УДК 37.062
В. Б. Фаизова
ПРОБЛЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ
Представлены некоторые общие результаты теоретического исследования процесса сопровождения, рассмотренные в педагогическом аспекте. Проанализированы основные точки зрения исследователей, занимающихся изучением процесса сопровождения. Приведена характеристика сопровождения в отечественном и зарубежном учебном процессе и отражена специфика педагогического сопровождения студентов. Сделана попытка выявить условия, отражающие суть процесса педагогического сопровождения. Определены общие и особенные характеристики процесса сопровождения, имеющие психолого-педагогическое содержание. Выявлены противоречия в профессиональной педагогической науке в проблеме педагогического сопровождения подготовки студентов к брачно-семейным отношениям, которая соответствует требованиям практической педагогики и ее современным типам развития, отражающим личностно ориентированный подход и учитывающим личностные ценности и неповторимую индивидуальность каждого студента.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, подготовка студентов, тьюторство.
Сопровождение в качестве междисциплинарного понятия изучается М. И. Рожковым, Л. В. Бай-бородовой и Т. Н. Сапожниковой, М. Р. Битяновой, И. Н. Грушецкой, Е. А. Козыревой, В. Ю. Ромайки-ным в качестве системы профессиональной деятельности, оказывающей своевременную помощь тем, кто в ней нуждается.
Сопровождение является специфическим видом человеческой деятельности и имеет длительную историю. С практической точки зрения, каким бы самостоятельным ни был человек, может возникнуть ситуация, в которой ему необходимо сопровождение определенного специалиста.
Термином «сопровождение» характеризуется взаимодействие всех субъектов учебного процесса (обучающихся, преподавателей, психологов) или субъектов (структур) образовательного учреждения (методической или психологической службы).
Образовательный процесс имеет пример ведения процесса педагогического сопровождения: тьюторское сопровождение. Оно возникло около 1110 года. Первыми осуществляли тьюторское сопровождение Кембриджский и Оксфордский университеты, затем к ним присоединились другие европейские и американские университеты. Британские университеты традиционно осуществляют персональную заботу об обучающихся и поддерживают взаимосвязь обучающийся - преподаватель. В Великобритании тьюторское сопровождение является альтернативной моделью школы, «тьютерским колледжем» [1].
В образовании США существует в основном неформальное тьюторство. Индивидуализированное обучение в школах способствует тому, что «даже в американских деловых кругах тьютора воспринимают как альтернативу корпоративным обучающим программам» [1]. Большое значение в практическом сопровождении в вузах западных стран имеет опыт США. Из него позаимствованы принципы и методы поддержания студентов в
учебно-воспитательном процессе и подготовке к социальной и профессиональной адаптации. В европейских странах процесс сопровождения обучающихся является частью академического процесса, так как находится в структуре образовательной программы. Особое внимание в вузах уделяется такому виду сопровождения, которое затрагивает социально-психологические проблемы студентов: трудные взаимоотношения между преподавателем и обучающимся, между однокурсниками, в родительской семье, в молодой студенческой семье. Эти трудности влияют на физическое и психическое состояние студентов.
В отечественной педагогике признавался такой официальный вид сопровождения. В 1868 г. в Царскосельском лицее для цесаревича Николая ввели должность тьютора: осуществлялось индивидуальное воспитание лицеиста, доверенного тьютору.
Другим примером педагогического сопровождения является педагогическая деятельность в дореволюционных гимназиях и лицеях, которая подразумевала оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, избежание стрессовых ситуаций и помощь в учебном процессе. В советской педагогике многими учителями-новаторами осуществлялось психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение отстающих и одаренных, талантливых обучающихся.
Почти 20 лет назад процесс педагогического сопровождения получил интенсивное развитие. Он проявлялся в виде системы комплексной помощи, гармонично вписавшейся в структуру образовательного процесса. Процесс педагогического сопровождения входит в учебный процесс и является ведущим принципом его организации, важнейшим видом и направлением педагогической деятельности.
