2.Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений /А.В. Батаршев. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
© Дуева А.С., 2016
УДК 37.015.3
И.А. Егорова, к.с.н., доцент Таганрогский институт управления и экономики г. Таганрог, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам развития коммуникативных, организаторских и регулирующих деятельность компетенций студентов вузов. Обсуждаются противоречия, обусловившие актуальность данной проблемы. Намечены возможные пути и технологии развития общекультурных компетенций.
Ключевые слова
Общекультурные компетенции, источники формирования и средства развития
общекультурных компетенций.
Современное состояние сферы образования в России и происходящие в ней бурные и разнонаправленные трансформации являются источником многих дискуссионных вопросов и отправной точкой для решения различных важных проблем.
Одной из таких проблем является развитие в ходе образовательного процесса важнейших общекультурных компетенций. Необходимость такого развития обусловлена возрастающими требованиями к личности специалиста, его психологической, социальной и информационной компетентности.
Работодатели и ведущие аналитики рынка труда все чаще отмечают, что у современных выпускников вузов наблюдается недостаточное развитие коммуникативных, волевых и исполнительных качеств, часто снижена мотивация профессиональной деятельности, страдают навыки поиска, анализа и систематизации информации.
Особую озабоченность вызывают умения принимать решения и брать личную ответственность за их исполнение, прогнозировать, проектировать и планировать свою деятельность, продумывать различные варианты развития событий и собственных действий, выстраивать партнерские взаимоотношения, вступать в переговоры и диалог, работать в команде на общий коллективный результат.
Все эти компетенции являются общекультурными и не зависят о конкретной специальности, поскольку необходимы специалисту любой профессии. Однако с формированием и развитием таких компетенций связан ряд противоречий.
Во-первых, несмотря на то, что все участники образовательного процесса признают их важность и особую актуальность в настоящее время, еще нет понимания того, что необходимы специальные усилия по их целенаправленному формированию и развитию.
Во-вторых, многие студенты и преподаватели считают эти компетенции второстепенными по отношению к профессиональным знаниям и умениям, и в то же время признают, что без них невозможно овладеть профессиональными компетенциями, поскольку они связаны с познанием, общением, взаимодействием между людьми и регуляцией любой деятельности, в том числе учебной и профессиональной.
В-третьих, часто усилия, направленные на формирование общекультурных компетенций, оказываются неэффективными, поскольку носят фрагментарный, или бессистемный, или даже разнонаправленный
характер. Так, мероприятия по воспитательной работе в рамках студенческих клубов, студенческого самоуправления, общественных движений и объединений могут оказаться неэффективными только потому, что опасаясь недостатка мотивации у обучающихся, руководство подключает административный ресурс, что снижает мотивацию еще сильнее. Парадоксальным следствием такой ситуации становится нежелание студентов участвовать в каких бы то ни было мероприятиях.
В-четвертых, имеется понимание того, что общекультурные компетенции могут быть сформированы в реальной деятельности, но при этом ограничивается стремление студентов проявлять инициативу, активность, и тем самым развивать качества, связанные с планированием и регуляцией реальной деятельности.
В-пятых, достаточный уровень развития у обучаемых всех этих компетенций рассматривается в качестве необходимого условия всякого обучения, но при этом считается, что они развиваются «сами собой», без каких-либо специальных усилий. Иными словами, ни одна из сторон - субъектов образовательного процесса не считает необходимым принять собственную ответственность за формирование общекультурных компетенций, и таким образом не проявляет важнейшую из них, связанную со свободой, активностью, инициативой и ответственностью.
Если считать источниками формирования общекультурных компетенций жизненный опыт, искусство и специальные научные методы и обучающие технологии, возникает тенденция переоценки роли жизненного опыта и недооценки возможностей применения специальных технологий. Такая ситуация ведет к тому, что общий уровень общекультурных компетенций выпускников вузов достаточно низок: жизненный опыт еще не накоплен, а специальные технологии в учебной деятельности не применялись.
Таким образом, описанные противоречия свидетельствуют о назревшей необходимости включения в образовательный процесс мер и технологий, которые могли бы целенаправленно формировать и развивать коммуникативные, организаторские, волевые, исполнительные функции, мыслительные операции, исследовательские и презентационные умения. Особое внимание обращает на себя развитие умений действовать в нестандартных ситуациях, в условиях риска и неопределенности, недостатка информации, группового давления, манипуляции со стороны окружающих, конкуренции и конфликта.
Эффективным средством развития общекультурных компетенций является совместная проектная, творческая или игровая деятельность, в ходе которой поощряется любая конструктивную активность обучающихся - начиная от постановки и формулирования вопросов, поиска информации, организации индивидуальной и групповой деятельности и заканчивая презентацией ее результатов.
Благодаря постановке реальных задач участники совместной деятельности могут проявить свои умения и способности, творческую активность, инициативу и ответственность, спланировать и осуществить свою деятельность, и таким образом формировать и развивать общекультурные компетенции.
© Егорова И.А., 2016
УДК 159.99
Л.В. Сибилёва,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
Т.Е. Журина
студентка факультета дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск, Российская Федерации
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье человека относят к наиболее сложным проблемам, не утрачивающим со временем своей