорони цангу меунат, оила^ои серфарзанд, бачауои ятим
Сол^ои 90-уми царни ХХ бо ташаккули моделуои инноватсионй дар низоми уимояи ицтимой ва хизматрасонй ба цишруои гуногуни ауолй тавсиф карда мешавад. Дар муддати кутоуи таърихй кор^ои бузурге ба сомон расиданд, ки х,адаф аз ощо таъсиси намод^ои сифатан нави уимояи ицтимой буд. Дар чорчубаи кор^ои ууцуцй консепсияи расонидани ёрдами унвонй ва мушаххаси ицтимой ба табацаи камбизиоти ауолй цабул карда шуд. Лакоми консептуалии мууофизати модару падар ва кудак дар заминауои нави фундаменталй коркард шуданд. Тацрибаи амалии бадастомада тацозо мекунад, ки силсилаи тадбируо роцеъ ба тацдиди самтуои асосии сиёсати ицтимоии давлат руи кор оварда шавад. Фаъолияти мавзуъуои баррасишаванда ба тавассути мавцудияти мацмуи калони масоили доги соуаи ицтимой низ муцаррар мешавад ва зарурати созмон додани механизми фаъоли уимояи ицтимоии цишруои гуногун цомеаро тацозо менамояд. Дар мацола фаъолияти низоми мууофизати ицтимоии ахолии Чумуурии Догистон дар сол^ои 90-уми царни ХХ баррасй мешавад. Дар заминаи шаруу тафсири самтуои асосии фаъолияти корхона ва муассисауои хидматрасониуои ицтимой бори аввал кушиши тащици механизмуои мууофизати ицтимоии цишруои гуногуни ауолй ва хос ба таърихи навини ин минтаца карда шуд.
Key words: social protection of population, social services, indigent citizens, invalids, veterans, large families with children, children-orphans
The 90-ies of the XX-th century are marked with a formation of an innovational model of social support system and service in reference to varied categories of population. For a short historic period they conducted a considerable work aimed at a creation of qualitatively new institutes of social protection. A conception of addressed social aid to indigent layers of population was introduced in legislative terms. Conceptual provisions of social protection of maternity, paternity and childhood were elaborated on a fundamentally new basis. The accumulated practical experience requires worked out measures on modernization of major streamlines concerned with state social policy. The actuality of the issues in question is determined with a big number of acute problems in social sphere and there arises an emergency in a creation of a functioning mechanism related to social protection of various categories of population. The author canvasses the functioning of social protection system in reference to population being in action in Dagestan in the 90-ies. Proceeding from interpretation of fundamental trends associated with social services and institutions for the first time, the author has made an endeavor to explore the mechanisms of social protection for the benefit of diverse categories ofpopulation in view of the newest history of the region.
Состояние сферы социальной защиты населения Республики Дагестан в 90-е годы ХХ века характеризуют следующие процессы:
- ухудшение экономической автономии организаций и учреждений социальной защиты населения;
- изменение характера социальной помощи и существенный рост лиц, выступающих в качестве клиентов социальных служб.
Основными направлениями деятельности системы социальной защиты населения региона в конце ХХ века являются [1, с.34] :
- адресная социальная помощь малообеспеченным категориям населения;
- социальная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и ветеранов боевых действий;
- финансово-экономическая помощь многодетным семьям;
- государственная поддержка лиц, пострадавших в результате катастроф техногенного характера;
- развитие учреждений социального обслуживания населения стационарного, полустационарного и нестационарного типов.
В рассматриваемый период количество жителей горных районов региона, нуждающихся в социальной защите, в целом было более значительным, чем в среднем доля получателей пособий и выплат по России.
В соответствии с требованиями федерального законодательства, политика государства по социальной поддержке лиц преклонного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, института семьи, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также других граждан, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и подведомственные ему органы, функционирующие на территории муниципальных образований республики.