Понятие «сопровождение» многогранно, например, Э. Ф. Зеер считает его целостным процессом изучения, формирования, развития и коррекции становления личности. В данном случае под со-
провождением понимается помощь обучающемуся в формировании ориентационного поля развития и ответственности за свои действия. В данном подходе приоритетом является внутренний потенциал обучающегося, а значит, он имеет право на самостоятельный выбор действия и несения за него ответственности.
Процесс педагогического сопровождения подразумевает совместные действия всех субъектов образовательного процесса в достижении поставленных целей, притом что один из субъектов - сопровождаемый, а другой - сопровождающий. Суть педагогического сопровождения состоит в развивающем взаимодействии между субъектами образовательного процесса, по мнению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; в педагогике сотрудничества (Ш. А. Амонашвили); идее резонансного взаимодействия (К. Я. Вазина), где инициатором прогнозируется реакция сопровождаемого, определяется ее вектор, мера и форма воздействия, осуществление которых вызовет резонанс, т. е. многократно усилит результаты совместной деятельности.
Процесс педагогического сопровождения является специфическим видом сопровождения, как утверждают Е. А. Александрова, И. А. Липский и М. Н. Певзнер, отражающим управляемую сторону процесса развития обучающегося в рамках социально-педагогического взаимодействия, а также являющегося неким видом наставничества и контроля, имеющими личностно ориентированный характер [2].
В работах Т. В. Анохиной, Б. В. Бедерхано-вой, К. Валстрома, О. С. Газмана, С. Д. Полякова, А. С. Якиманской, процесс педагогического сопровождения определяется как система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал субъекта взаимодействия, которая включает педагогическую помощь в решении социальных, психологических, личностных трудностей, создание ситуации успешности.
Изучая процесс педагогического сопровождения, авторы остановились на таких терминах, как «обеспечение», «помощь», «поддержка», «управление». Но эти понятия не являются синонимами. Поддержкой корректируется прошлое субъекта, а сопровождение ориентировано на настоящее и будущее, на использование имеющегося потенциала обучающегося.
Как утверждает В. Г. Маралов, поддержка вносит постоянные коррективы в организацию процесса формирования среды, а сопровождение предупреждает возможные отклонения и осложнения. Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева полагают, что в отличие от помощи и поддержки, которые являются разовыми акциями, процесс педагогического сопровождения:
- обладает продолжительным и непрерывным характером;
- дополняющий, сопутствующий и «привязанный» к определенному процессу (помощь и поддержка воздействуют временно и обеспечивают короткую связь с этим процессом);
- подразумевает непосредственное взаимодействие и контакт преподавателя и обучающегося (помощь и поддержка могут быть и на расстоянии);
- предполагает осуществление конкретного действия преподавателем (помощь и поддержка могут быть рекомендательно-абстрактными, предполагающими осуществление действий самим обучающимся);
- зависит от результатов диагностики и подразумевает проектирование предпринимаемых действий (помощь и поддержка могут быть оперативными и предпринятыми интуитивно опытным педагогом);
- масштабное педагогическое явление, включающее и помощь, и поддержку.
Процесс педагогического сопровождения специфичен в отношении управления и отличается от него в следующих моментах:
- сопровождение больше учитывает интересы субъектов;
- управление является воздействием управляющей системы, а сопровождение - взаимодействием между сопровождаемым и сопровождающим;
- в управлении роль педагога более значима, чем в сопровождении;
- нормативно заданные положения регламентируют процесс управления, а морально-нравственные ценности субъектов регулируют сопровождение;
- доброжелательность отношений между субъектами не имеет значения в управлении, тогда как в сопровождении они становятся важным условием его осуществления;
- сопровождение меньше изменяет аспекты сопровождаемого процесса в отличие от управления;
- управление подразумевает меньшую самостоятельность и активность субъектов, чем процесс сопровождения;
- в процессе сопровождения субъекты могут больше проявить себя, чем при управлении.
