УДК 159.9:7.01
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© 2015 И. В. Борзенкова1, Е. В. Беляева2
1канд. психол. наук,
доцент кафедры психологии и педагогики e-mail: soledad09@yandex. ru
КИСО - филиал РГСУ
2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: lena-helayandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается проблема развития креативности в юношеском возрасте, возрастные предпосылки развития креативности. Дается анализ результатов исследования взаимосвязи интеллектуального развития и вербальной и невербальной креативности у студентов университета.
Ключевые слова: вербальная креативность, невербальная креативность, возрастное развитие, интеллектуальное развитие, корреляция.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности, создания условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности - общей способности к творчеству - стоит и перед высшей образовательной ступенью - вузом. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде могут приобретать первостепенное значение. В юношеском возрасте определяющими факторами являются: первичное самоопределение, дружба, сотрудничество. Проблема развития креативности отражена в многочисленных исследованиях:
Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева,
А.М. Матюшкина, Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Ф. Баррона и других. Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»: как свойства всей личности (М.С. Бернштейн, К. Роджерс, Е.Л. Торренс и другие); как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления (Д.Б. Богоявленская, А.Б. Брушлинский, О.К. Тихомиров и другие); как способности (А.Д. Ермолаева-Томина, М. Воллах, Н. Коган, Г. Литтон); как потребности личности в поисково-преобразовательной деятельности при условии активного взаимодействия с микросредой (В.Н. Козленко). Таким образом, вопрос о понимании природы креативности и определении сущности понятия относится к дискуссионным вопросам психологии. Значимой в рамках нашего исследования выступает проблема креативности в аспекте определения источников и социальных условий ее развития, и в частности влияния микросреды, которая разрабатывалась в исследованиях В.Н. Дружинина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кальмер, Н.С. Лейтеса, А. А. Бодалева и других.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Одной из актуальных проблем исследования креативности является выявление формирующего влияния специально созданных параметров среды (низкая степень регламентации поведения, предметно-информационная обогащенность и
представленность образцов креативного поведения) на уровень креативности (В. Л. Дружинин, Н.Б. Хазратова, 1997). Период студенчества - это время
профессионального выбора и специализации. В этот период, как правило, личность уже выбрала путь реализации способностей, однако молодой человек все еще ищет себя. Юность и молодость характеризуются, с одной стороны, физическим расцветом, с другой - эмоциональной ранимостью и неустойчивостью. Наблюдается несоответствие между физической и социальной зрелостью студентов. Данный возрастной период характеризуется повышенной эмоциональностью, которая реализуется в различного рода разрядках, общении в компаниях. Современное высшее образование ориентировано на развитие теоретического и критического мышления, в меньшей степени ставит своей целью раскрыть творческие способности. С учетом данной проблемы и повышения роли средовых факторов в развитии креативности студентов нами была определена тема настоящего исследования и сформулирована его цель, которая заключается в том, чтобы определить и обосновать особенности влияния определенных параметров среды на развитие креативности студентов. Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
• проанализировать современное состояние проблемы развития креативности под влиянием социальных условий на основе отечественных и зарубежных источников;
• определить взаимосвязь между уровнем развития креативности и особенностями развития микросреды;
• выявить уровни развития креативности студентов 3-х курсов;
• разработать программу развития креативности;
• исследовать особенности динамики креативности.
Вербальная и невербальная креативность по-разному актуализируется в юношеском возрасте. Общая закономерность состоит в преобразовании вербальной и некотором отставании невербальной креативности. Влияние микросреды на развитие креативности студентов характеризуется особенностями взаимосвязи креативности с общим уровнем интеллектуального развития и влиянием социометрического статуса в группе сверстников. В психодиагностической части были использованы методики изучения уровня интеллектуального развития Д. Векслера (взрослый вариант), методики развития вербальной (Дж. Гилфорд, В. Меде, К. Пиорковский) и невербальной креативности (КТТМ - краткий тест творческого мышления Е. Торренса), исследование особенностей характеристик микросреды (методика «Социометрия» Дж. Морено). Экспериментальная работа осуществлялась в КИСО (филиале) РГСУ г. Курска. Исследованием было охвачено 50 испытуемых - студентов 3-х курсов (от 19 до 20 лет). В работе были исследованы особенности взаимосвязи креативности и микросреды студентов. Нами были определены особенности взаимосвязи интеллектуального развития, социометрического статуса и креативности. Анализ результатов исследования показал, что социометрический статус и уровень интеллектуального развития теснее взаимосвязаны, нежели креативность. Частично была выявлена корреляционно значимая связь между социометрическим статусом и невербальной креативностью: на однопроцентном уровне по шкале беглости, на пятипроцентном - по шкале гибкости. Студенты с высоким уровнем креативности могут обладать как высоким, так и низким социальным статусом, и наоборот. Из этого следует, что не существует тесной связи между уровнем развития креативности и социометрическим статусом студентов. Наблюдается определенная закономерность: к высокому уровню интеллектуального развития относятся студенты с высоким и выше
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Борзенкова И. В., Беляева Е. В. Проблема развития креативности в юношеском возрасте
среднего социальным статусом. Таким образом, существует тесная зависимость между уровнем интеллектуального развитая и социометрическим статусом в студенческой группе.
