оказать воздействие на стабильность и гармоничность семейных отношений.
Таким образом, накладываясь на сельские устои жизнедеятельности, социальная работа с семьей приобретает весьма своеоб-
разные характеристики. Они заключаются как в возникновении специфических форм, методов и даже субъектов социальной работы, так в общих технологических особенностях развития социальной работы с семьей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Маркуша И. Формирование и становление участковой социальной службы на селе / И. Мар-куша // Вопр. соц. обеспечения. — 2009. — № 2. — С. 11 — 18.
2. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К°, 2008. — 608 с.
3. Технологии социальной работы : учеб. пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова, 3. Н. Лазарева [и др.] ; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. - Саранск : Афанасьев В. С., 2011. — 341 с.
4. Холостова Е. И. Социальная работа на селе : история и современность. — М. : Дашков
и К°, 2004. - 137 е..
5. Холостова Е. И. Социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. — М. : Дашков и К0, 2004. - 692 с.
6. Холостова Е. И. Сельская семья и социальная работа / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Г. Н. Чупина. - М. : Дашков и К°, 2005. - 242 с.
7. Чагин К. Г. Опыт реализации адресной социальной помощи в сельской местности / К. Г. Ча-гин // Социс. - 2006. - № 10. - С. 28-32.
Поступила 28.11.11.
ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА
В СВЕТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
О. В, Бессчетнова
В статье рассмотрена проблема сиротства в России как социального феномена с точки зрения основных социологических подходов: структурного функционализма, теории конфликта, символического интеракционизма и теории стигматизации.
Сиротство является социальным феноменом, присущим всем человеческим культурам и цивилизациям, который выступает предметом изучения многих гуманитарных наук. В настоящей статье рассмотрим сиротство как социальный феномен с позиции некоторых социологических концепций.
С точки зрения функционального подхода (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) в социологии общество рассматривается как целостная социальная система, которая выступает в качестве комплекса взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом в течение определенного времени. Осо-
бый акцент в функциональном подходе сделан на его социальных институтах — семье, религии, экономике, государстве, образовании. Одной из особенностей системы является стремление ее компонентов и воздействующих на нее сил к равновесию, что порождает причинно-следственные связи между ними, поскольку изменения в одном институте имеют последствия для других институтов и всего общества в целом. Примером этому может служить тот факт, что повышение социально-экономического уровня жизни населения, политическая стабильность, выплата пособий на детей сказываются на снижении социаль-
© О. В. Бессчетнова, 2012
ного неравенства, уменьшают процессы социального расслоения, повышают адаптационные возможности отдельных групп и слоев, способствуют более эффективному выполнению семьей ее основных функций (репродуктивной, социализирующей, воспитательной), что в свою очередь ведет к необходимости расширения системы дошкольных и школьных учреждений, затрагивает институт образования, институт экономики, то есть оказывает взаимозависимое влияние сразу на несколько социальных институтов (семья — образование — экономика — государство).
В рамках функционального подхода большое внимание уделяется функциям, которые выполняют части системы, особенно институты, роли, модели культуры, социальные нормы и ценности. Большой вклад в разработку идей функционализма внес Э. Дюркгейм, обратив внимание на потерю семьей ряда ее важнейших функций под влиянием урбанизации, ее непрочности из-за добровольности брака, снижения семейной солидарности в результате количественного уменьшения ее членов [2, с. 12]. Для обозначения данного социального явления Э. Дюркгейм ввел понятие аномии (от франц. «ягготше» — без норм), т. е. такое состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности и цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную (индивидуальную) жизнь. В современном изложении социальная аномия представляет собой состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей, которые выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества вследствие отсутствия необходимых для этого норм, или в случае, когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. Аномия фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации — с другой [7, с. 49].