Опираясь на тот факт, что процесс педагогического сопровождения является управленческим процессом, однако более мягким и свободным, авторы принимают точку зрения Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой и полагают, что его включение в состав основных управленческих процедур правомерно, а именно в педагогическую диагностику, прогнозирование, контроль, оценку и коррекцию.
Процесс педагогического сопровождения имеет отличия и в своем наполнении. Сопровождение может быть системным и индивидуальным (И. Н. Грушецкая, Е. А. Тютина, Л. М. Шипицина), которое предполагает реализацию преподавателем системно ориентированной и индивидуально ориентированной программ действий.
Другими учеными, а именно Л. А. Дзодзиковой, Р. И. Егоровой, Д. Е. Загоруйко, И. Э. Куликовской, предполагается исследование его составляющих. В этом случае учитывается наполнение деятельности педагога, ее ключевые этапы и функциональное содержание. Например, В. А. Айрапетова в процесс педагогического сопровождения включает мотивационно-смыслоцелевой, операционно-со-держательный, аналитико-оценочный компоненты; Г. И. Симонова предполагает включение теоретико-методологического, информационно-аналитического, содержательного, технологического, управленческого и экспертного компонентов; А. В. Остапенко предполагает включение организационно-педагогического, содержательного и технологического компонентов.
Этапы реализации педагогического сопровождения иначе его характеризуют. Данная сторона этого процесса в настоящий момент рассматривается учеными в качестве значимой и недостаточно разработанной педагогической проблемы, исследовательская актуальность которой подразумевает большое разнообразие путей ее решения. Таким образом, А. А. Майер считает, что этапы сопровождения составляют диагностика, постановка целей, отбор и применение средств, анализ промежуточных и конечных результатов.
Процесс педагогического сопровождения является, по мнению Я. Л. Горшениной, последовательной сменой этапов (диагностического, ориентаци-онного, проектировочного и организационного). Но более содержательным, по мнению авторов, является исследование Е. А. Тютиной, включающее последовательность диагностического, поискового, консультативно-проектировочного, деятельностного и рефлексивного этапов процесса сопровождения. Эта точка зрения соответствует основным направлениям деятельности в процессе педагогического сопровождения: аналитическому, консультационному, координационному и организаторскому. В этих направлениях также задается функциональная наполненность процесса педагогического сопровождения. Функциональное наполнение педагогического сопровождения взаимосвязано с проблемой определения принципов его реализации.
Характеристика принципов педагогического сопровождения:
- советы сопровождающего носят рекомендательный характер;
- интересы сопровождаемого в приоритете, они непрерывны, мультидисциплинарны и стремятся к автономизации [3];
- предполагают доверие, открытость, комплексность, превентивность, создание благоприятных условий и активизацию внеаудиторной работы [4];
- ориентируются на нравственные ценности, диалогизм, целостность и активность [5];
- предполагают дополнительность, вариативность, субъект-субъектное взаимодействие, сфер-ность, опору на внутренний потенциал субъекта [6];
- предполагают природосообразность, творческий подход, жизнетворчество и сотрудничество [7];
- предполагают персонификацию, бинарность, опосредованные воздействия, включенность сопровождаемых в социально значимые личностные отношения [8].
Проблема выявления условий, определяющих эффективность процесса педагогического сопровождения, очень актуальна для нас. Современные исследователи этого вопроса делают акцент на педагогических, организационно-педагогических и организационно-дидактических условиях. При анализе представленных в отечественной науке точек зрения можно предположить, что суть педагогического сопровождения отражают следующие условия:
- личностно ориентированная направленность образовательного процесса [9];
- организованное творческое образовательное пространство [10];
- разработанное научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения [11];
- сформированная профессионально-ориентированная организация [12];
- развитие активности у обучающихся [13];
- научная подготовка и повышение психолого-педагогической квалификации педагогического состава [14].
