Научная статья на тему 'Проблема развития творческой активности младших школьников на современном этапе в практике общеобразовательных школ'

Проблема развития творческой активности младших школьников на современном этапе в практике общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1156
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Наталья Владимировна

В статье приводятся результаты диагностики творческого мышления младших школьников и анкетирования педагогов и родителей учащихся. Цель исследования заключалась в выяснении уровня развития творческой активности учащихся общеобразовательных школ, а также степени осведомленности и готовности к работе по развитию данного качества педагогов и родителей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майорова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN AT THE PRESENT STAGE IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

The article presents the results of the diagnostics of creative thinking of primary schoolchildren, the results of the survey of teachers and students’ parents. The aim of the study was to ascertain the level of development of creative activity of students of comprehensive schools, as well as the degree of teachers’ and parents’ awareness and willingness to work on the development of this quality.

Текст научной работы на тему «Проблема развития творческой активности младших школьников на современном этапе в практике общеобразовательных школ»

УДК 373.3:37.036.5

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN AT THE PRESENT STAGE IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

Н. В. Майорова N. V. Mayorova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье приводятся результаты диагностики творческого мышления младших школьников и анкетирования педагогов и родителей учащихся. Цель исследования заключалась в выяснении уровня развития творческой активности учащихся общеобразовательных школ, а также степени осведомленности и готовности к работе по развитию данного качества педагогов и родителей школьников.

Abstract. The article presents the results of the diagnostics of creative thinking of primary schoolchildren, the results of the survey of teachers and students' parents. The aim of the study was to ascertain the level of development of creative activity of students of comprehensive schools, as well as the degree of teachers' and parents' awareness and willingness to work on the development of this quality.

Ключевые слова: творчество, активность, креативность, творческая активность, творческое мышление.

Keywords: creativity, activity, creativity, creative activity, creative thinking.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе педагогической науки и практики развитие творческой активности школьников является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Новые государственные стандарты в сфере образования предполагают образовательные результаты, которые сводятся не только к овладению предметными знаниями, умениями, навыками. Выпускник школы, согласно ФГОС нового поколения, - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир молодой человек, у которого есть мотивация к творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.

Современные экономические условия, разнообразие и сложность процессов, возникающих в мире, конкуренция на рынке труда обуславливают необходимость в людях, обладающих таким качеством, как творческое мышление, а также способностью к быстрому и нестандартному разрешению проблем.

Таким образом, перед современной общеобразовательной школой стоит задача систематического и целенаправленного развития творческой активности учащихся.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческой активности личности, так как среди преимуществ этого возраста можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию. В этом возрасте наблюдается смена ведущего вида деятельности - от игры к учебной деятельности, что позволяет эффективно развивать творческую активность именно в младшем школьном возрасте [4, 133].

Под понятием творческой познавательной активности мы понимаем высший уровень активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий и проявляется в постоянном поиске новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов [2, 80].

Цель нашего исследования заключалась в выяснении уровня развития творческой активности младших школьников общеобразовательных школ, а также степени осведомленности и готовности к работе по развитию данного качества педагогов и родителей учащихся.

Материал и методика исследований. Диагностическое исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» и МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары.

В качестве методов исследования мы использовали следующие: констатирующий эксперимент, анкетирование, беседы.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе исследования была проведена диагностика творческого мышления учащихся МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» и МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары, а также анкетирование педагогов данных образовательных учреждений и родителей учащихся. В диагностике творческого мышления по методике Е. Е. Туник [5, 9] приняли участие 180 учащихся, в анкетировании - 30 педагогов и 180 родителей.

Используемые диагностические методики Е. Е. Туник преподносились учащимся в виде веселых занятий. Занятия проводились в непринужденной и доброжелательной атмосфере. Инструкция для учащихся была следующей: придумать как можно больше ответов, пофантазировать, причем все ответы считаются правильными, и чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Все ответы младших школьников поощрялись.

Первичная диагностика творческого мышления проводилась с учащимися 1 класса, затем, повторная - на выходе из начальной школы (в 4 классе).

Тест позволяет оценить вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления. В целом креативность в педагогической науке понимается как совокупность мыслительных и личностных качеств человека, способствующих творческому проявлению [1, 56].

Показатели, характеризующие творческое мышление: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстроту переключения текстовых заданий, и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую, способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе [3, 115].

