УДК 11/14
ПРОБЛЕМА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И КОСМОСА В РУССКОМ КОСМИЗМЕ
А.Ю. ГАГАРИНА
Статья представлена доктором философских наук, профессором Некрасовым С.И.
Дана характеристика решения проблемы взаимосвязи человека и космоса в философско-религиозном направлении русского космизма. Показана возможность сосуществования, гармоничного развития человека и природы.
Ключевые слова: человек, космос, микрокосм, макрокосм, софийность, общее дело, гармония, религия, всеединство, живая этика.
Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен, Что чувствуем себя мы слитными в одном, Что в каждой точке мир весь мир сосредоточен... И жизнь, повсюду жизнь в материи самой, В глубинах вещества от края и до края Торжественно течет в борьбе с великой тьмой, Страдает и горит, нигде не умолкая.
А. Л.Чижевский
Такое течение русской философской мысли, как «русский космизм» довольно молодо по научным меркам. Оно появилось в нашей стране в конце XIX века. В «русском космизме» поднимаются духовно-нравственные, философско-религиозные, научно-технические, экологические, а также антропоцентристские проблемы. Русские космисты, с одной стороны, предвидели тенденцию развития науки и опасались за сохранение жизни в условиях активного вмешательства человека в изменение природы, но, с другой стороны, они верили, что эволюционный процесс природы бесконечен и вместе с эволюцией, совершенствованием природы эволюционирует и разум человеческий. Основная задача философов-космистов заключалась в том, чтобы найти такую парадигму, которая бы позволяла сосуществовать человеку и космосу, развиваясь вместе, не причиняя друг другу вреда.
Основоположником данного направления по праву считают Николая Федоровича Федорова. Этот русский мыслитель создал свою собственную, оригинальную философскую концепцию, названную «философией общего дела», важную, по его мнению, для всех живущих на Земле. В этой концепции можно выделить три главных идеи: родственности, регуляции и патрификации.
Идея родственности - это идея о чувстве вины перед своими родителями или в глобальном смысле - предками. Возникновение этого чувства Н.Ф. Федоров объясняет тем, что «мы живём не на чужой только счет, не на счет слепой природы, а также и на счёт себе подобных, даже самых близких, заменяя и вытесняя их, и такое существование делает нас не только недостойными, но и преступными...» [8, т. 1, с. 94]. Для того, чтобы избавиться от чувства вины и выполнить свой долг, задача «максимум» - победить смерть через воскрешение предков. Именно в смерти Федоров видит причину всех бедствий человечества. По его мнению, смерть порождается невежеством, и для того, чтобы с ней бороться необходимо быть научно просвещенным.
Идея регуляции заключается в том, чтобы научное знание регулировало природу, а не изменяло её. Эта идея ставит высшей целью преобразование самого статуса природного и косми-
ческого бытия, самой природы человека. «В регуляции, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим» [8, т.2, с. 75]. В этом и состоит, по Федорову, смыл человеческой жизни на Земле. Регуляция, таким образом, должна стать особым производительным трудом, который объединял бы всех людей с помощью достижений науки и высочайшей техники. Через регуляцию человек преодолевает стихию природы и превращает её из врага в друга человека. Фёдоров включает в свою концепцию некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, а также и более глобальные проекты «регуляции природы»: об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорологической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами во Вселенной.
Русский мыслитель считал, что место, с которого необходимо начать реализацию идеи воскрешения и достижения бессмертия - кладбище, там, где лежат наши предки. Но чтобы это стало общим делом, нужна общая религия. Отсюда вытекает идея патрификации - идея новой религии, которая объединила бы людей для общего дела, для того, чтобы «создать общество сынов человеческих, помнящих отцов». Главной движущей силой жизни является любовь, а наивысшим её проявлением Фёдоров считал любовь сынов к отцам, к предкам.
Философско-религиозное течение русского космизма развивалось последователями идей Н.Ф. Федорова, в числе которых представлены П. А. Флоренский, В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков и в небольшой степени Н. А.Бердяев
Русский религиозный философ П. А. Флоренский внес немалый вклад в философию русского космизма. Вслед за древнегреческими философами он определял человека как микрокосм, как некую часть макрокосма, т.е. Вселенной. Таким образом, и мир и человек являются одинаково сложными и внутренне бесконечными, выступая как части друг друга. Флоренский считал, что существует «идеальное родство» между миром и человеком. Мир биологический он считал вселенским телом человека, а мир экономический - его хозяйственной сферой. Космос и есть само бытие человеческое. «Мир есть раскрытие Человека, проекция его» [9, с.7] - в этом заключается космически-антропологический дуализм Флоренского. Данный дуализм можно преодолеть только в Церкви. «В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается» [10, с. 15]. Спасение всего мира можно достичь через спасение человека, которое происходит, как считал Флоренский, в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть «космическая сторона христианства». Космос для Флоренского является божественным Абсолютом.