Изучая процесс сопровождения как подпроцесс педагогической деятельности, следует отметить, что многими исследователями выделяются диагностическая, аналитическая, информационная, консультационная функции и функция первичной помощи и замещения (Е. М. Муравьёв, Т. А. Строкова).
По мнению Е. И. Казаковой, «в основе педагогического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана» [3]. В связи с этим процесс сопровождения обладает организационно-педагогическими функциями, а значит, в педагогическом аспекте оно является организационным.
Организационным компонентом сопровождения определяется актуализация возможностей целенаправленного управления этим процессом полноценным мониторингом и контролем; адекватными формами, методами и средствами его реализации; созданием необходимых условий, влияющих на эффективное функционирование педагогического сопровождения.
Некоторыми исследователями отмечается недостаточная теоретическая разработанность понятия «педагогическое сопровождение» как функции управления образовательной системой [15]. Существуют работы (А. И. Зарипова, С. П. Романова), разъясняющие процесс педагогического сопровождения как здоровьесберегающую деятельность. «Содержание, этапность, виды образовательной ситуации и взаимодействия в образовательной системе позволяют охарактеризовать данное понятие как более широкое, чем информационно-методическое или научно-методическое сопровождение» [16].
Опираясь на исследования вопроса сопровождения В. И. Богословским, М. А. Ждановой, Е. И. Казаковой и Л. М. Шипициной, авторы определили процесс сопровождения как интеграцию средств и методов диагностики и анализа возникших проблем. В исследовании будет использоваться определение «педагогическое сопровождение», сформулированное на основе работ Л. Н. Бережновой, М. Р. Битяновой, Е. И. Казаковой, А. П. Тряпицы-ной: процесс сопровождения представляет собой систему профессиональных действий, направленных на становление социально-психологической среды, способствующей успешному воспитанию, обучению и саморазвитию обучающегося на всех возрастных этапах.
Недостаточность навыков жизненного самоопределения, морально-нравственная дезинтеграция молодых людей, отсутствие социальных институтов поддержки молодежи в подготовке их к брачно-семейным отношениям, недостаточные теоретические и практические разработки педагогических условий подготовки к брачно-семейным отношениям в современном обществе обозначили актуальность исследования. Из теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме сопровождения, можно сделать выводы:
- данная тематика является весьма актуальной в современной образовательной среде;
- в педагогических исследованиях широко рассматриваются вопросы анализа структурных компонентов и педагогических условий, этапы реализа-
ции, функции и принципы процесса сопровождения;
- в педагогическом сопровождении подразумевается координация действий всех участников учебно-воспитательного процесса;
- целевая аудитория в педагогическом сопровождении - студенты (являются субъектами сопровождения в личностном самоопределении и оказании психологической поддержки);
- обозначилась недостаточность научных работ по педагогическому сопровождению подготовки студентов к брачно-семейным отношениям.
Таким образом, учитывая несомненную теоретическую и практическую значимость, важно учесть, в профессиональной педагогической науке проблеме педагогического сопровождения подготовки студентов к брачно-семейным отношениям пока не уделялось достойного внимания. На сегодняшний день обозначились противоречия между:
- необходимыми обществу стабильным институтом семьи и брака, сформированной ответственной позицией к брачно-семейной жизни и неготовностью молодежи к стабильности в брачно-семей-ных отношениях;
- необходимым современному образованию педагогическим сопровождением подготовки студентов к брачно-семейным отношениям и неразработанным научно-методическим обеспечением педагогической деятельности;
- необходимым профессионально-компетент-ностным обеспечением субъектов процесса педагогического сопровождения подготовки обучающихся к брачно-семейным отношениям и недостаточной педагогической грамотностью их родителей и профессиональной готовностью педагогических работников к реализации этого процесса.
Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: какими условиями и средствами педагогического сопровождения можно помочь в подготовке студентов вузов к брачно-семейным отношениям? Эта проблемная формулировка определяет данное исследование как соответствующее требованиям практической педагогики и ее современным типам развития, в которых отражается новый личностно ориентированный подход, учитывающий личностные ценности и неповторимую индивидуальность каждого студента. Необходимость профессионального применения средств педагогического сопровождения на основе их анализа в педагогической деятельности при подготовке студентов к брачно-семейным отношениям обуславливает актуальность поставленной проблемы [17].
