SOCIOLOGICAL SCIENCES
THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF ORPHANS-CHILDREN
IN INSTITUTIONS PROVIDING SOCIAL SERVICES 1 2 Komarovа V.D. , Bushueva N.V. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Komarova Veronika Denisovna - Undergraduate;
2Bushueva Natal'ya Vladimirovna - PhD in Economics, associate Professor, Head of Department, ECONOMIES OF CITY FARMS AND SER VICES INDUSTRIES DEPARTMENT, MOSCOW WITTE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the issues of the socialization of orphans and children left without parental care have always been a valuable reference point of the social state and humanistic society. In the framework of the issue under review, the article identifies the specificity of the problem of the socialization of orphans in institutions providing social services; analyzed the prospects for the formation of the pupils of social institutions of positive self-esteem and active life position based on the tools of additional education and creative development; The factors contributing to the social adaptation and integration of orphans and children left without parental care into society are identified. Keywords: orphans, socialization, orphanage, boarding school, social assistance.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ,
ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ 12 Комарова В.Д. , Бушуева Н.В. (Российская Федерация)
1 Комарова Вероника Денисовна - магистрант;
2Бушуева Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва
Аннотация: вопросы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всегда являлись ценностным ориентиром социального государства и гуманистического общества. В рамках рассматриваемого вопроса в статье обозначена специфика проблемы социализации детей-сирот в учреждениях, оказывающих социальные услуги; проанализированы перспективы формирования у воспитанников социальных учреждений позитивной самооценки и активной жизненной позиции на основе инструментов дополнительного образования и творческого развития; выявлены факторы, способствующие социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество.
Ключевые слова: сироты, социализация, детский дом, интернат, социальная помощь.
В реализации планов по сохранению суверенитета и целостности России, повышению её глобальной конкурентоспособности, становлению инновационного и цифрового общества и экономики, сбережению и накоплению высококвалифицированного человеческого капитала немаловажное значение имеет духовное воспитание и нравственное становление молодого поколения, социализации молодежи и её адаптация к изменчивой, нестабильной и не всегда благоприятной внешней среде. Особенно актуальной данная задача представляется в контексте создания определенных материальных, социальных и психологических условий для адаптации к условиям существования в современном социуме детей-сирот, выступающих пока, по сути, лишь в контексте потерянного, недооцененного и недостаточно
развиваемого человеческого капитала нашей страны. Именно вопросы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всегда являлись мерилом гуманистических преобразований в обществе. В настоящее же время, в условиях глобализации, культурных и духовных трансформаций, серьезных социально -экономических перемен и макроэкономических кризисов воспитанники интернатов и детских домов оказываются особенно уязвимыми, незащищенными от условий рыночной высококонкурентной среды, накладывающей значительный отпечаток и на социальное взаимодействия россиян в целом.
Различные аспекты социализации детей -сирот в социальных учреждениях исследуют в своих научных трудах такие современные ученые, как Аймагамбетова Р.Х., Асылбекова М.П., Аксенов А.М., Шайденко Н.А., Кипурова С.Н., Доманина Н.Н., Макеева И.А., Мелане И.В., Мугаджирова А.С., Пицхелаури Э.М., Атаева Д.З., Прохорова О.Г., Акопянц И.А., Тигров В.П., Разумовский А.В., Халикова Д.А., Хубиев Б.Б., Желиготова Р.М., Баразова Д.В. и др.
На основе анализа научных источников, среди проблем, затрудняющих процесс социализации детей, можно выделить такие, как: эмоционально-личностные деформации воспитанников, межличностные отношения в учреждении, негативное отношение к детям из детских домов, профессиональная ориентация воспитанников; неприспособленность к самостоятельной жизни. Говоря о причинах эмоционально-личностных деформаций воспитанников, можно выделить, с одной стороны, дефицит материнской и отцовской любви и ласки, которые трудно компенсировать в условиях детского дома даже при большом желании и профессионализме его сотрудников. С другой стороны, дети-воспитанники нередко являются жертвами семейного насилия, в результате которого они и оказались вне своих семей, в том числе вследствие лишения их родителей родительских прав. У воспитанников детских домов существуют трудности в установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами и сверстниками: взаимоотношения часто реализуются через агрессию, силу и другие асоциальные формы поведения, ведущие к «особым» отношениям к «чужим», от которых не ожидается ничего «хорошего». Выпускники социальных учреждений зачастую обнаруживают «социальную некомпетентность», «ущербные отношения к миру и себе»: большинство из них редко преодолевает барьер социализации и находит своё место в обществе. Общероссийская статистика указывает, что только 5-7% выпускников интернатных учреждений и детских домов в жизни, находят свой путь, профессию, обретают семью, то есть становятся полноценными членами общества. Остальные 93-95% продолжают страшный, разрушительный путь своих так называемых родителей: пьянствуют или употребляют наркотики, оказываются осужденными, имеют собственных брошенных детей, заканчивают жизнь суицидом или погибают по неосторожности, пр. [3].
