Кафедра истории и культурологии
2/2007
ВЕСТНИК
_МГСУ
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Молокова Т.А.
Охрана памятников культуры, сохранение мирового культурного наследия в настоящее время является одной из важнейших культурологических проблем, хотя она (эта проблема) уходит в глубину веков и тысячелетий. Еще в 457 г. император Майори-ан издал указ, ограждающий римскую архитектуру от разрушения соотечественниками, которые пытались использовать тесаный камень старинных построек в новом строительстве. В документе говорилось: «Под предлогом общественной необходимости преступно разрушаются древние здания, составляющие украшение вечного города. С целью создать малое уничтожается великое... безнаказанно разбирают на материал памятники прошлого, хотя любовь к отечеству должна была бы подсказать населению заботу о них. Повелеваем, чтобы все здания воздвигнутые в древности оставались неприкосновенными» [1 с. 196].
Через 900 лет великий гуманист эпохи Возрождения Петрарка осуждал неаполитанцев, растаскивающих римские руины.
Памятники во все времена разрушались по идейным соображениям, с целью уничтожить символику ненавистного прошлого. В дни Парижской коммуны свергли Вандомскую колонну, несколько уникальных дворцов, планировали уничтожить и собор Парижской богоматери.
Художники - новаторы так же зачастую пренебрегали достижениями предшественников. Так Тициан предлагал выломать мозаики в соборе Св. Марка в Венеции и поместить там живопись своих учеников. Эль Греко собирался создать новую композицию «Страшный суд» в Сикстинской капелле, сбив фрески Микеландже-ло[2 с. 110]. В.И. Баженов пытался практически полностью разобрать почти все древние постройки Московского Кремля и по-
строить Большой Кремлевский дворец по образцу римских паллацо.
Таким образом, на протяжении веков во всем мире люди сталкивались как с уничтожением, так и с защитой культурного наследия прошлого: преобладала то одна тенденция, то другая.
Начальные мероприятия по охране памятников культуры России связаны с деятельностью Петра I. Указы царя 1718 и 1721 гг. предписывали доставлять все археологические находки в музей - Кунсткамеру, тем самым оберегая древние курганы от разорения. После смерти императора царствующие особы, дворяне усиленно интересуются искусством, покупают за границей античные статуи, вазы, старинный фарфор, живописные полотна великих художников. Большинство экспонатов Эрмитажа и др. российских музеев попало к нам в XVIII -начале XIX вв.
В то же время интерес к древнерусскому искусству активно не проявлялся в дворянской среде XVIII в. Лишь в последней четверти этого столетия русское общество начинает осознавать ценность собственных исторических памятников. Просветитель Н.И. Новиков в 1775 г. планировал издать серию книг «Сокровища российских древностей» - описание соборов, монастырей, гербов, монет и прочее, но, к сожалению, замысел этот не был осуществлен.
В этой связи уместно вспомнить одного из известнейших людей второй половины XVIII -начала XIX вв. Алексея Ивановича Мусина- Пушкина (1744-1817 гг.), историк, археограф, член Российской академии, президент Академии художеств, со-
Граф. А.И. Мусин - Пушкин
Граф,
2/2007
Кафедра истории и культурологии
J
биратель и обладатель уникальной коллекции памятников русской культуры. Он славился на всю Москву радушным хозяином и любителем давать званные балы в своем знаменитом доме на Разгуляе. Известный русский историк В.О. Ключевский, досконально изучивший Москву екатерининских и Александра I времен, говорил в своей университетской лекции: «Дом его на Разгуляе был всем известен». Но не только балами прославился граф, было у него страстное увлечение: собирал рукописные и печатные редкости. По воле случая, в 1788 г. в коллекцию А.И. Мусина - Пушкина попал рукописный сборник со списком никому не известного тогда «Слова о полку Игореве». А.С. Пушкин позже начал свои заметки «Песнь о полку Игореве» словами: «Песнь о полку Игореве» найдена была в библиотеке графа А.Ив. Мусина - Пушкина... » Вскоре после приобретения сборника Мусин - Пушкин работает над рукописью, стремится истолковать наиболее сложные места оригинала, и уже с этого текста делаются копии древнерусского произведения, а сама рукопись продолжала храниться в доме коллекционера. Наступил 1812 год, как истинный патриот России граф собирает ополчение из своих крестьян, снаряжая его за свой счет, и отправляется с партизанским отрядом в подмосковные леса. Покидая Москву, он часть своих коллекций, в том числе и рукопись «Слова о полку Игореве», спрятал в одну из кладовых, а вход велел слугам замуровать. На следующий день после вступления Наполеона в Москву на Разгуляе, как и по всему городу, бушевал пожар.
