Научная статья на тему 'Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения'

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3179
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФГОС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CREATIVE ABILITIES / DEVELOPMENT / YOUNGER STUDENTS / FGOS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Ника Валерьевна

В статье представлены материалы экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности, организованной согласно требованиям ФГОС второго поколения. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы по развитию творческих способностей обучающихся педагогом начальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Ника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of developing of younger schoolchildren creative abilities in the conditions of the second generation Frderal State Eeducational Standards Realization

The materials of the experimental work on the development of creative abilities of younger schoolchildren within the extracurricular activities organized under the GEF second generation requirements are presented. The pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the work on the development of creative abilities of students of primary school are also described.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Сведения об авторе: Заварыкина Любовь Валерьевна,

преподаватель, кафедра английского языка, Московская высшая школа социальных и экономических наук, г. Москва, Российская Федерация. &mail: [email protected],

Information about the author: Zavarykina Lyubov Valerievna,

English Language teacher, Department of the English Language,

Moscow School of Social and Economic Sciences,

Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

УДК 371.01 ББК 74.202.46

Н.В. Кондратьева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИх

способностей младших школьников в условиях реализации фгос

ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье представлены материалы экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности, организованной согласно требованиям ФГОС второго поколения. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы по развитию творческих способностей обучающихся педагогом начальной школы.

Ключевые слова: творческие способности, развитие, младшие школьники, ФГОС, педагогические условия.

N.V. Kondratyeva

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING

OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN CREATIVE ABILITIES in the conditions of the SECOND GENERATION FRDERAL STATE EEDUCATIONAL STANDARDS REALIZATION

The materials of the experimental work on the development of creative abilities of younger schoolchildren within the extracurricular activities organized under the GEF second generation requirements are presented. The pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the work on the development of creative abilities of students of primary school are also described.

Key words: creative abilities, development, younger students, FGOS, pedagogical conditions.

Современный этап развития отечественной педагогической науки и практики характеризуется повышенным вниманием к решению вопросов комплексного личностного развития учащихся, к разработке методического обеспечения, ориентированного на демократизацию, индивидуализацию педагогического процесса, методического

сопровождения реализации новых государственных образовательных стандартов, к просвещению и переподготовке педагогических кадров, уже работающих в условиях модернизации образования. С появлением ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы, реали-

зуемой учебными заведениями. Внеурочная деятельность должна содействовать достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, среди которых: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению, познанию, творческому труду, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, способность конструктивно действовать (даже в ситуациях неуспеха), освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии и т.д. Перечисленные нами планируемые результаты, как и другие, не могут быть достигнуты без планомерной работы по развитию творческих способностей младших школьников, без развития творческого мышления. Таким образом, проблема развития творческих способностей учащихся начальной школы является одной из наиболее актуальных.

В научной литературе существует огромное множество определений понятия «творческие способности». Согласно нашей точке зрения, творческие способности младших школьников - синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.) [1]. Под индивидуально-психофизиологическими особенностями личности мы понимаем свойства темперамента (экстравертность, интро-вертность, нейротизм, рефлексивность, ригидность, пластичность), интеллекта (особенности процессов мышления, памяти, внимания, что определяет тот или иной когнитивный стиль личности), характера (любознательность, настойчивость, самостоятельность, склонность к риску), мотивационную сферу (потребность в творчестве, интерес к творческой деятельности, стремление

к саморазвитию). Качество продукта (его проработанность, законченность, выразительность, оригинальность) зависит от особенностей процессов мышления, восприятия и мотивационной составляющей (заинтересованности в деле, потребности в творческом самовыражении) индивида. Это значит, что становление и развитие творческих способностей возможно лишь в творческой деятельности, когда на основе врожденных способностей индивида (познавательные и психомоторные функции психики) формируются способности к творческой деятельности (развитие мышления, восприятия, моторики, личностных качеств, присущих «креативам»). Именно поэтому в структуре творческих способностей младших школьников нами были выделены следующие компоненты:

1) когнитивно-эмоциональный компонент (дивергентное мышление; ассоциативная и экспрессивная беглость; особенности темперамента (пластичность, вариативность, эмоциональная устойчивость, склонность к напряженной деятельности, социальная энергичность; эмпатия);

2) личностно-креативный компонент (воображение; критическое мышление; стремление к независимости, отсутствие страха высказывать свою точку зрения на проблему; надситуативная активность (инициативность, выход за пределы заданного); внутренняя позиция творца (заинтересованность в решении проблемно-поисковых задач, тенденции к индивидуализации творческой деятельности);

3) мотивационно-ценностный компонент (потребность в творческой деятельности; потребность в участии в учебно-познавательной деятельности; признание ценности творчества; положительное отношение к обучению, школе, учителю, одноклассникам);

4) деятельностно-процессуальный компонент (творческая и познавательная самостоятельность; освоение способов творческой деятельности; качество выполняемых действий; стремление к достижению цели, получению конкретных результатов своей деятельности; на-

з

го

^ ш

° О ®р

ол—

ЙФ

СО

I- 2

I §■

и

со р

" Е го го

О.0)

к ^ ^ X ш К

о ^

С; Сй

О О О

ей ей о

О 5

>- -О Го щ

ч о

ф !а£

1= 3

го

ш

ф

.0

н го

X

0 ъи

03

1

выки сотрудничества; способность оптимизации своего поведения (навыки организация творческого процесса, гибкость при выборе той или иной стратегии поведения, безболезненный отказ от неэффективного способа действия - интеллектуальная и эмоциональная гибкость);

5) рефлексивный компонент (особенности эмоционально-ценностного отношения к себе (уровень самооценки, её адекватность); стремление к самообразованию, саморазвитию; умение объективно оценить свой и чужой творческий продукт) [2; 3].

Одной из задач нашего исследования было выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары. В пилотажном исследовании творческих способностей приняли участие 172 ребенка (1-4 классы). В исследовании приняли участие родители учеников (172 человека) и классные руководители (8 человек). Основную выборку составили 64 ребенка (ученики двух классов), из которых были сформированы группы: экспериментальная (32 человека) и контрольная (32 человека).

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам выделить следующие проблемы и недостатки в работе по развитию творческих способностей младших школьников:

1) непонимание родителями и педагогами сущности понятия «творческие способности», их природы;

2) незаинтересованность родителей в развитии творческих способностей своих детей, в совместной творческой деятельности;

3) отсутствие системной работы по развитию творческих способностей учащихся:

• недостаточная информированность педагогов об уже существующих разработках на тему развития творческих способностей младших школьников (программы, курсы, методические рекомендации и т.д.);

• отсутствие разработанных курсов по развитию творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе (можно отметить лишь авторский курс Конновой Е.Г. «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество», для 1-4-х классов, который направлен на общеинтеллектуальное развитие учащихся);

• недостаточная подготовка педагогов к работе по развитию творческих способностей учащихся;

4) обучающиеся основной выборки имеют приблизительно одинаковый уровень развития творческих способностей; для учащихся обоих классов характерно отсутствие заинтересованности в творческой деятельности, высокая инертность мышления, повышенный страх перед неудачей, неспособность действовать в ситуации неуспеха.

При разработке программы развития творческих способностей младших школьников (с учетом требований ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе) нами были учтены все указанные выше проблемы. Она включает в себя следующие направления:

1. Проведение развивающих занятий с учащимися начальной школы по разработанному курсу внеурочной деятельности «Эврикариум».

2. Разработана и реализована информационно-просветительская программа для родителей «Мой ребенок -изобретатель и фантазер» (в формате родительского всеобуча).

3. Разработана и реализована информационно-просветительская программа для педагогов «ART-Up» (в формате семинаров, тренингов).

4. Разработана и реализована программа совместной творческой деятельности детей и их родителей «АРТель» (в формате клуба).