По мнению другого представителя русской религиозной философии В. С. Соловьева, у человека одна главная задача на Земле - оберегать мир от разрушения. Человек, по его мнению, «не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над её достижением осмысленно и свободно» [6, с. 97]. Человеку необходимо улучшить природу как самого себя. Перед ним стоит большая задача: осуществить нравственную организацию материальной жизни, что можно сделать только на основе любви к природе. Соловьёв выделяет три типа отношения человека к природе:
- традиционно - восточный - «страдательное подчинение ей»;
- классический западный - отрицательно-деятельное отношение, пользование природой как безразличным орудием;
- положительно - деятельное отношение - «утверждение её идеального состояния - того, чем она должна быть через человека» [7, т. 1, с. 427]
В конечном итоге в новом типе отношений должно произойти воскрешение природы. Эта идея напоминает идею Федорова о Воскрешении предков. И главное сходство их идей в том, что и Федоров и Соловьев возлагают эту миссию на Человека.
В космизме В. С. Соловьева также сформулирована идея всеединства. Эта идея обозначает идеальный строй мира, в котором осуществлена принципиальная воссоединенность и гармонизация в Боге всех эмпирически согласованных элементов и стихий бытия. Всеединство - это Мир, включающий в себя всю множественность его проявлений. Это мир, в котором соперничество разрозненных областей человеческой реальности преображается в органическое единство. «Только положительное всеединство может быть подлинной и полной истиной. Поэтому истина есть, истина есть все и истина есть единое» [4, с. 42]. В идее всеединства Соловьев опирался на глубинный смысл христианства, состоящий в том, что христианство воссоединяет мир сначала во Христе, а потом в человеке в течение всей истории. Смысл же мира, убеждал Соловьев, в противоположном - во всеобщем примирении. Мир есть согласие и космос (порядок).
Булгаков С.Н. находился у истоков введения в пространство научного языка понятия «космизм». Он создал своё учение о Софии, а впоследствии Софийном Космосе. София есть неисчерпаемая сила своих потенций. «. София - то Солнце, которое светит и греет нас, оставаясь нам невидимым» [2, с. 123, 128]. Это определение Булгаков дал в своём произведении «Философия хозяйства», где софийность выступает как главная смыслообразующая идея, позволяющая проложить мост между человеком-производителем и Космосом. «Между миром как Космос и миром эмпирическим, между человечеством и Софией существует живое общение, которое можно уподобить питанию растений из его корней» [2, с. 123;128]. Учение о Софии в полной мере Булгаков излагает в своём произведении «Свет невечерний». Здесь он представляет проблему софийности как вечную философскую тему, имеющую глубокие корни. Основной идеей книги является обращение к настоящему и будущему. София - это универсальный космический принцип, вне которого возможен лишь акосмизм, т. е. восприятие мира как бессмысленного марева, хаоса, безобразия и зла. «София является третьим элементом, связующим звеном между материей и сознанием, природой и духом, причем в таком их единстве, когда они не мыслимы друг без друга и самостоятельно не существуют. Софийное начало - это всеединство, указывает на тот единственно возможный путь, прохождение по которому обеспечивает правильное постижения природы, человека и духа в их органической целостности. София не просто Начало Начал, но Предвечная Изначальность, которая существует и будет существовать всегда» [3, с. 3-18]. София - Всеединство и Вечность.
В своей философии Булгаков не ограничился исключительно религиозными рамками. Он, как космист, исходил, прежде всего, из объективных закономерностей Вселенной.
Бердяев Н.А. в своей космической философии опирался на человека. Человек является для него центром Вселенной, который в ответе за весь тварный мир. Бердяев продолжает идею Со-фийности Космоса, но видит он её в другом. «Человеческая личность есть существо социальное и космическое, т.е. имеет социальную и космическую сторону, социальный и космический состав, но именно человеческую личность нельзя мыслить как часть в отношении к общественному и космическому целому. Человек есть микрокосм.» [1, с. 89]
Бердяев полагал, что человек и космос связаны между собой даже судьбой, то есть судьба человека напрямую зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, но при этом должен быть ответственным за весь строй природы, за то, что в нем совершается. Только лишь человек может преобразить космос в «новое небо» и «новую землю». Отношение человека к Космосу заключается в том, что, являясь микрокосмом, он заключает в себе сам Космос и всю историю. Он не может быть частью чего-то, человек всегда - целое. Двойственность взаимоотношений человека с Космосом выражается в том, что он одновременно и раб, и царь природы. Центральное же положение человека в Космосе определяется исключительно духом.