Система социальной защиты населения Республики Дагестан в 90-е годы ХХ века осуществлялась в следующих формах деятельности органов социальной защиты граждан [2, с.253]:
- адресная социальная помощь малообеспеченным категориям населения, численность которых к концу 1999 года достигла 306 200 человек;
- обеспечение нуждающихся семей жилищными субсидиями. К началу 2000 года 179789 семей (30,7% от общего числа семей в Республике Дагестан) воспользовались данной государственной гарантией;
- социальная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2000 года, по данным Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, в республике насчитывалось 217182 инвалида, в том числе:
• инвалидов I группы - 47 988 чел.;
• инвалидов II группы - 88 281 чел.;
• инвалидов III группы - 45 573 чел.;
• инвалидов, не имеющих степени ограничения трудоспособности, - 88 чел.;
• детей с ограниченными возможностями здоровья - 35252 чел.;
- социальная помощь участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. В республике в конце 1999 года численность инвалидов Великой Отечественной войны составляла 4 353 человека, участников Великой Отечественной войны - 558 человек, тружеников тыла - 29 437 человек, ветеранов боевых действий - 16 638 человек, ветеранов труда - 93 207 человек;
- материальная поддержка малоимущих и многодетных семей. Если на начало 1993 года в республике проживали 74,9 тыс. многодетных семей, где воспитывались 199,4
детей, то к началу 2000 года количество многодетных семей составило 82,7 тыс. и в них воспитывались 268,8 тыс. детей;
- государственная поддержка детей-сирот. Более детальная характеристика форм социальной помощи детям-сиротам отражена в таблице.
Таблица 1. Формы устройства детей-сирот [3]^
Показатели Годы
1997 1998 1999
Численность детей-сирот (на конец года) 2 050 1 750 1 679
Из них были устроены: - в специализированные учреждения семейного типа 112 113 152
- под опеку (попечительство), на усыновление 1 644 1 310 1 277
- в образовательные организации среднего и высшего образования 19 22 8
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10 355 10 400 9 593
В том числе: - под опекой (попечительством) 6 491 6 818 7 223
- на усыновлении 2 631 2 512 1 238
Воспитываются в учреждениях интернатного типа 1 233 1 070 1 132
- социальная защита граждан, пострадавших в техногенных катастрофах. Если в 1993 году в республике насчитывалось 2765 таких лиц, то к концу 1999 года их численность составляла 3548 чел.;
- развитие учреждений стационарного, полустационарного и нестационарного типов по социальному обслуживанию населения. За 1991-1999 гг. в регионе было создано 138 таких учреждений, которые находились в ведении Минтруда Дагестана, Минобрнауки Дагестана и Минздрава Дагестана.
Процесс становления новых и развития ранее созданных учреждений социальной защиты и обслуживания населения в рассматриваемый период отражен в таблице 2.
Таблица 2. Динамика развития учреждений социальной защиты населения [4]^
Показатели Годы
1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Стационарные учреждения
Дома-интернаты для лиц преклонного возраста, ед. 3 3 3 3 3 3 3
Число мест в них, ед. - - - - - - -
число обслуженных лиц 242 288 312 368 370 384 -
Психоневрологические интернаты, ед. 1 1 1 1 1 1 1
Число мест в них, ед. - - - - - - -
число обслуженных лиц, чел. 282 322 351 420 424 420 -
Детские дома-интернаты для глубоко умственно отсталых детей, ед. 1 1 1 1 1 1 1
Число мест в них, ед. 200 200 200 200 200 200 200
число обслуженных лиц, чел. 151 165 165 200 200 200 200
Дома ребенка, ед. 2 2 2 2 2 2 2
Число мест в них, ед. 160 160 160 160 160 160 160
Численность детей в них, чел. 112 115 116 118 119 117 137
Детские дома, ед. 4 4 4 4 4 4 4
Показатели Годы
1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Численность детей в них, чел. 358 360 370 322 316 329 330
Школы-интернаты общего типа, ед. 17 19 19 19 19 20 19
Численность детей в них, чел. 5435 6475 6702 6836 2996 7037 7397
