ББК 88.52
З. Ш. Мухтарова Астраханский государственный университет
ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
В период преобразования общественных, социально-психологических процессов возникает необходимость переосмысления всей системы образования не только в России, но и во всем мировом образовательном процессе. Традиционная парадигма обучения - механического усвоения знаний, умений, навыков - исчерпала свои возможности. Приоритетной в настоящее время становится идея многоуровневого развития человека в течение всей его жизни. По мнению К. Я. Вязиной, в образовательный процесс необходимо включать природный механизм саморазвития человека, что и обеспечивает его непрерывное познание и развитие. Именно стремление к саморазвитию (самореализации, самосовершенствованию), как отмечают и многие другие исследователи (Я. Л. Коломинский, А. Маслоу, М. А. Недашковская, Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.), представляет огромную ценность само по себе, т. к. является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения [1].
Для Э. Фромма, представителя гуманистического психоанализа, путь к самореализации предполагает отношение человека к самому себе как к активному действующему лицу, с чувством собственного достоинства и ощущения неповторимости, уникальности своей сущности. Человек, отчужденный от своей подлинной сущности, выполняющий определенную функцию в социальной системе, представляется Э. Фромму не чем иным, как «товаром», предназначенным на продажу. «Его самооценка зависит от того, насколько он преуспеет: может ли он удачно продать себя, может ли получить за себя больше того, с чего он начинал, удачлив ли он. Его тело, ум и душа составляют его капитал, а его жизненная задача - выгодно поместить этот капитал, извлечь выгоду из самого себя» [2, с. 547]. Однако человек может реализовать себя только при условии, «что он сохраняет связь с фундаментальными реалиями своего бытия, что ему доступны восторг любви и порывы чувства товарищеской солидарности, а также переживание трагического факта собственного одиночества и неполноты своего существования» [2, с. 576]. Итак, по Э. Фромму, самореализация личности является необходимой гарантией и условием ее свободы.
Если для Э. Фромма толчком к самореализации является в первую очередь сама личность и ее отношение к самой себе, то К. Р. Роджерс наряду с этим отмечает и важность такой человеческой потребности, как потребность в позитивном внимании со стороны других людей. При этом сам процесс самореализации, по К. Р. Роджерсу, является одной из основных, базовых потребностей личности. «Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни - стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, - стремление выражать и задействовать все способности организма в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость» [3, с. 213]. К. Р. Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как «растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом» [3, с. 220], так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком [3].
А. Маслоу, так же как и К. Р. Роджерс, определял самореализацию (самоактуализацию) личности как базовую потребность. Он свободно определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.». «Я представляю себе самоактуа-лизировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [4, с. 126]. Помимо этого
процесс самоактуализации, по А. Маслоу, - это постоянный, непрерывный, не имеющий конца, процесс развития своих потенциальностей. Исходя из этой концепции, можно сказать, что самореализация - это динамичный и непрекращающийся процесс развития личности [4].
Факт того, что самореализация личности - это динамичный процесс, можно проследить и в теории К. Юнга, основателя аналитической психологии. Начало самореализации личности К. Юнг в первую очередь видит в способности человека выбрать собственный путь, исходящий из его «предназначения». У каждого человека, пишет К. Юнг, есть в жизни свое предназначение или «чувство предназначенности» - это некий иррациональный фактор, который помогает человеку выделиться из массы. Но не каждому дано осознать свое предназначение, и только тот, кто смог «услышать свой внутренний голос», кто «хранит верность» своему собственному закону, может в большей степени достичь целостности и вправе называться личностью. Понятие личности К. Юнг определял как результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора. В структуре личности он выделял такие составляющие, как Эго, персона, тень, анима (у мужчин) и анимус (у женщин) и самость. Мы не будем останавливаться на рассмотрении данных компонентов, отметим лишь, что единство и гармония этих элементов личности, по Юнгу, и составляют в конечном итоге самореализацию личности.
Обратимся теперь к работам одного из наиболее философски ориентированного психолога, основателя школы и Международной ассоциации онтопсихологии А. Менегетти.
