УДК 378.147
Sugina N.L., Slugin O.V PROBLEM OF PROFESSIONAL REFLEXES DURING UNIVERSITY STUDIES AN EXAMPLE OF STUDENTS DIRECTION «MANAGEMENT». The article reflects the results of a study of students' professional reflection direction «Management». The problems associated with the development of professional reflection, using standard methods. To address the identified problems, an approach based on the use of crosslearning technologies.
Key words: professional reflection, reflection, manager, cross-technology.
Н.Л. Слугина, ст. преп. каф. информационных систем и прикладной информатики Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; О.В. Слугин, канд. эконом. наук, доц. каф. менеджмента Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»)
Статья отражает результаты исследования развития профессиональной рефлексии студентов направления «Менеджмент». Обозначены проблемы, связанные с развитием профессиональной рефлексии при использовании стандартных методов обучения. Для решения выявленных проблем предложен подход, основанный на применении кросс-технологий.
Ключевые слова: профессиональная рефлексия, рефлексия, менеджер, кросс-технологии.
Одним из критериев успешности деятельности образовательных учреждений профессионального образования является востребованность выпускников на рынке труда. Под востребованностью понимается комплекс факторов, обеспечивающих трудоустройство по специальности, а также соответствие личностно-профессионального потенциала требованиям внешней среды [1].
Основу личностно-профессионального потенциала составляет уровень развития профессиональной рефлексии. Под профессиональной рефлексией понимается определение своего способа применения полученного материала в профессиональной деятельности, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности, осознание целей и выработка своих способов осуществления профессиональной деятельности. Профессиональная рефлексия является когнитивным механизмом профессионального развития и основой для ее формирования является развитие рефлексии как когнитивного механизма саморазвития.
На базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в 2012 учебном году проводилось исследование уровня развития профессиональной рефлексии студентов направления «Менеджмент». В исследовании приняли участие студенты пятого курса.
Для анализа и оценки уровня развития профессиональной рефлексии в начале и в конце обучения на пятом курсе студентам было предложено написать эссе о том, как они представляют себя в профессиональной деятельности по своей специальности.
Анализ эссе студентов выявил низкий уровень развития профессиональной рефлексии, как в начале, так и в конце пятого курса. Развернутое и детальное описание своей профессиональной деятельности, соответствующее направлению «менеджмент» присутствовало в начале пятого курса у трех человек, в конце курса - у двух человек. Время выполнения задания в начале пятого курса варьировалось от 2 до 20 минут, среднее время выполнения составило 10 минут. Время выполнения задания в конце пятого курса варьировалось от 1 до 35 минут, среднее время выполнения составило 10 минут.
В результате анализа ответов студентов были выявлены ряд проблем, связанных с развитием профессиональной рефлексии (таблица 1).
Из представленных в таблице 1 данных, видно, что и в начале и в конце пятого курса в представлениях студентов о своей профессии и в осознании себя в профессиональной деятельности присутствует ряд проблем:
Таблица 1
Проблемы, связанные с развитием профессиональной рефлексии, выявленные в результате анализа эссе студентов
Проблема Процент ответов в начале обучения на пятом курсе (количество студентов=33) Процент ответов в конце обучения на пятом курсе (количество студентов=40)
Описание профессиональной деятельности с «внешней» стороны (какой коллектив, какое здание, место, обстановка). 40% 41%
Общее описание продвижения по карьерной лестнице. 27% 27%
Описание профессиональной деятельности менеджера (он делает ...) не пересекается с описанием своей профессиональной деятельности (я буду делать.). 3% 5%
Нежелание работать по своей специальности. 7% 11%
Видение специальности очень узко (решение узких специализированных задач). 7% 14%
Невозможность начать работу без наставника (куратора). 17% 8%
«Идеалистическое» представление о трудоустройстве и начале работы. 37% 27%
«Расплывчатое» представление о своей деятельности в профессии 50% 40%
Отказ выполнять задание 9% 8%
1) Описание профессиональной деятельности только с «внешней» стороны: описание коллектива, здания, места работы, обстановки в офисе, без упоминания целей, задач и особенностей профессии.
2) Описание продвижения по карьерной лестнице без учета специфики профессии. Восприятие продвижения как естественного процесса, который будет происходить без приложения каких-либо усилий со стороны студента.
3) Описание профессиональной деятельности менеджера не воспринимается как описание своей будущей профессиональной деятельности.
4) Нежелание работать по своей специальности.
5) Описание профессиональной деятельности как решение узких специализированных задач.
6) Отсутствие восприятия себя как специалиста, готового приступить к профессиональной деятельности: обязательное условие начала работы по специальности - наличие куратора (наставника), который сопровождает и поддерживает в начале профессиональной деятельности.
7) «Идеалистическое» представление о трудоустройстве и начале работы: быстрое трудоустройство на высокооплачиваемую должность; выполнение нестандартных, интересных задач; описание начала своей профессиональной деятельности как выполнение задач руководителя предприятия.
8) «Расплывчатое» представление о своей деятельности в профессии: описание своей профессиональной деятельности как выполнение стандартных действий, без учета специфики профессии: «я буду решать задачи, составлять отчеты, общаться с клиентами» и т.п.