О событиях, которые происходили в те дни в доме графа, существуют воспоминания внучки Мусина - Пушкина - княгини Мещерской, написанные ею в начале XX века. «В доме на Разгуляе остановились французские солдаты, которые начали хвастаться своим
оружием. Видя это, один
Здание МГСУ на Спартаковской улице А
г из слуг произнес: «А у
нашего графа ружья получше ваших!» и
показал на замурованное отверстие под-
вального таиника...
Так спрятанные графом коллекции были разграблены. Спасаясь от наступающего огня, люди покинули дом, где были небрежно разбросаны старинные рукописи и книги, они как будто дожидались возвращения хозяина, все еще надеясь на чудо спастись в этом кромешном аду пожара.». А.С. Пушкин позже написал в своих заметках о «Слове»: «Рукопись сгорела в 1812 году».Наполеоновское нашествие нанесло А.И. Мусину - Пушкину еще одну рану: в самом конце воИны, в марте 1813 г. погиб его сын Александр, которыи, как мечтал граф, должен был продолжить его изыскания в области отечественнои культуры [3 с. 26,27,32].
Сегодня, нет сомнения, что здание МГСУ на Спартаковской улице - знамени-тыи дом на Разгуляе - уникальныи памятник русского классицизма второи половины XVIII в., созданный известным зодчим М.Ф. Казаковым. Но ценность его для современников еще и в том, что дух истинного русского патриота и просветителя ощущается в стенах старинного особняка. Приметы барского дома сохранились: великолепная двухмаршевая лестница, ведущая в парадныИ зал, украшенныИ по периметру колоннами (сеИчас здесь читальныИ зал), рампы с античными статуями, парадные портреты А.И. Мусина - Пушкина и его супруги Екатерины Алексеевны. Все это свидетельствует о том, что несмотря на тот прискорбныИ факт, что сельскиИ погост в ЯрославскоИ губернии, на котором по завещанию похоронен граф, покоится сегодня на дне Рыбинского водохранилища, в доме на Разгуляе, где занимаются студенты факультета Гидротехнического и специального строительства о первом его хозяине помнят и передают эту историческую память от поколения к поколению.
Начало XIX века связано со значительными археологическими раскопками, но русское образованное общество всё ещё сомневалось в каком-либо значении культуры ДревнеИ Руси. «Пусть охотники до старины, - писал в 1826 г. секретарь Академии художеств В.И. Григорович, - соглашаются с похвалами, приписываемыми каким-то Рублевым, Ильиным, Ивановым, Васильевым, жившим гораздо раньше времен царствования Петра, я сим похвалам мало доверяю. им не доставало образцов. Они не знали древних». [1 с. 198].
Кафедра истории и культурологии
2/2007
Правительство Николая I на первый план своей деятельности выдвинуло охранительные начала национальных традиций культуры в духе «триединой формулы» министра просвещения С.С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». В эти годы, начиная с 1835 г., действовала специальная комиссия «изыскания древностей». В Киеве были раскрыты остатки Золотых ворот (1832г.), во Владимире реставрирован Дмитровский собор (1834г.), в Московском Кремле установлен на пьедестал Царь - колокол (1836г.) и др. Значительный сдвиг в отношении общества к национальным реликвиям происходит во второй половине XIX века. Было издано несколько указов о надзоре за древними зданиями и их реставрации, однако не существовало официального списка исторических памятников.
В начале XX века русская интеллигенция осознала значение отечественного культурного наследия во всем его многообразии. В 1902 г. Н.Э. Грабарь приступил к изданию «Нстории русского искусства». Реставрационные работы шли в этот период в Новгороде, Пскове, Ярославле, Великом Устюге. В 1904 г. была отреставрирована «Троица» Андрея Рублева. В 1910 - 1913 гг. в новгородской церкви Спаса Преображения были раскрыты фрески Феофана Грека. В 1910 г. в нашей стране основано «Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» [4 с. 59,60].
В советский период к культурному наследию применяется метод «жесткой селекции», что повлекло за собой массовое разрушение памятников, искажение роли православной церкви в истории Отечества и т. п.
После установления Советской власти в России национализированы многие частные музеи и собрания коллекций, среди них Третьяковская галерея, Румянцевский музей и др. Соборы Кремля были превращены в музеи. 2 апреля 1918 г. по предложению А.В. Луначарского Совнарком принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработки проектов памятников Российской социалистической революции». Так было начато узаконенное уничтожение всего, что входило в понятие «чуждого прошлого», особенно это относилось к культовым сооружениям, которые в большинстве своем являлись памятниками архитектуры. Одной из пер-
Церковь Успения на Покровке. Сооружена в 1696 - 1699 гг., снесена в 1935 -1936 гг.