Теория аномии Р. Мертона опирается на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества и социально одобряемых средств их достижения, и содержит пять способов адаптивного поведения индивида: конформизм, инновацию, ритуализм, ретретизм и мятеж [5, с. 92]. Невозможность достигнуть цели законным способом порождает конф-
108
ликт, вызванный столкновением институционных средств с давлением, вынуждающим индивида прибегнуть к незаконным средствам их достижения из-за невозможности использования легитимных средств. Следствием подобного процесса выступает самоустранение человека, бегство от действительности, которое неизбежно ведет к «бегству» от требований, предъявляемых обществом.
В связи с этим возникновение семейного неблагополучия вследствие социальных причин (бедности, расслоения общества, неравенства в получении дохода, доступа к ресурсам), невозможность повлиять на ситуацию вызывают недовольство, которое проявляется в усилении солидарности внутри определенной социальной группы (например, малоимущие), порождая усиление ненависти и отчуждения к остальному обществу. Бедность обостряет множество социальных проблем, в том числе проблемы, связанные со здравоохранением, образованием, преступностью, алкоголизмом, наркоманией. Жертвы бедности часто ощущают свою отчужденность от общества и, как следствие, отказывают в лояльности системе. Таким образом, по классификации Р. Мертона, в случае, если индивид или группа (семья) не имеют возможности получить экономический или другой высоко ценимый «успех» посредством эффективных институционных средств, то он/она может прибегнуть к таким приспособлениям, как инновация, ритуализм или мятеж. При этом особую роль играет учет социокультурных факторов, оказывающих непосредственное влияние на индивида, которые часто находятся в противоречии, так как, с одной стороны, ему следует ориентировать свое поведение на накопление богатства, быть социально успешным, а с другой — ему почти не дают возможности сделать это легитимным способом. Результатом такой структурной непоследовательности является формирование личности, склонной к антисоциальному или асоциальному поведению. «Неудачи и подавленные устремления ведут к поискам путей для бегства из культурно обусловленной невыносимой ситуации; либо желания, не получившие удовлетворения, могут найти выражение в незаконных попытках овладеть доминирующими ценностями» [5, с. 95]. В результате невозможности достижения высокого уровня жизни, получения доступа к материальным благам, а также сильное социальное расслоение общества приводят к поведению, которое Р. Мертон охарактеризовал
ВЕСТНИК Мордовского университета ( 2012 | 1
как ретритизм (пьянство, алкоголизм, наркомания) и мятеж.
В рамках теории аномии Р. Мертона социальное сиротство можно рассматривать с двух позиций: самих сирот и общества в целом. С одной стороны, негативные условия жизни в неблагополучной семье формируют определенный тип личности ребенка, направленный на выработку антиобщественных ценностей и норм поведения, тенденций к проявлению инновационных, ритуа-листических, ретристских или бунтарских способов адаптивного поведения в обществе (побеги из дома, употребление детьми алкоголя и наркотиков, совершение противоправных поступков). С другой стороны, само социальное сиротство может выступать ответом на неадекватные условия жизни сирот, провоцируя использование инновационных и ретрицистских практик адаптивного поведения, способствующих выживанию в «агрессивной» общественной среде. Исходя из вышесказанного, сиротство представляет собой социальный феномен, образующийся вследствие дисфункциональное™ семейной структуры, порожденной социальной аномией, изменением ценностей и норм поведения, вызванных кризисом всех сфер российского общества.
Как и функционалисты, представители теории конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг) основное внимание уделяют обществу в целом, исследуя его институты и структурные образования. Однако если функционалисты описывают общество в терминологии статики, то конфликтологи делают акцент на его динамике.
Ярким представителем теории конфликта является Л. Козер [3]. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Вместе с тем Л. Козер рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные последствия. Основное внимание Л. Козера направлено на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.
Теория конфликта дает широкий спектр возможностей для анализа сиротства как социального феномена, его места в системе общественных отношений. Исхо-
дя из постулатов концепции Л. Козера, деление общества по признаку наличия/ отсутствия дохода дает следующие социальные группы: бедные, малоимущие, лица со средним достатком, лица с высоким уровнем дохода, для каждой из которых характерны свои особенности социально-экономического, политического, культурного, репродуктивного поведения.