Список литературы
1. Гордон Эд. Столетия тьюторства. История альтернативного образования в Америке и Западной Европе: пер. с англ. / под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Д. Ю. Гребенкина. Ижевск: ERGO, 2008. 351 с.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)
2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
3. Казакова Е. И. Технологии проектирования личностных достижений: метод, материалы. СПб.: Дворец творчества юных, 1994. 30 с.
4. Копейкин А. Н. Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2007. 179 с.
5. Пояркова H. B. Педагогическое сопровождение профессионально-нравственного становления будущего учителя в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 24 с.
6. Ткаченко А. М. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной самоактуализации курсантов образовательных учреждений ФСБ России: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2008. 269 с.
7. Турчак С. К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007. 29 с.
8. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2004. 318 с.
9. Егорова Р. И. Историко-философский аспект раскрытия сущности педагогического сопровождения личности // Наука и образование. 2007. № 1. С. 94-99.
10. Яковенко И. М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 251 с.
11. Люблинская О. Е. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 213 с.
12. Субач И. А. Организационно-педагогические условия формирования у студентов-заочников профессионально ориентированной самоактуализации: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 180 с.
13. Суворова А. В. Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 163 с.
14. Запарин Д. Л. Педагогическое сопровождение деятельности центра социально-психологической помощи населению: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 23 с.
15. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4. С. 74-83.
16. Еронин И. П. Организационно-педагогическое сопровождение развития образовательной системы заграншкол МИД РФ // Вестн. Владимирского гос. гуманитар. ун-та. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 30. С. 271-275.
17. Шубович М. М., Фаизова В. Б. Значимость процесса педагогического сопровождения студентов при формировании готовности к брачно-семейным отношениям // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 18-22.
Фаизова В. Б., аспирант.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.
Пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.10.2014.
V B. Faizova
THE PROBLEM OF ACCOMPANIMENT IN MODERN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE
The article presents some general results of theoretical study of the accompaniment examined in the pedagogical aspect. The author analyzes the main points of view of researchers engaged in the study process accompaniment. The article presents characteristics of accompaniment in domestic and foreign educational process and reflects the characteristic pedagogical accompaniment of students. The author has made an attempt to reveal the conditions that reflect the essence of the process of pedagogical accompaniment. Defines the general and particular characteristics of the process of accompaniment with psychological and pedagogical content. Reveals contradictions in the professional pedagogical science in the problem of pedagogical accompaniment to the preparation of students for family and marriage relations, that meet the requirements of practical pedagogy and its contemporary types of development that reflects student-centered approach and which takes into account personal values and the unique individuality of each student.
Key words: pedagogical accompaniment, preparation of students, marriage and family relations.
References
1. Gordon Ed. Centuries of tutoring. History of Alternative Education in America and Western Europe. University Press of America, 1990. 421 р. (Russ. ed.: Gordon Jed. Stoletija tjutorstva. Istorija al'ternativnogo obrazovanija v Amerike i Zapadnoj Evrope. Per. s angl.; pod nauch. red. S. F. Sirotkina, D. Ju. Grebenkina. Izhevsk, ERGO Publ., 351 p.)
2. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v protsesse razrabotki i realizatsii individual'nyh obrazovatel'nyh traektoriy: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Educational support for high school students in process of development and implementation of individual educational trajectories. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Tyumen', 2006. 42 p. (in Russian).
3. Kazakova E. I. Tehnologii proektirovaniya lichnostnyh dostizheniy: metod, materialy [Technology of personal achievements design: method, materials]. St. Petersburg, Dvorets tvorchestva yunnykh Publ., 1994. 30 p. (in Russian).
