4. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975.
5. Филимонов, В.А. Спинной мозг ситуационного центра // Ситуационные центры и перспективные информационно-аналитические средства поддержки принятия решений: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф., 2009.
6. Чернявская, В.С. Кросс-технологии: развитие метакогнитивных стратегий с помощью информационных технологий / В.С. Чернявская, Н.Л. Слугина // В мире научных открытий. - 2012. - № 10.
7. Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. - 1999. - № 3.
Bibliography
1. Bondarevskaya, E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Pedagogika. - 1997. - № 4.
2. Makarenko, A.S. Proektirovatj luchshee v cheloveke. - Mn., 1989.
3. Platonov, K.K. Lichnostnihyj podkhod kak princip psikhologii
// Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1969.
4. Sukhomlinskiyj, V.A. Kak vospitatj nastoyathego cheloveka. - Kiev, 1975.
5. Filimonov, V.A. Spinnoyj mozg situacionnogo centra // Situacionnihe centrih i perspektivnihe informacionno-analiticheskie sredstva podderzhki prinyatiya resheniyj: sb. mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 2009.
6. Chernyavskaya, V.S. Kross-tekhnologii: razvitie metakognitivnihkh strategiyj s pomothjyu informacionnihkh tekhnologiyj / V.S. Chernyavskaya, N.L. Slugina // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2012. - № 10.
7. Yakimanskaya, I.S. Principih postroeniya obrazovateljnihkh programm i lichnostnoe razvitie uchathikhsya // Voprosih psikhologii. - 1999. - № 3.
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 378.147
Slugina N.L., Chernjavskaja V.S. CROSS-TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL REFLECTION ON THE EXAMPLE OF THE STUDENTS OF A DIRECTION «APPLIED INFORMATICS». The article reflects the results of an experimental study of students with cross-technology to develop the demand for graduates. Sound approach to the diagnosis and the development of professional reflection of future computer scientists. Reflected efficiency represented type of training.
Key words: professional reflection, students, demand, cross-technologies.
Н.Л. Слугина, ст. преп. каф. информационных систем и прикладной информатики Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: nina.eberzina@vvsu.ru; В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф., директор НИИ Профессиональной педагогики и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: tina_v@rambler.ru
КРОСС-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
Статья отражает результаты экспериментального обучения студентов с помощью кросс-технологий для развития востребованности выпускников. Обоснованы подходы к диагностике и развитию профессиональной рефлексии у будущих информатиков. Отражена эффективность представленного типа обучения.
Ключевые слова: профессиональная рефлексия, студенты, востребованность, кросс-технологии.
Востребованность выпускников рынком труда в настоящее время стала критерием успешности деятельности учреждений профессионального образования. Данное понятие чаще всего рассматривается в контексте экономических исследований, реже - в социологии и педагогических науках.
Достаточно активно исследуется тематика конкурентоспособности (Л.М. Митина, Д.В. Чернилевский), которая, на наш взгляд, является родственным, но не синонимичным понятию «востребованность». Этому способствует реальный рост конкуренции (или многогранное позиционирование этого роста) во всех сферах жизни современного человека. В связи с этим от студента и выпускника вуза ожидается подготовленность к процессу сравнения себя с другими и выигрышу в конкурентной борьбе.
Под востребованностью мы понимаем комплекс факторов обеспечивающих трудоустройство по специальности; соответствие личностно-профессионального потенциала требованиям внешней среды.
Принимая во внимание то, что метакогнитивные стратегии формируются на основе внутренних представлений человека о себе, о своей деятельности, для их развития необходимо создавать среду, в которой студенты могли бы не только высказывать свое мнение, но и рассматривать и анализировать другие мнения относительно решаемых задач. А также иметь возможность проанализировать свои действия и свой способ достижения результата, соотнести его со способами, используемыми другими и получить обратную связь от участников учебного процесса.
При традиционном подходе к организации учебного процесса основной формой общения является ответ студентом на поставленный преподавателем вопрос или объяснение хода решения задачи, как правило, без организации коллективного обсуждения и анализа использованных методов достижения результата. В данных условиях обучения происходит формирование спосо-
ба решения задачи на основе только одного мнения, что не способствует развитию метакогнитивных стратегий.
Использование в процессе обучения кросс-технологий позволяет создать условия, которые способствуют активизации развития метакогнитивных стратегий у студентов [1]. Ключевыми особенностями данных технологий, которые позволяют создавать необходимые условия, являются [2]:
1. Использование всех сенсорных возможностей человека (видео, аудио, кинестетика и т.п. в лево- и правополушарном исполнении).
2. Использование специальных рефлексивных процессов (формальный анализ В.А. Лефевра).
3. Использование обратной связи.
4. Режим работы «здесь и сейчас», он-лайн, использование архивов (память).
5. Использование эффектов группового взаимодействия.
6. Сопровождение работы группы особой сервисной командой (минимум: планшетист, методолог, игротехник), которые осуществляют работу с образами разного типа (соответственно: полисенсорное представление информации, отражение и сопоставление процесса решения задач, обеспечение групповой динамики).
На базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в 2011 -2012 учебном году проводилось экспериментальное обучение студентов направления «Прикладная информатика» с применением кросс-технологий. В исследовании принимали участие две группы студентов четвертого курса, изучающих дисциплину «Теория систем и системный анализ»: экспериментальная и контрольная. Все занятия экспериментальной группы проводились с применением кросс-технологий. Студенты контрольной группы изучали дисциплину «Теория систем и системный анализ» без применения кросс-технологий.