В том числе школы интернатного типа для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ед. 1 1 1 1 1 1 1
Численность детей в них, чел. 1218 1822 1791 1614 1611 1584 1326
Полустационарные и нестационарные учреждения
Комплексный территориальный центр социального обслуживания населения, ед. 52 53 53 53 53 53 52
В них отделений, ед.:
1. временного проживания 4 4 5 4 4 6 7
2. дневного пребывания 12 26 30 25 26 26 26
3. социального обслуживания на дому 147 154 157 168 171 181 195
4. по работе с семьей - 6 1 1 1 3 8
Численность обслуженных лиц в отделениях (за год), чел.:
1. временного проживания 760 1 020 1 520 752 264 420 602
2. дневного пребывания 15 400 18 350 23 075 4833 5 111 5 596 4 939
3. социального обслуживания на дому 13 700 25 140 39 452 15 789 17 932 18 442 19 867
4. по работе с семьей - - - 432 240 945 6 590
Несовершеннолетних в общей численности обслуженных отделениями по работе с семьей, чел. - - - 251 220 482 1313
Численность обслуженных семей отделениями по работе с семьей, ед. - - - - - 512 1581
В том числе:
семей с детьми-инвалидами, ед. - - - - - 190 280
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для принятия на надомное обслуживание, чел. 2 378 4 135 8 239 9 010 4 414 2 521 2 164
Численность фактически работающих социальных работников, чел. 4 110 4 320 4 530 3 750 3 750 3 982 4 520
Учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства, ед. 1 1 1 1 1 1 2
В том числе:
социальные приюты, ед. 1 1 1 1 1 1 1
Число мест в социальном приюте, ед. 30 30 31 30 30 45 30
Общая численность граждан без определенного места жительства, чел. 101 224 206 372 304 308 389
В том числе:
социальными приютами, чел. 101 224 206 372 304 308 92
Центр социальной помощи семье и детям, ед. - 11 13 19 20 22 21
Численность обслуженных лиц за год, чел.: - - - 82 615 98 113 103 704 117 823
В том числе:
несовершеннолетних, чел. - - - 38 673 40 567 44 511 15 846
Численность обслуженных за год семей, ед.: - - - 20 28 35 42
Показатели Годы
1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
785 794 230 775
В том числе:
семей с детьми-инвалидами, ед. - - - 3 775 4 379 4 848 7 186
Центр психолого-педагогической помощи населению, ед. - 1 1 1 1 3 3
Численность обслуженных лиц за год, чел.: - - - 4 200 9 333 10 876 12 181
В том числе:
несовершеннолетних, чел. - - - 1 700 4 765 5 740 7 195
Численность обслуженных за год семей, ед.: - - - 500 2 727 2 945 3 041
В том числе:
семей с детьми-инвалидами, ед. - - - 130 230 540 304
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ед. - 4 6 6 7 7 8
Численность обслуженных лиц за год, чел.: - - - 804 955 865 1 354
В том числе:
несовершеннолетних, чел. - - - 804 794 865 948
Численность обслуженных за год семей, ед.: - - - 34 587 - 370
В том числе:
семей с детьми-инвалидами, ед. - - - - 39 - 15
Социальный приют для детей и подростков, ед. - 2 1 1 1 1 1
Численность обслуженных лиц за год, чел.: - - - 171 193 141 400
В том числе:
несовершеннолетних, чел. 171 193 141 120
Численность обслуженных за год семей, ед.: - - - 45 56 - 280
В том числе:
семей с детьми-инвалидами, ед. - - - 5 3 - 13
Учреждения реабилитации детей-инвалидов, ед. - 9 13 13 14 14 13
Численность обслуженных лиц за год, чел.: - - - 12 910 10 498 11 396 8 828
В том числе:
несовершеннолетних, чел. - - - 9 049 8 702 9 633 7 157
Численность обслуженных за год семей, ед.: - - - 1 809 - - 5 795
В том числе:
семей с детьми-инвалидами, ед. - - - 1 809 - - 4 793
Необходимо отметить, что в рассматриваемый период в ходе реализации федеральной целевой программы «Дети России» продолжалось ресурсное обеспечение указанных учреждений автотранспортом, оборудованием, инвентарем. Так, за счет средств федерального бюджета было получено оборудования и инвентаря на сумму около 1,5 млн рублей, в том числе в рамках реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специализированными учреждениями для несовершеннолетних получены комплекты оборудования для мини-прачечной, тренажеры
[5, с. 2].