Положения, составляющие основу русского космизма, схожи, и это позволяет выделить некий инвариант идей, которые развивались в контексте единой философской системы русского космизма:
- идея всеединства, наиболее развитая в учении В.С. Соловьева;
- идея незавершенности развития мира и человека, их негармоническое состояние (что объяснялось как возможность, оставленная природой или Творцом для дальнейшего совершенствования);
- трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро- и макрокосма;
- идея преображения мира как смысл человеческой жизни (что подразумевало одухотворение природы у В.С. Соловьева);
- «обожение» материи;
- очеловечивание посредством человеческой деятельности, то есть восприятие мира не как данности, а как долженствующего быть;
- идея достижения духовного самосознания; вечность жизни (существование богочеловечества);
- переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как Царства Божьего.
Духовно-нравственные аспекты «русского космизма» получили развитие в таком направлении философской мысли, как рерихианство.
Рерихианство или «живая этика» - это философско-этическое учение, основателем которого можно считать Е.И. Рерих. Она, обращаясь к восточным учениям, создала фундаментальный труд «Агни-Йога» («Живая Этика»), основной идеей которого является единение человека и космоса. По мнению Е.И. Рерих, Вселенная развивается по космическим законам. В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого являются люди. Поэтому изучение космических законов есть важнейшая задача человечества. В Живой Этике утверждается, что «человек является самым мощным претворителем космических сил», что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического разума, часть сознания высшей материи». Вселенная беспрерывно эволюционирует и главная задача эволюции - это одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение её энергетики. Человек же, как энергетическая структура является не только частью космоса, но и несёт его (космос) в себе, в своём внутреннем мире. Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия - субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.
Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным. Нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик, что грозит разрушением планеты.
Живая Этика в своём понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всех явлений Мироздания. Для выполнения своей роли наука должна претерпеть существенные изменения, отбросив устаревшие догмы, став более открытой и более одухотворенной. Также она должна быть этической, непредубежденной и принимать различные формы знания. Новой науке необходимо использовать духовные наработки человеческой культуры. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.
Поскольку у основ данного направления стоит женщина, неудивительно и то, что в данном учении женщине отдана главная роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. «Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину - унижение женщины» [5, с.89].
В настоящее время существует «Рериховское сообщество», которое продолжает развивать идеи Е.И. Рерих, преобразуя их и создавая новые учения, опираясь на текст «Живой Этики» как на единственно верную доктрину, по которой следует строить и собственную жизнь и жизнь всего общества на Земле и во Вселенной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Проблема человека к построению христианской антропологии. // Ступени. - 1991. - №1.
2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. - М.: Республика, 1990.
3. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков — к взлету. // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 1996. - № 6.
4. Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. - 1998. - № 4.
5. Рерих Е.И. Из письма к американским сотрудникам от 24.02.1930 / Елена Ивановна Рерих. Письма. (1919-1933). - М.: Международный Центр Рерихов, 1999. - Т. I.
6. Русский космизм / Антология философской мысли. - М.: Наука, 1993.
7. Соловьев В.С. Собр.соч.: в 3 т. - М.: Наука, 1988. - Т.1
8. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела / Федоров Н.Ф. Соч.: в 2-х т. - М.: Наука, 1982. - Т.1.
9. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос // Человек и природа. - 1989. - № 9.
10. Флоренский П.А. Из богословского наследия / Богословские труды. - М., 1977. - Вып.17.
COEXISTENCE OF THE PERSON AND SPACE AS THE PROBLEM OF RUSSIAN COSMIZM
Gagarina A.U.
In article the interrelation of the Person and Space, coexistence possibility in harmony is described on an example of Russian Cosmizm
Key words: the person, space, microcosm, macrocosm, sofiinost, common cause, harmony, religion, всеединство, live ethics.
Сведения об авторе
Гагарина Анастасия Юрьевна, окончила Государственный университет гуманитарных наук (2008), соискатель кафедры ГиСПН МГТУ ГА, область научных интересов - русский космизм, антропокосмизм, философия науки и техники.