Согласно концепции, разработанной онтопсихологами, психика человека складывается из следующих основных инстанций: Ин-се, естественные эманации жизни, монитор отклонения, искаженные проявления жизни, сознательно-логическое «Я». Ин-се (сущность в себе) представляет собой внутреннее, энергетическое, позитивное ядро человека, его подлинное бытие. Это ядро заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в том числе и ее направление. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее растет чувство неудовлетворенности. Ин-се является универсальной точкой отсчета для определения степени позитивности любого действия человека. При помощи Ин-се человек в любой момент времени может выбрать единственно правильный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости. Однако в каждом конкретном случае человеку трудно установить контакт со своим Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры. Сформировавшиеся фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность и приводят к саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает А. Менегетти, обладает также существующий в мозгу человека монитор отклонения - психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия. Сознательно-логическое «Я» - это психологическая инстанция, которая является единственной осознанной частью нашей психики и склонна отождествлять себя со всей психикой человека. По Менегетти, Ин-се человека постоянно излучает свои эманации, однако наше сознательно-логическое «Я» воспринимает лишь незначительную их часть, и оно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего «Я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это значит, что мы самореализуемся. К сожалению, в современном экстравертированном обществе, где успешность и благополучие личности зависят прежде всего от степени ее адаптированности к социальной системе, возможность установления контакта со своим Ин-се кажется нам крайне затруднительной [5].
Рассмотренные теории зарубежных исследователей, в частности теория А. Менегетти, несмотря на их разносторонность, имеют нечто общее. Все они, так или иначе, склоняются к тому, что в основе человеческой природы лежит строго определенный замысел, «предназначение», который и обусловливает индивид, а своеобразие человека создает рамки его самореализации.
Но этот замысел развивается, формируется и реализуется в процессе социализации человека, благодаря той деятельности, в которой личность в большей мере раскрывает себя исходя из своих потенциальных возможностей.
В отличие от зарубежных авторов, которые рассматривают процесс самореализации прежде всего как способность личности установить контакт со своим Ин-се, отечественные исследователи, не отрицая данного факта, все же больше внимания в данном процессе уделяют социальной среде.
Например, один из известных отечественных ученых П. М. Якобсон, затрагивая проблему самореализации, исходит из понятия зрелой личности и выделяет следующие критерии ее становления. Под личностной зрелостью он понимает прежде всего социальную зрелость, которая выражается в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе. Однако социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. «Не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т. д.» [6, с. 189]. По Якобсону, психологическая зрелость предполагает не только многообразные и глубокие знания о различных аспектах социальной и природной действительности, но и внутреннюю за-тронутость личности этими фактами, «живой отклик на важные явления социальной жизни, понимание отношений людей, их внутренней жизни» [6, с. 189]. Данная способность только тогда характеризует полноценную личность, когда она обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, творческое отношение. Но процесс самореализации личности для П. М. Якобсона не является самоцелью, он включается в контекст более широких социальных целей, связанных с глубокой общественной направленностью человека.
О том, что самореализация является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения, говорил и профессор А. А. Реан. При этом в стремлении к саморазвитию он видел источник долголетия человека, причем не только физического, но и социального, личностного. «Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию» [6, с. 306]. Однако А. А. Реан утверждает, что идея саморазвития, взятая «в чистом виде», вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрелости. Самотрансценденцию многие исследователи связывают с выходом человека за пределы своего «Я», с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, иными словами, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим. «Быть человеком - значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). По мнению А. А. Реана, категоричное противопоставление самотрансценденции и самоактуализации как двух альтернатив нецелесообразно.
Похожую точку зрения на проблему самореализации личности можно проследить и в работах еще одного известного отечественного ученого - И. С. Кона. Выражение «найти себя», пишет И. С. Кон, подразумевает не столько познание и выявление чего-то изначально «данного» индивиду, сколько самоосуществление, реализацию избранной им сущности и жизненного пути. Поиск себя начинается с определения и утверждения своей особенности, которая впоследствии не только отличает человека от других, но и соединяет его с ними. «Мое тело дано мне природой, мои жизненные переживания зависят от внешних воздействий, мое социальное положение и имущество - мои лишь постольку, поскольку это признают окружающие, а продукты моего духовного творчества, объективировавшись, обретают независимость от меня» [7, с. 323]. Чтобы состоятся как личность, считает И. С. Кон, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность. При этом категория «мочь» описывает диапазон объективных, потенциальных возможностей и выборов человека, «сметь» - уровень его притязаний и нравственный потенциал, а «уметь» - знания и навыки, с помощью которых человек реализует свои возможности. Но потребность в самореализации бесконечна, и пока человек жив, в нем всегда сохраняются какие-то нераскрытые возможности, которые вновь и вновь побуждают его идти дальше, достигая новых вершин, еще больше совершенствуя себя [7].