вых была снесена часовня Александра Невского на Манежной площади, затем некоторые постройки Симонова монастыря, церковь Успения на Покровке - уникальный памятник «московского» барокко XVII века и др . Всего в первые годы новой власти из 706 церквей, насчитывающихся в Москве в 1917 г. было уничтожено 294, из которых 120 имели особую культурную ценность. В 1925 г. после принятия плана реконструкции Москвы, разработанного С.С. Шестаковым, продолжался снос памятников, несмотря на протесты ученых -искусствоведов, реставраторов и краеведов. В центре столицы бесследно исчезали старинные здания, особняки, церкви и скульптурные памятники. 5 декабря 1931 г. взорвали храм Христа Спасителя, в 1934 г. разрушили Сухареву башню, в том же году начался снос Китайгородской стены. Вынашивались планы уничтожения Покровского собора что на Рву, более известного как храм Василия Блаженного на Красной площади - уникального архитектурного шедевра XVI века. [5 с. 88,126,202]
В годы Великой Отечественной войны огромный ущерб был нанесен отечественной культуре фашистскими захватчиками, которые уничтожали наше наследие на всей временно оккупированной территории, ведь памятники зодчества - дворцы, церкви, музейные заповедники, созданные гением народа за тысячелетнюю историю России - не увезти, поэтому множество недвижимых памятников было уничтожено полностью или частично.
2/2007
Кафедра истории и культурологии
Воскресенские ворота. Сооружены в 1680 г., разобраны в 1931 г., воссозданы в 1994 - 1996 гг.
Огромная работа по их восстановлению была сложной и кропотливой.
Вот лишь некоторые факты: 15 лет жизни отдал восстановлению Пятницкого собора в Чернигове реставратор П.Д. Барановский, более 30 лет посвятил Д.Е. Бря-гин реставрации Мирожского монастыря в Пскове, в Новгороде были возрождены древние соборы и фрески, этим в течение нескольких лет занимались художники -реставраторы А.П. и О.Б. Грековы.
В январе 1946 г. были приняты меры по реставрации стен и башен Московского Кремля, руководили этими работами Н.Э. Грабарь и П.Д. Корин.
20 июня 1955 г. Московский Кремль был открыт для экскурсионного посещения всеми желающими.
Во второй половине XX в. проблема охраны мирового культурного наследия встала с особой остротой: разрушительные последствия второй мировой войны, локальных войн и конфликтов лишили народы Европы и Азии множества памятников истории и культуры. Нменно в этот период охрана культурного наследия перестала быть проблемой, которая может быть решена усилиями отдельных государств. В 1965 г. под эгидой ЮНЕСКО создается Международный Совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) со штаб-квартирой в Париже. Членами Российского комитета НКОМОС в течение ряда лет являются представители МГСУ, профессора Холщевников В.В., Покровская Е.Н., автор данной статьи, выпускники нашего вуза Алмазова Н.М., Павлинов В.В. В октябре 2005 г. в древней столице Китая Сиане состоялась юбилейная сессия НКОМОС, посвященная 40-летию организации, одним из делегатов России на этом форуме была генеральный директор СК «Креал» д.т.н. Алмазова Н.М.
Под влиянием процессов, происходящих в Европе, в нашей стране в 1960-70-е годы началось широкое общественное движение за охрану памятников истории и
культуры. Это свидетельствовало о начале нового этапа в освоении духовных и материальных ценностей прошлого. Было создано Всероссийское общество охраны памятников (ВООПИК), бессменным председателем которого является академик С. О. Шмидт. Но и в этот период в стране продолжался, хотя и не так интенсивно, снос старины. И лишь в 1990-е годы начинается постепенное возрождение духовности, народ возвращается к истокам православной культуры, восстанавливая, но чаще отстраивая заново, давно утерянные святыни: Казанский собор на Красной площади, храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота, Иверскую часовню и др.
Все это свидетельствует о своеобразной переоценке ценностей на рубеже веков и тысячелетий, о стремлении возродить не только духовные традиции, но и материальные свидетельства отечественной истории.
В современных условиях наблюдается возрастание интереса студенческой молодежи к историческому прошлому России и задача педагога, как в ходе преподавания гуманитарных дисциплин Отечественная история и культурология, так и во внеучебной воспитательной работе помочь молодым изучить и понять культурное наследие прошлого во всем его разнообразии, развить интерес к самостоятельному знакомству с памятниками мировой и отечественной культуры. Это и есть, на наш взгляд, историческая преемственность поколений, без которой невозможно строить новую Россию.
Библиографический список
1. Лихачев Д.С. Беречь памятники культуры. Ж. Нева, №3, 1963.
2. Золкин А.Л. Культурология. М.: «Юни-ти», 2001.
3. Белицкий Я.М. Спартаковская улица, 2/1 М.: «Московский рабочий», 1986.
4. Виноградов В.А. Смысл архитектурного наследия. Ж. Реставратор, №1, 2000.
5. Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. М.: «Московский лицей», 2000.