УДК 378 (14.35.07)
Л. М. Акиф гызы
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Обращается внимание на некоторые исследования, проведенные в Азербайджанской Республике и зарубежных странах, в частности Российской Федерации, в связи с проблемой развития познавательной активности учащихся. Освещается сущность «активности» и «познавательной активности», отношение между теорией познавания и обучения. Автор рассматривает вопрос: развитие познавательного интереса является объектом психологии или педагогики? Внимание обращается на педагогические условия формирования познавательной активности студентов; факторы [внешние (процессуальные, существующие в деятельности - практические, общие) и внутренние (интеллектуальные, эмоциональные, волевые и др.)] развития познавательной активности.
Ключевые слова: активность, познавательная активность, позиция познавательной активности, позна-
вательный интерес, педагогические познавательные структура познавательной активности.
В настоящее время одной из важных задач, которые предстоит решить педагогическим университетам и институтам, является развитие наряду с жизненными навыками и умениями и познавательной активности обучающихся, активизация их мышления и воображения, повышение самостоятельности, самодеятельности, предприимчивости, формирование внимания, памяти. Стимулирование и развитие познавательной активности молодых студентов является одной из необходимых задач, стоящих перед педагогической наукой. Раскрываемая проблема находится в центре внимания педагогов и психологов, методистов, философов и учителей, преподающих в классных комнатах и аудиториях.
Изучив существующую литературу, мы пришли к выводу, что понятия «активность», «познавательная активность», «творческая активность» возникли в силу такой необходимости, что обучающиеся должны изучать учебный материал, размышляя над ним, превращая его в свой продукт и познавая его. Значит, эффективность учебного процесса во многом зависит не от беспорядочного усвоения учебного материала или от его характера, а от характера активности школьников и студентов. Неслучайно Ян Амос Коменский говорил: «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению» [1].
Познавательная активность школьников и студентов является объектом многих исследований, педагоги и психологи анализируют те или иные стороны данной проблемы. В нашей республике познавательная активность и познавательная деятельность обучающихся в той или иной степени исследуются как в учебниках по педагогике и психологии, так и в отдельных книгах и брошюрах, журнальных и газетных статьях. В этом плане можно назвать такие имена: академик М. М. Мех-
активности, факторы познавательной активности,
дизаде, А. О. Мехрабов, Я. Ш. Керимов, Н. М. Казымов, А. А. Ализаде, А. А. Агаев, А. Н. Аббасов, А. Х. Пашаев, Ф. А. Рустамов, М. А. Исмиха-нов, Р. Джавадов, Л. И. Мансурова, И. В. Шихалие-ва, Н. Зейналова, Р. Р. Мамедзаде и др. Так, одну из глав своей монографии «Пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах», опубликованной еще в 1982 г., М. М. Мехдизаде назвал «Формирование позиции познавательной активности учащихся». Академик внес ясность в сущность познавательной активности, выразил свое отношение к ее психологическим и физиологическим основам. М. М. Мехдизаде дал следующее определение понятию познавательной активности учащихся: «Говоря о позиции познавательной активности учащихся, мы подразумеваем такую форму проявления активного отношения школьника к учебе, такую его деятельность, когда ученик добровольно тратит все свои силы и способности, в пределах установленного времени с чувством большой ответственности и интенсивно выполняет учебные задания» [2, с. 52].
По нашему мнению, под активностью понимается умение человека воздействовать на собственные потребности, взгляды, цели, окружающую действительность, обновлять и, наконец, изменять ее. Активность помогает обучающемуся за короткое время и успешно усвоить социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. А познавательная активность - это интеллектуально-эмоциональная склонность к процессу познания, стремление учащихся к учебе, выполнению индивидуальных и общих заданий, реализация практической и умственной деятельности. Только благодаря этому можно на высоком уровне усвоить знания. Познавательная активность, есте-
ственно, во многом зависит от уровня активности познавательных процессов.
По-мнению профессора М. Н. Скаткина, «на развитие познавательной активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя» [3].
В некоторых исследованиях ищут ответ на такой вопрос: развитие познавательного интереса является объектом психологии или педагогики? М. М. Мехдизаде приводил следующий ответ: «Хотя развитие познавательного интереса и является одной из основных тем исследования психологии, ею занимается и педагогика, так как познавательный интерес детей, несомненно, считается важным средством обучения. Классическая педагогика неоднократно отмечало его значимость» [2, с. 56].