Для диагностики уровня развития рефлексивности использовалась методика А.В. Карпова «Диагностика уровня развития рефлексивности» [2]. Результаты анализа уровня развития рефлексивности представлены на рис. 1.
Рис. 1. Диагностика уровня развития рефлексивности
Анализ результатов в начале и в конце пятого курса показал тенденцию к снижению уровня развития рефлексивности к концу пятого курса. Низкий уровень рефлексивности в начале пятого курса диагностировался у 18% студентов, в конце пятого курса - у 33%, количество студентов со средним уровнем рефлексивности снизилось с 73% до 65%, с высоким уровнем развития рефлексивности снизилось с 9% до 3%.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что традиционные формы обучения не способствуют развитию профессиональной рефлексии.
Для решения задачи развития профессиональной рефлексии можно предложить подход, базирующийся на использовании в обучении кросс-технологий. Опыт применения кросс-технологий в обучении студентов направления «Прикладная информатика» показал устойчивую тенденцию роста уровня развития рефлексивности, а также развитие профессиональной рефлексивности [1; 3].
Кросс-технологии являются синонимом и следующей версией «гуманитарных технологий ситуационного центра», разраба-
тываемых межрегиональным и международным научным коллективом под руководством д.т.н., проф. В.А. Филимонова (г. Омск). Ключевыми особенностями кросс-технологий являются [4]:
1) Использование всех сенсорных возможностей человека (видео, аудио, кинестетика и т.п. в лево- и правополушарном исполнении).
2) Использование специальных рефлексивных процессов (формальный анализ В.А. Лефевра).
3) Использование обратной связи.
4) Режим работы «здесь и сейчас», он-лайн, использование архивов (память).
5) Использование эффектов группового взаимодействия.
6) Сопровождение работы группы особой сервисной командой (минимум: планшетист, методолог, игротехник), которые осуществляют работу с образами разного типа (соответственно: полисенсорное представление информации, отражение и сопоставление процесса решения задач, обеспечение групповой динамики).
Применение кросс-технологий может включать четыре фазы [5]:
1. Подготовительная фаза. Студенты получают задание самостоятельно изучить тему из рекомендованных источников, выделить основные понятия, определить связи между выделенными понятиями, продумать варианты использования выделенных понятий в будущей профессиональной деятельности, записать появившиеся вопросы.
2. Работа с материалом по теме на занятии. В начале занятия происходит выяснение позиции студента и его образовательного запроса. Определяется задача исследования. Далее в процессе коллективной работы формируется система определений, формируются схемы, модели решения задачи. Функции методолога, планшетиста и игротехника попеременно выполняют преподаватель и студенты.
3. Работа с темой с использованием методики «рефлексивный театр» [6]. На данном этапе преподаватель разрабатывает вместе со студентами несколько вариантов схемы или модели, связанной с рассматриваемой тематикой. Далее осуществляется инсценировка разработанных вариантов. В качестве вариантов инсценировки выступают притчи, сказки, истории из практики, а также различные варианты применения рассматриваемого метода в профессиональной деятельности. После инсценировки проводиться рефлексивный анализ для уточнения того, в какой позиции находится студент на данный момент и уточнения его образовательного запроса с целью внесения необходимых корректировок.
Считается, что процесс обучения завершён успешно, если студенты в состоянии реконструировать схему, являющуюся инвариантом представленных ситуаций и реализовать свой вариант ситуации, соответствующий данной схеме. Хорошим результатом является также обоснование других схем, адекватных представленным ситуациям [6].
4. Контрольно-оценочная фаза. Студенты самостоятельно готовят и презентуют собственное представление материала по теме. Такое представление может быть индивидуальным или групповым.
В конце каждого занятия организуется обратная связь, в процессе которой студентам предлагается письменно ответить на вопросы: «Каковы ваши итоги работы на занятии?», «Что у вас получилось на занятии, что не получилось?», «Каким образом изученный материал может быть применен в вашей профессиональной деятельности?».
В результате исследования развития профессиональной рефлексии студентов направления «Менеджмент» были выявлено, что у студентов пятого курса низкий уровень развития профессиональной рефлексии. После обучения в течение семестра с применением стандартных форм обучения уровень профессиональной рефлексии практически не изменился. Так же было выявлено снижение показателей уровня развития рефлексивности к концу семестра. Для решения выявленных проблем предлагается использование в обучении подхода, связанного с применением кросс-технологий.
низкий средний высокий
□ В начале пятого курса □ В конце пятого курса
Библиографический список
1. Слугина, Н.Л. Кросс-технологии в развитии профессиональной рефлексии на примере студентов направления «Прикладная информатика» / Н.Л. Слугина, В.С. Чернявская // Мир науки, культуры, образования. - № 6. - 2012.
2. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - Т. 24.
3. Слугина, Н.Л. Применение технологий ситуационного центра для формирования профессиональной рефлексии студентов специальности «Прикладная информатика» // Интеллектуальный потенциал ВУЗов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы международной научно-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Владивосток, 2012. - Кн. 1.