Таблица 1
Характеристики вербальной и невербальной стороны креативности студентов
Параметры креативности Характеристики вербальной стороны креативности Характеристики невербальной стороны креативности
Хар а Хар с
Беглость 5,5 2,2 9,6 2,3
Оригинальность 4,6 4,2 1,7 1,5
Гибкость 5,8 1,6
Разработанность 13,7 4,6
Сделаем акцент на показателях оригинальности креативности, который большинством психологов считается определяющим. Качественный анализ данных, полученных при изучении невербальной креативности, обнаружил следующие закономерности: так, показатель оригинальности подсчитывается как мера
статистической редкости ответа. Но, по замечанию А.Н. Ворокина, двух идентичных изображений не бывает, поэтому говорить следует о статистической редкости типа рисунков (ответов). Принадлежность каждого конкретного рисунка к определенному классу устанавливалась лишь при анализе результатов на выборке испытуемых. Показатель оригинальности вербальной креативности несколько выше показателя оригинальности невербальной креативности.
Таблица 2
Характеристика интеллектуального развития (Хар, а) студентов
Субтесты по Векслеру Хар а
« Осведомленность» 11,82 1,44
«Понятливость» 5,05 1,17
«Словарный» 15,27 5,28
«Недостающие детали» 11,77 3,29
IQ- итоговый показатель 106,32 13,05
Как следует из полученных данных, показатели по субтесту «Словарный» выше, чем по другим субтестам. Вычисление коэффициентов ранговой корреляции показало, что существует положительная взаимосвязь между уровнем общей креативности и коэффициентом интеллекта у студентов 3 курса на 5-процентном уровне, что подтверждает точку зрения о том, что креативность имеет низкую зависимость от уровня интеллектуального развития. Сделав пробный срез уровня развития креативности и интеллекта студентов 3 курса, мы разработали программу развития креативности и интеллекта, которая реализовывалась в рамках спецкурса «Психология творчества» в течение учебного года. Программа состояла из нескольких блоков:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
I блок - упражнения по совершенствованию способностей восприятия, памяти, внимания;
II блок - упражнения по развитию пространственно-образного мышления;
III блок - упражнения по развитию логического мышления;
IV блок - упражнения по развитию вербального мышления;
V блок - упражнения по развитию творческого мышления.
Отдельный раздел был посвящен поиску нестандартных решений проблем в социальной сфере, технике. Время на выполнение упражнений не ограничивалось, обсуждение проводилось в форме «мозгового штурма», не отвергались даже самые невероятные идеи, каждый ответ заслуживал внимания. В группе создавалась атмосфера психологической поддержки. По окончании реализации развивающей программы нами был сделан повторный срез уровня развитая интеллекта и креативности. Анализ показал, что средние значения креативности увеличиваются, что свидетельствует о развитии креативности у студентов после прохождения спецкурса. На основании различия в выполнении экспериментальных заданий испытуемыми нами были выделены группы студентов с относительно высокими, средними, выше среднего, ниже среднего и низкими показателями каждой из сторон креативности. Можем отметить, что процентное соотношение студентов, относящихся к высокому уровню развития вербальной креативности, увеличивается после прохождения спецкурса по показателю беглости (от 14,5 % до 16,7 %) и оригинальности (от 13,63 % до 20 %). Анализ полученных данных показал, что процентное соотношение студентов, относящихся к высокому уровню невербальной креативности, увеличивается по показателю беглости (от 54,8 % до 77,4 %) и оригинальности (от 7,1 % до 13,7 %). Что касается изменений показателей интеллектуального развития, то они являются незначительными.
На основании полученных результатов подведены итоги исследования и сделаны следующие выводы.
• Выявлено 5 уровней развития креативности студентов.
• Учащиеся с высоким уровнем креативности могут обладать в развитой мере высоким и низким социальным статусом. Таким образом, связь между уровнем развития креативности и социометрическим статусом студентов существует, но она не однозначна.
• Студенты с высоким уровнем интеллектуального развития обладают высоким и выше среднего социальным статусом. Существует тесная связь между уровнем интеллектуального развития и социометрическим статусом в студенческой группе.
• Существует положительная динамика развития креативности после осуществления программы развития креативности. Процентное соотношение студентов, относящихся к высокому уровню развития вербальной креативности, увеличивается как по показателю беглости, так и оригинальности. Аналогичные результаты отмечены и по отношению к развитию невербальной стороны креативности.
• Изменение показателей интеллектуального развития после формирующего эксперимента является незначительным.
Библиографический список
Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.,
2001.
Коняхин А.В. Тренинг интеллектуальных способностей: задачи и упражнения. СПб., 2007.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Борзенкова И. В., Беляева Е. В. Проблема развития креативности в юношеском возрасте
Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4 (20). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/022-033.pdf (дата обращения: 13.05.2015).
Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1998.
Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ, высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес и др. М.: Академия, 2000.
Шадриков В.Д. Способности человека. Воронеж, 1997.