4. Kopeykin A. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie boevoy podgotovki budushchih militsionerov: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of combat training of future police officers. Dis. cand. ped. sci.]. Astrahan', 2007. 179 p. (in Russian).
5. Poyarkova H. B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'no-nravstvennogo stanovleniya budushchego uchitelya v pedagogicheskom kolledzhe: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: [Pedagogical support of professional and moral formation of future teachers in pedagogical college. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Volgograd, 2009. 24 p. (in Russian).
6. Tkachenko A. M. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sotsial'no-professional'noy samoaktualizatsii kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdeniy FSB Rossii: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of socio-professional self-actualization of cadets of educational institutions of the Russian FSS. Dis. cand. ped. sci.]. Khabarovsk, 2008. 269 p. (in Russian).
7. Turchak S. K. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya kreativnosti mladshih shkol'nikov: avtoref. dis. . kand. ped. nauk: [Educational support for the development of creativity of younger schoolchildren. Author. dis. cand. ped. sci.]. Rostov-on-Don, 2007. 29 p. (in Russian).
8. Umanskiy A. L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva: dis. ... d-ra ped. nauk [Pedagogical support of children's Leadership. Dis. dr. ped. sci.]. Kostroma, 2004. 318 p. (in Russian).
9. Egorova R. I. Istoriko-filosofskiy aspekt raskrytiya sushchnosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya lichnosti [Historical and philosophical aspect of the disclosure of pedagogical support]. Nauka i obrazovanie - Science and Education, 2007, no. 1, pp. 94-99 (in Russian).
10. Yakovenko I.M. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya tvorcheskogo potentsiala budushchego pedagoga: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Educational support for the development of creative potential future of teacher. Dis. ... cand. ped. sci.]. Komsomol'sk-na-Amure, 2006. 251 p. (in Russian).
11. Lyublinskaya O. E. Pedagogicheskoe soprovozhdenie rebenka starshego doshkol'nogo vozrasta vrazvitiipesennogo tvorchestva: dis. ... kand. ped. nauk [Educational support for children of senior preschoolers in the development of songwriting. Dis. ... cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 2008. 213 p. (in Russian).
12. Subach I . A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya u studentov-zaochnikov professional'no-orientirovannoy samoaktualizatsii: dis. ... kand. ped. nauk [Organizational-pedagogical conditions of formation of the professionally oriented self-actualization of part-time students. Dis. cand. ped. sci.]. Magnitogorsk, 2003. 180 p. (in Russian).
13. Suvorova A. V. Pedagogicheskie usloviya preodoleniya passivnosti studentov-zaochnikov v protsesse professional'noy podgotovki v vuze: dis. ... kand. ped. nauk: [Pedagogical conditions of overcoming passivity of part-time students in the course of vocational training in high school. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2002. 163 p. (in Russian).
14. Zaparin D. L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti tsentra sotsial'no-psihologicheskoy pomoshchinaseleniyu: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support activities of social and psychological assistance to the population. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Kazan', 2008. 23 p. (in Russian).
15. Yakovlev E. V. Soprovozhdenie kak pedagogicheskiy fenomen [Accompaniment as a pedagogical phenomenon]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionny aspect - Contemporary Higher Education: Innovative Aspects, 2010, no. 4, pp. 74-83 (in Russian).
16. Eronin I. P. Organizatsionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya obrazovatel'noy sistemy zagranshkol MID RF [Organizational-pedagogical support of the educational system of the abroad schools of the Foreign Ministry of Russia]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki - Herald of Vladimir State University for the Humanities. Series: Pedagogical and psychological science, 2011, no. 30, pp. 271-275 (in Russian).
17. Shubovich M. M., Faizova V. B. Znachimost' protsessa pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov pri formirovanii gotovnosti k brachno-semeynym otnosheniyam [Significance of the process of pedagogical accompaniment of students at formation of readiness for marriage and family relations]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 18-22 (in Russian).
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I N. Ulyanov.
Pl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700.
E-mail: [email protected]