4. Чернявская, В.С. Кросс-технологии в профессиональном образовании // В.С. Чернявская, В.А. Филимонов // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 3.
5. Слугина, Н.Л. Технологии ситуационного центра: опыт применения в процессе обучения дисциплине «Теория систем и системный анализ» // Рефлексивный театр ситуационного центра-2011: материалы 5-ой Всероссийской конф. с международным участием РТСЦ-2011 / под науч. ред. В.А. Филимонова. - Омск, 2012.
6. Филимонов, В.А. Рефлексивный театр ситуационного центра: пейзаж после премьеры // Рефлексивные процессы и управление. -2008. - № 2.
Bibliography
1. Slugina, N.L. Kross-tekhnologii v razvitii professionaljnoyj refleksii na primere studentov napravleniya «Prikladnaya informatika» / N.L. Slugina,
V.S. Chernyavskaya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - № 6. - 2012.
2. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 5. - T. 24.
3. Slugina, N.L. Primenenie tekhnologiyj situacionnogo centra dlya formirovaniya professionaljnoyj refleksii studentov specialjnosti «Prikladnaya
informatika» // Intellektualjnihyj potencial VUZov - na razvitie Daljnevostochnogo regiona Rossii i stran ATR: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. studentov, aspirantov i molodihkh uchenihkh. - Vladivostok, 2012. - Kn. 1.
4. Chernyavskaya, V.S. Kross-tekhnologii v professionaljnom obrazovanii // V.S. Chernyavskaya, V.A. Filimonov // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - № 3.
5. Slugina, N.L. Tekhnologii situacionnogo centra: opiht primeneniya v processe obucheniya discipline «Teoriya sistem i sistemnihyj analiz» // Refleksivnihyj teatr situacionnogo centra-2011: materialih 5-oyj Vserossiyjskoyj konf. s mezhdunarodnihm uchastiem RTSC-2011 / pod nauch. red. V.A. Filimonova. - Omsk, 2012.
6. Filimonov, V.A. Refleksivnihyj teatr situacionnogo centra: peyjzazh posle premjerih // Refleksivnihe processih i upravlenie. - 2008. - № 2.
Статья поступила в редакцию 04.03.13
УДК 372.878
Smotrova E.V. FORMING OF INTEGRAL COMPREHENSION OF ART BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS. The
article spotlights integral comprehension of art and its images as a dialectic way of cognition, which assures understanding of universal moral laws that form the content of art. Specific examples reveal the meaning of integral comprehension of art which not only assist in understanding of its content and form but ensure children's self-actualization and development of their inner life. This article's target audience are the art teachers who strive for the advanced understanding of the subject by the students, as well as for boosting their artistic imagination and creative thinking.
Key words: integral comprehension of art, artistic thinking, dual nature of art, the content and form, polyphony of opinion, understanding of meaning.
Е.В. Смотрова, Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель музыки и
искусства, ГОУ Центр Образования № 1811 «Измайлово», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ
В центре внимания автора - целостное представление об искусстве, его художественных образах как диалектический способ познания, обеспечивающий понимание общечеловеческих нравственных идей, составляющих содержание искусства. На конкретных примерах раскрывается сущность целостного представления об искусстве, способствующего не только пониманию его содержание и формы, но и самопознанию ребенка, углублению его в собственный внутренний мир. Статья адресована учителям искусства, стремящимся к активизации художественного воображения и творческого мышления детей.
Ключевые слова: целостное представление об искусстве, художественное мышление, двойственная природа искусства, содержание и форма, полифония суждений, постижение смысла.
Сегодня целью художественного образования является создание у ребёнка целостного образа мира. Для достижения этой цели очень важным видится переход от экстенсивного обучения к развивающему. В рамках экстенсивного обучения воспроизведение приобретённых ЗУНов, или, как сейчас принято называть - образовательных компетенций, вовсе не является проявлением творческого начала у учащихся. Перспектива видится в развивающем обучении. Здесь теоретическое мышление способно распознать внутренние соотношения явлений и предметов и сформировать истинное творчество, понимаемое, как создание оригинального и преобразование существующего. Отметим, что детям присуще наглядно-образное мышление, которое позволяет воспринимать объект целостно. Однако как сохранить эту целостность в восприятии произведений искусства - на этот вопрос должна ответить педагогика искусства.
В основании этой проблемы находится понимание учащимися содержания произведений искусства: воплощение обще-
человеческих ценностей, масштаб которых требует целостного восприятия. Даже когда мы говорим с детьми о самом, казалось бы, простом в анализе произведения искусства - настроении, следует удерживать в сложившейся дискуссии саму суть понятия: настроение - это целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Тут не обойтись без исследования: в какой логике они (переживания) переходят друг в друга, образуя особое настроение.
Когда мы прослеживаем художественную идею, следует помнить, что она отражает содержательно-смысловую целостность художественного произведения, его главную мысль. Отсюда - можно сделать вывод, что исследование произведения искусства требует единственного о нем представления - целостного.
Мы говорим о целостности как принципе восприятия и организации учебно-воспитательного процесса, как уникальности работы нашего мозга, как наиболее существенной характерис-