Таблица 3
Зонирование территории Ульяновской области по типам агроландшафтов и видам использования сельскохозяйственных угодий
Тип агроландшафта Пашня Сенокосы, тыс. га Пастбища, тыс. га
Уклон Тыс. га Смыв, т/га Удельный вес пашни, %
Планкорно-равнинный, полевой До 1 602,3 До 1 7 8 О 6,0 89,9
Склоново-ложбинный, почвозащитный 1...3 721,7 1.3 6 О 7 о 17,4 95,0
Склоново-овражный, противоэрозионный 3...5 289,7 3.5 4 6 о 5,2 57,5
Балочно-овражный, мелиоративный 5.7 108.9 5.10 3 5 О - 47,4
Крутосклоновый, луговой Свыше 7 33,4 6.10 0 2 о - 28,9
Пойменно-водоохранный, кормовой До 1 21.0 - 10 9,9 15,0
Виды консервации деградированных земель и перечень необходимых мероприятий зависят от свойств и характера использования почв, степени их деградации, рельефа местности и уклонов поверхности, других характеристик. Степень опасности различных факторов деградации выражается в ухудшении свойств почв и ее качества, снижении продуктивности почвы как объекта сельскохозяйственного использования, увеличении затрат на производство единицы сельскохозяйственной продукции. Использование таких земель требует соответствующей технологической обустроенности территорий, учитывающей взаимосвязанное влияние природных и экономических факторов на состояние земель.
Консервация земель способствует повышению плодородия и экологической эффективности использования земель, сохраняет участки от закустарива-ния и зарастания мелколесьем. Так, сохранение пашни от зарастания в условиях мелкоконтурности полей становится возможным с помощью временной консервации путем их залужения смесью злаковых и бобовых трав, которые скашивают 1-2 раза за год и используют на зеленый корм, сено или сенаж. Вызванное необходимостью консервации пашни сокращение посевных площадей позволяет сельскохозяйственным организациям более эффективно использовать оставшуюся пашню и обеспечить выигрыш
в урожайности как за счет проведения всех агротехнических приемов в полном объеме в оптимальные сроки, так и за счет уменьшения потерь, связанных с возделыванием культур на эродированных почвах. Залужение малопродуктивной пашни позволяет сократить ежегодный дефицит гумуса в почве на 120...140 тыс. т, что эквивалентно 0,5 млн т на 1 га или 9000 т стандартного навоза.
Регулирование этих процессов является важной государственной задачей, решение которой позволит обеспечить экологическую защиту земли, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособность на мировых рынках, сохранить наиболее ценную часть земельных ресурсов государства — его сельскохозяйственные угодья.
Список литературы
1. Агроэкологическая оценка земель, проектирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий / под ред. акад. РАСХН В.И. Кирюшина и А.Л. Иванова. — М.: Росинформагротех, 2005. — 783 с.
2. Карпович К.И. Совершенствование природоохранного земледелия на ландшафтной основе в Ульяновской области / К.И. Карпович, В.М. Петров / Сб. «Современные проблемы земледелия и агроэкологии». — Ульяновск, 2003. — 138 с.
3. Концепция системы охраны земель сельскохозяйственного назначения: отчет о НИР № 01.2006.08508 / ВНИЭТУСХ. — М., 2008. — 108 с.
УДК 631.173
Е.Ф. Малыха, аспирантка
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
ПРОБЛЕМА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В МАШИНОИСПОЛЬЗОВАНИИ
Научно-технический прогресс проявляется в появлении новейших технологий, разработок, выпуске более совершенной сельскохозяйственной техники и развитии технического прогресса. Сама
машина, ее конструкция и особенности определяют меры воздействия на нее с целью поддержания работоспособности. Конструкция, параметры, характеристика новизны в целом заложены в машину
при ее создании, они определяют необходимые мероприятия, входящие в систему технического сервиса. Развитие и совершенствование форм технического сервиса связаны с машиной и особенностями ее конструкции и использования.
Главная концептуальная проблема технического сервиса — его ресурсосберегающий характер. Свойство машины — износ, который обусловливает разработку мероприятий по его компенсации в процессе технического сервиса.