В главе «Познавательные процессы и их регулирование» учебника «Психология» профессора А. С. Байрамов и А. А. Ализаде уделили место и вопросам формирования познавательной активности обучающихся. Авторы рассматривают познание как отражательный процесс, возникающий под воздействием находящегося вне человека предмета объективного мира на органы чувств, мозг, и отмечают, что «здесь на передний план выходит взаимосвязь субъекта и объекта. Не будь именно такой взаимосвязи, не было бы и познавательного процесса. ...Познавательная деятельность человека помимо создания равновесия между организмом и средой, также: а) регулирует поведение человека; б) обеспечивает отношение человека к будущему, его направленность к происходящим в будущем. Благодаря этому человек приобретает возможность запланировать будущую деятельность, увидеть будущее. Другими словами, познавательная деятельность человека также является умением и возможностью человека предвидеть будущее. Человек смог овладеть таким качеством благодаря социализации и усвоению общественно-исторической практики» [4, с. 214-215].
Познавательные процессы (мышление, воображение, восприятие, внимание, память и т. д.) являются составными частями той иной деятельности личности. Они находятся в тесной взаимосвязи, не существуют в отдельности. Говоря об общих качествах личности, в центр внимания выдвигаются как уровень ее развития, так и характерные особенности познавательных процессов. В результате должного развития данных процессов человек становится умелым и овладевает большими возможностями.
Педагоги и психологи уделяют определенное место выяснению отношений между теорией по-
знания и теорией обучения. Однако в выдвинутых ими концепциях находят отражение различные суждения. Так, одни из них отождествляют данные теории, рассматривая организацию учебного процесса как ход познавательного процесса, не учитывают возрастные особенности и возможности обучающихся, в результате они чуть ли не падают до уровня отвержения самой дидактики.
Другая же часть ученых показывает различия между теорией познания и теорией обучения, но не может ясно увидеть единства между ними.
В действительности же существуют как схожие, так и отличительные черты познавательного и учебного процессов. Отождествлять эти разные по цели и сущности, но в то же время находящиеся в единстве, два процесса - познавательный и учебный, а также утверждать полное их отличие было бы неверным. Учебный процесс вовсе не повторяет механически строение познавательного процесса. Процесс усвоения учащихся начинается, с одной стороны, «с живого созерцания.», с другой -с живого слова преподавателя. К тому же мы можем утверждать, что процесс усвоения одновременно начинается как с изучения эмпирического материала, эмпирического мышления, так и с базировки на рациональное мышление. Источником знаний, приобретенных на основе рационального мышления, является живое созерцание.
Академик Ш. Амонашвили пишет: «Термины “познание”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность” ученые начали применять сравнительно недавно при описании таких дидактических явлений, как учение, учебная активность, учебная деятельность. Барьером для введения таких терминов и слов, корнем которых является слово “познание”, служило опасение, что это внесет путаницу в описание дидактических категорий учения и обучения. Ученые-педагоги исходили из того верного положения, что процесс познания есть высшая форма человеческой деятельности, направленная на раскрытие новых закономерностей движения природы и общества, установление новых знаний о природных и общественных явлениях. Но при этом проводилась грань между познанием и учением: последнее рассматривалось как процесс, направленный на усвоение, овладение уже познанными, систематизированными знаниями о природе и обществе».
Профессор Н. М. Казымов также исследовал схожие и отличительные стороны теории научного познания и теории обучения. Читаем: «На первый взгляд, связь между этими двумя процессами не видна: один происходит в научно-исследовательских учреждениях, другой же - в учебных заведениях. Задачей научного познания является раскрытие новых закономерностей, тайн внешнего мира.
А задачей учения является обучение молодого поколения готовым знаниям. Некоторые полагают, что научное познание первично, а учение - вторично. Будто если нет знания, как результата научного познания, невозможно организовать учение» [5, с. 84].
Профессор не считает данную мысль верной и приводит аргументацию о том, что жизнь не стоит на месте, наука движется, учение тоже не стоит на одном месте, подобно тому, как результаты науки обогащают содержание учения, так и обогащающееся учение, в свою очередь, создает почву для последующего развития науки. Таким образом, качество науки зависит от качества обучения [5, с. 84].
Позже Н. М. Казымов доводит до нашего внимания следующее: «И научное познание, и обучение являются познавательными процессами. В научном познании основным участником является ученый, лицо, ведущее научное исследование. А в обучении основными участниками являются преподаватель и учащиеся. В научном познании исследователь, ученый открывает новые знания по природе и обществу. А во время обучения преподаватель организует усвоение учащимися известных науке знаний. Значит, процесс открытия новых знаний учеными понимается как научное познание, а изучение учащимися известных науке знаний - как обучение» [5, с. 85].