По итогам эксперимента нами было отмечено следующее: число младших школьников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось на 9 % (6-15%), со средним уровнем развития - на 28 % (31-59 %); уменьшилось

число младших школьников с низким уровнем развития творческих способностей на 37 % (62-25 %).

Таким образом, реализация программы по развитию творческих способностей младших школьников, отражающая требования новых образовательных стандартов, позволила достичь существенных положительных результатов.

На основе экспериментальной работы и опыта реализации разработанной нами программы были выделены следующие педагогические условия развития творческих способностей младших школьников:

1. Проведение диагностики уровней развития творческих способностей младших школьников.

Поскольку творческие способности понятие интегративное и их становление и развитие раскрывается во взаимосвязи индивидуальных особенностей личности и опыта преобразовательной деятельности, диагностика развития творческих способностей должна проводиться комплексно, отражая содержание всех выделенных нами выше структурных компонентов. Это должно обеспечить правильный выбор способов взаимодействия педагога с ребенком в процессе развития творческих способностей: ориентацию на его сильные стороны, что влияет на самооценку обучающегося и его психологическое благополучие, и успешную коррекцию тех элементов, которые имеют низкие показатели. Нами были выбраны необходимые методики из числа уже существующих, давно зарекомендовавших себя, а также разработаны авторские методики (например, диагностика навыков критического мышления, диагностика надситуативной активности, опросники и анкеты для учителей, родителей);

2. Формирование заинтересованности в творческом развитии у всех субъектов педагогического процесса.

Проведенное анкетирование, в котором приняли участие родители младших школьников, показало: родители не уделяют должного внимания творческому развитию своих детей, равнодушны к проявлениям их творческой активности, не видят в их творческих устремле-

ниях и успехах значимости, не поддерживают детей в творческих начинаниях, сами не занимаются творчеством. Это происходит в силу непонимания родителями обучающихся природы творческих способностей, их структуры, механизмов творческой деятельности. Анализ опроса, проведенного с педагогами, показал, что, к сожалению, большинство учителей отождествляют творческие способности со способностями интеллектуальными, связывая их уровень развития с генетической предрасположенностью и даже исключительностью, феноменом. Это приводит к работе по развитию творческих способностей, ограниченных исключительно когнитивной составляющей, процессами мышления, памяти и внимания, что невольно вынуждает педагога в своей работе ориентироваться на сильных учащихся, никак не раскрывая творческий потенциал отстающих, что в свою очередь ведет к снижению учебно-познавательной мотивации и исчезновению потребности в творчестве как у слабых, так и у хорошо успевающих учащихся. Необходимо глубокое осознание учителем своей роли наставника, который стремится к творческому развитию своего Я, является примером творческого поведения для других и всячески содействует в приобретении творческого опыта детьми. Формирование заинтересованности в творческом развитии своего Я, понимание важности такого развития педагогами и родителями есть необходимое условие для успешного развития творческих способностей младших школьников;

3. Подготовленность педагогов к развитию творческих способностей младших школьников.

Согласно опросу, проведенному среди учителей, главными проблемами, мешающими организации работы по развитию творческих способностей младших школьников, являются: незнание научной теории (сущности понятий, структуры и механизмов творческой деятельности, процесса формирования и развития творческих способностей, методов диагностики и т.д.), методов и приемов стимулирования творческого мышле-

3

4 го

^ ш

° о ®р

ал—

ЙФ

СО

I- 2

I §■

и

со р

" Е го го

О.0)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к ^ ^ X ей IX

о ^

с; Сй

О О О

ей ей о

О ^

>- -О Го с; Ч о ф ^ 1= 3

ния; неумение определить приоритетные направления деятельности по развитию творческих способностей; неосведомленность об уже существующих педагогических разработках, инновациях на тему развития творческих способностей; отсутствие методических рекомендаций, программ и курсов по развитию творческих способностей младших школьников.