Очень интересную точку зрения, на наш взгляд, приводит в своей статье «Психологическое содержание личностного самоопределения» М. Р. Гинзбург. Исследователь вводит термин «жизненное поле личности», которое рассматривает как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. С психологической стороны прошлое существует как опыт, будущее - как проект, а настоящее - как действенность. Данные характеристики находятся между собой в сложном взаимодействии, и, собственно, они, по словам М. Р. Гинзбург, конституируют жизненное поле личности. Функции этих компонентов исследователь определяет следующим образом: психологическое прошлое - воплощение прошлого опыта; психологическое настоящее - саморазвитие (самопознание и самореализация); психологическое будущее -обеспечение смысловой и временной перспективы.
При этом психологическое прошлое по отношению к психологическому настоящему задает границы и характер саморазвития, обусловливает его успешность или неуспешность, вследствие чего по отношению к психологическому будущему либо обеспечивает и придает уверенность человеку, либо подрывает и делает его действия сомнительными. Это означает, что на основе прошлого опыта, успеха или неудачи в реализации тех или иных задач у человека формируются ожидания своего будущего, в котором также прогнозируется успех или неудача.
Психологическое настоящее по отношению к психологическому прошлому реализует итог прошлого развития, но при этом обладает корригирующими возможностями, компенсируя предшествующие неудачи. В зависимости от эффективности - неэффективности саморазвития в психологическом настоящем будущее также будет определяться как осмысленное или бессмысленное. Только позитивно ориентированное саморазвитие, по словам М. Р. Гинзбург, наполняет будущее смыслом, структурирует его и делает человека субъектом собственного становления. Но не только настоящее воздействует на будущее, но, в свою очередь, те или иные ожидания о будущем оказывают влияние на поведение человека в настоящем. Автор считает, что основная функция психологического настоящего - это саморазвитие, основными компонентами которого являются самопознание и самореализация. При этом самопознание рассматривается как присвоение определенных ценностей и их осознание как своих собственных, а самореализация - как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности. В итоге успешная самореализация личности характеризуется наличием собственной активности, проявлением своей индивидуальности, творческого начала в различных сферах жизнедеятельности [8].
По определению Л. А. Коростылевой, самореализация - это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Помимо этого исследователь указывает, что самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. (Вероятно, Я - идеальное и Я - в будущем в терминах других авторов).
Л. А. Коростылева приводит два философских подхода к проблеме самореализации личности: эссенциалистический и экзистенциалистический. Эти ориентации основываются на противоположных концепциях человека и человеческой свободы. К эссенциалистической концепции относятся взгляды Аристотеля и его последователей, которые считали, что самореализации подлежат те черты, свойства или способности человека, которые конституируют его сущностную природу. При этом возникает проблема независимого критерия выбора тех или иных человеческих качеств, конституирующих человеческую сущностную природу. В подобной трактовке включаются в человеческую природу лишь положительные, морально приемлемые способности и потребности человека, который, несомненно, обладает и отрицательными качествами. И. Б. Дерманова и Л. А. Коростылева говорят о том, что здесь наблюдаются наибольшие расхождения во мнениях. Если самореализация - это выражение подлинной природы человека, то вопрос в том, какова она, эта природа? По убеждению одних - слаба, порочна и безнравственна, других - позитивна и социально ориентированна.
Если правы первые, то: а) изначально «Я» - слабо и беспомощно, и стремлением к самосовершенствованию оно только пытается компенсировать свою слабость либо удовлетворить свои нарциссические склонности; б) потому и самореализация не несет в себе положительное, нравственное начало, если ее не ограничить определенными условиями, если на нее не набросить своего рода «узду».
Если же правы вторые, то: а) любой человек будет двигаться путем самореализации, саморазвития и самосовершенствования, достаточно только создать ему необходимые условия; б) одним из существенных моментов самореализации будет высокая нравственность, т. к. ориентация на общечеловеческие ценности как бы генетически закодирована в природе человека.
Противоположный подход - экзистенциалистическое направление - возник из философии жизни и затем нашел свое развитие в экзистенциализме и персонализме. Исходным положением экзистенциализма является не человеческая природа, а само человеческое существование. Один из его ведущих представителей, Ж. П. Сартр, считает - субъективность человека предполагает, что он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его личностное бытие. Человек
является таким, каким он сделает сам себя. Он является не чем иным, как проектом самого себя, и существует лишь настолько, насколько он сам себя осуществляет. Таким образом, согласно эк-зистенциалистическому подходу, человек должен определять себя и свое формирование сам [6].