Профессора А. Х. Пашаев и Ф. А. Рустамов в учебном пособии «Педагогика: новый курс», авторами которого они являются, уделяют внимание познавательным основам учебного процесса. Как известно, гносеология - это теория познания. Го -воря о гносеологии, авторы отмечают: «Гносеология изучает источники, формы и методы научного познания, условия доказательства истины, умение человека познавать действительность. Она является частью философии. По теории познания, материальный мир существует независимо от нашего сознания. Он беспрерывно развивается и изменяется. В результате данного развития возникает живая материя. А на высшем этапе его развития помимо нервной системы и органов чувств, зарождается мозг человека. Мозг - мыслящая материя, орган мышления. Мозг обладает свойством объективного отражения отличного от нас мира. Отражение объективного мира в нашем сознании является познанием. Процесс обучения тоже основывается на этой теории. Основные этапы учебного процесса отражают структуру процесса усвоения учебного материала. Познание материального мира человеком начинается с живого созерцания. Познавательная деятельность учащихся в обучении, несомненно, начинается с него же» [6, с. 134].
Познание, будучи самым сложным видом чело-
веческой деятельности, включает в себя такие познавательные процессы, как чувство, восприятие, память, воображение, мышление. В процессе активной деятельности человек получает богатые впечатления о предметах и явлениях, а также процессах объективного мира, овладевает представлениями, восприятием. Активная деятельность дает личности возможность глубоко проникнуть в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений, выявить и изучить закономерности их развития, использовать эти закономерности для изменения окружающей действительности в соответствии с собственными потребностями.
Образование в условиях глобализации должно выполнять такие важные задачи, как формирование творческой, конкурентоспособной, личностной, компетентной, социально-активной личности. С этой точки зрения, в высших учебных заведениях следует учредить такую образовательную, воспитательную, обучающую среду, чтобы каждый студент и студентка могли показать творческую, самостоятельную и активную деятельность, проявить предприимчивость.
Не исключено, что познавательная активность проявляется в попытке выразить самостоятельную мысль, в предприимчивости, подходах, направленных на решение той или иной проблемы, желании свободно овладеть знаниями, критическом отношении к суждениям других.
В Азербайджанской Республике написан ряд кандидатских диссертаций и статей по поводу формирования познавательной активности учащихся. В этом плане можно отметить «Роль сотрудничества учителей, учеников и родителей в повышении познавательной активности учащихся» И. В. Ши-халиевой [7], диссертацию Л. И. Мансуровой «Формирование познавательной активности учащихся при изучении истории в средних общеобразовательных школах» [8]; кроме того, статьи А. О. Мехрабо-ва «Модель конструктивного изучения в процессе обучения, особенности формирования познавательных и социальных отношений» [9], Р. Джава-дова «Познавательная способность и рациональная организация деятельности учащихся» [10], М. А. Исмиханова «Современное состояние проблемы учебно-познавательной самостоятельности учащихся в педагогической практике и теории» [11], Р. Р. Мамедзаде «Родной язык как движущая сила учебно-познавательной деятельности» [12],
Н. Зейналовой «О повышении познавательной активности учащихся» [13].
Наше исследование посвящено способам развития познавательной активности студентов высших учебных заведений. Проведено исследование, направленное на формирование познавательной активности студентов высших учебных заведений
республики. Мы стараемся охватить эту проблему.
Исследования показали, что рассматриваемая проблема была в должной форме разработана учеными стран СНГ, в частности Российской Федерации. Проблема творческой активности и познавательной самостоятельности личности была разработана в философском аспекте В. Г. Афанасьевой, Л. Н. Коганом и др.; в психологическом аспекте -К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, Д. Б. Богоявленской и др.; в педагогическом аспекте - Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой, И. Ф. Харламовой, Л. Э. Смирновой, О. Л. Раковской, В. В. Давыдов, И. Ю. Лернер, А. М. Матюшкин, Д. Б. Эль-конин, Л. С. Выготский определили необходимый мотив для разработки учебных методов и технологий, направленных на развитие познания человеческой натуры, творческой активности и познавательной самостоятельности.