На поддержание машины в работоспособном состоянии расходуются значительные объемы сопутствующих ресурсов, неравномерно потребляемых машиной в течение жизненного цикла. Конструкция и особенности машины определяют долю необходимых ресурсов, требующихся при ее использовании. Проблема ресурсосбережения состоит из нескольких блоков, к которым относятся:
• технический (научное обоснование новых технологий, связанных с переработкой сырья);
• экономический (эффективность и целесообразность использования потребляемых ресурсов);
• экологический (разработка природоохранных мер использования ресурсов);
• организационно-экономический (организация структуры движения ресурсов и их трансформация, включая утилизацию).
В ближайшее время индустрия воспроизводства ресурсов будет расширяться. Это обусловливается ограниченностью природных и созданных ресурсов, а также целесообразностью и рациональным использованием уже имеющихся. Прогнозировать обеспечение сырьем, энергией, управлять этими процессами путем замещения и многократного использования ресурсов — научная проблема большой практической значимости.
Технический сервис и его формы определяются уровнем совершенства производимых машин, все мероприятия по поддержанию техники в работоспособном состоянии заложены в их конструкцию. Параметры машины определяют объемы и периодичность услуг по техническому сервису и формируют реальное качество произведенной техники.
Развитие технического сервиса всегда предусматривало ресурсосбережение. В современных условиях это направление проявляется в большей мере.
В условиях острого дефицита сельскохозяйственной техники, ее интенсивного старения, снижения надежности существенное значение приобретает максимальное использование имеющихся ресурсов, сохранение машинотракторного парка в АПК России. Даже списанные тракторы, комбайны являются источниками вторичных ресурсов или объектами восстановления, их нужно вторично
вводить в действие в полнокомплектном виде или в виде восстановленных узлов, агрегатов.
Экономически целесообразно применять в качестве запчастей детали со списанной техники, годные для вторичного использования без ремонта. Непригодную к восстановлению разукомплектованную технику следует разбирать и после дефектации и восстановления использовать повторно. Установлено, что при дефектации списанных тракторов только 20.25 % деталей подлежат выбраковке, 40.45 % пригодны для дальнейшего использования и 30.40 % — для восстановления. Такая же картина наблюдается при дефектации списанных комбайнов, автомобилей и другой сложной техники. Себестоимость восстановленных деталей не превышает 50.70 % цены новых, а ресурс — 80.90 % [1].
В структуре товарного фонда на рынке подержанной техники важное место занимают узлы и агрегаты списанной техники (двигатели, карданные передачи, кабины и другие массивные и крупногабаритные детали).
Большое развитие получила система продажи подержанной техники в экономически развитых странах, на рынках которых продается подержанных тракторов в среднем в 3 раза больше, чем новых. Срок службы большей части подержанных тракторов 4.5 лет, зерноуборочных комбайнов — 3.4 года. Технику реализуют через дилерскую систему, после качественного ремонта и обслуживания ее стоимость составляет 30 % первоначальной. Побудительный мотив для всех участников вторичного рынка — прибыль, поскольку капитальный ремонт машин обходится в 2.3 раза дешевле покупки новой.
Рынок подержанной и бывшей в употреблении техники формируется из новых машин, тракторов и комбайнов. Таким образом, тенденция расширения рынка подержанной техники будет развиваться с покупкой новой техникой, которая через 4.6 лет будет подержанной или бывшей в употреблении [2]. Спад производства новой сельскохозяйственной техники ведет к свертыванию рынка подержанной техники. Наибольшего расширения он достигнет за счет использования сельскохозяйственной техники за пределами оптимальных сроков службы.
Рынок бывшей в употреблении сельскохозяйственной техники необходим, но при этом должны решаться проблемы его формирования:
• наличие в хозяйствах подержанных машин, которые хозяйства готовы продать, заменив их новыми;
• готовность хозяйств купить восстановленные машины по взаимовыгодной цене с учетом износа и правильным определением остаточной стоимости;
93
• обеспечение гарантии на восстановленную технику, прошедшую ремонт;
• наличие экономического механизма регулирования рынка подержанной техники.