В связи с этим в качестве примера для иллюстрации теории Л. Козера рассмотрим столкновение интересов двух социальных групп: «людей с уровнем дохода выше среднего» и «малоимущих». В советское время основная часть населения страны имела фиксированный размер оплаты труда в зависимости от сферы общественного производства, что препятствовало значительному имущественному расслоению населения на «богатых» и «бедных», создавало чувство стабильности и защищенности со стороны государства, а доступность образования, медицинского обслуживания, отдыха и досуга позволяла снимать многие социальные конфликты в обществе. Приоритетная забота государства о детях, оставшихся без попечения родителей, в лице хорошо развитой институционализационной системы позволяла организовать жизнь сирот, гарантировать им получение образования, профессии, трудоустройство, т. е. интеграцию в общество.
Помимо структурного функционализма и теории конфликта для понимания причин возникновения и продуцирования сиротства заслуживает внимания социальная концепция символического интеракционизма, разработанная Дж. Г. Мидом, который определяет механизм распространения уникального, присущего только человеку, вида взаимодействия, способность «маркировать» действия, поступки и поведение других людей [6]. Поскольку значение не является неотъемлемой принадлежностью вещи, оно проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни. Исходя из этого, люди сами создают ту социальную реальность путем интерпретации происходящих в нем событий и процессов, из чего представители символического интеракционизма заключают, что индивиды воспринимают мир как сконструированную реальность.
Преимущество данного подхода состоит в том, что он направляет внимание на деятельность индивидов в их повседневной жизни и видит в людях разумных существ, наделенных способностью мыслить, творчески подходить к выполнению предписаний, социальных норм и правил. В процес-
се взаимодействия индивиды оперируют символами и значениями, которые позволяют им интерпретировать ситуации, оценивать преимущества и недостатки определенных действий и затем выбирать одно из них. Таким образом, последователи символического интеракционизма предлагают образ человека, активно формирующего свое поведение, а не пассивно реагирующего на внешний диктат структурных ограничений. Вместе с тем символический интеракцио-низм имеет и свои слабые стороны, чрезмерно преувеличивая значение сиюминутной ситуации, слабо учитывая роль культуры, общественного строя, стереотипов, социальной структуры.
Неравенство возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы восприятия их «ущербности», «второсортности», «девиантности», в результате чего к ним формируется определенное негативное отношение как стереотип коллективного сознания, категории, чьи потребности менее важны по сравнению с потребностями других (например, людей пожилого возраста, пенсионеров), что прямым образом отражается на реализации мер социальной политики, финансировании, создания социальной инфраструктуры, разработке законодательства, защите их прав и интересов.
Идеи теории стигматизации, предложенной Г. Беккером, дают широкий диапазон для объяснения причин сиротства [1]. Согласно ей девиант — это тот, кому был прикреплен соответствующий «ярлык», а девиантное поведение есть результат обозначения его как такового. Исходя из этого сиротство воспринимается окружающими как отклонение от нормы, «ненормальность», которая требует «лечения» или изоляции (социальнФго исключения). Развивая взгляды коллег, Э. Лемерт ввел понятие вторичной девиантности, которая развивается после клеймения и как реакция на него, в отличие от первичной девиантности, включающие девиантные действия до акта официальной стигматизации [4].