Показатели по всей батарее в нашем исследовании зависят от факторов, определенных в исследованиях Гилфорда, а именно:

1) от оригинальности - фактора, который характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме. Данный фактор определяется оригинальностью структуры ответа, числом редко приводимых ответов, а также необычным употреблением элементов;

2) гибкости - фактора, который характеризует способность к быстрому переключению. Он определяется числом групп (классов) данных ответов;

3) беглости (легкости, продуктивности) - фактора, который характеризует беглость творческого мышления. Данный фактор определяется общим числом ответов.

Результаты диагностики творческого мышления учащихся представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни развития творческого мышления учащихся, %

Класс Беглость Гибкость Оригинальность

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

1 13,33 65 21,67 11,67 67,78 20,55 11,67 68,89 19,44

4 12,78 67,22 20 12,22 68,89 18,89 9,44 65 25,56

Из представленных данных мы видим, что в 4 классе, по сравнению с 1 классом, высокий и средний уровни развития творческого мышления незначительно выросли по показателям «беглость» и «гибкость». По показателю «оригинальность» видно некоторое снижение количества учащихся с высоким и средним уровнями.

Таким образом, в начальных классах развитие творческого мышления происходит недостаточно результативно, так как нет значительного повышения числа учащихся с высоким и средним уровнями развития творческого мышления по всем трем исследуемым показателям.

Результаты анкетирования педагогов оказались достаточно показательными.

В анкете были предложены следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы обязательным развитие творческой активности младших школьников?

2. Осуществляете ли Вы работу по развитию творческой активности учащихся?

3. Считаете ли Вы себя подготовленным к ведению работы по развитию творческой активности учащихся? Если нет, то в какой подготовке нуждаетесь?

4. Каким образом можно развивать творческую активность школьника во внеурочной деятельности?

Обязательным для себя развитие творческой активности младших школьников считают 26,67 % педагогов; желательным, но не обязательным - 66,66 % педагогов; необязательным - 6,67 % опрошенных.

Работу по развитию творческой активности учащихся систематически проводят 13,33 % учителей; эпизодически - 86,67 % учителей начальных классов.

Достаточно подготовленными к работе по развитию творческой активности учащихся считают себя 10,0 % педагогов; не смогли дать однозначный ответ (и «да», и «нет») - 16,67 %; нуждаются в дополнительной подготовке для ведения работы по развитию творческой активности младших школьников - 73,33 % педагогов.

Учителями были предложены следующие рекомендации для подготовки к работе по развитию творческой активности:

введение курсов повышения квалификации, методической учебы, лекций, обучающих семинаров по данной проблематике;

• ознакомление с опытом работы учителей-новаторов;

• демонстрация уроков с применением технологий развития творческой активности учащихся;

• обеспечение специальной учебной и методической литературой.

Для развития творческой активности учащихся во внеурочной деятельности педагогами была предложена организация предметных кружков, секций, клубов по интересующей учащихся направленности.

Родителям в ходе анкетирования были предложены следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы необходимым развитие творческой активности Вашего ребенка?

2. Знаете ли Вы интересы и склонности своего ребенка?

3. Проводите ли Вы работу по развитию творческой активности дома?

Обязательным развитие творческой активности своего ребенка считают 17,22 %

родителей; желательным, но не обязательным - 77,78 % родителей; необязательным -5,0 % опрошенных.

Знают интересы и склонности своего ребенка - 29,44 % родителей; приблизительно представляют - 55 %, не знают - 15,56 % опрошенных.

Знают, как развивать творческую активность ребенка, и занимаются дома - 8,33 % родителей; не знают как, но готовы заниматься дома - 37,78 %; нет времени на занятия с ребенком - 32,22 %; считают, что развитием творческой активности детей должны заниматься только специалисты, - 21,67 % опрошенных.

Резюме. Результаты свидетельствуют об актуальности проблемы исследования, о недостаточной подготовленности учителей начальных классов по развитию творческой познавательной активности младших школьников, об отсутствии системности в работе учителя по развитию данного качества, о слабой мотивированности родителей и отсутствии у них знаний по данной проблематике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возякова, Д. С. Развитие креативности младших школьников на музыкальных занятиях средствами межпредметных связей / Д. С. Возякова, И. А. Медведева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Т. 2. - С. 56-61.

2. Майорова, Н. В. Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли / Н. В. Майорова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79). - С. 76-80.

3. Нестерова, Ж. Р. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности / Ж. Р. Нестерова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79). - С. 111-117.

4. Романова, Е. Н. Педагогические условия формирования готовности сельских младших школьников к креативной деятельности / Е. Н. Романова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73). Ч. 1. - С. 132-136.

5. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. - СПб. : Дидактика Плюс, 2002. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.