Следует отметить, что замкнутый тип функционирования детских домов не дает достаточно возможностей для дальнейшего развития профессиональных предпочтений воспитанников и проведения профориентации как важнейшего аспекта социализации. Воспитанники сиротских учреждений выбирают непрестижные профессии, а также профессии, не требующие обязательного высшего образования. Длительное нахождение детей в учреждении и специфика их социализации, разумеется, затрудняют формирование у них навыков, необходимых для эффективного вхождения в социум. Воспитанники детских домов, к сожалению, мало приучены к самообслуживанию и готовности заботиться о себе, потому что они знают, что будут одеты и накормлены. Таким образом у них развивается иждивенчество и не формируется достаточная подготовленность к взрослой жизни: в предоставленной после окончания детдома квартире такому молодому человеку трудно жить одному (в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось несколько человек), он не знает, как распоряжаться деньгами, плохо разбирается в людях, т.е. имеет слабое представление о жизни вне детского дома. Вот почему бывшие воспитанники нередко становятся жертвами асоциальных структур и мошенников, с большим трудом
заводят друзей и семью, находят утешение от недопонимания и одиночества в алкоголизме, наркомании и криминале [5].
Воспитательная система детского дома, как и школьная, осуществляет несколько существенных функций, но данные функции в обстоятельствах учреждения интернатного типа имеют свою специфику (таблица 1).
Таблица 1. Основные функции учреждений, оказывающих социальные услуги по воспитанию детей-
сирот [8]
Функция Характеристика
Развивающая Ориентация на формирование обстоятельств для полноценного формирования воспитанников, чего они были лишены в своих семьях, на поощрение положительных перемен в их личностном развитии, помощь процессов выявления и самовыражения их способностей.
Компенсаторная Формирование условий для компенсации последствий разных типов депривации, которым воспитанники подвергались с рождения.
Защитная Повышение степени общественной безопасности воспитанников в условиях их пребывания в учреждении интернатного вида, в экстремальных обстоятельствах экзогенной нестабильности.
Корректирующая Исполнение педагогически и психологически подходящей коррекции формирования, поведения, общения воспитанника, испытавшего разные виды депривации, с целью положительного воздействия на развитие его личности.
Регулирующая Упорядочение педагогических процессов и их воздействия на развитие личности воспитанника, имеющего серьезные задачи в индивидуальном развитии, на формирование детского и взрослого коллективов.
Таким образом, в связи с особенностями индивидуального формирования воспитанников и социального учреждения в целом, отличительными чертами его функционирования, на первое место в целеполагании выходит формирование условий для ликвидации последствий разных типов депривации. Прохорова О.Г., Акопянц И.А. и Тигров В.П. предлагают рассматривать процесс социализации в направлении формирования социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для того чтобы определить критерии социальной успешности ребенка, воспитываемого в интернатном учреждении, а в последующем и выпускника, необходимо проанализировать сферы социально значимой для него деятельности [6]. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основной является учебная деятельность. Успешность в учебной деятельности влияет на формирование социальной успешности ребенка в целом, способствует обретению навыка социального взаимодействия и развитию коммуникативных навыков. Необходимо учесть, что у детей-сирот очень часто успешность в учебной деятельности не всегда достижима в связи с такими особенностями, как низкая мотивация к обучению, педагогическая запущенность. В этой связи перспективным может являться смещение акцентов на овладение предметами дополнительного образования и творческую сторону развития ребенка, позволяющего преобразовать все сферы его личности: мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, привести к формированию творческой направленности, которая, в свою очередь, способствует интеграции со сверстниками в коллективной деятельности и самореализации [2, 5].
В контексте синергетического обеспечения творческого развития детей-сирот и преодоления ограниченности, статичности среды организации, оказывающей социальные услуги, можно рассмотреть успешный пример функционирования Государственного бюджетного учреждения города Москва Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина» (ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина). В учреждении воспитываются более 75 детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в
100
трудной жизненной ситуации, в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Особенность ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина заключается в том, что все воспитанники получают допрофессиональную подготовку по различным жанрам циркового искусства и дисциплинам художественно-эстетического направления в рамках дополнительного образования. Дополнительное образование помогает воспитаннику определиться в своих интересах, что в дальнейшем будет необходимым для осознанного выстраивания профессиональной карьеры; испытать ситуацию успеха, получить опыт содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; самоутвердиться социально приемлемым способом. Разнообразие предметов циркового искусства в ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина позволяет воспитанникам познакомиться с большим спектром профессий, связанных с творческой деятельностью: артист, режиссер, модельер, костюмер, гример, реквизитор, парикмахер, светотехник и звукорежиссер. Воспитанникам ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина предоставляется возможность овладения этими специальностями, что в дальнейшем очень помогает выпускникам в выборе профессии, успешной социализации и адаптации в современном мегаполисе [7, 11].