Диссертация Е. В. Щеголевой «Формирование познавательной активности младших школьников средствами межпредметных связей» (Карачаевск, 2005) охватывает учащихся начальных классов; работа Е. А. Шалыгиной «Графическая наглядность как средство развития познавательного интереса подростков» (Волгоград, 2008) - учащихся средних классов; диссертации Н. К. Тамбовцевой «Педагогические условия развития познавательного интереса старшеклассников» (Челябинск, 2002) и М. Н. Комиссаровой «Развитие познавательной компетентности старшеклассников в учебном процессе» (Магнитогорск, 2006) - старшеклассников; диссертация И. Н. Аляевой «Обучение студентов педагогического колледжа научно-познавательной деятельности» (Оренбург, 2009) - студентов колледжей; работы Н. В. Дородневой «Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете» (Тобольск, 2005), Е. А. Ли-пендиной «Развитие познавательного интереса студентов профессиональной высшей школы в дидактическом диалоге» (Барнаул, 2006) и С. Н. Казначеевой «Развитие познавательной активности студентов вуза» (Нижний Новгород, 2007) - студентов высших учебных заведений.
Академик Г. И. Щукина также уделяла особое внимание развитию познавательной активности обучающихся. По-мнению Щукиной: «Процесс познавательной деятельности включает в себя огромный содержательный материал, познание которого невозможно без живых образных представлений об окружающем мире, его предметах и явлениях. Здесь путь живых впечатлений, образных представлений немыслим без упорядочения их обобщениями, опирающимися на основанные идеи науки, на законы развития природы и общества».
В связи с этим Г. И. Щукина приходит к такому
выводу: «В обучении осуществляются непосредственные и опосредованные переходы таких путей познания, как индукция (путь от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дидактические исследования доказывают, что индуктивный путь не может обеспечить решения главных задач обучения - овладения закономерностями, причинно-следственными связями, зависимостями познаваемых процессов и явлений, зато это необходимый путь в познании школьниками свойств предметов, событий, явлений; но он обязательно должен сочетаться с дедуктивным подходом в познании. Дедуктивный путь ведет к познанию существа процессов. Он в то же время подводит школьников вплотную к возможности использования в школьном обучении методов научных исследований...».
Говоря о сущности познавательной активности, Ш. Амонашвили ставит в центр внимания следующие вопросы: «Познавательная активность,
страсть к поиску, преобразованию, раскрытию имеет ту психологическую особенность, что она не терпит принуждения, императивности; она обнаруживается в процессе педагогического общения, охватывающего целостную личность школьника. Наиболее эффективным для развития личности школьника, а заодно и познавательной активности как личностной черты является педагогический процесс, в котором отношения с учащимися строятся на гуманных началах» [14].
С целью развития познавательной активности обучающихся И. Ф. Харламов считает целесообразным применение следующих приемов:
- создание проблемных ситуаций, постановка вопросов и познавательных задач, которые побуждают учащихся к активной интеллектуальной деятельности по их решению и приобретению новых знаний;
- побуждение учащихся к анализу приводимых примеров и фактов и самостоятельному формированию теоретических выводов, правил, понятий;
- выделение учащимися важнейших положений и вопросов, а также осмысление их логической последовательности в содержании излагаемого материала;
- постановка задач по сравнению с изучаемыми фактами и примерами и выделение в них существенных признаков, позволяющих делать теоретические обобщения;
- умение учителя насыщать изложение ярким фактическим материалом, интересными деталями, меткими афоризмами и замечаниями, которые придают обучению увлекательный характер;
- использование наглядных и технических средств обучения» [15, с. 113].
Из рассмотренной нами литературы видно, что
формирование познавательной активности учащихся предусматривает ряд педагогических условий. Они состоят из следующих: преподаватели высших учебных заведений управляют как аудиторией, так и познавательной деятельностью студентов в целом. Это управление во многом зависит от уровня его профессиональной подготовки и мастерства; разрабатывается и используется педагогическая модель познавательной активности студентов; профессор и другой член педагогического коллектива (доцент, ассистент) организуют самостоятельную деятельность обучающихся и в методическом плане руководят данным процессом; на учебных занятиях преподаватель заботится о том, чтобы оптимально сократить и расширить объем информации; внимательно просматриваются и берутся во внимание факторы, воздействующие на формирование познавательной активности молодежи; возрастает особая весомость самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе университетов и институтов.
Как мы отмечали, на формирование познавательной активности молодых студентов оказывает воздействие ряд факторов. Они следующие: внешние (процессуальные, существующие в деятельности - практические, общие) и внутренние (интеллектуальные, эмоциональные, волевые и др.).
Познавательная активность обучающихся формируется различными способами. Очень важна продуктивность данных способов. К ним можно отнести следующие: развитие познавательной активности студентов в процессе обучения; организация познавательной деятельности студентов во внеаудиторных занятиях учебного характера; формирование у них предприимчивости, организаторских способностей и самостоятельности; подготовка профессорско-преподавательского коллектива к работе по формированию познавательной активности молодых студентов.