Педагог готов к деятельности по развитию творческих способностей младших школьников, если: осведомлен обо всех научно-теоретических аспектах темы (природа творческих способностей, их структура и т.д.); владеет приемами творческой работы; знает и применяет методы и приемы, стимулирующие творческое мышление; использует «косвенные» методы педагогического руководства, рефлексивную оценку результатов творческих усилий обучающихся; имеет личную заинтересованность в развитии творческих способностей; постоянно расширяет свой индивидуальный опыт творческой деятельности и содействует приобретению творческого опыта детьми и их родителями; владеет необходимыми диагностическими методиками; умеет выстроить индивидуальную работу (реализовывать индивидуальный маршрут). Только в атмосфере общей заинтересованности, взаимоуважения, отсутствия строгой регламентации, под чутким наставничеством учителя, готовым всегда прийти на помощь, системности в работе возможно развитие творческих способностей младших школьников;

4. Организация совместной деятельности детей и их родителей.

Создание детско-родительского клуба в формате творческой мастерской является одним из важных педагогических условий развития творческих способностей младших школьников. Младшие школьники для раскрытия своего творческого потенциала нуждаются в помощи и одобрении самых близких для них

людей, на которых им очень хочется быть похожими. Совместная деятельность способствует гармоничному развитию личности младшего школьника, учит его преодолевать трудности, эффективно работать в команде и на результат. Родители вместе с детьми овладевают приемами творческой работы, развивают воображение, дивергентное мышление, расширяют свой творческий опыт, учат детей не боятся совершать ошибки, преодолевать инерцию мышления, что способствует успешному развитию творческих способностей;

5. Внедрение экспериментального курса внеурочной деятельности «Эврика-риум».

Курс включает рабочие программы (согласно требованиям ФГОС второго поколения) и поурочные разработки для учителя (1-4 классы). Курс носит развивающий характер, построен на специально отобранном и обработанном материале и опирается на следующие принципы:

1) интеграция различных видов творческой деятельности;

2) трансляция когнитивного содержания в эмоциональное;

3) интенсификация процесса формирования и развития творческих способностей с учетом индивидуальной траектории развития учащегося, его интересов;

4) сочетание индивидуальных и групповых форм работы, коллективного и индивидуального творчества;

5) фокусировка на деятельностно-процессуальном компоненте творческих способностей.

Полученные нами результаты свидетельствуют о положительных изменениях. Проведенное исследование подтвердило эффективность выделенных нами педагогических условий, определяющих успешное развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.

го

са ф

н го

Ч X

0

ш

1

Библиографический список

1. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Электронный ресурс] / Н.В. Кондратьева // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15320. - Режим доступа: http: //e-koncept.ru/2015/15320.htm. - [Дата обращения: 05.04.2016].

2. Кондратьева, Н.В. Структура творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21736 - [Дата обращения: 05.04.2016].

3. Кондратьева, Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников [Текст] / Н.В. Кондратьева // Современные наукоемкие технологии. - 2015. -№ 12-1.- С. 99-102.

Referents

1. Kondratyeva, N.V. The essence of the concept «creative abilities». Kontsept, 2015. № 09. ART 15320. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm. [in Russian].

2. Kondratyeva, N.V., Kovalev V.P. The structure of creative abilities of younger schoolchildren. Sovrwemennyie problemy nauki i obrazovania,, 2015. № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=21736. [in Russian].

3. Kondratyeva, N.V. Criteria, indicators and levels of development of creative abilities of younger school children. Sovremennyie naukoyemkie tekhnologii, 2015. № 12-1. P. 99-102. [in Russian].

Сведения об авторах: Кондратьева Ника Валерьевна,

аспирант, кафедра педагогики и методики начального образования, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Kondratyeva Nika Valeryevna,

Postgraduate student,

Department of Pedagogy and Methodology

of Primary Education,

Chuvash State Pedagogical University

named after I.Y. Yakovlev,

Cheboksary, Russia.

E-mail: [email protected]

3

4 ro

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.