В связи со спадом спроса на услуги по поддержанию техники в работоспособном состоянии большинство предприятий технического сервиса загружены не на полную мощность. Оборудование этих предприятий простаивает. Увеличение объемов восстановления техники с целью дальнейшей продажи, оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию позволит загрузить имеющееся оборудование. Рост объемов работ по техническому сервису создаст рабочие места на предприятиях технического сервиса.
Главная проблема формирования рынка восстановленной техники — стоимость подержанной техники, правильная оценка износа машин. Остаточная стоимость и цена подержанной техники определяются ее техническим состоянием, потребительским спросом.
Машины, входящие в состав ремонтных предприятий, являются предметом труда, утрачивают свою потребительную стоимость, но обладают свойствами ремонтопригодности. Для предприятий технического сервиса машины и агрегаты, находящиеся в ремонте, являются ремонтным фондом.
Ремонтный фонд — сельскохозяйственная техника и другие средства производства, которые в связи с износом утратили свою потребительную стоимость и стоимость, а также первоначальные показатели, производительность и экономичность [1]. Цель предприятий, предлагающих восстановленные машины, — заинтересовать предприятие-пользователя сохранить комплектность машин, компенсировать долю износа при бережном использовании техники. За несоблюдение правил рационального и бережного использования восстановленной техники предприятие, сдающее ее, производит дополнительную доплату за комплектацию, что стимулирует сохранность техники.
Особенность ремонтного производства заключается в том, что ремонтный фонд неоднороден, что обусловливает необходимость оценки износа и остаточной стоимости каждой поступающей в ремонт машины.
В процессе использования машина относится к имуществу предприятия, точнее к основным средствам производства. Находясь в неисправном состоянии и поступая в ремонт, переходит в оборотные средства, требуя дополнительных затрат на восстановление работоспособности.
Находящиеся в ремонте машины формально числятся в составе основных средств сельскохо-
зяйственных предприятий, но по экономической сущности представляют предметы труда, которые проходят стадии производственных запасов, незавершенного производства, становятся фондами обращения в виде продукции ремонтного предприятия и реализуются как товар соответствующего качества. Для дальнейшего развития и совершенствования ремонтного производства необходимо ремонтный фонд включать в состав оборотных средств ремонтных предприятий по остаточной стоимости машин, поступающих в ремонт. Это позволит устранить несоответствие, при котором ремонтный фонд, обладая потребительной стоимостью и стоимостью, не имеет денежной оценки [1].
Экономическая целесообразность денежной оценки ремонтного фонда вызывается технической особенностью агрегатного ремонта, при котором потребитель получает продукцию вторичного производства — аналогичную машину, агрегат, вновь собранные из восстановленных узлов и деталей других поступивших в ремонт машин, агрегатов и определенного количества новых деталей.
Рынок подержанной техники отражает реальную ситуацию соответствующего периода становления материально-технической базы АПК. Несмотря на созревшие условия, рынок подержанной техники не получил своего должного развития по следующим причинам:
• отсутствие типовых методик по определению износа и остаточной стоимости бывшей в употреблении техники;
• отсутствие заинтересованности партнеров в развитии рынка бывшей в употреблении техники из-за неэквивалентной оценки остаточной стоимости машин.
В настоящее время рынок бывшей в употреблении техники выполняет роль компенсатора недопоставок новой техники из-за низкой платежеспособности потребителей ресурсов.
У рынка подержанной техники нет реальных источников его расширения, но есть тенденции его расширения за счет увеличения объемов поставок новой техники. Только новая техника может быть подержанной, бывшей в употреблении и поступить в очередной раз на рынок ресурсов и пользоваться спросом при условии адекватной оценки ее качества.
Список литературы
1. Конкин, Ю.А. Проблемы экономики технического сервиса в АПК / Ю.А. Конкин, М.Ю. Конкин. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008.
2. Селиванов, А.И. Основы теории старения машин / А.И. Селиванов. — М.: Машиностроение, 1974.