Список литературы
1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
2. Мехтизаде М. М. Пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах. Баку: Маариф, 1982. 381 с.
3. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. 96 с.
4. Байрамов А. С., Ализаде А. А. Психология: учеб. для высших школ. Баку: Чинар-Чап, 2006. 622 с.
5. Казымов Н. М. Педагогика школы. Баку: Чашыоглу, 2002. 448 с.
6. Пашаев А. Х., Рустамов Ф. А. Педагогика (новый курс): учеб. пос. для высших школ. Баку: Нурлан, 2007. 464 с.
7. Шихалиева И. Н. Роль содрудничества учителей, учеников и родителя в повышении познавательной активности учащихся: дис... канд. пед. наук. Бакы, 2004. 174 с.
8. Мансурова Л. И. Формирование познавательной активности учащихся при изучении истории в средних общеобразовательных школах: дис. ... канд. пед. наук. Баку, 2010. 181 с.
9. Мехрабов А. О. Модель конструктивного изучения в процессе обучения, особенности формирования познавательных и социальных отношений // Школа Азербайджана. 2005. № 3. С. 24-33.
10. Джавадов Р. Познавательная способность и рациональная организация деятельности учащихся // Там же. 1995. № 1-3. С. 28-33.
Основываясь на анализе существующей литературы, можно сказать, что структура познавательной активности личности предусматривает в основном три компонента: 1) мотивационный, 2) содержательно-операционный, 3) волевой.
Мотивационный компонент включает в себя потребности, мотивы, интересы и т. д., направляющие обучающихся на активную учебную деятельность; направлен на сохранение данной активности в процессе обучения и на всех этапах познания во время внеаудиторных занятий учебного характера.
Содержательно-операционный компонент включает в себя владение обучаемыми системой ведущих знаний и способов учения.
Во время усвоения и использования знаний волевой компонент ориентируется на наличие благоприятных условий, устранение затруднений и оказание конкретной помощи студентам в этой области.
Новизна статьи. Определены главные вопросы работы по развитию познавательной активности обучающихся, в том числе студентов, в современных условиях. При этом за основу берутся идеи пе-дагогов-ученых.
Практическую значимость статьи можно отметить в том, что докторанты и молодые исследователи, проводящие исследования в области формирования познавательной активности обучающихся, смогут воспользоваться выдвинутыми главными идеями.
Полученный вывод. Можно отметить, что проблема развития познавательной активности обучающихся, в том числе студентов, в условиях нового педагогического мышления не только имеет актуальность, но и выходит на передний план. Учителя, профессоры-преподаватели, школьные руководители должны все время держать данный вопрос в центре внимания.
11. Исмиханов М. А. Современное состояние проблемы учебно-познавательной самостоятельности учащихся в педагогической практике и теории // Там же. 2004. № 5. С. 67-75.
12. Мамедзаде Р. Р. Родной язык как движущая сила познавательной деятельности // Научные труды Института проблем образования Азербайджанской Республики. 2007. № 2-3. С. 84-86.
13. Зейналова Н. О повышении познавательной активности учащихся // Школа Азербайджана. 2001. № 6. С. 71-73.
14. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/845/845036.htm
15. Харламов И. Ф. Педагогика: краткий курс. Минск: Высш. шк., 2004. 272 с.
Акиф гызы Л. М., научный сотрудник, докторант.
Институт проблем образования Азербайджанской Республики.
Ул. З. Алиевой, 40, Баку, Азербайджан, AZ-1010.
E-mail: lale.m-li@mail.ru
Материал поступил в редакцию 28.02.2012.
L. M. Akif
THE PROBLEM OF THE FORMATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY IN MODERN PEDAGOGIC-PSYCHOLOGICAL LITERATURE
The article draws attention to some studies conducted in the Republic of Azerbaijan and other foreign countries, in particular in the Russian Federation, in connection with the development of the cognitive activity of students. It highlights the essence of “activity” and “cognitive activity”, the relation between the theory of cognition and learning.
The article searches answer to this question: “Is the development of cognitive interest the subject of psychology or pedagogy?” In addition, attention is drawn to the pedagogical conditions for the formation of the cognitive activity of students; factors [externality (procedural, existing in the work - practical, common), and internal (intellectual, emotional, volitional, etc.)], the development of cognitive activity.
Key words: activity, cognitive activity, the position of cognitive activity, cognitive interest, teaching cognitive activity, cognitive activity factors, structure of cognitive activity.
Azerbajian Institute of Problems of Education.
Ul. Z. Alievoj, 40, Baku, Azerbaijan, AZ-1010.
E-mail: lale.m-li@mail.ru