Также значимым представляется достижение интеграции индивидуалистических и коллективистских ценностей в процессе воспитания. Сформировать успешную социально адаптированную личность возможно только в коллективе, перед которым стоят общие цели и задачи, в котором каждый находит свою индивидуальную значимость во всеобщем. В рассматриваемом нами примере творческого развития детей-сирот данный вопрос целесообразно проанализировать на примере концертной деятельности и творческих конкурсов. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику в данном случае заключается в том, что воспитанники, имеющие большую склонность к прикладным видам творчества и, например, имеющие ограничения к физическим нагрузкам, участвуют в создании костюмов и реквизита; воспитанники, которым интересна техника, овладевают навыками работы со звукозаписывающей и световой аппаратурой и с помощью технических работников оформляют конкурсные показы и концертные выступления, в итоге - высокое звание «Лауреат конкурса» с честью несут все, потому что в общей победе есть часть труда каждого участника большой команды.
Представляется, что эффективная созидательная социализация детей-сирот невозможна и без вовлечения их в добровольную социально полезную и социально активную деятельность, волонтерское движение. С 2016 г. Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина реализует социокультурный проект «Социоцирк», частью которого является компонент музейной педагогики, ориентирующий воспитанников на проведение экскурсий и мастер-классов по цирковому искусству для людей с ограниченными возможностями [11].
Итак, одним из важнейших направлений совершенствования социальной сферы России является создание условий, позволяющих детям-сиротам в учреждениях, оказывающих социальные услуги, подготовиться к достижению самодостаточности, адаптированности и занятию устойчивой позиции в современном высококонкурентном обществе. Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается некоторой специфичностью, порождаемой самой социальной ситуацией развития таких детей в несколько интернированных (замкнутых) условиях жизнедеятельности и социального опыта. Пребывание детей в подобных условиях способствует формированию у них таких социально-психологических характеристик, как неразвитый социальный интеллект, ориентация на иждивенческий образ жизни, рентные установки, рецептивный тип характера, отсутствие веры в социальные лифты, а, вследствие этого — повышенный уровень отклоняющегося поведения. В этой связи центральной задачей социальной адаптации и реабилитации воспитанников в социальных учреждениях должно быть формирование у воспитанников позитивной самооценки и активной жизненной позиции на основе своевременной и комплексной социально-психологической реабилитации и творческого развития детей-сирот, позволяющего преобразовать все сферы их личности: мотивационную, интеллектуальную и эмоционально-волевую. Именно последовательное, системное развитие творческого потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
101
родителей, в рамках дополнительного образования создает условия для активного включения детей в творческую деятельность, способствует формированию социальной успешности воспитанников, повышает социальную активность детей-сирот, позволяет сформировать качественно новую воспитательную среду, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Данные факторы способствуют активизации контактов и взаимодействия воспитанников социальных учреждений со сверстниками, что в перспективе должно повысить успешность их социальной адаптации, обеспечивая их гармоничную интеграцию в общество, плодотворную работу на благо собственных семей и развитие нашей страны в целом.
Список литературы /References
1. Аймагамбетова Р.Х., Асылбекова М.П. Особенности социализации выпускников детских домов к жизнедеятельности в современном обществе // Социальные отношения, 2018. № 1 (24). С. 54-64.
2. Аксенов А.М., Шайденко Н.А., Кипурова С.Н. Социально-педагогические возможности взаимодействия различных ведомств в целях поддержки сирот // Современный ученый, 2018. № 1. С. 32-36.
3. Доманина Н.Н. Опыт проектирования и реализации программы социализации детей-сирот в условиях детского дома // Коррекционно-педагогическое образование, 2017. Т. 9. № 1. С. 46-50.
4. Макеева И.А. Гражданская социализация детей-сирот: сущность, особенности, проблемы // Инновационная наука, 2017. Т. 2. № 4. С. 107-109.
5. Мелане И.В. Социализация детей-сирот в условиях детского дома в Латвии // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2016. № 2. С. 98-101.
6. Мугаджирова А.С., Пицхелаури Э.М., Атаева Д.З. Проблема полоролевой социализации детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа // Успехи современной науки, 2016. Т. 7. № 11. С. 127-130.
7. Прохорова О.Г., Акопянц И.А., Тигров В.П. Формирование социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2018. Т. 23. № 176. С. 20-28.
8. Разумовский А.В. Особенности социализации детей-сирот в учреждении интернатного типа // Вестник науки и образования, 2018. Т. 1. № 6 (42). С. 115-118.
9. Халикова Д.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Этносоциум и межнациональная культура, 2017. № 5 (107). С. 89-97.
10.Хубиев Б.Б., Желиготова Р.М., Баразова Д.В. Социализация детей-сирот в российском обществе: социально-педагогический аспект // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 6. С. 391.
11. Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shi15circus.ru/ (дата обращения: 08.03.2019).