Согласно утверждению Э. Лемерта формирование девиантного поведения проходит в своем развитии восемь стадий: 1) первичная девиация; 2) санкция за нее; 3) следующая первичная девиация; 4) более серьезная санкция и отчуждение; 5) очередная первичная девиация с чувством обиды на тех, кто наказывает; 6) формальная акция со стороны общества, которое потеряло терпение — официальная стигматизация деви-
анта; 7) усиление девиантного поведения как реакция на стигматизацию и наказание; 8) окончательное принятие статуса девианта и формирование соответствующего поведения. Теория стигматизации позволяет увидеть процесс формирования отношения общества к индивидуальным отклонениям, в частности к сиротству, вместо проведения профилактической работы, оказания помощи семье в трудной жизненной ситуации, применение репрессивных мер со стороны общества способствует усилению девиантного поведения родителей, снижению их мотивации «бороться», «противостоять общественной системе», а отсутствие адекватной социальной и юридической помощи, усиление стигмы в связи с лишением их родительских прав не позволяют им восстановить свои права в будущем, вернуть детей в семью. В результате семья распадается, дети оказываются в условиях интернатной системы, родители еще больше деградируют, а государство получает еще одного воспитанника.
Таким образом, представленные теоретические подходы для изучения сиротства как социального феномена имеют свои преимущества и недостатки, описывая особый аспект социальной реальности, направляя внимание на измерение социальной жизни, которое другой подход игнорирует. Если функционализм основной акцент делает на неспособности семьи выполнять свои функции в результате аномии и кризисных явлений в общественной структуре, что приводит к возникновению сиротства, то в рамках теории конфликта анализируется социальное неравенство, проистекающее из способа организации общества, в то время как представители символического интеракционизма считают, что люди способны «маркировать» свое и чужое поведение определенными символами, приписывая ему позитивный или негативный смысл. Теория стигматизации (Г. Беккер, Е. Лемерт) позволяет увидеть процесс формирования отношения общества к индивидуальным отклонениям, в частности к сиротству: вместо проведения профилактической работы, оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, применение репрессивных мер со стороны общества способствует усилению девиантного поведения родителей, снижению их мотивации «бороться», «противостоять общественной системе», а отсутствие адекватной социальной и юридической помощи, усиление стигмы в связи с лишением их родительских прав не позволяют им восстановить свои права в будущем, вернуть детей в семью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беккер Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Г. Бек-кер, А. Босков ; пер. с англ. — М. : Изд-во иностр. лит., 1961. — 410 с.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; .пер. с фр., сост., послесл. и прим. А. Б. Гофмана. — М. : Канон, 1995. — 352 с.
3. Козер Л. А. Функции социального конфликта / Л. А. Козер ; пер. с англ. О. А. Назаровой ; под общ. ред. Л. Г. Ионина. — М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуал, книги, 2000. - 205 с.
4. Лемерт Э. Первичное и вторичное отклонения / Э. Лсмсрт / / Контексты современности-П : хрестоматия / сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева ; пер. с англ. — Казань : Изд-во Казан, ун-та,
2001. — С. 142-145.
5. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон // Социол. исследования. - 1992. - N9 4. - С. 91-96.
6. Мид Дж. Г. Избранное : сб. переводов / Дж. Г. Мид ; РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. соц и соц. психологии ; сост. и переводчик В. Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.
7. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 : Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. — М. : Мысль, 2003. — 863 с.
Поступила 28.11.11.
СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Н. В. Зюзина
В статье представлены основные субъекты социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в Республике Мордовия и характеристика их деятельности.
♦
В социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями велика роль организационно-структурного аспекта, который представляет собой совокупность учреждений, организаций, их подразделений и служб, объединенных целями межведомственного взаимодействия, внутрисистемными связями, выполняющих коррек-ционно-реабилитационные функции и составляющих в целом восстановительно-развивающую систему.
Многочисленные исследования, а также статистические данные, приводимые в официальных источниках, свидетельствуют, что в результате совместной работы учреждений и органов социальной защиты, образования, занятости, внутренних дел, культуры и спорта, опеки и попечительства удается снижать уровень алкоголизма, наркомании
и правонарушении среди несовершеннолетних, позволяет вернуть их к нормальной жизни.
В настоящее время в Республике Мордовия создана и действует система учреждений, призванных заниматься предупреждением и решением проблем правонарушений среди несовершеннолетних. Их деятельность основывается на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка»,
© Н. В. Зюзина, 2012