Но эти два подхода к проблеме самореализации, описанные Л. А. Коростылевой, с нашей точки зрения, являются крайними вариантами, т. к. развитие личности не спонтанный процесс созревания определенных, генетически заложенных потенций, а прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности.
На такое тесное, взаимодополняющее, взаимопроникающее взаимодействие процессов социализации и индивидуализации в становлении и формировании личности на протяжении онтогенеза указывает Д. И. Фельдштейн. Базируясь на кардинальных положениях, разработанных в отечественной психологической науке, и прежде всего в научной школе Л. С. Выготского -А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейн исходит из того, что в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т. е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, это неразрывно взаимосвязанные компоненты единого процесса личностного развития, пишет Д. И. Фельдштейн, определенный уровень которого порождает самодетерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а следовательно, и определяющей в той или иной мере свое собственное развитие [9].
В сущности, все личностное становление, утверждает Д. И. Фельдштейн, заключается в реализации индивидуально-социального (индивидуального освоения социального и индивидуального отторжения и воспроизводства социального) как выражения общего социального, присвоение которого проявляется в определенном уровне самосознания, самоопределения. «Социальное в его проявлении в индивидуальном - это своего рода, условно говоря, сублимация (процесс приобретения и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества) всеобщего социального в индивиде, то есть всего того, чего достигло человечество, - это система социально-психологических приобретений, которая характеризует их главного носителя - человека» [8, с. 186]. И осуществление себя как личности, по словам Д. И. Фельдштейна, состоит в том, что человек имеет возможность, испытывает необходимость реализации этой сублимированной сущности, пропуская ее через себя, выступая ее владельцем, вырабатывая свою собственную позицию - индивидуализируясь. В процессе социального созревания осуществляется не только осознание, присвоение и реализация, с учетом индивидуальных особенностей, социальных норм, отношений и принципов, но и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения). Это, в свою очередь, по Д. И. Фельдштейну, позволяет индивиду не только воспроизводить в деятельности присвоенное им социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта. Итак, для Д. И. Фельдштейна самореализация личности заключается «в развертывании оптимальной способности воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа» [9, с. 20].
Возможно, главная цель развития личности - это более полная реализация человеком самого себя на основе своих потенциальных способностей и возможностей. Но процесс самореализации представляется нам не достижением определенной вершины - это прежде всего бесконечный и динамичный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всего жизненного пути, который невозможен без участия других людей, в полной изоляции и противопоставлении себя обществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вязина К. Я. Саморазвитие человека (инновационный опыт) / Под ред. Т. Я. Стрешина. - Н. Новгород, 1999. - 140 с.
2. Фромм Э. Душа человека. - М.: ООО «Изд-во АСТ - ЛТД», 1998. - 664 с.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Группа «Прогресс», «Универсум», 1994. - С. 211-232.
4. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
5. Орлов А. Б. Онтонсихология: основные идеи, цели, понятия и методы II Вопросы психологии. - 1994. -№ 3. - С. 1S0-1SS.
6. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.
7. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - С. 322-333.
8. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения II Вопросы психологии. -1994. - № 3. - С. 43-S2.
9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Флинта, 2004. - 670 с.
Статья поступила в редакцию 19.12.2006
THE PROBLEM OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION IN RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCHERS' WORKS
Z. Sh. Mukhtarova
This article contains theoretical analysis of Russian and foreign researchers' works (E. From, K. R. Rogers, A. Maslow, K. Yung, A. Menegetty) on the problem of personality self-actualization. The mentioned researchers confirm the assertion that there is an initial and spontaneous aspiration of a personality for self-actualization. The development of a personality is understood as a purely inner process connected with its initial desire to actualize in oneself hereditary inclinations. But a personality, as many scholars point out (M. P. Kinzburg,
I. S. Kon, L. S. Korostyleva, P. M. Yakobson), is developing, growing, and realizes himself in a society. Only under the influence of social conditions, natural inclinations of self-actualization can become a personal need in realizing one's physical and mental abilities. Besides, the process of self-actualization is not a race for becoming "ideal" due to "disclosing" all potential abilities, but it is a dynamic and unlimited process s of development and perfection of a personality in one's lifetime.