Таблица 1
Результаты анализа эссе студентов
Проблема Процент ответов до обучения с применением кросс-технологий Процент ответов после обучения с применением кросс-технологий
Экспериментальная группа (n=20) Контрольная группа (n=12) Экспериментальная группа (n=20) Контрольная группа (n=12)
Описание профессиональной деятельности с «внешней» стороны (какой коллектив, какое здание, место, обстановка). 55% 42% 0% 50%
Общее описание продвижения по карьерной лестнице. 60% 50% 15% 33%
Описание профессиональной деятельности информатика (он делает ...) не пересекается с описанием своей профессиональной деятельности (я буду делать.). 25% 25% 10% 17%
Нежелание работать по своей специальности. 20% 17% 0% 17%
Видение специальности очень узко (решение узких специализированных задач). 25% 67% 0% 58%
Одной из задач обучения было развитие профессиональной рефлексии. Под профессиональной рефлексией мы понимаем определение своего способа применения полученного материала в профессиональной деятельности и осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная рефлексия является когнитивным механизмом профессионального развития и основой для ее формирования является развитие рефлексии как когнитивного механизма саморазвития.
Для диагностики уровня развития рефлексивности использовалась методика А.В. Карпова «Диагностика уровня развития рефлексивности» [3]. Анализ результатов до и после обучения с применением кросс-технологий показал, что использование кросс-технологий в учебном процессе способствует развитию уровня рефлексивности [1].
Для анализа и оценки уровня развития профессиональной рефлексии в начале и в конце обучения студентам было предложено написать эссе о том, как они представляют себя в профессиональной деятельности информатика. Результаты анализа эссе представлены в таблице 1.
Анализ эссе студентов до обучения с применением кросс-технологий выявил низкий уровень развития профессиональной рефлексии и в экспериментальной и в контрольной группах, а именно:
1) описание профессиональной деятельности с «внешней» стороны (какой коллектив, какое здание, место, обстановка) без упоминания об особенностях профессии;
2) описание профессиональной деятельности с внешней стороны, без упоминания целей, задач и профессиональных аспектов;
3) описание профессиональной деятельности информатика не соотносится с описанием своей профессиональной деятельности;
4) нежелание работать по своей специальности;
5) описание профессиональной деятельности как решение узких специализированных задач.
Библиографический список
С целью развития профессиональной рефлексии перед студентами экспериментальной группы была поставлена задача: снять фильм о своей специальности под названием «Я инфор-матик!», в котором показать свою будущую профессиональную деятельность с различных аспектов. На занятиях, проводимых с использованием кросс-технологий, студенты, организованные в проектную группу проходили все этапы жизненного цикла проекта: от разработки идеи до презентации фильма на научной конференции [4]. После презентации на научной конференции и получение обратной связи от преподавателей, студентов других курсов и специалистов в области прикладной информатики было проведено занятие, на котором в форме интервью студенты осмысливали свое участие в проекте и полученные результаты.
Анализ эссе студентов после обучения с применением кросс-технологий показал повышение уровня развития профессиональной рефлексии, а именно:
1) описание профессиональной деятельности как описание решаемых профессионалом задач с учетом особенности профессии, а не «внешних» ее сторон;
2) принятие своей профессии и уважительное отношение к ней;
3) системное описание будущей профессиональной деятельности и включение в нее большего разнообразия аспектов.
Анализ эссе студентов контрольной группы после обучения в традиционной форме значительных изменений в уровне развития профессиональной рефлексии не выявил.
В целом анализ результатов диагностики до и после обучения с применением кросс-технологий показал устойчивую тенденцию роста уровня развития рефлексивности, а также развитие профессиональной рефлексивности.
Данные полученные в результате анализа подтверждают эффективность использования кросс-технологий в процессе профессионального образования, как фактора развития мета-когнитивных стратегий и востребованности выпускников на рынке труда.
1. Чернявская, В.С. Кросс-технологии: развитие метакогнитивных стратегий с помощью информационных технологий / В.С. Чернявская, Н.Л. Слугина // В мире научных открытий. - Красноярск. - 2012. - № 10(34).
2. Чернявская, В.С. Кросс-технологии в профессиональном образовании / В.С. Чернявская, В.А. Филимонов // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 3.
3. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5.
4. Слугина, Н.Л. Применение технологий ситуационного центра для формирования профессиональной рефлексии студентов специальности «Прикладная информатика» // Интеллектуальный потенциал ВУЗОВ - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 12-28 апреля 2012 г. - Владивосток, 2012. - Кн.1.
Bibliography
1. Chernyavskaya, V.S. Kross-tekhnologii: razvitie metakognitivnihkh strategiyj s pomothjyu informacionnihkh tekhnologiyj / V.S. Chernyavskaya, N.L. Slugina // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - Krasnoyarsk. - 2012. - № 10(34).
2. Chernyavskaya, V.S. Kross-tekhnologii v professionaljnom obrazovanii / V.S. Chernyavskaya, V.A. Filimonov // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - № 3.
3. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - T. 24. - № 5.
4. Slugina, N.L. Primenenie tekhnologiyj situacionnogo centra dlya formirovaniya professionaljnoyj refleksii studentov specialjnosti «Prikladnaya informatika» // Intellektualjnihyj potencial VUZOV - na razvitie Daljnevostochnogo regiona Rossii i stran ATR: Materialih mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii studentov, aspirantov i molodihkh uchenihkh. 12-28 aprelya 2012 g. - Vladivostok, 2012. - Kn.1.
Статья поступила в редакцию 01.12.12