В ходе проведения мероприятий по данной программе за счет бюджета региона было выделено 71,4 млн руб. на обеспечение деятельности реабилитационных учреждений для детей-инвалидов, а также на приобретение необходимых материальных запасов и
проведение ремонтных работ. За счет этих мер были существенно улучшены условия проживания детей-инвалидов, развитие получили медико-социальные технологии восстановления жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и, как следствие, наблюдался рост численности детей-инвалидов в этих учреждениях [6, с. 2].
Наравне с этим необходимо отметить, что в 90-е годы ХХ века наблюдалось снижение финансовой самостоятельности органов социальной защиты населения и все большая их зависимость от федерального бюджета.
Вместе с тем необходимо отметить, что система обеспечения семей, имеющих детей, государственными пособиями не гарантировала финансово-экономическую помощь институту семьи при рождении и дальнейшем воспитании детей в связи с тем, что размер этого пособия был очень маленьким [4, с. 4].
Государственные гарантии социального характера, распространяемые организациями республики на своих работников в форме денежных выплат, в рассматриваемый период в Республике Дагестан характеризуются трендом к снижению.
Все это позволяет говорить о том, что стратегически значимыми показателями системы социальной защиты республики, для которых характерны внутренние и внешние особенности, в рассматриваемый период являлись следующие:
- высокая доля населения, нуждающегося в социальной защите, проживала в труднодоступных районах;
- снижение финансовой самостоятельности органов социальной защиты населения, повышение их зависимости от федерального бюджета;
- устойчивая тенденция к снижению количества малоимущих граждан;
- были определены основные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;
- в соответствии с требованиями федерального законодательства произошла конкретизация основных направлений и форм деятельности органов социальной защиты населения;
- участие в реализации ряда федеральных целевых программ по социальной защите населения, финансируемых из федерального бюджета;
- большое развитие получила сеть стационарных и нестационарных учреждений социальной защиты населения.
Также необходимо отметить, что в рассматриваемый период очень остро стояла проблема дефицита кадров, имеющих профильное образование, необходимое специалистам для работы в органах социальной защиты населения.
Список использованной литературы:
1. Байгереев М. Бедность и политика социальной помощи малоимущим семьям. //Человек и труд. 2001. №1.- С.42-47.
2. Гусейнова И. Социальная поддержка - самым неимущим. //Социальное обеспечение. 1999. №11.-С.12-15.
3. Римашевская Н.М. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент. -М. : Институт социально-экономических проблем народонаселения. 1999.
4. Справка об организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. -Махачкала, 2005.
5. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. // Дагестанская правда. 27 июня 2005 г.
6. Эфендиев И. Приоритеты развития. //Дагестанская правда. 12 мая 1999 г.
Reference Literature
1. Bayghereyev M. Poverty and Policy of Social Help to Low-Incomed Families.// Man and Labour. 2001. - #1. - pp. 42 - 47. (in Russian)
2. Guseynova I. Social Support to the mostly Indigent. // Social Insurance. 1999. - # 11. - pp. 12 - 15. (in Russian)
3. Rimashevsky N.M. Addressed Social Help: Theory, Practice, Experience. - M.: Institute of Social-Economic Problems of Population. 1999. (in Russian)
4. Certificate on Organization of Accommodations for Children-Orphans and those ones who Have Been Left without Parents' Tutelage // Ministry of labour and social development of Dagestan autonomous republic. - Makhachkala, 2005. (in Russian)
5. Strategy of Social-Economic Development of Dagestan Republic up to 2020 // Dagestanskaya Pravda (The Truth of Dagestan), June 27, 2005. -p.4. (in Russian)
6. Efendiyev I. Priorities of Development // Dagestanskaya Pravda (The Truth of Dagestan), May 12, 1999. - p. 2. (in Russian)